Е.Г. НАГОРНОВА
E.G. NAGORNOVA
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
PROFESSIONAL APPROACH
АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРИОБРЕТАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
RELEVANCE OF THE DEMAND FOR ACQUIRED COMPETENCIES IN THE TRAINING
OF MATERIAL SECURITY SPECIALISTS
Cведения об авторе. Нагорнова Елена Геннадьевна - профессор 10 кафедры (бухгалтерского учета и автоматизации) Вольского военного института материального обеспечения, кандидат экономических наук, доцент (г. Вольск. E-mail: vat-v@mail. ru).
Аннотация. В данной статье на основе анализа содержания нормативно-правовой базы по подготовке военных специалистов, а также требований к специалистам материального обеспечения в практической деятельности и морально-ценностных аспектов военного образования определяются основные направления востребованности профессиональных компетенций специалиста материального обеспечения в обществе.
Ключевые слова: материальное обеспечение, специалист, профессиональная деятельность, приобретаемые компетенции, требования к подготовке.
Information about the author. Elena Nagornova - Professor of the 10th Department (accounting and automation) of the Volsky military Institute of material support, candidate of economic Sciences, associate Professor (Volsk. E-mail: vat-v@mail. ru).
Summary. In this article, based on the analysis of the content of the legal framework for the training of military specialists, as well as the requirements for material support specialists in practice and moral and value aspects of military education, the main directions of demand for professional competencies of material support specialists in society are determined.
Keywords: material support, specialist, professional activity, acquired competencies, training requirements.
Каждой организации, в основе функционирования которой находится использование материальных ресурсов, требуется специалист, способный вести процесс обеспечения материальными ресурсами. В этой связи основной задачей данного специалиста является организация своевременного процесса обеспечения, в соответствии с установленной номенклатурой, используемых материальных ресурсов. Решение задач в области материального обеспечения основывается на планировании показателей обеспечения;
непосредственной организации поставок и распределении материальных ресурсов; контроле и анализе процесса обеспечения. Функционал специалиста материального обеспечения подразумевает получение материальных ресурсов, распределение материальных ресурсов по структурным подразделениям согласно норм довольствия, контроль остатков материальных ресурсов, работу с учетными документами по приходу и расходу материальных запасов.
Залогом эффективного процесса обеспечения является зна-
ние специалистом содержания деятельности организации, основ логистики и транспортировки материальных ресурсов, рынка поставщиков, связанных с деятельностью организации, учетной и плановой документации. В практической деятельности специалист материального обеспечения несет большую ответственность, связанную с возникновением непредвиденных ситуаций, необходимостью знания всех сфер деятельности организации и функций, выполняемых другими специалистами. Для выполнения должностных обязан-
ностей специалист материального обеспечения должен владеть значительным объемом информации и иметь поддержку со стороны руководящего состава. По существу деятельность такого специалиста является управленческой и формирует базу для планомерной работы организации в целом.
Подготовка специалистов материального обеспечения для ВС РФ ведется на основании ФГОС 56.05.01 «Тыловое обеспечение» и Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников Филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Вольске.
Данные документы определяют область и объекты профессиональной и военно-профессиональной деятельности выпускников, как специалистов материального обеспечения. Следует отметить, что в соответствии с областью профессиональной деятельности выпускники ВВИМО могут осуществлять свой функционал не только в ВС РФ и военных организациях, но и в государственных учреждениях, в учреждениях различных форм собственности, а, следовательно, и в коммерческих организациях (см. рис. 1).
В результате подготовки специалистов в военном вузе должен быть сформирован целый ряд компетенций, направленных на решение задач в области управления материальным обеспечением.
Востребованность специалистов материального обеспечения для ВС РФ подтверждается результатами анализа распределения должностей, которые занимают выпускники военного вуза (см. рис. 2).
По результатам анализа видно, что за исследуемый период 100% выпускников находятся в кадро-
вых рядах ВС РФ в соответствии с направлением подготовки 56.05.01 «Тыловое обеспечение» и реализуют свой функционал преимущественно в служебной деятельности. Так, в 2018 г. занимаемые должности на 86% соответствовали служебной деятельности выпускников, в 2019 г. это соответствие достигло 92%. Результаты анализа свидетельствуют о прямой востребованности выпускников в соответствии со специализацией подготовки в военном вузе.
Исходя из опыта практической деятельности, руководящий состав служб материального обеспечения ВС РФ предъявляет к специалисту ряд общих требований, обладание которыми является основой успешного выполнения служебных обязанностей:
- умение решать сложные задачи - это способность к аналитическому мышлению, на основании которого формируются управленческие решения. В современных условиях потребность в специалистах, способных к решению слож-
ных текущих задач, постоянно растет, что обусловлено усложнением процессов хозяйственной деятельности;
- критическое мышление - входит в число ключевых требований на ближайшую перспективу.
