Научная статья на тему 'ОТ МИННОГО КЛАССА ДО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА'

ОТ МИННОГО КЛАССА ДО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуванов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ МИННОГО КЛАССА ДО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА»



I

к

<■1.»

ш

ОТ МИННОГО КЛАССА ДО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Шуванов

Александр Дмитриевич

родился 6 августа 1958 г. в г. Балтийске Калининградской области.

Окончил Калининградское высшее военно-морское училище в 1980 г., ВСОК ВМФ -в 1984 г.; Военно-морскую академию - в 1995 г. Служил на Северном флоте в должностях от командира зенитной ракетной батареи до командира дивизии противолодочных кораблей. С 2007 по 2009 г. - первый заместитель начальника организационно-мобилизационного управления Главного штаба. С 2009 по 2011 г. - советник Командующего ВМС Сирийской Арабской Республики. В 2012 г. - начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (г. Петродворец).

С 2012 г. - начальник Военного института (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Осуществлен переход на обучение по новым программам подготовки слушателей в системе непрерывного профессионального образования офицеров Военно-Морского Флота. Под руководством А.Д. Шуванова в Военном институте организована работа по созданию тренажерного комплекса нового поколения для подготовки командиров кораблей и флагманских специалистов для Военно-Морского Флота.

Необходимость в офицерах, которые могли бы эффективно управлять кораблями и их оружием, привела к созданию в Кронштадте Минного офицерского класса. Занятия в нем начались 14 октября 1874 года. Эта дата принята как день образования уникального учебного заведения, которое ныне представляет собой Военный институт (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Такое наименование с 1 июля 2012 года дано 2 филиалу ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (ранее — Высшие специальные офицерские классы ВМФ) в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации». Об истории развития института и его сегодняшнем дне рассказывает кавалер ордена «За военные заслуги» и медали «За заслуги перед Отечеством» II степени начальник ВИ (ДПО) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова» контр-адмирал А.Д. ШУВАНОВ.

- Да, нам, сотрудникам института, его выпускникам есть чем гордиться.

Сама система дополнительного профессионального образования была предназначена для совершенствования знаний и умений специалиста в его области деятельности и приобретения новых знаний и умений в новой для него области. В России она сформировалась в конце прошлого - начале нынешнего века. Однако более чем за век до этого такая система сформировалась в военном флоте России.

С ростом и расцветом военно-морская деятельность России потребовала систематического повышения уровня знаний офицеров, ранее полученных в Морском корпусе. Возникла необходимость создания системы совершенствования образования офицерских кадров флота в новых для них областях знаний.

Первоначально проблема дополнительного образования офицеров-специалистов для кораблей нашла свое разрешение в создании специальных офицерских классов. В1874 году в Кронштадте

- Александр Дмитриевич, о Военном институте (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» знают в основном только специалисты. Учитывая тот большой исторический путь, который прошло учебное заведение, беря во внимание личности, так или иначе сопряженные с работой института, рассказать о нем широкому кругу читателей видимо можно много интересного?

под патронажем контр-адмирала К. П. Пилкина был создан Минный офицерский класс.

Непосредственным его организатором был капитан-лейтенант В.П. Верховский, ставший затем первым начальником этого Класса (впоследствии вице-адмирал). Затем в 1878 году там же был открыт Артиллерийский офицерский класс, который возглавил генерал-лейтенант A.C. Кротков. Положительный опыт обучения на этих классах был использован в дальнейшем при создании в 1906 году Подводного (контр-адмирал Э.Н. Щенснович, выпускник Минного класса) и в 1909 году Штурманского (вице-адмирал Н. Н. Матусевич) офицерских классов.

В период 1874-1917 гг. методология подготовки специалистов для флота на офицерских классах была реализована в форме «практического подхода», когда теоретическое и практическое обучение по отдельным вопросам закреплялось отработкой конкретных практических действий. Полученные знания закреплялись в процессе корабельной практики. Так, заведующий офицерским классом подводного плавания контр-адмирал Щенснович считал, что каждый офицер подплава должен уметь обслужить любой механизм подводной лодки. Для этого он практиковал выходы в море с экипажем, состоящим только из офицеров.

Участие военного флота в Русско-японской и Первой мировой войнах позволило усовершенствовать образовательный процесс за счет акцента на практическое обучение (до 70% учебного времени), когда на лекциях и семинарах заслушивались сообщения о содержании прошедших боев, на конкретных примерах обсуждались проблемы, возникающие в различных боевых эпизодах, а на занятиях практической направленности изучалось оружие и вооружение.

