Научная статья на тему 'Научная школа как социальный институт в РФ'

Научная школа как социальный институт в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1812
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БФУ / SCIENCE / SCIENTIFIC SCHOOL / SCIENTIFIC RESEARCH / IKBFU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапка В.В., Бобров Ф.А.

В научной статье изучены различные подходы к определению понятия научной школы, признаки, классификации и формы научных школ. Также проанализировано современное состояние науки в РФ. Рассмотрена научная школа криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапка В.В., Бобров Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific school as social institution in the Russian Federation

The article describes the various approaches to the definition of the scientific schools, their characteristics, classifications and forms. Also it was analyzed the current state of the science in Russia. It was considered the scientific school of forensic situalogiya in IKBFU.

Текст научной работы на тему «Научная школа как социальный институт в РФ»

Социологические науки

УДК 001.893

НАУЧНАЯ ШКОЛА, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РФ

В. В. Шапка, Ф. А. Бобров, Балтийский федеральный университет им. И. Канта,

e-mail: vshapka@innopark.kantiana.ru

Аннотация. В научной статье изучены различные подходы к определению понятия научной школы, признаки, классификации и формы научных школ. Также проанализировано современное состояние науки в РФ. Рассмотрена научная школа криминалистической ситуа-логии БФУ им. И. Канта.

Ключевые слова: наука, научная школа, научная деятельность, БФУ.

В последнее время в связи с актуальностью проблемы качества научных исследований, в том числе кандидатских и докторских диссертаций, и науки в целом актуальной темой многочисленных исследований стал анализ положения научной школы как социального института.

Научные школы представляют собой достаточно сложные явления, которые на протяжении последних лет с различных предметных сторон широко изучаются представителями различных научных дисциплин.

Наука является специфической отраслью человеческой деятельности. В современном понимании наука может быть обозначена как особая деятельность, форма познания, направленная на выработку новых объективных и аргументированных знаний о мире. Наука в свою очередь порождает научную деятельность.

Согласно российскому законодательству, научная (научно-исследовательская) деятельность представляет собой деятельность, направленную на получение и применение новых знаний1.

XXI столетие характеризуется многочисленными научными достижениями. Научные открытия стали явью для мирового сообщества благодаря объединенным усилиям ученых. Велика роль и коллективов ученых - научных школ. Можно сказать, что перспективы науки определяются отчасти перспективами ведущих научных школ.

Российские научные школы являются следствием особенностей культурно-исторического развития России. Так, В. И. Вернадский отметил: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества <...>. Она создавалась при этом интеллигенцией страны <...> создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций.»2.

1 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ от 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4137

2 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65

Понятие «научная школа» стало употребляться все чаще. Однако далеко не каждый, использующий данное понятие, имеет полное понимание его значения. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть различные подходы к данному определению.

Традиционно в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Но, естественно, не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы и, тем более, ведущей. Кроме того, не на каждой кафедре прослеживается четко обозначенное научное направление. Поэтому в ведущих вузах научная школа часто формируется не относительно кафедры, а вокруг заслуженного ученого, что, несомненно, может принести больший научный эффект.

Научная школа предполагает неформальное общение ученых, обмен идеями, обсуждение результатов. В данном случае научная школа также способствует развитию новых представлений в области науки. В качестве примера существования данного подхода можно привести точку зрения В. Н. Катаева, согласно которой научная школа - это «интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу»3.

Во многих российских вузах, если судить по их официальным сайтам в Интернет-сети, под термином «научная школа» чаще подразумевается «научное направление» и только в редких случаях научные школы представлены, как научные коллективы с их историей становления, развития и современного состояния. Обычно это коллективы, претендующие на «ведущие научные коллективы» в рамках определенного научного направления. Иначе говоря, в настоящее время существуют система «научное направление — научная школа».

М. Г. Ярошевский отмечает: «Термин «школа» ... при всей своей неопределенности <...> означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других»4.

Таким образом, можно выделить несколько категорий понятия «научная школа»:

- формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

- исследовательский коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

- направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

По мнению автора данной работы каждый из рассмотренных подходов имеет право на существование. Кроме того, каждый из аспектов определения «научная школа» находит отражение во взглядах ведущих исследователей данного вопроса. Таким образом, научная школа может выступать в качестве ядра научного сообщества. Данный социальный инсти-

3 Криворученко В. К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования // Знание. Понимание. Умение. Режим доступа: http://www.zpu-joumal.ru/asp/scientific_schools/2007/Krivoruchenko/

4 Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 86

тут представляет собой эффективную модель трансляции культурных норм и ценностей научного сообщества от старшего поколения к младшему.

