4. Бантюков, И. Б., Давыдов, Л. В., Ткаченко, А. Ю. Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в различных ситуациях служебно-профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. XIX МНПК. - № 10. - Ч. 7. - Белгород: АПНИ, 2016. - 148 с.
УДК 37.0:004(075.8)
В.Н. Будко*, П.А. Будко**, А.М. Винограденко***, Л.И. Тимошенко****
Технико-педагогические условия для создания программно-аппаратного комплекса тренажеров и требования к его применимости в системе подготовки военных специалистов связи
Проведен анализ профессионально-деятельностного подхода в организации подготовки специалистов связи, на основе которого сформулированы технико-педагогические условия для создания автоматизированных систем обучения, требования к их применимости, а также предложен состав и структура программно-аппаратного комплекса тренажеров техники связи с режимами работы «Обучение», «Тренировка», «Контроль».
Ключевые слова: программно-аппаратный комплекс тренажеров, телекоммуникационные системы, подготовка специалистов связи, учебные задачи и нормативы, режимы работы тренажера, принципы образования.
V.N. Budko*, P.A. Budko**, A.M. Vinogradenko***, L.I. Timoshenko****. Technical and pedagogical conditions for creation of a hardware and software system of trainers and requirement to its applicability in system of military communication experts training. The analysis of professional and activity approach is carried out to the organizations of training of specialists of communication on the basis of which technical and pedagogical conditions for creation of automated systems of training, requirements to their applicability are formulated, and also the composition and structure of a hardware and software system of trainers of technique of communication with operation modes «Studying», «Training», «Controlling» is offered.
Keywords: hardware and software system of trainers, telecommunication systems, communication training of specialists, educational tasks and standards, trainer operation modes, principles of education.
Введение
Анализ тенденций в развитии способов вооруженной борьбы показывает, что создание новых вооружений и военной специальной техники (ВВСТ) предопределяет рост требований к профессиональному мастерству эксплуатирующего данные технические средства личного состава [1].
При подготовке военных специалистов выявлено, что процесс восприятия и усвоения информации обучающимися по инженерным и операторским специальностям идёт тем легче и производительнее, чем непосредственнее отражаются в источнике знаний содержательные качества и свойства технической системы и процессов, связанных с её функционированием [1-3]. Поэтому всегда в системе подготовки по техническим специальностям приоритет в использовании в качестве средств обучения отдавался именно натурным объектам ВВСТ. Однако в случае подготовки специалиста по эксплуатации сложного ВВСТ прямой опыт не всегда экономически целесообразен и практически
* Будко, Валентина Николаевна, профессор кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)981-716-8972. E-mail: [email protected].
** Будко, Павел Александрович, профессор кафедры технического обеспечения связи и автоматизации Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, доктор технических наук, профессор. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)911-010-9264. E-mail: [email protected].
*** Винограденко, Алексей Михайлович, доцент кафедры технического обеспечения связи и автоматизации Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)981-833-9231. E-mail: [email protected].
**** Тимошенко, Леонид Иванович, доцент кафедры тактико-специальных дисциплин и огневой подготовки Краснодарского университета МВД России (филиал в г. Ставрополе), кандидат технических наук. Адрес: Россия, 355047, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 43. Тел. моб.: (+7)918-770-3010. E-mail: [email protected].
* Budko, Valentina Nikolayevna. professor of the Department of Foreign Languages; eandidate of pedagogic sciences. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Address: Russia, Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob. +7-9817168972. E-mail: [email protected].
** Budko, Pavel Alexandrovich, professor of the Department of Technical Ensuring Communication and Automation, Doctor of Engineering, professor. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Address: Russia, Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob.: (+7)911-010-9264. E-mail: [email protected].
*** Vinogradenko, Alexey Mikhailovich, associate professor of the Department of Technical Ensuring Communication and Automation, candidate of technical sciences, associate professor. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob.: (+7)981-833-9231. E-mail: [email protected].
**** Timoshenko, Leonid Ivanovich. associate professor of the Department of tactical and special disciplines and fire preparation, Candidate of Technical Sciences. Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia (branch in the city of Stavropol), Address: Russia, 355047, Stavropol, Kulakov Avenue, 43. Mob.: (+7)918-770-3010. E-mail: [email protected].
