Z rpämÖTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 1. С. 96-103 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 96-103
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
EN
Модель формирования
военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде
«Школа - военное учреждение высшего образования»
Пасынкова М. А.
Аннотация. Целью исследования стало моделирование формирования военно-профессиональногс самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». В статье представлена педагогическая модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в условиях партнерства образовательных учреждений разного уровня; выявлены педагогические условия, влияющие на формирование военно-профессионального самоопределения; уточнены методы исследования; обобщены результаты внедрения разработанной модели. Научная новизна исследования состоит в разработке модели формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». Основным результатом реализации педагогической модели стало повышение уровня профессионального самоопределения учащихся в условиях, созданных в ходе эксперимента.
Model to Form Schoolchildren's Professional Self-Determination within Educational Environment "Secondary School - Military Higher School"
Pasynkova M.
Abstract. The article considers the process of forming schoolchildren's professional self-determination within the educational environment "secondary school - military higher school". The author presents a pedagogical model to form schoolchildren's professional self-determination on the basis of multi-level cooperation of educational institutions; reveals the pedagogical conditions influencing professional self-determination formation; describes research methods; analyses effects of introducing the model. Scientific originality of the study involves developing a model to form schoolchildren's professional self-determination within the educational environment "secondary school - military higher school". The experiment results testify to efficiency of the proposed pedagogical model when forming schoolchildren's professional self-determination.
Введение
Актуальность исследования. Существующие в России образовательные учреждения, составляющие единую систему профессионального образования в Российской Федерации, отличаются по своему уровню и профессиональной направленности. В области военно-профессионального образования в настоящее время функционирует трёхступенчатая система получения среднего общего и высшего профессионального образования.
Подготовка учащихся школьного возраста по стандартам среднего общего образования организована в кадетских корпусах и училищах, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах различной министерской подчиненности. На данной ступени военного образования осуществляется профессиональная ориентация по военно-учебным специальностям, а также подготовка к поступлению в высшие учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.
Военные высшие учебные заведения в России условно можно поделить на две категории. К первой относятся училища и академии, выпускникам которых присваивается первичное воинское звание «лейтенант». Ко второй категории относятся те академии, к обучению в которых допускаются офицеры с профессиональной выслугой.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210019
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.ora/licenses/by/4.0/
Поэтапное образовательное движение учащихся на каждой ступени обучения способствует освоению необходимых и достаточных компетенций текущего уровня образования и подготавливает к обучению на последующих этапах, в перспективе влияя на успешность военно-профессионального становления. Грамотно организованная военно-профессиональная направленность учебного процесса играет важную роль в генерализации выбранной траектории профессионального самоопределения учащегося, а также влияет на продуктивность процесса получения профессиональных знаний и умений.
Нами выявлены противоречия развития системы военно-направленного обучения:
1) между ростом требований к профессионально-важным качествам военного специалиста и возможностями охвата системой военного образования наиболее способных воспитанников;
2) между традиционной траекторией военно-профессионального обучения и социальным заказом на получение начальных знаний и опыта военно-профессиональной направленности.
Данные противоречия подтверждают своевременность создания образовательной среды учреждениями, организующими военно-профессиональное образование на разных уровнях. Взаимодействие внутри такой среды должно быть основано на принципах партнерства и равной значимости всех участников. Принятие основной цели объединенных усилий и взаимное уважение индивидуальных стремлений партнеров сделает возможным грамотно организовать процесс сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Выстраивание психолого-педагогической поддержки военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования» демонстрирует педагогическую модель военно-профессионального самоопределения учащихся. Очевидно, что в условиях постоянного роста требований к профессионально-важным качествам военного специалиста, побуждающих систему военного образования к самосовершенствованию, актуальным становится обеспечение преемственности и непрерывности военного образования.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические источники, обосновывающие построение педагогической модели военно-профессионального самоопределения учащихся на довузовском этапе;
- разработать и охарактеризовать компоненты педагогической модели военно-профессионального самоопределения школьников;
- экспериментально подтвердить эффективность применения разработанной модели в учебном процессе.
Основные методы исследования: теоретические (анализ литературы, педагогическое моделирование);
эмпирические (анализ нормативных правовых документов, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент).
