«БЕЗ НАШИХ СПЕЦОВ В СТРОИ НЕ СТАНОВИТСЯ НИ ОДИН БОЕВОЙ КОРАБЛЬ»
КАСАТОНОВ Владимир Львович
родился 17 июня 1962 года в г. Москве.
В1979 г.окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
В1984 г. окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова (с золотой медалью).
Службу проходил на кораблях Северного флота.
В 1991 г. окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. Назначен старшим помощником командира гвардейского эскадренного миноносца «Гремящий» (1991— 1994 гг.); старшим помощником командира (1994 г.) и командиром эскадренного миноносца «Расторопный» (1994-1997 гг.).
В 1999 г. окончил Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова (с отличием).
В 2000 г. назначен на должность командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (20002005 гг.), начальник штаба (2005-2006 гг.)
В 2008 г. окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ (с отличием). Далее проходил службу: командиром (2008-2010 гг.) 43-й дивизии ракетных кораблей, командующим Кольской флотилией разнородных сил (2010-2012 гг.).
В сентябре 2012 года назначен начальником штаба - 1-м заместителем командующего Тихоокеанским флотом.
С 3 октября 2016 г. возглавляет Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
Военно-морской флот сегодня развивается семимильными шагами. В строй становятся новейшие подводные лодки и надводные корабли. Как идет подготовка кадров для ВМФ России рассказывает начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат военных наук, вице-адмирал В.Л. Касатонов, кавалер орденов «За военные заслуги», «За морские заслуги» и Почета.
шение квалификации военных кадров в системе дополнительного профессионального образования.
В последнее десятилетие в отечественном и зарубежном образовании, в том числе и в военном, четко проявилась тенденция создания крупных университетских комплексов, объединяющих образовательные и научные учреждения различных уровней и ступеней образования. В гражданском образовании эта идея нашла воплощение в создании национальных исследовательских университетов, в военном - видовых военных учебно-научных центров, одним из которых и является ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Главной особенностью военно-морского образования на современном этапе является его глубокая интеграция с наукой и практикой флотов, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. В чем это выражается?
Первое. Ввод в состав ВМФ новых современных надводных кораблей и подводных лодок, формирование в составе флотов новых воинских частей и соединений значительно увеличили заказ на подготовку военных кадров.
Начиная с 2017 года, мы вышли на полную емкость наборов слушателей и курсантов. В последние годы проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов Военно-Морской Флот не испытывает. Конкурс кандидатов на посту-
- Владимир Львович, структура ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» не такая простая. В вашем подчинении порядка десяти различных учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Это на руку в работе или нет? Расскажите о подготовке кадров для Военно-Морского Флота, в чем ее специфика?
- Подготовка высококвалифицированных военных кадров для Военно-Морского Флота и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами как для Главного командования Военно-Морского Флота, так и для руководства ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
В настоящее время система военного образования ВМФ - это достаточно отлаженный и эффективно работающий механизм, обеспечивающий подготовку по всем уровням образования, а также профессиональную переподготовку и повы-
пление уже превышает 3 человека на место. Это средняя цифра, а по некоторым специальностям - более 7 человек на место. По девушкам конкурс в 2 раза больше -14 человек на место.
Во многом это результаты четко отлаженной работы по военно-профессиональной ориентации во всех субъектах Российской Федерации и участия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в проведенной Всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия - Родину защищать».
Второе. На вооружение ВМФ поступает все более наукоемкая и технологически сложная техника. Это объективно потребовало большую часть мичманов, как первых помощников офицеров, комплектовать специалистами, имеющими профильное среднее профессиональное образование. Сегодня такое обучение проводится у нас по 21 военной специальности.
Третье. Придание военному образованию инновационности и мобильности, увеличение количества обучающихся потребовали внедрения в образовательный процесс новых активных методов и форм обучения. С1 сентября 2016 г. подготовка слушателей и курсантов переведена на электронное обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.
