УДК 378
И. А. Ромас, М. А. Пасынкова
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Описывается проведение психолого-педагогического тренинга. Данная методика разработана в ходе исследования готовности к обучению в военном вузе. Она проводилась в рамках мероприятий профессионального психологического отбора. Мы опирались на приемы, используемые в работе по определению имеющихся профессионально важных качеств у абитуриента на момент зачисления в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Предлагаемая разработка универсальна, потому что может использоваться как при работе с группой, так и индивидуально. Тренинг легко адаптировать к обследованию абитуриентов вузов других профессиональных направлений - в большей степени для профессий, связанных с особыми условиями труда, где необходимо не просто быстрое принятие решения, но и умение выбрать из множества вариантов наиболее оптимальное.
Ключевые слова: тренажер, категория профпригодности, готовность к профессиональной деятельности.
В военном вузе подготовка квалифицированного профессионала невозможна без использования метода тренажеров. Тренажеры применяются не только для формирования определенных навыков, но и для моделирования конкретных сложных ситуаций с целью выработки готовности адекватно на них реагировать. Со времени, когда тренажер должен был максимально имитировать реальные условия деятельности, изменилась сама концепция подготовки специалиста. На современном этапе важнее, чтобы навыки, формируемые на тренажере «не внешне, а по своей психологической структуре» [1, с. 251], соответствовали реальным трудовым навыкам. Если тренажер хорошо автоматизирует какой-либо частный, но необходимый навык, то он полезен и поможет дальнейшему развитию более сложных навыков, а «некоторая схематизация и упрощение условий тренировки иногда даже полезны» [1, с. 250].
Проводя исследование готовности к обучению в военном вузе на базе профессионального психологического отбора, мы столкнулись с недостаточностью методологического инструментария существующего обследования. Вся работа по определению профессиональной пригодности сводится к фиксированию уже имеющихся профессионально-важных качеств у абитуриента на момент зачисления. Но не имелось методик, решающих задачи развития личностных качеств курсантов в процессе обучения.
После изучения свойств личности кандидатов, их общего развития, психофизиологических качеств, физической подготовленности проводится оценка соответствия имеющихся профессионально важных качеств предъявляемым требованиям и выносится одно из заключений об их пригодности к обучению данной профессии, на момент зачисления специалистами группы профессионального психологического отбора выносится заключение:
- рекомендуется в первую очередь (I группа профпригодности);
- рекомендуется (II группа профпригодности);
- рекомендуется условно (III группа профпригодности);
- не рекомендуется (IV группа профпригодности).
Кандидаты третьей группы принимаются на учебу в порядке исключения после зачисления кандидатов первых двух групп. Кандидаты четвертой группы на учебу не принимаются.
Если мотивация является внешней, то даже при высокой готовности к обучению военной профессии кандидаты первой и второй группы профпригодности испытывают трудности в обучении и выполнении требований внутреннего распорядка.
Часто приходится отчислять курсантов разных курсов в связи с нежеланием учиться либо за проступки, не соответствующие моральному облику офицера.
Изучение профпригодности к обучению в Дальневосточном высшем военном командном училище выделило из массы проблем профессионального образования назревшую необходимость создания педагогических условий формирования и коррекции готовности к обучению в военном вузе [2, с. 18-21], а следовательно, к дальнейшей профессиональной деятельности уже зачисленных и начавших учебу курсантов.
Наблюдая за обучением курсантов I, II, III, IV категорий профпригодности, каждую категорию дополнительно разделили на четыре группы. Основанием стало социальное влияние (общества и семьи) на профессиональное самоопределение личности. Определяющим признаком являлась связь с военной средой: курсанты, зачисленные в вуз после прохождения срочной службы, - «С»; дети из семей военнослужащих - группа «В»; курсанты, поступившие в военный вуз после окончания суво-
Вестник ТГПУ (Г8РиБиПеШ). 2016. 1 (166)
ровских училищ, - «У» и остальные учащиеся -группа «О». Тем самым мы смогли составить более целостную картину готовности к требованиям профессии участвующего в эксперименте контингента.
Комплекс экспериментальных мероприятий проводился в первом семестре с курсантами III группы профпригодности, не имевшими соприкосновения с военной профессией (О). Они намного хуже адаптировались к особенностям военной действительности и на протяжении всего периода обучения хуже были их показатели учебной деятельности [3, с. 56-62].