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных ученых в области профессионального самоопределения (Э. Ф. Зеер [8], Е. А. Климов [12], А. К. Маркова [18], Л. М. Митина [19], А. Э. Попович [21], Н. С. Пряжников [22; 23], С. Н. Чистякова [32]); работы на основе аксиологических взглядов в педагогике (В. А. Сластенин [26], Г. И. Чижакова [31], Е. Н. Шиянов [33]); теоретические воззрения на непрерывное педагогическое образование (И. А. Ковалевич, В. А. Адольф [13], Э. В. Балакирева [3], Н. Ф. Ильина [9]); работы в области моделирования, в том числе педагогического процесса (В. П. Беспалько [5], В. В. Краевский [16], Н. М. Амосов [1], Е. А. Лодатко [17], А. Н. Дахин [7]) в качестве научной основы для разработки и обоснования педагогической модели формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования».
Практическая значимость исследования. Выявлены и апробированы педагогические условия военно-профессионального самоопределения учащихся кадетских классов общеобразовательной школы, а также разработана модель процесса военно-профессионального самоопределения учащихся. Внедрены программа спецкурса «Военно-профессиональная подготовка» обучения в специализированном военно-патриотическом классе «Рокоссо-вец» (МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска») и система педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения в организованной образовательной среде.
Построение педагогической модели военно-профессионального самоопределения учащихся кадетских классов общеобразовательной школы
Согласно поставленной цели, в данном исследовании возникла необходимость создания целостной модели для того, чтобы иметь представление об изучаемом процессе, его концепции и конкретной организации. Нас интересовало, в первую очередь, формирование педагогической модели военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». Учитывая, что в общем смысле «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [34, с. 23], то возможность исследовать объект представляется до внедрения в практическую деятельность. С. А. Ахметов и В. А. Аль-Окла утверждают, что на понятии «моделирование» базируется любой метод научного исследования (познания) окружающего мира [2, с. 31], и в зависимости от целей исследования выделяют модели:
- функциональные, которые предназначены для изучения особенностей работы интересующей системы;
- функционально-физические, изучающие реальные явления;
- модели (кинематические, прочностные, динамические и другие) процессов и явлений, исследующие эффективно действующие свойства системы [Там же].
А. Е. Кононюк подчеркивает практическое значение моделирования:
1) в удобстве исследований объектов при помощи моделей;
2) в возможности выявления наиболее существенных факторов изучаемого объекта или явления [14].
Согласно С. С. Товту, «педагогическое моделирование - это построение и изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте (модели), отображающем элементы учебно-воспитательного процесса и такую совокупность связей и отклонений между ними, которые, несмотря на неполноту их описания, отражают конкретный и строго определенный уровень функционирования учебно-воспитательного процесса» [27, с. 82]. Как утверждает С. С. Товт, существует следующая классификация педагогических моделей:
1) модель изучаемого феномена как целостности (структурно-содержательная модель);
2) модель развития исследуемого феномена (факторная модель);
3) модель педагогической деятельности (процессуальная) [Там же].
Разработка структурно-содержательной модели военно-профессионального самоопределения учащихся, способной дать целостное восприятие изучаемого явления, проходила в три этапа.
На первом этапе моделирования изучались основания для моделирования предмета исследования: социальный заказ на наличие в обществе военных профессионалов определенного уровня, требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [29], Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке курсанта Дальневосточного высшего общевойскового командного училища [10].
Мы считаем, что удовлетворить социальный заказ во всех аспектах возможно в условиях совершенствования организации профильного обучения на довузовском этапе. Основная задача профильного обучения заключается в безболезненном переходе на вузовскую ступень военной профессиональной подготовки. Благодаря действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования [29] существует возможность осуществления тесного взаимодействия школьной и вузовской систем обучения. Партнерство на основе профессионально-ориентированного подхода располагает к созданию общего образовательного пространства.
На втором этапе определялись основные задачи функционирования модели: 1) формирование у учащихся военно-профессиональных знаний, умений и навыков; 2) повышение мотивационно-ценностного ориентирования военно-профессиональной составляющей деятельности в условиях педагогического комплекса «Школа - военное учреждение высшего образования»; 3) формирование военно-профессиональных личностных качеств учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования».
