Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МТО СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕАЛЬНОГО БОЕВОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МТО СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕАЛЬНОГО БОЕВОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / QUALITY OF EDUCATION / ELECTRONIC INFORMATION-AND-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC INFORMATION-AND-EDUCATIONAL RESOURCES / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION OF MILITARY SPECIALISTS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / FORMS AND METHODS OF TEACHING / NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Дмитрий Витальевич, Целыковских Александр Александрович

В статье освещаются основные направления деятельности военных образовательных организаций по повышению качества подготовки специалистов МТО. Рассматриваются требования к инновационным методам опережающего образования и его фундаментальности, направления и пути их достижения в едином общеакадемическом образовательном комплексе подготовки специалистов МТО как вузе XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Дмитрий Витальевич, Целыковских Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MARK TRAINING OF LOGISTICAL SPECIALISTS IMPROVEMENT OF TRAINING AND MATERIAL RESOURCES OF THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND USAGE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND REAL COMBAT EXPERIENCE IN LEARNING ACTIVITY

The article highlights the main activities of military educational organizations to improve the quality of training of logistical specialists. The authors consider the requirements to innovative methods of advanced education and its fundamentality, areas and ways of their achievement within a single general academic educational complex of training logistical specialists at XXI-century higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МТО СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕАЛЬНОГО БОЕВОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РЕФОРМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.В. БУЛГАКОВ, D.V. BULGAKOV,

А.А. ЦЕ/1ЫК0ВСКИХ А.А. TSELYKOVSKIKH

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МТО СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

QUALITY MARK TRAINING OF LOGISTICAL SPECIALISTS

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕАЛЬНОГО БОЕВОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPROVEMENT OF TRAINING AND MATERIAL RESOURCES OF THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND USAGE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND REAL COMBAT EXPERIENCE IN LEARNING ACTIVITY

Сведения об авторах: Булгаков Дмитрий Витальевич - заместитель Министра обороны Российской Федерации, Герой России, генерал армии, доктор экономических наук, профессор (г. Москва);

Целыковских Александр Александрович - заместитель начальника Военной академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулева по учебной и научной работе, генерал-майор запаса, доктор военных наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье освещаются основные направления деятельности военных образовательных организаций по повышению качества подготовки специалистов МТО. Рассматриваются требования к инновационным методам опережающего образования и его фундаментальности, направления и пути их достижения в едином общеакадемическом образовательном комплексе подготовки специалистов МТО как вузе XXI века.

Ключевые слова: качество образования, электронная информационно-образовательная среда, электронные информационно-образовательные ресурсы, система непрерывного профессионального образования военных специалистов, инновационные технологии, формы и методы обучения, сетевая форма реализации образовательных программ.

Information about the authors: Dmitry Bulgakov - Deputy Minister of Defence of the Russian Federation, Hero of Russia, Army General, D. Sc. (Econ.), Professor (Moscow);

Aleksandr Tselykovskikh - Deputy Chief of the Military Logistics Academy named after General of the Army AY. Khrulyov for Academic Affairs and Research, Major-General (res.), D. Sc. (Mil.), Professor (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. The article highlights the main activities of military educational organizations to improve the quality of training of logistical specialists. The authors consider the requirements to innovative methods of advanced education and its fundamentality, areas and ways of their achievement within a single general academic educational complex of training logistical specialists at XXI-century higher educational institutions.

Keywords: quality of education, electronic information-and-educational environment, electronic information-and-educational resources, continuous professional education of military specialists, innovative technologies, forms and methods of teaching, network form of educational programmes.

Российские Вооруженные силы в настоящее время находятся на этапе масштабных преобразований.

Необходимость и основные направления преобразований диктуются рядом факторов, в том числе нарушением сло-

жившейся в мире системы стратегической стабильности, изменением характера военных угроз, новыми тенден-

циями в развитии средств и способов вооруженной борьбы. Отличительными особенностями современного этапа являются увеличение пространственного размаха вооруженной борьбы, возрастание роли воздушно-космического театра военных действий, массированное применение высокоточного оружия большой дальности, широкое использование средств радиоэлектронного и информационного противоборства, многих других новейших достижений науки и технологий. В этих условиях повышенное внимание, уделяемое Президентом Российской Федерации, руководством Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных сил вопросам совершенствования подготовки военных кадров, неслучайно.

