7. Будко, П. А., Будко, В. Н., Галстян, А. Ш. и др. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2016. - № 6 (85).
8. Баринов, М. А., Будко, Н. П., Будко, П. А. и др. Программный комплекс мониторинга технического состояния электронного оборудования по дисциплине «Техническое обеспечение связи и автоматизации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2014. - № 8 (63).
9. Будко, В. Н., Мишин, Д. Ю., Трегубова, Т. А. Тестирующий программный комплекс готовности студентов и школьников к обучению в вузе. // Инфокоммуникационные технологии. - 2007. - Т. 5. - № 3. - С. 167-169.
10. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 144-149.
11. Будко, В. Н. Концептуальная модель применения прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях. Труды НПК. - СПб.: Военная академия связи, 2016. - С. 149-154.
12. Будко, П. А., Будко, В. Н., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 1. Программное и методическое обеспечение тренажёра станции космической связи. - Ставрополь, 2006.
13. Будко, П. А., Будко, В. Н., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 2. Программное и методическое обеспечение тренажёра станции тропосферной связи. - Ставрополь, 2006.
14. Будко, П. А., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс
15. Будко, П. А., Будко, Н. П., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 4. Программное и методическое обеспечение тренажёра аппаратуры тонального телеграфирования П-327. - Ставрополь, 2007.
16. Будко, П. А., Дорошев, А. В., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 5. Программное и методическое обеспечение тренажёра комплекса УКВ-радиосвязи 15Э1273. - Ставрополь, 2008.
17. Будко, П. А., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 6. Программное и методическое обеспечение тренажёра радиостанции Р-173. - Ставрополь, 2008.
18. Будко, П. А., Будко, Н. П., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 7. Программное и методическое обеспечение тренажёра многоканальной системы передачи с частотным разделением каналов «Азур-6». - Ставрополь, 2009.
19. Будко, П. А., Дорошев, А. В., Тимошенко, Л. И. Программно-аппаратный комплекс тренажёров техники связи для системы специальной подготовки личного состава войск связи. - Ч. 8. Программное и методическое обеспечение тренажёра комплекса УКВ-радиосвязи 15Э1061. - Ставрополь, 2009.
20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 287 с.
21. Будко, В. Н. Формирование готовности учащихся профильной школы к обучению в вузе средствами языковой подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2008.
22. Будко, В. Н., Будко, П. А. Образовательные компетенции как фактор формирования готовности выпускника школы к обучению в вузе // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 116-123.
23. Будко, В. Н. Педагогические условия подготовки учащихся лингвоориентированной профильной школы к поступлению в вуз // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 102-108.
24. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 238 с.
УДК 378
С.Ю. Варяница*
Компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущих офицеров по работе с личным составом
В статье раскрыты основные компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущих офицеров по работе с личным составом. Рассматриваются вопросы процесса формирования коммуникативной компетенции у курсантов - будущих офицеров по работе с личным составом - в процессе профессиональной подготовки в военном институте войск национальной гвардии. Представлена связь коммуникативного развития с эффективной коммуникативной деятельностью в военной среде.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, будущие офицеры по работе с личным составом, компоненты, войска национальной гвардии, профессиональная подготовка.
* Варяница, Сергей Юрьевич, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. Тел. 89502203522. E-mail: [email protected].
* Varyanitsa, Sergey Yuryevich, adjunct St. Petersburg military Institute of national guard troops. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89502203522. E-mail: [email protected]. © Варяница С.Ю., 2017
Варяница С.Ю. Компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке...
S.Y. Varyanitsa*. Components of communicative competence in professional training of future officers for work with personnel. The article describes the main components of communicative competence in professional training of future officers for work with personnel. Examines the process of formation of communicative competence of students - future officers for work with the personnel in the process of professional training at the military Institute of national guard troops. The relation of communicative development with effective communicative activity in the military environment.
Keywords: communicative competence, future officers to work with staff, components, national guard troops, training.
Являясь одной из важнейших социальных групп, военнослужащие призваны решать целый ряд политических, социальных, конституционно-правовых и других задач. Именно поэтому исследование проблем формирования коммуникативных компетенций в среде военнослужащих вызывает особый интерес в связи с попытками учёных и практиков рассмотреть теоретические проблемы общения в среде военнослужащих (основы толерантного взаимодействия и барьеры коммуникации), а также конкретные механизмы и способы конструктивного взаимодействия в контексте профессиональных ролей.
