УДК 378.1
А.Н. Сивак*, М.М. Гупалов**
Организация учебного процесса
в военных образовательных организациях высшего образования
В статье излагаются основные положения организации учебного процесса военных образовательных организаций.
Ключевые слова: подготовка специалистов, развитие системы, учебный процесс, преподавательский состав, курсанты, основополагающие принципы, критерии качества, основные факторы усвоения знаний.
A.N. Sivak*, M.M. Gupalov**. Organization of educational process in military educational organizations of higher education. The main provisions of the organization of the educational process of military high educational organizations are outlined in the article.
Keywords: training of the specialists, development of the system, educational process, teaching staff, cadets, basic principles, quality criteria, main factors of assimilation of knowledge.
Значительные противоречия, возникшие и накопившиеся за последнее время по вопросам обеспечения необходимого качества подготовки специалистов высшей профессиональной квалификации, выдвигают на первый план проблематику обоснования новых методов управления образовательным процессом. Особенно это актуально для военных институтов, как закрытых педагогических систем. В этом случае все учебные мероприятия образовательного процесса, в том числе, и самостоятельная подготовка, регламентируются руководством учебного заведения и ведомственными нормативно-правовыми актами. В таких системах, мера ответственности за результат, в первую очередь, лежит на управляющем органе, так как обучающимися не выбираются действия по собственному усмотрению. Они обязаны следовать указаниям, определяемым учебными планами.
Исходя из этого, получение соответствующего качества подготовки специалистов может обеспечиваться только в условиях тотальной управляемости образовательным процессом. При этом, если применяемый метод управления определен без учета всей совокупности воздействующих факторов, трудно говорить о предсказуемости и гарантированности результатов подготовки специалистов высокой профессиональной квалификации, то есть, о формировании компетенций, определяемых соответствующими документами. Общепризнанно, что для эффективного функционирования система управления образовательным процессом должна опираться на аппарат теоретического обеспечения целевых управляющих воздействий и организацию обратной связи. В отсутствии теоретически обоснованных прямых и обратных связей между органом управления и объектом управления сложно говорить о возможности эффективного функционирования образовательного процесса, и тем более, о разработке новых методов управления. Необходимо также не забывать об использовании творческого подхода к совершенствованию системы управления.
Прежде чем рассмотреть существующую организацию образовательного процесса, необходимо точно определить, что понимается под категорией «образовательный процесс».
Образовательный процесс представляется как привитие обучающимся в ходе обучения конкретных морально-психологических, физических, профессиональных и других качеств, которые, составляя определенные компетенции, в совокупности формируют феномен военного специалиста конкретной квалификации (направленности), отвечающий предъявляемым к нему требованиям в любой социокультурной среде.
Следовательно, образовательный процесс в военных институтах должен быть организован таким образом, чтобы в ходе обучения каждый обучающийся сформировался как носитель феномена военного специалиста конкретной квалификации (направленности), т.е., обладал соответствующим комплексом компетенций, предусмотренных ФГОС, позволяющих ему решать задачи в соответствии с предназначением на определенном уровне, отвечающем квалификационным требованиям.
* Сивак, Александр Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского военного института по научной работе - начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, доктор педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 680-24-07.
** Гупалов, Максим Михайлович, заместитель начальника - старший научный сотрудник адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 680-24-07. E-mail: [email protected].
*Sivak, Alexander Nikolayevich, Deputy Head of the St. Petersburg Military Institute for Research - Head of the Research and publishing department, doctor of pedagogical sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilytova str., 1. Ph. 680-24-07.
**Gupalov, Maxim Mikhailovich, Deputy Head - Senior Researcher, postgraduate (full-time and correspondence courses) Faculty training of highly qualified personnel and additional professional education, PhD. Address: 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 680-2407. E-mail address: [email protected].
© Сивак А.Н., Гупалов М.М., 2016
Анализ юридической основы показал, что подготовка военных специалистов в системе военного профессионального образования организована в соответствии с законодательными актами, регламентирующими военное образование. При этом деятельность высших военно-учебных заведений регламентируется, как соответствующими профильными министерствами, так и Министерством образования и науки РФ. Кроме того, при анализе организации образовательного процесса в исследуемых условиях необходимо исходить и из документов Болонской декларации, определяющих Международные стандарты образования.