В период становления Советской власти приказом по Морскому Ге-

неральному штабу от 13 ноября 1918 года разрозненные Офицерские классы были объединены в единое военно-морское учебное заведение «Соединенные курсы усовершенствования командного состава РККФ» (СКУКС РККФ). В1932 году курсы были отнесены к разряду высших специальных военно-морских учебных заведений под названием «Специальные курсы командного состава ВМФ».

В этом же году на Классах появилось новое направление - отделение подготовки командиров эсминцев. В первом его выпуске был Сергей Георгиевич Горшков, будущий легендарный Главком ВМФ, дважды Герой Советского Союза.

Постепенно сложились два направления дополнительного образования офицеров РККФ:

• первое - подготовка флагманских специалистов корабельных соединений, задачами которой было дать знания и навыки в управлении специальной службой соединения; овладеть новым оружием, техническими средствами по специальности; научиться работать в составе штаба соединения;

• второе - подготовка командиров кораблей. В этом случае необходимо было овладеть знаниями, умениями и навыками по управлению маневрами корабля в различных ситуациях; обеспечению навигационной безопасности плавания; умению управлять кораблем в морском бою и руководить борьбой за его живучесть.

И в настоящее время эти направления дополнительного профессионального образования офицеров ВМФ сохраняются.

- Практика, судя по всему, всегда была в основе подготовки офицеров в учебном заведении?

- Действительно важнейшей формой практического обучения офицеров-слушателей с 1924 года являлась корабельная практика на конкретных должностях боевых кораблей и соединений флотов. Так в 1924 году, после окончания тео-

1 1 d ! ' 1 i 4

1 ■ 1 1 I 1 Д1

\ .1] П J; i11 У

ретического курса, слушатели-артиллеристы проходили практику на канонерской лодке «Красное Знамя»; минеры - в отряде заграждения и траления; подводный класс - во второй группе подводных лодок Балтийского флота, а штурманы участвовали в переходе посыльного судна «Воровский» из Архангельска во Владивосток южным морским путем с заходом в порт Кантон Китайской Народной Республики.

Методология подготовки специалистов на курсах учитывала полученный опыт. Основой учебного материала служили действующие руководящие и боевые документы того времени. Учебно-методические пособия содержали военно-исторические материалы, информацию об опыте боевых действий, полученную от разведок, боевых донесений, рассказов участников войн - очевидцев конкретных сражений. В целом система обучения базировалась на изучении опыта прошедших морских сражений и отражала содержание способов боевой подготовки и ведения боевых действий.

В предвоенные годы командование курсами осуществляли контр-адмиралы В.Ю. Рыбалтов-ский (1929-1939 гг.), К.Ю. Коренев (1939-1941 гг.). В1938 году курсы были размещены в специально построенном комплексе зданий на Малоохтинском проспекте, дом 80 (г. Ленинград), где они находятся в настоящее время. До этого времени они размещались во флигеле при ВВМУ имени М.В. Фрунзе.

В указанный период на курсах обучались будущие известные флотоводцы, командующие флотами. Среди них И. С. Юмашев - Главнокомандующий ВМС и Военно-Морской Министр СССР, В. А. Касатонов - командующий Балтийским, Черноморским, Северным флотами, А. М. Галлер -начальник Главного штаба ВМФ, А. Г. Головко - командующий Северным флотом, Л. А. Влади-

11 = 1 у ;

ifa 14 1 ! 1 1 1 1 Iii]

1 iUÜ^ ■i ■М '' 1''; 1

мирский - командующий Черноморским флотом и многие другие.

- И вот грянула Великая Отечественная война...