Четвертое. Применение сил и войск Военно-Морского Флота в Сирийской Арабской Республике и необходимость оперативного использования полученного практического опыта в образовательной деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» потребовали приоритетного рассмотрения для назначения на преподавательские должности офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.
Пятое. Расширение военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами укрепило имидж и престиж Военно-Морского Флота, значительно увеличило географию стран (более 30 стран) и количество иностранных военнослужащих (более 1000), обучающихся в нашей академии.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что у нас созданы все условия для дальнейшего инновационного развития системы военно-морского образования.
- ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» активно участвует в научных исследованиях по проблематике защиты национальных интересов России в Мировом океане, по обеспечению безопасности страны с океанических и морских направлений. О каких наработках в этой связи можно говорить в открытой печати?
- Сегодня зоной национальных интересов Российской Федерации
является большая часть Мирового океана от ее побережья, экономической зоны, континентального шельфа до открытого моря, простирающегося от Северного полюса до побережья Антарктиды. В целях предотвращения агрессии против Российской Федерации с океанических и морских направлений и реализации ее национальных интересов в Мировом океане Военно-Морской Флот должен обладать высоким боевым потенциалом, который позволит эффективно сдерживать военные угрозы и не даст им перерасти в различные военные конфликты, непосредственно угрожающие нашей национальной безопасности. На формирование именно такого потенциала нашего Военно-Морского Флота нацелена Программа кораблестроения на период до 2050 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 1 мая 2014 года. Впервые в отечественной истории так далеко, почти на 40 лет мы заглянули за горизонт в области строительства и развития ВМФ. Следует отметить, что в разработке и обосновании основных разделов Программы кораблестроения значительная роль принадлежит руководящему и научно-педагогическому составу ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
По инициативе Военно-Морского Флота проведены научные исследования, по результатам кото-
рых были уточнены национальные интересы России в Мировом океане. Они нашли свое отражение в новой редакции Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в июле 2015 года.
Защита национальных интересов России в Мировом океане, обеспечение безопасности страны с океанских и морских направлений, в том числе в Арктике, невозможны без внедрения инноваций и инновационных технологий во все сферы оборонной деятельности.
Научно-педагогическим составом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обоснованы перспективный облик и тактико-технические требования к морским робототех-ническим комплексам различного назначения: безэкипажным катерам, автономным и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам, беспилотным летательным аппаратам корабельного базирования.
Проведены исследования в области традиционной и альтернативной энергетики, энергосбережения, телекоммуникационных технологий, навигации, химмотологии, по-жаробезопасности, судостроения и судоподъема, а также безопасно-
сти, защиты и спасения человека. Результаты этих исследований в ближайшее время будут внедрены в перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники Военно-Морского Флота.
- Одним из важнейших направлений научной деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является военно-научное сопровождение строительства новых подводных лодок и надводных кораблей, разработка перспективных образцов вооружения для ВМФ России. Как строится эта работа?
- С 2009 года, с момента образования на основе Военно-морской академии крупного научно-образовательного центра Военно-Морского Флота, в состав которого наряду с образовательными вошли научно-исследовательские институты, научно-педагогический состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на постоянной основе привлекается к сопровождению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в интересах Военно-Морского Флота. К этой работе активно подключаются наши слушатели, курсанты, адъюнкты и докторанты.
Для сопровождения работ по созданию подводных лодок и надводных кораблей новых проектов формируются рабочие группы из представителей всех структурных подразделений ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Ни один боевой корабль, ни одно судно специального назначения и обеспечения, ни один образец вооружения и военной техники не принимаются в состав ВМФ без участия научных работников и преподавателей академии.
В рамках военно-научного сопровождения в период с 2014 года по настоящее время обеспечено строительство, испытания и ввод в состав Военно-Морского Флота:
• 4 атомных и 6 дизельных подводных лодок новых проектов;
• 18 надводных кораблей;
• более 50 катеров и вспомогательных судов.
