Научная статья на тему 'Структура готовности к обучению в вузе (на примере военного вуза)'

Структура готовности к обучению в вузе (на примере военного вуза) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / READINESS / READINESS FOR THE ACTIVITY / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION / EDUCATIONAL STANDARDS / THE TWO-BIN SYSTEM OF INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пасынкова Марина Александровна

Предлагается к рассмотрению структура готовности к обучению в вузе. Приводится пример комплексного обследования при зачислении в военный вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF READINESS FOR TRAINING AT HIGHER SCHOOL (BASED ON THE DATA OF MILITARY HIGHER SCHOL)

The structure of readiness for training at higher school is shown. There is an example of complex research during enrolment to military higher school.

Текст научной работы на тему «Структура готовности к обучению в вузе (на примере военного вуза)»

УДК 378

М. А. Пасынкова

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОГО ВУЗА)

Предлагается к рассмотрению структура готовности к обучению в вузе. Приводится пример комплексного обследования при зачислении в военный вуз.

Ключевые слова: готовность, готовность к деятельности, профессиональный психологический отбор, образовательные стандарты, двухуровневая система обучения.

Концепция образовательных стандартов третьего поколения провозглашает кардинальные системные изменения в сфере высшего профессионального образования.

Планируется привести образовательные стандарты в соответствие с требованиями рынка труда, а также гармонизировать их с общеевропейскими стандартами в рамках Болонской декларации, к которой присоединилась Россия.

Проект предусматривает ведение двухуровневой системы обучения и подготовки студентов по европейскому образцу. Начальная ступень - бакалавриат (продолжительностью в четыре года) - будет обязательна для всех студентов. Вторая - двухгодичная магистратура, куда смогут поступить те, кто захочет углубить полученные знания. Бакалавриат и магистратура рассматриваются как самостоятельные, полноценные образовательные уровни.

Но для обучения по ряду специальностей предлагается сохранить непрерывный цикл обучения -специалитет. Это касается врачей и инженеров. В таком случае после четырех бакалаврских лет студент сможет получить лишь справку о незаконченном высшем образовании, а полноценный диплом - только по окончании всего цикла обучения.

Будет введена дополнительная аттестация студентов, так называемая система «зачетных единиц», или credit system, как она именуется на Западе.

По окончании обучения вместе с дипломом студенту будет выдано «Приложение» (Diploma Supplement), в котором будет указана сумма баллов -«кредитов», которые он сумел набрать за время обучения. «Кредиты», в зависимости от уровня подготовки, будут начисляться по лекциям и семинарам, которые посетил студент, и должны отражать «трудоемкость» обучения.

Также степень подготовки молодых специалистов будет оцениваться по набору компетенций -профессиональных навыков.

Инициатива ввести двухступенчатую систему высшего образования уже содержится в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального об-

разования), представленных на рассмотрение Госдумы в 2005 году.

Перестройка всей системы образования продиктована возросшими требованиями к специалисту в определенной области. В сфере военного образования такая постановка вопроса особенно актуальна. При возросшем количестве информации, необходимой для получения специализированных знаний и их применения на практике, с учетом необходимости поддержания высокого уровня профессионализма в процессе трудовой деятельности, выпускник военного вуза не менее подвержен требованиям времени.

Современная наука, по сути, получила социальный заказ на необходимость изучения практической деятельности человека с целью нахождения возможностей максимального применения способностей отдельно взятого индивида в конкретном роде деятельности, что особенно актуально в военных профессиях. При данном подходе каждый человек сможет реализоваться в личностном плане, достичь высокого уровня профессионализма. В связи с этим вопрос о готовности к обучению и деятельности в данный момент находится в стадии активного изучения.

Самым разработанным вопросом по данной проблеме является рассмотрение оптимального возраста начала обучения в школе. На данный момент ученые и практики: Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина, Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Л. С. Славина, В. Д. Шадриков,

Н. В. Нижегородцева, М. М. Безруких, С. П. Ефимова и др. пришли к выводу, что психологическая готовность является решающим фактором успешности обучения ребенка. Часто высказывается мысль, что именно готовность к какой-либо деятельности является одним из основополагающих факторов ее успешности.

