УДК 378.048.2
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ (АСПИРАНТУРЕ) АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
C.B. Самойлов
кандидат технических наук, доцент, начальник
научно-исследовательского отдела (планирования
и организации подготовки НПК)
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск
E-mail: [email protected]
А.И. Пономарев
доктор военных наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится оценка деятельности адъюнктуры и аспирантуры по подготовке кадров высшей квалификации в Академии гражданской защиты МЧС России для решения задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера в современных условиях, раскрываются основные положения структуры и содержания образовательных программ по подготовке научно-педагогических кадров и требования к их реализации, формулируются проблемные вопросы, возникающие при освоении программ подготовки адъюнктов (аспирантов) по подготовке и защите научно-квалификационной работала, а также предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: адъюнктура; аспирантура; научно- педагогические кадры; подготовка кадров высшей квалификации; требования к реализации образовательных программ. Цитирование: Самойлов C.B., Пономарев А.И. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) Академии гражданской защиты МЧС России: проблемные вопросы и направления их решения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 4 (35). С. 24-40.
Особенности чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера в современных условиях заключаются в том, что они характеризуются многообразием причин и форм возможного их проявления, которые приводят к новым типам кризисов, катастроф и бедствий в экономической и социальной сферах, имеют различный уровень масштабности от локального до федерального, влекут за собой возникновение антропогенного воздействия на окружающую среду с долговременными экологическими и социальными последствиями. Эти фак-
торы усложняют процесс прогнозируемости, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
В международной среде передел сфер влияния вступил в новую фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, связанные с террористическими актами и возникновением военных угроз с возможным последствием применения современных средств поражения по объектам социального назначения и экономики. Этот передел представляет собой серьезную опасность для внутреннего развития государства.
Следовательно, силы МЧС России в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера должны быть сконцентрированы на выполнение мероприятий, связанных с обеспечением необходимого уровня защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также устойчивости функционирования объектов экономики страны в целом не только в мирное время, но и в военное время, при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях [4].
Необходимо отметить, что в ст. 36 Военной доктрины Российской Федерации определено, что одним из трех основных приоритетов развития военной организации государства (1 - совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования; 2 - обеспечение необходимой степени укомплектованности, оснащенности и обеспеченности соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки), в том числе сил МЧС России, является «повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала» [5].
Академия гражданской защиты МЧС России (далее - Академия) заслуженно считается кузницей кадров в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Огромная роль при этом отводится подготовке научно-педагогических кадров.
Адъюнктура (аспирантура) Академии была открыта в 1995 году, тогда же был осуществлен первый набор адъюнктов. С открытием аспирантуры обучаться по программам подготовки научно-педагогических кадров в Академии получили возможность и гражданские лица.
Начиная с 2001 года, в рамках действия международных договоров осуществляется прием на обучение в адъюнктуре Академии специалистов спасательных служб иностранных государств. В разное время в адъюнктуре проходили подготовку специалисты из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Молдовы, Армении, Монголии.
Более чем за двадцать лет деятельности
адъюнктуры и аспирантуры Академии прошли подготовку 155 человек, включая 103 адъюнкта, 27 аспирантов и 25 иностранных специалистов. К настоящему времени успешно завершили подготовку и стали кандидатами наук более 110 выпускников адъюнктуры и аспирантуры. Для спасательных служб иностранных государств было подготовлено 18 кандидатов наук.
Реформа образования, происходящая в последние годы, напрямую коснулась подготовки научно-педагогических кадров в Академии. До 2012 года адъюнктура и аспирантура относились к послевузовскому профессиональному образованию. Одним из требований к системе повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование, являлось представление к защите и защита научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
С введением в действие Федерального закона № 273-ФЭ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) стала частью системы высшего образования, заняв в ней верхнюю ступень. Данный уровень высшего образования предназначен для подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, способных самостоятельно проводить и осуществлять руководство научными исследованиями, а также вести педагогическую деятельность, внедряя в образовательные программы современные научные достижения в области профессиональной деятельности.
С 2012 года подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) Академии ведётся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации (далее соответственно - программа адъюнктуры, направление подготовки) по следующим направлениям подготовки, представленным в Таблице 1.
Программа адъюнктуры (аспирантуры)
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть) (Таблица 2). Это обеспечивает возможность реализации про-
грамм адъюнктуры (аспирантуры) в Академии, имеющих различную направленность программы в рамках одного направления подготовки [1,2,3].