Так, в среде военнослужащих коммуникативное развитие связывается с эффективной коммуникативной деятельностью, подразумевающей следующие умения:
— со стороны офицера, командира — умения выстраивать в коллективе, с подчинёнными, сослуживцами, взаимоотношения, важные для поиска и понимания информации; чёткого формулирования для адекватного понимания бойцами служебных задач, обстановки и конкретных команд; создания благоприятного микроклимата в боевых подразделениях, максимальное обеспечивающее конструктивное общение военнослужащих как в ходе служебно-боевой операции, так и в контексте повседневной деятельности;
— со стороны бойцов, военнослужащих, подчинённых — чётко понимать команды и адекватно на них реагировать, выстраивать конструктивные взаимоотношения с командиром и бойцами подразделения, а также конструктивные взаимоотношения с населением в ходе выполнения служебно-боевой задачи, не допускать конфликтных ситуаций как в межличностных отношениях, так и в ходе выполнения служебно-боевой задачи с сослуживцами, а также при взаимодействии с населением.
При этом учёными также отмечается, что неизбежными спутниками естественного общения в среде военнослужащих зачастую являются недопонимание, неумение слышать других, неумение точно выразить мысль, неумение бесконфликтно выстраивать взаимодействие и т.п. Поэтому в современных исследованиях наряду с личностными характеристиками коммуникантов ситуациями и обстоятельствами общения и достижения коммуникативных целей активно изучается и такое явление, как коммуникативные неудачи. По мнению учёных, коммуникативные неудачи в среде военнослужащих связаны с низким уровнем концентрации информации, понятийной сложностью, отсутствием позитивной коммуникативной установки на восприятие речи, а также не развитые в должной мере коммуникативные качества личности (внимательность, толерантность, самоконтроль, и др.). Военнослужащие зачастую обладают большими трудностями в общении и имеют поверхностные представления о методах и сценариях плодотворного общения, испытывают большие трудности при взаимодействии с другими людьми при выражении своих мыслей.
На основании выявленного и описанного нами понимания теоретических оснований коммуникативной компетенции по работе с личным составом офицеров Национальной гвардии Российской Федерации можно определить её основные компоненты - такие, как 1) мотивационный; 2) когнитивный; 3) эмоциональный; 4) ситуативно-поведенческий, которые, являясь частями целого, интегративного понятия «коммуникативная компетенция по работе с личным составом», предполагают между собой тесную взаимосвязь и взаимовлияние.
Мотивационный компонент коммуникативной компетенции по работе с личным составом офицеров Национальной гвардии Российской Федерации соотносится, в первую очередь, с пониманием побудительной функции мотива. Не случайно мотивацию, как правило, связывают с комплексом причин (побудителей), которые лежат в основе поступков и поведения личности. В «Большом психологическом словаре» мотив выступает «материальным или идеальным "предметом", побуждающим и направляющим деятельность, поступок, поведение, смысл которых состоит в удовлетворении при помощи мотива определенных потребностей субъекта» [1, с. 305]. В этой связи интересна своего рода условная полемика учёных по наполнению понятий «мотив», «мотивация». Так, Е.А. Пырьев отмечает несоответствие в том, что французский эквивалент понятия «мотив» соотносится с тем, что определяет и с чего начинаются сознательное принятие и активность (т.е. мотив выступает внутренним импульсом), а в отечественных психологических словарях мотив трактуется как активность человека, направленная на объект, т.е. речь идёт о внешнем побудителе, находящемся вне человека [2, с. 35-42]. Такое понимание признано изначально и авторитетным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. При этом, по его представлениям, внешний побудитель, для того чтобы предстать мотивом, вначале должен быть сознательно осмыслен и принят человеком, отвечая при этом какой-либо его нужде или внутренним потребностям [3]. Получается, что с побудителями (потребностями) связаны проявления импульсивного или сознательно-ориентировочного поведения человека, а осознанный мотив связан с активностью человека при общении, избирательностью и направленностью коммуникаций.