Формирование концептуальных направлений развития Военно-Морского Флота осуществляется по результатам ежегодных научно-практических конференций ВМФ, которые традиционно проходят в стенах Военно-морской академии под руководством главнокомандующего ВМФ с привлечением командования флотов, руководителей предприятий и организаций ОПК, представителей научно-исследовательских и образовательных организаций Минобороны России.
Выработанные коллегиально предложения находят свое отражение в основных программных уставных документах по строительству, развитию и применению Военно-Морского Флота.
- Без участия в морских походах трудно представить себе настоящего офицера ВМФ. Как осуществляется практическая подготовка слушателей и курсантов в ВУНЦ ВМФ?
- Развитие Военно-Морского Флота показало объективную необходимость значительного усиления практической направленности обучения, введения для слушателей
и курсантов режима обучения, максимально приближенного к условиям прохождения службы на флоте.
В основе практической подготовки будущих офицеров Военно-Морского Флота является морская выучка курсантов, которая формируется в ходе проведения дальних морских походов на учебных кораблях, а также в ходе участия курсантов в мероприятиях боевой службы и боевого дежурства надводных кораблей и подводных лодок при проведении флотских практик и стажировок.
В связи с этим нами были скорректированы подходы к организации образовательного процесса.
В результате возросла интенсивность подготовки военнослужащих. Уже с первого курса появилась ярко выраженная практическая направленность обучения, повысился уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для их быстрой адаптации на флотах.
Именно для этого в течение нескольких лет нами реализуется практика участия курсантов военно-морских вузов в дальних океанских походах на учебных кораблях Военно-Морского Флота.
Так в этом учебном году курсантами военно-морских вузов впервые в истории выполнен уникальный штурманский поход на учебном корабле «Перекоп» вокруг Евразии.
За поход, через моря четырех океанов, пройдено более 34 тысяч морских миль. Совершены заходы в порты Коломбо (Шри-Ланка), Джакарта (Индонезия), Лимасол (Кипр), и впервые в истории был выполнен заход корабля Военно-Морского Флота Российской Федерации в п. Порт-Морсби (Папуа-Новая Гвинея).
Совместно с экипажем корабля курсанты и офицеры ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» приняли участие в международных военно-морских учениях КС)МСЮО-2018, проводившихся командованием ВМС Индонезии под эгидой ООН.
Также впервые в истории учебным кораблем выполнен переход
из Владивостока в Североморск Северным морским путем.
В ходе корабельной практики курсантами получены практические навыки и умения по обеспечению навигационной безопасности плавания и решению навигационных задач кораблевождения в различных условиях плавания, а также по несению специальных вахт.
Таким образом мы ориентируем образовательную деятельность, в первую очередь, на раскрытие индивидуальных способностей слушателей и курсантов путем организации их обучения по индивидуальным образовательным траекториям.
При этом мы в полной мере понимаем проблему подготовки именно офицера-моряка. Это связано не только с формированием профессиональных компетенций, но и с воспитанием офицера, как личности, формированием не только психологической устойчивости, но и личностной мотивации к преодолению трудностей службы на кораблях и подводных лодках, связанных с выполнением задач в условиях длительного отрыва от берега, семьи, привычных для каждого человека комфортных условий жизнедеятельности.
В следующем учебном году спланирован к проведению очередной дальний штурманский поход. Новая смена молодых военных моряков пройдет своими первыми морскими и океанскими дорогами.
Можно смело утверждать -личный состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» готов к дальнейшему выполнению задач по обучению курсантов и демонстрации флага Российской Федерации в различных районах Мирового океана.
- Ни для кого не секрет, что корабли ВМФ России принимают участие в вооруженной борьбе против терроризма на территории Сирии. Приходится ли специалистам ВУНЦ ВМФ бывать в командировках в САР и как используется
в обучении опыт боевых действий в Сирии?
