Научная статья на тему 'Проблема разработки программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре'

Проблема разработки программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / АДЪЮНКТУРА / ПРОГРАММА АДЪЮНКТУРЫ / POSTGRADUATE PROGRAM / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / RESEARCH AND TEACHING STAFF / POSTGRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева А.И.

В статье раскрываются проблемы разработки основной образовательной программы высшего образования программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Автор подчеркивает, что модернизация системы подготовки научно-педагогических кадров в военных образовательных организациях актуализирует поиск и обоснование новой образовательной парадигмы, разработки программ адъюнктуры, являющихся комплексной социально-культурной нормой и обеспечивающих интеграцию науки, образования и практики, единство исследовательской, инновационной и образовательной деятельности молодых исследователей, объективную систему их государственной аттестации. В работе выделены наиболее значимые внешние факторы, оказывающие существенное влияние на систему подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре: государственный заказ (государственное управление образованием, организационно-правовое обеспечение), социальный заказ (повышение спроса на высшее образование, постепенный переход к системе непрерывного профессионального образования, охватывающей весь период службы офицеров, ожидания офицеров, поступающих в адъюнктуру), демографические процессы (количество и возрастной состав населения). Автор приходит к выводу, что при проектировании и реализации программ адъюнктуры необходимо сохранить такую аксиологическую особенность послевузовского профессионального образования, как доминирование творческой познавательной деятельности адъюнкта над пассивно-репродуктивным восприятием им знаний. Необходимо применять индивидуализированные технологии в противовес фронтальным формам и методам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивлева А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF A POSTGRADUATE COURSE PROGRAM’S DEVELOPMENT FOR TRAINING TEACHING STAFF

The paper highlights the most significant external factors which influence the teaching staff training system at postgraduate course such as: state order (state education management, organizational and legal support), social order (increasing demand for higher education, a gradual transition to a ongoing professional training system, which covers the entire period of officers’ service, waiting for officers entering postgraduate) and demography (quantity and age composition of the population). The basic educational program of higher education is a teaching program of staff training at postgraduate as an object of socio-educational design belongs to the category of “socio-cultural norm” in relation to higher education as a socio-cultural institution. It has been shown that the modernization of the teaching staff training system in the military educational institutions, search and study of new educational paradigm for training the teaching staff actualize the problem of developing postgraduate programs being the complex socio-cultural norm and ensuring the integration of science, education and practice, unity of research, innovation and educational activities of young researchers, an objective system of state certification. This article is intended for managers and instructors of military educational institutions, engaged in the training of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Проблема разработки программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре»

дискуссия

журнал научных публикаций

А.И. Ивлева, канд. физ.-мат. наук, доцент,

магистрант,

кафедра педагогики,

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия, ivleva.ang@gmail.com

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ

В статье раскрываются проблемы разработки основной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Автор подчеркивает, что модернизация системы подготовки научно-педагогических кадров в военных образовательных организациях актуализирует поиск и обоснование новой образовательной парадигмы, разработки программ адъюнктуры, являющихся комплексной социально-культурной нормой и обеспечивающих интеграцию науки, образования и практики, единство исследовательской, инновационной и образовательной деятельности молодых исследователей, объективную систему их государственной аттестации. В работе выделены наиболее значимые внешние факторы, оказывающие существенное влияние на систему подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре: государственный заказ (государственное управление образованием, организационно-правовое обеспечение), социальный заказ (повышение спроса на высшее образование, постепенный переход к системе непрерывного профессионального образования, охватывающей весь период службы офицеров, ожидания офицеров, поступающих в адъюнктуру), демографические процессы (количество и возрастной состав населения). Автор приходит к выводу, что при проектировании и реализации программ адъюнктуры необходимо сохранить такую аксиологическую особенность послевузовского профессионального образования, как доминирование творческой познавательной деятельности адъюнкта над пассивно-репродуктивным восприятием им знаний. Необходимо применять индивидуализированные технологии в противовес фронтальным формам и методам образования.

Ключевые слова: высшее образование, военная образовательная организация, Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа высшего образования, научно-педагогические кадры, адъюнктура, программа адъюнктуры, компетентностный подход.

В настоящее время в России формируется система высшего образования, состоящая из трех образовательных подсистем: 1) бакалавриат; 2) подготовка специалиста, магистратура; 3) подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка1. При этом в качестве существенного нововведения следует выделить программы подготовки кадров высшей квалификации в качестве программ третьего уровня высшего образования.