Согласно требованиям профильных министерств и Министерства образования и науки РФ на военные институты возлагаются следующие основные задачи:
- подготовка для войск квалифицированных специалистов с высшим образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;
- удовлетворение потребности обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении высшего или послевузовского профессионального образования, повышение квалификации в избранной области профессиональной деятельности.
Исходя из вышеприведенных задач, органами управления проводится комплекс мероприятий по организации образовательного процесса, который в общем виде включает:
- комплектование военных вузов научно-педагогическими кадрами (обучающими) и формирование на этой основе структурных научно-педагогических подразделений (кафедр, лабораторий и т.д.);
- комплектование переменным составом (обучающимися) и формирование на этой основе структурных учебных подразделений (факультетов, учебных рот, учебных групп);
- формирование соответствующей системы управления, включающей определенные органы управления (отделы, группы управления и т.д.);
- организацию обучения и воспитания обучающихся, то есть разработку учебных планов, программ, методических и дидактических материалов, в т.ч. определение необходимых учебных дисциплин и соответствующей тематики учебных занятий;
- создание учебной материально-технической базы военной образовательной организации и её совершенствование.
Организация образовательного процесса происходит в определенной внешней среде, воздействие которой осуществляется, в основном, опосредованно и проявляется в таких аспектах как уровень подготовки абитуриентов, набираемых для обучения, и их побудительная направленность к обучению; уровень подготовки научно-педагогического и руководящего состава и их побудительная направленность к педагогической, управленческой и научной деятельности; наличие учебной материально-технической базы и состояние финансирования военного вуза и т.д.
Организация образовательного процесса в военных институтах базируется на основополагающих принципах высшего специального образования [1, 3], которые можно сформулировать следующим образом:
- принцип последовательности, то есть, накопление знаний обучающимися на всех без исключения этапах обучения;
- принцип беступиковости, предполагающий организацию образовательного процесса в виде определенных образовательных этапов, каждый из которых является промежуточной ступенью для обретения новых образовательных возможностей;
- принцип непрерывности, т.е. сквозной согласованной фундаментальности, реализация которого позволяет преодолеть фактологичность, фрагментарность, элективность образования, образовать у носителя феномена военного специалиста конкретную, системно связанную структуру знаний, умений и навыков, а так же других свойств, формирующих компетенции, соответствующие требованиям квалификационных характеристик;
- принцип политехнизма, предполагающий ориентацию на усвоение общих и фундаментальных научных законов, лежащих в основе деятельности специалиста;
- принцип опережающей подготовки специалиста, ориентирующий образование на потенциальные возможности развития техники и систем управления;
- принцип неразрывности, определяющий непрерывную взаимосвязь обучения и воспитания в ходе образовательного процесса;
- принцип непрерывной гуманизации, требующий рационального совмещения гуманитарных, технических и специальных дисциплин на всех этапах образовательного процесса.
Анализ документов по руководству военно-профессиональным образованием в военных институтах показал, что в настоящее время образовательный процесс в них организован с учётом современных требований педагогики и позволяет обеспечивать потребность в специалистах с высшим военно-специальным образованием для комплектования первичных офицерских должностей. Однако, статистические сведения, основанные на отзывах из войск о подготовке специалистов, говорят о невысоком качестве их подготовки, о тенденции снижения качества подготовки выпускников в последние годы.
Следовательно, в существующей организации образовательный процесс в военных институтах обеспечивает только количественные показатели подготовки специалистов, в отдельных случаях за счет снижения качественных показателей. Достоверность этого утверждения не сложно установить на основе анализа представленных в табл. 1 статистических данных. Однако в современных
условиях определяющее значение имеет качество подготовки военных специалистов. Требования об обеспечении приоритетности качества подготовки специалистов являются основополагающими при решении вопросов организации образовательного процесса.