- На сегодняшний день опыт боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике, в полном объеме реализован в образовательной и методической деятельности академии по всем уровням образования.
Данные направления учитывают как опыт выполнения боевых задач, так и опыт выполнения задач обеспечения, причем не только Военно-Морского Флота, но и группировки войск и сил Вооруженных Сил Российской Федерации в целом.
В ходе освоения учебных дисциплин основной направленностью обучения курсантов является изучение особенностей боевого применения современных образцов вооружения и военной (специальной) техники на основе опыта их применения в ходе ведения боевых действий в Сирийской Арабской Республике.
При этом основное внимание уделяется обучению курсантов с использованием электронных образовательных ресурсов, в том числе с использованием Единой электронной библиотечной системы Министерства обороны Российской Федерации, а также практической подготовке курсантов как на современных тренажерных комплексах, так и на учебных кораблях и катерах с выходом в море.
Практическая подготовка слушателей организована в ходе проведения комплексных тактических (тактико-специальных), оперативно-тактических, оперативных учений и заключительной командно-штабной военной игры с использованием возможностей оперативно-тактического тренажерного комплекса «Автоматизм».
Знания выпускниками институтов современных достижений военной науки и техники, передового опыта, полученного в ходе учений и тренировок, особенностей боевого применения и обеспечения боевых
действий при проведении специальных операций за пределами Российской Федерации высоко оценены государственной аттестационной комиссией.
- Сегодня очень актуально и даже модно стало говорить о «единой информационной среде» в образовательном процессе. У вас этот процесс получил свое развитие?
- Развитие единой информационно-образовательной среды связано, в первую очередь, с реализацией инновационного проекта «Создание и внедрение автоматизированных систем военного образования «Электронный вуз», включенного в программу «Эффективная армия».
Реализация требований Министра обороны к информационно-образовательной среде военных образовательных организаций позволила впервые комплексно подойти к внедрению 1Т-техно-логий и преодолению отдельных негативных факторов, которые на протяжении длительного времени накапливались в информатизации военного образования.
Требования входят в комплекс единых для военных образовательных организаций стандартов и схем по использованию электронных информационных и образовательных
ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств в сфере подготовки военных кадров.
Масштабная работа в этом направлении организована Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в рамках выполнения НИР «Перспективный вуз-2018».
Одним из результатов этой работы стал Сборник основных локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность в целом и использование информационных технологий в вузах, в частности.
Информационно-образовательная среда ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в настоящее время обеспечивает:
• подключение к сетям передачи данных Министерства обороны для осуществления электронного взаимодействия вузов в трех сегментах открытого (общедоступного), конфиденциального и закрытого доступа, а также для доступа к ресурсам глобальной информационной сети общего доступа Интернет;
• сетевое взаимодействие программных и аппаратных средств оборудования вычислительной инфраструктуры, оргтехники, си-
стем поиска и обработки данных, систем защиты информации и других средств локальных вычислительных сетей.
Эта инфраструктура обеспечивает персональный доступ всех групп пользователей с соответствующим распределением должностных прав к электронным базам данных от непосредственно самого ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» до Национального центра управления обороной Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов все академические учебные помещения в настоящее время оснащены техникой с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду вуза.
Кроме того, в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» установлен особый порядок доступа обучающихся к ресурсам глобальной информационной сети Интернет посредством оснащения специализированных классов автоматизированными рабочими местами.
Наиболее комплексно решается задача создания единой электронной библиотеки Министерства обороны и подключения вузов к ведущим библиотекам страны.
Для доступа к этим ресурсам у нас созданы классы доступа с автоматизированными рабочими местами и точки подключения персональных ноутбуков (планшетов) слушателей и курсантов.
