Научная статья на тему 'О некоторых современных тенденциях научно-исследовательской деятельности Академии гражданской защиты МЧС России: задачи и перспективы'

О некоторых современных тенденциях научно-исследовательской деятельности Академии гражданской защиты МЧС России: задачи и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ / ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС / SCIENTIFIC ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC RESEARCH / ORGANIZATION OF SCIENTIFIC WORK / MILITARY SCIENCE COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Анатолий Валерьевич, Пономарев Анатолий Иванович, Глотов Евгений Николаевич, Гладкоскок Сергей Сергевич

В статье представлена структура планирования и реализации научной деятельности Академии гражданской защиты МЧС России как ведущего образовательного учреждения в области подготовки кадров для решения задач в области гражданской обороны. Приведено краткое описание основных достижений вуза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Изложены основные проблемные вопросы дальнейшего совершенствования проведения научных исследований, а также сформулированы направления по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбаков Анатолий Валерьевич, Пономарев Анатолий Иванович, Глотов Евгений Николаевич, Гладкоскок Сергей Сергевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME CURRENT TRENDS OF RESEARCH ACTIVITIES OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article presents the organizational structure of the planning and implementation of the scientific activities of the Academy of civil defence EMERCOM of Russia, as a leading educational institution in the field of training for solving civil defense problems. Brief description of the main achievements of the University in the field of protection of population and territories from emergency situations. Set out the main issues of further improvement of scientific research and formulated the direction for their solution.

Текст научной работы на тему «О некоторых современных тенденциях научно-исследовательской деятельности Академии гражданской защиты МЧС России: задачи и перспективы»

АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ 25 ЛЕТ

УДК 351.862.4; 629.7.017.3

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

A.B. Рыбаков

доктор технически наук, доцент, начальник лаборатории информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: [email protected]

А.И. Пономарев

доктор военных наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: [email protected]

E.H. Глотов

кандидат химических наук, доцент, научный сотрудник Института специальной подготовки Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: [email protected]

С.С. Гладкоскок

научный сотрудник научно-исследовательского отдела (планирования и организации научных исследований) научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск

Аннотация. В статье представлена структура планирования и реализации научной деятельности Академии гражданской защиты МЧС России как ведущего образовательного учреждения в области подготовки кадров для решения задач в области гражданской обороны. Приведено краткое описание основных достижений вуза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Изложены основные проблемные вопросы дальнейшего совершенствования проведения научных исследований, а также сформулированы направления по их решению.

Ключевые слова: научная деятельность, научно-исследовательская деятельность, научные исследования, организация научной работы, военно-научный комплекс.

Цитирование: Рыбаков A.B., Пономарев А.П., Глотов E.H., Гладкоскок С.С. О некоторых современных тенденциях научно-исследовательской деятельности Академии гражданской защиты МЧС России: задачи и перспективы // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 4 (35). С. 3-15.

В настоящее время при подготовке к знаменательной дате 25-летия создания Академии гражданской защиты МЧС России (далее — Академия) возникла необходимость и потребность провести определенный анализ ее деятельности, основной ее составляющей -научно-исследовательской.

Актуальность оценки данной деятельности является наличием в современных условиях общей потребности решения задач, влияющих на эффективность защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и обуславливается следующими положениями:

изменением содержания задач по подготовке и применению спасательных воинских формирований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

внесением изменений в нормативную правовую базу в области гражданской обороны;

появлением противоречий в подготовке и применении сил гражданской обороны в решении задач в новых социально-экономических условиях в соответствии со спецификой социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации;

необходимостью развития системы экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

постоянной готовностью сил гражданской обороны по заблаговременному обеспечению проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1, п.40].

Реализация положений государственной научно-технической политики осуществляется, исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов;

гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высших учебных заведений в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;

стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот, развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации [3].

Кроме того, необходимость повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций как объективная реальность основывается на высказывании лауреата Нобелевской премии по физике (2000 г.) Жореса Ивановича Алферова: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования» [2].