Таблица 1 - Направления подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
(аспирантуре) Академии
Направление подготовки Научная специальность Срок обучения Квалификация
20.07.01 - Техносферная безопасность (адъюнктура) 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (технические науки) 3 года Исследователь. Преподаватель-исследователь
20.06.01 - Техносферная безопасность (аспирантура) 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (технические науки) 4 года Исследователь. Преподаватель-исследователь
41.06.01 - Политические науки и регионоведение (аспирантура) 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии (политические науки) 3 года Исследователь. Преподаватель-исследователь
56.07.01 - Военные науки (адъюнктура) 20.02.24 -Гражданская оборона. Местная оборона (военные науки, технические науки) 3 года Исследователь. Преподаватель-исследователь
Базовая часть программы адъюнктуры (аспирантуры) является обязательной вне зависимости от направленности программы адъюнктуры, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций и включает в себя дисциплины (модули), установленные федеральными государственными образовательными стандартами - «Иностранный язык» и «История и философия науки», объем и содержание которых определяются Академией, и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
Вариативная часть программы адъюнктуры (аспирантуры) направлена на расширение и (или) углубление компетенций по образовательным стандартам, а также на формирова-
ние у обучающихся компетенций, установленных Академией дополнительно к компетенциям ФГОС. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы адъюнктуры (аспирантуры).
В Академии определено, что к вариативной части программы адъюнктуры (аспирантуры) относятся следующие дисциплины: специальная дисциплина, соответствующая научной специальности; методология проведения научных исследований; математические методы исследования; психология и педагогика в высшей школе; информационные технологии в науке и образовании; тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссии и общения.
Таблица 2 - Структура программы адъюнктуры (аспирантуры) в Академии [10], [11], [13]
Наименование элемента программы Объем (в з.е./ч)
Блок 1 «Дисциплины (модули)» 30 (1080 ч)
Базовая часть Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов 9 (324 ч)
Вариативная часть Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленная/ направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена. Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленная/направленные на подготовку к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. 21 (756 ч)
Блок 2 «Практики» (вариативная часть): педагогическая - 3 з.е (108 ч).; исследовательская - 4 з.е (144 ч). Всего - 7 з.е.- (252 ч). 141 (5 076 ч)
Блок 3 «Научно-исследовательская работа» (вариативная часть - 134 з.е. или 4 824 ч)
Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» (базовая часть и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»): подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена - 3 з.е (108 ч); представление научного доклада и его публичная защита по результатам научно-исследовательской работы в рамках выпускной научно-квалификационной работы (диссертации), выполненной в соответствии с утвержденной темой исследования - 6 з.е. (216 ч). 9 (324 ч)
ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ АДЪЮНКТУРЫ (АСПИРАНТУРЫ) 180 (6480 ч)
При реализации программ адъюнктуры (аспирантуры) Академия обеспечивает обучающимся возможностью освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы адъюнктуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) [14].
Адъюнкт (аспирант) при разработке индивидуального учебного плана совместно с научным руководителем по теме диссертации формируют «индивидуальную траекторию» своей подготовки в соответствии с областью исследования паспорта специальности, определяя дисциплины по выбору, факультативные дисциплины, а также разрабатывая детальный план научных исследований по теме диссертации.
Раздел в образовательной программе подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) «Блок 2. Практики» предусматривает педагогическую
и исследовательскую практики. Эти практики «играют» важную роль в реализации требований федеральных государственных образовательных программ и формирование компетенций для становления адъюнкта (аспиранта) как преподавателя-исследователя и исследователя по направлениям их подготовки (Таблица 2).
При прохождении педагогической практики адъюнкт (аспирант) должен закрепить полученные знания по образовательной составляющей программы подготовки в ходе проведения цикла открытых занятий с курсантами, студентами и слушателями Академии. Успешное прохождение и защита результатов педагогической практики является формальным допуском обучающегося к будущей педагогической деятельности.
В ходе исследовательской практики адъюнкты и аспиранты обязаны под руко-
водством научного руководителя и руководителя исследовательской практики разработать пакет документации по научно-исследовательской работе, непосредственно связанной с направлением диссертационного исследования, включая заявку-обоснование, техническое задание, отчет о НИР, план реализации результатов НИР.
В отличие от других уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура [11]) раздел образовательной программы подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) «Блок 3. Научно-исследовательская работа» является одним из наиболее объемных (около 75% выделяемого бюджета времени на подготовку в адъюнктуре и аспирантуре) и важных (подготовка к защите и защита диссертации).
Программа подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) предполагает подготовку специалиста, в совершенстве владеющего универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в выбранной сфере деятельности.
Для успешного завершения программы подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) выпускник обязан пройти государственную итоговую аттестацию, по результатам которой принимается решение о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» с вручением диплома государственного образца.
Необходимо отметить, что в Блок 3 «Научно-исследовательская работа» программы подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) входит проведение научных исследований в рамках утвержденной темы диссертации, а в Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» - не только подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, но и предусмотрено представление научного доклада по результатам научно-исследовательской работы в рамках научно-квалификационной работы (диссертации), выполненной в соответствии с утвержденной темой исследования [1-3].
Кроме того, результаты проведенной научно-исследовательской работы, представленные в форме научного доклада на государственной итоговой аттестации, должны соответствовать критериям, установленным для
научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук [1-3,7].
Следовательно, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) увеличило объем образовательного цикла (по сравнению с их подготовкой до 2014 года), повысило требования к качеству подготовки выпускников и представлению научно-квалификационной работы, в т.ч. реализации основных результатов исследования.
