Научная статья на тему 'К 20-летию создания кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта'

К 20-летию создания кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ / DEPARTMENT / INTERACTION / ACADEMIC RESEARCH SCHOOL / HEAD OF DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холопова Елена Николаевна, Куркова Наталья Алексеевна

Современный этап развития образования характеризуется новыми подходами к деятельности кафедр ведущих вузов России, изменением оценки результатов их деятельности, функций заведующих кафедр. Цель научного исследования, проведенного с использованием материалов кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта, заключалась в рассмотрении следующих функций данной кафедры в вузе: оказание непосредственного образовательного и воспитательного воздействия на обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов); осуществление научной деятельности и организационно-методического обеспечения научно-исследовательской работы; взаимодействие кафедры с другими кафедрами ведущих вузов России и региона, а также сотрудничество с зарубежными коллегами из университетов Литвы, Польши, Беларуси, Германии, Англии, США; сотрудничество кафедры с практическими подразделениями региона; функционирование научной школы криминалистической ситуалогии под руководством Т. С. Волчецкой; организация научно-исследовательской деятельности магистрантов; сохранение традиций кафедры. Обоснован вывод о том, что современная кафедра должна быть центром подготовки как научных, так и научно-педагогических кадров. Именно заведующий кафедрой является руководителем данного центра, ключевым звеном в системе управления, который формирует сплоченную команду профессионально подготовленных людей, способных решать поставленные перед ними задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the 20th anniversary of the Department of criminal procedure, criminology and legal Informatics of the I. Kant Baltic Federal University

The modern stage of education development is characterized by new approaches to the departmental activities in the leading universities of Russia, changes in the evaluation of the activities’ outcomes, the functions of departmental heads. The purpose of the research was to focus on some certain activity features of the research departments at the University (the study was conducted using the materials of the Criminal Procedure, Criminalistics and Law Informational Science Department of Immanuel Kant Baltic Federal University): providing direct educational and educational impact on students (bachelors, masters, postgraduates); managing research and extending methodological support; interacting with other departments of leading universities of Russia and the region, as well as cooperating with foreign colleagues from the universities of Lithuania, Poland, Belarus, Germany, England, USA; cooperating with practical departments of the region; managing the Criminalistics Situology research group under the leadership of T. S. Volchetskaya; undergraduate research activity; keeping traditions of the academic department. The article concludes that the modern academic department should be the center of training for researchers, academic and pedagogical staff. It is the head of the department who is the center to everything, a key element in the management system, which forms a cohesive team of professionally trained people able to solve a variety of tasks.

Текст научной работы на тему «К 20-летию создания кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта»

УДК 343.9.01

Е. Н. Холопова, Н. А. Куркова

К 20-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА,

КРИМИНАЛИСТИКИ И ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. И. КАНТА

Современный этап развития образования характеризуется новыми подходами к деятельности кафедр ведущих вузов России, изменением оценки результатов их деятельности, функций заведующих кафедр. Цель научного исследования, проведенного с использованием материалов кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта, заключалась в рассмотрении следующих функций данной кафедры в вузе: оказание непосредственного образовательного и воспитательного воздействия на обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов); осуществление научной деятельности и организационно-методического обеспечения научно-исследовательской работы; взаимодействие кафедры с другими кафедрами ведущих вузов России и региона, а также сотрудничество с зарубежными коллегами из университетов Литвы, Польши, Беларуси, Германии, Англии, США; сотрудничество кафедры с практическими подразделениями региона; функционирование научной школы криминалистической ситуалогии под руководством Т. С. Волчецкой; организация научно-исследовательской деятельности магистрантов; сохранение традиций кафедры. Обоснован вывод о том, что современная кафедра должна быть центром подготовки как научных, так и научно-педагогических кадров. Именно заведующий кафедрой является руководителем данного центра, ключевым звеном в системе управления, который формирует сплоченную команду профессионально подготовленных людей, способных решать поставленные перед ними задачи.

