А.А. КОРАБЕЛЬНИКОВ
A.A. KORABELNIKOV
ЗАСЛОН ТЕРРОРИЗМУ
BARRIER TO TERRORISM
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
TRAINING OF PERSONNEL ON COUNTER-TERRORISM ISSUES IN MILITARY
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Сведения об авторе. Корабельников Александр Андреевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (Системных оперативно-тактических исследований Сухопутных войск) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации», полковник запаса, доктор военных наук, профессор (г. Москва).
Аннотация. В статье показана необходимость уточнения понятий «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт». Также обоснована необходимость включения вопросов противодействия терроризму в образовательную деятельность военных образовательных организаций.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, террористический акт, компетенции, образовательная программа.
Information about the author. Alexander Korabelnikov - senior researcher at the research center (System operational and tactical research of the Land forces) Military training and research center of the Land forces «combined arms order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Colonel, doctor of military science, Professor (Moscow).
Summary. The article shows the need to clarify the concepts of «terrorism», «terrorist activity»,«terrorist act». The article also substantiates the need to include counter-terrorism issues in the educational activities of military educational organizations.
Keywords: terrorism, terrorist activity, terrorist act, competence, educational program.
Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации - это противоправная деятельность террористических, экстремистских организаций и трансграничных преступных групп, направленная на дестабилизацию нормальных условий жизнедеятельности, дезорганизацию административно-правовых режимов, в целях нарушения состояния пограничной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Следует согласиться с той частью данного понятия, которая
характеризует терроризм как идеологию.
Такой подход к сущности терроризма приводит к стиранию граней между состоянием войны и мира. Сегодня очевидным становится вопрос с определением сущности войны. Он актуален и требует постоянного изучения и тщательной проработки. В качестве одного из предложений дается следующее определение понятию «война». Война - это конфронтационная политика, осуществляемая применением любых доступных путей, методов, способов и средств ее ведения. Сущность предлагаемого
понятия войны в наибольшей степени отвечает характеру «холодная война» и «горячая война».
Каков должен быть подход к понятию «террористическая деятельность»? В Федеральном законе дается следующее понятие террористической деятельности.
Террористическая деятельность включает в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступ-
ной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Однако террористическую деятельность необходимо рассматривать как составную часть вооруженной борьбы. Следует ожидать возражения многих военных специалистов. Ведь до настоящего времени в официальных документах по военной тематике под «вооруженной борьбой» понимается только «горячая война». Если посмотреть на опыт семидесятилетней «вооруженной борьбы» против СССР и России, то можно сделать вывод, что она велась непрерывно, только средствами и методами «холодной войны».
В «холодной войне» «вооруженная борьба» ведется в основном информационно-психологическими средствами поражения (оружием), предназначенными для управляющего воздействия на индивидуальное и массовое сознание живой силы противника с целью подавления у нее желания и воли к сопротивлению, а также формирования у продажных и одураченных ее представителей мировоззрения, оправдывающего необходимость борьбы против своей страны и ее граждан, то есть с целью создания предательской «пятой колонны» как оружия колоссальной разрушительной силы.
Таким образом, террористическая деятельность - совокупность действий различного масштаба, проводимых противоправными насильственными формами, основанными на устрашении насилия
и его осуществлении для достижения политических, экономических, военно-стратегических и иных целей, сопоставимых с военными.
Теперь коротко о террористическом акте. Сущность его раскрыта в Федеральном законе и заключается в следующем. Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Анализ террористической деятельности последнего десятилетия свидетельствует о настоятельной необходимости уточнения данного понятия. Предлагается под террористическим актом понимать действия, направленные на нанесение тяжких последствий инфраструктуре организаций и учреждений с сопутствующими значительными жертвами физических лиц в целях воздействия на деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления или международные организации.
