ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Е.С. ПАХОМОВ E.S. PAKHOMOV
ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
GOAL: IMPROVING THE QUALITY OF
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ КОРАБЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»
SOME ASPECTS OF THE PRACTICAL TRAINING OF COMMANDERS OF THE SHIPS USING SPECIAL TACTICAL TRAINING COMPLEX OF THE MILITARY INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE RUSSIAN NAVY «NAVAL ACADEMY»
Сведения об авторе. Пахомов Евгений Сергеевич - заместитель начальника Военного института (дополнительного профессионального образования) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» по учебной и научной работе, капитан 1-го ранга, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: evgpahomov@yandex.ru).
Аннотация. В статье анализируются методы практической подготовки командиров кораблей ВМФ с использованием современной тренажерной техники. Определены цель, содержание практической подготовки. Проанализирован опыт применения компьютерных тренажеров Военного института ДПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» для подготовки командиров надводных кораблей и подводных лодок. Определены роль и место тактико-специального тренажерного комплекса «Командор» в системе подготовки командиров кораблей. Оценены достоинства и недостатки современных тренажеров, предложены пути их модернизации.
Ключевые слова: командир корабля, профессиональная компетенция, система подготовки, практическая подготовка, учебное занятие, тренажер, тренажерный комплекс, слушатель, учебно-тренировочные средства, боевое применение оружия, управление кораблем, уме-
Information about the author. Yevgeny Pakhomov - Deputy Head of the Military Institute (additional professional education) Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov» for academic and scientific work, Captain 1-st rank, Candidate of Military Sciences, Associate professor (St. Petersburg. E-mail: evgpahomov@yandex.ru).
Summary. The article analyzes methods of practical training of commanders of Navy ships using modern simulators. The purpose, content of practical training is determined. The experience of the use of computer simulators of the Military Institute (additional professional education) for the training of commanders of surface ships and submarines is analyzed. The role and place of the tactical-special simulator complex «Komandor» in the training system for commanders of ships are determined. The advantages and disadvantages of modern simulators are estimated; the ways of their modernization are suggested.
Keywords: commander of the ship, professional competence, training sys-tem,practical training, training session, simulator, training complex, listener, training facilities, combat use of weapons, ship control, skill.
Современный Военно-Морской
Флот - это не только новейшие корабли, подводные лодки, самолеты и вертолеты, береговые ракетные комплексы. В первую очередь это хорошо подготовленные, мотивированные на успешное выполнение задач экипажи и боевые расчеты. Центральной фигурой экипажа является командир корабля. На него возлагается огромная ответственность, ему предоставляются широкие права и полномочия при решении поставленных задач. К выполнению широкого круга задач, возлагаемых на командира корабля, офицера необходимо готовить, готовить системно, планомерно, всесторонне.
В целях повышения уровня профессиональной подготовленности командиров к самостоятельному управлению кораблем в 2015 году главнокомандующим Военно-Морским Флотом введена в действие система подготовки командиров кораблей, состоящая из шести основных этапов (см. схему 1), которые последовательно реализуются на флоте и в структурных подразделениях Военного учебно-научного центра ВМФ.
Ядром системы подготовки командиров кораблей является ее второй этап - обучение в Военном институте (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» по программе профессиональной переподготовки для замещения должности старшего помощника командира корабля.
В соответствии с Квалификационными требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ и уровню подготовки специалистов ВМФ, утвержденными главнокомандующим Военно-Морским Флотом, обучение проводится в группах старших помощников командиров кораблей в течение 10 месяцев. Главная цель - формирование
Схема 7. Система подготовки командира корабля
у обучающегося профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей старшего помощника командира корабля.
Компетенции формируются в ходе учебных занятий по военно-профессиональным дисциплинам. Содержание рабочих программ учебных дисциплин включает ключевые вопросы профессиональной деятельности командира корабля:
- тактика родов сил (войск) ВМФ;
- боевое применение оружия;
- использование технических средств;
- управление надводным кораблем (подводной лодкой);
- кораблевождение при ведении боевых действий;
- организация борьбы за живучесть корабля;
- организация и методика боевой подготовки на корабле.