Необходимо отметить, что разработанные в Академии основные образовательные программы по всем направлениям подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) приведены в соответствие с установленными требованиями ФГОС и успешно прошли апробацию в ходе подготовки обучающихся. При проведении государственной аккредитации Академии в 2016 году программы подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) подверглись экспертизе, получив высокую оценку со стороны экспертов Рособрнадзора. Однако требования по повышению качества результатов образовательного и научного процесса постоянно возрастают. Причем возрастание требований к реализации программ адъюнктуры (аспирантуры) относится не только к обучающимся, но и, в первую очередь, к участникам организации и проведения их подготовки. Это требует постоянного исследования процесса подготовки адъюнктов (аспирантов), вскрытия проблемных вопросов и обоснования путей их решения.
Исходя из данного положения, целью реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования -программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации в Академии является повышение эффективности подготовки обучающихся в адъюнктуре (аспирантуре), способных самостоятельно проводить и осуществлять руководство научными исследованиями, а также вести педагогическую деятельность, внедряя в образовательные программы современные научные
достижения в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Данная цель может быть достигнута за счет выбора рационального «построения» такого учебного плана, который обеспечит выпускнику адъюнктуры (аспирантуры) успешное завершение обучения с получением диплома «Исследователь. Преподаватель исследователь», представление к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее публичная защита при заданных сроках подготовки и строгом соблюдении требований законодательных актов Российской Федерации и локальных нормативных актов Минобрнауки и МЧС России.
В статье предлагается рассмотреть несколько направлений повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации в адъюнктуре (аспирантуре) Академии.
Первое направление. Систематическая оценка соответствия требований программ адъюнктуры (аспирантуры) запланированным результатам обучения и своевременное реагирование на решение проблемных вопросов в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера в современных условиях.
В письме Минобрнауки от 13.05.2010 Ж)3-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» указано, что «Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной основной образовательной программой» [12].
Основные образовательные программы по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по своему содержанию не являются постоянными и в соответствии с ФГОС подлежат периодическому обновлению [13].
На внесение изменений в содержание программы адъюнктуры (аспирантуры) могут влиять:
результаты прогноза возможных военных
угроз, последствий применения современных средств поражения по объектам социального назначения и экономики;
антропогенное воздействие на окружающую среду;
изменение климата на планете; ухудшение экологической обстановки и недостаточные темпы внедрения безопасных технологий;
возрастание масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера;
развитие науки, техники, технологий и социальной сферы;
новые результаты научных исследований и разработок;
оценка соответствия содержания дисциплин с потребностью практических аспектов в подготовке кадров для решения задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ФГОС реализуемые программы адъюнктуры (аспирантуры) подлежат периодическому обновлению, а именно, необходимо внесение изменений в содержание учебных программ дисциплин, фондов оценочных средств и других компонентов программы адъюнктуры (аспирантуры).
Следовательно, локальные нормативные акты предоставляют право Академии вносить изменения в систему подготовки адъюнктов (аспирантов). Однако необходимо учитывать тот факт, что любое внесение изменения в программы подготовки требует соблюдения основных принципов: целеполагание; реальность и непротиворечивость нормативным актам; обоснованность; экономия сил и средств; реализация в соответствии с уровнем подготовки обучающихся.
Второе направление. Оценка возможности реализации программ адъюнктуры (аспирантуры) и основные пути успешного ее освоения.
Программа адъюнктуры (аспирантуры) имеет два направления подготовки:
первое, обучение с реализацией требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлениям подготовки кадров высшей квалификации;
второе, необходимость подготовки к защите и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (предварительная экспертиза научного труда) [1-3].
Двунаправленность подготовки вносит определенные сложности в организации и проведении подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и учёной степени кандидата наук. Сложность подготовки обучающихся заключается в следующем:
постоянная потребность оценки соответствия степени освоения (реализации требований) программ адъюнктуры (аспирантуры) и уровня достижения запланированных результатов обучения по завершению каждой учебной дисциплины и в целом по программе подготовки научно-педагогических кадров;
необходимость достижения максимальной степени реализации требований ФГОС и выбора рационального «комплекта» учебных дисциплин вариативной части для качественной их подготовки, а также обоснования системы контроля за уровнем их освоения через компетентности, знания, умения и навыки обучающихся;
своевременная реакция на возникающее несоответствие между целями и задачами подготовки и степень освоения программы адъюнктуры (аспирантуры);
потребность владения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетентностями для эффективного применения методологии научно-исследовательской деятельности, самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и представлять результаты исследования в рамках решения поставленной научной задачи в условиях ограниченных ресурсов и повышения требований к их достоверности и обоснованности;
нерациональная оценка трудоемкости и эффективности учебной, методической и научной работы профессорско-преподавательского состава.
Возникшие противоречия и способы их разрешения обсуждались на заседания круглого стола на тему: «Подготовка научно-
педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования», организованного Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 13 декабря 2016 года.