The modern stage of education development is characterized by new approaches to the departmental activities in the leading universities of Russia, changes in the evaluation of the activities' outcomes, the functions of departmental heads. The purpose of the research was to focus on some certain activity features of the research departments at the University (the study was conducted using the materials of the Criminal Procedure, Criminalistics and Law Informational Science Department of Immanuel Kant Baltic Federal University): providing direct educational and educational impact on students (bachelors, masters, postgraduates); managing research and extending methodological support; interacting with other departments of leading universities of Russia and the region, as well as cooperating with foreign colleagues from the universities of Lithuania, Poland, Belarus, Germany, England, USA; cooperating with practical departments of the region; managing the Criminalistics Situology research group under the leadership of T. S. Volchetskaya; undergraduate research activity; keeping traditions of the academic department. The article concludes that the modern academic department should be the center of training for researchers, academic and pedagogical staff. It is the head of the

© Холопова Е. Н., Куркова Н. А., 2019

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 1. С. 34 — 42.

department who is the center to everything, a key element in the management system, which forms a cohesive team of professionally trained people able to solve a variety of tasks.

Ключевые слова: кафедра, взаимодействие, научная школа, заведующий кафедрой.

Keywords: department, interaction, academic research school, head of department.

Реформы системы высшего образования в России свидетельствуют о необходимости внедрения новых подходов к управлению вузом. В связи с этим меняется и положение кафедр современного вуза в организации научного, учебного и воспитательного процесса. На современном этапе развития науки и образования существенными являются вопросы обоснования статуса кафедры вуза в этой системе, ее заведующего; положения кафедры в организации научной и научно-исследовательской работы, учебно-воспитательного процесса; характера ее взаимоотношений с другими подразделениями вуза и кафедрами аналогичного профиля других вузов; роли преподавателей в новой системе образования и становлении научных исследований, а также многие другие вопросы, связанные с обозначенными выше.

Конечно, эффективность высшей школы России обусловлена результатами работы высших учебных заведений, качество работы которых, в свою очередь, определяется деятельностью их кафедр. По некоторым данным, в вузах России насчитывается не менее 30 тыс. кафедр [10, с. 10]. Следует отметить, что именно кафедра, будучи основным учебно-научным структурным элементом высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую деятельность, призвана решать ряд важнейших задач, среди которых основными являются подготовка конкурентоспособных специалистов, в том числе обладающих современными теоретическими знаниями в области права и практическими навыками; подготовка высококвалифицированных, творчески активных научных и научно-педагогических кадров; разработка и применение новых методик и форм обучения, методик оценки качества подготовки специалистов; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса; обеспечение повышения квалификации сотрудников кафедры и оценка эффективности их деятельности; организация и проведение по заказам предприятий и организаций научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) [2; 3].

Традиционно выделяют следующие характеристики кафедры как структурного подразделения, непосредственно осуществляющего образовательную деятельность в вузе [1, с. 77]: объединение профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников одной или нескольких отраслей знаний; структурный элемент (единица) факультета или института; центр осуществления учебной, методической и научно-исследовательской деятельности; центр подготовки студентов, аспи-

35

E.H. Холопова, H.A. Куркова

рантов и докторантов совместно с другими подразделениями вуза; участник переподготовки и повышения квалификации работников заинтересованных предприятий и организаций. Кафедра — это одно из основных, базовых подразделений вуза. Именно кафедра оказывает непосредственное образовательное и воспитательное воздействие на обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов).

Основными задачами кафедры в соответствии с ее функциями являются создание условий для удовлетворения потребностей студентов в приобретении профессиональных знаний; подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками и умениями; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры; методическое обеспечение учебного процесса; разработка и использование новых технологий обучения; удовлетворение потребностей предприятий и организаций в повышении квалификации их персонала; проведение научных исследований.

В настоящее время кафедра уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики юридического института БФУ им. И. Канта (далее — кафедра) ведет подготовку бакалавров, магистрантов (по программе «Юрист в правоохранительной сфере») и аспирантов (по специальности 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность).