© Будко В.Н., Будко П.А., Винограденко А.М., Тимошенко Л.И., 2017
безопасен. Кроме того, нормативными правовыми документами при подготовке специалистов телекоммуникационных систем (ТКС) запрещено использование средств боевого управления и связи, находящихся на боевом дежурстве. Поэтому с целью снижения затрат в процессе подготовки обучающихся, а также сохранения уровня профессиональных компетенций офицеров и младших специалистов связи применяются различные автоматизированные средства обучения (АСО) [4-11].
В первую очередь к ним можно отнести компьютерные тренажеры и программно-аппаратные комплексы тренажеров техники связи (ПАКТТС), использование которых обеспечивает наилучшие показатели среди прочих АСО восприятия учебной информации, её переработки и репродукции в навыки самостоятельного выполнения нормативов и учебных задач по связи [12-19].
В статье формулируются требования к разработке ПАКТТС для решения задачи обеспечения занятий по специальной и технической подготовке как в Военной академии связи, так и в частях и подразделениях войск связи. Представленное в [12-19] программное и методическое обеспечение ПАКТТС позволяет с помощью ПЭВМ производить подготовку специалистов связи на плановых занятиях и на технических тренажах и может использоваться в качестве обучающих программ, а также тренажеров отдельных образцов техники связи.
Анализ профессионально-деятельностного подхода в организации подготовки военных специалистов связи
Процесс автоматизации учебного процесса и компьютеризации обучения нельзя осуществить, опираясь исключительно на широкие возможности средств вычислительной техники. Эти вопросы необходимо рассматривать с учетом развития самого образования, анализа требований заказчика на специалистов в определенной области [3]. Применительно к военной отрасли связи, речь идёт о таких специалистах по эксплуатации ТКС, которые в сложных социально-экономических условиях развития страны, сокращения Вооруженных Сил и перехода в их комплектовании на контрактную основу, обеспечили бы поддержание требуемой боевой готовности узлов связи и пунктов управления за счет высокого уровня подготовки и качественных параметров военных ТКС.
Анализ деятельности военных специалистов связи на исследовательских тактико-специальных учениях и военных играх, а также ежегодный анализ отзывов на выпускников вуза позволяет выявить ряд существенных недостатков, присущих специалистам ТКС на первичных офицерских должностях: слабые навыки в эксплуатации техники связи тактического звена управления; недостаточная методическая подготовка; низкие командные навыки в руководстве воинскими коллективами; шаблонное мышление и ряд др. Из практики ввода в строй выпускников военной образовательной организации их полноценная профессионализация происходит только через полгода-год в процессе практической деятельности. По всей видимости, проблема по сокращению этого важного для становления молодого офицера периода заключается в неправильных акцентах в его подготовке.
В процессе перестройки системы военного образования поставлен вопрос не только об устранении явных недостатков, но и о реализации новых требований к специалистам на современном этапе. Среди этих требований: органическое сочетание фундаментальной и практической подготовки, формирование творческих способностей, развитие личности обучаемых в целом. Применительно к будущим офицерам речь может идти о более развитых организаторских способностях, нешаблонном тактическом мышлении, способности продуктивно мыслить в экстремальных условиях. Все это необходимо для самостоятельного освоения новой военной техники и технологий, для совершенствования способов применения оружия, и самое главное - для принятия правильных, нестандартных решений и их реализации в боевой обстановке. В настоящих условиях основную часть новой и перспективной техники связи составляют программно-аппаратные (ПАК) и аппаратно-программные комплексы (АПК). Следовательно, как и у любого программного обеспечения, жизненный цикл данных ТКС постоянно сокращается, в результате новая техника чаще поступает в войска. Что же необходимо сделать в системе подготовки специалистов ТКС, чтобы обеспечить как сокращение этапа их освоения первичной офицерской должности, так и развитие способностей к ускоренному самостоятельному освоению поступающих в войска новых ТКС?
Необходимо изменить отношение к подготовке специалиста с позиции применения его знаний. В настоящее время уже сформирована концепция профессионально-деятельностного подхода к подготовке военного специалиста, в соответствии с которым обучение направлено в первую очередь на развитие мышления, профессиональных способностей будущего офицера, а также на формирование его личности. Обучение необходимо организовать на «профессиональном поле» деятельности через вовлечение обучающихся в решение свойственных их будущей профессии задач возрастающей сложности, опирающихся на овладение теоретическими вопросами как инструмента решения этих задач. Процедура становления данной концепции не была однозначна.
