ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
УДК 001.1
Полевой В.Г., Стасишин Л. А., Гладкоскок С. С.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПО УТОЧНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В СИСТЕМЕ МЧС
РОССИИ
В статье даются определения, описание структуры научной деятельности, и её основных положений, используемых при проведении научных исследований в системе МЧС России в настоящее время.
Ключевые слова: научно-техническая деятельность; научно-исследовательская работа; виды, научных исследований; научная задача.
Polevoy V.G., Stasyshyn L.A., Gladkoskok S.S.
SOME ASPECTS TO CLARIFY THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC ACTIVITY AND ITS CONCEPTUAL APPARATUS IN THE SYSTEM OF EMERCOM OF
RUSSIA
The article gives definitions, a description of the structure of scientific activity, and its main provisions used in the conduct of scientific research in the EMERCOM of Russia system, at the present time.
Keywords: scientific and technical activity; research work; types of scientific research; scientific task.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и осуществление научной деятельности в системе МЧС России с учетом новых подходов и тенденций ее развития, а также необходимостью рассмотрения и выработки предложений по внесению изменений в нормативные документы по организации научной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Анализ нормативной базы в области организации научной деятельности в системе МЧС России показал, что с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 года № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1], приоритетных направлений научно-технической деятельности МЧС России [2], а также с целью повышения эффективности проведения научных исследований, есть необходимость в уточнении и разъяснении некоторых выявленных противоречий, касающихся этого направления работы.
В первую очередь, это обусловлено существующим противоречием в понятийном аппа-
рате, которое проявляется в несогласованности таких понятий, как «научная деятельность», «научно-исследовательская деятельность» и «научно-техническая деятельность». Во вторых, существует противоречие в структурно-содержательной форме представленных понятий в ГОСТ, федеральных законах и локальных нормативных актах МЧС России, а также с классификацией фундаментальных, прикладных, поисковых исследований, экспериментальных разработок (разработок).
Кроме этого, существуют также противоречия в соблюдении принципа целеполагания в существующей классификации по видам научной деятельности, а именно: в формулировках не исключен принцип двойного понимания сущности и принцип «от общего — к частному», что не дает ясности и единого понимания.
В ходе исторического развития «наука» превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Поэтому именно исторически обусловлено то, что понятие наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. На современ-
201712(33)
ном этане развития наша страна рассматривает «науку» как отрасль экономики. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле теоретическое отражение действительности [3,5].
Научная деятельность творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.
С учетом требований федерального законодательства, научная деятельность в себя включает: научно-исследовательскую деятель-
ность, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки [1| (рисунок 1).
Научно-исследовательская, деятельность это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и поисковые научные исследования.
Экспериментальные разработки деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практических) опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Рисунок 1 Общая структура научной деятельности [1|
Можно сказать, что из трех направлений научной деятельности экспериментальные разработки находятся в довольно четкой и понятной позиции, они проводятся тогда, когда уже есть знания, полученные в результате каких-либо исследований. Остальные два направления (научно-исследовательская, и научно-техническая, деятельность) преследуют одну и ту же цель это получение и применения новых знаний.
До недавних) времени во всех официальных источниках иод определением научно-
исследовательской деятельности понималось проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Однако в 2013 году были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а именно, к фундаментальным и прикладным научным исследованиям дополнительно введено новое понятие «поисковые научные исследования».
Поисковые научные исследования, это исследования, направленные на получение но-
вых знаний в целях их последующих) практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ [1].
Определение поисковых научных исследований ставит четкую цель, а именно, результатом этих исследований должно быть получение новых знаний для дальнейших) их практического применения или применение уже полученных новых знаний в щшкт'нке (прикладные научные исследования). Следовательно, поисковые научные исследования неразрывно связаны с практическим применением полученных новых знаний.
Тогда возникают логические вопросы: откуда будут появляться, новые, знания, и с какилт
исследованиями их увязывать? Какая, разница .между поисковыми и фундаментальными научны,лт исследованиями ?
Для ответа на этот вопрос обратимся к научно-практическому комментарию к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», авторский коллектив которого предлагает брать за основу классификацию научных исследований, изложенную P.A. Сабитовым (рисунок 2) [4|, а именно: по источнику финансирования, (бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые (самофинансируемые) научные исследования); по целевому назначению (фундаментальные, прикладные, поисковые научные исследования и разработки); по сроку их проведения, (долгосрочные, краткосрочные и экснресс-исследования).