Организация взаимодействия с кафедрами ведущих вузов является одним из основных направлений деятельности кафедры. Кафедра активно взаимодействует с коллегами родственных кафедр ведущих вузов России и региона, а также сотрудничает с зарубежными коллегами из университетов Литвы, Польши, Беларуси, Германии, Англии, США. На современном этапе университет переходит от кафедральной структуры к созданию научных групп как стратегических академических единиц и организации центров междисциплинарной деятельности. Реформирование организации управления вузом диктует необходимость внедрения изменений в традиционную модель управления кафедрой. В связи с этим меняется и роль кафедры современного вуза в организации учебного и воспитательного процесса. Для оптимизации деятельности на кафедре создана научная группа, которая проводит исследование по теме «Повышение эффективности противодействия преступности: национальные и международные правовые проблемы с позиций ситуационного подхода». Программа развития университета способствовала приглашению профессоров из ведущих отечественных и зарубежных вузов, прочитавших авторские курсы. Среди них Ю. П. Гар-маев, Е. П. Ищенко, В. А. Подольный, Е. Р. Россинская, Д. А. Степаненко, Л. Г. Шапиро, В. Ю. Шепитько, Н. П. Яблоков и др.

Взаимодействие кафедры с практическими подразделениями. На всем протяжении своего развития кафедра активно сотрудничает с правоохранительными структурами: прокуратурой Калининградской области, Управлением Федеральной службы безопасности России по Калининградской области, Калининградским областным судом, Адво-

катской палатой Калининградской области, Калининградской лабораторией судебных экспертиз Минюста РФ, калининградскими экспертами Федеральной таможенной службы. Результатом такого сотрудничества являются аналитические справки и научные рекомендации, подготовленные представителями кафедры для совершенствования правоприменительной практики; подготовка, обсуждение и защиты кандидатских диссертаций сотрудниками правоохранительных органов — председателем областного суда В. И. Фалеевым, заместителем председателя арбитражного суда О. Д. Кузнецовой, адвокатами В. В. Ко-ниным, Н. А. Фоченковой, К. А. Кочетовым, следователем Д. Н. Ереминым, судьей М. В. Зюзиной.

Характерным примером совместных практико-ориентированных научных исследований стали методические рекомендации для прокуроров, посвященные общей методике поддержания государственного обвинения в суде, разработанные профессором Т. С. Волчецкой и ассистентом М. В. Авакьяном совместно с заместителем прокурора Калининградской области А. В. Федоровым и заместителем прокурора Ленинградского района А. П. Калужиным (2015).

Для освещения наиболее проблемных тем учебных дисциплин на занятия со студентами приглашаются сотрудники судебных и правоохранительных органов, проводятся совместные деловые игры.

Значение кафедры в становлении научной школы. Бесспорным достижением кафедры является создание и функционирование научной школы криминалистической ситуалогии. Среди учеников профессора Т. С. Волчецкой не только ученые — сотрудники университета, но и практические работники (судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, должностные лица органов государственной власти, юрисконсульты). С 2001 г. 20 аспирантов и соискателей обсудили и защитили кандидатские диссертации, среди них не только российские граждане, но и представители стран ближнего зарубежья.

В становлении кафедры активное участие принимал известный российский ученый-процессуалист, доктор юридических наук, профессор В. П. Нажимов (1923—2000) [6; 8]. На кафедре установлена мемориальная доска в память об ученом. Традиционным с 2000 г. стал ежегодный конкурс на лучшую студенческую работу, посвященный памяти В. П. Нажимова. У истоков создания и организации кафедры стояли Т. С. Волчецкая, С. И. Прокопьева, К. И. Гимбицкий, В. П. Крамаренко, И. Л. Ландау. В разные годы на кафедре работали И. А. Зинченко, А. А. Мухачев, А. А. Голованов, А. Ю. Анохин, В. В. Войников, О. Д. Кузнецова, А. В. Прозоров, И. В. Петров, С. В. Шмелева, Я. Ю. Янина, А. В. Ермак, Ю. В. Ефанова, А. М. Ишин и др.

С начала образования кафедры и по настоящее время ее возглавляет доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, председатель диссертационного совета Т. С. Волчецкая, научные исследования которой в области криминалистической ситуалогии, использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве, судебной экспер-тологии, ситуационного подхода и моделирования в криминалистиче-

37

Е.Н. Холопова, Н.А. Куркова

38

ской тактике и методике получили широкую известность и признание не только в России, но и за рубежом1. Т. С. Волчецкая является автором более 250 научных трудов, в том числе 17 монографий и учебных пособий, 14 методических пособий, соавтором 7 учебников по криминалистике.

