Карабаш Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук,
начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583754)
Лазицкий Сергей Леонидович
старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583934)_
Общегосударственная система противодействия терроризму
Статья содержит исследовательский материал о наиболее важных задачах по противодействию терроризму в Российской Федерации.
Ключевые слова: терроризм, идеология, террористические угрозы, минимизация, ликвидация, профилактика.
D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754;
S.L. Lazitsky, Senior Teacher of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934. The national system of counteraction to terrorism
Article contains the research material of the most important tasks on counter-terrorism in the Russian Federation.
Key words: terrorism, ideology, terrorist threats, minimizing, elimination, prevention.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» [1, ст. 3] определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Как криминальное явление терроризм представляет собой противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозу совершения указанных действий в этих целях [2, ст. 205].
Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания
и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов [1, ст. 3.2].
Основными тенденциями развития современного терроризма являются:
расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;
усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;
рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур;
стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;
76
попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;
разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.
Степень опасности угроз террористических актов обусловливается уровнем совершенствования форм, методов, сил и средств террористической деятельности, тактики ее осуществления, а также эффективностью антитеррористических мер национальных и международных систем противодействия терроризму.
В последние годы в нашей стране принят ряд эффективных мер по пресечению терроризма и созданию эффективной общегосударственной системы противодействия ему.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [1, ст. 3.4]. Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.
Основными задачами в достижении указанных целей являются:
выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;
привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;
постоянное совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму (далее - ОГСПТ), поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;
обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств -критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;
противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.
ОГСПТ представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов. ОГСПТ призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.
Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма.
Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных сил РФ и подразделений специально-
77
го назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации [1, ст. 5].
Федеральное собрание РФ формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.
Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами [1, ст. 5].
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий [1, ст. 5].
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК) [3].
Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации.
В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для
управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы субъектов Российской Федерации.
Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.
При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.
Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ выступают постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.
Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются: силовое противодействие терроризму; устранение внутренних источников терроризма;
противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;
снижение тяжести последствий террористических атак;
мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.
Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям: профилактика терроризма; борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);
минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.
Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
78
совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.
Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.
В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.
Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования. В связи с этим особое значение имеет эффективная реализация административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:
разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;
оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;
определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;
разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;
разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;
определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;
совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;
совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.
Борьба с терроризмом представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемую с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение следующих задач:
по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;
по раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.
Одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом являются оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, о деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности.
Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых оперативными штабами на федеральном и региональном уровнях.
Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее -устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных
79
последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);
своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;
восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).
Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов по задействованию сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.
В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы - взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и
средства воздействия на субъекты терроризма, факторы, способствующие его возникновению и развитию, последствия террористических проявлений.
В рамках деятельности по профилактике терроризма используются политические, социально-экономические, информационно-пропагандистские, образовательные методы, а также методы физической, технической защиты и правовой превенции, имеющие приоритетное значение для снижения уровня и масштаба террористических угроз. Они призваны оказывать целенаправленное воздействие на экономические, политические, социальные, национальные и конфессиональные процессы, которые могут порождать масштабные общественные конфликты и, как следствие, террористические проявления; ограждать от террористических устремлений граждан (группы граждан); предупреждать формирование террористических намерений; затруднять действия субъектов террористической деятельности. Исходя из характера объекта профилактического воздействия, используются различные формы общей и адресной профилактики, с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей.
Осуществление борьбы с терроризмом предполагает приоритетное использование методов выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности с целью адресного силового и психологического воздействия на конкретные субъекты терроризма.
Борьба с терроризмом осуществляется также в форме различных оперативно-боевых, оперативно-поисковых, оперативно-розыскных, блокирующих, фильтрационных, правоприменительных и иных действий с целью выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений террористического характера [4, ст. 9.1].
1. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (в ред. федеральных законов от 27.07.2006 № 153-Ф3, от 08.11.2008 № 203-Ф3, от 30.12.2008 № 321-Ф3).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
3. Положение о Федеральной антитеррористической комиссии: утв. постановлением Правительства РФ от 10 дек. 2002 г. № 880.
4. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 15.
1. On combating terrorism: fed. law of March 6, 2006 № 35-FL (as amended of fed. laws of July 27, 2006 № 153-FL, of Nov. 8, 2008 № 203-FL, of Dec. 30, 2008 № 321-FL).
2. Criminal code of the Russian Federation. M., 1996.
3. Regulation on the Federal anti-terrorist commission: approved by the resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 10, 2002 № 880.
4. On the bodies of the Federal security service in the Russian Federation: fed. law of Apr. 3, 1995 № 40-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 15.
80