В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Поэтому именно исторически обусловлено то, что понятие наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. На современном этапе развития наша страна рассматривает науку как отрасль экономики. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действи-

тельноетн, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле теоретическое отражение действительности [3, 4|.

Одной из важных функций науки является решение глобальных проблем современности. Инновационное развитие России ставит перед МЧС России сложнейшие задачи но:

созданию и совершенствованию технического , технологи чеекого, математи чеекого, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем управления, связи и оповещения в чрезвычайных ситуациях различного характера;

повышению эффективности функционирования системы информирования МЧС России, обеспечивающей развитие информационно-телекоммуникационных технологий и автоматизацию приоритетных направлений его деятельности в соответствии с выполняемыми задачами;

обеспечению комплексной безопасности освоения арктических территорий;

технологи ческой модернизации деятельности подразделений МЧС России путем разработки и внедрения современных способов, методов и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров, оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также создания качественно новых видов пожарно-

спасательной техники и специального оборудования;

разработке научно обоснованных подходов по дальнейшему совершенствованию всех видов обеспечения деятельности МЧС России и ДР-

Осуществление научно-исследовательской деятельности, использование полученных научных результатов в образовательном процессе и вовлечение в научную работу курсантов, студентов, слушателей, адъюнктов и аспирантов являются необходимыми отличительными признаками Академии как современного высших) учебного заведения системы МЧС России [5]. Создание исследовательских лабораторий, научных центров и отделов является важным дополнением к научной деятельности Академии в целом, но не выступает ее заменой. Научную деятельность в Академии осуществляют все кафедры и факультеты, весь научно-педагогический состав и обучающиеся. Задача планирования и организации научной деятельности Академии возложена на научно-исследовательский центр.

Научно-исследовательский центр Академии (далее Центр) ведет свою историю с 23 июля 1993 года. За эти годы Центр, успешно пройдя все этапы становления и развития, определен как одно из важнейших подразделений Академии. Его структура представлена на Рисунке 1.

Управление научно-исследовательского центра

Научно-исследовательский отдел

(планирования и организации подготовки нау чно-педагогич еских кадров)

Адъюнктура и аспирантура

Научно-исследовательский отдел

(по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций)

Лаборатория информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС

Научно-исследовательский отдел

(планирования и организации проведения научных исследований)

Отдел (нау чно-технич еской информации и выставочной деятельности)

Рисунок 1 Современная структура научно-исследовательского центра Академии

В настоящее время научно - исследовательский центр выполняет следующие основные функции:

разработка, согласование и утверждение проектов перспективных и годовых планов научной деятельности Академии;

организация разработки и согласования с заказывающими подразделениями МЧС России заявок-обоснований на проведение исследований в рамках Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России;

разработка предложений в приоритетные направления научно-исследовательской деятельности МЧС России;

разработка проектов положений, приказов и приказаний об организации и ведении научной деятельности Академии;

приемка и учет научно-технической продукции, разрабатываемой в соответствии с планом научной деятельности Академии;

организация и реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации 56.07.01 Военные науки и 20.07.01 (20.06.01) Техносферная безопасность;

организация, учет и контроль научно-исследовательской работы слушателей, курсантов и студентов, выработка предложений по ее совершенствованию;

организация и осуществление редакционно-издательской деятельности (научный журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты», Сборник научных трудов Академии «Проблемы развития гражданской обороны и защиты населения»);

организация и совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения программ адъюнктуры (аспирантуры).

Научно-исследовательский центр нацелен на непрерывное развитие своей деятельности, совершенствование форм и методов организации научной работы, активизацию выполнения прикладных научных исследований в интересах МЧС России. Повышение эффективности указанных задач возможно за счет под-

готовки научно-педагогических кадров Академии.

Необходимо отметить, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 926/нк-дсп при Академии создан специальный диссертационный совет ДС 215.004.01 (далее - Совет)

[6]. Совету дано право принимать к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, соискание учёной степени доктора наук по научным специальностям:

05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям) (технические науки)

[7]Г

20.02.24 - Гражданская оборона. Местная оборона (военные науки, технические науки)

ИВ своей работе Совет Академии руководствуется законодательными актами Российской Федерации, нормативными локальными актами Минобрнауки РФ о порядке присуждения ученых степеней [9], а также Перечнем сведений, составляющих государственную тайну в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

За последние три года деятельности Совета было принято к защите одна диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук и 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата военных и технических наук. По всем представленным научно-квалификационным работам было принято Советом положительное решение.