Таким образом, предложения по внесению корректив в действующую нормативную базу позволят: обеспечить нормотворческую деятельность по борьбе с терроризмом структурных элементов военной организации государства на ведомственном уровне; на межведомственном уровне - обеспечить единое понимание субъектами борьбы с терроризмом основных форм взаимодействия и их содержания по этапам данной деятельности, необходимые силы и средства, выделяемые для достижения целей борьбы с терроризмом, порядок их действий, сигналы оповещения и боевого управления, содержание основных планирующих документов; на ведомственном уровне - си-
стематизировать основные понятия данной деятельности, которые обусловят единое понимание содержания данной деятельности по ее этапам, содержание основных организационных и планирующих документов, что, в свою очередь, обеспечит слаженную и оперативную работу органов управления по организации взаимодействия при противодействии терроризму.
Правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом закреплены в Федеральном законе «О противодействии терроризму». Основные задачи в противодействии терроризму могут систематизированно представлены в следующем виде:
- поддержание необходимого уровня боевой готовности мобилизационных резервов командованием военных округов, подготовки воинских частей, выделяемых в состав сил и средств оперативных штабов в субъектах РФ для участия в контртеррористической операции, подразделений антитеррора и усиления, их способности гарантированно выполнять задачи по предназначению, а также обеспечение постоянной готовности воздушных (морских) групп к перевозке антитеррористических формирований;
- поддержание непрерывного взаимодействия органов военного управления и оперативных штабов в субъектах РФ, уделяя особое внимание планированию применения сил и средств Вооруженных Сил в контртеррористической операции;
- предотвращение (пресечение) террористических актов, направленных против военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала и объектов Вооруженных Сил;
- поддержание готовности подразделений воинских частей к действиям в составе отрядов ликвидации последствий ЧС (террористических актов);
- совершенствование антитеррористической защищенности объ-
ектов (военных городков), уделяя особое внимание обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания;
- совершенствование слаженности работы должностных лиц оперативных групп и органов военного управления, соединений, воинских частей, а также личного состава антитеррористических подразделений при выполнении задач по предотвращению террористических актов путем проведения учений, командно-штабных тренировок и практических занятий.
Руководством МО РФ при организации плановых и внезапных проверок уделяется пристальное внимание состоянию противодействия терроризму в войсках. Так, при проведении внезапных проверок в течение первых суток учений осуществляется оценка состояния террористической защищенности военных городков (объектов Вооруженных Сил), организации службы войск, непосредственно влияющих на их антитеррористическую защищенность, а также организации охраны и обороны складов с оружием, боеприпасов и других критически важных и потенциально опасных объектов Вооруженных Сил, в том числе обеспечивающих жизнедеятельность местного населения, гарнизонов, соединений, воинских частей (организаций).
Однако следует отметить, что если в целом в стране в течение последних нескольких лет сложилась система профессионального образования, в том числе и по вопросам антитеррористической подготовки руководства и сотрудников муниципальных образований, а также предприятий, организаций и учреждений, то в Министерстве обороны этому направлению в деятельности образовательных организаций не уделяется внимания. Причина кроется, прежде всего, в недооценки педагогическими и руководящими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, важности данной задачи в сфере
государственной политики. Необходима перестройка образовательной деятельности в сфере профессионального образования, в том числе и по вопросам антитеррористической подготовки, которые являются одной из важнейших составляющих его частей. Она должна быть организована и проводиться целенаправленно и непрерывно с учетом общественно-политической обстановки, складывающейся в стране.
Образовательная организация МО РФ обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
- обеспечивать реализацию образовательных программ, соответствие качества подготовки обучаемых установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания интересам и потребностям обучаемых;
- создать безопасные условия обучения, воспитания обучаемых, присмотра за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье их и работников образовательной организации.
Каковы пути в реализации представленных требований в образовательной деятельности организаций, осуществляющих обучение специалистов для МО РФ? Нет сомнения в том, что такие организации задачи по противодействию терроризму должны осуществлять по двум направлениям.
