Научная статья на тему 'ПРОДИКТОВАНО ОПЕРАЦИЕЙ В САР РОЛЬ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ ВОЕННЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ'

ПРОДИКТОВАНО ОПЕРАЦИЕЙ В САР РОЛЬ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ ВОЕННЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНО-ШТАБНАЯ ВОЕННАЯ ИГРА / МЕЖВУЗОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / WAR GAME / INTERACADEMIC COOPERATION AND COORDINATION / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пасичник Сергей Иванович, Шигин Алексей Вячеславович

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки и проведения межвузовских командно-штабных военных игр. Проведен анализ нынешнего состояния межвузовского взаимодействия. Сформулированы пути решения вопросов перехода на качественно новый уровень автоматизации и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пасичник Сергей Иванович, Шигин Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICTATED BY THE OPERATION IN THE SAR THE ROLE OF WAR GAMES IN THE MILITARY PERSONNEL TRAINING

The article is devoted to topical issues of preparation and conduct of interacademic war games. The analysis of the current state of interacademic cooperation is conducted. The ways to resolve issues of transition to a qualitatively new level of automation and interaction are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОДИКТОВАНО ОПЕРАЦИЕЙ В САР РОЛЬ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ ВОЕННЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ»

С.И. ПАСИЧНИК, А.В. ШИГИН

Д|

S.I. PASICHNIK, A.V. SHIGIN

ПРОДИКТОВАНО ОПЕРАЦИЕЙ В САР

DICTATED BY THE OPERATION IN THE SAR

РОЛЬ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ ВОЕННЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ THE ROLE OF WAR GAMES IN THE MILITARY PERSONNEL TRAINING

Сведения об авторах: Пасичник Сергей Иванович - заместитель начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» по учебной и научной работе, генерал-майор, кандидат военных наук (г, Москва. E-mail: ovavcrf@mil. ru);

Шигин Алексей Вячеславович - доцент кафедры оперативного искусства Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: ovavcrf@mil. ru).

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам подготовки и проведения межвузовских командно-штабных военных игр. Проведен анализ нынешнего состояния межвузовского взаимодействия. Сформулированы пути решения вопросов перехода на качественно новый уровень автоматизации и взаимодействия.

Ключевые слова: командно-штабная военная игра, межвузовское взаимодействие, информационные ресурсы.

Information about the authors: Sergey Pasichnik - the Deputy Chief of Military Educational Scientific Centre of Ground Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation» for academic and scientific affairs, Candidate of Science (Military), Major-General (Moscow. E-mail: ovavcrf@mil. ru );

Alexei Shigin - the Docent at the department of the arts operational of Military Educational Scientific Centre of Ground Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Candidate of Science (Military), Docent, Colonel (Moscow. E-mail: ovavcrf@mil. ru).

Summary. The article is devoted to topical issues of preparation and conduct of interacademic war games. The analysis of the current state of interacademic cooperation is conducted. The ways to resolve issues of transition to a qualitatively new level of automation and interaction are formulated.

Keywords: war game, interacademic cooperation and coordination, information resources.

Результаты анализа работы органов военного управления в вооруженных конфликтах последних лет, в том числе в Сирийской Арабской Республике, а также взгляды военных специалистов стран НАТО на подготовку и ведение операций обусловливают возрастание требований к должностным лицам органов управления всех уровней. В целях реализации этих требова-

ний в учебном процессе военных вузов необходимо обеспечить соответствие задач, решаемых в ходе проведения занятий, логике работы реальных органов управления.

Кроме того, в современных условиях резко возросло значение слаженности органов военного управления. Слушатель должен понимать не только задачи, стоящие перед тем или иным долж-

ностным лицом органа военного управления, но и представлять систему работы органа управления в целом.

К сожалению групповые упражнения дают практику в подготовке отдельных должностей или штабных коллективов небольшого масштаба. На групповом упражнении, как правило, все слушатели действуют в одной

Ф^ЭДТм ш

должности, выполняя функции определенного должностного лица.