Объединяя все вышесказанное, можно предложить следующее интегративное определение понятия «научная школа». Научная школа представляет собой форму совместной научной деятельности коллектива исследователей, объединенных общей программой исследований под руководством признанного лидера, задачами которой выступают воспроизводство знаний и научных кадров.

Обобщение и анализ вышерассмотренных подходов к определению «научная школа» позволяют выделить основные признаки, характерные для научных школ любого направления и отрасли (Рисунок 1). Все перечисленные признаки в большей или меньшей степени характерны для каждого члена научной школы.

Рисунок 1 - Признаки научных школ

По мнению М. Г. Ярошевского, к важным признакам научной школы можно отнести:

- наличие лидера, задающего вектор развития научной школы;

- наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели

- общность подходов (единую парадигму) совместной деятельности5. Н. А. Логинова к признакам научной школы относит:

- наличие программы, разработанной лидером;

- непосредственное общение коллектива школы;

- наличие методического инструментария исследований;

- наличие внутренних стандартов оценки деятельности6.

Официальные лица государственных органов также выражают свое мнение по поводу присущих научной школе признаков. Так, начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента РФ А. С. Левин отмечает следующие качественные характеристики научных школ7:

- наличие нескольких поколений в связках учитель - ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

5 Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 86

6 Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. №5. Т. 21. С.106-111

7 Левин А. С. Соображения к концепции развития программы // Informika, государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. Режим доступа: http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html

- общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследо-

ваний;

по виду связей между членами научной школы

по статусу научной идеи

по широте исследуемой предметной области

Научные школы

по функциональному назначению

по форме организации деятельности учеников

по характеру связей между поколениями

по степени ииституалшащш

научное течение

научнаягруппировка

экспериментальные

теоретические

широкопрофильные

узкопрофильные

фундамент аль ные

прикладные

с индивидуальныш1 формами организации НИР

с коллективнымиформами организации НИР

одноуровневые

многоуровневые

инстигуальные

неформальные

кружки

национальные

локальные

личностные

Рисунок 2 - Классификация научных школ

- единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

- постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых;

- постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки.

4

Как можно заметить, среди мнений разных исследователей и деятелей существуют точки соприкосновения по поводу вопроса о признаках, присущих научным школам.

Весьма интересно было бы рассмотреть классификацию научных школ и выяснить, по каким основаниям можно провести разграничение данного социального феномена. Одну из полных классификаций предлагает исследователь данной темы О. Грезнева8 (Рисунок 2).

Также стоит отметить, что научные школы отличаются друг от друга формами. Обобщенное представление о формах научных школ и целях их функционирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Формы научных школ

Форма научной школы Цель функционирования школы

Научно-образовательная Формирование будущих исследователей

Исследовательский коллектив Разработка под руководством главы школы избранной или созданной им исследовательской программы

Направление в науке Установление определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов

Ученые, ставшие кандидатами и докторами наук Подготовка руководителей своих подопечных, помощь в написании диссертации

Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих, единомышленников.

Процесс формирования научных школ крупных ученых достаточно долгий и трудоемкий. Получению существенных результатов в науке способствуют творческая атмосфера, наличие талантливых учеников, а также учебно-вспомогательной и научной базы.

Как писалось выше, научным школам свойственно наличие лидера. Данная фигура заслуживает отдельного внимания, ведь именно лидер является стержнем научной школы. По данному поводу С. И. Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа»9.

Для успешного функционирования научной школы лидер должен обладать не только качествами, необходимыми для научной деятельности, но и качествами, позволяющими

8 Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5.С. 42-43

9 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 35

сплотить вокруг себя творческий коллектив. За счет этого лидер научной школы является наставником, коллегой для своих подопечных, коллег.

Можно заметить, что часто (а как указывает Левин А. С, каждый четвертый 10) руководителем научной школы является директор научной организации. Как правило, лидерами выступают наиболее компетентные ученые - доктора наук, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и др., организующие и обеспечивающие весьма интенсивную научную деятельность руководимых ими коллективов.