Из логически связанных элементов, характеристик военно-профессионального самоопределения и критериев оценки изменений этих характеристик на третьем этапе была составлена педагогическая модель, которая поможет более эффективно организовать работу по формированию профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательной среды «Школа - военное учреждение высшего образования» (см. Рисунок 1). Мы предположили, что разрабатываемая модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся должна представлять собой логически связанную последовательность блоков.
Целевой блок содержит цель и задачи, а также принципы: содержательные (гражданственности, научности, воспитывающего характера, военно-профессиональной направленности) и процессуальные (преемственности школьного и вузовского образования, последовательности и систематичности; соответствия индивидуально-возрастным особенностям учащихся; сознательности и активности; наглядности; продуктивности).
Теоретико-методологический блок объединяет подходы к созданию педагогических условий формирования военно-профессионального самоопределения:
• системный подход, как методологическая основа нашего исследования, позволяет систематизировать процесс профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования» и представить его в виде модели;
• личностно-ориентированный поход предусматривает индивидуальную работу с учащимися в контексте их индивидуальных особенностей;
• компетентностный поход призван ориентировать работу на формирование у учащихся профессиональной компетентности;
• средовой подход призывает рассматривать процесс развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды;
• интегративный подход предъявляет требования встраиваемости данной педагогической модели в процесс профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательной среды «Школа - военное учреждение высшего образования».
Содержательный блок модели предусматривает реализацию аудиторного и внеаудиторного обучения специализированных классов оборонно-спортивного профиля. С практической точки зрения, занятия должны повысить эффективность формирования военно-профессионального самоопределения учащихся.
Процессуальный блок содержит в себе: а) формы (классная, внеклассная, индивидуальная, групповая); б) методы (занятия по военно-профессиональной подготовке, консультации, беседы, профессионально-направленные тренинги); в) реализуемые организационно-педагогические условия. При этом организационно-педагогические условия подразумевают:
1. Включение спецкурса «Военно-профессиональная подготовка» в учебно-воспитательный процесс на довузовском этапе.
Спецкурс «Военно-профессиональная подготовка» является наглядной демонстрацией практического взаимодействия образовательных интересов Дальневосточного высшего общевойскового командного училища
и МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска». Данный курс разработан педагогами ДВОКУ при активном участии школьного педагогического коллектива. Были учтены результаты опроса и бесед с педагогическим коллективом и законными представителями учащихся. Основная роль разработанного спецкурса - мотивационно связать образовательную программу начальной военной подготовки (учащихся специализированного военно-патриотического класса «Рокоссовец» МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска») с рабочими программами по дисциплинам, преподаваемым в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище. Юридическим основанием разработки спецкурса стал «Договор о совместной деятельности Ресурсного центра по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы».
Квалификационные требования
Социальный заказ Требования ФГОС СОО к военно-профессиональной
подготовке
* \1/
Цель: формирование военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования»
Задачи:
1. Формирование у учащихся военно-профессиональных знаний, умений и навыков.
2. Повышение мотивационно-ценностного ориентирования военно-профессиональной составляющей деятельности
в условиях образовательной среды «Школа - военное учреждение высшего образования».
3. Формирование военно-профессиональных личностных качеств учащихся в образовательной среде «Школа -военное учреждение высшего образования».
Принципы:
1. Содержательные: гражданственности, научности, воспитывающего характера, военно-профессиональной направленности.
2. Процессуальные: преемственности школьного и вузовского образования, последовательности
и систематичности; соответствия индивидуально-возрастным особенностям учащихся; сознательности и активности;наглядности; продуктивности.
Теоретические подходы:
1. Системный подход.
2. Личностно-ориентированный подход.
3. Компетентностный подход.
4. Средовой подход.
5. Интегративный подход.
о и 3 Е-ш
а
0
01 н
«
з *
и О)
я1 3
к
2 ° Ч V©
о
«
0 н
01
1. Совершенствование организации обучения специализированных классов оборонно-спортивного профиля.
2. Формирование военно-профессиональной компетентности.
Формы: классная, внеклассная, индивидуальная, групповая
Методы: занятия по военно-профессиональной подготовке, консультации, индивидуальные беседы, профессионально-направленные тренинги
Я! О Ч V©
>3
0 и
01 ч 0)
¡=г
а
01
ее
О
и
а о ч
V©
Организационно-педагогические условия:
1. Включение спецкурса «Военно-профессиональная подготовка» в учебно-воспитательный процесс на довузовском этапе.
