Научная статья на тему 'ФОРМИРУЯ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРУЯ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ / КАФЕДРЫ / СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорнова Елена Геннадьевна

Данная статья, являясь частью научно-исследовательской работы, направленной на формирование системы мониторинга подготовки специалистов материального обеспечения, представляет результаты анализа учебно-материальной базы военного вуза и его обеспеченность преподавательским составом, последовательность планирования учебного процесса и взаимосвязь планирующих документов, анализ содержания учебного плана, как основных элементов организации учебного процесса в военном вузе. Анализ организации учебного процесса проводился на основании фактических данных и условий подготовки специалистов в Вольском военном институте материального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагорнова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A MONITORING SYSTEM ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TRAINING OF MATERIAL SUPPORT SPECIALISTS IN A MILITARY UNIVERSITY

This article, as part of the research work, directed on formation of system of monitoring of training material security, represents the results of analysis of educational material resources of the military institution and the security of teaching staff, the sequence of planning of the educational process and the relationship of planning documents, content analysis of the curriculum as core elements of the educational process in the military College. The analysis of the organization of the educational process was carried out on the basis of actual data and conditions for training specialists in the Volsky military Institute of material support.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРУЯ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

E.G. NAGORNOVA

ФОРМИРУЯ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА

FORMING A MONITORING SYSTEM

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TRAINING OF MATERIAL SUPPORT SPECIALISTS IN A MILITARY UNIVERSITY

Cведения об авторе. Нагорнова Елена Геннадьевна - профессор 10 кафедры (бухгалтерского учёта и автоматизации) Вольского военного института материального обеспечения, кандидат экономических наук, доцент (г. Вольск. E-mail: vat-v@mail. ru).

Аннотация. Данная статья, являясь частью научно-исследовательской работы, направленной на формирование системы мониторинга подготовки специалистов материального обеспечения, представляет результаты анализа учебно-материальной базы военного вуза и его обеспеченность преподавательским составом, последовательность планирования учебного процесса и взаимосвязь планирующих документов, анализ содержания учебного плана, как основных элементов организации учебного процесса в военном вузе. Анализ организации учебного процесса проводился на основании фактических данных и условий подготовки специалистов в Вольском военном институте материального обеспечения.

Ключевые слова: учебный процесс, учебно-материальная база, преподавательский состав, учебно-методический отдел, кафедры, структура учебных занятий.

Information about the author. Elena Nagornova - Professor of the 10th Department (accounting and automation) of the Volsky military Institute of material support, candidate of economic Sciences, associate Professor ( Volsk. E-mail: vat-v@mail. ru).

Summary. This article, as part of the research work, directed on formation of system of monitoring of training material security, represents the results of analysis of educational material resources of the military institution and the security of teaching staff, the sequence of planning of the educational process and the relationship of planning documents, content analysis of the curriculum as core elements of the educational process in the military College. The analysis of the organization of the educational process was carried out on the basis of actual data and conditions for training specialists in the Volsky military Institute of material support.

Keywords: educational process, educational material base, teaching staff, teaching and methodological Department, departments, structure of training sessions.

Организация учебного процесса основывается на состоянии и возможностях УМБ (учебно-материальной базы). Результаты проведённого анализа свидетельствуют о следующем:

• во-первых, УМБ Вольского военного института материального обеспечения соответствует своему

основному предназначению и включает в себя:

- военную технику и вооружение;

- учебно-лабораторную базу;

- тренажёрную базу;

- полевую учебную базу;

- базу для общевоенной и физической подготовки;

- базу и средства информационного обеспечения;

- объекты обеспечения учебного процесса;

• во-вторых, совершенствование УМБ проводится на основании годовых и перспективных планов её развития. Содержание планов развития УМБ соответствует действу-

Рис. 1. Обеспеченность ВВИМО преподавательским составом

в 2019 г., %

ющим учебным планам и рабочим программам дисциплин;

• в-третьих, в обеспечении образовательной деятельности института используется 5 учебных корпусов, в которых размещены 20 кафедр, лекционные, учебные, специализированные классы, учебные лаборатории. В отдельных корпусах расположены объекты, необходимые для отработки курсантами практических навыков, такие, как: лаборатории по приготовлению пищи, хлебопечения, вычислительной техники, учебно-производственная мастерская, автомобильный парк. Кроме того, в подготовке специалистов продовольственного, вещевого и горюче-смазочного обеспечения используются учебно-производственные комплексы, учитывающие особенности подготовки курсантов по специальностям.

Говоря о вопросах совершенствования базы и средств информационного обеспечения образовательной деятельности, следует отметить, что наряду с книжными фондами учебной библиотеки в подготовке специалистов МТО активно используются электронные учебные издания (учебники, учебные пособия), привлекаются интернет-ресурсы (электронные библиотеки), в учебный процесс внедряется программное обеспечение, характеризующее специфику управления (военную, общую) материально-техническим обеспечением. Учебный процесс обеспечен современными персональными компьютерами и техническими средствами обучения, позволяющими на высоком уровне проводить различные виды занятий с использованием электронно-образовательной среды вуза.