Заметим, что качество подготовки специалистов сложно выразить в ценовом отношении, именно поэтому оно имеет особую ценность в условиях военных конфликтов. Категория качества универсальна во всех аспектах социальной сферы и, рассматривая вопросы подготовки специалистов в военных вузах, необходимо представить роль и место управления образовательным процессом в общей системе качества их образования.
Учитывая, что главным критерием качества подготовки специалиста является степень его соответствия занимаемой должности, был проведён обобщенный анализ отзывов командиров частей на выпускников Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России за последние годы. Указанные отзывы заполняются командирами подразделений, где выпускники проходят службу, и представляют развернутую качественную оценку каждого из них. В соответствии с принятой формой отзыва оцениваются: уровень служебно-профессиональной направленности, профессиональной подготовленности (уровень теоретических знаний по ведущим дисциплинам, практические специальные умения и навыки), а также личностные морально-психологические качества выпускников и все другие, в совокупности составляющие компетенции, определенные ФГОС.
В ходе исследований были получены и обработаны сведения о 197 выпускниках и проведено их сравнение с отзывами предыдущих лет.
Анализ представленных сведений, даёт основание заключить, что распределение офицеров после выпуска производится во все Региональные командования и в подавляющем большинстве случаев на должности предназначения (до 93 %).
Общее качество подготовки выпускников может быть косвенно оценено по перспективности их службы.
Из анализа обобщённых сведений перспективности службы офицеров, можно сделать вывод, что она может характеризоваться как средняя. Однако, в условиях реорганизации и модернизации войск, этот показатель не может в полной мере охарактеризовать качество подготовки выпускников.
Далее в ходе анализа отзывов была проведена оценка военно-профессиональной подготовленности. Оценка знаний, умений и навыков аттестуемых при составлении отзыва проводилась по 5-балльной рейтинговой шкале лингвистическим методом. То есть, если аттестующий присваивал офицеру высший уровень качества подготовки, то в расчетах он принимался за 5; если высокий уровень - 4; средний уровень - 3; уровень, обеспечивающий минимальную деятельность, - 2; уровень, не обеспечивающий минимальную деятельность, - 1.
Анализ полученных сведений говорит о том, что уровень военно-профессиональной подготовки за три мониторинга находится в стагнации, то есть, явного повышения их качества не наблюдается. Осредненный показатель военно-профессиональной подготовки находится на уровне выше среднего. При этом наиболее низкие показатели качества подготовки выпускников выявлены в общепрофессиональной подготовке, в организации и ведении войскового хозяйства, в знании должностных инструкций и наставлений, во владении методами социально-психологического формирования личности военнослужащего и воинского коллектива.
С целью определения эффективности воспитательной составляющей образовательного процесса в военном вузе по такой же системе была проведена рейтинговая оценка наиболее профессионально важных личностных качеств выпускников. Результаты этой оценки представлены в таблице 1.
Результаты оценки личностных качеств выпускников
Таблица 1
Профессионально важные качества
1. Лидерские: воля, организаторские способности, требовательность к себе и подчиненным, умение мобилизовать их на выполнение поставленных задач.
2. Волевые: целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, умение преодолевать тяготы и лишения, подчинение личных интересов службе.
3. Деловые: личная дисциплинированность, трудолюбие,
исполнительность, самостоятельность, инициатива,
принципиальность, способность принимать решения в экстремальной ситуации.
4. Нравственный облик: моральная устойчивость, честность, правдивость, скромность, тактичность, культура поведения.
5. Военно-профессиональная направленность личности: способность дорожить офицерской честью и достоинством, позитивное отношение к избранной профессии, чувство воинского долга, стремление к профессиональному совершенствованию.
6. Коммуникативные: коммуникабельность, умение владеть собой, отношение к критике и замечаниям командиров и начальников.