Изменения в реализации программ подготовки кадров высшей квалификации актуализируют проблему разработки основных образовательных программ высшего образования, в частности, программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее - программа адъюнктуры). Разрешение данной проблемы предполагает активный поиск и обоснование новой образовательной парадигмы, главная задача ко -торой - оставить адъюнктуру в ее традици-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

онном облике, когда первостепенная цель -подготовка диссертации, или превратить ее в учебное подразделение, которое реализует образовательную программу со всеми положенными дисципли- =

нами, экзаменами и зачетами, выпускной квалификационной работой, и где надо изучать, готовить и защищать, а не только работать над диссертацией.

Адъюнктура как основная форма подготовки офицерских кадров военной организации государства к самостоятельной педагогической и научной работе была учреждена в СССР в 1938 году, аналогично аспирантуре в гражданских образовательных и научно-исследовательских организациях. В течение многих десятилетий адъюнктура формально считалась послевузовским профессиональным образованием. Не утрачивая своих системных признаков и свойств, система высшего военного образования в то же время претерпевает определенные изменения. Деятельность военных образовательных организаций сосредоточена на непрерывном совершенствовании профессионального образования и подготовки офицерских кадров в зависимости от изменяющихся условий. В русле модернизации высшего образования выстраивается и деятельность военных образовательных организаций в области подготовки научно-педагогических кадров, направленная на удовлетворение повышенных требований к качеству диссертационных исследований, создание благоприятных социальных и финансово-экономических условий с целью обеспечения высокой результативности деятельности адъюнктур.

На систему подготовки научно-педагогических кадров для военных образовательных организаций значительное влияние оказывают повышение спроса на высшее образование и постепенный переход к системе непрерывного профессионального образования, охватывающей весь период

В русле модернизации высшего образования выстраивается и деятельность военных образовательных организаций в области подготовки научно-педагогических кадров, направленная на удовлетворение повышенных требований к качеству диссертационных исследований, создание благоприятных социальных и финансово-экономических условий с целью обеспечения высокой результативности деятельности адъюнктур.

службы офицеров. Ведомство заинтересовано в том, чтобы каждый офицер постоянно приобретал все новые знания, совершенствовал свое профессиональное мастерство, заботился о росте своей квалификации и общей культуры. При этом речь идет о подготовке специалистов высшей квалификации не только обладающих научными знаниями и практическими навыками, способных к инновационным преобразованиям в сфере профессиональной деятельности, но и обладающих осознанной готовностью и способностью самостоятельно получать и осваивать новые знания, умения и навыки, успешно применять их в интересах выполнения задач профессиональной деятельности.

Задачи профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу адъюнктуры, определяются видами будущей профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, конкретизированными в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОСах), областями исследований выпускника в соответствии с направленностью программы подготовки, конкретизированными в паспорте номенклатуры специальностей научных работников. Кроме того, задачи конкретизируются и дополняются, исходя из того, чем должен овладеть выпускник адъюнктуры в соответствии с описанием трудовых функций, входящих в профессиональные стандарты: научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)2; педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального об-разования3.

Хотя Федеральным законом об образовании устанавливается новый статус программ адъюнктуры, в их содержание не включена процедура защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. По окончании обучения выпускник адъюнктуры полу-

дискуссия

журнал научных публикаций

чит диплом об окончании адъюнктуры, в котором будет указана образовательная квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», а не ученая степень. Следует признать, что ожиданиям офицеров, поступающих в адъюнктуру, отвечает не получение качественного ведомственного высшего образования, а возможность подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, обеспечивающей перспективы карьерного роста.

На систему подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре также существенное влияние оказывает ухудшение демографической ситуации, приведшее к сокращению количества выпускников школ, что для многих высших военно-учебных заведений актуализирует риски, связанные с процессами оптимизации системы высшего образования, осуществляемыми путем сокращения профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций.

Военная образовательная организация на основе ФГОСов высшего образования самостоятельно разрабатывает и утверждает программу адъюнктуры, реализуемую в интересах обороны государства, которая является центральным звеном организации учебного процесса в высшем военно-учебном заведении4. Именно от нее зависит конечный результат деятельности военной образовательной организации в деле подготовки кадров высшей квалификации. Но для того чтобы достичь этого результата, необходима глубоко продуманная, целеустремленная деятельность всех субъектов образовательного процесса по выстраиванию учебного процесса, отбору его дидактического содержания, методического и научного сопровождения деятельности военной образовательной организации, кафедры. Решение этих задач во многом определяется научно обоснованным подходом к структурно-содержательному построению и порядку реализации программ адъюнкту-

ры в условиях реформирования высшего образования.