В современных условиях любую информацию можно найти в свободном доступе. Информация характеризуется различным содержанием и качеством. Чтобы понять, что в информационном потоке является необходимым и ценным, специалисту материального обеспечения следует владеть критическим мышлением, которое позволяет работать с большим объемом данных, уметь искать и выделять важное;
- управление коллективом (подразделением) - способность организовать слаженную работу членов коллектива, направленную на достижение определенной цели. При этом следует учитывать, что в подчинении могут находиться различные сотрудники. В частности, сотрудники с разным уровнем образования, уровнем развития,
Рис. 1. Востребованность компетенций в профессиональной и военно-профессиональной деятельности специалистов материального обеспечения
92 - « Р
86 " И»
--
О % 20% 40% 60% 80% 100%
■ Служебная деятельность ■ Восмно-педагогическая
Рис. 2. Распределение должностей выпускников ВВИМО за 2018-2019 гг. по видам деятельности, %
¡ГЩр 1 штаг
с разными моральными ценностями и целевыми установками в жизни;
- коммуникативность - способность к общению, грамотное построение речи, способность к публичному выступлению;
- координация и взаимодействие - способность быстро адаптироваться к изменениям профессиональной среды и оставаться при этом эффективным.
С целью определения соответствия формируемых компетенций требованиям, предъявляемым на практике к специалистам материального обеспечения, проведен сравнительный анализ содержаний требований и формируемых компетенций (см. таблицы 1, 2).
Результаты анализа показывают, что содержание общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отраженных в ФГОС ВО 56.05.01
«Тыловое обеспечение», в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к практической деятельности специалистов материального обеспечения.
Результаты анализа показывают, что содержание общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по организационно-управленческой, экономической и служебной деятельности, отраженных в ква-
лификационных требованиях к подготовке выпускников по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», также соответствует требованиям, предъявляемым к практической деятельности специалистов материального обеспечения.
Проведенный анализ востребованности приобретаемых компетенций свидетельствует о том, что военные специалисты матери-
Таблица 1
Сравнительный анализ содержания требований и формируемых компетенций специалиста
материального обеспечения в соответствии с ФГОС ВО
№ п/п Востребованность компетенций в экономической среде Формируемые компетенции (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные) специалиста на уровне вуза в соответствии с ФГОС ВО 56.05.01 «Тыловое обеспечение»
1 2 3
1. Умение решать сложные задачи Принятие организационно-управленческих решений в ситуациях риска и нести за них ответственность (ОК-6) . Способность к постановке задач и выбору путей их достижения (ОК-9) . Применение творчества, инициативы и настойчивости в достижении профессиональных целей (ОК-11) . Владеть профессиональной терминологией, методами экономического анализа, современным экономическим мышлением (ОПК-3) . Разрабатывать управленческие решения (ПК-1). Анализировать проблемы экономического характера и предлагать способы их решения (ПК-7) .
2. Критическое мышление Осуществлять научный анализ значимых явлений и процессов (ОК-3) . Способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию (ОК-9) . Применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации по профилю деятельности (ОПК-1) . Организовать контроль деятельности организации (ПК-4) .
3. Управление коллективом (подразделением) Способность к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности (ОК-6) . Организовать работу коллектива (ПК-1) . Формировать комплекс мер для обеспечения функционирования объектов профессиональной деятельности (ПК-2).
4. Коммуникативность Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7) . Способность к деловой коммуникации (ОК-8) . Способность разрабатывать проекты материалов, регламентирующих работу в сфере профессиональной деятельности (ПК-3).
5. Координация и взаимодействие Соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2) . Понимать социальную значимость своей профессии (ОК-5) .
Таблица 2
Сравнительный анализ содержания требований и формируемых компетенций специалиста материального обеспечения в соответствии с Квалификационными требованиями
к военно-профессиональной подготовке выпускников
№ п/п Востребованность компетенций в экономической среде Формируемые компетенции (общекультурные, профессиональные по организационно-управленческой, экономической и служебной деятельности) специалиста на уровне вуза в соответствии с КТ к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение»
1 2 3
1. Умение решать сложные задачи Обеспечить эффективный учет материальных средств объектов профессиональной деятельности (ВПК.ОПК-4). Принимать обоснованные решения и управлять подчиненными при выполнении поставленных задач (ВПК .ПК-18) . Организовать материально-техническое обеспечение по службе горючего и смазочных материалов, продовольственной и вещевой службам разнородных группировок войск в бою и на марше (ВПК.ПК-19). Предвидеть результаты хозяйственной деятельности служб воинской части (соединения) (ВПК .ПК-22) .
2. Критическое мышление Способность использования информационных технологий документацион-ного обеспечения управленческой деятельности МТО (ВПК.ПК-17). Способность осуществлять сбор, обработку и анализ первичной статистической информации, связанной с деятельностью специалиста МТО (ВПК .ПК-23) .
3. Управление коллективом (подразделением) Применять культурологические знания в формировании профессиональной и общей культуры личности подчиненных (ВПК.ОК-14) . Управлять подчиненными при выполнении поставленных задач в различных видах боя, при передвижении и расположении на месте (ВПК .ПК-18) . Способность планирования, организации и контроля повседневной деятельности подразделений материально-технического обеспечения (ВПК.ПК-20).
