Научная статья на тему 'ОТ ШКОЛЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ НАУК ДО РАЗВЕТВЛЁННОЙ СЕТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА'

ОТ ШКОЛЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ НАУК ДО РАЗВЕТВЛЁННОЙ СЕТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ШКОЛЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ НАУК ДО РАЗВЕТВЛЁННОЙ СЕТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА»

ОТ ШКОЛЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ НАУК ДО РАЗВЕТВЛЁННОЙ СЕТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Вице-адмирал СОКОЛОВ Виктор Николаевич — начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

В этом году мы отмечаем 320-летие военно-морского образования, оказавшего существенное влияние на всю систему образования и просвещения России.

С 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение: «Морским судам быть», военно-морское образование не только отвечало потребностям флота, но и подкрепляло своим научным потенциалом верный путь его развития. На протяжении всей своей истории оно всегда славилось своими педагогами и учёными, опытными специалистами морского дела, лучшими морскими офицерами, прошедшими суровую школу и боевую закалку в исторических победах нашего флота.

Неоценим их вклад в подъём до мирового университетского уровня

отечественной высшей школы, науки и культуры. Вклад этот является особым ещё и потому, что неразрывно связан с особой флотской этикой, с теми духовными ценностями и традициями, носителями которых всегда являлись и остаются военные моряки.

Длительный 320-летний исторический период становления разветвлённой системы российского и советского военно-морского образования был ознаменован созданием различных организационных структур - школ, академий, корпусов, училищ, курсов, классов, кафедр, центров, факультетов, отделений, расширением перечня военно-морских специальностей, направлений и уровней подготовки от довузовского до высшего.

В начале этого периода, 14 января 1701 года, это было первое и единственное светское учебное заведение России - Школа математических и навигацких наук в Москве, первоначальной целью которого было сформировать у недорослей «привычку учиться».

Воспитанники низших сословий, разночинцы, изучившие грамоту и арифметику, обычно этим заканчивали своё учение и трудоустраивались писарями на должностях в Адмиралтейство, помощниками к архитекторам, аптекарям и тому подобные должности. Дети дворян («шляхетские») из Русской и Цифирной школ переводились в высшие классы На-вигацкой школы для дальнейшего обучения.

Указом Петра I в 1710 году задачи Навигацкой школы значительно расширили. С этого периода она стала дополнительно готовить

преподавателей для открывшихся в России военных (артиллерийской и инженерной) и «цифирных» школ.

В 1715 году, после Гангутской победы, в Петербурге открылась Морская академия. Пётр I решил перевести морское учебное заведение в район дислокации Балтийского флота, поближе к морю и собственноручно утвердил подробную «Инструкцию к Уставу Морской академии в Санкт-Петербурге», в деталях регламентировавшему строгий распорядок учёбы и жизни воспитанников на новом месте.

В самый расцвет развития военно-морского образования это были уже десятки учебных заведений во всех регионах на берегах океанов и морей вокруг нашей бескрайней Родины, дающих фундаментальное университетское образование в широчайшем диапазоне областей и предметов научных знаний и культуры, от искусства и музыки на Военно-морском факультете Ленинградской консерватории до высшей оперативно-тактической подготовки на факультетах Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова».

В настоящее время сеть военно-морских учебных заведений включает в себя:

• три вуза ВМФ - ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (с филиалом в г. Калининграде), Черноморское ВВМУ и Тихоокеанское ВВМУ;

• одну организацию среднего профессионального образования -Ломоносовский морской колледж ВМФ;

Сухарева башня в Москве, в которой с 1701 года размещалась Школа математических и навигацких наук

• две довузовские организации - Нахимовское ВМУ (с четырьмя филиалами) и Кронштадтский МКВК.

Все указанные военно-морские учебные заведения находятся в непосредственном подчинении главнокомандующего ВМФ и функционируют в едином нормативно-правовом и учебно-методическом пространстве Российской Федерации.

Ядром сети военно-морских учебных заведений безусловно является ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», который обеспечивает не только 85% кадрового заказа ВМФ в части подготовки офицеров и мичманов, но и реализует все уровни подготовки - от средней военно-специальной до высшей военной оперативно-тактической (магистратуры) по 61 военной специальности.

Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются на факультетах средней военно-специальной подготовки в трёх военно-морских училищах (институтах), входящих в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Черноморском, Тихоокеанском военно-морских училищах и в Ломоносовском морском колледже.

Ежегодно выпускается более 200 военных специалистов, в том числе по эксплуатации и применению современных сложных образцов вооружения и военной техники.

Подготовка младших офицеров на первичные должности осуществляется в трёх военно-морских институтах (училищах), входящих в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», в ЧВВМУ и ТОВВМУ.

Общее количество выпускников - более 1 700 человек в год.

Наряду с вузами ВМФ в подготовке младших офицеров участвуют также 12 гражданских вузов страны. Эта подготовка ведётся главным образом в интересах формирования мобилизационного ресурса ВМФ.

Высшая оперативно-тактическая подготовка офицеров осуществляется на двух факультетах ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» по 5 федеральным государственным образовательным стандартам, 18 военным специальностям. Военно-морская академия ежегодно выпускает около 250 офицеров.

Ежегодно по программам подготовки кадров высшей квалификации в образовательных организациях ВМФ по 21 научной специальности выпускается около 40 адъюнктов, которые пополняют ряды профессорско-преподавательского состава и научных работников.

Подавляющее большинство адъюнктов готовится в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» как в интересах наращивания собственного научного потенциала, так и интересах Черноморского военно-морского училища имени П.С. Нахимова и ядерного 12 Центрального научно-исследовательского института имени генерал-полковника В.А. Болятко.

Все вузы ВМФ, наряду с основными образовательными программами, также реализуют программы дополнительного профессионального образования.

Только в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в 196 учебных группах ежегодно обучаются более 900 специалистов - это, не считая экипажей подводных лодок и отдельных учебных групп, проходящих обучение в двух учебных центрах ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

На первом уровне в военно-морских училищах повышение квалификации и профессиональную переподготовку в группах различных специальностей проходят в основном младшие офицеры.

На втором уровне обучение проходит на Высших специальных офицерских классах ВМФ (в военном институте дополнительного образования), которые занимают особое место в системе дополнительного профессионального образования.

ВСОК ВМФ осуществляют профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров тактического уровня для назначения на должности командиров подводных лодок и надводных кораблей, а также флагманских специалистов соединений ВМФ. Продолжительность обучения -до 10 месяцев. Ежегодно на ВСОК ВМФ только в рамках профессио-

Сеть военно-морских учебных заведений ( на 01.01.2021 г.)

нальной переподготовки обучение проходят около 350 офицеров.

Основой обучения слушателей ВСОК ВМФ являются преимущественно занятия практической направленности, построенные на выполнении задач нового для них вида профессиональной деятельности. На это отводится более 60 % учебного времени. Моделируемая учебная среда максимально приближена к реальной обстановке благодаря использованию новой, современной учебно-материальной базы. На автоматизированные рабочие места может быть загружено более 100 учебно-информационных моделей командиров подводных лодок, надводных кораблей, флагманских специалистов штабов и других органов управления соединений.

Благодаря постоянному внедрению современных образовательных технологий, технических средств и электронного обучения, ВСОК ВМФ в последние десятилетия совершили эволюционный качественный переход от традиционных форм практических занятий и тренировок к комплексным их видам с элементами распределённых по уровням образования военных игр.

В таких видах учебных занятий, как распределённая военно-морская игра, в настоящее время одновременно могут принимать участие более 200 обучающихся различных образовательных уров-

ней - от курсантов до слушателей Военно-морской академии.

На третьем, высшем уровне дополнительного профессионального образования обучение проходит в Военно-морской академии. Повышение квалификации и профессиональную переподготовку на этом уровне проходят старшие, а в отдельных случаях и высшие офицеры от оперативно-тактического до стратегического звена управления (Главное командование ВМФ, Национальный центр управления обороной Российской Федерации и др.).

Важным аспектом является профессиональная переподготовка офицеров к новому виду деятельности - преподавательской и научно-исследовательской. Все

офицеры, назначенные или спланированные к назначению на преподавательские должности в вузы ВМФ, независимо от того, какие должности до этого они занимали на флоте, в обязательном порядке проходят такую профессиональную переподготовку. Такой же порядок существует и в отношении офицеров, назначаемых на соответствующие должности в НИИ ВМФ, входящих в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Необходимо отметить, что в указанные группы профессиональной переподготовки включаются офицеры вузов и НИИ других видов (родов войск) Вооружённых Сил Российской Федерации.