Основная цель научной деятельности - развитие Академии как научно-образовательного центра в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на 2014-2016 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденных решением коллегии МЧС России от 06.05 2013 г. № 6/1У.

Основные задачи планирования научной деятельности и их реализация определяются в рамках направлений перспективных научных исследований в соответствии с Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) МЧС России и Планом научной деятельности

(далее НД) Академии (Рисунок 2) и включают:

проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок но обоснованию государственной политики в области обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от '1С. в т.ч. на арктических территориях Российской Федерации;

совершенствование нормативной правовой

совершенствование системы информирования МЧС России, обеспечивающей развитие информационно-телекоммуникационных технологий и автоматизацию приоритетных направлений деятельности МЧС России в соответствии с выполняемыми задачами;

проведение технологической модернизации деятельности подразделений МЧС России путем разработки и внедрения современных способов, методов и технологий предупреждения и ликвидации '1С. тушения пожаров, оказания помощи пострадавшим в '1С. а также

базы, регламентирующей решение задач МЧС России, надзорной и правоприменительной политики;

формирование методологии и развитие научно-методического аппарата для решения типовых задач стратегического и антикризисного управления, учитывающих специфику основных направлений деятельности МЧС России;

создания качественно новых видов пожарно-спасательной техники и специального оборудования (Рисунок 3);

разработка научно обоснованных подходов по дальнейшему совершенствованию всех видов обеспечения деятельности МЧС России;

развитие системы подготовки научно-педагогических кадров;

внедрение совместно со структурными подразделениями МЧС России законченных научных разработок в практику;

_1 по Плану НИОКР МЧС России Н по Плану НД Академии

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Рисунок 2 Количество выполненных научно-исследовательских работ по приоритетным направления развития науки и техники МЧС России

Рисунок 3 Количество зарегистрированных патентов на изобретения и полезные модели

истребование и освоение финансирования на научные исследования, выделяемые из федерального бюджета, в том числе средства федеральной целевой и международных программ, направленных на проведение фундаментальных и поисковых исследований в соответствии с утвержденными планами;

организация проведения систематического анализа зарубежных и отечественных разработок по вопросам, относящимся к сфере деятельности МЧС России.

В процессе решения задач по выполнению НИР (НИОКР) постоянно возникала необходимость в разработке направлений (путей) повышения эффективности научно-исследовательской деятельности НИЦ Академии. В представленном материале предлагается несколько направлений (путей) повышения ее эффективности.

Результаты прогноза возможных военных угроз, последствий применения современных средств поражения по объектам социального назначения и экономики, антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий свидетельствуют о возрастании масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера. Они могут приносить огромный материальный ущерб с долговременными экологическими и социальными последствиями - могут возникнуть новые виды эпидемий и болезней.

Вследствие развития средств вооруженной борьбы прогнозируются изменения характера военного конфликта, который будет проявляться в виде существенного снижения экономических и мобилизационных возможностей государства. Это повлечет за собой тенденцию сокращения уровня текущего производства и закупки вооружения, военной и специальной техники и увеличения времени перевода экономики страны с мирного на военное время.

Таким образом, в современных условиях возникает противоречие, суть которого заключается в несоответствии существующих теоретических положений подготовки и выполнении задач, стоящих перед МЧС России, и

невозможностью их выполнять в результате изменений характера вооруженной борьбы, структуры и содержания чрезвычайных ситуаций различного характера, в т.ч. между временными параметрами планирования мероприятий предупреждения и ликвидации этих ситуаций и реальными объемами задач, а также несогласованностью использования людских и материальных ресурсов между компонентами военной организации и органов исполнительной власти (разноведомственными организациями), привлекаемыми для решения задач в области гражданской обороны, защите населения, территорий, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время, при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Первое направление. Развитие понятийного аппарата и совершенствование нормативной правовой базы.

