1 fiy-r.TO;
/эщ:,
В.И. ЛЕВШИН, V.l. LEVSHIN,
Э.Е. ТУЗОВ, Е.Е. TUZOV,
А.П. УКОЛОВ А.P. UKOLOV
«ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ВЛАДЕТЬ»
KNOW, BE ABLE, OWN
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОПРЯЖЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ, ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВА МЕЖВИДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ
CONSISTENCY AND INTERCONNECTION OF SKILL STANDARDS TO MILITARY PROFESSIONAL TRAINING, BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER MILITARY EDUCATION INSTITUTIONS - THE BASIS OF THE MILITARY CADRES' MULTISERVICE TRAINING
Сведения об авторах: Левшин Виктор Иванович - ведущий научный сотрудник (руководитель группы) группы (координации и научно-методического обеспечения деятельности федерального учебно-методического обеспечения военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России), генерал-лейтенант, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: Viktor1809@ yandex.ru );
Тузов Эдуард Евгеньевич - ведущий научный сотрудник группы (координации и научно-методического обеспечения деятельности федерального учебно-методического обеспечения военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России), Почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: tuzovee@mail.ru);
Уколов Александр Петрович - старший научный сотрудник группы (координации и научно-методического обеспечения деятельности федерального учебно-методического обеспечения военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России), кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: ykolov-apl958@yandex.ru).
Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования преемственности и сопряжения квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке и основных профессиональных образовательных программ военных образовательных организаций высшего образования в интересах межвидовой подготовки военных кадров.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная основная образовательная программа, основная профессиональная образовательная программа, квалификационные требования, уровни обученности, преемственность, сопряжение.
Information about the authors: Viktor Levschin - Leading Researcher of the (chief) group (coordination and scientific and methodological support of the activities of the Federal educational-methodical support of military educational institutions of higher education of the RF Defense Ministry), Lieutenant-General, Cand. Sc. (Moscow. E-mail: Viktorl809@yandex.ru);
Eduard Tuzov - Leading Researcher of the group ( coordination and scientific and methodological support of the activities of the Federal educational-methodical support of military educational institutions of higher education of the RF Defense Ministry ), honorary worker of higher professional education of Russia, Cand. Sc. (Mil.), Docent (Moscow. E-mail: tuzovee@mail.ru);
Aleksander Ukolov - Senior Researcher of the group (coordination and scientific and methodological support of the activities of the Federal educational-methodical support of military educational institutions of higher education of the RF Defense Ministry), Cand. Sc. (Mil.), Docent (Moscow. E-mail: ykolov-apl958@yandex.ru).
Summary. The article reveals the questions of consistency and interconnection formation of skill standards to military professional training and basic professional educational programs of higher military education institutions in the interests of the military cadres' multiservice training.
Keywords: federal state educational standard, the exemplary basic educational program, the basic educational program, skill standards, the competence levels, consistency, interconnection.
Система военного образования
должна постоянно развиваться, с упреждением реагировать на изменения в средствах и способах вооруженной борьбы, в структурах и задачах армии и флота, учитывать возрастающие требования к подготовке военных кадров.
Как никогда актуально требование Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации к подготовке офицерских кадров: «Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы, постоянно анализировать, как выпускники выполняют должностные обязанности в войсках, какие знания и навыки, полученные в училищах и академиях, они применяют, а какие остаются невостребованными. На этой основе нужно оперативно корректировать учебные программы, совершенствовать обучающие технологии, учитывать в подготовке военных кадров вероятные изменения в характере вооруженной борьбы».
Основными факторами, влияющими на развитие системы военного образования, являются: современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации; создаваемые межвидовые группировки войск (сил); система форм применения Вооруженных Сил;
межвидовые и межведомственные принципы применения Вооруженных Сил, а также возросший динамизм и неопределенность вооруженной борьбы (см. схему 1).
В военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации подготовка военных кадров с высшей оперативно-стратегической и оперативно-тактической подготовкой осуществляется по образовательным программам высшего образования на военные специальности по соответствующим направлениям подготовки по программам магистратуры и образовательным программам с полной военно-специальной подготовкой на военные специальности по программам специалитета.
Межвидовый характер вооруженной борьбы и деятельность Вооруженных Сил в составе межвидовых группировок войск повышают требование к подготовке войск и военных кадров. Это определяет необходимость формирования и оперативного уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников и разработки межвидовых образовательных программ. В современных условиях представитель любого вида (рода войск) Вооруженных Сил может возглавить руководство
межвидовой группировкой войск (сил).
Принятая в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации трехуровневая система военного образования (первый уровень - полная военно-специальная подготовка, второй уровень - высшая военная оперативно-тактическая подготовка, третий уровень - высшая военная оперативно-стратегическая подготовка) предполагает методологию постепенного наращивания знаний в собственно военной и военно-политической областях, развитие и приобретение компетенций, навыков и закрепление их в ходе дальнейшей службы.
То есть, в целях повышения базовой подготовки военных кадров Вооруженных Сил Российской Федерации, целесообразно внедрить в практику образовательной деятельности военных образовательных организаций высшего образования методологию подготовки военных кадров на всех уровнях образования (см. схему 2).
На первом уровне методология подготовки военных кадров, структурное построение профильных дисциплин должны обеспечить изучение курсантами основных понятий, терминов, применяемых в военной области знаний, фундаментальных государственных документов, основополагающих принципов управления подраз-
с*
Л
¿А
Он
делениями, тактики и основных понятий оперативного искусства, вопросов материально-технического обеспечения.
На втором уровне методология подготовки, структурное построение профильных дисциплин должны обеспечить изучение слушателями основных требований фундаментальных государственных документов, основ оперативного искусства и получение ими умений (компетенций) на соответствующем уровне должностного предназначения организовать управление, взаимодействие с приданными или входящими в группировку соединениями, частями, а также их материально-техническое обеспечение.
На третьем уровне методология подготовки, структурное построение профильных дисциплин должны обеспечить слушателям изучение, знание, умение применять на практике требования фундаментальных государственных документов через призму сформированных квалификационных требований и программ подготовки должностных лиц государственного и военного управления.
Достижение высшего уровня военного образования воз-
Военные опасности и военные угрозы Характер современных войн и вооруженных конфликтов
можно, если каждая военная образовательная организация последовательно, на своем уровне, будет стремиться к реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления.
При этом программы подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации в военных образовательных организациях на всех трех уровнях должны иметь преемственность, а также быть сопряжены и взаимно увязаны с программами профессиональной подготовки, программами оперативной (боевой) подготовки в видах (родах войск) Вооруженных Сил Российской Федерации (см. схему 3).
Межвидовый характер вооруженной борьбы и деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в составе межвидовых группировок войск (сил) должны быть обеспечены современными квалификационными требованиями к выпускникам (должностным лицам) и межвидовыми образовательными программами.
Учитывая требование межвидового характера подготовки военных кадров, система военного
Стратегия национальной безопасности
Военная доктрина Союзные обязательства в рамках ОДКБ
Система военного образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (образовательные стандарты) Квалификационные требования Образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки
Схема. 7. Факторы, влияющие на развитие системы военного образования
образования должна обеспечивать эффективное наращивание межвидовых знаний от одного уровня образования к другому.
Это достигается путем сопряжения (согласования) квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, разрабатываемых заказчиками подготовки кадров, и преемственностью основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными организациями между уровнями подготовки и внутри них.
Под преемственностью в образовательной деятельности следует понимать последовательный переход от одного уровня образования к другому (более высокому), выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания, а также наращивание знаний, которые обеспечивают деятельность должностных лиц в соответствии с полученными компетенциями на соответствующем уровне образования.
Квалификационные требования являются основой для разработки образовательных программ в соответствии с предъявляемыми требованиями заказчика, в которых определяются необходимые профессиональные компетенции.