Сложные задачи, стоящие перед Вооруженными силами, определяют возросший уровень требований к офицерским кадрам, качеству их обучения и воспитания. Необходимо добиваться коренного повышения профессионализма выпускников, готовить их к тем изменениям, которые происходят и будут происходить в оперативном искусстве и тактике, в системе материально-технического обеспечения войск (сил). Основным критерием эффективности деятельности военно-учебных заведений является качество военно-профессиональной подготовки выпускников, степень привития им деловых и моральных качеств, необходимых каждому офицеру.

Министр обороны Российской Федерации в приветственном слове участникам

[Ц-Ц 1]! 11 1 т 1 1 г >

1 М.-1 ■¿■Ь Ц]: Т11:1

сбора «Военное образование -на службе Отечеству» подчеркнул: «Современный военный специалист должен обладать прочными фундаментальными знаниями и уверенными практическими навыками эксплуатации поступающего в войска вооружения и военной техники и грамотно руководить воинскими подразделениями при решении боевых и учебно-боевых задач».

В настоящее время основная задача, стоящая перед вузами материально-технического обеспечения ВС РФ, - создание необходимых условий для подготовки специалистов МТО, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях современного боя (операции), наукоемких технологий и информатизации всех сфер их деятельности.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к эффективному управлению в условиях динамично развивающейся системы МТО

ЗАДАЧИ

Организация образовательного процесса

Сбалансированность учебных планов, рабочих программ для выполнения требований ФГОС и КТ. Переход к обучению по актуализированным ФГОС

Формирование и использование в образовательной деятельности единой информационной образовательной среды

М

Мониторинг образовательной деятельности с постоянным внедрением инноваций

Текущая успеваемость, средний балл - 4,15

Промежуточная успеваемость (сессии) -4,33

Итоговая государственная аттестация -4,35

Эффективное применение инновационных технологий, форм и методов проведения занятий

Создание условий приобретения знаний

Современная учебно-лабораторная база

Оснащенность ВВСТ и тренажерами

База для выполнения научных исследований

Реализация плана развития академии 2020

Оснащено современными ТСО 86 % аудиторий, методических кабинетов, библиотек

Оснащение программными средствами-85%

Обеспеченность ВВТ- 91 % (в т.ч. перспективными - 35 %)

Подготовка научно-педагогического состава

Соответствие ВУС НПС преподаваемым дисциплинам

Наличие у НПС войскового и боевого опыта

Наличие ученых степеней, званий

Способность НПС к реализации инновации в ВС РФ с учетом новых технологий _и программных средств_

И

Подготовка НПС нового уровня

Соответствие ВУС НПС преподаваемым дисципл. - 98,6 %

Наличие у НПС войскового и боевого опыта - 77 %

Наличие ученых степеней, званий-69%

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Фундаментальность образования

V

Опережающее образование

Повышение роли самообразования

Конкурентоспособность

Схема 1. Единый общеакадемический образовательный комплекс «Военная академия МТО» как вуз XXI века

Важным условием успешного решения этой задачи является завершение формирования единого общеакадемического образовательного комплекса «Военная академия МТО» как вуза XXI века (см. схему 1 на с. 11). Скоординированная деятельность такого комплекса, представляющего собой функционально взаимосвязанную совокупность образовательных и информационных ресурсов филиалов, институтов, научных и учебных центров, позволит более эффективно реализовать образовательные программы подготовки специалистов МТО и обеспечить требуемую конкурентоспособность как между вузами внутри страны, так и среди вузов зарубежных государств.

Облик академии XXI века должен соответствовать следующим требованиям:

- фундаментальность образования, т.е. ориентация обучающихся на получение фундаментальных знаний в выбранной области, в первую очередь, формирование способности находить и принимать ответственные

решения в критических ситуациях;

— опережающее образование, т.е. приоритетность формирования таких качеств, которые позволят выпускникам успешно адаптироваться в новых условиях XXI века;

— повышение роли самообразования в образовательном процессе на основе перспективных и современных информационных и коммуникационных технологий;

— конкурентоспособность — формирование нового облика академии, его продвижение и поддержание на рынке образовательных услуг.

Таким образом, реализация вышеизложенных требований позволит выйти на новый качественный уровень подготовки специалиста в едином образовательном пространстве системы МТО.

Кратко остановимся на некоторых направлениях, оказывающих наиболее существенное влияние на качественные параметры подготовки специалистов МТО.