Работа по совершенствованию готовности к обучению в военном вузе эффективнее в начале периода адаптации курсантов, потому что может повлиять с психолого-педагогической точки зрения на продуктивность учебной деятельности во всех учебных семестрах. Поэтому именно в самом начале первого семестра был проведен тренинг, направленный на развитие скорости мыслительных процессов и точности переработки информации.
Предложенный психолого-педагогический активизирующий тренинг - мультимедийная наглядная методика. Разработан на базе стандартного психологического теста «Арифметический счет», рекомендованного для проведения профессионального психологического отбора в военные вузы [4, с. 78-81].
Суть тренинга состоит в том, что на экране на определенный период времени появляется пример, состоящий из четырех арифметических действий, который устно должен решить испытуемый за заданный отрезок времени. При этом цвет экрана красный и мерцает с определенной периодичностью. Воздействие красного цвета - известный в психологии раздражающий эффект, который одновременно мобилизует нервную систему и является раздражающим фактором, который требуется преодолеть при решении задачи [5, с. 5-6; 6, с. 26-31].
Частота мерцания во всех сеансах оставалась постоянной 1 Гц и не превышала безопасную для человека частоту. Перед началом испытания курсантам объясняется суть проводимого эксперимента. Это мобилизует участников.
Тренинг состоял из 10 сеансов, разбитых на две части. Каждая часть - по пять сеансов. В первой части на каждом сеансе предлагалось решить один пример, который появлялся на экране одинаковое время - 15 секунд (такая продолжительность заложена в требованиях инструкции по проведению действующего обследования), увеличивалось лишь время воздействия мерцающего красного цвета в каждом последующем примере на 5 секунд. Во второй части время появления примера на экране с каждым сеансом сокращается на одну секунду и
продолжительность воздействия мерцающего красного цвета сокращается каждый раз на 5 секунд. Так, при норме решения 15 секунд на каждый пример в результате проведенного тренинга большинство испытуемых должны справляться с заданием за 10 секунд.
Тренинг проводился через месяц после начала занятий с 6 группами по 3-7 человек. Было разработано 40 вариантов задач, включающих все четыре арифметических действия (рис. 1). В каждом сеансе испытуемый должен решить устно один пример, записав ответ на оборотной стороне выданной карточки.
17 + 27 : 11 х 9
- 15
Рис. 1. Вариант примера, предлагаемого в тренинге
После каждого сеанса обследуемым предлагалось самим оценить свое состояние по методике «Градусник» [7, с. 339]. Методика разработана Н. П. Фетискиным для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Данная методика выбрана потому, что является быстрой фиксацией состояний, демонстрирует динамику эмоционального состояния испытуемого в ходе тренинга. Кур -сантам раздаются карточки с изображением градусника, где в ячейке, соответствующей своему состоянию и степени его выраженности, они делают отметку. Таким образом, каждый курсант к концу эксперимента заполнит 10 карточек.
В табл. 1 представлены результаты проведения методики «Градусник». Во внимание было взято только количество курсантов, правильно решивших задание в процентном содержании от общего числа участников тренинга.
Из табл. 1 видно, что с усложнением задания увеличилось число курсантов, почувствовавших себя раздраженными.
Вместе с тем количество правильно решивших предложенное задание в первой части тренинга увеличилось, а во второй - уменьшилось. Это результат повышения сложности его выполнения. При проведении методики «Градусник» чувствовали себя приятно, радостно и восторженно (в разной степени выраженности) в начале первой части тренинга 20,6 %, в конце - 13,8 %; спокойствие, безразличие, скуку и даже дремоту испытывали в начале первой части тренинга 32,4 %, а в конце -62 %. Во второй части, при усложнении тренинга,
Таблица 1
Результаты тренинга
№ сеанса Количество курсантов, правильно решивших задание, % Распределение состояний после тренинга по группам, %
Восторженное, радостное, светлое, приятное Спокойное, безразличное, скучное, дремотное Неудовлетворенное, раздраженное, пресыщенное
1 55,9 20,6 32,4 2,9
2 89,7 34,5 55,2 0
3 83,9 22,6 61,3 0
4 71 16,2 51,6 0
5 75,9 13,8 62 0
6 85,7 10,7 57,1 14,3
7 70,4 25,9 44,4 0
8 85,7 17,9 64,3 0
9 75 25 46,4 3,6
10 57,1 14,3 35,7 7,1
полностью поменялось состояние участников: количество ощущающих себя приятно, радостно и восторженно увеличилось, а число спокойных и скучающих участников уменьшилось с 57,1 до 35,7 %.
