Таким образом, возникает потребность в создании и совершенствовании новых тактических приемов, способов проведения контртеррористических операций, разработке и внедрении новых образцов вооружения, технических и электронных средств с целью их использования в ходе проведения указанных операций.
Список литературы
1. Артомонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования: монография. М., 2002.
2. Баранов А.Р., Маслак ЮГ. Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск: учеб.-практич. пособие. Екатеринбург, 2006.
3. Востросаблин А.А., Трунов И.К. К вопросу об обосновании сумм компенсационных выплат за жизнь человека. М., 2005.
4. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: монография. М., 2008.
5. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. М., 1999.
6. Мамедов С. Следы ведут в Дагестан // Независимая газета. 2008. 18 сент.
7. Миллер Д. Коммандос. Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений. М., 1998.
8. О борьбе с терроризмом: Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687—1Г.
9. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3.
10. Салимов К.Н., Алиев Б.А. Методика расследования террористических преступлений: учеб.-практич. пособие. Баку, 2003.
11. Тарас А.Е. Малая война. Организация и тактика боевых действий малых подразделений. М., 1998.
12. Томпсон Л. Антитеррор. Руководство по освобождению заложников. М., 2005.
13. Энциклопедия военной разведки России. М., 2004.
E-mail: [email protected]
Х.С. САФАРОВ,
докторант* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
К вопросу о соотношении законодательных определений понятий «антитеррористическая деятельность», «противодействие терроризму», «контртеррористическая деятельность» и «борьба с терроризмом»
В статье дан сравнительный анализ определений понятий «антитеррористическая деятельность», «противодействие терроризму», «контртеррористическая деятельность» и «борьба с терроризмом». Автор приходит к выводу, что в антитеррористическом законодательстве стран СНГ нет их единообразного понимания.
антитеррористическая деятельность, контртеррористическая деятельность, контртеррористическая операция, борьба с терроризмом, противодействие терроризму.
Несмотря на то, что сегодня в законодательстве Республики Таджикистан и других стран—участниц СНГ нет широкого применения таких понятий, как «антитер-
* Начальник кафедры уголовного права и криминалистики Академии МВД Республики Таджикистан.
рористическая деятельность» и «контртеррористическая деятельность», определенные представления о содержании указанных понятий сложились и требуют более тщательного изучения и оценки.
Согласно ст. 12 Закону Республики Таджикистан (РТ) от 16 ноября 1999 г., № 845 «О борьбе с терроризмом» [1] антитеррористическая деятельность трактуется как деятельность, осуществляемая в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, т. е. от деятельности, направленной на организацию, планирование, подготовку и совершение террористических акций; подстрекательство к террористической акции; насилие над физическими лицами или принуждение организаций, уничтожение имущества и иных материальных объектов в террористических целях; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористи-
89
90
ческой акции, а равно участие в такой акции; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; финансирование заведомо террористической организации или группы или иное содействие им [1, ст. 10].
В научной литературе встречается мнение о том, что организация антитеррористической деятельности правоохранительными органами по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера состоит из профилактических и контртеррористических мер. На наш взгляд, эти направления деятельности имеют самостоятельный предмет правового регулирования и отличаются друг от друга набором организационных, тактических и правовых особенностей при их реализации.
По мнению А.А. Макорина, под антитеррористической деятельностью понимается превенция, осуществляемая органами законодательной, исполнительной власти, специальными службами и правоохранительными ведомствами, которая направлена на выявление, предупреждение преступлений террористического характера, эффективную защиту прав личности, сохранение стабильности общества и государства [11, с. 38]. Эту точку зрения разделяет и А.А. Гапон [9, с. 9].
В своем диссертационном исследовании А.В. Снеговой дает более содержательное определение понятия антитеррористической деятельности как деятельности органов универсальных и региональных международных организаций, органов власти государств, местного самоуправления и общественных объединений, осуществляемой в соответствии с их правовым статусом по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий, а также поиску и устранению причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности [15, с. 6-7].
На наш взгляд, к перечню субъектов, осуществляющих антитеррористическую деятельность по законодательству Республики Таджикистан, следует отнести и отдельных граждан, что вытекает из содержания некоторых действующих нормативных актов, в частности Закона РТ от 28 декабря 1993 г. № 919 «О безопасности» [2, ст. 2], который гласит, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Аналогичное утверждение содержится и в законодательствах других государств-участников СНГ.
На основании вышеизложенных суждений понятие «антитеррористическая деятельность», закрепленное в действующем Законе РТ «О борьбе с терроризмом», выглядит не полным,
потому что не включает в себя широкий спектр антитеррористической деятельности, который осуществляется международными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и отдельными гражданами.