Следующим элементом организации учебного процесса в военном вузе является наличие преподавательского состава, который формируется за счёт гражданского персонала и военнослужащих. На-

личие преподавательского состава из числа гражданского персонала представлено на рис. 1.

Общий уровень обеспеченности преподавательским составом из числа гражданского персонала составляет 98%, из числа военнослужащих - 95%. Общий уровень укомплектованности учёными составляет 70%.

Результаты анализа уровня обеспеченности вуза преподавательским составом из числа гражданского персонала и военнослужащих на уровне98%

и 95% соответственно объясняются естественной текучестью кадров, что не является критичным и позволяет осуществлять подготовку специалистов материального обеспечения, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством и в указанные сроки.

Важным этапом организации учебного процесса является процесс планирования. Организация учебного процесса ведётся на разных уровнях (см. рис. 2).

Рис. 2. Организационные уровни учебного процесса в военном вузе

Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке

Учебные планы по соответствующей специальности - Рабочие программы учебных дисциплин

График-календарь учебного процесса военного вуза

Расписание учебных занятий и экзаменов

Рис. 3. Взаимосвязь содержания планирующих документов в организации учебного процесса

Основными организационными уровнями учебного процесса в военном вузе являются:

- учебно-методический отдел;

- кафедры.

Необходимыми документами для организации учебного процесса на уровне учебно-методического отдела являются:

- квалификационные требования к выпускникам - разрабатываются на каждую специальность, направление подготовки, реализуемые в военном вузе;

- учебные планы - разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности и направлению подготовки. Учебный план, являясь руководящим документом, устанавливает основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебного процесса, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяет формы и виды контроля знаний курсантов. В учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические за-

нятия, экзаменационные сессии, отпуска, все виды практики и итоговой аттестации.

На основе учебного плана составляются учебные программы по изучаемым дисциплинам:

- рабочая программа учебной дисциплины - это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины.

Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учётом специализации, является единой для всех форм обучения. Рабочие программы, созданные в рамках системы образовательной деятельности военного вуза, определяют содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному

усвоению по той или иной учебной дисциплине.

В программе даются детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения, междисциплинарные связи. Программа должна соответствовать требованиям подготовки офицеров соответствующей специальности, содержание и объём рабочих программ должен соответствовать общему бюджету учебного времени, которое отведено на изучение конкретного предмета;

- график-календарь учебного процесса военного вуза на учебный год составляется учебно-методическим отделом, исходя из учебных планов и рабочих программ с учётом плана-календаря основных мероприятий военного вуза на учебный год.

График-календарь учебного процесса военного вуза в соответствии с курсами, подразделениями, учебными группами и специальностями содержит следующие данные: дни учебных занятий, общевойсковую подготовку, каникулярные периоды, промежуточную аттестацию, командно-штабные тренировки, полевые выходы, выпускную квалификационную работу, практику, стажировку и др.;

- расписание учебных занятий и экзаменов - документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы учебного процесса и ре-

Рис. 4. Взаимосвязь содержания планирующих документов в организации учебного процесса на уровне учебно-методического отдела и кафедр

гламентирующий образовательную деятельность обучаемых, преподавательского и учебно-вспомогательного персонала.

Расписание составляется учебно-методическим отделом на семестр, что является завершающим этапом планирования учебного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельного потока (подразделения) и учебной группы, с указанием преподавательского состава, проводящего занятия. Расписание занятий должно соответствовать учебному плану и рабочим программам.

Исходя из перечня необходимых документов для организации учебного процесса на уровне учебно-методического отдела прослеживается следующая взаимосвязь в их содержании (см.рис. 3).

Основным подразделением военного вуза, реализующим учебный процесс, является кафедра. В целях планирования и реализации учебного процесса на кафедрах разрабатываются следующие документы:

1) рабочие программы учебных дисциплин - разрабатываются на кафедрах и представляются в учебно-методический отдел военного вуза. Одним из разделов рабочих программ являются фонды оценочных средств, определяющих уровень усвоения полученных знаний и навыков в ходе освоения дисциплины;

2) тематические планы по дисциплинам - разрабатываются на кафедре, на основе учебной программы. Тематический план конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов по каждой теме дисциплины, организационно-методические рекомендации преподавателям по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия;

3) индивидуальные планы работы преподавателей на учебный год - основной документ по плани-

;*Т|ПЛТГ|Т'