В образовательном процессе института применяются практически все виды учебных занятий, определенные руководящими документами по образовательной и методической деятельности военного вуза. Основой обучения являются занятия практической направленности. Подготовка будущих командиров кораблей построена на решении задач профессиональной деятельности. В ходе занятий моделируется учебная
100% "
Диаграмма 7. Распределение учебного времени в профессиональных дисциплинах по средствам обеспечения в группе СПК НК
среда, максимально приближенная к реальной обстановке на флоте. Только так возможно выполнить требование главнокомандующего ВМФ о готовности выпускника к исполнению обязанностей по занимаемой должности без существенной доподготовки.
Наибольший вклад практическая подготовка вносит в формирование четырех профессиональных компетенций:
1. Способность реализовывать на практике полученные знания по вопросам подготовки и ведения боевых действий кораблем самостоятельно и в составе тактической группы однородного (разнородного) состава.
2. Способность принимать обоснованное расчетами решение, планировать выполнение боевой задачи.
3. Способность организовывать применение оружия и использование технических средств при решении кораблем свойственных задач.
4. Способность обеспечивать безопасность плавания и управлять маневрами корабля.
100%
so%
60%
40%
20%
■ карты, aof 1 компьюте ] образцы Е тренажёр!
Диаграмма 2. Распределение учебного времени в профессиональных дисциплинах по средствам обеспечения в группе СПК ПЛ
Эти компетенции формируются на занятиях практической направленности по учебным дисциплинам, представленным в таблице 1.
Рассмотрим содержание учебных программ двух групп профессиональной переподготовки - старших помощников командиров многоцелевых надводных кораблей (СПК НК) и стар-
ЦПРО
j
Центральный пост руководства обучением
Шл Шб Ш
,-^-
Локально-вычислительная
сеть
ших помощников командиров многоцелевых подводных лодок (СПКПЛ).
Распределение времени на занятия теоретической и практической направленности по учебным дисциплинам представлено в таблице 2. Доля занятий практической направленности в среднем составляет 56% учебного времени.
AC0 «Позиция-
2000» _I
Подготовка к управлению БЗЖ корабля
Щл Шо Щл
Схема 2. Структура тактико-специального тренажерного комплекса ВИ ДПО «Командор»
Подготовка к ведению морского боя
Подготовка к применению минного и "^тивомини^го
L П л
Подготовка к применению оружия ПЛ
Шо Ш:п ШгтШп *¿ ül
КТ «Дуэль-ПЛО»
Подготовка к применению противолодочного
'Ж л л
i
КТ «Обзор»
Обучение использования РЭС
Обучение использования сриггв разведи
Обучение использования ср^лств на виг**'ии
Обучение использования ™«аств свя>"
Шк Шг Ш л Щ
Наиболее важные виды и формы занятий практической направленности, применяемые в образовательном процессе Военного института ДПО, представлены в таблице 3.
Эти занятия проводятся на картах, в компьютерных классах, на образцах вооружения и военной техники, на тренажерной технике. Распределение занятий в процентах по средствам обеспечения в каждой военно-профессиональной дисциплине представлено на диаграммах 1 и 2.
Как видно из диаграмм, при формировании всех профессиональных компетенций занятия на тренажерах играют значительную роль, а в дисциплинах УНК, УПЛ, ПВО НК, БП МПВ, БИРЭС РЭБ тренажерная практика имеет наибольший удельный вес.
Всю тренажерную технику Военного института ДПО можно разделить на две группы - учебно-тренировочные средства, входящие в состав тактико-специального тренажерного комплекса «Командор», и отдельные тренажеры.
Состав тактико-специального тренажерного комплекса (ТСТК) «Командор» приведен на схеме 2.
Кроме того, в образовательном процессе института используются специализированные тренажеры, не входящие в состав ТСТК:
1. ГМССБ Магат-С для подготовки командиров кораблей, офицеров-связистов и вахтенных офицеров к использованию глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности плавания.
2. «Кузов - М» для подготовки командиров подводных лодок и командиров электромеханических боевых частей к управлению подводной лодкой в подводном и переходном режимах.
3. «Мираж» различных модификаций для подготовки к боевому применению комплексов крылатых ракет.