Анализ нормативной базы в области организации научной деятельности в системе МЧС России показал, что с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1], приоритетных направлений научно-технической деятельности МЧС России [11], а также с целью повышения эффективности проведения научных исследований есть необходимость в уточнении и разъяснении некоторых выявленных противоречий, касающихся этого направления работы.

Во-первых, это обусловлено существующим противоречием в понятийном аппарате, которое проявляется в несогласованности таких понятий, как «научная деятельность», «научно-исследовательская деятельность» и « н аучно-техническая деятельность ».

Во вторых, существует противоречие в структурно-содержательной форме представленных понятий в ГОСТах, федеральных законах и локальных нормативных актах МЧС России с классификацией фундаментальных, прикладных, поисковых исследований, экспериментальных разработок (Рисунок 4).

Рисунок 4 Общая структура научной деятельности [1]

В Академии сотрудниками НИЦ предложена структура научно-исследовательской деятельности и обосновано содержание понятий, представленных на Рисунке 5 [12].

Основой научно-исследовательской деятельности на любом уровне и в любой системе, в том числе в структурных подразделени-

ях Академии, должно стать проведение исследований но поиску и выбору рациональных путей решения научных задач в области 1'раж-данской обороны, а лишь потом на основании заявок-обоснований необходимо планировать проведение фундаментальных и прикладных исследований, НИОКР (ОКР) и т.д.

Рисунок 5 Структура научно-исследовательской деятельности в системе МЧС России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(вариант)

В предложенной структуре (Рисунок 5) отправной точкой научной деятельности являются поисковые научные исследования, проводимые в рамках тех приоритетных направлений, которые утверждаются в ведомстве и которые будут давать обоснованные результаты по необходимости дальнейших, более глубоких научных исследованиях.

Учебные заведения должны не только принимать участие в научной деятельности ведомства, но и проводить свои научные исследования в рамках образовательных программ, по которым они осуществляют подготовку специалистов. И в этом смысле основой должно стать проведение научных исследований, а именно, проведение поисковых научных исследований (инициативные НИР по плану научной деятельности организации, диссертационные исследования магистров, кандидатов и докторов наук).

Такое видение структуры не означает, что учебное заведение не может проводить фундаментальные или прикладные научные исследования, или участвовать в научно-технической деятельности или экспериментальных разработках (в том числе совместно со сторонними организациями). Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности [13].

Второе направление. Проведение структурных изменений для централизованного управления научно-исследовательской деятельностью и ее координации с учебными и научно-исследовательскими организациями МЧС России путем создания военного-научного комплекса МЧС России (далее -ВНК МЧС России).

Решение вопросов по данному направлению заключается в необходимости закрепления понятия «военно-научного комплекса МЧС России» локальным нормативным правовым актом, определения его структуры и основных задач. Например, Военно-научный комплекс Вооруженных Сил [10] включает в себя научно-исследовательские организации (далее - НИО МО), высшие военные учебные заведения Министерства обороны РФ, органи-

зации и учреждения, решающие задачи научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения ВС РФ в реальных и прогнозируемых условиях геостратегической, политической, экономической и демографической обстановки.

В частности, для повышения эффективности ВНК МЧС России целесообразно сосредоточить усилия на трех направлениях.

Во-первых, для формирования ВНК МЧС России на ближайшую перспективу главными целевыми установками предлагается считать: совершенствование нормативной правовой базы, определяющей статус ВНК МЧС России, условий и порядка функционирования комплекса;

создание и развитие структуры военно-научного комплекса МЧС России с учетом существующих потребностей в решении актуальных задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера;

опережающее развитие теории строительства системы гражданской обороны и защиты населения и территорий, подготовки и применения сил гражданской обороны для решения важнейших задач, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенствованию форм и способов применения сил гражданской обороны, развитию аварийно-спасательной техники, исследованию других вопросов;

реализация программы внедрения систем комплексного ситуационного анализа и прогноза, которые существенно повышают возможности оперативного управления силами и средствами при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС;

создание реально работающей системы морального и материального стимулирования научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава;

совершенствование материальной базы для проведения научных исследований, в т.ч. развитие лабораторно-экспериментальной базы.