Преемственность должна обеспечивать вертикальную взаимосвязь квалификационных требований, т.е. квалификационные требования верхнего уровня должны опираться на квалификационные требования нижнего уровня и развивать их дальше.
Так, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации определяет квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников академий видов (родов войск) Вооруженных Сил занимают подчиненное положение по отношению к квалификационным требованиям Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
В свою очередь квалификационные требования к выпускникам с полной военно-специальной подготовкой занимают подчиненное положение по отношению к квалификационным требованиям к выпускникам с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.
Базовое образование с полной военно-специальной подготовкой должно в полном объеме обеспечивать переход к последующему уровню подготовки офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, достигаемой через
преемственность образовательных программ.
Уровень подготовки офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, в свою очередь, должен способствовать успешному решению образовательных задач высшей военной оперативно-стратегической подготовки.
Другими словами, в подготовке военных кадров не должно быть разрывов между уровнями подготовки.
Сопряжение в образовательной деятельности в общем виде представляет взаимное соответствие квалификационных требований и образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования, которые взаимно перекрываются на необходимом уровне образования при подготовке военных кадров видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации.
ли-Ц ;*р! 1 1 1 т Д-1 1 (|]
1 Л] г! 'Л-У 11 ,Ц ¡1! 1
Что касается сопряжения квалификационных требований, то это означает их согласование по горизонтали с целью обеспечения межвидового характера их содержания. Это предполагает наличие в квалификационных требованиях вопросов, касающихся применения войск (сил) и средств не только своего вида (рода войск) Вооруженных Сил, но и определенных положений по вопросам применения и организации взаимодействия формирований других (взаимодействующих) войск (сил) и средств, и в первую очередь - общевойсковых.
В свою очередь сопряжение образовательных программ означает их согласование по горизонтали с целью обеспечения межвидового характера их содержания, т.е., программы обучения должны быть межвидовыми.
Этого возможно достичь, только обеспечив в ходе обучения единого
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Разработанные в государстве на основе анализа международной обстановки, мирового опыта, знаний военного искусства документы, являющиеся фундаментом для строительства подготовки и применения ВС РФ
Федеральные конституционные законы
Стратегия национальной безопасности
Концепция внешней политики
Военная доктрина
ВАГШ ВС РФ (3-й уровень)
с>
Методология подготовки, структурное построение, наличие профильных дисциплин должны обеспечить изучение, знание, умение применять на практике требования фундаментальных государственных документов через призму сформированных квалификационных требований и программ подготовки _должностных лиц государствуного и военного управления
НЕ
П
Видовые академии (2-й уровень)
Мегодолотя подготовки, структурное построение, наличие профильных дисциплин должны обеспечить изучение основ требований фундаментальных государственных документов основ оперативного искусства и умение на соответствующем уровне должностного предназначения организовать управление войсками, материально-техническое обеспечение и взаимодействие с приданными войсками ип^ входящими в группировку
ь
и
о о о
Военные училища (1-й уровень)
Мегодолотя подготовки, структурное построение, наличие профильных дисциплин должны обеспечить изучение основных понятий фундаментальных государственных документов, основополагающих принципов управления подразделениями, тактики и основных понятий оперативного искусства, эксплуатации и применения вооружения и военной техники на основе федерального государственного образовательного стандарта
Полная военно-специальная подготовка (специалитет)
Высшая военная оперативно-стратегическая
подготовка (магистратура)
Высшая военная оперативно-тактическая подготовка (магистратура)
Схема. 2. Методология подготовки военных кадров
ш
Ч ■ г» '
'Ж
Ш
понимания слушателями и курсантами вопросов управления, организации и ведения боевых действий объединениями (соединениями и частями), в том числе вопросов межвидового и межродового взаимодействия (см. схему 4).