4. Коммуникативность Логически стройно излагать свои мысли и вести дискуссии при проведении мероприятий воспитательной работы, занятий по ОГП и информированию с различными категориями военнослужащих, а также организации взаимодействия с религиозными организациями при работе с верующими военнослужащими (ВПК.ОК-13) .
5. Координация и взаимодействие Уважительно и бережно относиться к культурным традициям армии и флота, толерантно воспринимать традиции культур российских этносов (ВПК.ОК-15) . Разрабатывать документы планирования повседневной деятельности подразделений материально-технического обеспечения (ВПК .ПК-21) . Выполнять требования уставов внутренней, гарнизонной и караульной служб (ВПК.ПК-33). Организовать службу в соответствии с требованиями уставов внутренней, гарнизонной и караульной служб (ВПК.ПК-34).
ального обеспечения принадлежат к группе офицеров, у которых присутствует аналог профессиональной деятельности в гражданской жизни, что является одним из мотивов востребованности приобретаемых компетенций среди курсантов.
Наряду с этим следует отметить и военную специализацию приобретаемых компетенций, выделяющую профессиональную направленность военного специалиста материального обеспечения из ряда аналогов профессиональной деятельности гражданской жизни. Спецификой деятельности военных специалистов материального обеспечения является безусловное
выполнение приказов, директив, инструкций, определяющих последовательность и совокупность обязательных действий (служебных обязанностей). Поведение и поступки военного специалиста,
связанные с выполнением служебных обязанностей, определяются должностным положением, которое требует поступиться потребностями и даже рисковать жизнью ради цели, ценность которой не зависит
Рис. 3. Динамика количества личных дел абитуриентов ВВИМО
за 2016-2018 гг.
Таблица 3
Соотношение количества личных дел и количества
поступивших для обучения
Показатель 2016 2017 2018
1 2 3 4
Количество личных дел 1358 1324 1196
Количество поступивших 309 311 321
Конкурс, человек/место 4,4 4,3 3,7
от потребностей и желаний, а определяется чувством долга.
Нельзя не затронуть вопрос востребованности компетенций среди абитуриентов. Желание учиться в военном вузе, стать офицером, овладеть профессиональными знаниями отслеживается по количеству поступивших в институт личных дел абитуриентов и количеству зачисленных для обучения (см. рис. 3).
За анализируемый период количество личных дел, поступивших в ВВИМО, снижается. Так, в 2016 г. поступило на рассмотрение 1358 личных дел, в 2017 г. - 1324, в 2018 г. - количество поступивших дел 1196.
Соответственно снижается и конкурс среди абитуриентов (см. таблицу 3).
По данным таблицы видно, что конкурс в ВВИМО снижается с 4,4 до 3,7 человека на место, что может говорить о начавшемся снижении востребованности профессиональных компетенций по направлению подготовки 56.05.01 «Тыловое обеспечение» среди поступающей молодежи. При этом нельзя не учитывать наличие де-
Материальное благополучие и социальные гарантии Престижная профессиональная деятельность
Желанна стать грамстным специалистом Желание стать офицером
мографических проблем в стране, оказывающих влияние на количество поступающих в вузы и, в том числе, в военно-образовательные учреждения, наличие недостатков в системе военно-профессиональной ориентации среди молодежи призывного возраста.
Тем не менее, проведенный среди курсантов опрос показал следующие мотивационно-ценностные аспекты в подготовке специалистов материального обеспечения (см. рис. 4).
Главной мотивационной ценностью овладения компетенциями является получение звания офицера, что обосновывается почетной обязанностью любого мужчины, выполнением Конституционного долга, общественной необходимостью. На втором месте находится желание получения престижной профессиональной деятельности и грамотной реализации служебных обязанностей в будущей профессиональной деятельности. Выделяемые мотивационно-ценностные аспекты свидетельствуют о желании курсантов овладевать всеми видами компетенций, предусмотренных направлением
■ 25
Рис. 4. Мотивационно-ценностные аспекты в подготовке курсантов ВВИМО в 2019 г., %
подготовки 56.05.01 «Тыловое обеспечение».
Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о высокой степени востребованности приобретаемых профессиональных компетенций по направлению подготовки 56.05.01 «Тыловое обеспечение»: государством для поддержания обороноспособности страны, иными организациями - для поддержания основной деятельности, молодежи призывного возраста - для получения престижной профессии и реализации жизненных планов в будущей профессиональной деятельности. В процессе военно-профессиональной ориентации следует информировать молодежь призывного возраста о востребованности приобретаемых компетенций в деятельности государственных учреждений и учреждений различных форм собственности.
Результаты анализа востребованности приобретаемых компетенций в подготовке специалистов материального обеспечения предлагается включить в перечень показателей мониторинга подготовки специалистов данного направления. В этой связи основным показателем следует считать уровень конкурса при поступлении в военно-образовательное учреждение как основного индикатора востребованности профессиональных компетенций государством и обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2016 г. № 672.
3. Худолеев, В. Специалисты МТО необходимы во всех компонентах нашей армии // Красная звезда, август 2018 г. Ответы на вопросы «Красной звезды» заместителя министра обороны РФ генерала армии Д.В. Булгакова.