Несколько иной взгляд на побудители, сознательность или импульсивность поведения при общении и взаимодействии отмечается в трудах Л.И. Божович, по мнению которой, мотивами называют всё, что может побуждать (пробуждать) активность. Это и деятельность, связанная с принятием решений, осознанием необходимости в них, и проявления чувства долга и ответственности, которые стремятся выполнить свою побудительную функцию, зачастую несмотря на другие желания [4, с. 22]. В таком представлении мотив синонимичен слову «мотивация» и принят как основополагающий термин в рамках нашего исследования. Важность мотивационного компонента коммуникативной компетенции по работе с личным составом трудно переоценить. Мотивация к успешному и конструктивному общению соотносится, на наш взгляд, с комплексом нравственных и аксиологических ориентиров, а также личностных установок курсантов, будущих офицеров, и отражает:
- понимание курсантами значимости правильного конструктивного общения для будущей профессиональной деятельности; понимание значимости умений и навыков оптимального коммуникативного взаимодействия для эффективного выполнения служебно-боевых задач, воспитания личного состава и т.п.;
- понимание и принятие коммуникативных ценностей конструктивного общения (внимательность, бесконфликтность, толерантность, желание получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения и т.п.);
- социальные установки, нацеленность на сотрудничество и умение понимать, что общение - это прежде всего диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к людям в интересах профессионального взаимодействия, эффективного выполнения служебно-боевых задач.
Когнитивный компонент предстаёт как система:
- коммуникативных знаний о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих либо препятствующих общению; знаний об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операционально-ситуативной и поведенческой сторонам общения;
- знание форм, методов и средств конструктивного общения, стандартов и сценариев коммуникативного поведения (способов получения и выражения информации, способов взаимодействия, приёмов аргументации своей точки зрения, методов неконфликтного выражения несогласия, речевых средств воспитывающего воздействия на подчинённых, личный состав и т.п.);
- знание способов эффективного использования вербальной, невербальной коммуникации;
- знания о способах выражения эмпатии и рефлексии, правильного их применении в процессе общения на разных уровнях (коллеги, сослуживцы, командир - подчинённые и т.п.);
- знание о языке, правильном выражении своих мыслей с помощью устной и письменной речи.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетенции очень важен при организации
конструктивного взаимодействия в среде военнослужащих, в связи с чем остановимся на нём подробнее.
Основой готовности военнослужащих к служебному общению при выполнении поставленных задач признаётся эмоциональная устойчивость. Недостаточный уровень эмоциональной устойчивости способствует повышению напряжения и свидетельствует о неготовности военного специалиста к выполнению профессиональных обязанностей. Как справедливо отмечает Д.А. Леонтьев, предпосылками превращения индивида в личность можно считать прежде всего овладение индивидом своим поведением, что свидетельствует о сформированной внутренней саморегуляции [5, с. 259-260]. Последнее связано с признанием её значимости для адекватного поведения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Контроль эмоций (что очень важно в служебном общении и взаимодействии) - это прежде всего умение добровольно, без внутреннего напряжения находиться в том состоянии, которого требует необходимость понимания друг друга в рамках служебно-оперативной обстановки. Кроме прочего, это свидетельствует о гибкости, способности разумно действовать в сложной обстановке и непредсказуемых условиях. Военнослужащие и офицеры Национальной гвардии зачастую стоят между враждебными и противоборствующими сторонами, участвуют в непрерывном контакте с населением различных социальных групп и вероисповеданий, и зачастую умение мобилизовать эмоциональные резервы организма способствуют решению задач конструктивного общения, переговоров, снижения уровня конфликтности в экстремальных ситуациях и т.п. Именно поэтому в качестве базовых функций эмоциональной компоненты коммуникативной компетенции признаются функции самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля (Б.М. Ананьев, Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин и др.).
При этом, если говорить об эмоциональной саморегуляции, нельзя обойти вниманием такой социально-психический феномен, как воля. Воля самым непосредственным образом связана с мотивацией выбора стратегии коммуникативного поведения (успешного - неуспешного, конфликтного - бесконфликтного, позитивного - негативного и т.п.). Она определяет сознательное применение механизмов эмоционально-волевой саморегуляции при общении. Таким образом, можно констатировать, что эмоциональный компонент коммуникативной компетенции офицеров по работе с личным составом связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно конструктивный эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения, что очень важно для качественного служебно-боевого взаимодействия.