Год
2013
2014
2015
2013
2014
201 5
2013
2014
201 5
2013
2014
2015
2013
2014
2015
2013
2014
2015
Средний балл
3,74
4,58
3,97
3,6
4,0
3,67
4,07
3,8
4,09
3,71
4,07
4,0
3,75
3,93
Сведения, представленные в табл. 1, говорят о том, что при существующей организации образовательного процесса значительное внимание уделяется привитию лидерских волевых и деловых качеств - их уровень оценивается как высокий. Остальные качества прививаются на среднем уровне. На основе анализа выше приведённых сведений можно выявить основные недостатки в качестве подготовки выпускников. Их можно сформулировать следующим образом. Существующая организация образовательного процесса в недостаточной мере прививает специалисту качества, которые ему необходимы: для реализации себя как руководителя коллектива; для ведения служебной документации; для высокой самоорганизации при выполнении служебных обязанностей; для проведения занятий по боевой подготовке; для репродуцирования полученных теоретических знаний в процессе служебной деятельности.
Таким образом, из анализа сведений о прохождении службы выпускниками военной образовательной организации следует, что существующая организация образовательного процесса не в полной мере отвечает требуемому качеству подготовки военных специалистов. При этом, если принять во внимание перспективы военного строительства, определенные Военной доктриной, то в ближайшие 10 лет эта проблема обострится. Исходя из вышеизложенного, необходимо провести более подробный анализ организации образовательного процесса с целью установить наиболее весомые факторы, влияющие на его эффективность.
В общем виде образовательный процесс в военном вузе начинается с работы комиссии по профессиональному отбору абитуриентов, которая определяет наличие у каждого из них морально-психологических качеств и общеобразовательных знаний, которые должны позволить им успешно усвоить программу обучения. Накопление знаний, умений и навыков, а так же формирование других качеств, в совокупности составляющих компетенции, необходимые выпускнику для успешной деятельности на должностях предназначения, осуществляется на каждом учебном курсе путём усвоения содержания тем учебных занятий как по военно-профессиональным дисциплинам, так и по дисциплинам, предусмотренным Федеральным государственным стандартом о высшем образовании по соответствующей гражданской специальности. Определение соответствия качества подготовки специалистов предъявляемым требованиям осуществляется во время работы государственной аттестационной комиссии (далее ГАК), в ходе которой сдаётся комплексный экзамен по военно-профессиональной подготовке и защищается диплом по соответствующей гражданской специальности. Таким образом, ГАК определяет, что в ходе образовательного процесса достигнута его цель - закончено формирование феномена военного специалиста конкретной направленности в лице выпускника военной образовательной организации. При этом в ходе работы комиссии оценивается только научно-познавательный компонент феномена военного специалиста, включающий знания, умения и навыки, необходимые для выполнения практических задач на должностях предназначения, т.е. оценка качества подготовки специалиста осуществляется на основе деятельностного подхода и определяется количеством усвоенных элементарных дидактических единиц, в совокупности составляющих знания, умения и навыки. При этом под элементарной дидактической единицей понимается объем информации, описывающий конкретную изучаемую категорию или системную связь этой категории с другими, ограниченную одним законченным предложением, усвоение которой можно установить в ходе тестового контроля.
Образовательный процесс в военном вузе заключается во взаимодействии обучающих и обучающихся при передаче необходимых знаний, умений, навыков, соответствующих квалификационным требованиям для конкретного специалиста, в ходе учебных занятий и других плановых учебных мероприятий. При этом, образовательный процесс в общем виде включает в себя как минимум два элемента (субъекта), между которыми происходит обмен информацией:
- обучающего, т.е. субъекта, который, обладая определенной суммой знаний, умений, навыков, передает их обучающемуся;
- обучающегося, т.е. субъекта, который получает от обучающего определенную сумму знаний, умений и навыков в ходе занятий, кроме того учитывая, что осуществляется переход от понятия обучаемый к понятию обучающийся, управление образовательным процессом должно учитывать необходимость развития способности к самосовершенствованию, к самостоятельной работе над собой, к преодолению образовательной депривации.
При этом в ходе взаимодействия обучающего и обучающегося на каждом занятии достигается какая-то определённая цель по передаче обучающемуся совокупности элементарных дидактических единиц, составляющих, предусмотренные учебными целями знания, умения и навыки. Таким образом, образовательный процесс представляет из себя процесс передачи обучающемуся определенной суммы дидактических единиц знаний, умений, навыков по теме занятия, которые, в свою очередь, составляют основу компетенций, формирующих феномен военного специалиста конкретной направленности.
