Научная статья на тему 'О балльно-рейтинговой системе оценки слушателей - выпускников военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева по степени формирования компетенций'

О балльно-рейтинговой системе оценки слушателей - выпускников военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева по степени формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков А.В., Андреев С.М.

В статье рассмотрена система оценочных средств офицеров (слушателей) военно-учебных заведений на протяжении всего срока обучения на основе балльно-рейтинговой системы. Авторами предлагается использовать разработанную систему оценки с целью дифференциации оценки знаний, творческих способностей, морально деловых качеств и участия в общественной жизни слушателей военно-учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычков А.В., Андреев С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of assessment tools of military students throughout the study period on the basis of score-rating system has been described in the article. The authors has proposed the usage of the assessment system in order to evaluate the creative abilities, moral qualities and the rate of participation of military students in public life.

Текст научной работы на тему «О балльно-рейтинговой системе оценки слушателей - выпускников военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева по степени формирования компетенций»

Бычков А.В.1, Андреев С.М.2

1Доцент кафедры организации МТО, кандидат военных наук, подполковник;

2

адъюнкт кафедры организации МТО, подполковник.

Военная академия материально-технического обеспечения

О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ СЛУШАТЕЛЕЙ - ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А.В. ХРУЛЕВА ПО СТЕПЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрена система оценочных средств офицеров (слушателей) военноучебных заведений на протяжении всего срока обучения на основе балльно-рейтинговой системы. Авторами предлагается использовать разработанную систему оценки с целью дифференциации оценки знаний, творческих способностей, морально деловых качеств и участия в общественной жизни слушателей военно-учебных заведений.

Ключевые слова: организация образовательной деятельности, компетентностный подход обучения, балльно-рейтинговая система оценки.

A.V. Bychkov, Military Academy of logistical S.M. Andreev, Military Academy of logistical

SCORE-RATING SYSTEM OF EVALUATION OF GRADUATES OF THE MILITARY ACADEMY OF LOGISTICS ON THE DEGREE OF FORMATION OF

COMPETENCE

Summary

A system of assessment tools of military students throughout the study period on the basis of score-rating system has been described in the article. The authors has proposed the usage of the assessment system in order to evaluate the creative abilities, moral qualities and the rate of participation of military students in public life.

Keywords: organization of educational activities, competence approach in education, score-rating system.

Современная образовательная политика России направлена на решение проблемы обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, ориентированного на самореализацию личности в определенных сферах деятельности, называемыми компетенциями (от латинского [competo] - добиваюсь, соответствую, подхожу). Под компетентностью понимается обладание компетенциями.

Г лавный смысл нового подхода в высшем военном образовании заключается, прежде всего, в новом видении результата образования: это не многообразие узкоспециальных знаний и умений, а профессиональные компетенции и далее - компетентность как уже оформленная (приобретенная) способность эффективно действовать в разнообразных практических ситуациях.

Военно-профессиональные и военно-специальные знания, умения, навыки,

личностные качества и компетенции формируются в интересах научного и практического освоения слушателями избранных направлений, специальностей и профилей подготовки специалистов и руководителей на основании квалификационных требований к подготовке выпускников академии.

Известно, что современная образовательная политика России направлена на решение проблемы обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода. Смысл данного подхода в высшем военном образовании заключается в формировании результата обучения не как многообразия узкоспециальных знаний и умений, а как способности эффективно действовать в разнообразных практических ситуациях. Иными словами говоря, результатом обучения становится не система знаний, умений и навыков, а приобретаемая функциональная способность военного специалиста действовать в конкретной проблемной ситуации.

Учитывая вышеизложенное, авторами разработана балльно-рейтинговая система оценки слушателей - выпускников академии по степени формирования компетенций, имеющая своей целью:

обеспечение прозрачности требований к уровню подготовки слушателей и повышение объективности оценки результатов его труда;

стимулирование ритмичной и систематической учебной деятельности слушателей в течение всего семестра, повышение учебной дисциплины;

стимулирование борьбы за лидерство у слушателей;

формирование у слушателей мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм рубежного и промежуточного контроля;

реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам информации об учебных достижениях слушателя отдельно, учебного отделения и факультета в целом за любой промежуток времени.

