Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы противодействия терроризму'

Организационно-правовые основы противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1005
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORIST ACTIVITY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ЭКСТРЕМИЗМ / COUNTERING TERRORISM AND EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашкевич Андрей Викторович

Раскрыта роль государственных органов и органов местного самоуправления в противодействии терроризму по направлениям: информационно-пропагандистское противодействие; защита объектов потенциальных террористических посягательств; проведение контртеррористической операции; правовая и социальная защита физических лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, и физических лиц, пострадавших от акта терроризма; международное сотрудничество. Акцентировано внимание на деятельности антитеррористической комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal bases of counteraction terrorism

The article reveals the role of public authorities and local authorities in counteraction terrorism in the directions: information and propaganda counteraction; protection of sites of potential terrorist attacks; conducting counterterrorism operation; legal and social protection of individuals involved in the fight against terrorism, and individuals affected by an act of terrorism; international cooperation. The attention is focused on the activities of the antiterrorist commission.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы противодействия терроризму»

А.В. ПАШКЕВИЧ соискатель кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Организационно-правовые основы противодействия терроризму

Сначала определимся с понятиями «терроризм», «террористическая деятельность», «террористическая организация».

Терроризм - «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Террористическая деятельность - совершение любых из нижеследующих деяний:

- организация, планирование, подготовка и совершение акта терроризма;

- пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и Интернета;

- организация незаконного военизированного формирования, преступной организации или группы в целях совершения акта терроризма, а равно участие в таких структурах;

- вербовка, вооружение, обучение или использование террористов;

- пособничество в организации, планировании, подготовке и совершении акта терроризма;

- подстрекательство к акту терроризма;

- финансирование террористической деятельности;

- любые формы содействия организациям, деятельность которых признана террористической в соответствии с законодательством государства.

Террористическая деятельность осуществляется или отдельным лицом, или группой лиц, или организацией. Террорист - физическое лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Террористическая группа - объединение двух и более физических лиц в целях осуществления террористической деятельности в любой форме. Террористическая организация - устойчивое объединение физических лиц, созданное в целях осуществления

' Пашкевич Андрей Викторович, e-mail: [email protected]

террористической деятельности и (или) признающее возможность использования в своей деятельности терроризма. Признаками террористической организации являются: специализация участников по выполняемым функциям, наличие, как правило, уставных и программных документов. Организация признается террористической в установленном законодательством государства порядке, а также в том случае, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации1.

Терроризм является разновидностью, крайним проявлением экстремизма - идеологии и практики применения нелегитимного насилия, деятельности по разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и ненависти.

Учитывая особую опасность экстремистской деятельности, в июле 2002 года в России был принят Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"2. Указанный Федеральный закон дал определение экстремизма в виде конкретного перечня общественно опасных деяний, установил формы и виды ответственности за их осуществление отдельными лицами, общественными объединениями либо средствами массовой информации. Кроме того, в рамках данного закона удалось в согласованном и систематизированном виде изложить цели, задачи и принципы противодействия экстремизму, определить важнейшие направления, формы и методы этой деятельности, установить ее правовые и организационные основы.

Реализация положений данного Федерального закона потребовала принятия целого ряда поправок и дополнений в другие нормативно-правовые акты Российской Федерации (включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях).

В марте 2006 года был принят Федеральный закон "О

о

противодействии терроризму"3, установивший основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Созданная в нашей стране государственная система противодействия экстремизму в качестве субъектов включает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (в пределах своей компетенции). При этом,

1

О противодействии экстремистской деятельности: [федер. закон: принят Гос. Думой 27 июня 2002 г. № 114-ФЗ] // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

2 Там же

3

О противодействии терроризму:[ федер. закон принят Гос. Думой 26 февраля 2006 № 35-Ф3 г.] // Российская газета. 2006. 10 марта.