Для обеспечения каждого обучающегося в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде вуза, в том числе в часы самостоятельной подготовки, электронные образовательные ресурсы и иные информационные ресурсы загружены на персональные технические средства слушателей и курсантов: на ноутбуки и флеш-накопители, на планшеты и в электронные книги.
Разработка новых электронных образовательных ресурсов осуществляется на основе единых для всех вузов Методических рекомендаций в едином программном комплексе и имеет единый интерфейс пользователя, позволяющий организовать работу обучающихся без проведения дополнительной подготовки.
В настоящее время в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» 100% реализуемых учебных дисциплин обеспечено новыми электронными или оцифрованными учебными изданиями.
В каждом электронном образовательном ресурсе используются, в том числе, элементы интерактивного видео- и анимационного показа. Это позволяет обучающимся наблюдать различные смоделированные действия от одиночного корабля до тактической группы однородного и разнородного состава или группировки разнородных сил ВМФ.
Знания и практические навыки по данным вопросам относятся к профессиональной компетенции не только штурманов, но и вахтенных офицеров, к исполнению обязанностей которых должны быть допущены практически все выпускники военно-морских учебных заведений.
Таким образом реализация проекта «Электронный вуз» должна гарантированно обеспечить повышение эффективности и оперативности управления вузами, качества подготовки военных кадров, а также доступность информационных ресурсов образовательных и научных организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Созданная на базе отечественного программного обеспечения информационная образовательная среда предоставляет широкий перечень информационных сервисов (услуг), требующихся в образовательной, научной и повседневной видах деятельности пользователей из личного кабинета.
Именно такие инновационные решения предусмотрены при создании единой учебно-научной базы Военно-Морского Флота в г. Кронштадте.
Кроме непосредственного использования современных информационных ресурсов в образовательной деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» осуществляет информационно-моделирующую поддержку принятия решений Главным командованием в области строительства, развития и применения Военно-Морского Флота, проведения командно-штабных военных игр с руководящим составом флотов и других объединений ВМФ, а также военно-морскими управлениями военных округов.
В ближайшей перспективе предусмотрено создание уникальной интегрированной информационно-вычислительной среды центра коллективного доступа ВМФ.
В основу построения такого центра будет положено сопряжение как вновь поставляемых автоматизированных систем, так и уже имеющихся в вузах и на флотах аппаратно-программных комплексов. Его центральными элементами станут комплексы военно-морской академии и объединений ВМФ «Автоматизм», увязанные с многофункциональным имитацион-но-моделирующим комплексом (МИМК) Военно-Морского Флота.
Комплексное развитие и внедрение информационных технологий
при создании единой электронной информационной образовательной среды, как части информационного пространства Вооруженных Сил, интегрированной с системой межведомственного информационного взаимодействия, должно обеспечить гарантированную отдачу от внедряемой 1Т-инфраструктуры, в которую вкладываются значительные ресурсы и от которой ожидают соответствующего эффекта.
- В вашем подчинении находятся много вузов, это говорит о большом коллективе педагогов. Как справляются с нагрузками преподаватели, кого вы хотели бы выделить?
- На сегодняшний день в ВУНЦ ВМФ проходят военную службу и работают более 1~<300 научно-педагогических работников, в их числе более 800 докторов и кандидатов наук, более 500 профессоров и доцентов.
В таком профессиональном коллективе необычайно сложно выделить лучших из лучших.
Поэтому, в первую очередь, мне хотелось бы отметить тех педагогов, которые в течение многих десятков лет готовят элиту Военно-Морского Флота, и их имена вписаны золотыми буквами в историю военно-морского образования. Это доктор военных наук, профессор Пучнин В. В., кандидат военно-морских наук, профессор Щукин Б. В., доктор военных наук, профессор Бегун В. И., доктор военных наук,
Г ' || 1 1 м 1 1 Г+1 1,11 II
1 ■ ТГ7ТЛБ Тм
профессор Чаусов Ф. С., доктор военных наук, профессор Поленин В. И. и многие, многие другие.
