Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СЛОЖНОСТЬ ДИСЦИПЛИН'

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СЛОЖНОСТЬ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER MILITARY EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ / THE QUALITY OF MILITARY STUDENTS PREPARATION / ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / OPERATIONAL-STRATEGIC LEVEL / ЧИСЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / THE ACADEMIC STAFF NUMBER / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / PLANNING AND ESTIMATING THE AMOUNT OF TEACHERS'/PROFESSORS' WORK / EDUCATION ACTIVITY / AUDITORIUM HOURS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чварков Сергей Васильевич

В статье рассматриваются требования к системе военного образования по подготовке военных специалистов, некоторые особенности организации и проведения образовательной деятельности в академии, влияющие на определение необходимого количества преподавательского состава для качественной реализации основных образовательных программ подготовки слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чварков Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING LOAD OF LECTURERS AND COMPLEXITY OF DISCIPLINES

Тhe article examines the requirements to the higher military education system when training military specialists as well as organisation specifics and education process in the Academy, influencing the regulation of academic staff number to raise the quality of the main education programs for the military students.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СЛОЖНОСТЬ ДИСЦИПЛИН»

С . В . ЧВАРКОВ S .V. CHVARKOV

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СЛОЖНОСТЬ ДИСЦИПЛИН

TRAINING LOAD OF LECTURERS AND COMPLEXITY OF DISCIPLINES

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ

ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ

SPECIFIC POINTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AT GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY WHEN TRAINING

OPERATIONAL-STRATEGIC LEVEL MILITARY STAFF

Сведения об авторе. Чварков Сергей Васильевич — заместитель начальника ВАГШ ВС РФ по научной работе, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор.

Аннотация. В статье рассматриваются требования к системе военного образования по подготовке военных специалистов, некоторые особенности организации и проведения образовательной деятельности в академии, влияющие на определение необходимого количества преподавательского состава для качественной реализации основных образовательных программ подготовки слушателей.

Ключевые слова. Система высшего военного образования, образовательная деятельность, качество подготовки слушателей, оперативно-стратегический уровень, численность преподавательского состава, учебная нагрузка, планирование и учет труда преподавательского состава.

Information about the author. Sergey Chvarkov — GSMA deputy chief for research, general-lieutenant, dr. MS./Doctor of Military Science, professor.

Abstract. Jhe article examines the requirements to the higher military education system when training military specialists as well as organisation specifics and education process in the Academy, influencing the regulation of academic staff number to raise the quality of the main education programs for the military students.

Keywords. The system of higher military education, education activity, the quality of military students preparation, operational-strategic level, the academic staff number, auditorium hours, planning and estimating the amount of teachers'/professors' work.

Развитие Вооруженных Сил всегда находилось и находится в сфере приоритетов политики, проводимой военно-политическим руководством Российской Федерации в области обороны государства, которая определена стратегическим национальным приоритетом Сегодня армия и флот получают новый импульс в

своей деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации

Обновляющиеся сегодня Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) оснащаются современным вооружением и военной техникой, разработаны новые технологии, формы и способы их применения,

сформированы новая структура и состав объединений и соединений ВС РФ, а морально-психологическое состояние личного состава обеспечивает решение стоящих задач на требуемом уровне

Вместе с тем с уверенностью можно говорить, что решение всего спектра задач, стоящих перед ВС РФ,

невозможно без высоко-подготовленного, морально устойчивого, физически и психологически готового, обладающего высокими теоретическими знаниями и прочными практическими навыками в управлении и применении войск (сил) в современных военных действиях офицерского корпуса . Именно поэтому в настоящее время в государстве особое внимание уделено военному образованию и существенно повышены требования к уровню и качеству подготовки военных кадров

В ходе посещения 15 ноября 2013 года Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провел совещание по вопросам развития системы военного образования. Выступая на совещании, он отметил: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров являются, безусловно, фундаментом Вооруженных Сил. И он должен быть надежным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу» .

Решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, базируется прежде всего на реализации традиционного

требования — повышении качества подготовки офицерских кадров . Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи в любой обстановке . Это, в свою очередь, обязывает систему военного образования оперативно реагировать на все изменения в практике применения видов Вооруженных Сил и родов войск ВС, учитывать опыт оперативной и боевой подготовки, реагировать на все новации и достижения науки и техники. Следует своевременно внедрять эффективные образовательные программы, постоянно анализировать прохождение службы выпускниками в войсках для оперативного учета востребованности знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, и с учетом этого вносить необходимые изменения в учебные планы и программы. Кроме того, требования Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и приказов Ми-

нистра обороны РФ также обязывают военные вузы совершенствовать технологии обучения, внедрять в учебный процесс все новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке кадров вероятные изменения в характере вооруженной борьбы .

Все это в полной мере относится и к Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Сегодня академия является ведущим военным научно-образовательным комплексом межведомственного и межвидового уровня в системе военного образования России . Аналогов решаемых ею задач в образовательной и научной деятельности в Российской Федерации и за рубежом в настоящее время нет

Учитывая важность решаемых академией задач в системе обеспечения национальной безопасности и обороны государства, особенности организации образовательной деятель-

ности и обучения специфического контингента слушателей, Указом Президента Российской Федерации от 12.12. 2014 г. № 779 академии предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Это позволяет академии самостоятельно устанавливать перечень учебных дисциплин, видов и форм учебных занятий и оперативно реагировать на все инновации в деятельности и применении Вооруженных Сил .

В целях координации усилий военных вузов МО РФ по содержанию учебных программ и методике их отработки приказом МО РФ от 2015 г. № 593 на базе ВАГШ ВС РФ создано Федеральное учебно-методическое объединение МО РФ по высшему образованию

В академии осуществляется подготовка военных и гражданских кадров для высших органов государственного и военного управления силовых структур России и армий зарубежных стран, высших органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации, оборонно-промышленного комплекса страны, ведутся научные исследования по проблемам национальной безопасности, военного искусства, строительства и применения Вооруженных Сил, военной организации России в целом

Наряду с этим на базе академии регулярно проводятся различные мероприятия с участием высшего военно-политического руководства страны, расширенные заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации,

сборы и учебные занятия с офицерами и генералами центральных органов военного управления, командований оперативно-стратегических объединений, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации

В соответствии с планом научной работы Вооруженных Сил на 2016 год в академии ведутся исследования по 68 научно-исследовательским работам, разрабатывается значительное количество военно-теоретических трудов, монографий и других научных работ.

Ежегодно академия выполняет большое количество оперативных задач, поступающих по линии Совета Безопасности РФ, Министерства обороны РФ, Генерального штаба ВС РФ и других органов военного управления. В частности, только в 2015 году акаде-

мией было выполнено более 400 оперативных задач, связанных с проработкой актуальных проблем и задач обеспечения военной безопасности и обороны РФ, перспектив строительства и применения Вооруженных Сил, недопущения попыток фальсификации истории и др

Основная нагрузка при выполнении вышеперечисленных задач ложится на преподавательский состав и научных работников академии. При этом количество преподавателей напрямую зависит от количества обучающихся в вузе. Для каждого вуза данное соотношение определено приказом Министра обороны 2006 года № 220. Например, для ВАГШ ВС РФ оно составляет 1,0, для Общевойсковой академии ВС РФ — 2,9, для Военной академии связи — 4,3

Почему же установлено различие для каждого конкретного вуза? Все дело в уровне подготовки слушателя и курсанта — такти-

ческом, оперативном или стратегическом, что, в свою очередь, напрямую влияет на «масштабность» подготовки каждого конкретного занятия, количество и объем разрабатываемых методических материалов и документов

Так, задачи, определенные Президентом Российской Федерации — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации по подготовке в академии руководителей государственной и исполнительной власти страны в области мобилизации и мобилизационной подготовки, существенно усложняют процедуру подготовки и проведения занятий, так как для этого необходим совершенно другой уровень квалификации преподавателей, обусловленный значительно более высоким уровнем задач. Однако даже эта важнейшая задача успешно решается в академии в рамках существующего штата, но с существенным (в 1,8-2,5

раза) превышением норм нагрузки, установленных нормативной правовой базой

Кроме того, преподавателю ВАГШ ВС РФ приходится обучать сугубо специфический контингент слушателей Так, на факультете национальной безопасности и обороны государства обучаются 33 генерала и адмирала, остальные — полковники и капитаны 1 ранга, которые имеют два и более высших военных образования, ученые звания и степени, обладают большим служебным, боевым и жизненным опытом и являются специалистами различных видов ВС и родов войск ВС .