Понятие «научная школа» не следует отождествлять с понятием «научное сообщество». Ученые и исследователи научного сообщества, чаще всего, принадлежат к одной научной дисциплине, работают в одном научном направлении, придерживаются общих теоретических оснований, принципов и методов решения исследовательских задач. Научная школа, в свое время, являясь научным сообществом, может объединять ученых различных научных дисциплин, но связанных разработкой цельной научной проблемы.

Сила научных школ заключается в том, что они имеют ярко выраженный практический акцент. По данному вопросу В. И. Вернадский отметил: «.развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями - ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни.» 11.

Особо следует отметить воспитательный, нравственный аспект научных школ. Воспитательное, нравственное влияние свойственно коллективу, а научные школы как раз и являются коллективами, причем особую нравственную «нагрузку» несет лидер научной школы.

Вполне можно согласиться с П. В. Волобуевым, который отмечал, что для русских ученых всегда были свойственны «идейность, патриотические устремления и порожденные ими чувство общественного долга, подвижническое отношение к своей научной деятельности.» 12.

Интересно отметить, что в некоторых университетах, например, в Ульяновском государственном университете, установлена градация научных школ и решением квалификационной аттестации научных школ присваиваются квалификации: «Признанные научные школы», «Известные научные школы», «Развивающиеся научные школы», «Формирующиеся научные школы».

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время в России научные школы приобретают все большее значение и становятся все более популярными. Ежегодно проводятся конкурсы на гранты Президента РФ и один раз в три года конкурс ведущих научных школ. Принята Программой поддержки ведущих научных школ. Практически во всех учебных и научных организациях существуют научные школы.

10 Левин А. С. Соображения к концепции развития программы // 1п£э1тка, государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. Режим доступа: http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65

12 Волобуев П. В. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. С. 81

Научная школа является одним из типов научного сообщества, специфической формой кооперации научной деятельности. Развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. В то же время для полноценного функционирования научной школе требуются научные кадры - не только уже имеющие научную степень ученые, но и только начинающие, будущие ученые.

В связи с этим весьма интересным представляется проанализировать официальные статистические данные, касающиеся различных аспектов науки и научной деятельности в России. Все данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики 13.

На конец 2014 г. число организаций на территории РФ, выполняющих научные исследования, составило 3 604, из них на ВУЗы пришлось 700, т.е. 19,42% (в 2000 г. - 9,51%). Наибольшая доля пришлась на научно-исследовательские организации - 46,86%. (таблица 2).

Таблица 2 - Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки

в Российской Федерации

2000 2005 2010 2013 2014

Число организаций - всего 4099 3566 3492 3605 3604

в том числе:

научно-исследовательские организации 2686 2115 1840 1719 1689

конструкторские бюро 318 489 362 331 317

проектные и проектно-изыскательские организации 85 61 36 33 32

опытные заводы 33 30 47 53 53

образовательные учреждения высшего образования 390 406 517 673 700

организации промышленности,

имевшие научно-исследовательские,

проектно-конструкторские подразделения 284 231 238 266 275

Прочие 303 234 452 530 538

Таблица 3 иллюстрирует численность исследователей по областям науки. По данным таблицы видно, что на конец 2014 г. на гуманитарные науки пришлось всего лишь 3,36% от общего числа занятых в науке. Из них 66,6% имеют научные степени - 29,04% степень доктора наук и 70,96% кандидата наук.

13 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

Таблица 3 - Численность исследователей по областям науки по РФ

Числе в том числе по областям науки

нност естестве техничес медиц сельск общест гуманита

ь нные кие ински охозяи венные рные

всего, е ственн

чел. ые

Исследователи

2007 392849 94668 244475 16734 13743 13740 9489

2010 368915 89375 224641 16516 12734 14347 11302

2013 369015 85588 225082 16352 11869 18384 11740

2014 373905 88370 226682 15714 11869 18705 12565

из них имеют ученые степени

2007 103725 44838 28361 11474 6578 6640 5834

2010 105114 45915 25880 11520 6546 7918 7335

2013 108248 45429 26291 11416 6272 11073 7767

2014 109598 46255 26122 10868 6333 11650 8370

в том числе:

доктора на ук

2007 25213 11479 4809 3934 1478 1632 1881

2010 26789 12251 4620 4045 1542 2057 2274

2013 27485 12163 4777 4053 1565 2638 2289

2014 27969 12312 4874 3907 1570 2875 2431

кандидата наук

2007 78512 33359 23552 7540 5100 5008 3953

2010 78325 33664 21260 7475 5004 5861 5061

2013 80763 33266 21514 7363 4707 8435 5478

2014 81629 33943 21248 6961 4763 8775 5939

Таблица 4 - Основные показатели деятельности аспирантуры

Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, единиц Численность аспирантов, человек Прием в аспирантуру, человек Выпуск из аспирантуры, человек

всего из него с защитой диссертаци и

Образовательные организации высшего образования

2000 565 100212 37025 21015 6630

2005 640 122913 40319 28755 9641

2010 748 139908 48748 29268 8854

2013 724 117790 34643 30639 8257

2014 698 107083 29700 24836 4770

Научная школа готовит преемников, формируя их, в том числе, и из аспирантов. На конец 2014 года численность защитившихся аспирантов составила 4 770 человек - 19,2% от общего числа выпустившихся аспирантов. При этом это в два раза меньше, чем составили аналогичные данные в 2013 г. (таблица 4).

Направление «Юриспруденция» в рейтинге приема в аспирантуру по направлениям подготовки в 2014 г. находилась на 3-м месте из 48.

Таблица 5 - Прием в аспирантуру по направлениям подготовки в 2014 году

Всего 32981

1 Экономика и управление 4543

2 Информатика и вычислительная техника 2667

3 Юриспруденция 2396

В конец 2014 г. на Калининградскую область приходилось 752 аспиранта. При этом Калининградская область находилась на втором месте среди других регионов СевероЗападного федерального округа (таблица 6).

Таблица 6 - Численность аспирантов СЗФО

2000 2005 2010 2013 2014

Северо-Запад ный федеральный округ

г. Санкт-Петербург 13746 14906 15447 13290 11921

Калининградская область 514 604 750 750 752

Ленинградская область 39 110 101 69 40

Научная деятельность, естественно, нуждается в финансировании. Так, в 2014 г. на финансирование науки из федерального бюджета было выделено 437 273, 3 млн. руб., что значительно больше по сравнению с 2000 г. (таблица 7).

Таблица 7 - Финансирование науки из средств федерального бюджета

2000 2005 2010 2013 2014

Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, млн. руб. 17396,4 76909,3 237644,0 425301,7 437273,3

в том числе:

на фундаментальные 8219,3 32025,1 82172,0 112230,9 121599,5

исследования

на прикладные научные исследования 9177,1 44884,2 155472,0 313070,8 315673,8

При этом на прикладные науки было выделено около 72% от общего объема финансирования (рисунок 3). Для сравнения - в 2000 г. на прикладные науки пришлось около 53% от общего финансирования.

Расходы на исследования,

млн. руб.

28%

^ВВ ■ на фундаментальные

72% И^^^И исследования

■ на прикладные

научные исследования

Рисунок 3 - Расходы на исследования в РФ в 2014 году

В качестве примера научной школы хотелось бы рассмотреть начавшую свое становление в 2001 году в Балтийском федеральном университете им. И. Канта научную школу криминалистической ситуалогии. Представители данной школы на протяжении уже 14 лет наряду с учеными-криминалистами России и других стран целенаправленно разрабатывают и совершенствуют основные теоретические и прикладные аспекты этого учения, издают монографии, учебные пособия, проводят диссертационные исследования.

Развитие положений криминалистической ситуалогии в рамках научной школы профессора Т.С. Волчецкой осуществляется по ряду направлений. Ученики Т.С. Волчецкой исследовали возможности использования ситуационного подхода в уголовном процессе (И.Ю. Панькина, И.В. Петров), криминалистической технике (И.Л. Ландау), криминалистической тактике (В.В. Войников, Я.Ю. Янина, В.П. Крамаренко), в построении частных криминалистических методик (Н.А. Ренер, Е.В. Осипова, К.А. Кочетов). Были рассмотрены возможности ситуационного подхода и моделирования в деятельности суда (В.И. Фалеев, О.Д. Кузнецова, И.В. Румянцева, М.В. Зюзина).

Сформулированные Т.С. Волчецкой основные положения теории криминалистической ситуалогии не только дали толчок новому этапу развития науки криминалистики, но и открыли перспективы использования ряда ее положений и в иных юридических науках.