К первому направлению следует отнести образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Это обстоятельство обусловливает необходимость в структуру образовательной программы включать соответствующие показатели, позволяющие овладеть определенными знаниями, умениями, навыками и компетенцией для приобретения опыта деятельности, развития способностей и приобретения опыта применения
знаний в повседневной жизни по борьбе с терроризмом. Непременным условием в достижении успеха является обеспечение соответствующих организационно-педагогических условий в образовательной организации. Подготовленность к выполнению задач по борьбе с терроризмом должна прослеживаться через содержание учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Ко второму направлению целесообразно отнести непосредственно деятельность руководящих, педагогических, научных и иных работников, органов местного самоуправления и членов семей военнослужащих образовательной организации по предупреждению терроризма, борьбе с терроризмом и ликвидации последствий проявления терроризма. Второе направление значительное по масштабу, так как должно охватывать различные структурные подразделения образовательной организации, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности. К таким структурным подразделениям следует отнести филиалы, факультеты, институты, центры, кафедры, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, учебные полигоны, учебные базы практики, библиотеки, музей, спортивные залы, общежития, военные городки.
Продуманная кадровая политика является одним из основных направлений повышения эффективности функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму. Соединения, воинские части и подразделения, прежде всего участвующие в противодействии терроризму, должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Приоритетным
направлением кадровой политики является повышение престижа службы в указанных подразделениях.
Реализация кадровой политики может осуществляться по следующим направлениям: военно-профессиональная переподготовка офицеров, прежде всего командного профиля; совместная антитеррористическая подготовка сотрудников федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в противодействии терроризму; антитеррористическая подготовка негосударственных структур безопасности с учетом специфики решаемых ими задач, членов семей военнослужащих и других лиц, проживающих на объектах образовательной организации.
Подготовка и переподготовка кадров для противодействия терроризму должна осуществляться на базе межведомственных и ведомственных учебных центров и образовательных организаций высшего профессионального образования.
Наряду с имеющимися в России возможностями по подготовке кадров для противодействия терроризму допускается их обучение за рубежом в рамках международного сотрудничества. Подтверждением сказанному является принятие решения о создании антитеррористического центра в рамках государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
Каковы же могут быть подходы в обучении противодействию терроризму в образовательной деятельности? Нет сомнения в том, что общие подходы по противодействию терроризму должны быть определены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Следует учитывать, что федеральные органы исполнительной власти обязательно участвуют в формировании и реализации основных направлений госполитики в области противодействия терроризму в пределах
своей компетенции в установленной сфере деятельности.
Так, например, Минобрнауки РФ разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Область военно-профессиональной деятельности обучаемых дополнительно к установленным в действующем федеральном государственном образовательном стандарте может включать:
- управление подразделениями при их участии в выполнении задач стратегического сдерживания возможных угроз безопасности;
- управление силами и средствами, входящими в состав межведомственной группировки войск, при их участии в ходе осуществления мероприятий по предупреждению террористической опасности на территории субъекта Российской Федерации;
- участие в управлении органами управления при планировании применения сил и средств, входящих в состав межведомственной группировки войск, в контртеррористической операции;
- деятельность по организации и управлению формируемых подразделений в мирное время и в период мобилизации (военное время);
- управление подразделениями в условиях критических ситуаций.
При проектировании программы специалитета образовательная организация обязана включить в набор планируемых результатов освоения программы специалитета все общекультурные и общепрофессиональные уровни образования, а также профессиональные уровни образования, отнесенные к тем видам профессиональной
деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Образовательная организация обязана включить в планируемые результаты освоения все профессионально-специализированные уровни образования, отнесенные к конкретной специализации программы специалитета.
При проектировании программы специалитета образовательная организация может дополнить набор показателей качества образования обучаемых с учетом вида (видов) деятельности, на которые ориентирована программа специ-алитета, и специализации этой программы.
При проектировании программы специалитета образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.
Обучающийся дополнительно к установленным в федеральном государственном образовательном стандарте должен обладать следующими военно-профессиональными уровнями образования.