Во-вторых, организация совместной работы с федеральными органами исполнительной власти по реализации Плана проведения науч-

ных исследований в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.

Для этого необходимо выработать механизм совместной работы научных и образовательных организаций МЧС России с другими компонентами военной организации государства и федеральных органов исполнительной власти, предусмотрев оперативный обмен исходными данными, полученными научными результатами, с формированием правовой основы для организации прямого взаимодействия.

Кроме того, целесообразно организовать и осуществлять сотрудничество МЧС России с общественно-научными организациями, фондами, государственными научными и инновационными центрами.

В-третьих, повышение качества планирования и проведения научных исследований в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.

В настоящее время формирование различных Планов научной работы (Плана НИОКР МЧС России, планов научной деятельности вузов и НИУ МЧС России) вызывает необходимость внесения уточнений некоторых положений в проекты руководящих документов МЧС России (приказ МЧС России от 26 октября 2009 года № 611 «Об утверждении Положения об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»). Они следующие:

разработка единого методического подхода по обоснованию требований к организации, выполнению и сдаче материалов НИР (НИОКР) Заказчику;

сокращение объема документооборота перечня отчетных материалов по выполнению НИР (НИОКР). Необходимо исключить существующий принцип «легче решить целевые установки, поставленные в НИР (НИОКР), и обосновать результаты исследования, чем оформить документы для сдачи Заказчику», а перейти к минимизации и упрощению количества отчетных документов по выполнению НИР (НИОКР);

повысить требования по ответственности не только к исполнителям НИР (НИОКР), но и к их Заказчику. Так, реально заявки-обоснования на выполнение НИР (НИОКР) готовятся самими подразделениями - исполнителями НИР, а заказывающие подразделения только согласовывают технические задания. Это приводит к отсутствию единой целенаправленной и скоординированной политики в области развития научно-технологических приоритетов МЧС России;

организовать работу по созданию и внедрению автоматизированной системы планирования с современной базой данных по планируемым и выполняемым НИОКР в вузах и НИО МЧС России. В дальнейшем эта система должна развиться в единую автоматизированную систему планирования научных исследований в МЧС России с выходом на информационные системы и базы данных вузов и НИО других министерств и ведомств. Цель - координация, учет и контроль деятельности НИО и вузов МЧС России по планированию, проведению исследований и внедрению их результатов;

развить систему «контроль - взаимодействие - помощь» при заказе и разработке НИР (НИОКР) и отказаться от принципа «только контроль».

Третье направление. Повышение значимости науки.

Одной из важных задач является работа по популяризации науки, включая информационное сопровождение мероприятий по повышению эффективности научно-исследовательской деятельности Академии.

Например, при организации мероприятий научно-деловой программы Международного салона «Комплексная безопасность» необходимо:

актуализировать тематику планируемых мероприятий, обеспечив их непосредственную связь с представляемыми организациями и предприятиями промышленности, статическими и динамическими экспозициями;

расширить географию участников круглых столов и брифингов за счет привлечения организаций из регионов России;

привлечение широкого экспертного сообщества к обсуждению важнейших вопросов со-

всршснствования деятельности МЧС России.

Следовательно, салон должен стать не только площадкой для обсуждения актуальных проблем, но и механизмом выработки их решений.

Четвертое направление. Проблема обеспечения блах'онриятных условий для научной деятельности.

Условия, оказывающие влияние на творческую активность ученых-исследователей, можно классифицировать следующим образом, выделив несколько смысловых блоков (Рисунок 6):

1. Организационные условия (наличие научных школ, наличие специальных проектов для поддержки ученых).

К сожалению, не во всех научных и образовательных учреждениях МЧС России сложились научные школы. Но это проблема, которая требует отдельной проработки. С чмх) начинать:

А) определить, что такое «научная школа» ;

Б) обобщить научно-исследовательскую деятельность Академии в целях создания научных школ.