Под редакцией профессора Т. С. Волчецкой изданы три уникальных сборника научных статей, посвященных современному состоянию и перспективам развития ситуационного подхода в криминалистической науке [11—13].

Заведующая кафедрой является руководителем всех сфер деятельности коллектива, ключевым звеном в системе управления, лидером сплоченной команды профессионалов, способных решать поставленные перед ними задачи. Направления работы заведующей кафедрой: организационная, учебная, воспитательная, методическая, научно-исследовательская, оценка эффективности работы преподавателей и качества подготовки студентов, развитие материально-технической базы.

За достигнутые успехи профессору Т. С. Волчецкой в 2011 г. присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». Международный конгресс криминалистов присудил ей в 2012 г. награду «Хрустальный куб» за формирование научной криминалистической школы, а в 2017 г. губернатор Калининградской области А. Алиханов вручил орден «За заслуги перед Калининградской областью» за особые достижения в науке и образовании.

На сегодняшний день наиболее перспективные научные исследования проводят аспиранты Н. Л. Рябенькая («Расследование преступлений, совершенных мигрантами»), М. П. Кисель («Криминалистические аспекты расследования преступлений в особом порядке»), Л. В. Горюч-ко («Особенности расследования мошенничеств в сфере предпринимательства»), И. И. Прейбис («Личность несовершеннолетнего подсудимого как объект криминалистического познания»).

Следует констатировать, что современный аспирант отличается от своего предшественника: раньше в аспирантуру поступали студенты, глубоко заинтересованные в научной работе, стремящиеся связать свое будущее с наукой и преподаванием, сейчас же соискатели ученой степени пытаются прежде всего расширить возможности трудоустройства и карьерного роста [9, с. 8]. Все меньше выпускников аспирантуры остаются работать в вузе. Поэтому в последние годы роль научного

1 Белкин Р. С. История российской криминалистики. М., 1999. С. 440—441; Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С. 38; Криминалистика : учебник / под ред. В. Ю. Шепитько. Харьков, 2001. С. 217; Криминалистика : учебник / отв. ред. Н. П. Яблоков. М., 2005. С. 49 (раздел о научных школах отечественной криминалистики); Калининградский пограничный институт. 10 лет. История становления и развития. Калининград, 2005. С. 93 — 95; Видные юристы России. М., 2006; Российский государственный университет им. И. Канта. История и современность. Калининград, 2007. С. 270—279, 320—321; Энциклопедия криминалистики в лицах / под ред. проф. В. Ю. Шепитько. Харьков, 2014; 50 лет калининградскому юрфаку / под общ. ред. О. А. Заячковского. Калининград, 2017. С. 176—177.

руководителя несколько видоизменилась. Акцент с подготовки молодого преподавателя сместился в сторону приобщения аспиранта к профессиональному научному знанию и помощи ему в овладении аналитическими и исследовательскими навыками, умениями использовать полученные знания в правоприменительной практике.

История становления и развития кафедры. Прежде всего необходимо отметить роль старшего преподавателя К. И. Гимбицкого, который, имея богатый практический опыт в раскрытии и расследовании преступлений, многие годы обеспечивал сотрудничество кафедры с органами внутренних дел. Он проводил занятия по криминалистике и вел авторские спецкурсы «Взаимодействие следствия и дознания», «Основы оперативно-розыскной деятельности», которые не потеряли своей актуальности до сих пор. Доцент А. А. Мухачев, также имея солидный опыт работы в органах внутренних дел, кроме криминалистики преподавал курс «Концепции современного естествознания», рассматривая применение естественнонаучных знаний в решении конкретных задач, возникающих в следственной, экспертной и судебной практике. Неординарным преподавателем была доцент, кандидат юридических наук С. И. Прокопьева, которая долгие годы занималась студенческой наукой и поддерживала интерес студентов к уголовно-процессуальному праву. Научное руководство кандидатской диссертацией С. И. Проко-пьевой осуществлял профессор В. П. Нажимов, оказавший значительное влияние на формирование ее профессиональных интересов в сфере уголовного судопроизводства.