Ситуативно-поведенческий компонент представляет собой систему коммуникативных умений, навыков и поведенческого опыта, связанных:
Варяница С.Ю. Компоненты коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке...
- с ситуацией общения, взаимодействия, когда необходимо выбрать правильную тактику речевого поведения, чтобы воздействовать на кого-то (подчинённого, сослуживца, коллегу, представителя противоборствующей стороны при переговорах и т.п.), убедить, переубедить кого-то, по возможности понять позицию другого в общении, правильно оценить партнера по общению, в т.ч. и оценить его эмоционально-психологические реакции и даже спрогнозировать их, избегая при этом тех реакций, которые помешают достигнуть цели общения;
- с умениями использовать экспрессивные средства (голосовые, мимические, визуальные и моторные физиолого-психологические процессы);
- с умениями саморегуляции: умениями организовать коммуникативное пространство и конструктивное взаимодействие; с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником; с умениями вступать в общение, устанавливая взаимодействие и контакт с собеседником; с умением завершить общение; с умениями выстраивать стратегии, тактики и техники коммуникаций, организацию совместной деятельности подчинённых для достижения определенных целей, для чёткого выполнения служебно-боевых задач;
- с умениями саморефлексии, выражающимися в своеобразном наблюдении человеком за самим собой в ходе общения и дающими ему возможность вносить вовремя поведенческие коррективы в собственный стиль общения;
- с эмпатийными умениями (наблюдательность, проявляемая по отношению к другим людям; способность ставить себя на место другого участника общения и «смотреть» на происходящее, на самого себя его глазами и т.п.);
- с техническими приёмами (умение общаться с подчинёнными в различных ситуациях, владение приёмами ведения беседы и дискуссии, приёмами выражения замечаний, претензий или, наоборот, благодарности, поощрения и т.п.);
- с проявлением качеств толерантности в ситуациях общения.
В научно-педагогической литературе со сформированными качествами толерантности связывают умение быть терпимым к разным проявлениям вероисповедания, к чужим мнениям, суждениям, поведению в целях достижения согласия по профессиональным и социальным вопросам; а также целевую установку на принятие убеждений и ценностей других [6]. По мнению учёных, толерантность следует рассматривать не только как феномен межличностного общения, который свидетельствует о способности коммуникатора быть терпимым к индивидуальным особенностям партнера, принимать его таким, какой он есть, но, и это главное, данное понятие обозначает особенности организации индивидуального поведения человека в сложных или неблагоприятных условиях профессиональной деятельности. Данное важнейшее профессионально значимое качество личности обеспечивает высокую устойчивость военнослужащего не только к конфликтам, но и к многочисленным профессиональным стрессам.
Поведенческий опыт, заявленный нами как одна из характеристик ситуативно-поведенческого компонента коммуникативной компетенции будущих офицеров Национальной гвардии, очень важен не только для повседневного общения в образовательном и социально-бытовом пространстве образовательной организации, но и для дальнейшей профессионально-служебной деятельности.
При этом очевиден тот факт, что структура опыта подвергается модификациям при взаимодействии с различными представителями социальной, конфессиональной, национальной и культурной среды, т.е. пространство поведенческого коммуникативного опыта - это открытая система, в которой могут появиться новые формы организации, и могут быть развиты новые системы смыслов, возникающие в рамках субъективной интерпретации социальной действительности и обусловленные ментальностью, а также личной культурой коммуникантов.
Немаловажное значение в рамках ситуативно-поведенческого компонента коммуникативной компетенции будущих офицеров Национальной гвардии имеют умения самоорганизации: умения целеполагания и планирования сценариев взаимодействия, умения принимать обдуманные решения при взаимодействии, умения брать на себя ответственность за поступки, слова, стиль и культуру общения и др. По мнению О.С. Анисимова, самоорганизация связана с переходом к высокому уровню самости, характеризующейся высоким уровнем ответственности за свои действия, поступки, поведение [7, с. 81].