Таблица 1 Учебные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции
командира корабля
Компетенция Учебная дисциплина
1 Тактика родов сил (войск) ВМФ (ТРС)
Противовоздушная оборона надводных кораблей (ПВО НК)
Боевое применение ракетно-артиллерийского вооружения (БПРАВ)
Боевое применение морского подводного вооружения (БПМПВ)
Комплексная тактическая учебная задача (КТУЗ)
2 Тактика родов сил (войск) ВМФ (ТРС)
Противовоздушная оборона надводных кораблей (ПВО НК)
Боевое применение морского подводного вооружения (БПМПВ)
Комплексная тактическая учебная задача (КТУЗ)
3 Тактика родов сил (войск) ВМФ (ТРС)
Противовоздушная оборона надводных кораблей (ПВО НК)
Боевое применение ракетно-артиллерийского вооружения (БПРАВ)
Боевое применение морского подводного вооружения (БПМПВ)
Боевое использование радиоэлектронных средств, радиоэлектронная борьба (БИРЭС РЭБ)
Организация и боевое использование средств связи (ОБИСС)
Комплексная тактическая учебная задача (КТУЗ)
4 Управление надводным кораблем/подводной лодкой (УНК/УПЛ)
Кораблевождение при ведении боевых действий (КВБД)
4. Компьютерная обучающая система «Уран» для подготовки к боевому применению комплексов противокорабельных ракет.
5. «Оса-МА2» для подготовки к боевому применению зенитных ракетных комплексов.
6. Тренажер ПЗРК «Игла» для подготовки к боевому применению переносных зенитных ракетных комплексов.
7. Тренажеры «Пума» и КАТ-85 для подготовки к боевому применению артиллерийских комплексов.
8. Учебно-тренировочная установка «Атака» для подготовки к поиску, обнаружению и поражению подводных лодок морским подводным оружием в составе корабельных противолодочных расчетов.
9. Тренажер СУ-504 для подготовки к эксплуатации и боевому применению системы управления торпедным оружием.
10. Тренажер «Буря-1134» для подготовки к эксплуатации и боевому применению системы управления морским подводным оружием надводных кораблей.
11. Тренажер «Тифон-1134» для подготовки к эксплуатации и боевому применению морского подводного оружия надводных кораблей.
12. Комплексная система автоматизации морской спасательной операции (КСА МСО) для подготовки к организации спасательных действий.
13. Специальный компьютерный аналитический тренажер «Барс» для отработки
управления энергетическими установками атомных подводных лодок.
14. Автоматизированная система обучения АС0101 для проведения занятий теоретического обучения по вопросам подготовки к борьбе за живучесть корабля.
Рассмотрим распределение тренажерного времени по видам тренажеров.
На диаграмме 3 представлено распределение учебного времени практических занятий на тренажерах между специализированными тренажерами и УТС из состава ТСТК «Командор» в учебной группе СПК ПЛ.
В группе СПК НК занятия на УТС из состава ТСТК «Командор» составляют 98,1% бюджета времени практических занятий на тренажерах. В группе СПК ПЛ - 79%.
Наиболее весомый вклад (в часах) в подготовку командиров многоцелевых кораблей вносят комплексный тренажер «Мостик 2000», комплексные тренажеры серии «Дуэль» и тактический тренажер «Охта».
Из тренажеров, не входящих в состав ТСТК «Командор», значительный вклад в практическую подготовку командиров подвод-
Таблица2
Теоретическая и практическая составляющие профессиональных дисциплин
Учебная дисциплина спкнк спкпл
Теория, % Практика, % Теория, % Практика,%
ТРС 58,1 41,9 41,0 59,0
УНК/УПЛ 32,8 67,2 36,4 63,6
пвонк 35,3 64,7 0 0
КВБД 41,8 58,2 32,7 67,3
БПМПВ 27,1 72,9 44,6 55,4
БПРАВ 56,1 43,9 97,6 2,4
БИРЭС РЭБ 71,4 28,6 68,6 31,4
ОБИСС 54,2 45,8 54,8 45,2
КТУЗ 0 100 0 100
Всего 42,1 57,9 45,4 54,6
ных лодок вносит специализированный тренажер «Кузов - М».
Основными направлениями практической подготовки на этих тренажерах являются:
- подготовка к управлению маневрами корабля и по безопасности плавания;
- подготовка к боевому применению оружия и технических средств при решении кораблем свойственных задач;
- подготовка к ведению морского боя одиночным кораблем;
- подготовка к ведению морского боя в составе тактической группы;
100% г:
90%
80%
70%
60%
Б0%
40%
30%
20%
10%
0%
■ специализированные тренажёры
■ УТС из состава ТСТК "Командор"
¡шипи
о
Диаграмма 3. Распределение учебного времени практических занятий на тренажерах между специализированными тренажерами и УТС из состава ТСТК «Командор» в учебной группе СПК ПЛ
- подготовка к ведению противовоздушного боя одиночным кораблем и в составе тактической группы кораблей.