2. Педагогическое сопровождение военно-направленного процесса самообразования педагогического коллектива в образовательной среде школы.
3. Организация и проведение военно-профессионально направленных тренингов для школьников.
Критерии военно-профессионального самоопределения
Мотивационно-ценностный
Когнитивный Методика определения
Операционально-деятельностный
«
а *
Методика определения
уровни
высокий средний низкий
уровни
высокий средний низкий
Методика определения
уровни
высокий средний низкий
2 * § °
и Ч
О
Я ь.
се
3
4
Результат: повышение уровня профессионального самоопределения в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования» Результативный блок
Рисунок 1. Педагогическая модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования»
В рамках преподавания спецкурса «Военно-профессиональная подготовка» были проведены занятия по темам:
- Война. Вооруженный конфликт. Основные события в истории ВС РФ. Профессиональные праздники;
- История оружия;
- Структура военного образования РФ. Требования приема в военные образовательные учреждения. Обзорное занятие;
- Самодиагностика профессионально-важных качеств;
- Определение военно-профессиональной направленности. Тактическое мышление;
- Организационно-штатная структура подразделений военнослужащих и воинские звания в Вооруженных силах Российской Федерации. Форма одежды, знаки различия военнослужащих. Обзорное занятие;
- Виды уставов ВС РФ и их предназначение. Обзорное занятие;
- Права и ответственность военнослужащих. Основные обязанности при прохождении военной службы. Льготы военнослужащих. Лекция.
Интеграция военно-патриотических дисциплин с основными предметами общеобразовательной подготовки в рамках описанного спецкурса предусматривает обогащение общеобразовательных предметов школы военно-профессиональными материалами.
2. Педагогическое сопровождение военно-направленного процесса самообразования педагогического коллектива школы. Для выполнения данного педагогического условия необходимо совместное творческое участие всех сторон образованной среды «Школа - военное учреждение высшего образования». Были запланированы и проводились: экскурсии учеников МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» на территории ДВОКУ, выезды на полигон ДВОКУ, совместное участие в шествиях и парадах, а также организация конкурсов и смотров учеников кадетских классов МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» на базе ДВОКУ.
Содействие учителям школы в реализации военно-профессионального направления образовательной деятельности проводилось в индивидуальных беседах, обмене мнениями. Совместно планировалась разъяснительная работа важности предметов для будущей профессии военного, находились пути внедрения примеров применения полученных знаний в воинской деятельности. Таким образом, сопровождение в реализации военно-профессионального направления образовательной деятельности осуществлялось в двух направлениях: 1) в рамках аудиторной работы с преподавателями обсуждались вопросы насыщения учебного материала военно-направленной тематикой. Специализация материала диктовала формы его применения на уровне дидактических единиц. Использовался материал, разработанный преподавателями ДВОКУ; 2) во внеаудиторное время оказывалась помощь в проведении классных часов, экскурсий, церемониальных школьных и вузовских мероприятий.
Были подготовлены выступления на педагогическом совете: лекция-беседа «Готовность к обучению в военном вузе» и сообщение «Военно-профессиональное самоопределение».
Для более целенаправленного военно-патриотического воспитания гражданственности ученики кадетских классов МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» включены в общественный проект Министерства обороны Российской Федерации - Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
Участвуя в летних сменах детского лагеря «Гагарин», офицеры и курсанты Дальневосточного высшего общевойскового командного училища проводили мероприятия военно-патриотической направленности в каждой летней смене: первенство по футболу; военизированная эстафета; первенство по разборке (сборке) оружия; уроки по основам верхолазания; надевание противогазов и ОЗК; показательное выступление взвода морской пехоты; военная игра «Зарница».
Сборы военно-патриотического объединения «Россия» проводились на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного училища.
3. Организация и проведение военно-профессионально-направленных личностных тренингов для школьников и курсантов, а также педагогическое сопровождение профессионального самоопределения курсантов в военном вузе.