Исходя из этого, организацию образовательного процесса можно представить в виде системы, включающей в себя ряд подсистем и элементов.
Основным элементом организации является тема учебных занятий по каждой конкретной учебной дисциплине. Именно в ходе занятий по каждой конкретной учебной теме передаётся совокупность элементарных дидактических единиц знаний, умений и навыков от обучающего к обучающемуся. При этом темы занятий проводятся исходя из принципа от простого к сложному, т.е., не усвоив материал предыдущего занятия, нельзя рассчитывать на усвоение темы последующего.
В общем виде функционирование образовательного процесса при изучении конкретной учебной темы и действующие при этом связи можно представить в виде структурно-логической схемы, отображенной на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-логическая схема функционирования образовательного процесса в военной образовательной организации в ходе боевой подготовки
Анализ сведений, представленных на рис. 1, дает право говорить о том, что обучение в военной образовательной организацити организовано на основе реализации принципа от простого к сложному, и требует проведения промежуточного контроля знаний обучающихся с определённой периодичностью.
Это подтверждается и анализом учебных программ и тематических планов, применительно к Санкт-Петербургскому военному институту внутренних войск. При этом, анализируя содержание квалификационных характеристик, можно утверждать, что феномен военного специалиста - это совокупность единичных элементов взаимосвязанных знаний, умений, навыков и других качеств, составляющих компетенции, предусмотренные ФГОС, основанных на соответствующих начальных знаниях, умениях, навыках и качествах, в соответствии с профессиональной пригодностью.
В общей сумме эти элементы и определяют военного специалиста конкретной направленности.
В таком случае образовательный процесс можно характеризовать, как процесс поэтапного накопления и сохранения элементов знаний, умений, навыков и других качеств и приведение их во взаимосвязанное состояние, характеризующееся предусмотренными ФГОС компетенциями, соответствующее квалификационным характеристикам.
На основе ряда работ установлены основные факторы, влияющие на вероятность усвоения (формирования) знаний, умений, навыков и других качеств по изучаемой теме [1; 2; 3].
К основным факторам, влияющим на вероятность усвоения (формирования) знаний, умений, навыков и других качеств по изучаемой теме, относятся:
- соответствие содержания образовательного процесса квалификационным требованиям;
- соответствие объёма изучаемого материала бюджету учебного времени;
- соответствие организации образовательного процесса, требованиям, предъявляемым документами по руководству подготовкой специалистов;
- соответствие объектов УМТБ задачам образовательного процесса;
- степень интеграции научно-педагогического состава в образовательный процесс;
- степень интеграции обучающихся в образовательный процесс;
- психологическое, физиологическое и социальное состояние личности обучающегося в коллективе;
- степень депривации между военно-профессиональной и профессиональной составляющими образовательного процесса.
Рис. 2. Основные факторы, влияющие на функционирование образовательного процесса
Таким образом, образовательный процесс в военном вузе представляет собой сложную замкнутую педагогическую систему, функционирующую под воздействием значительного числа факторов с определенной конкретной целью. В общем виде основные факторы, влияющие на функционирование образовательного процесса, можно представить в виде схемы (рис. 2).
Анализ информации, представленной на рис. 2, показывает, что управление качеством образовательного процесса при подготовке специалистов должно представлять целенаправленное воздействие на наиболее значимые факторы, осуществляемое организационными мероприятиями. При этом, наиболее предпочтительной является разработка новых методов организации образовательного процесса, позволяющих комплексно влиять на основные факторы, с целью повышения вероятности усвоения учебного материала обучающимися.
Список литературы
1. Аванесов, В. С., Бабанский, Ю. К., Журавлёв, В. И. и др. Введение в научное исследование по педагогике. - М.: Просвещение. 1988. - 239 с.
2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издательство Института профессионального образования России, 1995. - 336 с.
3. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, - 1984. - 343 с.