Рисунок 2 Классификация научных исследований [4| (P.A. Сабитов «Основы научных
исследований»)
Помимо фундаментальных и прикладных исследований P.A. Сабитов в своей классификации отдельно выделяет поисковые исследования, и разработки и дает им свои определения [4|:
Пансковы,ми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач;
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Итак, исходя из комментария федерального закона [3], можно сделать вывод, что целью поисковых исследований является поиск рационального варианта решения научной задачи и получения новых знаний (известна цель исследования, но не известны направления достижения этой цели).
Поскольку конечным результатом проведения любого научного исследования должно быть составление отчета о достигнутых результатах, тогда результатом поисковых научных исследования будет отчет о выполнении науч-
2017'2(33)
ного исследования, содержащий новые знания и рациональные (перспективные) варианты дальнейшего развития области исследования. Если в результате поискового научного исследования не получены новые знания, тогда «отпадает» необходимость в дальнейшей работе над темой, а как следствие — выделение больших финансовых средств на бесперспективные работы. Фактически в этом и проявляется основное отличием поисковых от фундаментальны,х научных исследований. Поисковые исследования не требуют выделения значительных денежных средств из бюджета ведомства или научной организации, а оплата труда исполнителям может осуществляться из фонда оплаты труда организации, где предусмотрена оплата за научную работу. Кроме этого, поисковые исследования могу стать основой для формирования приоритетных направлений развития системы в целом, а также отдельных ее элементов, определения перспективности развития в разных направлениях.
Становится очевидным, что основой в научной работе на любом уровне и в любой системе должно стать проведение поисковых исследований по поиску и выбору рациональных путей решения научных задач по исследуемым темам и проблемам, а лишь потом на основании заявок-обоснований планирование проведения фундаментальных и прикладных исследований, НИОКР (ОКР) и т.д.
Исходя из этого, структуру научной деятельности можно представить в виде, показанном на рисунке 3, которая включает: научно-исследовательскую деятельность (в том числе поисковые научные исследования, фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования); научно-техническую деятельность; экспериментальные разработки.
В этой структуре (рисунок 3) отправной точкой научной деятельности являются поисковые научные исследования, которые будут проводиться в рамках тех приоритетных направлений, которые утверждаются в ведомстве и кото-
рые будут давать обоснованные результаты по необходимости дальнейших, более глубоких научных исследованиях.
Применимо к образовательным организациям высшего образования, основной их целью является образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования, а также научная деятельность [6]. Хотя и научная деятельность не стоит на первом плане, она относится к основным показателям образовательной организации, в том числе с учетом аккредитационных требований, предъявляемых Рособрнадзором.
Учебные заведения должны не только принимать участие в научной деятельности ведомства, но и проводить свои научные исследования в рамках образовательных программ, по которым они осуществляют подготовку специалистов. И в этом смысле, основой должно стать проведение научно-исследовательской деятельности, а именно проведение поисковых научных исследований (инициативные НИР по плану научной деятельности организации, диссертационные исследования магистров, кандидатов и докторов наук).
Такое видение структуры не означает, что учебное заведение не может проводить фундаментальные или прикладные научные исследования, а также участвовать в научно-технической деятельности или экспериментальных разработках (в том числе совместно со сторонними организациями). Помимо этого, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности [6].
Остаются еще вопросы, связанные с правилами и порядком разработки Положений о научно-исследовательской деятельности в образовательной организации, а также с предъявлением требований к порядку подготовки и представления отчетов по научно-исследовательским работам.
Рисунок 3 Структура научная деятельность в системе МЧС России (вариант)
Целью данной статьи является формирование общего понимания структуры научной деятельности в целом, а также ее составляющих элементов. Данный подход в дальнейшем может быть использован в ходе проведения научно-исследовательской работы но совершенствованию организации проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при внесении изменений или дополнений в нормативные акты, регламентирующие проведение научных исследований в системе МЧС России.
Литература
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике ».
2. Приоритетные направления научно-технической деятельности МЧС России / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 20.04.2017).
3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (постатейный). Под редакцией академика Российской академии образования В.Е. Усанова.
4. Сабитов P.A. «Основы научных исследований»: М.: Челябинск. 2002. 138 с.
5. Большая Советская энциклопедия в 30-и томах. М.: «Советская энциклопедия». 1974.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».