- Это был особый период для нашего учебного заведения. Во время Великой Отечественной войны выполнялась задача особой государственной важности - экстренная подготовка командиров кораблей и подводных лодок для выполнения боевых задач в условиях военных действий на море. В сложных условиях эвакуации классы, возглавляемые контр-адмиралами В.И. Ивановым (1941-1942 гг.) и К.Ю. Кореневым (1942-1955 гг.), продолжали подготовку офицеров-специалистов в новых местах базирования (Астрахань 1941-1942 гг., Самарканд 1942-1944 гг.). На новых местах дислокации Классов разворачивалась напряженная работа по подготовке командных кадров в условиях военного времени. Срок обучения был сокращен. Без изменения методологии обучения были переработаны учебные планы и программы. Основной упор сделан на приобретение офицерами умений в исполнении соответствующих обязанностей на кораблях и в частях. Большой вклад в подготовку специалистов вносили офицеры управления Классов и преподавательский состав: П. П. Глазков, Г. Г. Мидин, Г. С. Трахтенберг, Ю. Ю. Кимбар, С. А. Венкстерн, А. Д. Шеин, Б.Ф. Винтер, Г. А. Положинцев, С. А. Запутряев, Н.И. Славянский, A.A. Юшко, A.B. Ждан-Пушкин и многие другие. Они обучали слушателей на основе приобретенного в ходе Великой Отечественной войны боевого опыта. Основное место в учебном процессе занимали практические занятия на приборах, оружии, вооружении и технике. Эти занятия обеспечивались необходимым минимумом теоретических обоснований, основываясь на принципе «учить тому, что нужно на войне». Так, зимой 1941-1942 гг. в Ленинграде на

тренажерах Учебного отряда ПП контр-адмирал А. В. Томашевич учил командиров методам стрельбы многоторпедными залпами с временным интервалом и залпом сектором. Залповая стрельба сектором стала возможна после установки в 1943 году на подводных лодках приборов ввода данных в прибор Обри (прибор управления маневрированием торпеды).

За годы Великой Отечественной войны на Курсах было подготовлено свыше 1500 офицеров, которые в боях с врагом проявляли патриотизм, высокое боевое мастерство и командирский талант. Всему миру известен легендарный подвиг экипажа лидера «Ташкент». В 1941 году он выполнил боевую задачу по эвакуации из Севастополя в Новороссийск свыше двух тысяч человек раненых бойцов, женщин и детей. На переходе из Севастополя в Новороссийск с ранеными бойцами на борту лидер подвергался атакам 86 вражеских самолетов. «Ташкент» выдержал четырехчасовой бой, имел много повреждений, но благодаря боевому мастерству командира и его экипажа прибыл в порт назначения. Командовал лидером выпускник Курсов капитан 3 ранга E.H. Жуков.

Выпускники Курсов принимали участие в обороне городов-героев

Ленинграда, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Мурманска. Они топили вражеские корабли на Балтике, Черном и Баренцевом, Японском морях, принимали участие во многих десантных операциях, воевали на Волге, Дунае, Днепре и Амуре, штурмовали Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г. за исключительные заслуги перед Родиной в деле подготовки квалифицированных кадров для Военно-Морского Флота и успешную научно-исследовательскую работу Курсы награждены орденом Ленина. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами в Великой Отечественной войне, 19 выпускников Курсов удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это: В.Н. Алексеев, М.Г. Бондаренко, К.И. Воробьев, И.С. Иванов, Я.К. Ио, К.В. Каза-чинский, А. Г. Кананадзе, А.Н. Ке-саев, С.Н. Котов, Г.И. Матюхин,

A.C. Марков, Л.Г. Новоопаевский, Г.Я. Оводовский, И.А. Сорнев,

B.М. Старостин, Г.Н. Холостяков, П.И. Чалов, И.С. Юмашев.

12 июля 1945 года приказом № 296/ 351 заместителя наркома ВМФ и Председателя Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР Высшие Специальные Курсы командного состава ВМФ переименованы в Высшие ор-

дена Ленина Специальные Классы офицерского состава ВМФ.

Следует отметить, что до 1954 года обучение на Классах проходило на двух площадках: надводники обучались в военном городке на Охте, в здании, построенном в 1938 г., а подводники - в главном корпусе Краснознаменного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова на Большом проспекте Васильевского острова. 26 августа 1954 г. Директивой Главного штаба ВМС № ОМУ/3/64749 на Классах создается командный подводный факультет. Подготовка командиров подводных лодок в учебном отряде подводного плавания прекращается.

В 1946 году полностью был произведен переход на обучение от сокращенных программ военного времени на программы мирного времени. Усилия командования и профессорско-преподавательского состава были направлены на изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс опыта Великой Отечественной и Второй мировой войн. В этом же году введена адъюнктура.

- Более или менее планомерная работа во многих сферах образования в лихие 90-е годы была нарушена. Миновала ли эта горькая чаша ваш институт?