Учебные центры подготовки экипажей подводных лодок, после их включения в 2012 году в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», полностью интегрированы в правовое поле образовательной деятельности.

В настоящее время подготовка экипажей подводных лодок проводится в рамках дополнительного профессионального образования -повышение квалификации или профессиональной переподготовки в зависимости от достигнутого уровня боевой подготовки. По программам профессиональной переподготовки проходят обучение экипажи новых формирований, а по программам повышения

Структура ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» ( на 01.01.2021 г.)

Структура подготовки кадров для ВМФ в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (гражданские вузы)

квалификации - линейные и нелинейные экипажи. При этом продолжительность обучения линейных и нелинейных экипажей различна.

Также учебные центры проводят обучение офицеров в различных тематических группах. Например, все выпускники военно-морских училищ, назначенные на подводные лодки, обучаются в группах повышения квалификации. Ежегодно в учебных центрах проходят обучение более 2 400 специалистов ВМФ, прежде всего из состава Подводных сил.

Современная учебно-материальная база и высокий педагогический потенциал учебных центров, их тесное взаимодействие с соединениями и объединениями ВМФ, НИИ ВМФ, предприятиями оборонной промышленности позволяют военным специалистам успешно осваивать в процессе обучения передовые достижения военной науки, техники и технологий, практики применения сил Военно-Морского Флота.

Таким образом, в настоящее время вузы ВМФ в полном объёме выполняют кадровый заказ Главного командования ВМФ, 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации (центрального органа военного управления по реализации военной ядерно-технической политики государства и ядерного обеспечения Вооружённых Сил) и заказчиков подготовки военных кадров других федеральных органов исполнительной власти (ФСБ России, МВД России, Росгвардии).

В целях создания единой системы подготовки военнослужащих зарубежных стран в структуре ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в 2011 году был создан Центр подготовки иностранных военнослужащих (ЦПИВС).

Этот центр предназначен для обучения иностранных слушателей и курсантов по всем уровням образования, а также подготовки экипажей подводных лодок, надводных кораблей и расчётов береговых ракетных комплексов, которые

Российская Федерация поставляет на экспорт в соответствии с международными договорами.

ЦПИВС объединил в себе: специальный факультет по подготовке иностранных военнослужащих Военно-морской академии; специальное отделение ВСОК ВМФ; специальный факультет Военно-морского инженерного института (военно-морского политехнического института); специальный факультет Морского корпуса (военно-морского института); учебный центр ВМФ по подготовке иностранных экипажей подводных лодок, надводных кораблей и расчётов береговых ракетных комплексов.

Ежегодно в его стенах проходят подготовку более 1 000 слушателей, курсантов и членов экипажей подводных лодок, надводных кораблей и расчётов береговых ракетных комплексов иностранных государств.

С 2016 года вузы ВМФ установили тесные связи с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ». В совместных мероприятиях и проектах каждому участнику движения открывается возможность не только изучать традиции флота, но и его вооружение и технику, получать специальные знания и умения, определиться

с будущей профессией. Юнармейцы осваивают азы начальной военной подготовки, развивают лидерские навыки, приобретают научно-технические компетенции.

С 2020 года в рамках движения развивается новый проект - Юнги «ЮНАРМИИ». Для его реализации к работе подключаются воинские части и организации Военно-морского флота, конструкторские бюро, предприятия Объединённой судостроительной корпорации и военно-морские училища. В дальнейшем Юнги будут проходить учебную практику, изучать такелажное дело, выступать на соревнованиях по военно-морскому многоборью.

Таким образом, за 320 лет система военно-морского образования прошла сложный, но славный путь от Школы математических и навигацких наук до современного многоуровневого образовательного комплекса, объединяющего довузовские и высшие военные учебные заведения. Как и прежде, военные кадры и система их подготовки были и остаются важнейшим компонентом военно-морского потенциала Российской Федерации.

Полную версию статьи читайте на сайте журнала: vvo.ric.mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.