Коротко остановимся на их содержании.
Комплексный тренажер «Мо-стик-2000» позволяет отрабатывать командирские качества при плавании надводного корабля (подводной лодки) в надводном положении. Слушатели получают следующие умения и навыки:
- по руководству действиями расчета ГКП-БИП-штурман при плавании в узкости;
- по управлению кораблем при выполнении задач по предназначению;
- по выполнению требований МППСС;
- по приему/передаче топлива и грузов на ходу с использованием соответствующих устройств и систем;
- по маневрированию при совместном плавании в строях и ордерах;
- по подходу к борту аварийного корабля (стоящего на якоре, дрейфующего) и отходу от него;
- по выполнению якор-но-швартовных операций.
В тренажере смоделированы атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли различного водоизмещения.
Комплексные тренажеры серии «Дуэль» предназначены для подготовки командиров кораблей к ведению морского боя. Эти учебно-тренировочные средства сочетают в себе возможности специализированных и тактических тренажеров. Позволяют вырабатывать умения и навыки как по боевому применению оружия и технических средств кораблей соответствующих классов, так и практически обучать слушателей ведению боевых действий одиночным кораблем, тактической группой (однородного или разнородного состава) с применением ракетно-торпедного, торпедного, минного и противоминного оружия, средств противоторпедной защиты и ГПД. К несомненным плюсам тренажеров этого семейства можно отнести их полную сопрягаемость между собой, что позволяет проводить двусторонние тренировки, моделируя действия надводных кораблей и подводных лодок друг против друга, действия минно-тральных кораблей и кораблей других классов при проводке за тралами, действия в составе однородных и разнородных тактических групп.
Практическая подготовка слушателей-надводников к управлению средствами ПВО корабля в противовоздушном бою осуществляется в ходе изучения ими дисциплины «Противовоздушная оборона надводных кораблей». Основу подготовки составляют практические занятия на тактическом тренажере ПВО «Охта». Тренажер позволяет формировать
умения обучающихся индивидуально и в составе расчета КП ПВО надводного корабля, тактической группы. Может использоваться в индивидуальном, групповом и комплексном режимах.
В индивидуальном режиме тренажер позволяет моделировать рабочие места командира корабля или командира БЧ-2 для каждого обучающегося на фоне единой тактической обстановки. Каждый слушатель работает индивидуально, отрабатывая личные умения управления средствами ПВО корабля, с получением своего результата противовоздушного боя. В групповом режиме работы на тренажере формируется КП ПВО одиночного корабля или командные пункты ПВО кораблей тактической группы и ПУ ПВО ТГ.
В 2016 году, по решению главнокомандующего ВМФ, начата модернизация учебно-тренировочных средств (УТС) Военного института ДПО, входящих в состав ТСТК «Командор». По замыслу, разработанному научно-педагогическим составом института в ходе выполнения научно-исследовательской работы «Облик-М», выполняются работы по восстановлению работоспособности УТС, внедрению в УТС моделей новых образцов военной техники, стоящих на вооружении ВМФ, обеспечение аппаратно-программного сопряжения всех тренажеров с центральным постом руководства обучением ТСТК «Командор». До конца 2019 года будут выполнены работы по замене ап-
паратно-программных средств комплексирования ТСТК, постов руководства обучением (ПРО) и вычислительно-моделирующих комплексов (ВМК) УТС ВИ ДПО на аппаратно-программный комплекс руководства обучением и комплексирования (АПК РОК). Будут смоделированы и внедрены в АПК РОК программные модели современных кораблей, отсутствующих в УТС ВИ ДПО. Военно-научное сопровождение модернизации осуществляется научно-педагогическим составом под руководством начальника Военного института ДПО.
Состав тактико-специального тренажерного комплекса (ТСТК) «Командор» после модернизации приведен на схеме 3.
Таким образом, в результате модернизации отдельные учебно-тренировочные средства и ТСТК «Командор» в целом получат новые характеристики и свойства. Их возможности по практической подготовке командиров кораблей возрастут на 40-60 процентов.