В профессиональной сфере принято считать, что «всякий труд начинается при наличии готовности к профессиональной деятельности. Эту готовность определяют как психическое состояние, предстартовую активизацию человека, включающую осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий,

вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [1, 2].

Выясняя, насколько психологическая готовность к военной профессиональной деятельности влияет на успешность обучения в военном вузе, мы пришли к необходимости изучения структуры готовности к обучению в вузе в целом.

Готовность - это активно-действенное состояние личности. По определению Д. И. Уснадзе: «Готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении - установка» [3, с 76]. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности предполагает наличие мотивов и способностей. Психологическими предпосылками возникновения готовности к выполнению конкретной учебной или трудовой задачи являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Готовность обеспечивает достижение индивидом такого уровня развития, который необходим для успешной подготовки к определенному виду деятельности.

Важнейшей особенностью подготовки офицера военного вуза является то, что этот процесс профессионально направлен, подчинен освоению способов и опыта профессионального решения тех задач, с которыми курсанты могут встретиться в практике офицерской службы. Поэтому в целом деятельность курсанта - это учебно-профессиональная деятельность [4, с. 136].

Мы предлагаем структуру готовности к обучению в военном вузе, где физиологическая и психологическая - основные составляющие готовности к обучению (см. рисунок).

Физиологическая готовность к новому гигиеническому и образовательно-воспитательному режиму определяется состоянием функциональных систем организма. Психологическая готовность представляет собой исходную систему индивидуально-психологических качеств претендента на зачисление. Недостаточно сформированная готовность приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией, а также ведет к неправильному выбору направления дальнейшей деятельности субъекта. Для того чтобы избежать ошибок «установки», необходимо изучение индивидуальных особенностей каждого индивида.

Все составляющие готовности к обучению в военном вузе подвергаются проверке при поступлении. Основная часть работы возлагается на группу специалистов профессионального психологического отбора. Так как профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, соответствующих требованиям военной специальности по своим социальнопсихологическим и психофизиологическим качествам, т. е. наиболее пригодных к обучению и последующему эффективному выполнению профессиональных задач [5, с. 50], то результат проведенной работы является решающим при решении о принятии кандидата на учебу в военный вуз.

Требования к военному специалисту прежде всего продиктованы особенностями профессиональной деятельности на должностях руководителя военных подразделений. Таким образом, выпускнику военного вуза необходимы: политическая зрелость, общественная активность, дисциплинированность, исполнительность, организованность, инициатива, организаторские способности,

выдержка, физическая выносливость, высокая работоспособность (в том числе в сложных моральных и бытовых условиях). Для психологических свойств личности командира должны быть характерны: военно-профессиональная направленность, настойчивость в самосовершенствовании, нервнопсихическая и эмоционально-волевая устойчивость.

Определяя готовность к обучению в военном вузе в рамках профотбора применяются методики, прогнозирующие успешность дальнейшей профессиональной истории конкретного претендента на зачисление.

Обследование с помощью методики «Прогноз» способно прогнозировать нарушения, которые определяются дефектами функционирования нервной системы, а также крайние варианты нормы, где заострение определенных черт характера определяет их избирательную зависимость, уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий (акцентуированные личности), так и болезненные состояния с нервно-психической неустойчивостью - психогения и психопатия. Кроме этих форм нервно-психических расстройств, феномен нервно-психической неустойчивости включает психический инфантелизм, легкие формы умственной отсталости, психические расстройства, связанные с отдельными последствиями черепномозговых травм, начальные скрытые формы некоторых психических заболеваний. Выявляясь в ситуациях, требующих повышенной мобилизации физических и духовных сил, нервно-психическая неустойчивость может проявиться в поступках и состояниях, не отвечающих вызвавшей их причине и возникшим условиям. Подобное поведение часто препятствует успешному выполнению поставленных задач, а в некоторых случаях выступает одной из причин ряда социально-негативных явлений.

Общее интеллектуальное развитие кандидата оценивается по результатам обследования с помощью методик: «Числовые ряды», «Техническое мышление», «Тест возрастающей трудности».

Методика «Числовые ряды» предназначена для оценки способности к логическому мышлению.

Методика «Техническое мышление» направлена на оценку способностей кандидатов к использованию знаний при решении простейших технических задач.