Фундаментальность образования достигается, в

первую очередь, сбалансированностью учебных планов и рабочих программ, их нацеленностью на качественное выполнение положений федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, широким применением в образовательной деятельности современных инновационных технологий обучения, эффективных форм и методов проведения учебных занятий.

С 2017 года вузы МТО, как и все образовательные организации высшего образования МО РФ, перешли к обучению слушателей и курсантов по основным профессиональным образовательным программам (ОПОП), разработанным на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС 3+.

Основными особенностями этих стандартов является то, что, с одной стороны, они предоставляют образовательным организациям больше прав по использованию бюджета учебного времени для формирования профессиональных компетенций выпускника. С другой стороны, они фактически предписывают им иметь единую электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) независимо от использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. То есть, это обязательное требование ФГОС, которое должно выполняться.

Подготовка специалистов МТО в вузах МТО в этом учебном году будет реализовывать-ся по 63 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования.

В академии и ее институтах проведен комплекс меро-

Схема 2. Электронная информационно-образовательная среда академии

Схема 3. Структура единой библиотечной системы Военной академии МТО

приятий по организованному переводу образовательного процесса с 1 сентября на обучение слушателей и курсантов по новым образовательным программам:

- разработаны и утверждены у заказчиков квалификационные требования к военно профессиональной подготовке выпускников;

- согласованы и утверждены учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин, практик;

- по всем направлениям и специальностям подготовки завершена разработка учебно-методических материалов, сформированы фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и практикам.

Под руководством Штаба МТО ВС РФ личным составом вузов все образовательные программы к началу учебного года обновлены с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и военно-специальной сферы. В целом они соответствуют требованиям, предъявляемым к ним ФГОС нового поколения, и обеспечивают выполнение квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам.

В целях полной реализации требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов в вузах МТО проведен комплекс мероприятий по формированию единой электронной информационно-образовательной среды (см. схему 2), которая представляет собой совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, электронных библиотек с электронными и информационными образовательными ресурсами, необходимыми и достаточными

для качественного освоения слушателями и курсантами образовательных программ.

Внедрение ЭИОС в образовательную деятельность уже приносит свои положительные результаты.

Завершено создание единой электронной библиотеки академии, филиалов и институтов, ее комплектование разнообразными электронными образовательными и информационными ресурсами (см. схему 3).

Созданная на базе электронной библиотечной системы локально-вычислительная сеть, состоящая из конфиденциального и открытого сегментов, обеспечивает необходимую информационную связь с филиалами и другими вузами МО РФ. Подключение автоматизированных рабочих мест к единому информационному ресурсу электронных учебников Центра обработки данных ВС РФ, к электронной библиотечной системе Айбукс, насчитывающей свыше 13,5 тысяч электронных изданий, к Президентской библиотеке им. Ельцина позволяет преподавательскому составу и обучающимся в полном объеме использовать их электрон-

ные ресурсы при подготовке к занятиям, на 30-40 % сократить время поиска необходимой информации.

Функционирующая в рамках ЭИОС система видеонаблюдения позволила повысить качество контроля ведения образовательного процесса и уровень ответственности как преподавателей при проведении занятий, так и уровень дисциплины обучающихся. В настоящее время данная система видеонаблюдения позволяет контролировать занятия у 80-90 % обучающихся.

В качестве элементов информационно-образовательной среды в академии функционируют информационные источники (электронные информационные киоски) и телевещание академии. Использование таких электронных информационных ресурсов позволяет повысить информированность сотрудников и обучающихся, а также обеспечить оперативный доступ к справочной информации в области образования.

С целью объединения всех электронных информационных и образовательных ресурсов и качественной организации образовательной

Электронная библиотека МО РФ^"

1 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА МИНИСТЕРСТВА^

Единая электронная библиотека академии

Локальная электронная библиотека ВА МТО

Закрытый сегмент

ВУНЦ, академии, университет, институты

Рабочие места 10лжностных лиц Штаба МТО ОСК

ШрШтаб^^ч

-¡М мто

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-исследовательские институты МО РФ

счпо

МТО

должностных лиц Штаба МТО ВС РФ

Президентская электронная библиотека имени Б.Н.Ельцина

Рабочие места должностных лиц Штаба МТО ОК

Электронная библиотека Академии наук

Профильные высшие учебные заведения

Закрытый канал

Рабочие места должностных лиц СЧПО МТО

Открытый канал

деятельности в вузах МТО внедрена система автоматизации образовательного процесса «Мираполис», позволяющая управлять образовательной деятельностью. Ее внедрение позволило значительно повысить мобильность, динамичность, простоту в обмене информацией, обновлении электронных учебно-методических материалов, используемых в образовательной деятельности.