- Увы, нет. Этот период был наиболее сложным и непредсказуемым. Реформировался Военно-Морской Флот и вся система военно-морского образования. Был момент, когда Классы формально прекратили свое существование и приказом Министра обороны РФ присоединялись в качестве факультета к Военно-морской академии. Однако совместные усилия всего коллектива ВСОК ВМФ, возглавляемого вице-адмиралом Ю.Г. Усти-менко, в конечном счете убедили руководство МО и ВМФ в необходимости сохранения Классов как самостоятельного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования офицеров ВМФ в системе непре-

рывного военно-морского образования. Приказ Министра обороны был отменен. ВСОК ВМФ остался единственным в своем роде учреждением дополнительного образования в Министерстве обороны Российской Федерации. Более того, Классы стали развиваться и повышать свой статус как научно-образовательное учреждение.

Главной задачей Классов в этот период стало сохранение педагогического состава и научного потенциала и подготовка высококвалифицированных офицерских кадров для предстоящего развития ВМФ. Появилось требование привести военное образование к общегосударственным стандартам. Все это - в условиях финансового дефицита, отсутствия возможности проведения корабельной практики. Подготовка проводилась при отсутствии средств на эксплуатацию техники и оружия. Корабельную практику пришлось заменять тренажерной подготовкой. В этот период была сформирована новая методология подготовки с применением проблемно-деятельностного подхода (1999 г.), когда в ходе подготовки специалистов к предстоящей деятельности отрабатывались пути решения возникающих проблем активным расширением интеллектуальной деятельности слушателей

1 1 1- -I 7 1

1 ■ 1 Г 1 I 1

1 .'|]г1 Л = 7 1! 1 л 11

при отработке всех форм и видов учебных занятий.

Дальнейшее развитие Классов проходило уже при руководстве ими вице-адмиралом Юрием Николаевичем Сысуевым. Классы первыми из военных вузов получили лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, первыми успешно прошли государственную аттестацию и первыми получили государственный аккредитационный статус по типу образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и виду академии дополнительного профессионального образования.

Судьбоносным для ВСОК ВМФ стало решение Правительства РФ о создании на классах тактико-специального тренажерного комплекса (ТСТК) «Командор», способного обеспечить подготовку по 55 специальностям ВМФ. Инициатором создания ТСТК «Командор» стал вице-адмирал Юрий Николаевич Сысуев. ТСТК не имеет аналогов по своим масштабам не только в системе военного образования, но и в системе высшего образования России. В июне 2006 года Государственная комиссия под руководством начальника

АУДИТОРИЯ имени контр-адмирала

ЧЕРНАВИНА Льва Давыдовича

Начальника факультета командиров кораблей - заместителя начальника ВСОК ВМФ Командира 4-й Краснознаменной ордена Ушакова 1-й степени

эскадры подводных лодок Северное флота Почетного гражданина "Города воинской Славы" - Полярный Выпускника ВСОК ВМФ 1%1 года

=

(и-Ц ж 1. * 1 т + г' \

Ш | 1 и ■1 4 4 1 III

ВСОК ВМФ доктора педагогических наук профессора вице-адмирала Адама Адамовича Римашевского провела испытания ТСТК, после чего «Командор» принят в опытную эксплуатацию.

ТСТК «Командор» создавался в тесном сотрудничестве профессорско-преподавательского состава и предприятий промышленности с учетом требований по дополнительному образованию всех групп, обучаемых на классах офицеров. Составляющие комплекса по своим характеристикам превосходят современные зарубежные тренажеры.

С помощью профессорско-преподавательского состава классов совершенствуется специальное программное обеспечение тренажеров и компьютерных обучающих систем, входящих в его состав ТСТК, что позволяет накопить определенный методический опыт и выработать рекомендации по использованию ТСТК при подготовке специалистов, корабельных боевых расчетов и пунктов управления.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав ВИ ДПО проводит обучение слушателей офицеров ВМФ по 42 программам переподготовки со сроком обучения 10 месяцев и 40 програм-

мам повышения квалификации со сроком обучения от двух недель до 2,5 месяцев в 82 учебных группах.

Основная цель института: подготовка офицера, способного реально оценивать сложную боевую обстановку и принимать обоснованные и верные решения в критической ситуации.