В научной литературе для обозначения строго специализированного направления борьбы с терроризмом используется понятие «контртер-рористичекая деятельность». Контртеррористическая деятельность — это наступательная работа специальных служб, правоохранительных и силовых ведомств, направленная на пресечение деяний террористического характера, минимизацию последствий террористических акций, создание необходимых условий для восстановления нормального функционирования общественных и государственных институтов [12, с. 39].
В специальных антитеррористических законодательствах стран СНГ отсутствует понятие «контртеррористическая деятельность», альтернативой ему служит понятие «контртеррористическая операция», которое, на наш взгляд, близко по содержанию, но не отражает сущности контртеррористической деятельности в полном объеме.
Согласно Федеральному закону РФ от 6 марта 2006 г., № 35—ФЗ «О противодействии терроризму» [5], под контртеррористической операцией понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также минимизации последствий террористического акта.
Аналогичное российскому законодательству понятие «контртеррористическая операция» содержится и в других антитеррористических законодательствах стран СНГ.
Для выяснения сущности понятий «контртеррористическая деятельность» и «контреррори-стическая операция» нам следует обратиться к содержанию понятий «операция», «деятельность» и рассмотреть приставку контр-.
Понятие «операция» применительно к военной сфере представляет совокупность ударов, боев, сражений, согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту, проводимых оперативными объединениями одного или нескольких видов вооруженных сил по единому замыслу и плану для решения оперативных или стратегических задач [9].
Понятие «деятельность» применяется для более широкого обозначения определенных общественных отношений. Например, в словарных источниках под понятием «деятель-
ность» понимается система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле — с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория, «деятельность» является предметом изучения различных отраслей знания: общественные науки ориентированы на исследование общественной сущности деятельности, физиология — на физиологические механизмы ее осуществления и т. д. [11]. Соответственно, понятие «деятельность» применительно к терроризму представляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений, направленных на противодействие проявлениям терроризма на всех уровнях и всеми методами и средствами.
Поятие «контр» (contra (лат. книжн.) используется как часть сложных слов, указывает на противоположный или встречный процесс, противодействие тому, что выражено во второй части слова (контрпретензия, контрудар, контрразведка, контрреволюция, соответственно — контртерроризм).
Например, понятие контрразведывательная деятельность по определению Закона РТ от 20 марта 2008 г. № 362 «Об органах национальной безопасности Республики Таджикистан» [3] обозначает «деятельность органов национальной безопасности Республики Таджикистан в пределах своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной, подрывной и иной враждебной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба национальной безопасности Республики Таджикистан».
Понятие «контрудар» в военных словарях толкуется как удар, наносимый войсками оперативного объединения (фронта, армии, армейского корпуса) в оборонительной операции для разгрома прорвавшейся в глубину обороны группировки войск противника, восстановления утраченного положения и создания благоприятных условий для перехода в контрнаступление [14].
Полагаем, что приставка контр- находится в органической связи с последующими словами и служит в основном для обозначения непосредственных и безотлагательных действий специально уполномоченных силовых структур и правоохранительных органов в целях выявления, предотвращения и пресечения деятельности противоборствующих вражеских сил и соединений.
На законодательном уровне широко используется понятие «террористическая деятельность», представляющая совокупность противоправных
действий террористических организаций и террористов, и вполне закономерно использование противоположного ему термина — «контртеррористическая деятельность».
В связи с тем, что понятие «деятельность» шире, чем понятие «операция», содержание понятия «контртеррористическая деятельность» является более широким, чем понятие «контртеррористическая операция». Будет обоснованным признать их как часть и целое, т. е. представлять контртеррористическую операцию как кульминационную часть контртеррористической деятельности.
Таким образом, контртеррористическая деятельность является правоприменительными мероприятиями, направленными на выявление, предотвращение, раскрытие, расследование и пресечение террористической деятельности. Это непосредственная наступательная деятельность специально уполномоченных правоохранительных органов и силовых структур, которая осуществляется оперативно-разыскными, оперативно-профилактическими, оперативно-следственными и оперативно-боевыми методами.
Если обратиться к содержанию определения «борьба с терроризмом», то согласно ст. 3 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» под этим понятием подразумевается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
Все действия, указанные в содержании и предусмотренные данной статьей, в полном объеме совпадают с содержанием понятия «контртеррористическая деятельность».
