УДК 378
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ПРОГРАММАМ АДЪЮНКТУРЫ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Андрей Александрович Прохоренко, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Алексей Олегович Цыганок, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Сердюковский, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
Авторы статьи провели анализ проблемных вопросов образовательного процесса в адъюнктуре. Основываясь на имеющемся опыте работы с адъюнктами и результатах анализа, определили в данной статье требования по ряду направлений образовательного процесса в адъюнктуре. По мнению авторов, выполнение вышеуказанных требований к образовательному процессу в системе подготовки кадров высшей квалификации военно-учебных заведений является обоснованной необходимостью, а их реализация будет способствовать более качественной подготовке адъюнктов. В статье приведен ряд требований к образовательному процессу адъюнктуры, даны подробные рекомендации по всем вышеуказанным требованиям.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессорско-преподавательский состав, система военного образования, образовательный процесс.
REQUIREMENTS DETERMINATION TO EDUCATIONAL PROCESS OF SCIENCE-PEDAGOGICAL SPECIALISTS' PREPARATION FOR GRADUATE MILITARY COURSES PROGRAMS IN RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF DEFENSE
MILITARY INSTITUTIONS
Andrei Aleksandrovich Prohorenko, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of department, Ivan Ivanovich Mikhail, the candidate of pedagogical sciences, professor, head of department, Military Telecommunications Academy, St. Petersburg; Aleksey Olegovich Tsy-ganok, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of department, Military Institute (Engineering) of the Military Academy of Material and Technical Support, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Serdyukovskiy, the teacher, Military Academy of Communications,
St. Petersburg
Annotation
Article authors provided analysis of the graduate military course problematic issues. Based on experience of the work with the military postgraduates and provided analysis, requirements for the several ways of the educational process are determined. In author's opinion, realization of these requirements in high qualification specialist's educational process is the reasonable necessity, and it wil provide better preparation. Military education system prior task is to prepare the qualified competent military specialists. It can be solved by the laborious oriented activity of educational contingent. Higher military course graduator, as rule, in majority of cases, becomes faculty instructor in higher military educational establishments. Officer's professional level depends on the appropriate structure of the educational process. Several requirements for the graduate military course structure are shown in the article. Detailed recommendations are given for all the requirements.
Keywords: federal state educational standard, academic staff, system of military education, educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация системы военного образования является одним из приоритетных направлений реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. Сложные общественно-
политические, экономические процессы, происходящие в стране и окружающем мире, ставят сложные задачи перед Вооруженными силами страны, обуславливают необходимость их модернизации. Наиважнейшее место в решении данных задач занимает система военного образования страны, которая является источником кадров, призванных защищать и отстаивать интересы России. Решение задачи по подготовке квалифицированных компетентных военных профессионалов - одна из важнейших функций системы военного образования. Высшие военно-учебные заведения (далее - вузы) - это тот элемент системы военного образования, на который ложится ответственность за выполнение кадрового заказа - подготовку офицерского корпуса. Каков офицер - такова армия [1]. совершенствования системы военного образования является недостаточно высокий уровень качественной характеристики профессорско-преподавательского состава вузов, обусловленный особенностями прохождения военной службы офицерами-преподавателями. Поэтому к профессорско-преподавательскому составу вузов сегодня предъявляются самые жесткие и строгие требования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в адъюнктуре, она играет наиважнейшую роль в системе военного образования. Обосновано это тем фактом, что выпускник адъюнктуры, как правило, в преобладающем большинстве случаев, становится преподавателем кафедры военно-учебного заведения. Еще одно предназначение выпускника адъюнктуры - сотрудник различных научно-исследовательских центров, лабораторий и т. д.
Преподаватель кафедры вуза - это специалист, от компетентности которого зависит качество подготовки будущих офицеров - специалистов в различных направлениях военного дела.
Проведя анализ различных Федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке кадров высшей квалификации по различным направлениям подготовки и специальностям, был сделан вывод о том, что большое количество компетенций в своем содержании содержат требования, относящиеся к исследовательской (научно-исследовательской) деятельности. А, именно, выпускник, освоивший программу адъюнктуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями: «должен обладать способностью проводить исследование...», «должен обладать способностью применять методологию теоретических и экспериментальных исследований.», «должен обладать способностью проводить анализ.», «должен обладать способностью к критическому анализу и генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач.», «должен обладать способностью организовывать научно-исследовательскую деятельность...», «должен обладать способностью и готовностью к созданию нового знания на основе исследования в соответствующей научной сфере», «должен обладать способностью к обоснованию гипотез и определению задач исследования, разработке рабочих программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовке отдельных заданий для исполнителей», «должен обладать способностью к планированию и организации проведения эмпирических исследований, обработке данных с использованием стандартных пакетов, программного обеспечения, анализу и интерпретации результатов исследований», «должен обладать способностью к подготовке научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований» [2]. Если резюмировать универсальные компетенции, то основную их направленность можно изложить как способность организовывать и проводить исследования в различных направлениях деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами подготовки кадров высшей квалификации по различным специальностям выпускнику присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Требования к результатам обученности, изложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям специалитета и специальностям подготовки кадров высшей квалификации существенно отличаются. Поэтому и образовательный процесс должен значительно отличаться, начиная от планирования, заканчивая проведением каждого учебного занятия.