Программа адъюнктуры представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программы военной образовательной организацией, и выступает в качестве общего регулирующего начала, учитывая ведомственную и вузовскую специфику и гарантируя необходимый уровень и качество образования. Это комплексная развернутая (рабочая) социально-культурная норма вузовского уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам высшего образования для отдельного направления подготовки, уровня высшего образования (подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре) и направленности (профиля), призванная по соответствующему направлению подготовки обеспечить:

— реализацию требований соответствующего ФГОСа как федеральной социально-культурной нормы в образовательной и научной деятельности конкретной военной образовательной организации с учетом особенностей научно-образовательной школы и актуальных потребностей силового ведомства;

— необходимое социально-культурное качество высшего образования в конкретной военной образовательной организации на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОСа;

— основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных компетенций у адъюнктов на всех этапах их обучения в конкретной военной образовательной организации;

— основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности конкретной военной образовательной организации.

Следует отметить, что направленность программы адъюнктуры, согласно нормативным правовым документам Министер-

Военная образовательная организация на основе ФГОСов высшего образования самостоятельно разрабатывает и утверждает программу адъюнктуры, реализуемую в интересах обороны государства, которая является центральным звеном организации учебного процесса в высшем военно-учебном заведении.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ства образования и науки РФ, характеризует ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяет ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения5. При этом направленность образовательной программы определяется с учетом соответствующих научных специальностей (предусмотренных номенклатурой научных специальностей), отнесенных Приказом Минобрнауки России к указанному направлению подготовки6.

В 2014 году были введены ФГОСы по направлениям подготовки кадров высшей квалификации, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации программ адъюнктуры, которые устанавливают общие требования к примерным основным образовательным программам высшего образования и программам адъюнктуры. Они должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения программ адъюнктуры с учетом направления подготовки и направленности образовательной программы, предлагая всем высшим военно-учебным заведениям возможный инвариант проекта программы адъюнктуры. Однако в настоящее время в военных образовательных организациях высшего образования отсутствуют примерные основные образовательные программы для адъюнктур, разработка которых возложена на Главное управление кадров, а инвариантное содержание образовательных программ военных образовательных организаций сложилось в целом только применительно к двум ступеням высшего образования -бакалавриату и магистратуре7.

Общая структура программы адъюнктуры лишь частично регламентируется законодательством по составу обязательных

При проектировании и реализации программ адъюнктуры необходимо сохранить такую аксиологическую особенность послевузовского профессионального образования, как доминирование творческой познавательной деятельности адъюнкта над пассивно-репродуктивным восприятием им знаний.

Необходимо применять индивидуализированные технологии в противовес фронтальным формам и методам образования.

компонентов. Так, согласно нормативным правовым документам Министерства обороны РФ, программа адъюнктуры - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана; календарного учебного графика; учебных программ, программ практик; фонда оценочных средств; методических материалов (тематические планы, программы государственной итоговой аттестации); иных компонентов, включенных в состав программы адъюнктуры по решению ученого совета военно-учебного заведения8. В условиях перехода от послевузовского образования к одной из ступеней высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации, происходит накопление опыта разработки ком-петентностно ориентированных программ адъюнктуры. Наряду с обязательным учетом законодательного регламента осуществляется уточнение общей структуры программы адъюнктуры как комплексного проекта образовательной системы.

Программа адъюнктуры, от реализации которой ожидается интеграция научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности будущих ученых-специалистов в интересах обеспечения обороны государства, регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника, а также определяет содержание образования.