Огромную роль в формировании информационно-образовательной среды имеет обеспеченность новейшими средствами электронно-вычислительной техники. По Государственному контракту Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году для обучающихся академии были получены 342 ноутбука и свыше десяти тысяч флэш-накопителей открытого и конфиденциального сегментов. Осуществлены поставка и настройка 8 сканеров. В 2017-2018 учебном году мы ожидаем поставку еще 120 ноутбуков. Это позволит каждому обучающемуся в течение всего периода обучения иметь индивидуальный неограниченный доступ к электронным библиотечным системам с их электронными образовательными ресурсами и электронной образовательной среде в целом, что является обязательным требованием актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов.

В вузах МТО находят широкое применение разнообразные инновационные технологии обучения, формы и методы проведения различных видов учебных занятий.

В последнее время в вузах МТО получила распространение сетевая форма реализации образовательных программ. Такая форма при-

меняется, как правило, в тех случаях, когда для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся требуется привлечение ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и, при необходимости, использование ресурсов иных организаций.

Примером эффективного применения такой инновационной формы обучения является проведенное в прошедшем учебном году выпускное командно-штабное учение со слушателями и курсантами выпускных курсов академии, филиалов и институтов, где в роли командующих общевойсковыми объединениями и командиров соединений привлекались слушатели выпускных курсов ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», в роли командиров артиллерийских соединений - выпускники Михайловской военной артиллерийской академии, в роли должностных лиц органов управления МТО объединений, тылового и технического обеспечения соединений - слушатели выпускных курсов академии; в роли начальников служб тылового и технического обеспечения соединений, командиров подразделений обеспечения - курсанты выпускных курсов академии, филиалов и институтов; в роли командиров взводов, отделений, начальников складов - курсанты среднего профессионального образования наших филиалов и институтов; технического персонала - младшие специалисты учебных центров, батальонов. Важной особенностью выпускного КШУ явилось то, что в единой информационно-образовательной среде появилась возможность осуществлять

взаимодействие между аппаратами штабов посредством видеоконференцсвязи, а прием и передачу данных - по каналу закрытого сегмента системы передачи данных.

Другим наглядным примером является участие слушателей выпускного курса ВА МТО в выпускных КШУ, проводимых в Военной академии Генерального штаба ВС РФ и в ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», где они привлекались в роли заместителей командующих общевойсковыми объединениями и соединениями по МТО и начальников служб военного округа, то есть на одну ступень выше своего предназначения. По отзывам руководителей КШУ с возложенными на них обязанностями наши выпускники справились успешно.

В рамках сетевого использования научно-педагогического потенциала взаимодействующих организаций в академии и институтах нашла широкое применение и хорошо зарекомендовала себя такая форма совместной деятельности, как привлечение к проведению занятий с научно-педагогическим составом и обучающимися ведущих специалистов центральных органов военного управления и педагогов-ученых из ведущих вузов МО РФ.

Так, перед научно-педагогическим составом и обучающимися выступали с лекциями: начальник Штаба МТО ВС РФ, начальники Главных управлений и Департаментов МО РФ, управлений МТО округов, военной прокуратуры, представители вузов МО РФ (ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия», Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-медицинской акаде-

Контур вузов и НИО Министерства обороны РФ, предприятий ОПК

Контур вузов, НИО и предприятий промышленности Российской Федерации

Контур ведущих мировых вузов и других организаций, задействованных в системе образования и подготовки кадров

Организация сетевого взаимодействия

В рамках сетевого обучения происходит использование лучших подходов к подготовке квалифицированных кадров, обеспечивается доступ к образовательной инфраструктуре вузов и иных организаций

Схема 4. Уровни организации сетевого обучения в интересах МО РФ

мии им. С.М. Кирова и др.), а также ведущие специалисты ряда других образовательных и научных организаций.