На наш взгляд, несмотря на то, что понятия «борьба с терроризмом» и «контртеррористическая деятельность» не однокоренные, они несут одинаковую смысловую нагрузку, и при необходимости допустимо их использовать как синонимы. Выглядит некорректной позиция российского законодателя об отнесении всех органов государственной власти и местного самоуправления к субъектам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Указанные государственные органы могут противодействовать терроризму путем выявления, устранения и минимизации его общесоциальных причин воспитательными, образовательными, идеологическими, психологическими, социально-экономическими и другими мерами, но не бороться с терроризмом.
Полагаем, что борьба с терроризмом или контртеррористическая деятельность — это задача сугубо правоохранительных органов и силовых структур, потому что террористическая деятельность представляет повышенную общественную
91
92
опасность, и, следовательно, методы и средства борьбы с ней общеопасны, и только указанные органы имеют законодательную регламентацию на их осуществление.
В связи с тем, что приставка контр- непосредственно связана со словом «террористическая», она предполагает противостояние проявлениям терроризма, а понятие «деятельность» дает дополнительную смысловую нагрузку определению «контртеррористическая деятельность». Использование понятия «контртеррористическая деятельность» вместе с термином «борьба с терроризмом» является специальным соответственно, более удачным для обозначения организационно-правовых ее основ.
Следовательно, антитеррористическая деятельность представляет собой совокупность превентивных и наступательных мер, осуществляемых международными и региональными организациями, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, общественными организациями и гражданами по выявлению и устранению причин и условий возникновения терроризма, а также предупреждению, предотвращению и пресечению террористических акций.
Для обоснования вышеизложенного подхода к пониманию антитеррористической деятельности следует обратиться к этимологии частицы «анти» в органической составляющей последующих слов.
В толковых словарях русского языка приставка анти- (ипи (греч.) — против) как первая часть сложных слов (антикризисный, антисоветский, антифашизм, антинародный, антидемократичный) обозначает направленность против чего-либо, борьбу с чем-либо [12, с. 25]. Подобный подход прослеживается и в других авторитетных словарях.
Применительно к юридической терминологии приставка анти- широко используется в контексте таких понятий, как «антимонопольная политика», «антикоррупционное законодательство», «антиэкстремистская деятельность», «антиалкогольная политика» и др.
В государственном управлении приставка анти- находится в органической связи с последующими словами и используется для обозначения совокупности общественных отношений в определенной сфере деятельности. Например, понятие «антимонопольная политика» означает комплекс государственных мер (соответствующее законодательство и систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции.
Отметим, что понятие «антитеррористическая деятельность» в основном акценти-
рует внимание на комплексном и системном противодействии проявлениям терроризма и подразумевает совокупность организационно-правовых, социально-политических, идеологических и других общественных и государственных мер, направленных на противодействие комплексу взаимосвязанных причин и условий, способствующих возникновению и развитию терроризма.
В свете этих суждений представляет интерес изучение соотношения понятий «антитеррористическая деятельность» и «противодействие терроризму». Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» под противодействием понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим направлениям:
а) предупреждение терроризма, включая выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Из определения понятия «противодействие терроризму», закрепленного в указанном Федеральном законе РФ, можно сделать вывод о том, что оно не раскрывает содержания международного антитеррористического сотрудничества (хотя отдельно закрепленная ст. 4 данного федерального закона регламентирует такое сотрудничество).
Несмотря на указанный недостаток, содержание понятия «противодействие терроризму» в полном объеме совпадает с содержанием понятия «антитеррористическая деятельность», т. е. эти понятия (как и понятия «борьба с терроризмом» и «контртеррористическая деятельность») несут равную смысловую нагрузку.
Иной вывод следует из сравнительного анализа понятий «борьба с терроризмом» и «антитеррористическая деятельность», закрепленных в Законе Республики Таджикистан № 845 от 16 ноября 1999 г. «О борьбе с терроризмом».
Согласно ст. 4 указанного закона, под понятием «борьба с терроризмом» понимается деятельность, осуществляемая в целях защиты личности, общества и государства от террористической деятельности. В соответствии со ст. 12 этого же закона понятие «антитеррористическая деятельность» несет почти аналогичную смысловую нагрузку, т. е. в законодательном понимании эти понятия являются взаимоисключающими.
Закон РТ от 26 марта 2009 г. № 506 «О нормативных правовых актах» [4] определяет, что один и тот же термин в нормативном правовом акте
должен употребляться в одном значении и иметь единое содержание (ч. 2 ст. 39). В связи с этим представляется некорректным использование двух терминов, закрепленных на законодательном уровне для обозначения содержания одинаковых юридических определений.
Для современного общественного сознания словосочетание «борьба с терроризмом» является привычным и правомерным, обозначающим соответствующую сферу государственной деятельности. Однако научное понимание должно идти глубже, чем житейский здравый смысл.