Применительно к общекультурному уровню: способностью осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать подразделением, воинской частью и соединением в полном объеме реализацию задач в сфере общественной, государственной безопасности и национальной обороны; способностью соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики в сфере профессиональной деятельности при решении задач военно-патриотического воспитания; способностью применять достижения отечественной культуры, искусства в сфере профессиональной деятельности.
Общепрофессиональный уровень может быть дополнен: способностью соблюдать требования Общевоин-
ских уставов, правила внутреннего воинского (трудового) распорядка в мирное время и в условиях кризисной ситуации.
Профессиональный уровень целесообразно расширить следующими показателями деятельности обучаемых: способностью к реальному планированию мероприятий приведения подразделений в соответствующие уровни террористической опасности в условиях критической ситуации; способностью выполнять мероприятия по формированию и сла-живанию командирского резерва, совершенствованию его организационно-штатной структуры, форм и способов применения в условиях кризисных ситуаций; способностью эффективно применять имеющиеся автоматизированные системы управления при осуществлении мероприятий боевой подготовки; способностью освоения применения роботов военного назначения, в том числе БпЛА при решении задач мирного и военного времени; способностью проведения экспериментов при проведении мероприятий по совершенствованию мобилизационного развертывания и материально-технической базы боевого слаживания;
В профессионально-специализированный уровень целесообразно добавить следующие виды деятельности: способность управлять подразделениями при их участии в ходе установления повышенного и высокого уровней террористической опасности; способностью управлять силами и средствами, входящими в состав межведомственной группировки войск, при введении критического уровня террористической опасности и выполнения задач контртеррористической операции; способностью поддержания необходимого уровня подготовки подразделений, выделяемых в состав сил и средств оперативных штабов в субъектах РФ для участия в контртеррористической операции, подразделений антитеррора и усиления, их способности
гарантированно выполнять задачи по предназначению; способностью поддержания готовности подразделений к действиям в составе отрядов ликвидации последствий ЧС (террористических актов); способностью в проведении мероприятий антитеррористической защищенности военных городков, образовательных организаций, объектов культуры, медицинских учреждений, общежитий, магазинов, объектов жизнеобеспечения; способностью поддержания необходимого уровня подготовки подразделений, выделяемых в состав сил и средств, для обеспечения защиты, охраны и обороны госграницы РФ.
Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют специализацию программы. После выбора обучаемыми специализации программы специалитета набор соответствующих выбранной программе дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС. Для реализации их требований вопросы противодействия терроризму должны быть определены в качестве учебной дисциплины. В учебном плане базовую ее часть целесообразно определить в первом семестре, когда будет осуществляться отработка основных задач соединений, воинских частей и подразделений применительно к мирному времени.
Несомненно, вызовет определенную сложность выбор названия дисциплины. Наиболее приемлемым может быть наименование: «Правовые и организационные основы применения соединений, воинских частей и подразделений в борьбе с терроризмом». Данная дисциплина должна обеспечить овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями по борьбе с терроризмом в объеме основной
образовательной программы высшего образования и дополнительной профессиональной программы в образовательных организациях МО РФ. Следует отметить, что в настоящее время нет соответствующих подходов в реализации задачи по приобретению обучающимися опыта деятельности в борьбе с терроризмом, развитию способностей в действиях по противодействию ему, а также приобретению опыта знаний в повседневной жизни.
Целью учебной дисциплины должно являться повышение уровня теоретических знаний и методических навыков обучающихся по правовым и организационным основам профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма.
Определенную сложность вызовет формулирование задач учебной дисциплины. Они будут обусловлены тем, что в определенной степени возникнет необходимость в отработке вопросов борьбы с терроризмом при прохождении учебных курсов в последующих семестрах. Поэтому целесообразно в основной блок дисциплины включить правовые и организационные основы противодействия терроризму, основные принципы противодействия ему, условия проведения контртеррористической операции, силы и средства, привлекаемые для ее проведения, формы и способы, применяемые соединениями, воинскими частями и подразделениями при выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании при противодействии терроризму.