Интересными, на наш взгляд, являются размышления выдающегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского [20], который писал: «Единственным воспитателем, способным образовывать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Строго говоря, с научной точки зрения, нельзя воспитывать другого, можно только воспитываться самому. Поэтому пассивность ученика в учебном процессе, как недооценивание его личного опыта, является величайшим грехом, так как берется за основу ложное правило, что "учитель - это всё, а ученик - ничто"».
Можно ли данную формулу изменить на обратную: "учитель - ничто, а ученик - всё"? Конечно же, нет, поскольку воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело
определяется средой, и роль учителя при этом сводится к её организации и регулированию. «На долю учителя в процессе воспитания выпадает активная роль - лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна» [20]. В такой среде знания образуются в основном путем непроизвольного запоминания, формируются умения, развиваются способности. Однако задача развития творчества и способностей обучающегося требует дополнительно организационного, методического и психофизиологического обеспечения.
Современная психодиагностика [1; 9; 21] ставит проблему конструктивно: при каких условиях и с какими затратами времени и сил возможно сформировать у обучающегося психические комплексы, необходимые для определённого вида деятельности. При этом преодолевается разрыв между диагностированием и педагогическим воздействием, т.е. психофизиологическое обеспечение используется в совокупности с методическим и организационным видами обеспечения. Другими словами, без методического творчества нельзя развивать творческие способности обучающегося [1; 2]. В этом и состоит задача педагога при реализации индивидуализации обучения и создании ПАКТТС.
Если говорить о месте технического обеспечения в процессе обучения, необходимо отметить, что широкие возможности для индивидуализации обучения открываются при автоматизации и компьютеризации учебного процесса, создающих техническую и технологическую основу управления развитием каждого специалиста [1; 4; 5]. Технические средства обучения и автоматизированные системы, включённые в учебный процесс, помогают отслеживать степень профессионального соответствия обучающихся их «модели выпускника» [3; 21-23], вывести будущего офицера на гарантированный минимально необходимый уровень путём своевременного включения внутренних ресурсов обучающихся и окружающей их обучающей среды. Именно технические (компьютерные) средства позволят приблизиться к целевой установке - интенсификации обучения через ускоренное накопление профессионального опыта и целенаправленного формирования концептуальной модели деятельности командиров, приближенной к условиям их будущей боевой деятельности [1; 4; 5; 22].
Изменение содержания обучения, преобразование условий образования, формирование педагогических систем, отвечающих потребностям службы выпускника военной образовательной организации, требуют научного, методологического подхода. При этом обучение необходимо рассматривать в единой связке таких аспектов, как социологический, психологический, кибернетический и педагогический [1; 4; 5].
Принципы построения автоматизированных систем обучения
Методологический подход к исследованию обучения показывает, насколько сложным является процесс компьютеризации в целом и такой его аспект, как разработка и внедрение автоматизированных систем обучения [4]. При этом, естественно, возникает вопрос о формулировании принципов создания таких систем, которые должны отражать закономерности деятельности педагогической среды и непосредственно процесса обучения в ней. Данные основополагающие правила можно сформировать на основе органического соединения принципов построения автоматизированных систем организационного управления (АСУ) и общих принципов обучения на дидактическом уровне.
К общим принципам построения АСУ, сформулированным в [2], относят:
- принцип новых задач - управление в системе выйдет на новый уровень, если для реализации требуемых функций сформулированы и формализованы задачи, решение которых недоступно неавтоматизированным средствам;
- принцип первого руководителя - разработка и внедрение АСУ невозможны без непосредственного руководства этими процессами со стороны соответствующего командира и осознания им сущности первого принципа новых задач;
- принцип комплексного подхода к созданию и внедрению АСУ - проведение системного анализа целей и функций, определение перечня показателей эффективности, на основе которых обоснованно решаются все организационные, научно-технические, эргономические и экономические вопросы;
- принцип рациональной максимальной типизации проектных решений - предполагает сокращение сроков создания АСУ за счёт использования имеющихся готовых универсальных компонент;
- принцип непрерывного развития системы - функциональная, программная и физическая структуры должны иметь модернизационный ресурс с поддержкой унаследованных аппаратных и программных модулей [2].