В ходе его проведения было высказано предложение о разделении окончания адъюнктуры (аспирантуры) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель исследователь» и возможным переносом по времени до 5 лет защиту научно-квалификационной работы (диссертации). Однако данное предложение может: снизить ответственность адъюнктов (аспирантов) по выбору приоритетов направлений их подготовки и «поставить» на второстепенное место защиту диссертаций;
создать новое противоречие между выполнением требований проведения государственной итоговой аттестации при представлении научного доклада по результатам подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) государственной экзамена-ционой комиссии и порядком представления результатов исследования (выпускники не будут стремиться к прохождению предварительной экспертизы диссертации на кафедре);
создать еще одно противоречие между потребностью в новых знаниях в определенной области исследования и снижением качества диссертационных исследований вследствие «отсутствия строгих границ» в сроках проведения исследования и планомерного увеличения продолжительности работы по теме исследования и другие.
Кроме того, основные причины, которые могут повлиять на незавершение работы над диссертацией из-за возможного переноса защиты диссертации на поздний срок, следующие:
«старение» информации и результатов исследования, а также возможность решения поставленной научной задачи другими специалистами и организациями, в т.ч. изменением законодательных и нормативных локальных актов в области исследования;
ограничение бюджета времени на непосредственную работу над диссертацией из-за сложности сочетания непосредственной научно-исследовательской и педагогической
деятельности при выполнении служебных обязанностей в организации;
возможность возникновения служебных конфликтов в коллективе (на кафедре) при распределении задач и другие.
В данном случае предлагаются несколько вариантов разрешения возникшего противоречия подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) и защиты диссертации в установленные сроки:
рациональное распределение бюджета времени при реализации требований программы адъюнктуры (аспирантуры);
переход на индивидуальный план подготовки адъюнктов (аспирантов) в зависимости от их уровня знаний, умений и навыков;
выбор основного направления при обучении адъюнктов (аспирантов) с принципом целеполагания - это защита научно-квалификационной работы (диссертации);
повышение требований фонда оценочных средств;
другие, например, исключение «отрыва» адъюнктов (аспирантов) на несвойственные задачи, не связанные с освоением программы адъюнктуры (аспирантуры) и областью исследования.
Следовательно, существующая двуна-правленность программ адъюнктуры (аспирантуры) оказывает определенные сложности в реализации оптимального варианта в получении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Причем необходимо отметить редкие случаи отчисления обучающихся из аспирантуры (адъюнктуры) за неуспеваемость по результатам промежуточных аттестаций и недостаточную их мотивацию к успешному завершению работы над диссертацией (защищается только каждый третий). Возникает проблема в незавершенности научной исследования по избранной тематике и в непредставлении научно-квалификационной работы (диссертации) в диссертационный совет.
Третье направление. Решение проблемных вопросов, возникающих при подготовке к защите и защите диссертации.
В интервью Российской газете, председатель Высшей аттестационной комиссии В.М.
Филиппов привел следующие факты: «Всего через действующие диссертационные советы в 2014 году поступило 1798 аттестационных дел на соискание степени доктора наук и 13 813 -кандидата наук. Отказано в присуждении ученой степени 18 соискателям, 105 добровольно сняли диссертации с рассмотрения. За 2014 год лишены ранее присужденной ученой степени 5 человек» [15].
Необходимо констатировать тот факт, что на протяжении последних нескольких лет резко снизился процент защит диссертаций по окончании адъюнктуры и аспирантуры Академии. И эта проблема становится характерной для ряда военных вузов России. На протяжении последних 5-7 лет наблюдается снижение количества защищаемых диссертационных работ.
В своем выступлении на научно-практической конференции, посвященной проблемам подготовки военных кадров, председатель экспертного совета ВАК по военной науке и технике Рахманов A.A. отметил две тенденции, которые прослеживаются в военных вузах:
снижение общего количества рассмотренных диссертаций;
малая доля диссертаций по военным наукам по сравнению с количеством диссертаций по техническим наукам.
Эти же тенденции характерны и для Академии гражданской защиты. В Таблице 3 и на Рисунке 1 представлены сведения о результатах работы адъюнктуры и аспирантуры за 2007-2016 годы.
Из 106 человек, зачисленных для обучения в адъюнктуру и аспирантуру Академии, успешно завершили подготовку - 53 (50%). Причем наибольшей результативности добились иностранные специалисты (62%), а наименьшей - аспиранты (27%). Кроме того, прослеживается устойчивая тенденция к снижению эффективности деятельности адъюнктуры и аспирантуры, начиная с 2010 года [16].
Предлагается провести сравнительную оценку по количественным параметрам защит диссертаций до 2012 года (до перехода к новым требованиям ФГОС) и по настоящее время.