Традиционно учебные группы в ВИ ДПО на факультете командиров кораблей формируются по признаку класса корабля: группа подготовки командиров ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых атомных подводных лодок, многоцелевых, десантных, противоминных кораблей и т.д. На факультете флагманских специалистов учебные группы формируются по специальностям: группа подготовки флагманских штурманов соединения надводных кораблей; группа подготовки флагманских специалистов связи соединений подлодок и т.д.

Учебными планами и программами групп профессиональной переподготовки и повышения квалификации отведено на теоретическое обучение до 40% учебного времени, на практическую подготовку - более 60%. Значительное

количество учебного времени отводится на тренажерную подготовку и занятия на образцах вооружения и военной техники.

- Специалисты дружно отмечают в лучшую сторону работу установленного у вас в институте тренажерного комплекса «Гефест». Что он собой представляет?

- «Гефест» был установлен на территории ВИ ДПО в 2017 году. Это современный учебно-тренировочный комплекс. Применение нового учебно-тренировочного комплекса модульного типа имеет широкую направленность, от отработки первичных мероприятий и первичных действий по борьбе с пожаром и водой, взаимодействия расчета ГКП-КПЭЖ по руководству борьбой за живучесть до отработки навыков методически грамотно проводить практические занятия (тренировки, ОБУ) с подчиненными (слушателями группы), что позволяет значительно повышать командно-методические навыки обучающихся. Использование средств имитации взрывов, повреждений корпуса и поступления воды, пожаров и задымления помещений, повреждений оружия и техники является важной особенностью, которая позволяет у слушателей вырабатывать высокие морально-боевые качества и психологическую устойчивость к экстремальным ситуациям: заделка пробоины в корпусе корабля, тушение пожара.

В течение последних пяти лет на различные кафедры ВИ ДПО поставлено более пятидесяти образцов оружия и вооружения, что позволяет слушателям осваивать вооружение и военную технику, поступающую на новые корабли. Завершается модернизация тренажерного комплекса «Командор», программные модели самых современных надводных кораблей и подводных лодок, современных и перспективных образцов вооружения и военной техники внедрены в учебный процесс. Сегодня слушатели, обучающиеся

в институте, обеспечены всем необходимым для освоения своей будущей специальности и способны, окончив обучение, исполнять должностные обязанности без дополнительной подготовки, как того требует от нас Главнокомандующий Военно-Морским Флотом.

- Что нового и судьбоносного в институте сегодня?

- По указанию Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Институт принимает активное участие в подготовке и обучении военных специалистов экипажей строящихся и вводимых в состав ВМФ кораблей. В 2014 году в Институте прошли подготовку около ста офицеров из состава экипажей двух десантных вертолетоносцев кораблей-доков «Владивосток» и «Севастополь», среднего разведывательного корабля «Юрий Иванов», сторожевого корабля «Адмирал Григорович».

Традиционным стало проведение на базе Военного института дополнительного профессионального образования конкурсов «Кубок моря». В результате конкурсных ис-

пытаний на тренажерах института определяются лучший командир надводного корабля, лучший командир подводной лодки, лучшие командиры боевых частей и лучшие корабельные боевые расчеты. Организаторами и экспертами конкурсов выступали преподаватели института.

Педагоги ВИ ДПО привлекаются к анализу документов тактических учений сил, участвующих в состязаниях на приз Главнокомандующего ВМФ.

Обучение офицеров по дополнительным профессиональным программам тесно взаимосвязано с подготовкой к сдаче зачетов на допуск к самостоятельному управлению кораблем и подразделением. В числе «коротких» групп появилась группа повышения квалификации командиров надводных кораблей и атомных подводных лодок. В нее отправляют кандидатов к назначению командирами кораблей 1 ранга. В течение трех месяцев офицеры под руководством педагогов ВИ ДПО и ведущих специалистов Главного штаба ВМФ получают

знания и умения, необходимые для командира корабля. Таким образом, завершается дополнительное образование офицера ВМФ, стремящегося к должности командира корабля. За четыре года эту группу окончили более 70 офицеров, большинство из них назначены командирами подводных лодок и надводных кораблей.

В 2019-2020 учебном году в ВИ ДПО восстановлены некогда ликвидированные учебные группы по подготовке морских авиаторов-про-тиволодочников и заместителей командиров кораблей по военно-политической работе. Постоянно увеличивается количество офицеров иностранных государств, прибывающих для обучения в наш институт.

Военный институт ДПО - Высшие специальные офицерские классы остается, как и век назад, востребованным и важным звеном военно-морского образования.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.