Далее, опираясь на общие принципы построения АСУ и предназначение АСО в учебном процессе, необходимо соотнести их с принципами обучения. В педагогике существуют различные подходы к формированию и трактовке принципов обучения. Рассмотрим один из них, наиболее согласующийся с многоаспектным рассмотрением понятия «обучение» в педагогике [24]:
- принцип воспитывающего характера обучения - в процессе организации, содержании и методах всей учебной работы преподаватель исходит из правильного понимания задач воспитания обучающихся в современных условиях;
- принцип научности обучения - знания, отображающие закономерности окружающего мира, существенные внутренние свойства и взаимосвязи объектов, процессов, явлений оказывают решающее влияние на умственное развитие, позволяя овладеть современной наукой, техникой, производством, культурой;
- принцип систематичности (системности) обучения - всякий объект и знания о нём - это и есть система; всякий объект является элементом системы;
- принцип доступности обучения - восприятие, осознание, понимание и применение знаний должно быть доступно уровню развития обучающихся. Доступность обучения в высшей школе также предполагает необходимость обращения к верхнему пределу их интеллектуальных способностей и возможностей;
- принцип наглядности обучения - исходит из важной роли чувственного образа в познавательной и практической деятельности обучающихся, связанного с переходом мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. При этом наглядность не сводится к простой иллюстративности;
- принцип сознательности и активности обучения - отображает развитость познавательных психических процессов обучающихся, осознанность и активность их познавательной и практической деятельности, без чего невозможно усвоение учебного материала на продуктивном (творческом) уровне;
- принцип прочности обучения - необходимость длительного сохранения в памяти и сознании обучающихся формируемых знаний, умений и навыков;
- принцип индивидуализации обучения - качество подготовки специалиста в большой степени зависит от полноты и достоверности использования в учебно-воспитательном процессе данных о личностных свойствах обучающихся [24].
Реализация принципов обучения требует более глубокого психолого-педагогического анализа возможности и целесообразности применения АСО в различных видах и формах учебной деятельности, поскольку необходимо учитывать ряд важных особенностей соотнесения вышеперечисленных принципов.
Во-первых, если при создании АСУ отсутствие человека в большинстве операций некритично, то в АСО это нарушает принцип воспитывающего обучения, поскольку воспитание высоких волевых черт характера и моральных качеств, формирование мировоззрения и развитие способностей будущего специалиста, доступно только человеку-воспитателю, преподавателю, командиру.
Во-вторых, АСУ и АСО предъявляют пользователям только математические модели либо изображения, построенные с их помощью. Однако, неоспоримо, что в обучении важны все виды моделей (предметные, психологические, педагогические и т.п.). Именно применение полного набора моделей в сочетании с практикой на реальных объектах позволит будущему специалисту освоить опыт должностного предназначения, отображенный в содержании подготовки.
В-третьих, в связи с большими возможностями средств ЭВТ по хранению, переработке и транспортировке информации принципы научности и систематичности обучения могут быть реализованы в наиболее полном виде.
В-четвертых, на основе применения ЭВТ с помощью программных средств создаются любые образы в информационной форме, при этом роль АСО в реализации некоторых аспектов принципа наглядности обучения всецело зависит от характеристик соответствующего терминального оборудования.
В-пятых, реализацию принципа индивидуализации обучения в условиях применения АСУ и АСО необходимо осуществлять в два этапа, когда на начальном этапе обучения определяется психологический портрет обучающегося, а в дальнейшем на его основе осуществляется прогнозирование степени успешности овладения обучающимся учебных дисциплин [9; 21; 22]. При этом закладывается реальная основа для перехода в образовательной организации на многовариантные учебные планы и программы, когда для каждого обучающегося создается информационная среда, наиболее ему соответствующая, призванная способствовать его творческому развитию [3]. Так, при правильной организации информационной базы и автоматизированных средств доступа к ней и консультирования обучающийся сам может организовать свою деятельность при выполнении каких-либо учебных задач. При этом, имея пробелы в отдельных темах учебного материала, он может обратиться к нему, просмотреть образцы решённых аналогичных примеров и задач, воспользоваться автоматизированной консультацией и прочим, причём работая в темпе и ритме, свойственном своей психике.