В последние годы широкое распространение также получила практика проведения с участием научно-педагогического состава институтов и филиалов академии совместных межвузовских занятий с использованием системы видеоконференцсвязи. Руководителями занятий являлись научно-педагогические работники академии, филиалов и институтов. Практика проведения подобных занятий зарекомендовала себя с лучшей стороны и может быть предложена к внедрению в других вузах Министерства обороны РФ.

В целом сетевое обучение в интересах Министерства обороны Российской Федерации может быть организовано путем взаимодействия четырех уровней интеграции образования, науки и производства, а именно (см. схему 4):

- внутривузовского уровня;

- уровня военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ, предприятий оборонно-промышленного комплекса;

- гражданских вузов, научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности Российской Федерации;

- уровня ведущих мировых вузов и других организаций, задействованных в системе образования и подготовки кадров.

При этом сетевое взаимодействие на втором уровне целесообразно осуществлять под руководством Управления военного образования Главного управления кадров Министерства обороны РФ, а на более высоких уровнях -под руководством Министер-

ства образования и науки РФ. Кроме того, на каждом уровне целесообразно назначать базовый вуз-координатор по направлениям деятельности, задачами которого будут являться идентификация, учет и разработка инструментария использования лучших подходов к подготовке квалифицированных кадров, организация доступа к образовательной инфраструктуре вузов и иных организаций.

Статус такой базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ по специальностям материально-технического (тылового и технического) обеспечения решением Совета министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности от 13 июля 2017 года был придан Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Опережающее образование достигается, главным образом, созданием условий для эффективного приобретения знаний, формирования воен-

но-профессиональных навыков и умений с учетом перспектив развития ВС РФ. И здесь многое зависит от наличия и эффективности использования современной учебно-материальной базы (УМБ). Именно учебно-материальная база вузов, на которой реализуются образовательные программы, применяются инновационные технологии, реализуется и используется опыт войск (сил) в повседневной деятельности, в локальных войнах и вооруженных конфликтах, определяет возможность эффективной деятельности по формированию качественных параметров выпускаемых специалистов.

В качестве примера приведем полевую учебно-материальную базу Военной академии МТО, которая включает в себя (см. схему 5 на с. 16):

- УМБ материального обеспечения;

- УМБ транспортного обеспечения;

- УМБ технического обеспечения;

- УМБ подготовки специалистов железнодорожных войск;

<★¿111

СХЕМА

ПОЛЕВОЙ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ВА МТО г. ЛУГА

Тактическое поле

Пункт Минно- Транспортно-

управления МТО подрывной полигон перегрузочный комплекс у к д

Сборный пункт Взвод УТК автоматики,

поврежденных машин обеспечения мсб телемеханики и связи

-[аучно-эксперимен-лаборатория НИИ

СПЕЦИФИКАЦИЯ:

гишкгг. -=5- г=§§а ~=||г -жж "ЗЙГ Т55Н- -Ш:

| »г§? «=г ~фг »5кг -н&г

=|£г *Н5г -=§.г ~§г= -Ф'

Схема 5. Полевая учебно-материальная база Военной академии МТО

- УМБ общевойсковой подготовки и спорта;

- полевой научно-исследовательский комплекс МТО.

Развернутые на ней учебно-тренировочные комплексы (их в составе УМБ более 20, каждый из которых включает в себя от 2 до 7 учебных мест) эффективно используются в образовательной деятельности для формирования у слушателей и курсантов практических умений и навыков по всем специальностям и направлениям подготовки специалистов МТО.

Учебно-тренировочный комплекс пунктов управления МТО, используемый для формирования у слушателей и курсантов навыков управленческой деятельности, позволяет одновременно обеспечить работу 225 обучаемых и включает все компоненты системы управления МТО в звеньях: соединение - армия -ОСК - Центр.

В этом году был открыт новый учебно-тренировочный комплекс - временный перегрузочный район.

В целом только полевая учебно-материальная база академии в г. Луге имеет возможность одновременного обучения около 2,5 тысяч человек по всем специальностям и направлениям подготовки специалистов МТО.

Созданный для выполнения научных исследований полевой научно-исследовательский комплекс позволяет:

- проводить полевые испытания поступающих и разрабатываемых образцов вооружения и военной техники;

- организовать реализацию военно-теоретических исследований и апробацию опытных образцов робототех-нических комплексов (РТК) в интересах системы МТО;

- проводить апробацию научно-теоретических раз-

работок по созданию критических военных технологий системы МТО ВС РФ.

