СООБЩЕНИЯ
УДК 378
М. А. Пасынкова
структура готовности к обучению в вузе
Систематизированы составляющие структуры готовности к обучению в вузе. Предлагается в каждом профессиональном учебном заведении создавать отделы профессионального психологического отбора.
Ключевые слова: образовательные стандарты, готовность к деятельности, профессиональный психологический отбор.
The structure of readiness for getting a higher education. MARINA A. PASYNKOVA (Far Eastern Higher Military Command School named after marshal K.K. Rokossovskiy, Blagoveshchensk).
The author examines the structure of readiness for getting a higher education. It is suggested that every institution of higher education should have a department of special psychological selection.
Key words: educational standards, readiness for the activity, professional psychological selection.
В настоящее время мы оказались на пороге кардинальных системных изменений образовательных стандартов в сфере высшего профессионального образования. Их планируется привести в соответствие с требованиями рынка труда, а также гармонизировать с общеевропейскими в рамках Болонской декларации. «Двухуровневая» система отлично подходит к изменениям на рынке труда, так как не создает «узконаправленных» специалистов.
Перестройка всей системы образования с ориентацией ее на получение «поступенных» профессиональных знаний продиктована резко возросшими требованиями к специалисту в определенной области профессиональной деятельности.
Современная наука, по сути, получила социальный заказ на необходимость изучения способности человека к практической деятельности с целью нахождения возможностей максимального применения отдельно взятого индивида в конкретном роде деятельности. При данном подходе каждый человек сможет реализоваться в личностном плане, достичь высокого уровня профессионализма. В связи с этим активно изучаются проблемы готовности к обучению и деятельности по определенной специальности.
В профессиональной сфере принято считать, что «всякий труд начинается при наличии готовности к профессиональной деятельности. Эту готовность определяют как психическое состояние, предстартовую активизацию человека, включающую осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее веро-
ятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [3, с. 55].
Чтобы выяснить, насколько психологическая готовность к определенной профессиональной деятельности влияет на успешность обучения в вузе, мы должны детально изучить структуру готовности к обучению.
Готовность вообще - это активно-действенное состояние личности. По определению Д.И. Уснад-зе, готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении - установка [Цит. по: 1, с 76]. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности. Психологическими предпосылками возникновения готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Для обучения готовность (в широком смысле) - это достижение индивидом такого уровня развития, который обеспечит успешную подготовку к определенному виду деятельности [1, 2].
На наш взгляд, составляющие готовности к обучению в вузе в целом можно систематизировать следующим образом:
ПАСЫНКОВА Марина Александровна, соискатель (Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) им. маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, Благовещенск). E-mail: m.pasynckowa@yandex.ru © Пасынкова М.А., 2013
2013 • № 1 • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке 87
СООБЩЕНИЯ
В данной структуре физиологическая и психологическая готовности - главные составляющие готовности к обучению. Оценка физиологической готовности производится по физическим, биологическим показателям и состоянию здоровья. Психологическая готовность представляет собой исходную структуру индивидуально-психологических качеств, определяющих интеллектуальную и личностную составляющие.
Недостаточная сформированность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией, а также ведет к неправильному выбору направления дальнейшей деятельности субъекта. Для того чтобы избежать ошибок «установки», необходимо изучение (и затем корректировка) индивидуальных особенностей каждого субъекта процесса обучения.
В военном вузе все составляющие готовности к обучению подвергаются проверке при поступлении. Основная часть работы возлагается на группу специалистов профессионального психологического отбора. Так как профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, соответствующих требованиям военной специальности по своим социально-психологическим и психофизиологическим качествам, т.е. наиболее пригодных к обучению и последующему эффективному выполнению профессиональных задач [4, с. 50], то результат проведенной работы является решающим в вопросе о принятии кандидата на учебу в военный вуз.
На наш взгляд, деятельность профессионального психологического отбора должна заключаться не только в определении готовности к обучению данной профессии при принятии решения о зачисле-
нии на учебу, но и создавать педагогические условия, влияющие на быстрейшую адаптацию в вузе. Для этого необходимо совершенствовать методы работы с непременным расширением полномочий группы профессионального психологического отбора. Например, проводить активизирующие тренинги в период адаптации с теми учащимся, у которых при поступлении показатели готовности были ниже средних в данном потоке абитуриентов.
Нам кажется целесообразным организовать отделы профессионального психологического отбора в каждом профессиональном учебном заведении. Учитывая затраты на обучение каждого специалиста, можно сказать, что такие действия будут экономически обоснованы. Самым важным в этой системе профессионального психологического сопровождения на протяжении всех лет обучения является то, что обучающийся будет иметь психологическую поддержку в поисках своего «места в жизни». Он сможет более осознанно «занять свою профессиональную нишу», а при необходимости легче, в психологическом плане, переориентироваться на другое направление профессиональной деятельности в рамках уже имеющейся специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2005. 336 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ 1976. 176 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Между-нар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.
4. Профессиональный отбор кандидатов в вузы сухопутных войск: учебник для вузов / МО СССР; Аппарат управления вузами сухопутных войск. М., 1988. 304 с.
88
гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востокЕ • № 1 • 2013