Так, А.А. Головановым и Н.А. Фоченковой (Литва) впервые в рамках диссертационных исследований были рассмотрены возможности использования в административном процессе положений криминалистики вообще и ситуационного подхода в частности. Ситуационному анализу деятельности адвоката-защитника посвящены исследования В.В. Конина, а ситуационному моделированию в деятельности прокурора и оперативных подразделений — А.Х. Пилтоян (Литва).

В ноябре 2012 г. для обсуждения проблем, требующих научного осмысления, была проведена Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы ис-

пользования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности». Данная конференция была посвящена 10-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта.

В работе международной конференции приняло участие 127 ученых, представляющих 25 вузов из 17 регионов РФ, а также ученые из Великобритании, Греции, Литовской Республики, Польши, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины.

В результате обсуждения актуальных проблем было признано весомое значение научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта под руководством доктора юридических наук, профессора Волчецкой Т.С. в развитии криминалистической теории и практики 14.

Научная школа БФУ им. Канта постоянно развивается, в том числе, взаимодействуя с коллегами из МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, Алтайского, Башкирского, Дальневосточного, Воронежского, Кубанского, Кубанского аграрного, Мордовского, Ростовского, Самарского, Тульского, Удмуртского государственного университетов, Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии, Калининградского пограничного института ФСБ России.

Таким образом, нужно признать, что научная школа профессора Т. С. Волчецкой -это одна из ведущих отечественных школ криминалистической науки.

В ходе работы такой социальный институт, как научная школа, был рассмотрен с трех сторон: как формальное объединение, как исследовательский коллектив, как направление в науке. В результате чего было предложено интегративное определение понятия «научная школа» - форма совместной научной деятельности коллектива исследователей, объединенных общей программой исследований под руководством признанного лидера, задачами которой выступают воспроизводство знаний и научных кадров.

Исходя из мнений различных исследователей и деятелей, были выделены характерные для научных школ признаки, рассмотрена классификация научных школ по различным основаниям, а также освещены возможные формы научных школ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основываясь на официальных статистических данных, в работе было проанализировано нынешнее положение науки в РФ, а именно: показатели приема в аспирантуру по направлениям подготовки в 2014 году, показатели численности аспирантов СЗФО, показатели объема финансирования науки из средств федерального бюджета, соотношение финансирования фундаментальных и прикладных наук.

Также была рассмотрена в качестве примера научных школ научная школа криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта.

Цель, поставленная перед началом написания работы, а именно - всестороннее рассмотрение и анализ вопроса о научных школах в Российской Федерации - была достигнута.

14 Осипова Е. В. Использование Ситуационного Подхода В Юридической Науке И Правоприменительной Деятельности // Научная сеть Современное право. Режим доступа: http://www.sovremennoepravo.ru/

Литература:

I. Правовые акты

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ от 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4137

II. Специальная литература

1. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65

2. Волобуев П. В. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. С. 81

3. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5.С. 42-43

4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С.

35

5. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106-111

6. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 86

III. Сайты Интернет

1. Криворученко В. К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования // Знание. Понимание. Умение. URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/scientific_schools/2007/Krivoruchenko/

2. Левин А. С. Соображения к концепции развития программы // Informika, государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. URL: http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html

3. Осипова Е. В. Использование Ситуационного Подхода В Юридической Науке И Правоприменительной Деятельности // Научная сеть Современное право. URL: http://www.sovremennoepravo.ru/

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

¿л Shapka V. V., Bobrov F. A. Nauchnaja shkola kak social'nyj institut v RF I V. V. Shap-ka, F. A. Bobrov II

£ß Nauka. Mysl'. -№5.-2015.

© В. В. Шапка, Ф. А. Бобров, 2015.

© «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The essay describes various approaches to the definition of the scientific schools, their characteristics, classifications and forms. Also it was analyzed the current state of the science in Russia. It was considered the scientific school of forensic citologia of IKBFU.

Keywords: science, scientific school, scientific research, IKBFU.

— • —

Сведения об авторах

Виктория Викторовна Шапка - старший лаборант Управления развития и стратегического планирования БФУ им. И.Канта, магистрант (Калининград, Россия).

Филипп Алексеевич Бобров - магистрант БФУ им. И.Канта (Калининград, Россия).

— • —

Подписано в печать 06.11.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.