Задачи балльно-рейтинговой системы определены следующие:

- поддержание мотивации слушателей к освоению образовательных программ, совершенствованию своей профессиональной подготовленности, личностному росту благодаря большей дифференциации оценки их учебной работы;

- повышение объективности и регулярности оценки руководством факультета и академии результатов работы слушателей;

- формирование объективной оценки успеваемости и компетентности слушателей;

- создание объективной базы для поощрения слушателей, отбора офицеров на продолжение обучения в адъюнктуре, распределения выпускников на должности после окончания академии.

- обеспечение прозрачности требований к уровню подготовки слушателей и повышение объективности оценки результатов его труда;

- стимулирование ритмичной и систематической, как аудиторной, так и

самостоятельной, учебной деятельности слушателей, раскрытия их творческих

способностей в течение всего семестра, повышение учебной дисциплины;

- стимулирование борьбы за лидерство у слушателей;

- повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора на основе ранжирования посредством оценки реального места, занимаемого слушателем среди сокурсников в соответствии со своими результатами;

- упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм рубежного и промежуточного контроля;

- реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

- получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам информации об учебных достижениях слушателя отдельно, учебного отделения и факультета в целом за любой промежуток времени.

Балльно-рейтинговая система оценки слушателей - выпускников по степени формирования компетенций основана на использовании совокупности контрольнорейтинговых мероприятий, определенных образом расположенных на всем интервале

обучения. При этом, баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг слушателя, накапливаются им в течении всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ и служебных заданий и проявленные при их реализации личностных качеств.

Предлагаемая балльно-рейтинговая система формировалась, основываясь на следующих принципах:

- единство требований, предъявляемых к работе;

- регулярность и объективность оценки результатов работы;

- открытость и гласность результатов успеваемости для всех участников образовательного процесса;

- строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: слушателями, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом.

Предлагаемая балльно-рейтинговая система отражает степень формирования компетенций с учетом 52 частных показателей, сгруппированных по 10 основным признакам:

- базисный интеллектуальный потенциал и квалификация;

- военно-профессиональные и специальные сведения;

- результаты освоения основной образовательной программы;

- накопленный научный потенциал;

- качество выполнения специальных задач повседневной деятельности;

- дополнительная нагрузка;

- спортивные достижения;

- активность в участии в общественно-культурной деятельности;

- показатели воинской дисциплины;

- личностные качества.

Рейтинговая система оценки слушателей-выпускников по степени формирования компетенций слушателей основана на оценке каждого вида работы слушателя в рейтинговых баллах. Конкретное закрепление количества набираемых баллов за определенными показателями, осуществляется с учетом удельного веса этих показателей, который определен методом экспертной оценки с привлечением заинтересованных лиц.

Начисление баллов осуществляется руководством факультета, на основании зафиксированных установленным порядком оценок реализации каждого контрольного мероприятия

Алгоритм формирования рейтинга представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм формирования рейтинга слушателей выпускников

Анкета для определения степени формирования компетенций слушателя-выпускника представлена в таблице № 1.

Таким образом, предлагаемая балльно-рейтинговая система оценки выпускника позволяет осуществить комплексную оценку слушателя-выпускника по степени формирования общекультурных и профессиональных компетенций и развития личностноориентированного обучения.

Таблица 1

Анкета для определения степени формирования компетенций слушателя-выпускника

(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество)

ЛГе И'П Квалификационные признаки Уровни квалификации (в баллах) Итого фактичес кий балл

1 2 3 4 5 6 7

1. Базисный интеллектуальный потенциал н квалификация

1.1 Повышение квалификации за последние пять лет + 5 баллов за каждый вид ДПО

1.2 Дополнительное профессиональное образование (по дипломам и сертификатам) + 5 баллов за каждый диплом

1.3 Наличие ученой степени, ученого звания + 25 баллов за степень или за звание

1.4 Владение иностранным языком один (со словарем) 5 одним, свободно 10 двумя и более, свободна 15 -

2. Общепрофессиональные признаки

2.1 Занимаемая должность до поступления в академию (штатно-должностная категория) «майор» 5 подполковник 10 «полковник» 15 -

2.2 Воинское звание «майор» 5 подполковник 7 «полковник» 10 -

2.3 Прохождение военной службы на должностях в звене (войсковом, оперативном (армия, округ и им равные), в ЦОВУ) + 5 баллов за прохождение в/службы в каждом звене