При проектировании и реализации программ адъюнктуры необходимо сохранить такую аксиологическую особенность послевузовского профессионального образования, как доминирование творческой познавательной деятельности

адъюнкта над пассивно-репродуктивным восприятием им знаний. Необходимо применять индивидуализированные технологии в противовес фронтальным формам и методам образования. Базовой моделью следует считать образовательную парадигму, в которой общепризнанным являются установка на творческую деятельность адъюнкта, развитие у него творческого теоретического мышления, стремление гармонизировать требования ведомства и интересы офицера. Важнейшая цель здесь - самоактуализация адъюнкта.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что на систему подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре существенное влияние оказывают внешние факторы. К наиболее значимым из них относятся следующие: государственный заказ, социальный заказ, демографические процессы. Модернизация системы подготовки научно-педагогических кадров в военных образовательных организациях, поиск и обоснование новой образовательной парадигмы подготовки научно-педагогических кадров актуализируют проблему разработки программ адъюнктуры, являющихся комплексной социально-культурной нормой и обеспечивающих интеграцию науки, образования и практики, единство исследовательской, инновационной и образовательной деятельности молодых исследователей, объективную систему их государственной аттестации. ^

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта научного работника (научная (научно-исследовательская) деятельность)».

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 08 сентября 2015 г. № 608н.

4. Приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» от 15 сентября 2014 г. № 670.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» от 19 ноября 2013 г. № 1259.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1060, и направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59» от 2 сентября 2014 г. № 1192.

7. Удалов В. А. Теория и практика непрерывного профессионального образования педагогических кадров военных образовательных организаций: монография. Хабаровск: КГБНУК: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2015. С. 131-144.

8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта научного работника (научная (научно-исследовательская) деятельность)».

THE PROBLEM OF A POSTGRADUATE COURSE PROGRAM'S DEVELOPMENT FOR TRAINING TEACHING STAFF

A.I. Ivleva, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, Master's student, The department of Pedagogy, Pacific National University, Khabarovsk, Russia, ivleva.ang@gmail.com

The paper highlights the most significant external factors which influence the teaching staff training system at postgraduate course such as: state order (state education management, organizational and legal support), social order (increasing demand for higher education, a gradual transition to a ongoing professional training system, which covers the entire period of officers' service, waiting for officers entering postgraduate) and demography (quantity and age composition of the population). The basic educational program of higher education is a teaching program of staff training at postgraduate as an object of socio-educational design belongs to the category of "socio-cultural norm " in relation to higher education as a socio-cultural institution. It has been shown that the modernization of the teaching staff training system in the military educational institutions, search and study of new educational paradigm for training the teaching staff actualize the problem of developing postgraduate programs being the complex socio-cultural norm and ensuring the integration of science, education and practice, unity of research, innovation and educational activities of young researchers, an objective system of state certification. This article is intended for managers and instructors of military educational institutions, engaged in the training of the teaching staff.

Key words: higher education, military educational organization, federal state educational standard, the basic educational program of higher education, research and teaching staff, postgraduate, postgraduate program, the competence approach.

References

1. Federal law "On education in Russian Federation" dated 29 December 2012 № 273-FZ (in Russian).

2. Draft order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard of a scientist (scientific (research) activities)" (in Russian).

3. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard of the teacher of vocational training, professional education and additional professional education" from 08 September 2015 No. 608н (in Russian).

4. Order of the Minister of defence of the Russian Federation "On measures for implementation of certain provisions of article 81 of the Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation" of 15 September 2014 No. 670 (in Russian).

5. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of the Procedure of organization and implementation of educational activity on educational programs

of higher education - programs of training of the teaching staff in graduate (postgraduate)" of 19 November 2013 № 1259 (in Russian).

6. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 2 September 2014 1192 N "On establishing compliance of the directions of training of higher education - training of highly qualified personnel training scientific-pedagogical personnel in postgraduate study, applied at realization of educational programs of higher education, containing information constituting a state secret or proprietary information of limited distribution, trends in higher education training -graduate training programs of training of the teaching staff in the graduate school used in the implementation of educational programs of higher education, containing information constituting a state secret or proprietary information of limited distribution, the lists are approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 12 September 2013 N 1060, and trends in higher

education training - training of higher qualification training of the teaching staff in graduate school, areas of training of higher education - the graduate training programme of training of the teaching staff in the graduate school, the lists are approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 12 September 2013 N 1061, scientific specialities provided by the nomenclature of scientific specialties approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of February 25, 2009 N 59" (in Russian).

7. Udalov V.A. Teoriia i praktika nepreryvnogo professional 'nogo obrazovaniia pedagogicheskikh kadrov voennykh obrazovatel 'nykh organizatsii: monografiia [Theory and practice of continuous professional education of pedagogical staff of military educational institutions: monograph]. Khabarovsk, KGBNUK Khabarovskii kraevoi muzei im. N.I. Grodekova Publ., 2015.

8. Draft order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard of a scientist (scientific (research) activity)" (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.