Дисциплина должна быть ведущей как в образовательной программе высшего образования, так и в дополнительной образовательной программе повышения квалификации в образовательных организациях МО РФ.
Научно-методической основой учебной дисциплины должно являться применение современных технологий обучения при прове-
дении различных видов занятий, которые построены в строго логической последовательности.
Теоретическое обучение должно базироваться на изучении вопросов сущности терроризма, правовых основах противодействия терроризму, организационной и правовой основе борьбы с терроризмом, изучении научных основ оперативного искусства, общей тактики по борьбе с терроризмом.
Главное внимание при изучении дисциплины должно быть сосредоточено на теоретической и практической отработке вопросов, направленных на приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни в условиях кризисных ситуаций.
Другим направлением в деятельности руководителя образовательной организации является создание системы противодействия терроризму, которая должна органично вписываться в деятельность созданных и постоянно действующих аппаратов антитеррористических комиссий и оперативных штабов субъектов Российской Федерации. Это позволит поставить работу по противодействию терроризму на системную основу и организовать две вертикали управления и координации (антитеррористической комиссии и оперативного штаба) на постоянной, а не на временной основе, а также четко разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом.
Руководитель образовательной организации (филиала, структурного подразделения) обязательно должен быть включен в состав антитеррористической комиссии муниципальных районов и городских округов. При образовательной организации (филиале или структурном подразделении) создаются постоянно действующие рабочие группы, предназначенные для проведения мероприятий по профилактике терроризма и минимизации или
ликвидации последствий террористического акта.
При построении системы противодействия терроризму руководству образовательной организации следует исходить из того, что она должна обеспечивать безопасность наиболее вероятных объектов возможных террористических посягательств на объекты материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данная система должна охватывать следующие компоненты: определение и классификацию объектов, подлежащих защите от террористических посягательств. Их целесообразно подразделять на критически важные объекты (управление образовательной организации, общежития, учебные полигоны, парки боевой техники, склады с вооружением, казармы, медицинские пункты и другие объекты), которые могут быть избраны террористами в качестве объектов проведения террористических актов; стандарты антитеррористической защищенности критически важных объектов, разработанные, утвержденные и внедренные образовательной организацией; определением ответственных лиц за соблюдение правил антитеррористической защищенности критически важных объектов.
Важнейшей и трудноосуществимой задачей, стоящей перед руководителем образовательной организации, является организация антитеррористической подготовки руководителей, сотрудников и структурных подразделений организации, осуществляющей образовательную деятельность. Она должна организовываться и проводиться целенаправленно и непрерывно с учетом общественно-политической обстановки, складывающейся в регионе и образовательной организации. Цель обучения их заключается в выработке устойчивых навыков и умений действовать
при возникновении террористических угроз.
Антитеррористическая подготовка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, представляет собой спланированный и систематически проводимый процесс теоретического обучения и практической подготовки педагогических, научно-педагогических, руководящих и иных работников, а также жителей военных городков во взаимодействии с муниципальными образованиями для выполнения задач по противодействию терроризму.
При организации антитеррористической подготовки необходимо учитывать ее состояние в образовательной организации. Это предполагает уточнение тематики занятий по отдельным предметам обучения, количества тренировок, выполняемых упражнений для каждой категории обучающихся, а также перераспределения учебного времени на слабо усвоенные предметы и темы занятий, другие мероприятия антитеррористической подготовки с учетом стоящих задач перед образовательной организацией.
Реализация предложенных мер позволит значительно расширить механизм противодействия терроризму в целом, сделать более эффективной деятельность руководящих, педагогических и иных работников образовательной организации во взаимодействии с муниципальными образованиями, участвующих в противодействии терроризму, выработать современную упреждающую систему правового регулирования противодействия терроризму в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. // Российская газета от 12.01.2016 г.
2. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета от 26.12.2014 г.