Необходимость глубокого изучения процессов управления войсками предъявляет требование к академии по выпуску высококачественно подготовленных офицеров для службы в войсках. Нельзя замкнуть знания и навыки выпускника только индивидуальной подготовкой, тем самым ограничив его возможности служебного роста впоследствии. Это противоречило бы современным требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 56.04.02. «Управление воинскими частями и соединениями», к военно-профессиональной подготовке выпускников академии. В данном стандарте указано, что выпускник академии в результате освоения программы магистратуры должен обладать среди многих других и такими профессиональными компетенциями в военно-управленческой деятельности, как:

- способностью управлять работой органов управления тактического (оперативно-тактического, оперативного) звена, объединений видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

- способностью по управлению тактическими (боевыми) действиями в различных условиях обстановки.

Получить практику в совместной, слаженной работе больших штабных коллективов позволяют командно-штабные военные игры (далее-КШВИ).

КШВИ являются одной из форм подготовки обучаемых в военных образовательных учреждениях всех уровней. Их содержание заключается в том, что обучаемые в составе созданного на временной основе органа военного управления на фоне единой обстановки в игровом противоборстве сторон выполняют должностные обязанности по управлению войсками (силами) в операции (боевых действиях).

Как правило, КШВИ проводятся по сложной комплексной теме, включающей организацию и ведение операций (боевых действий на тактическом уровне). Для их проведения создается сложная, динамичная и поучительная обстановка, характерная для современной операции (боя), включающая элементы внезапности и вынуждающая вести борьбу с равным или превосходящим по силе противником, оснащенным всеми современными средствами борьбы и предпринимающим самые решительные меры для достижения своих целей. Обстановка должна побуждать обучаемых к проявлению инициативы и изобретательности, вынуждать их управлять соединениями и воинскими частями в кризисных ситуациях, при остром дефиците времени и нарушении системы управления войсками, вызванными активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Военные игры имеют давнюю историю, их проводили и в дореволюционной России, и в СССР.

Широко известна командно-штабная игра января 1941 года, в которой принимали участие командующие военными округами, корпусами и дивизиями. Имитировалась война с Германией, при этом силами условного противника командовал Г. К. Жуков. Оборона в Белоруссии была прорвана, во-

Военная игра в 30-е годы

должности в армейских коллективах возглавляли слушатели Военной академии Генерального штаба. Особенностью проведения КШВИ являлось то, что каждый слушатель, как Общевойсковой академии, так и других академий, исполнял обязанности того должностного лица, на должность которого готовит вуз и он планировал выпускаться через три месяца. В составе штаба руководства и посреднического аппарата был задействован профессорско-преподавательский состав, который на практике проверил, чему научились обучающиеся, что у них не получалось, какие изменения необходимо будет внести в учебные программы и учебно-методические материалы. В ходе игры отрабатывались актуальные вопросы военного искусства. Важнейшими из них были: управление приведением соединений и воинских частей в высшие степени боевой готовности, подготовка и проведение операции в международном вооруженном конфликте за пределами Российской Федерации.

Для слушателей второго курса проводимая в таком масштабе КШВИ помогла продемонстрировать степень усвоения пройденного материала, доказать самим себе и профессорско-преподавательскому составу уровень своих знаний, умений, навыков, подготовиться к сдаче государственных экзаменов. В целом обучающиеся с постав-

йска Белорусского округа несли огромные потери, на условно четвертый день игры «противник» вышел к Минску. По итогам игры был сделан разбор лично Сталиным, после чего Жуков был назначен начальником Генерального штаба. Командующему войсками Белорусского особого военного округа Павлову было дано поражение и в категорической форме предложено сделать выводы из проигрыша. Однако выводов сделано не было. Через полгода войска Германии в точности повторили то, что сыграл Жуков.

После окончания Великой Отечественной войны и до середины 50-х годов командно-штабные военные игры практически не проводились. Начиная с 1958 года в Генеральном штабе, а позднее в военных округах была проведена целая серия военных игр, посвященных ведению военных действий различных видов и родов войск с применением ядерного оружия. Всего было проведено около 400 КШВИ в различных звеньях управления. С этого периода в военных вузах КШВИ стали проводиться на регулярной основе.