2.4 Регионы прохождения военной службы до поступления (округ, флот) один округ 3 два округа 5 три и более 7 -

2.5 Прохождение военной службы в видах (родах) ВС РФ два вида (рода) 2 три вида (рода) и более 4

2.6 Прохождение военной службы на воинских должностях в ВУЗах, научна-и с с л од о б ател ьски х организациях 1 в организациях МТО (ЦМТО, БХВТ, мастерских, х/заводах и т.д.) 2 в ОВУ, соединениях и частях (кораблях) ПГ, а также несущих боевое дежурство 5

2.7 Участие в боевых действия (вооруженных конфликтах) участвовал однократна 10 участвовал неоднократна 20

2.8 Наличие государственных наград одна 10 две 15 три и более 20 -

2.9 Наличие боевых наград одна 10 две 15 три и более 20 -

Лё п/п Квалификационные признаки Уровни квалификации (в баллах) Итого факгичес кий балл

1 2 3 4 5 6 7

2.10 Ранения, контузии 10 баллов за каждое легкое 15 баллов за каждое тяжелое

2.11 Участие в миротворческой деятельности + 5 баллов

3. Освоение основной образовательной программы

3.1 Успеваемость по итогам промежуточной аттестации (средний балл по 4-х балльной системе) (совокупно-, по итогам всех экзаменационных сессий) 3,4 и ниже 1 балл 3,5 - 3,9 5 баллов 4,0-4,7 10 баллов 4,8 - 5,0 15 баллов

3.2 Участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки (за период обучения) (суммируются) тактические и тактикоспециальные учения 2 КШУ с ОБУ оперативного звена 3 стратеги- ческие учения 4

3.3 Оценка за мероприятия оперативной подготовки (выпускные учения со слушателями) начисляемый балл соответствует полученной оценке

3.4 Квалификационная работа реализована (за каждый акт реализации) в учебном процессе 0,5 в НИР 1 б войсках 1,5 Б ОВУ 2,0

3.5 Физическая подготовка отлично 2 2 уровень 3 1 уровень 4 ВЫСШИЙ уровень 5

3.6 Оценка, полученная по результате прохождения войсковой практики Начисляемый балл соответствует полученной оценке

4. Накопленный научный потенциал

4.1 Научная статья в рецензируемых изданиях (из перечня ВАК) одна 2 две-четыре 3 четыре и более 4 -

4.2 Научная статья в не рецензируемых изданиях (не включенных в перечень ВАК одна 0,5 две-четыре 2 четыре и более 3 -

4.3 Материалы исследований реализованы в учебниках, учебных пособиях, комплексных задачах (подтверждены актом реализации) вузовский 1 с грифом УМО 2 с грифом Минобороны 3 с грифом Минобрнаук и 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за каждый учебник, учебное пособие

4.4 Авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы + 3 за единицу

4.5 Рационализаторские изобретения + 1 за единицу

4.6 Выступление на конференциях вузовские межвузовские международные -

Л» п/п Квалификационные признаки Уровни квалификации (в баллах) Итого факггичее кий балл

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3

За каждое выступление

4.7 Работа ВНОС, представленная на конкурс вузовский 3 всероссийский 5 иные конкурсы 3 -

4.8 Работа ВНОС, награжденная на Вузовском конкурсе благодарность начальника. академии (грамота) 1 диплом 3 степени 2 диплом 2 степени 3 диплом 1 степени 4

4.9 Работа ВНОС, награжденная на Всероссийском конкурсе благодарность начальника БУЗА организатора 3 ДИПЛОМ начальника БУЗА организатора 4 диплом Минобороны РФ 5 премия (в любом размере) 7

4.10 Участие в НИР по планам кафедр (состоят в авторском коллективе НИР) 3 категории 1 2 категории 2 1 категории 3

5. Выполнение специальных задач повседневной деятельности

5.1 Участие в мероприятиях повседневной деятельности войск по плану старшего начальника (участие в инспекциях, проверках войск по отдельным вопросам, в проведении документальных ревизий) или начальника академии (подтверждено положительным отзывом руководителя рабочей группы) + 3 балла за каждое мероприятие