1 ЛЕС

Таблица

Состав и структура учебных занятий с преподавательским составом

Учебные занятия с преподавателем Часы %

1 2 3

Лекции 1 518 24,43

Семинары 696 11,20

Лабораторные работы 284 4,47

Практические занятия 2 326 37,44

Групповые упражнения 308 4,96

Групповые занятия 358 5,76

Тактико-специальные занятия и учения 72 1,16

КШУ, военно-специальные игры 30 0,48

Контрольные работы 104 1,67

Курсовые работы 44 0,72

Самостоятельная работа под руководством преподавателя 58 0,94

Экзамены, зачеты 414 6,67

Итого: 8 961 100

рованию и учёту труда преподавательского состава. Составляется преподавателем ежемесячно на основании расписания и плана работы кафедры, утверждается руководителем кафедры до начала учебного года;

4) программы практик - разрабатываются кафедрами военно-профессионального цикла на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки и примерных основных профессиональных образовательных программ.

Практика является специальной формой организации учебного процесса, направленной на закрепление теоретического материала, получаемого курсантами в процессе академического обучения, и приобретение знаний, умений и навыков военно-профессиональной деятельности;

5) программы государственной итоговой аттестации - разрабатываются кафедрами военно-профессионального цикла на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по

соответствующей специальности, направлению подготовки, учебных планов и учебных программ отдельно для каждого вида аттестационных испытаний.

Взаимосвязь содержания планирующих документов в организации учебного процесса на уровне учебно-методического отдела и кафедр представлена на рис. 4.

Образовательная деятельность военного вуза организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руководством преподавательского состава и самостоятельной работы курсантов. Основными формами организации учебного процесса являются лекции, семинары, практические (лабораторные) занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения и военно-специальные игры, контрольная работа, практика, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.

Каждая форма учебного процесса имеет свои особенности и направлена на формирование знаний, умений и навыков обучаемых.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов

Рис. 5. Структура учебных занятий с преподавательским составом по курсам, %

МТО трудоёмкость основной образовательной программы составляет 11664 часа, в том числе учебных занятий с преподавателем - 8961 часов (см. таблицу).

Наибольший удельный вес занятий в подготовке специалистов МТО приходится на лекции - 24,43%, семинары - 11,20% и практические занятия - 37,44%.

В целом за время подготовки специалистов МТО изучается 56 дисциплин, сдаётся 32 экзамена, 48 зачётов с оценкой, 6 зачётов без оценки, разрабатывается 11 курсовых проектов (работ, задач).

По курсам часы учебных занятий с преподавателями распределены следующим образом (см. рис. 5).

Учебные занятия по курсам распределены равномерно, за исключением учебных занятий 5-го курса, что связано с войсковой стажировкой и подготовкой выпускной квалификационной работы.

Распределение учебных занятий по циклам подготовки показано на рис. 6.

Учебные занятия с преподавателем по циклам подготовки распределены следующим образом:

- Ц.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» - 12% (1002 часа);

- Ц.2 «Математический и естественнонаучный цикл» - 9% (702 часа);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ц.3 «Профессиональный цикл» - 56% (4632 часа);

- Ц.4 «Дисциплины специализации» - 16% (1356 часов);

- Ц.5 «Физическая подготовка» - 7% (566 часов).

Наибольшее количество часов отводится на цикл Ц.3 «Профессиональный цикл». Количество часов «Профессионального цикла» превышает часы «Дисциплин специализации».

По мнению выпускников, наиболее важными дисциплинами в становлении их профессиональной деятельности являются: дисциплины специальности, общая тактика, организация материально-технического обеспечения частей и подразделений, информатика (востребованность изучения программного обеспечения профессиональной деятельности), физическая подготовка.

Таким образом, результаты проведённого анализа организации учебного процесса в подготовке специалистов материального обе-

спечения в военном вузе позволяют сделать ряд основных выводов:

1. Учебно-материальная база Вольского военного института материального обеспечения и укомплектованность его преподавательским составом соответствуют своему основному предназначению и позволяют осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов материального обеспечения, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством и в указанные сроки.

2. Важнейшая роль в подготовке специалистов материального обеспечения отведена вопросам профессионального становления офицеров, то есть приобретению ими военно-профессиональных знаний, умений, навыков, а также опыта будущей профессиональной деятельности в объёме, обеспечивающем успешное и качественное выполнение своих функциональных обязанностей.

3. С точки зрения контроля качества подготовки специалистов материального обеспечения в военном вузе в систему мониторинга предлагается включить показатели: первый - уровень укомплектованности преподавательского состава военного вуза, учитывающий стаж преподавателя, наличие учёной степени и учёного звания; второй - степень выполнения программ специалитета, формируемых на основе контроля представителями УМО образовательной деятельности на кафедрах. -

Рис. 6. Структура учебных занятий с преподавательским составом по циклам подготовки, %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.