Характер современных войн и вооруженных конфликтов требует от должностных лиц органов военного управления (командиров и штабов) системных, цельных знаний по всем составляющим военного искусства (тактике, оперативному искусству и военной стратегии), а также умений управлять действиями межвидовых группировок войск (сил).
В настоящее время в военных округах имеются объединения, соединения (части, подразделения) практически всех видов (родов войск) Вооруженных Сил, структуру и возможности которых необходимо знать и уметь их применять
в бою (операции). Изучение основ применения и управления ими должно начинаться с первого уровня образования. Это требует единого подхода в органах военного управления к формированию квалификационных требований, а в образовательных организациях - в формировании у слушателей необходимых компетенций для обучения на последующих уровнях образования.
Необходимо отметить, что раньше формирование квалификационных требований, как правило, проводилось самой военной образовательной организацией. Это вполне объективно, так как в главных командованиях видов Вооруженных Сил, командованиях родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях были упразднены органы военного образования (направления, отделы, группы), ранее занимавшиеся этой
работой. В настоящее время этот недостаток устранен, что в корне изменяет систему управления военным образованием и систему разработки и согласования квалификационных требований.
Тщательный подбор содержания основных профессиональных образовательных программ в первую очередь влияет на качественное решение задач по заявленным квалификационным требованиям, на их преемственность (сопряжение) и, прежде всего, по военно-профессиональным дисциплинам.
Федеральным учебно-методическим объединением была проведена экспертиза основных профессиональных образовательных программ, разработанных военно-учебными заведениями на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+).
Организация управления
Стратегия. Оперативное искусство.
Программа подготовки ВАГШ ВС РФ
9-
-ф
I I
й--
Межвидовый характер вооруженной борьбы и деятельность ВС в составе межвидовых группировок войск.
Национальная безопасность.
------------------------
-?
сГ
I I I
-О
1/
Программа оперативной подготовки
~1—г
Организация взаимодействия. Основы управления
1—г
Основы оперативного искусства
ТТ
Программы л подготовки видовых академий
Основы оперативного искусства, межвидовые группировки войск (сил). Основы государственного управления, национальной безопасности, военной экономики.
_л_
-ч
Программа профессиональной подготовки
Основы взаимодействия
Тактика
м_ Структурное построение дисциплин должно соответствовать структуре дисциплин вышестоящего вуза (уровня управления). Основы государственного управления, военной б е зол ас н ости. Зконо м и ка.
Образовательные программы училищ и к Программа боевой подготовь
с >
N V
Схема. 3. Взаимосвязь образовательных программ с программами боевой, профессиональной и оперативной подготовки
Экспертиза показала, что образовательные программы военных образовательных организаций не в полной мере охватывают вопросы подготовки военных кадров, определяющие современный межвидо-вый характер вооруженной борьбы, перспективную систему форм и способов применения Вооруженных Сил при подготовке военных кадров с высшей военной оперативно-тактической и оперативно-стратегической подготовкой по программам высшего образования.
Это относится к изучению основ дисциплин «Оперативное искусство», «Управление войсками», «Военное строительство и строительство Вооруженных Сил», «Национальная безопасность», «Государственное управление», «Военная экономика» и «Информационная безопасность» между первым, вторым и третьим уровнями системы военного образования.
С целью устранения недостатков в изучении курсантами
и слушателями вопросов межвидовой подготовки федеральным учебно-методическим объединением военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования 56.00.00 «Военное управление» был разработан «базовый минимум» учебных дисциплин для включения его в примерные основные образовательные программы.
«Базовый минимум» учебных дисциплин (разделов учебных дисциплин, модулей) составляет то «ядро», которое является «общим» и объединяет все 12 направлений подготовки слушателей-магистров и 5 специальностей подготовки курсантов военно-учебных заведений, входящих в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 56.00.00 «Военное управление».
«Базовый минимум» учебных дисциплин для слушателей с высшей оперативно-тактической подготовкой включает в свой состав 32 учебные дисциплины (разделы учебных дисциплин, модулей). «Базовый минимум» учебных дисциплин для курсантов с полной военно-специальной подготовкой -37 учебных дисциплин (разделы учебных дисциплин, модулей).