Результат подготовки Адъюнкты Аспиранты Иностранные специалисты итого
Защитили диссертацию 35 8 10 53
Не защитились 25 22 6 53
Таблица 3 Обобщенные данные об итогах подготовки адъюнктов и аспирантов Академии за
2007 2016 годы
Рисунок 1 Эффективность деятельности адъюнктуры (аспирантуры) Академии за 10 лет
В статье научного журнала Академии за 2009 год [17] указано, что «Диссертационным советом при Академии, от момента его создания (1998 год) до настоящих) времени (2009 год) было принято к защите и рассмотрено 69 диссертационных исследований, из них на соискание ученой степени доктора наук 1, кандидатов технических наук 37, кандидатов военных наук 31. Из общего числа защитивших диссертации 47 прошли обучение в адъюнктуре и аспирантуре, 9 человек из которых представители стран СНГ, 19 человек защитили диссертацию путем соискательства, из которых 12 человек соискатели из внешних организаций».
Сравнительный анализ количества защищенных диссертаций до и после 2012 года показывает, что среднестатистические данные за год снизились примерно в 3,5 раза после пе-
рехода на новые образовательные программы подготовки в адъюнктуре (аспирантуре). Однако нецелесообразно не только рассматривать количественные параметры но защите диссертаций, но необходимо согласиться с фактом повышения требований к системе иод-готовки в адъюнктуре (аспирантуре).
Проведенный анализ деятельности Высшей аттестационной комиссии (в соответствии с публичными данными, указанными в статье [16]) и опыта подготовки обучающихся в адъюнктуре (аспирантуре), позволил сформулировать некоторые проблемные вопросы, возникающие при проведении исследования, подготовке к защите и защите диссертации, выявить причины их возникновения и выработать предложения но их разрешению (Таблица
4).
Обобщая возникшие проблемы при нрове-
дении исследования, подготовке к защите и защите диссертации и анализируя причины, «побудившие» к их возникновению, предлагается рассмотреть некоторые пути реализации государственной научно-технической политики в области подготовки кадров высшей квалификации в адъюнктуре (аспирантуре) Академии.
Первое. Развитие системы управления качеством диссертационных работ:
строгое соблюдение требований к диссертационным работам;
неукоснительное соблюдение порядка представления к защите и защиты диссертаций. Данный порядок определен законодательными актами о присуждении ученых степеней [9]. Особое значение имеет рассмотрение научного труда на заседании кафедры (организации);
прогнозирование рисков, оценка их последствий и минимизация негативных последствий для организации, соискателя ученой степени и научного руководителя.
Второе. Оценка психологической готовности соискателей ученой степени к самостоятельному труду для решения научной задачи с разработкой методики ее оценки.
Третье. Управление процессом выбора темы исследования (чтение лекции аспирантам и адъюнктам, разработка учебного пособия).
Четвертое. Подготовка научных руководителей.
Узкий круг преподавательского и научного состава Академии, способного успешно работать в качестве научных руководителей адъюнктов и аспирантов (всего 10 активно и результативно работающих научных руководителей из более чем 100 человек, занимающих должности руководителей кафедр, профессоров и доцентов кафедр.)
Поэтому возникает потребность в создании системы подготовки и повышения научной квалификации научных руководителей адъюнктов и аспирантов, например, в Институте повышения квалификации с подбо-
ром профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт по подготовке соискателей к защите диссертации и работающих в диссертационном совете Академии.
Таким образом, подготовка диссертации и ее защита — сложный творческий процесс. Необходимо ни в коем случае «не запугивать» соискателей ученой степени кандидата наук о возможных последствиях, а призывать к самостоятельной и творческой работе над решением научной задачи, а также к организации и непрерывному взаимодействию соискателя ученой степени, кафедры (организации) и научного руководителя
Четвертое направление. Обоснование приоритетных направлений исследования [19].
В Департаменте кадровой политики МЧС России ежегодно определяется (уточняется) тематика перспективных (приоритетных) тем на основе предложений от учебных заведений МЧС России.
Приоритетные направления на 2015-2016 гг. и 2017-2018 гг. были представлены по 12 разделам: в области гражданской обороны -23 темы, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера -19, облик пожарной охраны - 2, информационные, методические и другие ресурсы - 23 и т.д.
Вместе с тем, в результате проведенной оценки тематики приоритетных (перспективных) тем исследований было выявлено:
1. Классификация направлений (тем) различная, отсутствует единый методический подход в их определении и формулировании. Количественный их состав вызывает необходимость научной оценки и потребности исследования на основе отсутствия теоретической и практической востребованности организациями и учреждениями МЧС России (ни один из департаментов центрального аппарата не является заказчиком темы диссертационной работы).
2. Тематика перспективных (приоритетных) тем исследований не применяется при выборе и утверждении тем диссертаций.