Результаты тренинга подтвердили ожидания: в первой части при решении примеров курсанты подвергались с каждым сеансом облегчающемуся заданию так, что им стало даже «скучно». Это было сделано для того, чтобы первокурсники поверили в свои силы. Во второй части тренинга, после предварительной беседы о результатах первой части, они с удовольствием решали более сложные задачи. Мы считаем это важным педагогическим приемом. В результате тренинга 57,1 % курсантов справились с заданием на последнем сеансе за 10 секунд, и это лучше начального уровня на 1,2 %, где пример предлагалось решить за 15 секунд.
Данный тренинг является мобилизирующим в психолого-педагогическом плане, так как предназначен не только помочь курсантам усовершенствовать профессионально важные качества, но и активизировать мотивационную составляющую учебной деятельности на стадии адаптации. Поэтому рекомендуется и в дальнейшем проводить подобную работу ежегодно в начале первого семестра.
Далее велось наблюдение учебной деятельности выбранных для эксперимента групп курсантов. Результатом успешности учебы можно считать итоговую оценку за семестр, выставляемую как среднеарифметическую экзаменационных оценок по всем предметам сессии.
Результаты учебной деятельности курсантов, прошедших тренинг (Т), сравнивались с показателями контрольной группы (КГ). В контрольную группу включены учащиеся: II группы профпригодности и по социальному фактору определенные как «остальные» (О) и часть III группы профпри-
годности, также «остальные», которая при дополнительном обследовании активизирующим опросником «За и против - 1» (автор Н. С. Пряжников) высказала предпочтение профессиональной военной деятельности. Активизирующий опросник «За и против - 1» изначально был предложен автором для выявления предпочтительных групп профессий [ 8, с. 446-447].
Количество успевающих курсантов (в процентах от общего числа), отнесенных к группам Т и КТ, продемонстрировано диаграммой на рис. 2.
Рис. 2. Сравнение процента успевающих в Т и КГ группах
На рис. 2 видим, что курсанты группы (Т) имеют более стабильные результаты учебы. Они, по сравнению с контрольной группой (КГ), имеют более низкие показатели успеваемости только в 3-м семестре (разница составляет 1,6 %). И даже спад успеваемости, наблюдаемый ранее во всех без исключения категориях со второго года обучения, в испытуемой группе менее резкий.
В результате исследования возможности применения тренажеров в процессе психолого-педагоги-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
ческого сопровождения обучения курсантов можно сделать выводы:
Разработана и реализована методика дополнительного обследования курсантов в рамках мероприятий профессионального психологического отбора.
Данный активизирующий тренинг является примером нового подхода к совершенствованию профессионально важных качеств учащихся. Его проведение позволяет не только уточнить уровень готовности к обучению в военном вузе с перспективой дальнейшей профессиональной деятельности, но и раскрыть потенциал конкретного испытуемого. Для этого в ходе эксперимента применялись как педагогические воздействия (беседа, разъяснение сути тренинга), так и воздействие непосредственно на нервную систему (мерцание, красный экран). В дополнение к проводимому сеансу тренинга предлагалось оценить свое состояние по методике «Градусник», что являлось элементом самоконтроля обследуемых.
Проводилось последующее наблюдение результатов учебной деятельности участников тренинга и сравнение с результатами учебной деятельности курсантов, с лучшей готовностью к обучению военной профессии (по данным профессионального психологического отбора военного вуза). Показа-
но, что проведенный тренинг улучшил показатели учебной деятельности испытуемых.
Таким образом, было продемонстрировано, что профессиональный психологический отбор является одним из педагогических условий формирования готовности к обучению в вузе. В рамках его деятельности может происходить не только отбор для дальнейшего обучения, но и после поступления, в рамках психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности курсантов, коррекция готовности к обучению, что в конечном итоге является залогом успешности дальнейшей профессиональной военной деятельности.
Данная методика универсальна, потому что может использоваться как при работе с группой, так и индивидуально. Тренинг легко адаптировать к обследованию абитуриентов вузов других профессиональных направлений - в большей степени для профессий, связанных с особыми условиями труда, где необходимо не просто быстрое принятие решения, но и умение выбрать из множества вариантов одно наиболее оптимальное.
В перспективе данная методика имеет право на существование как часть мероприятий профессионального психологического отбора в вуз и средство повышения готовности к дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Хрестоматия по инженерной психологии / под ред. Б. А. Душкова. М., 1991. 287 с.
2. Пасынкова М. А. Структура готовности к обучению в вузе (на примере военного вуза) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 18-21.