Диагностический блок предназначен для контроля процесса профессионального самоопределения. В него мы включили критерии, методики определения и уровни сформированное™ военно-профессионального самоопределения учащихся. При помощи фронтальных и индивидуальных опросов изучалась осведомленность каждого учащегося о профессии военного; изучался продуктивный материал показателей успеваемости учащихся по общеобразовательным и военно-специальным предметам обучения, а также рассматривались показатели выполнения нормативов военно-прикладных упражнений. Возможность обследуемых осуществлять военно-профессиональную деятельность мы устанавливали при помощи стандартного пакета рекомендованных Минобороны РФ «Методических указаний по проведению в военных комиссариатах мероприятий по профессиональному психологическому отбору с претендентами, подлежащими призыву на военную службу».
Нами были выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный критерии военно-профессионального самоопределения. Степень выраженности каждого критерия указывает на уровень сформированности военно-профессионального самоопределения учащихся. Наше понимание определения хода профессионального самоопределения перекликается с работой С. У. Баяхметова [4]:
1. Мотивационно-ценностный критерий определяет положительное отношение к военной профессиональной деятельности, стремление к военно-профессиональному саморазвитию, принятие военно-профессиональных ценностей, осознание социальной значимости получения военной специальности и смысла
саморазвития, потребность в военно-профессиональной самореализации в процессе обучения, представление о своем профессиональном становлении и профессионально-творческом саморазвитии.
Для определения мотивационно-ценностного критерия военно-профессионального самоопределения учащихся использовались следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова [11, с. 144], активизирующий опросник «За и против - 1» (автор Н. С. Пряжников) [24, с. 446].
2. Когнитивный критерий отражает направленность познавательной деятельности на приобретение знаний и умений в военно-профессиональном направлении, усвоение содержания военно-направленного образования, личностные достижения в области изучения профессионально важных дисциплин, самостоятельность в обучении. Степень выраженности у школьников и кадетов когнитивного критерия мы фиксировали не только в направлении познавательной деятельности в области военно-направленного образования, но и в успешности освоения общего образования, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту [28].
3. Операционально-деятельностный критерий выражается в той или иной степени как умение действовать в соответствии со спецификой военного образования, выполняя заложенные в нем нормативы или способность проектировать и реализовывать индивидуальную программу военно-профессионального самосовершенствования. Диагностировать данный критерий можно, фиксируя качество и стабильность выполнения требуемых нормативов физической и начальной военной подготовки, а также деятельное отношение к профессиональному самоопределению.
После изучения результатов учебной деятельности учеников кадетского класса лицея и учащихся кадетского корпуса мы сравнили уровни военно-профессионального самоопределения по степени выраженности каждого критерия.
Результативный блок содержит оценку уровня сформированности военно-профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательной среды, образованной Муниципальным автономным образовательным учреждением «Лицей № 6 г. Благовещенска» и Дальневосточным высшим общевойсковым командным училищем, педагогические условия успешности работы данного комплекса, а также выводы об эффективности разработанной педагогической модели.
Экспериментальное подтверждение эффективности применения разработанной модели в учебном процессе
Можно говорить о двух фазах реализации данной задачи:
- внедрение разработанной педагогической модели формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования» в совместный педагогический процесс общеобразовательного учебного заведения и Дальневосточного высшего общевойскового командного училища в рамках договора о деятельности Ресурсного центра между МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» и Дальневосточным высшим общевойсковым командным училищем имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. Эффективность и своевременность появления педагогической модели в работе специализированного класса школы наглядно демонстрирует фиксирование уровня сформированности военно-профессионального самоопределения учащихся (высокий, средний, низкий).
О ходе разработки и реализации педагогической модели неоднократно докладывалось на заседаниях кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета. Полученные результаты обсуждены с руководящим и участвующим в проекте профессорско-преподавательским составом Дальневосточного высшего общевойскового командного училища. На всех этапах работы над моделью поддерживалось тесное взаимодействие с коллективом Муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 6 г. Благовещенска»;
- оценка реализации представленной модели проявилась в положительной тенденции формирования военно-профессионального самоопределения школьников в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». Это заметно по повышению процентного содержания школьников с высоким уровнем и значительному уменьшению количества школьников с низкими показателями военно-профессионального самоопределения по выраженности мотивационно-ценностного критерия.