Рассмотренные принципы построения АСУ процессом подготовки специалистов и их соотнесение с принципами обучения позволяет получить научно-обоснованные в методологическом смысле исходные данные, необходимые для создания и применения АСО в виде ПАКТТС в военно-технической образовательной организации.
Технико-педагогические условия для создания программно-аппаратных комплексов тренажеров и требования к их применимости
В настоящее время в частях связи, учебных центрах и военно-технических образовательных организациях пока ещё наблюдается некоторая нехватка достаточного количества учебной техники по ТКС. Некоторые сложные средства и комплексы связи в техническом штате воинских частей имеются вообще в единичных экземплярах. Всё это требует новых подходов к материально-техническому обеспечению тактико-специальной подготовки специалистов ТКС. Данная задача поставлена и решается уже на государственном уровне. Так, если до настоящего времени разработкой программных тренажеров занимались в основном в инициативном порядке преподаватели-энтузиасты, то сегодня перед каждым предприятием ОПК, участвующим в процессе переоснащения войск связи на новые и перспективные образцы ВВСТ, стоит задача наряду с опытным образцом выпускаемого средства вооружения вести разработку и тренажёров для подготовки специалистов по его эксплуатации.
Некоторые предприятия, например, ОАО НПО «РусБИТех» (Русские базовые информационные технологии), вообще специализируются на данных разработках и хорошо зарекомендовали себя
в продвижении тренажёрных комплексов и других АСО. Однако остается ещё большой перечень ВВСТ, унаследованных образцов техники и комплексов связи различного назначения, не снабжённых профессионально отработанными АСО. Устранение данного пробела остается всё также на преподавательском, а также инструкторском и инженерно-техническом составе военных образовательных организаций и учебных центров, отвечающих за подготовку военного специалиста. И необходимо отметить, с этой задачей образовательные организации справляются, используя время в рамках проведения военно-научной работы и подготовки выпускных квалификационных работ курсантов [1, 4, 5].
В данной статье представлен опыт проведения подобных работ в Военной академии связи (ВАС) (г. Санкт-Петербург) и ранее в её филиале в г. Ставрополе в период 2006-2016 гг. Несмотря на то, что авторская разработка программных тренажёров в образовательных организациях началась сравнительно недавно и опыт их применения пока мал, разработчиками ПАКТТС были сформулированы технические и педагогические условия их создания, а также требования к ним для успешного внедрения в учебный процесс военной образовательной организации (войск). При этом технико-педагогическими условиями для создания ПАКТТС прежде всего стали:
- простота в эксплуатации, соответствующая инструкции на технику связи;
- высокая надежность и безопасность в работе;
- возможность использования ПАКТТС педагогом без помощи лаборанта;
- возможность быстрой смены программы в ходе учебного занятия;
- универсальность программного обеспечения;
- достаточное число автоматизированных рабочих мест (АРМ) в аудитории для осуществления контроля знаний или программированного обучения;
- обеспечение индивидуальной интерактивной работы обучающихся с систематической обратной связью с сервером преподавателя;
- обеспечение объективности оценки результатов освоения основных образовательных программ обучающимися с их фиксацией и разработкой отчётов индивидуально или в составе группы за различный период подготовки;
- неутомляемость, неугнетаемость психики обучающихся, вызов интереса к изучаемому предмету и осваиваемой военной технике связи;
- минимальное количество отвлекающих факторов, а также возможность изменения условий воздействия на обучающегося в процессе выполнения норматива.
К тренажёрным комплексам на базе ПЭВМ дополнительно разработчики сформулировали и применяли следующие требования:
- адекватное отображение на средствах вывода информации реальных процессов, протекающих в ВВСТ в ходе отработки учебных задач и нормативов;
- отклик программы на неправильные действия обучающихся;
- возможность работы в режимах «Обучение», «Тренировка», «Контроль»;
- простота составления программ для работы комплекса (как правило, были использованы языки объектно-ориентированного программирования);
- обеспечение как централизованного применения ПАКТТС для нескольких кафедр (циклов) в составе компьютерного класса, так и децентрализованного при индивидуальной отработке в часы самостоятельной подготовки;
- простота ввода информации;
- возможность индивидуального обучения по адаптивным программам и централизации управления процессов обучения.