Соответственно, все это предъявляет определенные требования к образовательному процессу, наиважнейшие из которых можно структурировать следующим образом:
- требования к содержанию основных образовательных программ;
- требования к порядку организации и проведения учебных занятий;
- требования к профессорско-преподавательскому составу, задействованному в обучении адъюнктов;
- требования к организации самостоятельной работы адъюнктов.
В чем заключаются эти особенности, попытаемся раскрыть в данной статье.
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
Требования к структуре программы адъюнктуры указаны в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» военно-учебные заведения самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями на основе соответствующих примерных основных профессиональных образовательных программ (примерных основных образовательных программ), наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности (направлению подготовки) [3].
Как показывает проведенный анализ содержания учебных дисциплин по программам обучения в адъюнктуре по ряду специальностей, до 60% учебного материала дублирует содержание учебных дисциплин по программам специалитета. Это не допустимо. Основные профессиональные образовательные программы должны прививать новые знания, формировать новые умения и навыки.
Особенностью образовательных программ адъюнктуры должен принцип обучения, который можно сформулировать так: давать обучающимся не рыбу, а удочку. Это принцип наиболее полно будет способствовать формированию обучающихся как исследователей, то есть способствовать реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Основные профессиональные образовательные программы адъюнктуры должны принципиально отличаться по содержанию и направленности от программ специалитета.
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
При проведении учебных занятий с адъюнктами не стоит тратить бюджет учебного времени на подробном и тщательном повторении тех материалов, которые изучались в рамках основных образовательных программ специалитета. Целесообразно в течение короткого отрезка времени первого занятия по дисциплине остановиться на основополагающих, необходимых для дальнейшего изучения дисциплины постулатах. Далее дать задание на самостоятельную работу обучающимся по повторению ранее изученного в рамках программ специалитета материала. Рекомендуется на первом либо втором занятии провести входной контроль знаний, а по практическим дисциплинам - умений и навыков.
Содержание лекции и содержание последующего семинара не должно быть одинаковым. Вопросы семинара должны расширять и продолжать вопросы лекции, а не
повторять их. Вопросы лекции адъюнктами изучаются во время самостоятельной работы. На каждый семинар должно выдаваться задание на самостоятельную работу по подготовке к нему. Если учебная группа малочисленная, то задание выдается каждому, если же группа обучаемых большая по численности - задание выдается на группы адъюнктов по усмотрению преподавателя. Семинары с адъюнктами желательно планировать из расчета четырех часов на один семинар с целью формирования у обучающихся умения принимать участие в обсуждении, вести диалог, анализировать выступления других докладчиков, задавать вопросы, обобщать информацию, то есть с целью формирования указанных в Федеральных государственных образовательных стандартах компетенций.
Необходимо давать задания на самостоятельную работу обучающимся по разработке докладов, сообщений на актуальные темы. Преподавателю необходимо при этом обращать внимание обучающихся на наличие информации в докладе не из одного, а нескольких источников. В докладе должна быть разработана и представлена классификация задач, требований, событий и т.д., произведенная самим докладчиком в процессе изучения, сбора и анализа материала к докладу. То есть, доклад, по своей сути, должен быть результатом проведенного исследования и обобщения материалов по заданной теме. Только таким образом будут реализовываться требования Федеральных государственных образовательных стандартов по формированию компетенций, которые мы обобщили выше в нашей статье как «способность организовывать и проводить исследования в различных направлениях деятельности».
Каждый доклад должен широко обсуждаться на теоретических занятиях. Преподаватель должен давать возможность каждому обучающемуся задать вопросы по озвученному докладу, а докладчик должен уметь отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, позицию, основываясь на научных фактах. При этом, необходимо формировать у обучающихся умение апеллировать в процессе изложения материалов устно или письменно научной терминологией. Эта особенность, в свою очередь, предъявляет высокие требования к самому преподавателю.