Именно данные качества позволяют будущему офицеру Национальной гвардии распознавать и определять проблемы в будущей военной деятельности - в т.ч. связанные с воспитанием личного состава, его системной морально-психологической подготовки к выполнению поставленных задач. Несформированные умения самоорганизации можно признать причиной нечёткости в реализации служебных функций, невыполнения либо некачественного выполнения распоряжений командира, его указаний, неумения организовать свои действия и действия личного состава, что в целом обусловливает неэффективность служебно-профессиональной деятельности.
Выявленные и описанные нами компоненты коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом Национальной гвардии легли в основу разработанной авторской модели формирования коммуникативной компетенции по работе с личным составом у курсантов военных образовательных организаций.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
2. Пырьев, Е. А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. - 2012. - № 9 (145). - С. 35-42.
3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 40 с.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - С. 4-35.
5. Леонтьев, Д. А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва: Изд-во РАН, ИПП, 2005. - С. 259-260.
6. Акопян, С. А. Формирование этнической толерантности в современном российском обществе : автореф. дис... канд. социол. наук: 22.00.04. - М., 2004. - 24 с.
7. Анисимов, О. С. Самость как основание высших форм самоорганизации человека и общества // Мир психологии. - 2011. - № 2 (66). - С. 74-84.
УДК 378
А.В. Вашкевич*
Педагогическое прогнозирование
формирования культурных навыков пользователей дорог
В статье рассматриваются основные критерии поведенческих факторов риска на дорогах, с точки зрения анализа и оценки обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых психологических особенностей, личностного восприятия норм и правил дорожного движения, формирования ценностей, определяющих приверженность безопасности жизнедеятельности. Проанализирована деятельность отдельных мировых сообществ по профилактике агентов риска. С помощью педагогического мониторинга исследованы факторы готовности общества к построению безопасной дорожной среды в России.
Ключевые слова: социальный феномен, культура поведения, воспитание, безопасность, дорожно-транспортные происшествия, травматизм
A.V. Vashkevich*. Pedagogical forecasting of development of cultural skills of road users. The
article discusses the main criteria of behavioral risk factors on the roads, from the point of view of analysis and evaluation of training, education, individual and group psychological characteristics, personal perceptions of the norms and rules of the road, the formation of values that determine the commitment to safety. The activities of the individual communities of the world for the prevention agents of risk are analyzed. The factors of society's willingness to build a safe road environment in Russia are researched with the help of pedagogical monitoring.
Keywords: social phenomenon, culture of behavior, education, security, road traffic accidents, injuries.
Предметом социально-педагогических исследований всё чаще становится безопасность дорожного движения. Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма весьма характерен для всех развитых стран, в т.ч. и для Российской Федерации. По данным, отражённым в докладе Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), среди погибших на дорогах 4 % - велосипедисты, 23 % - мотоциклисты, 31 % - пассажиры транспортных средств. Прочие участники дорожного движения составили 21 %. Примечательно, что ВОЗ, опираясь на такую неблагоприятную статистику, всё же прогнозирует возможное снижение смертности в результате ДТП к 2020 г. Усилия, предпринимаемые правительствами развитых западных стран по решению проблемы дорожно-транспортного травматизма, только подтверждают прогнозы ВОЗ. Важно отметить, что последние несколько лет принесли некоторую стабилизацию уровня смертности на дорогах Соединенных Штатов Америки (22%) - и это при растущем уровне моторизации населения США [3].
В то же время следует отметить возрастающую значимость безопасности дорожного движения в современном обществе. Это определяет разноплановость подходов при рассмотрении данного вопроса. Междисциплинарность определяет и уровень разработанности данного вопроса данного вопроса, и категорию сформированности исследовательских понятий. Наиболее сформировавшейся является юридическая парадигма данного вопроса [1].
Комплекс инфраструктурных объектов, задействованных в перемещении людей и грузов на автомобильном транспорте, которые пользователи дорог используют для обеспечения жизнедеятельности, рассматривается нами при определении понятия «дорожное движение». Однако
* Вашкевич, Алла Васильевна, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации полиции. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел.: +7 (812) 495-22-55, +7(921)3810148. E-mail: [email protected].
* Vashkevich, Alla Vasilyevna, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of police. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 495-22-55, +7 (921) 3810148. E-mail: [email protected].
© Вашкевич А.В., 2017