Под руководством профессора Н. П. Нажимова были проведены дипломные исследования И. Ю. Панькиной и О. Д. Кузнецовой, которые впоследствии защитили кандидатские диссертации в научной школе профессора Т. С. Волчецкой и стали доцентами БФУ им. И. Канта [5; 7].

Проблемные лекции по уголовному процессу, прочитанные известным процессуалистом И. А. Зинченко, имеющим многолетний опыт работы в органах внутренних дел, запомнились многим студентам. Наиболее интересными были темы, связанные с доказательственным правом, принципами уголовного процесса, уголовно-процессуальной политикой.

Понимая важность информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, доцент А. М. Ишин разработал авторский спецкурс «Информационные технологии в юридической деятельности», который вел многие годы [4]. Под его руководством также были защищены две кандидатские диссертации (в 2002 и 2007 гг.). В настоящее время спецкурс А. М. Ишина преподает доцент А. Н. Григорьев, продолжая и совершенствуя заложенные традиции.

Процесс создания спецкурсов никогда не прекращался на кафедре. Так, доцент А. А. Голованов несколько лет преподавал дисциплину «Расследование преступлений по горячим следам», старший преподаватель И. В. Петров — «Расследование преступлений в сфере наркобизнеса», доцент Е. В. Осипова — спецкурс «Криминалистическая ситуало-гия», доцент И. Ю. Панькина — «Практикум по уголовному процессу»,

39

Е.Н. Холопова, Н.А. Куркова

доцент А. М. Ишин — «Проблемы криминалистической методики», доцент А. Н. Григорьев — «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации», профессор Е. Н. Холопова — «Проблемы взаимодействия субъектов уголовного судопроизводства», доцент А. В. Прозоров вел курс «Юридическая психология» и др. В настоящее время кроме основных учебных дисциплин «Уголовный процесс» и «Криминалистика» преподаватели кафедры ведут следующие спецкурсы:

— «Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики», «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве», «Методика научно-исследовательской работы в юриспруденции»

- (профессор Т. С. Волчецкая);

40 — «Проблемы доказательственного права в уголовном судопроиз-

водстве», «Обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве», «Основы оперативно-розыскной деятельности» (доцент И. Ю. Панькина);

— «Обеспечение прав личности при осуществлении ОРД», «Проблемы теории оперативно-розыскной деятельности» (профессор Е. Н. Холо-пова);

— «Информационное обеспечение уголовного правоприменения», «Информационные технологии в юридической деятельности» (доцент А. Н. Григорьев);

— «Основы юридического консультирования и профессиональной этики юриста», «Информационное право», «Ситуационное моделирование в уголовном правоприменении», «Юридическая клиника» (доцент Е. В. Осипова);

— «Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений», «Инновационные технологии судебного доказывания» (доцент О. А. Макарова);

— «Ошибки уголовного судопроизводства и их преодоление» (доцент В. П. Крамаренко);

— «Судебная экспертология» (доцент Н. А. Куркова, ассистенты М. В. Авакьян, Е. А. Попов).

Доцент Н. А. Куркова разработала и реализует для магистрантов Института живых систем БФУ им. И. Канта междисциплинарные спецкурсы «Современные возможности химико-биологических экспертных исследований», «Прикладная судебная экспертиза», «Теория и практика судебно-химической экспертизы». Большинство занятий являются практико-ориентированными и проводятся с привлечением экспертов.

Наиболее опытным сотрудником кафедры по праву считается доцент В. П. Крамаренко. Его глубокие теоретические знания в совокупности с эмпирической базой легли в основу 220 научных публикаций, 70 из которых опубликованы за рубежом (Беларусь, Украина, Польша, Германия).

Большое внимание кафедра уделяет работе со студентами. На постоянной основе функционируют научные студенческие кружки по криминалистике (руководитель — доцент О. А. Макарова) и по уголовному процессу (руководитель — доцент И. Ю. Панькина). Возможность проверить свои знания предоставляется студентам на ежегодной предметной олимпиаде. Также регулярно проводятся научные студенческие

конференции, где студенты, магистранты и аспиранты выступают с докладами и презентациями, обсуждают современные проблемы в области уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы и оперативно-розыскной деятельности. Наблюдается рост как количества студентов, занимающихся научными исследованиями, так и разнообразия форм научно-исследовательской работы, в которых студенты принимают активное участие. Кроме того, студенты имеют возможность практиковаться в юридической клинике и заниматься в ежегодной международной летне-осенней школе «Профессиональные навыки юриста: путь к успеху» (директор — доцент Е. В. Осипова).