При произведении докладов, во время их обсуждения необходимо учитывать этику научной коммуникации, а, именно, умение вести диалог, опираться в своих речах только на достоверные, обоснованные факты. Поэтому в процессе обучения необходимо прививать адъюнктам принципы научной коммуникации. Научная коммуникация - это процессы, способы и механизмы распространения научной мысли, передовых научных идей в научном сообществе. Для научной коммуникации свойственны принципы, которые должен знать каждый начинающий ученый, каждый обучающийся по программе адъюнктуры. Основными среди них являются:
- плагиат, то есть несоблюдение требований цитирования и ссылок;
- завышение индекса цитируемости;
- включение в свой список литературы неиспользованных работ;
- отсутствие новизны;
- фальсификация наукометрических показателей;
- публикация недостоверных материалов.
В процессе проведения занятий преподаватель должен направить свою работу на формирование новых знаний. Одно из важных направлений обучения должно быть направлено на овладение новыми знаниями и умениями адъюнктов по проведению статистической обработки данных, математического анализа, других эмпирических и теоретических методов научного исследования.
Подводя итог изложенного в данном разделе, определяем основную цель, которую должен преследовать преподаватель, проводящий занятия с адъюнктами. Она формулируется следующим образом: преподаватель должен направить свою деятельность на формирование у адъюнктов новых знаний, умений, навыков по проведению исследований, анализа (в том числе математического), обобщения, систематизации научного материала,
способствующих успешной разработке и написанию квалификационной работы (диссертационного исследования).
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ, ЗАДЕЙСТВОВАННОМУ В ОБУЧЕНИИ АДЪЮНКТОВ
К сожалению, во многих вузах частично нарушена преемственность в профессорско-преподавательской среде в свете оптимизации численности Вооруженных Сил Российской Федерации в период 2006-2010 годов. Было уволено много преподавателей, большинство из которых уже не вернулись в ряды преподавателей вузов. Образовался некий вакуум. Но в период с 2010 года ситуация с кадровым составом в вузах изменилась в лучшую сторону. Многие преподаватели имеют боевой опыт и не понаслышке знают, на что направить обучение. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке кадров высшей квалификации определяют, что занятия с обучающимися в адъюнктуре должны проводить наиболее подготовленные, имеющие соответствующую квалификацию, ученую степень и звание преподаватели, а по военно-профессиональным дисциплинам и опыт боевой службы.
Педагог должен уметь построить процесс обучения таким образом, чтобы не давая учебный материал в полном объеме, а направляя в нужное русло, побудить обучающихся к самостоятельному поиску, анализу, систематизации материала, в конечном счете - к самостоятельному формированию знаний, умений, навыков под его контролем.
Естественно, очень много зависит от компетентности преподавателя, степени владения им учебного материала, умения ясно и доходчиво доводить учебный материал до адъюнктов, выделить главное, акцентировать внимание на основополагающих моментах.
Очень важный аспект в работе с адъюнктами - процесс подготовки преподавателей к занятиям. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Ведь преподаватель должен своим примером сформировать потребность у адъюнктов в расширении своих знаний. Для этого педагог, проводящий занятия с адъюнктами, должен быть эрудированным, использовать материалы на занятиях, основанные на последних научных разработках и литературных источниках, достижениях и тенденциях передовой научной мысли.
Адъюнкт - начинающий ученый, он должен в процессе дискуссий уметь апеллировать научными терминами. Поэтому педагогу необходимо пользоваться в процессе занятий научной терминологией и требовать этого от обучающихся.
Возвращаясь к научной коммуникации, хочется выделить такое требование к профессорско-преподавательскому составу, задействованному в обучении адъюнктов, как соблюдение этических аспектов научной коммуникации и умение привить эти аспекты адъюнктам.
Этические аспекты научной коммуникации, по-другому - этика научного общения, составляет суть научной коммуникации. Специфика общения в науке обусловлена ориентацией научного труда, как разновидности духовного производства, на продуцирование неизвестного ранее продукта - нового научного знания.
Выделяют следующие блоки нравственных проблем научного общения:
- этику научного исследования;
- этику научной публикации и соавторства;
- этику научной дискуссии, полемики, научной критики.
Что касается процесса исследования, то ключевые этические моменты здесь связаны:
а) с мотивацией прихода в науку и выбором именно данной темы исследования;
б) с выбором методов исследования, методов проверки и экспертизы полученных данных.
В исследованиях всегда присутствует нравственный (или безнравственный) выбор, который проявляется в отношении исследователя к объекту исследования, к своим
коллегам, к результатам их работы, в оценках и суждениях, в поведении. Все это должны знать, выполнять сами и требовать от обучающихся адъюнктов лица профессорско-преподавательского состава, задействованного в обучении адъюнктов.