В период с 25 по 29 марта 2019 года под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» со слушателями 2-х курсов проводилась армейская командно-штабная военная игра. Для этого в академии были созданы несколько коллективов управления объединениями и несколько соединений. В данной игре принимали участие слушатели многих академий, а руководящие

Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В.В. Герасимов на заслушивании решения

ленными в ходе КШВИ задачами справились, продемонстрировав хорошее знание учебного материала, умение практически отрабатывать текстуальные и графические документы, проводить научные исследования.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, посетивший один из этапов военной игры, отметил: «Мастерство принятия решения заключается в выработке плана действий по разрешению конкретной проблемы или задачи, в четком следовании требованиям руководящих документов, с грамотным применением элементов творческой инициативы и умений в ходе работы следовать принципам, продиктованным проведением операции в Сирийской Арабской Республике».

Следует отметить, что в ходе КШВИ слушатели апробировали и реализовывали свои научные результаты, выдвинутые ими при разработке выпускной квалификационной работы. После окончания военной игры, в ходе военно-научной конференции каждый слушатель представлял полученные им научные результаты. По результатам доклада экспертная комиссия выдавала акт реализации результатов выпускной квалификационной работы.

Вместе с тем проведенная военная игра вскрыла ряд проблемных вопросов как методического, так и организационно-технического характера.

В ходе КШВИ было установлено, что в разных вузах по-разному подходят к изучению некоторых вопросов подготовки и ведения современных операций, их всестороннему обеспечению, что вызывает недопонимание, усложняет взаимодействие между должностными лицами органов управления.

В отношении проблем организационно-технического характера военная игра показала, что каждый из вузов широко применял вычислительную технику и использовал

последние достижения в области имитационного и математического моделирования процессов управления.

В Общевойсковой академии имеется Центр оперативно-тактической подготовки, позволяющий обеспечить работу 2-3 УКП органа управления оперативного уровня, 6-10 УКП управлений соединений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и Войск национальной гвардии, а также несколько УКП соединений родов войск и специальных войск. Все УКП объединены локальной сетью, со всеми имеется закрытая проводная связь и видеоконфе-ренцсвязь.

Однако межвузовское взаимодействие оставляло желать лучшего. Пропускная способность каналов передачи информации находится на довольно низком уровне. Автоматизированная система получения, обработки, хранения и передачи информации по вопросам управления качеством и экономикой военного образования («Интеграция - СВО») обеспечивает проведение некоторых видов дистанционных занятий, однако для проведения КШВИ не подходит.

Поэтому подготовке учебно-материальной базы в межвузовских военных играх следует уделять особо пристальное внимание. Развитие учебно-материальной базы приведет к закономерному этапу дальнейшего развития существующих традиционных форм обучения, повышения их эффективности на базе научно-технических достижений современной компьютерной техники, новых методов математического моделирования и новых информационных технологий.

Для решения проблемных вопросов предстоит проделать огромную работу, а именно:

- продолжить работу по созданию информационной образовательной среды для подготовки военных кадров, что позволит ор-

ганизовать сетевое и программное взаимодействие между вузами и организациями Министерства обороны;

- создать в военных вузах реальные пункты управления различных звеньев управления, оснащенные принятыми на вооружение автоматизированными комплексами управления войсками (или их элементами);

- составить общий для вузов каталог расчетных и моделирующих задач и применять их в учебном процессе (а не только на КШВИ);

- продолжить работу по обучению как слушателей, так и профессорско-преподавательского состава современному программному обеспечению, постоянно расширяя круг изучаемых программ;

- постоянно совершенствовать методику подготовки и проведения занятий с использованием ЭВТ, а не пытаться новые средства использовать по старинке - когда преподаватель применяет компьютер в качестве печатной машинки, калькулятора и т.п.

Это позволит уже в 2020 году провести на новом уровне межвузовскую стратегическую командно-штабную военную игру, а в ближайшие годы и КШВИ для военных академий на местности с реальными действиями войск (сил), в том числе с привлечением курсантов военных училищ.

Назрела необходимость организовать работу с министерствами обороны дружественных нам стран, объединенным штабом ОДКБ по привлечению на КШВИ их военных специалистов, и в 2020-2021 гг. провести военную игру по подготовке и применению коалиционной группировки войск (сил).

Все это позволит перейти на совершенно новый, отвечающий самым последним требованиям уровень подготовки и проведения командно-штабных военных игр в военных вузах и, как следствие, -повысить качество подготовки военных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.