5.2 Участие в торжественных мероприятиях, воинских ритуалах (парады Победы, парад, посвященный годовщине снятия блокады города Ленинград, мероприятия, посвященные празднованию 115-летия BA МТО и т.д.) + 5 баллов за каждое мероприятие

6. Спортивные достижения

6.1 Наличие спортивного разряда 2 разряд 2 1 разряд 3 кандидат в мастера спорта 4 мастер спорта 7

6.2 Выступление на соревнованиях вузовские 1 межвузовские 2 всеармейские 4 -

6.3 Призер соревнований 3 место 2 место 1 место

ЛГе И'П Квалификационные признаки Уровни квалификации (в баллах) Итого фактичес кий балл

1 2 3 4 5 6 7

1 2 5

7. Активность участия в общественно-культур ной и воспитательной деятельности, военно-патриотических мероприятиях, фа культ ат ив ная нагрузка

7.1 Участие в концертах. КВНах, вечерах, спартакиадах, спортивно-массовых праздниках и других общественных мероприятиях + 2 балла за каждое мероприятие

7.2 Личная организаторская деятельность по проведению групповых культурных мероприятиях (походы в музей, на выставки, театры, экскурсии и т.д.) + 2 балла за каждое организованное мероприятие

7.3 Организация и участие факультативных семинаров, круглых столов, направленных на обсуждение и решение проблемных вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением войск + 2 балла за каждое организованное мероприятие

8. Дополнительная нагрузка

8.1 Исполнение обязанностей, не предусмотренных штатом (назначаемая, выборная или назначаемая общим собранием слушателей должность) - старшина курса -начальник штаба курса -офицер, для взаимодействия с учебным отделом академии -командир учебного отделения -секретчик учебного отделения -офицер, для взаимодействия с мобилизационным отделом академии -офицер, для взаимодействия с финансовым отделом академии -офицер, ответственный за ведение классного журнала -спортивный организатор курса -офицер, ответственный за проведение воспитательной работы 7 5 5 5 3 3 3 2 2 2

9. Воинская дисциплина

9.1 Благодарность + 5 баллов за каждое поощрение

9.2 Грамота Начальника факультета 3 балла Начальника академии 5 баллов ЗМОРФ 7 баллов МО РФ 10 баллов

9.3 Ценный подарок 7 баллов

9.4 Взыскание (кроме НСС) (с учетом снятых ранее) - 5 баллов за каждое взыскание

9.5 Предупреждение о неполном служебном соответствии - 10 баллов

9.6 Отмечен в лучшую сторону при несении службы в гарнизонном патруле и других нарядах, дежурствах + 3 балла за каждую зафиксированную оценку

9.7 Нарушения при несении службы в гарнизонном патруле и других нарядах, - 3 баллов за каждое зафиксированное нарушение

ЛГг п.п Квалификационные признаки Уровни квалификации (в баллах) Итого фактичес кий балл

1 2 3 4 5 б 7

дежурствах

9.8 Замечание о нарушении правил ношения военной формы одежды, полученное от старших начальников - 3 балла за каждое зафиксированное нарушение

9.9 Факты. создавшие предпосылки нарушения требований защиты государственной тайны - 10 баллов за каждый зафиксированный факт

9.10 Допущены случаи травматизма по вине военнослужащего - 5 баллов за каждый случай

10. Личностные качества

10.0 Оценка, по мнению начальника факультета (начальника курса}, характеризующая личностные качества слушателя: ответственность за порученное дело, лидерство, нравственность. бесконфликтность, способность к самосовершенствованию, обучаемость, организованность, активность, моральная устойчивость и др. + до 10 баллов

10.1 Результаты итоговой аттестации (средний балл по 4-х балльной системе) 3,9 - 3,5 5 баллов 4,0 - 4,9 10 баллов диплом с отличием 15 баллов диплом с отличием и золотой медалью 25 баллов

Итого сумма баллов выпускника

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2013 года № 360 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 291100 Управление тыловым обеспечением войск (сил) (квалификация «магистр»

3. Слинько С.А., Ловкачев П.И., Жуков А.И. Методы совершенствования профессиональной

подготовки офицеров в военных образовательных организациях МТО ВС РФ в условиях компетентностного образования. Монография - СПб.: ВА МТО, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.