Слово «борьба» почти во всех словарных источниках толкуется как схватка, сражение, поединок, и главной его целью является подавление, искоренение, уничтожение чего-нибудь или кого-нибудь [13, с. 56].
Российский ученый-правовед С.С. Босхолов отмечает, что «борьба предполагает непримиримое противостояние вступивших в нее сторон с конечной целью победы, для достижения которой могут быть использованы любые средства.
Призывы к войне с преступностью, усиление борьбы с ней, по сути дела, ставят перед органами уголовной юстиции, государством и обществом несодержательную цель. И чем скорее такого рода целевая установка будет признана негодной, тем скорее страна начнет продвигаться к правовому государству» [8, с. 38—39].
Как справедливо отмечает Ю.М. Анто-нян, «терроризм порождается многими социальными, политическими, экономическими, историческими, психологическими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического воздействия, но сделать это совсем непросто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т. д.» [6, с. 294].
Таким образом, понятие «борьба с терроризмом», закрепленное в законодательстве Республики Таджикистан, как с теоретической точки зрения, так и с юридической, не отражает комплекс превентивных и организационных мер, направленных на устранение причин и условий порождения терроризма. В связи с этим таджикскому законодателю предстоит переосмыслить и название Закона РТ «О борьбе с терроризмом», и его содержание.
Обобщая свою мысль, на свете вышеизложенного материала можно сделать ряд выводов. А именно:
1. «Антитеррористическая деятельность» представляет собой совокупность общественных отношений в сфере противодействия терроризму, осуществляемых как международными
организациями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, так и негосударственными организациями, объединениями и гражданами.
2. Понятие «антитеррористическая деятельность» шире понятий «контреррористическая деятельность» и «контррерористическая операция», и последние определяют конкретные стадии осуществления антитеррористической деятельности.
3. Понятие «антитеррористическая деятельность» в узком смысле представляет собой комплекс профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий порождения терроризма, в широком смысле содержит как предупредительные, так и наступательные меры в виде выявления, предотвращения, расследования, пресечения и минимизации последствий террористических акций.
4. Понятие «антитеррористическая деятельность» по содержанию и значению равнозначно понятию «противодействие терроризму», и мы считаем его более приемлемым для обозначения определенных юридических представлений в области противодействия терроризму.
5. Понятие «контртеррористическая деятельность» заключается в совокупности оперативно-профилактических, оперативно-следственных, оперативно-разыскных и оперативно-боевых мер, осуществляемых специально уполномоченными правоохранительными органами и силовыми структурами, в основном наступательного характера.
6. Понятие «контртеррористическая деятельность» по содержанию равнозначно понятию «борьба с терроризмом». Мы полагаем, что оно более удачно для обозначения существующих юридических представлений в сфере борьбы с терроризмом.
7. Понятие «контртеррористическая деятельность» шире понятия «контртеррористическая операция». Контртеррористическая операция — практическое выражение кульминационной стадии контртеррористической деятельности.
8. На законодательном уровне применение термина «антитеррористическая операция» является необоснованным в связи с широким толкованием этого понятия; применение термина «контртеррористическая операция» более содержательно для обозначения объективных закономерностей, имеющих непосредственный оперативно-боевой характер.
9. Отсутствие четкого представления и законодательного закрепления понятий «антитеррористическая деятельность» и «контртеррори-стическаядеятельность» в нормативно--правовых актах Республики Таджикистан и других стран СНГ является серьезным пробелом в региональном антитеррористическом законодательстве.
93
94
Список литературы
1. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г., № 845 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1999.
2. О безопасности: Закон Республики Таджикистан
от 28 декабря 1993 г. № 919 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1997. № 23—24. Ст. 333.
3. Об органах национальной безопасности Республики Таджикистан: Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 г. № 362 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 3. Ст. 183.
4. О нормативных правовых актах: Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 г. № 506 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 3. Ст. 99.
5. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г., № 35-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/terror/73_1. html#p25
6. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2001.
7. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический,
уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.
8. Большая советская энциклопедия. М., 1978.
9. Гапон А.А. Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008.
10. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
11. Макорин А.А. Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом: сб. научн. статей. М., 2003.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
13. Рогозин Д. Словарь «Война и мир в терминах и определениях». URL: http://www.voina-i-mir.ru/
14. Снеговой А.В. Организационно-правовые аспекты взаимодействия министерств внутренных дел государств—участников СНГ в антитеррористической деятельности: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.
15. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. URL: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc1p
E-mail: [email protected]