Состав и структура Программно-аппаратного комплекса тренажёров
ПАКТТС как часть АСО, разработанный в ВАС, структурно состоит из следующих тренажёров техники связи, состоящей на снабжении ВС РФ:
- станции космической связи (СКС) Р-440 (О, АН, УН) [12];
- станции тропосферной связи Р-412 [13];
- станции радиорелейной связи Р-409 [14];
- аппаратуры тонального телеграфирования П-327 (П-327-2, П-327-12) [15];
- комплекса УКВ-радиосвязи 15Э1273 [16];
- комплекса УКВ радиосвязи 15Э1059 (15Э1060, 15Э61) [19];
- радиостанции Р-173 [17];
- многоканальной системы передачи (МСП) «Азур-6» [18];
- аппаратуры передачи данных 15Э1331;
- комплекса аппаратуры Т-230 (АРПУ АТ3001М).
Некоторые компьютерные формы ПАКТТС приведены на рисунках 1-12.
ПАКТТС открывает возможности по отработке учебных задач и нормативов в соответствии со Сборником единых нормативов... для войск связи, (в т.ч. (в сети) в радионаправлении попарно) на военной технике связи, изучению её тактико-технические характеристик (ТТХ) и режимов работы. При этом комплекс позволяет вести подготовку военных специалистов ТКС, используя такие режимы работы, как «Обучение», «Тренировка», «Контроль».
Разработанный ПАКТТС [12-19] прошел государственную регистрацию в объединённом фонде электронных ресурсов «Наука и образование» Министерства образования и науки РФ,
Рис. 1. Начальная компьютерная форма тренажёра МСП «Азур-6»
Рис. 3. Компьютерная форма изучения ТХ аппаратуры МСП «Азур-6»
Рис. 5. Компьютерная форма изучения ТТХ радиостанции Р-173
Рис. 7. Компьютерная форма тренажёра комплекса 15Э12 73 в режиме обучения
Рис. 2. Компьютерная форма выбора режима работы тренажёра МСП «Азур-6»
М»' С-1 С-1 ЧИ -41 ча » СМ • г
— ■в г* • С 14 " • • Ж
в
1Г т 1 О р % Т ¿г 9 9 т © п 1 » 5 I
(Л 1Г •• > 1« © © • ""о* 9 гг -* © и .» © Гг •• • ©
1 1 1 1
* •
Рис. 4. Компьютерная форма тренажёра аппаратуры П-327
' - леща - ь- — ■ - _ — \—1С-— в • *.
Рис. 6. Компьютерная форма отработки норматива №18 на радиостанции Р-173
Рис. 8. Компьютерная форма тренажёра при режиме включения комплекса 15Э1273
Рис. 9. Компьютерная форма тренажёра Р-409 в режиме ознакомления
Рис. 10. Компьютерная форма тренажёра Р-409 в режиме настройки возбудителя
Рис. 11. Компьютерная форма тренажера 15Э1059 в режиме настройки частот
Рис. 12. Компьютерная форма тренажера СКС Р-440 в режиме тренировки
апробацию в ходе проведения педагогического эксперимента по внедрению программно-аппаратного комплекса тренажёров техники связи в учебный процесс Военной академии связи (систему боевой и командирской подготовки войсковых частей ВС РФ) и реализован в системе боевой и командирской подготовки 56 воинских частей МРФ.
Заключение
Совершенствование подготовки военных специалистов в целом и скорейший ввод в строй молодых офицеров и выпускников школ прапорщиков и младших специалистов, в частности, является приоритетной задачей системы высшего и среднего профессионального образования военных образовательных организаций страны. Решение этих задач немыслимо без внедрения новых педагогических методик, разработки и совершенствования современных тренажерных комплексов. Поступательное движение в данном направлении позволит выйти на качественно новый уровень боевой готовности войск связи при снижении временных и материальных издержек при его достижении.
Список литературы
1. Будко, П. А., Будко, В. Н., Винограденко, А. М. и др. Совершенствование подготовки кадров по наукоёмким специальностям повышения квалификации и переподготовки в сфере интенсификации научно-информационной деятельности. - Ставрополь, 2010.