Содержание базовых минимумов учебных дисциплин примерных основных образовательных программ (обязательных для всех военных образовательных организаций высшего образования) разработано с учетом межвидовой подготовки, преемственности и сопряжения основных профессиональных образовательных программ.
Это стало возможным в связи с тем, что федеральному учебно-методическому объединению впервые предоставлено право самостоятельно определять «базовый минимум» учебных
Генеральный штаб ВС РФ (разработчик квалификационных требований)
со ^
со о
л 5
Военная академия Генерального штаба ВС РФ
Управление объединениями ВС РФ
о
О х
X
ш со
о ^
ш ш 0-с=
С*
0 с
Оч
со со Ф
1 со
0 о.
>4
оГ со
1 с
со
I-
со о с
Главные командования (командования) видов (родов) главные и центральные управления МО
войск,
ВУНЦ св ВУНЦ ВВС ВУНЦ ВМФ
Управление ! воинскими частями и соединениями 1
Главные командования (командования) видов (родов) войск, главные и центральные управления Министерства обороны РФ (разработчики квалификационных требований)
Военные училища и институты
Управление подразделениями
СОПРЯЖЕННОСТЬ (межвидовая подготовка)
/
Схема. 4. Преемственность и сопряженность квалификационных требований
и образовательных программ
с*
Л
¿А
Он
дисциплин и их содержание, определяющий подготовку слушателей и курсантов в рамках области знаний «Военное управление» для включения его в примерные основные образовательные программы, разрабатываемые на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) (см. схему 5).
На заседаниях федерального учебно-методического объединения отмечалось, что первый уровень подготовки, начиная с военного училища, должен давать фундаментальные основы для высших уровней образования, т.е. формировать своего рода базис для надстройки высшего уровня.
Кроме того, уровни подготовки обучаемых, содержащиеся в квалификационных требованиях, должны обеспечиваться определенным объемом учебного времени и определенными видами учебных занятий в соответствии с учебными планами.
Уровень «знать» предполагает чтение лекций, обсуждение вопросов на семинарах, круглых столах и проведение зачетов.
Уровень «уметь» дополнительно требует обязательного наличия прикладного курса, разработки курсовых и выпускных квалификационных работ.
Уровень «владеть» дополнительно требует проведения тренировок, командно-штабных военных игр, деловых игр и стажировок.
Отечественный и зарубежный опыт военного образования показывает, что практическая направленность обучения выпускников видовых академий (уровни «уметь», «владеть») должна достигать 50-60% времени от всего объема учебного времени.
Таким образом, межвидовая подготовка военных кадров должна осуществляться в едином организационном и научно-методическом сопровождении разработки, согласовании и утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников и образовательных программ.
«Включение» в примерные основные образовательные программы «базового минимума» учебных дисциплин является основой межвидовой подготовки, сопряжения и преемственности квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников и основных профессиональных образовательных программ.
Выпускники всех трех уровней должны знать основы межвидового
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП)
Базовый минимум учебных дисциплин (магистратура - 32, специалитет - 37)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КВОЕННО-ПРОФЕССИОН АЛ ЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ (КТ)
применения подразделении, частей и соединений в прямых и обратных связях как по горизонтали, так и по вертикали.
Каждый выпускник должен знать не просто свой алгоритм работы, но и его место и роль в алгоритме работы вышестоящего и подчиненного органа военного управления, то есть в прямой и обратной связи.
Этого возможно достичь путем согласованного решения вопросов преемственности и сопряжения квалификационных требований и образовательных программ по уровням военного образования на всех этапах их разработки представителями видов (родов войск) Вооруженных Сил и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.
Схема. 5. Порядок формирования основной профессиональной образовательной программы
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 „Об образовании в Российской Федерации"».
4. Отчет о деятельности федерального учебно-методического объединения военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования «Военное управление» за 2017 год.