Таблица 4 - Проблемные вопросы (проблемы), возникающие при проведении исследования, подготовке к защите и защите диссертации и предложения по их разрешению [18]
Проблемные вопросы Причины (следствия) Предложения
1 2 3
1. Снижение количества защищенных трудов Отсутствие заинтересованности в присвоении ученой степени. «Неправильный» выбор области исследования и темы диссертации. Нерациональная направленность работы «в науке» (желание только стать кандидатом наук). Низкий уровень знаний, умений и навыков у научного руководителя и соискателя в области методологии научного исследования. Неверный выбор направления исследования (решение научной задачи или прикладная тематика, теоретическая или практическая направленность исследования). Отсутствие учета временного фактора (выбор и обоснование области исследования в течение 3-6 мес., разработка темы диссертации -6-9 мес.) - в итоге затягивание сроков достижения результатов исследования. Разработка механизма поддержки аспирантов (моральная, материальная, карьерная и др.). Гласность и открытость о результатах защиты и не защиты диссертаций. Изучение методологии исследования, организация системы занятий по базовым вопросам методологии научного исследования. Обучение научных руководителей. Обучение и воспитание соискателей к самостоятельному труду. Создание и развитие научных школ на кафедре и в учебном заведении по их профильным направлениям деятельности. Систематическая ревизия: трудов (материалов научных исследований) у соискателей ученой степени, аспирантов и докторантов; научной работы кафедр; работы диссертационных советов; редакционно-издательской деятельности.
2. Снижение качества публикуемых материалов Формальный подход к рецензированию материалов, представляемых для опубликования. Низкий уровень методической подготовки авторов публикаций (слабые навыки разработки научных публикаций) Разработка критериальной базы оценки научного уровня представляемых публикаций. Обязательное рецензирование публикаций.
3. Отказ соискателей от защиты диссертации Неготовность научного руководителя. Бесконтрольность и отсутствие системы отчетности. Отсутствие у руководителей подразделений необходимых знаний и практических навыков организации процесса подготовки к защите и защиты. Неэффективная работа (недостижение поставленной цели) из-за ранее избранного принципа «всё по плечу», а затем - психологическая «боязнь» и моральная «неготовность» к защите. Принципиальный контроль и систематическая отчетность соискателя. Проведение постоянных выступлений соискателя на различных публичных мероприятиях от семинара (выступления с предварительными результатами исследования на расширенных заседаниях кафедр) до выступления на конференциях в Академии и др. организациях. Заблаговременная подготовка к работе в науке.
1 2 3
4. «Липовая» диссертация Бесконтрольность научных руководителей. Стремление к «липовому» карьеризму. Меркантильность со стороны «писателей» диссертаций. Наличие рынка «платных» диссертаций (реклама на сайтах -«диссертация за три месяца»). Принципиальный контроль и отчетность соискателя. Проведение постоянных выступлений соискателя на различных публичных мероприятиях от семинара (выступления с предварительными результатами исследования на расширенных заседаниях кафедр) до выступления на конференциях в организациях. Контроль за работой соискателя и руководством. При научной несостоятельности соискателя своевременное принятие мер по его отчислению. Создание и повышение эффективности функционирования школы оппонентской работы по оценке научных трудов.
3. Вследствие некорректной формулировки темы исследования невозможно определить ее соответствие определенному уровню научного труда (магистерская, кандидатская, докторская диссертации, выпускная квалификационная, научно-исследовательская или курсовая работы, направленность тематики).
4. В данном направлении прослеживается слабая связь проводимых диссертационных исследований с практическими потребностями МЧС России и, как следствие, низкая востребованность организаций и учреждений МЧС России в результатах диссертационных исследований. Ни один из департаментов центрального аппарата не является заказчиком темы диссертационной работы.
Необходимо отметить, что в Положении о научной деятельности Академии гражданской защиты определены основные цели, задачи, содержание, планирование и организация научно-исследовательской и научно-технической деятельности, включая экспериментальные разработки и инновационную деятельность.
Предложения по конкретизации приоритетной (перспективной) тематики исследования:
А) необходимо определиться с классификацией разработки предложений по тематике исследований (организации, разделы, задачи гражданской обороны, предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций, соответствие с Паспортом специальностей или направлением подготовки и другие). Возможно также рассмотреть вариант классификации по проведению фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований, экспериментальных разработок.
Б) необходимо выработать форму представления тематики от кафедр и от Академии наверх (вариант в направлении, что мы хотим по решению проблем (проблемных вопросов) с завершающим этапом - защита диссертации в интересах практики для конкретного Заказчика, а также в интересах науки, теории, системы подготовки - для Академии (представлен в таблице).
В) целесообразно обосновать новые требования к порядку формирования перспективной тематики диссертационных исследований для адъюнктов и аспирантов на кафедре и в научном подразделении.
Г) разработку направлений исследования целесообразно начинать с изучения отечественного опыта создания и развития сил гражданской обороны, а также при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (принцип преемственности).
Д) возможно, при выборе приоритетных направлений исследования провести оценку зарубежного опыта решения актуальных за-
дач в исследуемой области, а также его оценку отечественными специалистами (принцип расширение кругозора и исключение ошибок).