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
АДЪЮНКТОВ
Самостоятельная работа является основной формой обучения в адъюнктуре. Самостоятельной работе во все времена уделялось большое внимание. Так, например, в дореволюционной России в военных академиях при проведении итоговой аттестации наряду с оценкой служебных, физических, умственных и нравственных качеств аттестуемого аттестационные комиссии в обязательном порядке оценивали, как уровень полученного им образования, так и самостоятельную работу офицера по совершенствованию военно-профессиональных знаний, умений и навыков. Совокупная оценка учитывалась при распределении офицеров по окончании академий. Предпочтение отдавалось офицерам, которые по анализу командиров и преподавателей уделяли самостоятельной работе должное внимание.
Самостоятельная работа адъюнктов должна быть направлена на формирование следующих умений:
- грамотно работать с информацией;
- собирать необходимые для решения определенной проблемы факты;
- анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем;
- делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;
- устанавливать статистические закономерности;
- делать аргументированные выводы;
- разрабатывать новые научные труды;
- применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
Важное место в подготовке адъюнкта должна занимать внеаудиторная самостоятельная работа, которая представляет собой планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, выполняемую в свободное от учебных занятий время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия, а также по заданию и при научном руководстве научного руководителя при его непосредственном участии. Основной целью внеаудиторной самостоятельной работы адъюнктов является овладение опытом научно-исследовательской деятельности на основе формируемых в процессе обучения фундаментальных знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности. Внеаудиторная работа обучающихся должна способствовать развитию самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем научного и профессионального уровня, формированию психологической потребности в систематическом самообразовании, культуры умственного труда [4].
Важным условием организации самостоятельной работы является обязательная совокупность заданий, которые должен самостоятельно выполнить обучающийся во время обучения. Данные задания должны затрагивать такие виды деятельности адъюнкта, как:
- осуществление научного исследования в соответствии с программой;
- проведение анализа полученных научных данных;
- разработку рекомендаций и предложений по внедрению полученных научных результатов в образовательный процесс вузов либо практику войск;
- подготовку публикаций, докладов по теме научного исследования;
- участие в научных семинарах, конференциях кафедры и вуза [4].
Правильно организованная и своевременно контролируемая самостоятельная работа в адъюнктуре будет способствовать качественной подготовке научно-педагогических кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественно, помимо указанных в нашей статье требований к образовательному процессу в адъюнктуре можно выделить и ряд других, таких, как требования к учебно-материальной базе, требования к системе оценки знаний, умений, навыков обучающихся и т.д. Мы решили остановиться на указанных в статье требованиях, основываясь на имеющемся опыте работы с адъюнктами и проведенном анализе проблемных вопросов образовательного процесса в адъюнктуре. В процессе подготовки будущих преподавателей вузов нет мелочей, ведь преподаватели вузов готовят будущих офицеров. А офицер - это лицо армии, офицерский корпус - стержень армии, основа ее существования. Именно офицерский корпус концентрирует и воплощает в себе национальные военные традиции, в его среде вырабатывается преемственность поколений носителей воинской славы страны. Офицерский корпус - гарант решения стратегических, важных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации. Поэтому выполнение вышеуказанных требований к образовательному процессу в системе подготовки кадров высшей квалификации военно-учебных заведений является обоснованной необходимостью. Реализация данных требований будет способствовать более качественной подготовке адъюнктов, что с большой долей вероятности в будущем благополучно скажется на подготовке молодых офицеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагин, С.Н. Армия и ее роль в условиях трансформации политической системы российского общества / С.Н. Вагин, О.В. Бондаренко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия : Социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 56-57.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. N 902 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа : https://base.garant.ru/70731950/ (дата обращения: 01.06.2019).
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 г. Москва "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"". - Режим доступа : https://rg.ru/2014/12/30/minoborony-dok.html (дата обращения: 01.06.2019).
4. Македонский, В.А. Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях / В.А. Македонский // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2007. - № 3. - С. 263-264.
REFERENCES
1. Vagin, S.N. and Bondarenko, O.V. (2008), "Army and its role in circumstances of Russian society politic system transformation", South-Russian State Polytechnic University. Series: Social-economic sciences, No. 3, pp. 56-57.
2. Federal state educational standard of higher education for speciality 44.07.01 - Education and pedagogical sciences, available at: https://base.garant.ru/70731950/.
3. Russian Federation Ministry of Defense order №670 from 15.09.2014 About actions for particular provisions realization of article 81 offederal state №273 from 2012 About education in Russian Federation" available at: https://rg.ru/2014/12/30/minoborony-dok.html.
4. Makedonski, V.A. (2007), "System of continuous professional education of military specialists in modern circumstances", Tambov State University. Series: Humanitarian sciences, No. 3, pp. 263-264.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.06.2019