Деятельность наших педагогов по праву признана не только в образовательной среде Министерства обороны, но и в Российской Федерации в целом.
В данной связи не могу не отметить авторский коллектив Военного института (Военно-морского политехнического) в составе: доктора технических наук, профессора Разумеенко Ю. В., доктора технических наук, профессора Кузнецова В. Ю., кандидата технических наук, доцента Кухарева А. М., которым в 2017 году была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.
Отмечу, что авторский коллектив ВУНЦ ВМФ является единственным среди всех высших учебных заведений силового блока Российской Федерации, удостоенным за несколько последних лет высокой правительственной награды в области образования.
- Как поставлена изобретательская и рационализаторская работа в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»? Влияет ли она на результаты в учебном процессе и в научной работе?
- С момента своего образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает устойчивую позицию в авангарде вузов Минобороны России по основным видам деятельности - образовательной и научной. Это обусловлено целенаправленным проведением мероприятий по интеграции образования и науки.
Внедрение инновационных технологий в образовательную и научную деятельность повлекло за собой рост творческой активности научно-педагогического состава и обучающихся академии. В период с 2012 года по 2019 год
нами предоставлено более тысячи изобретений, полезных моделей, программ и баз данных для ЭВМ, а также рационализаторских предложений. Более пятисот из них защищены патентами и свидетельствами государственного образца.
Высокое качество научно-технической продукции позволяет достойно представлять результаты нашей интеллектуальной деятельности на мероприятиях конгрессно-выставочной деятельности, таких, как: Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Дни инноваций Минобороны России, Международный военно-технический форум «Армия».
В 2019 году на Салоне «Архимед» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» представил 47 разработок в области традиционной и альтернативной энергетики, энергосбережения, телекоммуникационных технологий, навигации, машиностроения, трибологии, химмотологии, по-жаробезопасности, судостроения и судоподъема, а также безопасности, защиты и спасения человека. Представленные разработки уже внедрены в образовательный процесс и научную деятельность военно-морских учебных заведений.
Все разработки были высоко оценены Международным жюри: представители ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» завоевали 32 золотые, 9 серебряных и 6 бронзовых медалей.
Таким образом, шестой год подряд ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» демонстрирует абсолютное лидерство в медальном зачете среди всех участников Салона, которых насчитывалось более 300, из них 18 организаций Минобороны России.
- В ВУНЦ ВМФ обучение проходят и девушки, как у них успехи и реально ли увидеть в перспективе командиром боевого корабля женщину в погонах?
- В настоящее время в ВУНЦ ВМФ девушки проходят обучение по двум военным специальностям высшего образования и по двум военным специальностям среднего профессионального образования.
Хочу отметить, что высокий конкурс на поступление из числа абитуриентов-девушек позволяет нам отобрать для обучения действительно лучших.
Для обучения девушек-курсантов у нас созданы самые оптимальные условия. Это касается и организации образовательного процесса, быта, занятий спортом, участия в различных культурных мероприятиях.
Поэтому уровень подготовки наших выпускниц является очень высоким. По результатам их служебной деятельности на воинских должностях мы получаем от командования соединений и воинских частей только положительные отзывы.
Конечно, мы пока не видим военнослужащих-девушек на боевых кораблях и подводных лодках. И это, конечно же, не связано с уровнем их подготовки или с физической невозможностью женщин исполнять служебные обязанности на боевых кораблях.
Устоявшиеся традиции Российского Военно-Морского Флота исторически прививают военным морякам особое отношение к своим матерям, женам, дочерям. Поэтому все тяготы корабельной службы всегда ложились на мужские плечи.
Но как знать: может быть, через какое-то время мы вернемся к этому вопросу?! А пока девушки проходят обучение в наших институтах для дальнейшей службы в органах военного управления различных уровней (от стратегического до тактического) и береговых частях ВМФ.
Подготовили Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото Александра Леонтьева
10
- ~