Научная статья на тему 'Общегосударственнаясистема противодействия терроризму'

Общегосударственнаясистема противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1308
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / МИНИМИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / TERRORISM / IDEOLOGY / TERRORIST THREATS / PREVENTION / MINIMIZING / ELIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич, Лазицкий Сергей Леонидович

Статья содержит исследовательский материал о наиболее важных задачах по противодействию терроризму в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national system of counteraction to terrorism

Article contains the research material of the most important tasks on counter-terrorism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Общегосударственнаясистема противодействия терроризму»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук,

начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583754)

Лазицкий Сергей Леонидович

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583934)_

Общегосударственная система противодействия терроризму

Статья содержит исследовательский материал о наиболее важных задачах по противодействию терроризму в Российской Федерации.

Ключевые слова: терроризм, идеология, террористические угрозы, минимизация, ликвидация, профилактика.

D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754;

S.L. Lazitsky, Senior Teacher of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934. The national system of counteraction to terrorism

Article contains the research material of the most important tasks on counter-terrorism in the Russian Federation.

Key words: terrorism, ideology, terrorist threats, minimizing, elimination, prevention.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» [1, ст. 3] определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Как криминальное явление терроризм представляет собой противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозу совершения указанных действий в этих целях [2, ст. 205].

Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания

и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов [1, ст. 3.2].

Основными тенденциями развития современного терроризма являются:

расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;

усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;

рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур;

стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;

76

попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;

разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.

Степень опасности угроз террористических актов обусловливается уровнем совершенствования форм, методов, сил и средств террористической деятельности, тактики ее осуществления, а также эффективностью антитеррористических мер национальных и международных систем противодействия терроризму.

В последние годы в нашей стране принят ряд эффективных мер по пресечению терроризма и созданию эффективной общегосударственной системы противодействия ему.

Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [1, ст. 3.4]. Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются:

выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;

привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;

постоянное совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму (далее - ОГСПТ), поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;

обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств -критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.

ОГСПТ представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов. ОГСПТ призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма.

Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных сил РФ и подразделений специально-

77

го назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации [1, ст. 5].

Федеральное собрание РФ формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами [1, ст. 5].

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий [1, ст. 5].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК) [3].

Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации.

В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для

управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы субъектов Российской Федерации.

Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.

При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.

Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ выступают постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются: силовое противодействие терроризму; устранение внутренних источников терроризма;

противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

снижение тяжести последствий террористических атак;

мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям: профилактика терроризма; борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;

78

совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;

усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования. В связи с этим особое значение имеет эффективная реализация административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;

разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;

разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Борьба с терроризмом представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемую с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение следующих задач:

по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;

по раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом являются оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, о деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности.

Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых оперативными штабами на федеральном и региональном уровнях.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее -устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных

79

последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);

своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;

восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов по задействованию сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы - взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и

средства воздействия на субъекты терроризма, факторы, способствующие его возникновению и развитию, последствия террористических проявлений.

В рамках деятельности по профилактике терроризма используются политические, социально-экономические, информационно-пропагандистские, образовательные методы, а также методы физической, технической защиты и правовой превенции, имеющие приоритетное значение для снижения уровня и масштаба террористических угроз. Они призваны оказывать целенаправленное воздействие на экономические, политические, социальные, национальные и конфессиональные процессы, которые могут порождать масштабные общественные конфликты и, как следствие, террористические проявления; ограждать от террористических устремлений граждан (группы граждан); предупреждать формирование террористических намерений; затруднять действия субъектов террористической деятельности. Исходя из характера объекта профилактического воздействия, используются различные формы общей и адресной профилактики, с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей.

Осуществление борьбы с терроризмом предполагает приоритетное использование методов выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности с целью адресного силового и психологического воздействия на конкретные субъекты терроризма.

Борьба с терроризмом осуществляется также в форме различных оперативно-боевых, оперативно-поисковых, оперативно-розыскных, блокирующих, фильтрационных, правоприменительных и иных действий с целью выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений террористического характера [4, ст. 9.1].

1. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (в ред. федеральных законов от 27.07.2006 № 153-Ф3, от 08.11.2008 № 203-Ф3, от 30.12.2008 № 321-Ф3).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

3. Положение о Федеральной антитеррористической комиссии: утв. постановлением Правительства РФ от 10 дек. 2002 г. № 880.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 15.

1. On combating terrorism: fed. law of March 6, 2006 № 35-FL (as amended of fed. laws of July 27, 2006 № 153-FL, of Nov. 8, 2008 № 203-FL, of Dec. 30, 2008 № 321-FL).

2. Criminal code of the Russian Federation. M., 1996.

3. Regulation on the Federal anti-terrorist commission: approved by the resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 10, 2002 № 880.

4. On the bodies of the Federal security service in the Russian Federation: fed. law of Apr. 3, 1995 № 40-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 15.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.