В Научном журнале «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» №1, 2009 год были изложены направления создания и развития научных школ в Академии: экономика гражданской защиты; теоретические основы гражданской защиты; система управления предупреждения риска чрезвычайных ситуаций; организация и управление повседневной деятельности РСЧС; основы эффективншх) применения сил и средств для ведения аварийно-спасательных работ; медицинское обеспечение населения и сил РСЧС в чрезвычайных ситуациях: методология оценки устойчивости эргатичееких систем и другие.

Условия, оказывающие влияние и« творческую активность ученых-исследователей

Организационные условия

Материально-техническая база исследований

Уровень оплаты труда ученых

Информационно-коммуникационные условия

Социокультурные условия

Рисунок 6 Условия, оказывающие влияние на творческую активность ученых - исследователей

В) обосновать показатели оценки деятельности научных школ и провести их классификацию, исходя, например, из задач, решаемых Академией.

Возможное решение проблемы создания научных школ исходить из нредоставленншх) нрава Диссертационншх) совета принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук но научным специальностям: 05.26.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям) (технические науки)

И;

20.02.24 Гражданская оборона. Местная оборона (военные науки, технические науки) [81.

Г) провести организационные мероприятия, начиная от создания творческшх) коллектива по определению требований к определению «Научные школы Академии гражданской защиты МЧС России».

Задача творческшх) коллектива может заключаться в разработке проекта документа с определением перечня мероприятий по мх) созданию для публичншх) обсуждения и проекта локальншх) нормативно!^ акта с последую-

щей регистрацией в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Пятое направление. Разработка специальных проектов для поддержки ученых Академии или мотивация к участию в научной работе студентов, курсантов, слушателей и других сотрудников Академии.

1. Подобные проекты в нашей системе проработаны недостаточно, нужны специальные награды для молодых ученых, в том числе и система материального стимулирования.

2. Уровень оплаты труда ученых (заработная плата, стипендии).

Во-первых, предусмотреть выплаты стимулирующего характера для ученых, проходящих военную службу, в виде дорожной карты. В настоящий момент данная процедура отсутствует, т.е. не имеет никакого значения, сколько в научном плане выполнил сотрудник: сколько опубликовал статей, принял участие в конференциях и т.д. Отсутствие такого стимулирования уравнивает всех специалистов, проходящих службу в МЧС России, и никак не способствует развитию, потому что все получают одинаково: только один имеет более 80-ти научных трудов, а другой ничего не имеет (речь идет только о научных и образовательных организациях).

Во-вторых, конечно, стимулированием бы являлось участие в специальных проектах для поддержки ученых МЧС России. На государственном уровне существуют специальные проекты, но порой организация МЧС не может принять участие, так как отсутствует «наше» направление, либо не достаточно публикаций в международных базах цитирований (Scopus, Web of Science). Поэтому нужны специальные проекты МЧС России.

В-третьих, что касается международных баз цитирований, то в данном направлении в системе МЧС России эта работа проводится недостаточно эффективно. Необходимо предусмотреть целевое финансирование на возможность публикации в подобных изданиях, а кроме этого, проработать меры по обеспечению технической и правовой основ для подключения научных и образовательных организаций МЧС России к международным базам научного цитирования.

4. Информационно-коммуникационные условия (качество коммуникаций в научной среде, доступность научной информации, развитие института научного руководства).

В данном направлении необходимо создание координационного, работающего при поддержке центрального аппарата МЧС России органа, который был бы наделен необходимыми полномочиями по повышению качества коммуникаций в научной среде МЧС России и доступности научной информации.

Несомненно, важным является и поддержка научного руководства. Здесь необходимо создание специальных проектов в системе МЧС России, где ученый будет выступать в качестве руководителя. Также необходимо предусмотреть специальные обучающие курсы с привлечением ведущих ученых нашей страны и мира.

5. Социокультурные условия (отношение к ученым).

Современные социокультурные условия, которые сложились в МЧС России, в целом не в полной мере способствуют развитию творчества. Одной из главных проблем является то, что сегодня с мнением ученых-исследователей зачастую недостаточно считаются, научное сообщество МЧС России не всегда может донести свою позицию и быть услышанным. Для решения указанной проблемы необходимо использовать принцип обоснованности по представлению новых научных результатов.