В 2017 году научно-педагогическим составом ВИ ДПО, по заказу главнокомандующего ВМФ, выполнена научно-исследовательская работа «Исполнитель», где в соответствии с требованиями современных руководящих документов по образовательной и методической деятельности определены формы и виды теоретической и практической подготовки слушателей ВИ ДПО и разработаны методики проведения всех видов занятий с использованием каждого модер-
Таблица 3
Виды и формы практических занятий в группах командиров кораблей
Виды занятий практической направленности Формы практической подготовки
Практические занятия Индивидуальная практическая подготовка
Групповые упражнения Совместная подготовка боевых расчетов
Тактико-специальные учения Групповая подготовка расчетов ГКП
Тактические учебные задачи Комплексная подготовка боевых расчетов
м
ЦПРО АПК РОК
|
КТ «Мостик 2000»
КТ «Дуэль-Т»
Аппаратно-программный
комплекс руководства обучением
Подготовка к применению минного I - Л «
л *^ТИВОМИННЛГО
¡Я>уж1
КТ «ДузльПЛ»
J
Подготовка к применению оружия ПЛ
ч
Подготовка к применению пр"г« вол од04И ^ГО
->УЖ1|_
Обучение управлению кораблем
J
Подготовка к ведению морского боя
ПРО
JAПKPOK^J
Пост
руководства обучением
ПРО ^АПКРОК^
Пост
руководства обучением
АСО «Позиция»
I
СТОК «Оперативник»
Подготовка к управлению БЗЖ корабля
УУМ
УТСиБЗЖ Д. НК
(учение применению РАВ
УУМ
УТСиБЗЖ ПЛ
КТУРОПЛЩ ) (ктуро НКЩ:] (КТКАНК
АСО
(ШГ
комплекс* Й оружия
ПРО (АПК РОК)
ПРО
| (АПК РОК) |
Пост руководства обучением
Пост руководства обучением
КТ «Обзор»
Подготовка к ведению ПВО
Обучение использования РЭС
J
I
_I
КТ «Петля»
Обучение использования срлг»ств разве" Ун
Я, '1Ял Я1/*
J
.к.
I
СТ «Регель»
J
Обучение использования сррпптв мае игр" и и
КТ «Племя-С»
Обучение использования рпвдсТВ свяч« II
Схема 3. Структура модернизированного тактико-специального тренажерного комплекса ВИ ДПО «Командор-М»
низированного УТС ТСТК в авто- временных компьютерных _
номном и комплексном режимах работы.
В настоящее время в рамках научно-исследовательской работы «Действо», выполняемой по заказу главнокомандующего ВМФ, разрабатываются проекты руководств по использованию модернизированных учебно-тренировочных средств в образовательном процессе.
Итак, практическая подготовка будущих командиров кораблей на учебно-тренировочных средствах ТСТК «Командор» составляет основу обучения в Военном институте ДПО, гарантированно обеспечивает формирование компетенций, необходимых офицерам для решения широкого спектра задач по управлению кораблем при ведении боевых действий с комплексным применением оружия, использованием разнообразных тактических приемов и способов.
Внедрение в образовательный процесс института со-
тренажеров позволило повысить качество подготовки офицеров к подготовке и ведению боевых действий в различных условиях обстановки за счет увеличения в 2-4 раза числа упражнений в должности командира (старшего помощника командира) корабля, адекватного моделирования обстановки, качественного разбора учебного занятия с объективной оценкой действий обучающихся. В свою очередь, использование современных компьютерных тренажеров в образовательном процессе требует совершенствования методов обучения, методик проведения учебных занятий. Более чем десятилетний опыт научно-педагогического состава по использованию в образовательном процессе Военного института дополнительного профессионального образования тактико-специального тренажерного комплекса «Командор» подтверждает этот тезис.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2.0 мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670.
3. Руководство по организации и учету образовательной и методической деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (РОМД-2016) / Локальный нормативный акт. - СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2016, 456 с.
4. ГОСТ РВ 29.05.005-95 Тренажеры военной техники. Общие эргономические требования. - М.: Стандартинформ, 1995.
5. Военная дидактика: учебник / под общей ред. В. Г. Михайловского - М.: МО РФ, 2005.536 с.