При кафедре создан криминалистический полигон, а также специализированные аудитории криминалистики, которые оснащены учебными стендами и специальным оборудованием (например, кабинет полиграфолога). Научно-технические средства обеспечивают проведение занятий по криминалистической технике (судебной фотографии и видеозаписи, трасологии, судебной баллистике, криминалистическому исследованию документов, письма и почерка, дактилоскопии), по тактике осмотра места происшествия и других следственных действий, по методике расследования отдельных категорий преступлений. Помимо работы в учебных аудиториях сотрудниками кафедры проводятся выездные занятия в судах.

Следует отметить, что в ходе модернизации учебно-методических комплексов акцент делается на практико-ориентированных занятиях, а также на оказании помощи студентам в усвоении учебного материала в процессе самостоятельной подготовки.

Научно-исследовательская работа бакалавров и магистрантов является продолжением учебного процесса и организуется на кафедре под руководством профессоров и доцентов, что позволяет повысить уровень их подготовки.

В связи с нехваткой количества учебных часов на изучение ряда дисциплин кафедра делает упор на формировании у обучающихся криминалистического стиля мышления, овладении навыками анализа криминалистически значимой информации, умении выявлять типовые ошибки и вырабатывать алгоритмы решения нестандартных ситуаций.

Важно отметить, что традиции кафедры были и остаются одной из составляющих формирования научных и научно-педагогических кадров. Без них невозможно подготовить полноценного юриста. Вместе с тем сотрудничество с ведущими кафедрами, взаимодействие с практическими подразделениями, внедрение в процесс обучения новых методик и технологий преподавания, новых спецкурсов позволяет подготовить разностороннего специалиста, конкурентоспособного профессионала, умеющего применять на практике полученные теоретические знания.

41

Список литературы

1. Варкулевич Т. В. Роль кафедры государственного вуза в формировании его инвестиционной привлекательности и обеспечении финансовой устойчивости // Актуальные вопросы современной науки. Вып. 9, кн. 2. Новосибирск, 2009. С. 77.

Е.Н. Холопова, Н.А. Куркова

42

2. Григораш О. В., Трубилин А. И. Инновации в организационно-методической работе на кафедре // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар, 2013. № 07 (091). С. 488 — 499.

3. Григораш О. В., Трубилин А. И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. Краснодар, 2012.

4. Ишин А. М. Теория и практика информационного обеспечения расследования преступлений в современных условиях. Калининград, 2009.

5. Кузнецова О. Д. Принцип состязательности и проблемы его реализации при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. Калининград, 2008.

6. Лукашевич В. З. Памяти Владимира Павловича Нажимова // Правоведение. 2000. № 4. С. 268—269.

7. Панькина И. Ю. Презумпция невиновности: теория и практика реализации в российском уголовном процессе. М., 2010.

8. Побегайло Э. Ф. Поэт. Гражданин. Ученый (К 85-летию со дня рождения профессора Владимира Павловича Нажимова) // Российский криминологический взгляд. 2008. № 3. С. 52—56.

9. Резник С. Д., Устинова Д. В. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления. М., 2016.

10. Резник С. Д. Управление кафедрой : учебник. М., 2011.

11. Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2012.

12. Ситуационный подход в решении современных проблем противодействия терроризму и экстремизму : матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Противодействие терроризму и экстремизму: ситуационный подход (в условиях организации и проведения крупных спортивных мероприятий, с учетом геополитического положения региона)» / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2017.

13. Ситуационный подход в юридической науке и практике: современные возможности и перспективы развития : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 15-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2017.

Об авторах

Елена Николаевна Холопова — д-р юр. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия. E-mail: elchol@mail.ru

Наталья Алексеевна Куркова — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия. E-mail: kurkovna@list.ru

The authors

Prof. Elena N. Kholopova, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia. E-mail: elchol@mail.ru

Dr Natalya A. Kurkova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: kurkovna@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.