На факультете переподготовки и повышения квалификации обучается руководящий состав высших органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти и оборонно-промышленного комплекса страны, в том числе губернаторы, заместители министров Правительства Российской Федерации, то есть готовится, по сути, «штучный контингент» высокого уровня

Необходимо отметить, что, несмотря на значительные положительные преобразования, осуществленные руководством Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ в академии, существующая численность преподавательского состава в настоящее время не в полной мере соответствует требуемой и не всегда по-

зволяет в установленное время и с требуемым качеством решать стоящие перед ней задачи.

Положение обостряется встречными «потоками» требований и задач. С одной стороны — возрастание объема и сложности задач, стоящих перед академией, и требований к качеству и оперативности их выполнения, а с другой — значительное увеличение количества слушателей академии на факультете переподготовки и повышения квалификации и специальном факультете

В настоящее время значительно возросла учебная, методическая и научная нагрузка на преподавательский состав . Это связано с увеличением направлений подготовки специалистов, количества разноплановых и важных оперативных задач со стороны Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба ВС РФ В то же время штатная численность преподавательского

состава остается неизменной

В настоящее время ряд вузов МО РФ в рамках НИР «Норма-2015», посвященной разработке проекта правового акта, определяющего нормы времени для расчета учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава вузов МО РФ, предлагают исключить из норм учебной нагрузки преподавателей время на разработку учебно-методических материалов для проведения занятий и на непосредственную подготовку преподавателя к ним

К чему это может привести? Во-первых, к существенному уменьшению возможностей не только академии, но и практически всех вузов МО, снижению качества выработки требуемых компетенций у магистров — вследствие сокращения количества задач и командно-штабных военных игр (КШВИ) .

Наше мнение по этому вопросу остается неизмен-

ным — такой подход к образовательной деятельности ВАГШ ВС РФ и видовых академий не только неверен, но даже вреден

Отличительной особенностью ВАГШ ВС РФ от большинства других военно-учебных заведений является то, что направленность основной образовательной программы на практическое освоение слушателями компетенций по руководству войсками (силами) и органами военного управления оперативно-стратегического и стратегического уровней определяет разработку и проведение большого количества оперативно-стратегических, стратегических задач и КШВИ

Так, только на факультете национальной безопасности и обороны государства (НБ и ОГ) 22 % от общего времени на подготовку магистров занимает отработка 8 оперативно-стратегических задач объемом 450 учебных часов и 3 КШВИ объемом 90 учебных часов . Трудозатраты на их разработку и издание согласно установленным нормам составляют порядка 20 тыс часов

Для разработки каждой оперативно-стратегической задачи и КШВИ с учетом масштабов, сложности и объема исполняемых административно-организационных, планирующих, учебных, директивных и справочных документов приказом начальника академии создаются рабочие коллективы численностью

от 10 до 30 преподавате- учебной работы академии

лей. Следует заметить, что в год . При расчете числен-объем разрабатываемых ности профессорско-пре-

документов КШВИ практи- подавательского состава

чески сопоставим с разра- для выполнения только

боткой Центральными орга- этого вида работ соглас-

нами военного управления но установленным нормам

(ЦОВУ), войсками (силами) требуется порядка 80 пре-

аналогичных документов подавателей

При этом затраты време- Следовательно, если ни на разработку данных планируемые предложения

документов не зависят от по пересмотру методики

количества слушателей, с расчета учебной нагрузки

которыми они будут отра- будут воплощены в жизнь,

батываться, а определяются общее количество препода-

целями и задачами, вытека- вателей академии соответ-

ющими из квалификацион- ственно будет сокращено на

ных требований. При этом 80 человек.

количество слушателей Снижение численности

влияет лишь на количество преподавателей, в свою

(тираж) издаваемых разда- очередь, вызовет «развал»

точных материалов творческих коллективов,

Аналогичная ситуация осуществлявших разработ-

и со слушателями специ- ку задач и игр (коллективы

ального факультета и фа- разработчиков будут сокра-

культета переподготовки и щены в 3 раза), и, кроме то-

повышения квалификации, го, задачи и военные игры

для которых также разраба- просто будут разрабаты-

тываются соответствующие ваться «по ночам» Во-вто-

задачи и КШВИ. В целом рых, значительно снизится

разработка учебно-мето- качество разработки задач

дических материалов зани- и КШВИ, а также оператив-

мает до 40 тыс . часов, или ность внесения в образова-

более 30 % общего объема тельный процесс всех но-

: 1 * ^ Л : 1 1 !