противодействие терроризму понимается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

- по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению актов терроризма (профилактика терроризма);

- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию акта терроризма (борьба с терроризмом);

- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, противодействие терроризму осуществляется по трем основным направлениям: 1) профилактика терроризма, 2) борьба с терроризмом, 3) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Профилактика терроризма - деятельность органов государственной власти, органов государственной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления и общественных объединений по предупреждению терроризма и (или) террористической деятельности, заключающаяся в выявлении, локализации и устранении причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и осуществлению террористической деятельности, совершению актов терроризма; защите потенциальных объектов террористических посягательств; создании условий, препятствующих совершению актов терроризма, минимизации их последствий, а также в воздействии на физических лиц, которые вовлекаются или могут быть вовлечены в террористическую деятельность и (или) совершить акты терроризма.

Борьба с терроризмом - деятельность уполномоченных органов государственной власти государства по выявлению, предупреждению, пресечению террористической деятельности, раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Противодействие терроризму в государстве основывается на следующих принципах:

а) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

б) законность;

в) приоритет защиты прав и законных интересов физических лиц, подвергающихся террористической опасности;

г) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

д) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

е) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

ж) приоритет мер предупреждения терроризма;

з) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

и) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

к) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

л) недопустимость политических уступок террористам;

м) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

н) адекватность мер противодействия терроризму характеру и степени террористической угрозы.

Основными субъектами противодействия терроризму выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, специальные учрежденные антитеррористические комиссии. В федеральном законе «О противодействии терроризму» (статья 4) определены полномочия основных субъектов противодействия терроризму.

Глава государства или правительство государства:

а) определяют основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

б) определяют перечень и компетенцию органов исполнительной власти в области противодействия терроризму, в том числе органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

в) принимают решение в установленном законодательством государства порядке об использовании за пределами территории государства вооруженных сил и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против государства либо граждан государства или лиц без гражданства, постоянно проживающих в государстве;

г) организуют разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) организуют обеспечение деятельности органов исполнительной власти, органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Органы государственной власти, органы государственной власти административно-территориальных образований государства и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в

пределах своих полномочий. Государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, решают стоящие перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и с другими государственными органами. При этом, формы взаимодействия между государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму, определяются законодательством государства. Взаимодействие государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, с соответствующими органами иностранных государств, строится на основе двусторонних и многосторонних международных договоров, в том числе межведомственного характера.

В целях обеспечения координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, в соответствии с решениями государственных органов власти могут создаваться антитеррористические комиссии на общегосударственном, межведомственном и административно-территориальном (областном, местном) уровнях в составе представителей общегосударственных, областных и местных органов власти и иных организаций и должностных лиц. Для реализации решений указанных комиссий могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующих комиссий.

Общегосударственная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

а) вырабатывает предложения высшим органам государственной власти государства по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства государства в этой области;

б) координирует деятельность по противодействию терроризму органов исполнительной власти, а также организует их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов государства, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разрабатывает меры по противодействию терроризму, устранению его причин и способствующих ему условий, в том числе меры по информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму, обеспечению защищенности объектов потенциальных террористических посягательств;

г) участвует в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров государства в этой области;

д) осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;

е) утверждает разрабатываемые соответствующими органами государственной власти положения о порядке организации и деятельности антитеррористических подразделений;

ж) подготавливает предложения по обеспечению социальной защиты физических лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации физических лиц, пострадавших от актов терроризма;

з) иные задачи, предусмотренные законодательством государства.

В Законе «О противодействии терроризму» также не остается без внимания роль граждан в содействии государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.

Содействие граждан государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму, в том числе сообщение ставших известными им сведений о террористической деятельности, а также о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого. Физическим лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении террористической деятельности, раскрытии и расследовании преступлений террористического характера, выявлении и задержании физических лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления, из средств государственного бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются правительством государства. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются органами государственной власти, осуществляющими противодействие терроризму.

В Законе «О противодействии терроризму» определены и раскрыты направления деятельности по противодействию терроризму.

1. Информационно-пропагандистское противодействие терроризму осуществляется в целях:

а) разъяснения опасности терроризма;

б) разоблачения форм, методов и приемов, с помощью которых террористы осуществляют пропаганду своих взглядов и идей;

в) формирования в обществе антитеррористического сознания;

г) объединения усилий государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и институтов гражданского общества в профилактике терроризма;

д) сокращения социальной базы поддержки терроризма.