Обращение к опыту западных стран ни в коей мере не означает снижение роли теории и практики развития сил гражданской обороны в России. Это не является своеобразной данью моде, тем более стремлением как бы «пересадить этот опыт на нашу почву», а продиктовано необходимостью его изучения рядом практических соображений:
во-первых, позволит понять весь комплекс вопросов, требующих исследования и принятия по ним решения;
во-вторых, является своеобразной гарантией от повторения негативных проб и ошибок;
в-третьих, способствует формированию основ планирования и выбору рациональных его методов решения научных задач.
Вместе с тем, при внедрении возможных рациональных решений опыта зарубежных стран, необходимо учитывать его приемлемость для нашего государства в соответствии с климатическими условиями, территориальным признаком, демографическим фактором и другими условиями.
Пятое направление. О внедрении индивидуального подхода в систему подготовки кадров высшей квалификации по направлениям подготовки Академии.
Результаты проведенного анализа данных Таблиц №2 и №3 показывают:
1. Изменение механизма подбора кандидатов для зачисления в адъюнктуру и аспирантуру. В настоящее время уровень подготовки поступающих зачастую недостаточен для успешного освоения программы адъюнктуры (аспирантуры) и подготовки диссертации.
В данном случае рационально проводить следующие мероприятия:
проведение входного контроля за содержанием уровня подготовки поступивших адъюнктов (аспирантов) с последующим выбором элективных и факультативных дисциплин;
разработка «реального» индивидуального плана подготовки адъюнктов (аспирантов) совместно с представителями кафедр и с научным руководителем;
проведение предупредительной работы для выработки направлений в поиске эконо-
мии времени (заблаговременная сдача кандидатских экзаменов, плановая работа над перспективной областью исследования, подготовка научных статей и рефератов и др.); развитие направления «первые шаги в науку» среди студентов, курсантов, слушателей.
2. На разработку научно-квалификационной работы и представление ее к защите в диссертационном совете отводится около 75% бюджета времени всей программы адъюнктуры (аспирантуры). Однако практический опыт показывает, что и этого времени объективно не хватает для полноценной подготовки диссертации к защите.
Данный вывод требует поиска рационального способа распределения времени при освоении программы адъюнктуры (аспирантуры), повышения требований к кандидатам в адъюнктуру (аспирантуру), уточнения тематики исследования, обучения планированию решения проблемного вопроса, начиная с планирования учебной и научной деятельности на сутки, неделю и т.д., разработки статьи, раздела и др. и перехода к созданию их макета или тезисов по этим вопросам, а также обучения отвечать на вопросы и на семинарах, экзаменах и т.д.
3. Если освоение дисциплин в соответствии с программой адъюнктуры (аспирантуры) и фондом оценочных средств ее реализации отводится около 25% времени, которые обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации (государственного экзамена), то вторая ее часть - подготовка доклада по результатам подготовленной диссертации - вызывает определенные трудности, особенно при постановке научной задачи, которая должна быть завершена в течение первых двух семестров обучения.
4. Контроль работы адъюнкта (аспиранта) целесообразно осуществлять постоянно научным руководителем в течение учебного года и в ходе промежуточных аттестаций на кафедре.
Вместе с тем, контроль выполнения индивидуального плана подготовки адъюнктов (аспирантов) на кафедрах в ряде случаев организован формально. Кафедра не стала основным звеном в системе подготовки адъюнктов и аспирантов, имеет место недостаточный уровень
квалификации научных руководителей и руководителей кафедр при руководстве адъюнктами и аспирантами.
Причины такого вывода основаны на результатах отчета о прохождении исследовательской практики, публичных отчетах адъюнктов (аспирантов) на расширенном заседании кафедры, проведения научно-методических семинаров и анализа представленных рукописей в научный журнал Академии.
Причем даже при обеспечении методическими материалами и проведении занятий по подготовке к одному из видов контроля соискатель ученой степени перед началом работы не проводит изучение представленных материалов, а «надеется на знание общих материалов и своего личного опыта», который не обеспечивает решение поставленной задачи.
Одно из важных направлений - это повышение роли научно-методических семинаров с адъюнктами и аспирантами в процессе подготовки диссертаций.
Шестое направление. Повышение значимости науки и мотивации поступления в адъюнктуру (аспирантуру)
Одной из важных задач является работа по популяризации науки, включая информационное сопровождение мероприятий по повышению эффективности научно-исследовательской деятельности Академии, привлечение студентов, курсантов, слушателей к «тяжелому труду» в научной сфере.
Основными направлениями в этой области являются моральные, материальные и организационные (кадровые) стимулы:
1. Вручение Почетного знака лауреата конкурса научных разработок. Почетный знак ла-
уреата конкурса был учрежден в год 15-летия Академии гражданской защиты (2007 год). В соответствии с Положением о Почетном знаке Лауреата конкурса он вручался сотрудникам, адъюнктам, аспирантам, соискателям ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук в Академии - победителям конкурса на лучшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки года по Плану НИОКР МЧС России, планам научной работы Академии, кафедр. В составе авторских коллективов в конкурсе могли принимать участие сотрудники других организаций и подразделений МЧС России, Минобрна-уки России, РАН, Минобороны России по профильной тематике МЧС России.