При рассмотрении выраженности когнитивного критерия проявляется повышение количества школьников с высоким, средним уровнями военно-профессионального самоопределения. Процент учащихся, показавших низкий уровень военно-профессионального самоопределения, уменьшился на 2,9%. Определение выраженности операционально-деятельностного критерия военно-профессионального самоопределения указывает нам на увеличение количества учащихся с высоким и средним уровнями военно-профессионального самоопределения, а также снижение их количества с низким уровнем военно-профессионального самоопределения.
В данной статье не приведены полученные количественные характеристики результатов процесса формирования военно-профессионального самоопределения в ходе экспериментального изучения. Практическая часть внедрения разработанной педагогической модели является весомой составляющей исследования, выделенной в обособленный этап, и планируется к отдельной публикации.
Заключение
Базируясь на анализе теоретических источников, нами разработана педагогическая модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение
высшего образования». В представленной статье описаны компоненты разработанной модели. В результате внедрения разработанной модели была проверена эффективность формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования».
В качестве экспериментального подтверждения эффективности применения в учебном процессе описанной модели обобщены результаты внедрения разработки в деятельность Ресурсного центра, организованного МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» и Дальневосточным высшим общевойсковым командным училищем.
Основным выводом применения данной модели можно считать то, что организация партнерской среды учреждениями военного образования дает возможность применить специально созданные условия формирования военно-профессионального самоопределения на довузовском этапе.
Список источников
1. Амосов Н. М. Моделирование сложных систем. К.: Наукова думка, 1968. 88 с.
2. Ахметов С. А., Аль-Окла В. А. Моделирование и инженерные расчеты физико-химических свойств углеводородных систем / под ред. Т. Г. Умергалина. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. 160 с.
3. Балакирева Э. В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: монография / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 184 с.
4. Баяхметов С. У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза: дисс. ... к. пед. н. Омск, 2017. 223 с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
6. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Педагогика и психология образования. 2012. № 2. С. 52-60.
7. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. № 1. С. 11-20.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М. - Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. 336 с.
9. Ильина Н. Ф. Региональная система непрерывного педагогического образования: поиск инновационной концепции // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1. С. 25-31.
10. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников ФГКВОУ ВО Дальневосточного высшего общевойскового командного училища: дополнение к Федеральному государственному общеобразовательному стандарту высшего профессионального образования. М.: МО РФ, 2016. 50 с.
11. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
13. Ковалевич И. А., Адольф В. А. Интеграция образовательных ресурсов в системе «школа - вуз» // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 122-127.
14. Кононюк А. Е. Обобщенная теория моделирования. К.: Освгга Украши, 2012. 602 с.
15. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / авт. колл. В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М.: Федеральный институт развития образования; Перо, 2014. 38 с.
16. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Академия, 2006. 394 с.
17. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 1 (16). С. 126-128.
18. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
19. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. - СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
20. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22.04.2014 № 383 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2014 № 32878). ШЬ: ЬИрБ://погта1:1у.коп1:иг.щ/йоситеп1?тоаи1еЫ=1&аоситеп1:Ы= 349416 (дата обращения: 19.02.2021).
21. Попович А. Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: дисс. ... д. пед. н. М., 2012. 511 с.
22. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М. - Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК, 2002. 400 с.
23. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1996. 246 с.
24. Пряжников Н. С., Пряжникова Б. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 480 с.
25. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. 271 с.
26. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 14-28.
27. Товт С. С. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления курсантов военного вуза: дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2009. 169 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 56.05.04 «Управление персоналом (Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)» по специализации № 5 «Применение специальных подразделений»: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 97-дсп.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 70188902/8ef641d3b80ff01d34be 16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 20.02.2021).
30. Философия науки: словарь основных терминов / под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. 320 с.
31. Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: дисс. ... д. пед. н. М., 1999. 330 с.
32. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.
33. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 286 с.
34. Штофф В. А. Моделирование и философия. М. - Л.: Наука, 1966. 303 с.
Информация об авторах | Author information
RU
Пасынкова Марина Александровна1
1 Амурский государственный университет, Благовещенск
EN
Pasynkova Marina1
1 Amur State University, Blagoveshchensk
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 10.09.2020; опубликовано (published): 10.03.2021.
Ключевые слова (keywords): формирование военно-профессионального самоопределения учащихся; педагогическая модель; образовательная среда; партнерство образовательных учреждений; forming schoolchildren's professional self-determination; pedagogical model; educational environment; cooperation of educational institutions.