Государственные органы, осуществляющие противодействие

терроризму, обязаны:

а) организовывать и координировать в рамках своей компетенции информационно-пропагандистское противодействие терроризму;

б) стимулировать участие в этой деятельности представителей средств массовой информации, юридических лиц, институтов гражданского общества, религиозных объединений;

в) участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.

2. Защита объектов потенциальных террористических посягательств.

Для защиты объектов потенциальных террористических посягательств (антитеррористической защиты объектов) реализуется общегосударственная система мер, целью которой являются повышение устойчивости этих объектов к актам терроризма и усиление готовности государственных органов, юридических лиц к ликвидации и (или) минимизации последствий актов терроризма.

Общегосударственная система мер по антитеррористической защите объектов включает правовые, организационные, инженерно-технические, войсковые, специальные, охранные и иные меры. В зависимости от характера террористических угроз уполномоченными органами государства могут вводиться особые правовые режимы. Содержание указанных режимов, основания для их введения, характер связанных с данными режимами ограничений для физических и юридических лиц устанавливаются законодательством государства. Предусматриваются особые меры по антитеррористической защите объектов, имеющих особое значение для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

3. Проведение контртеррористической операции для пресечения и минимизации последствий акта терроризма, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, высшие органы государственной власти государства и при необходимости иных должностных лиц.

4. Правовая и социальная защита физических лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, и физических лиц, пострадавших от акта терроризма. Государство осуществляет в порядке, установленном главой государства или правительством государства, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате акта терроризма. Компенсация морального вреда,

причиненного в результате акта терроризма, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Социальная реабилитация физических лиц, пострадавших от акта терроризма, а также лиц, перечисленных в статье 26 настоящего Закона, проводится за счет средств бюджета государства и (или) бюджета административно - территориального образования, на территории которого совершен этот акт терроризма, а также из других источников, предусмотренных законодательством государства, и включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации физических лиц, пострадавших от акта терроризма.

Физические лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

а) военнослужащие, сотрудники и специалисты государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

б) физические лица, содействующие на постоянной или временной основе органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании актов терроризма и минимизации их последствий;

в) члены семей лиц, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

5. Международное сотрудничество в области противодействия терроризму, которое осуществляется, прежде всего, с целью

- выработки согласованных подходов в противодействии терроризму, в том числе по вопросам предупреждения террористической деятельности;

- выявления и устранения причин распространения террористических угроз, а также условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности в отношении одного или нескольких государств и минимизации последствий совершенных актов терроризма;

- обеспечения неотвратимости ответственности как физических, так и юридических лиц за участие в террористической деятельности;

- исключения практики применения двойных стандартов в борьбе с терроризмом;

- совершенствования правовой базы сотрудничества в противодействии терроризму, развитие и гармонизация законодательства государства в соответствии с принципами и нормами международного права;

- повышения эффективности взаимодействия государственных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию

преступлений террористического характера, выявлению и пресечению деятельности организаций и физических лиц, причастных к осуществлению террористической деятельности, а также по борьбе с финансированием терроризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пашкевич А.В. Организационно-правовые основы противодействия терроризму. Раскрыта роль государственных органов и органов местного самоуправления в противодействии терроризму по направлениям: информационно-пропагандистское противодействие; защита объектов потенциальных террористических посягательств; проведение контртеррористической операции; правовая и социальная защита физических лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, и физических лиц, пострадавших от акта терроризма; международное сотрудничество. Акцентировано внимание на деятельности антитеррористической комиссии.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, экстремизм.

Pashkevich A.V. Organizational and legal bases of counteraction terrorism. The

article reveals the role of public authorities and local authorities in counteraction terrorism in the directions: information and propaganda counteraction; protection of sites of potential terrorist attacks; conducting counterterrorism operation; legal and social protection of individuals involved in the fight against terrorism, and individuals affected by an act of terrorism; international cooperation. The attention is focused on the activities of the antiterrorist commission.

Keywords: terrorism, terrorist activity, countering terrorism and extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.