Добиваться требуемой эффективности и качества практической реализации основных профессиональных образовательных программ невозможно без должного оснащения образовательной деятельности современным вооружением и военной (специальной) техникой, состоящей на вооружении частей (подразделений) МТО и подлежащей изучению и практическому освоению слушателями и курсантами.

Отрадно отметить, что обеспеченность вузов МТО всеми видами вооружения, военной и специальной техники в настоящее время составляет 97 %, в том числе современными и перспективными образцами - более 60 %.

Это позволяет успешно формировать у выпускников требуемые военно-профес-

сиональные компетенции и способность применять полученные знания штатного ВВСТ и навыки их применения при организации материально-технического обеспечения войск (сил). Кроме того, существующая практика первоочередных поставок в состав УМБ академии (институтов) опытных образцов вооружения и специальной техники еще до их использования в войсках (например, авиационная заправочная станция «Сосна-АВИА-20», средства помывки личного состава в полевых условиях и ряд других) позволяет фактически осуществлять опережающее обучение слушателей и курсантов.

В этом году в рамках Совместного специального учения сил и средств МТО ВС РФ и Вооруженных сил Республики Беларусь на базе учебного центра академии представителями военно-промышленного комплекса совместно с научно-педагогическим составом вузов МТО были представлены более 30 новейших разработок и перспективных образцов военной и специальной техники. Среди них: элементы жизнеобеспечения личного состава, перспективные образцы и разработки вооружения и специальной техники для арктических воинских частей и подразделений (топливозаправщики, кухни, цистерны для транспортировки и хранения питьевой воды, хлебопекарни и др.).

Особое место в опережающей подготовке слушателей и курсантов должно занимать использование в учебном процессе опыта материально-технического обеспечения подразделений, частей и группировок войск (сил) в повседневной деятельности, на проводимых учениях и военных играх, в локальных

войнах и вооруженных конфликтах.

Генератором изучения передового опыта и его внедрения в практику образовательной деятельности является преподавательский состав. В целях закрепления полученных теоретических знаний и навыков все более широкое распространение получает практика регулярного привлечения научно-педагогического состава вузов МТО и обучающихся к участию на различных учениях.

За последнее время интенсивность участия научно-педагогического состава и обучающихся вузов МТО на учениях по планам центральных органов военного управления увеличилась на 60 %, а количество участников - на 91 %. Полученный в ходе учений опыт детально обобщается на факультетах и кафедрах. Результаты обобщения и рекомендации по итогам учений используются в образовательном процессе и при выполнении научных исследований. Такую работу необходимо продолжать.

Сегодня важное место занимают изучение и использование в образовательном процессе опыта материально-технического обеспечения вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике. С этой целью в учебные программы и учебно-методические материалы по учебным дисциплинам своевременно вносятся изменения (уточнения) по опыту применения группировок войск (сил) и их материально-техническому обеспечению за пределами Российской Федерации. Кроме того, авторскими коллективами академии изданы военно-теоретический труд, учебный фильм, ряд учебных пособий и цикл лекций, в которых изложены результаты анализа

опыта материально-технического обеспечения войск (сил) при подготовке и в ходе проведения операции по ликвидации террористических организаций в Сирийской Арабской Республике. Материалы этих трудов находят широкое применение в ходе учебных занятий со слушателями и курсантами.

В заключение коротко остановимся на вопросе взаимосвязи науки и образования в рамках инновационной деятельности образовательной организации XXI века. Основной целью интеграции образовательной и научной деятельности в ней является внедрение в процесс подготовки выпускников новых знаний и достижений науки и техники, в том числе педагогической науки.

Использование в учебном процессе новых научных знаний, полученных на учениях, конференциях, в ходе научно-исследовательской деятельности и реализованных в учебно-методических комплексах, позволяет слушателям и курсантам овладевать передовыми знаниями, развивает у них креативное мышление. Таким образом, инновационная деятельность будет способствовать повышению эффективности и качества системы подготовки военных специалистов.

Центральной фигурой такого процесса в вузе является преподаватель. Именно от того, как преподавательский состав будет подготовлен к практическому решению задач по повышению эффективности и качества подготовки специалистов МТО в условиях широкого внедрения инновационных технологий обучения, будет зависеть результат инновационной деятельности образовательной организации как вуза XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.