3. Пасынкова М. А. Структурные взаимозависимости педагогического процесса в военном вузе // Совершенствование профессиональной подготовки будущего специалиста в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Благовещенск, 8 февраля 2007 г.) / под ред. Н. В. Карнаух. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. С. 56-62.
4. Профессиональный отбор кандидатов в вузы Сухопутных войск: учебник для вузов / МО СССР; Аппарат упр. вузами Сухопутных войск. М., 1988. 304 с.
5. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Терапевтическое значение цвета: информация - цвет - интеллект. СПб.: Речь, 2001. 254 с.
6. Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2005. 110 с.
7. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 480 с.
Ромас И. А., кандидат психологических наук, доцент. Благовещенский государственный педагогический университет.
Ул. Ленина, 104, Благовещенск, Амурская область, Россия, 675000. E-mail: [email protected]
Пасынкова М. А., соискатель.
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (филиал, г. Благовещенск).
Ул. Ленина, 158, Благовещенск, Амурская область, Россия, 675021. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.09.2015.
I. A. Romas, M. A. Pasynkova
APPLICATION OF METHOD OF TRAINERS FOR FORMATION AND CORRECTION OF READINESS FOR STUDYING AT MILITARY VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION)
The article describes how to conduct psychological and pedagogical training. The methodology was developed during the study of readiness for military training. It was held within the framework of the activities of professional psychological selection. We relied on the techniques used in the identification of existing professionally important qualities of the applicant at the time of enrollment in the military educational institution of higher professional education.
The proposed development is universal because it can be used both in group and individual work. The training can easily be adapted to the survey of the applicants of the higher educational institutions of other professional directions, mainly for the professions connected with special working conditions, where you need not only the ability to come to a decision promptly, but also the ability to choose from a variety of options the most appropriate one.
Key words: trainer, the category ofprofessional fitness, readiness for the professional activity.
References
1. Khrestomatiyapo inzhenernoypsikhologii [Reader on psychology engineering]. Ed. B. A. Dushkov. Moscow, 1991. 287 р. (in Russian).
2. Pasynkova M. A. Struktura gotovnosti k obucheniyu v vuze (na primere voennogo vuza) [The structure of readiness for training at higher school (based on the date of military higher school)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 1 (129), рр. 18-21 (in Russian).
3. Pasynkova M. A. Strukturnye vzaimozavisimosti pedagogicheskogo protsessa v voennom vuze [Structural interdependence of educational process in military high school]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii "Sovershenstvovaniye professional'noy podgotovki budushchego spetsialista vperiod modernizatsii obrazovaniya: opyt, problemy, perspektivy" (Blagoveshchensk, 8 fevralya 2007 g.) [Improving the professional training of future specialists in the period of modernization of education: experience, problems, prospects: materials of International scientific methodical conference]. Ed. N. V. Karnaukh. Blagoveshchenk, BGPU Publ., 2007. Рр. 56-62 (in Russian).
4. Professional'nyy otbor kandidatov v vuzy Sukhoputnykh voysk: uchebnik dlya vuzov [Professional selection of candidates to the universities of the Land Forces: a textbook for the institute of higher education)]. Moscow, MO SSSR; Apparat upr. Vuzami Sukhoputnykh voysk Publ., 1988. 304 р. (in Russian).
5. Serov N. V. Svetotsvetovaya terapiya (Terapevticheskoye znacheniye tsveta: informatsiya - tsvet - intellekt) [Light-color therapy (Therapeutic value of the color: information - color - intellect)]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2001. 254 р. (in Russian).
6. Bazyma B. A. Psikhologiya tsveta: teoriya ipraktika [Psychology of the color: Theory and practice]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2005. 110 р. (in Russian).
7. Il'in E. P. Psikhofiziologiyasostoyaniycheloveka[Psychophysiology of the states of human]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 412 р. (in Russian).
8. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya truda ichelovecheskogo dostoinstva: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Psikhologiya of labor and human dignity: manual for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 480 р. (in Russian).
Romas I. A.
Blagoveshchensk State Pedagogical University.
Ul. Lenina, 104, Blagoveshchensk, Amur region, Russia, 675000. E-mail: [email protected]
Pasynkova M. A.
Military Educational-Research Centre of Ground Forces "Combined Arms Military Academy of the Russian Federation" (the branch in Blagoveshchensk).
Ul. Lenina, 158, Blagoveshchenk, Amur region, Russia, 675021. E-mail: [email protected]