«Тест возрастающей трудности» предназначен для выявления способности к систематизированной, планомерной, методической интеллектуальной деятельности. В данном случае знания, приобретенные в школе и личном опыте, не влияют на результат выполнения задания.

Обследование особенностей кандидатов в военном вузе направлено на выявление качеств, связан-

ных с работоспособностью, выносливостью и способностью выполнять интеллектуальные операции в повышенном темпе.

Методика «Арифметический счет» предназначена для оценки скорости мыслительных процессов и точности переработки информации при выполнении простых арифметических действий.

Показатели физиологической подготовленности, наряду с оценкой физической выносливости кандидатов, используются для комплексной оценки данных.

Прием нормативов осуществляется преподавателями по физической подготовке в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке в РФ, также обеспечивается медицинский контроль и меры по предупреждению травматизма.

До недавнего времени наиболее распространенным и единственно верным путем для углубленного изучения индивидуальных особенностей личности кандидатов было индивидуальное собеседование. Его целью на сегодняшний день является:

- дополнение и уточнение данных анамнеза, особенностей мотивации и устойчивости черт характера, общего развития, психофизиологических качеств, наблюдений готовности в сфере общения;

- получение данных об условиях развития и воспитания, влияющих на пригодность к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности.

На основании заключения по оценке свойств личности, общего развития, психофизиологических качеств, физического развития и результатов индивидуального собеседования выносится общее заключение по результатам психологического обследования и определяется группа пригодности.

На наш взгляд, работа профессионального психологического отбора в военном вузе необходима не только для определения готовности к обучению данной профессии при принятии решения о зачислении на учебу. Она является одним из важнейших педагогических условий, влияющих на быстрейшую адаптацию в вузе. Для этого необходимо совершенствовать методы работы с непременным расширением полномочий группы профессионального психологического отбора. Например, проводить активизирующие тренинги в период адаптации с теми учащимися, у которых при поступлении показатели готовности были ниже средних в данном потоке абитуриентов.

Вполне вероятно, что отделы профессионального психологического отбора будут со временем организованы в каждом профессиональном учебном заведении. По нашему мнению, это целесообразно. Учитывая затраты на обучение каждого специалиста, можно сказать, что такие действия будут экономически обоснованы. Самым важным в этой системе профессионального психологического сопрово-

ждения на протяжении всех лет обучения является нальную нишу, а при необходимости легче, в пси-

то, что обучающийся будет иметь психологическую хологическом плане, переориентироваться на дру-

поддержку в поисках своего места в жизни. Он гое направление профессиональной деятельности в

сможет более осознанно занять свою профессио- рамках уже имеющейся специальности.

Список литературы

1. Маркова А. К. Психология профессионализма . М .: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 . 308 с.

2 . Дьяченко М . И ., Кандыбович Л . А. Психологические проблемы готовности к деятельности . Минск, 1976 .

3 . Гиппенрейтер Ю . Б . Введение в общую психологию . Курс лекций . М . : ЧеРо, 2005. 336 с .

4 . Одегова О . В . Формирование военно-профессиональной мотивации у курсантов военных вузов связи // Вестн . Томского гос. пед . ун-та

(Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 2 (92) . С . 135-138.

5 . Профессиональный отбор кандидатов в вузы Сухопутных войск: учебник для вузов / МО СССР; Аппарат управления вузами Сухопут-

ных войск. М . , 1988. 304 с .

Пасынкова М. А., соискатель.

Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.

Ул. Ленина, 158, Благовещенск, Амурская область, Россия, 675021.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 14.08.2012.

M. A. Pasynkova

THE STRUCTURE OF READINESS FOR TRAINING AT HIGHER SCHOOL (BASED ON THE DATA OF MILITARY HIGHER

SCHOL)

The structure of readiness for training at higher school is shown. There is an example of complex research during enrolment to military higher school.

Key words: readiness, readiness for the activity, professional psychological selection, educational standards, the two-bin system of instruction.

Marshal of the Soviet Union K. K. Rokossovskiy Far Eastern Higher Military Command School (Military Institute)

Ul. Lenina, 158, Blagoveshchenk, Amur region, Russia, 675021.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.