I ж (I

ваций, реализуемых в ходе оперативной и боевой подготовки ВС Все имеющиеся педагоги практически все свое время будут тратить только на проведение учебных занятий по расписанию .

В целом это негативно скажется на качестве практической подготовки слушателей и существенно осложнит реализацию квалификационных требований, предъявляемых к ним .

Если обратиться к истории, то мы увидим, что академия всегда занимала особое место в планах руководства страны и Министерства обороны. Так, приказом НКО Союза ССР (подписан И В Сталиным) «О Высшей Военной академии имени Ворошилова» от 30 января 1946 г. № 05 была установлена следующая учебная нагрузка для различных категорий преподавательского состава (Таблица) .

При этом начальнику академии разрешалось снижать (приказом по академии) норму нагрузки для отдельных лиц профессорско-преподавательского состава основных военных дисциплин, лекции которых требуют большой затраты времени на их подготовку, но не более чем на 40 %

Данными нормами годовой нагрузки по проведению учебных занятий профессорско-преподавательским составом академия руководствовалась до 1965 года, когда приказом Министра обороны СССР от 25 февраля 1965 г. № 47 они были отменены

Таблица

Нормы учебной нагрузки ППС

Наименования должностей Лицам, имеющим звание профессора и степень доктора наук Лицам, имеющим звание профессора или степень доктора наук Лицам, имеющим звание доцента и степень кандидата наук Лицам, имеющим звание доцента или степень кандидата наук Лицам, имеющим звание ассистента и не имеющим звания и степени Примечание

Начальник кафедры Норма не устанавливается

Заместитель начальника кафедры 240 270 300 330 360

Старший преподаватель 390 420 450 480 510

Преподаватель 480 510 540 570 600

В дальнейшем только в 2005 году академии удалось убедительно доказать разработчикам проекта приказа Министра обороны РФ № 319 «Об установлении учебной нагрузки преподавательскому составу военно-учебных заведений Министерства обороны РФ» необходимость учета особенностей организации и ведения образовательного процесса и труда профессорско-преподавательского состава ВАГШ ВС РФ .

В приложении к приказу МО РФ 2005 года № 319 было установлено:

1) расчетные нормы годовой учебной нагрузки преподавательского состава по циклам общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин ВАГШ ВС РФ в объеме 500 часов (п. 2 примечания к ст. 8);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) в разделе 2 «Нормы времени для определения объема годовой учебной работы ППС» добавлено время на разработку и под-

готовку к изданию учебно-методических материалов для отработки учебных оперативных и оперативно-стратегических задач и проведения КШУ, КШВИ по тематике: армия (флотилия) на 1 час занятий — с 8 до 16 часов; фронт (флот) на 1 час занятий — с 16 до 25 часов; стратегическая операция на 1 час занятий — 40 часов;

3) вновь введены нормы на подготовку к семинарам и другим видам занятий на 1 час занятий по тематике: армия (флотилия) — 3 часа; фронт (флот) и стратегическая операция — 6 часов

Данные нормативы позволили кафедрам полно, качественно и оперативно разрабатывать и отрабатывать со слушателями вопросы подготовки и ведения современных операций с учетом последних изменений в теории и практике военного искусства, строительстве и применении ВС

Таким образом, при подготовке нормативно-правового акта по учебной на-

грузке преподавательского состава необходимо учитывать особенности организации образовательной и научной деятельности, масштабы и сложность преподаваемых в академии оперативно-стратегических дисциплин, категорию обучающихся, динамику роста направлений подготовки слушателей. В этом вопросе необходимо к каждому вузу подходить индивидуально . Предлагаемые проекты новых методик расчета предельной учебной нагрузки преподавателей и определения коэффициентов (соотношения количества слушателей на одного преподавателя), взятые из гражданских вузов, неприемлемы не только для ВАГШ ВС РФ, но и для других военно-учебных заведений В Министерстве обороны РФ исторически сложилась и оправдала себя своя система определения учебной нагрузки и коэффициентов для вузов, и менять ее нецелесообразно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.