Таким образом, для формирования благоприятных условий, способствующих развитию научной деятельности, необходимо системно оценивать организационные, социокультурные, экономические и другие факторы, из которых складывается получение новых научных результатов, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Научно-исследовательская работа высшего учебного заведения является одной из самых основных задач в области подготовки конкурентоспособного специалиста, разработки наукоёмких проектов в интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также создании научной основы обеспечения безопасности страны.

Литература

\. Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 513-р. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-03042013-n-513-r/(дата обращения: 30.10.2017).

2. Жорес Алферов. Выступление. Федеральное собрание: Совет Федерации, Государственная Дума. -М.: ИЭГ Панорама, 1996. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://lenta.ru/lib/14177331/full/ (дата обращения: 12.09.2017).

3. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 26.08.1996 №127-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 20.04.2015 N 100-ФЗ). [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23081996-n-127-fz-о/ (дата обращения: 22.10.2017).

4. Большая Советская энциклопедия в 30-и томах. - М.: «Советская энциклопедия», 1974. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru/cat/books/book/38231/ (дата обращения: 22.10.2017).

5. Рыбаков A.B. Роль молодых ученых в укреплении научного потенциала Академии // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2012. №1. С.1-3.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 926/нк «О создании при Академии гражданской защиты МЧС России специального диссертационного совета ДС 215.004.01». [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.amchs.ru/nauka/dissertatsionnyy-sovet/ (дата обращения: 30.10.2017).

7. Паспорт и программа кандидатского экзамена по специальности 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям наук). [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://goo.gl/6BoC3x (дата обращения: 30.10.2017).

8. Паспорт и примерная программа кандидатского экзамена по специальности 20.02.24 «Гражданская оборона. Местная оборона», Решение президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобор-науки Российской Федерации от 26.06.2015, протокол №7/415, 12с. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://goo.gl/NuS8mE (дата обращения: 23.07.2017).

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке присуждения ученых степеней» от 24.09.2013 № 842. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://base.garant.ru/70461216/ (дата обращения: 23.10.2017).

10. В Минобороны обсудили меры по совершенствованию военно -научного комплекса Вооруженных Сил. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://goo.gl/s8Nr33 (дата обращения: 30.10.2017).

11. Приоритетные направления научно-технической деятельности МЧС России. [Электронный ресурс-Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 30.10.2017).

12. Полевой В.Г., Стасишин Л.А., Гладкоскок С.С. Некоторые аспекты по уточнению организации научной деятельности и ее понятийного аппарата в системе МЧС России// Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. №1. С.17-20.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://goo.gl/KMMGfD (дата обращения: 23.07.2017).

ON SOME CURRENT TRENDS OF RESEARCH ACTIVITIES OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA: CHALLENGES AND PROSPECTS

Anatoly RYBAKOV

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of Information Support for Population and Information Support Techniques Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]

Anatoly PONAMOREV

Doctor of Military Sciences, Leading Researcher of the Research Department of the Research Center Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]

Eugene GLOTOV

Candidate of chemical sciences, Associate Professor, Research Associate of the Research Institute of Special Training

Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]

Sergei GLADKOCHOK

Scientific employee of the research

department (planning and organization

of scientific research) research center

Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

Abstract. The article presents the organizational structure of the planning and implementation of the scientific activities of the Academy of civil defence EMERCOM of Russia, as a leading educational institution in the field of training for solving civil defense problems. Brief description of the main achievements of the University in the field of protection of population and territories from emergency situations. Set out the main issues of further improvement of scientific research and formulated the direction for their solution.

Keywords:scientific activity, research activity, research, organization of scientific work, the military-scientific complex.

Citation: Rybakov A. V., Ponamorev A.I., Glotov E. N., Gladkochok S. S. (2017) O nekotoryh sovremennyh tendenciyah nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii: Zadachi i perspektivy. [On some of the current trends in research activities of the Civil Protection Academy of the Ministry of Emergencies of Russia: Challenges and prospects]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4(35), pp.3-15 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.