2. Проведение конкурса на звание «Лучший адъюнкт (аспирант) Академии».
3. Одним из стимулов повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации по направлениям подготовки в Академии является планирования перспективной должности обучающемуся в случае успешного окончания адъюнктуры и присвоение внеочередных воинских званий при досрочном выходе на защиту диссертации.
4. Рассмотрение возможности материального стимулирования по результатам защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук, лучшую НИР.
Таким образом цель одна - продолжать традиции, созданные в Академии по подготовке кадров высшей квалификации в адъюнктуре (аспирантуре), и укреплять облик Академии как кузницы кадров в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Программа подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 56.07.01 Военные науки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 1258. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71428964/ (дата обращения: 30.10.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Программа подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 20.07.01 Техносферная безопасность. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 1258. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71428964/ (дата обращения: 30.10.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 20.06.01 Техносферная безопасность. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 (с изменениями) № 885. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/7507(дата обращения: 30.10.2017).
4. Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71471010/(flaTa обращения: 23.07.2017).
5. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 25.12.2014 № Пр-2976. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420246589/ (дата обращения: 23.07.2017).
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL(flaTa обращения: 23.07.2017).
7. Паспорт и примерная программа кандидатского экзамена по специальности 20.02.24 «Гражданская оборона. Местная оборона» //Решение президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобор-науки Российской Федерации от 26.06.2015, протокол №7/415, 12с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://clck.ru/C7fxr (дата обращения: 23.07.2017).
8. Паспорт и программа кандидатского экзамена по специальности 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям наук), 2015, 8 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/316 (дата обращения: 30.10.2017).
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке присуждения ученых степеней» от 24.09.2013 №842. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70461216/ (дата обращения: 23.10.2017).
10. Сазонов Б.А. Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Федеральный институт развития образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://qoo.by/2VEf (дата обращения: 23.10.2017).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. N 1367. — Российская газета. — 2013. — 19 марта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://clck.ru/C7fxe (дата обращения: 15.10.2017).
12. Письмо Минобрнауки «О разработке вузами основных образовательных программ» от 13 мая 2010 г. №03-956. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://qoo.by/2VEc (дата обращения: 28.10.2017).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений (Список изменяющих документов (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2014 N 928). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70429496/ (дата обращения: 15.10.2017).
14. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: ИМИ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document37042?view=l (дата обращения: 23.10.2017).
15. В. Филиппов. Возведение в степень. - М.: Российская газета, 23.01.2015 №12 (6583). [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.unkniga.ru/news/3978-vozvedenie-v-stepen-intervjyu-filippova.html (дата обращения: 20.06.2017).
16. Полевой В.Г. Анализ основных итогов деятельности Академии по подготовке научно-педагогических кадров. Основные проблемы и возможные пути их решения. Итоговый сборник материалов по научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки кадров в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». - Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС», 2017. С.108-113.
17. Притыченко И.Т. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Академии гражданской защиты / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2009. № 1. С.95-99.
18. Полевой В.Г., Пономарев А.И. Проблемные вопросы, возникающие при подготовке к защите и защите диссертаций, и основные направления их решения для повышения эффективности деятельности системы подготовки кадров высшей квалификации / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 3(24). С.83-93.
19. Пономарев А.И. Порядок формирования перспективной тематики диссертационных исследований для адъюнктов и аспирантов на кафедре (в научном подразделении). Итоговый сборник материалов по научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки кадров в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». - Химки: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС», 2017. С.123-128.
TRAINING OF THE TEACHING STAFF IN THE GRADUATE SCHOOL OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA: PROBLEMATIC ISSUES AND WAYS OF THEIR SOLUTION
Stanislav SAMOYLOV
Candidate of Technical Sciences, Associate
Professor, Head of Research and Planning
Department of Planning and Organization of NPC Training
Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia
Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: [email protected]
Anatoly PONOMAREV
Doctor of Military Sciences, Leading Researcher of the Research Department (on Civil Defense and Emergency Situations) of the Research Center Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]
Abstract. The article assesses the activities of postgraduate studies and postgraduate training of highly qualified personnel in the civil defence Academy of EMERCOM of Russia for the decision of tasks in the field civil defence and liquidation of emergency situations of different nature in the present conditions, describes the main provisions of the structure and content of educational programs for the training of the teaching staff and requirements for their implementation, formulate the problematic issues that arise in the development of training programs for adjuncts (graduate), preparation and defense of a scientific qualification work and ways of their solution. Keywords: postgraduate; postgraduate studies; scientific-pedagogical personnel; training of personnel of higher qualification; requirements for the implementation of educational programs. Citation: Samoylov S. V., Ponomarev A. I. (2017) Podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov v ad"yunkture (aspiranture) Akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii: problemnye voprosy i napravleniya ih resheniya. [Training of the teaching staff in the graduate school of the Academy of civil defence EMERCOM of Russia: problematic issues and ways of their solution]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4(35), pp.24-40 (in Russian).