2. Теоретические основы автоматизированных систем обучения / под ред. В.В. Моргулина. -М.: МО, 1989. - 254 с.
3. Будко, В. Н., Будко, П. А. Качество образования: как его достичь? // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - № 2. - С. 72-76.
4. Будко, П. А., Будко, В. Н., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Активизация образовательного процесса путём внедрения компьютерных средств и информационных технологий обучения. -Ставрополь, 2010.
5. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в развитии коммуникативной компетенции // Инфокоммуникационные технологии. - 2006. - № 4. - С. 82-86.
6. Будко, П. А., Будко, В. Н., Винограденко, А. М., Кудрявцев, Р. А., Тимошенко, Л. И. и др. Применение методического и программного обеспечения для повышения квалификации производственных работников. - Ставрополь, 2010.
7. Будко, П. А., Будко, В. Н., Галстян, А. Ш. и др. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2016. - № 6 (85).
8. Баринов, М. А., Будко, Н. П., Будко, П. А. и др. Программный комплекс мониторинга технического состояния электронного оборудования по дисциплине «Техническое обеспечение связи и автоматизации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2014. - № 8 (63).
9. Будко, В. Н., Мишин, Д. Ю., Трегубова, Т. А. Тестирующий программный комплекс готовности студентов и школьников к обучению в вузе. // Инфокоммуникационные технологии. - 2007. - Т. 5. - № 3. - С. 167-169.
10. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 144-149.
11. Будко, В. Н. Концептуальная модель применения прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях. Труды НПК. - СПб.: Военная академия связи, 2016. - С. 149-154.
12. Будко, П. А., Будко, В. Н., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 1. Программное и методическое обеспечение тренажёра станции космической связи. - Ставрополь, 2006.
13. Будко, П. А., Будко, В. Н., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 2. Программное и методическое обеспечение тренажёра станции тропосферной связи. - Ставрополь, 2006.
14. Будко, П. А., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс
15. Будко, П. А., Будко, Н. П., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 4. Программное и методическое обеспечение тренажёра аппаратуры тонального телеграфирования П-327. - Ставрополь, 2007.
16. Будко, П. А., Дорошев, А. В., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 5. Программное и методическое обеспечение тренажёра комплекса УКВ-радиосвязи 15Э1273. - Ставрополь, 2008.
17. Будко, П. А., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 6. Программное и методическое обеспечение тренажёра радиостанции Р-173. - Ставрополь, 2008.
18. Будко, П. А., Будко, Н. П., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 7. Программное и методическое обеспечение тренажёра многоканальной системы передачи с частотным разделением каналов «Азур-6». - Ставрополь, 2009.
19. Будко, П. А., Дорошев, А. В., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 8. Программное и методическое обеспечение тренажёра комплекса УКВ-радиосвязи 15Э1061. - Ставрополь, 2009.
20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 287 с.
21. Будко, В. Н. Формирование готовности учащихся профильной школы к обучению в вузе средствами языковой подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2008.
22. Будко, В. Н., Будко, П. А. Образовательные компетенции как фактор формирования готовности выпускника школы к обучению в вузе // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 116-123.
23. Будко, В. Н. Педагогические условия подготовки учащихся лингвоориентированной профильной школы к поступлению в вуз // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 102-108.
24. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 238 с.
УДК 378
С.Ю. Варяница*
Компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущих офицеров по работе с личным составом
В статье раскрыты основные компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущих офицеров по работе с личным составом. Рассматриваются вопросы процесса формирования коммуникативной компетенции у курсантов - будущих офицеров по работе с личным составом - в процессе профессиональной подготовки в военном институте войск национальной гвардии. Представлена связь коммуникативного развития с эффективной коммуникативной деятельностью в военной среде.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, будущие офицеры по работе с личным составом, компоненты, войска национальной гвардии, профессиональная подготовка.
* Варяница, Сергей Юрьевич, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. Тел. 89502203522. E-mail: [email protected].
* Varyanitsa, Sergey Yuryevich, adjunct St. Petersburg military Institute of national guard troops. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89502203522. E-mail: [email protected]. © Варяница С.Ю., 2017