педагогические Савельева Анастасия Валентиновна
науки ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
УДК 378.014.15
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
© 2018
Савельева Анастасия Валентиновна, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков
Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского (675000, Россия, Благовещенск, улица Ленина, 158, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлено рассмотрение проблемы формирования социокультурной компетенции иностранных военных специалистов, проходящих обучение в военной высшей школе РФ, на примере Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. В процессе военной подготовки и получения профессионального образования социокультурная компетенция выступает как важная составляющая, обеспечивающая эффективность освоения образовательной программы и инкультурации. Формирование социокультурной компетенции предлагается формировать не только в рамках изучения русского языка как иностранного, но и во всем образовательном процессе. Автором представлен ряд организационно-педагогических условий, подразделяющихся на организационный и блок собственно педагогических условий. Организационный блок включает условия, реализуемые средствами самостоятельной работы, технологическим и методическим обеспечением. Педагогический блок обеспечивает формирование социокультурной компетенции и предусматривает комбинирование необходимых технологий, методов и методик, позволяющих работать с мотивационным компонентами и операциональными навыками. Педагогический процесс, выстроенный с учетом представленных условий, значительно расширяет возможности педагогической среды высшей военной школы в плане формирования ориентации иностранных военных специалистов на социокультурный контекст обучения. Описанные условия позволяют иностранным военным специалистам вырабатывать наиболее приемлемые способы и алгоритмы построения любого вида коммуникативной и учебной деятельности с применением русского языка. Описанные условия могут быть реализованы не только в процессе преподавания русского языка как иностранного, но и органично встроены в изучение других дисциплин и целостный образовательный процесс.
Ключевые слова: иностранные военные специалисты, социокультурная компетенция, военное образование, организационно-педагогические условия, самостоятельная работа, электронно-образовательные ресурсы, междисциплинарные связи, дидактические единицы, тематические задания, регулярный контроль.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN MILITARY EXPERTS IN THE CONDITIONS OF TRAINING AT THE HIGHER MILITARY SCHOOL
© 2018
Savelyeva Anastasia Valentinovna, senior teacher of the department foreign and Russian languages Far East combined arms command school of higher education named after Marshall of the Soviet Union K.K. Rokossovsky (675000, Russia, Blagoveshchensk, Lenin Street, 158, e-mail: [email protected])
Abstract. The consideration of a problem of formation of sociocultural competence of the foreign military experts who are trained at the military higher school of the Russian Federation on the example of the Far East combined arms command school of higher education named after Marshall of the Soviet Union K.K. Rokossovsky is presented in the article. In the course of military preparation and getting higher education the sociocultural competence acts as the important component providing efficiency of development of the educational program and an inculturation. Formation of sociocultural competence is offered to be formed not only within studying of Russian as foreign, but also in all educational process. The author has presented a number of the organizational and pedagogical conditions, which are subdivided on organizational and the block of actually pedagogical conditions. The organizational block includes the conditions realized by means of work of cadets on self-preparation, technological and methodical support. The pedagogical block provides formation of sociocultural competence and provides combination of the necessary technologies, methods and techniques allowing to deal with motivational components and operational skills. The pedagogical process built according to presented conditions considerably expands possibilities of the pedagogical environment of the higher military school in respect of formation of orientation of foreign military experts to a sociocultural context of training. The described conditions allow foreign military experts to develop the most acceptable ways and algorithms of creation of any kind of communicative and educational activity with application of the Russian language. The described conditions can realize not only in the course of teaching Russian as foreign, but also are organically built in studying of other disciplines and complete educational process.
Keywords: foreign military experts, sociocultural competence, military education, organizational and pedagogical conditions, work of cadets on self-preparation, electronic and educational resources, cross-disciplinary communications, didactic units, thematic tasks, regular control.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными практическими задачами. Возрастающая опасность военных конфликтов в мире требует усиления миротворческой и посреднической роли нашего государства. Одним из путей решения этой задачи является установление широких форм военного взаимодействия и наставничества для стран, являющихся стратегическими партнерами РФ. В этой связи все большую роль играет привлечение иностранных военных специалистов (далее - ИВС) к обучению в военной высшей школе РФ. Востребованность такой военной подготовки не вызывает сомнений. По данным Министерства обороны, начиная с 2008
года, в военных учебных организациях и учреждениях ежегодно проходят обучение до 5 тысяч ИВС. Однако привлекательность военного образования в России должна подкрепляться условиями, обеспечивающими не только качественное получение военной специальности, но и возможность погружения в социокультурное пространство нашей страны, традиции народов, языковую среду. Именно это обеспечит формирование позитивного восприятия нашего государства, поддержку внешней политики России, проводимой в мировом пространстве по отношению к мировым агрессорам, разжигателям межгосударственных и межнациональных военных конфликтов. В этой связи
Savelyeva Anastasia Valentinovna ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL .
pedagogical sciences
организация методической работы, обеспечивающей широкое ознакомление с культурными традициями нашей страны, приобретает большую значимость. При этом отмечается недостаточная системность, отсутствие методических наработок по вопросу организации работы в отношении социокультурного компонента обучения ИВС [1; 2]. В научно-методической литературе больше проработаны вопросы адаптации ИВС к процессу обучения, средовым условиям военной высшей школы. Проблема формирования социокультурной компетенции остается мало исследованной областью в комплексном сопровождении и обучении ИВС.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования являлось выделение и обоснование организационно-педагогических условий формирования социокультурной компетенции иностранных военных специалистов в условиях обучения в высшей военной школе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешимых раньше частей общей проблемы. Понятие социокультурной компетенции неоднократно рассматривалось как в общефилософских работах, так и в ряде лингвистических исследований (Г.В. Елизарова,
B.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Ян ван Эк) [3-6]. В области педагогических работ с этим понятием работали такие исследовали, как И.А. Зимняя, Т.А. Жукова, С.Э. Чехова, И.К. Ярцева [2; 7-9] и другие.
Активное использование понятия «социокультурная компетенция» в российской методике обучения иностранным языкам связывают с деятельностью международной организации «Совет Европы по культурному сотрудничеству» и публикациями Я. Эка и Дж. Трима [6].
Согласно этим документам, социокультурная компетенция - одна из составляющих коммуникативной компетенции, понимаемой как способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка. В работах Г.В Елизаровой, В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева,
C.Э. Чеховой [2-5] встречаются определения социокультурной компетенции, схожие с представленной выше трактовкой. Однако подчеркнем, что акцент при этом сделан на совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной языковой подготовки к межкультурному общению, играющего особую роль при обучении военному делу на русском языке. Отметим, что системной разработки этого вопроса в отношении обучения ИВС на текущем этапе нет, несмотря на то что взаимосвязь качества военной подготовки и качества изучения русского языка, и культурных традиций не вызывает сомнений [10-13] и включает различные техники и методы [14; 15].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наибольшую сложность в формировании социокультурной компетенции ИВС представляет создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. Связано это со сложностью организации образовательного процесса в закрытой среде военной высшей школы, жесткой регламентацией учебного процесса, безусловным чередованием теоретической и практической подготовки.
В научно-методической литературе существует два подхода, рассматривающих особенности соотношения организационных и собственно педагогических условий [16]. В рамках первого подхода последние рассматриваются как совокупность определенных возможностей, создаваемых для обеспечения решения учебно-образовательных задач. Такой точки зрения
придерживается Е.И. Козырева [17]. Близкой к этому является позиция В.А. Беликова, отмечающего, что организационно-педагогические условия есть совокупность возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса [18; 19].
Их реализация позволяет достигать значимых целей педагогического процесса. При этом С.Н. Павлов отмечает наличие направленности в организационно-педагогических условиях как результата целенаправленного и планируемого отбора, конструирования и применения определенных элементов содержания [20].
Интерпретируя точку зрения А.В. Сверчкова, можно сказать, что организационно-педагогические условия выступают принципиальным основанием для формирования культуры личности ИВС [21].
Суммируя ведущие признаки организационно-педагогических условий, рассматриваемых в научно-методической литературе, Н.Г. Бондаренко, А.А. Володин [22], Н.В. Ипполитова [23, с. 8-11] относят к их числу ряд особенностей. В соответствии с этими позициями ключевыми из них являются те, что:
1) представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;
2) обеспечивают управление педагогической системой, её процессуальным аспектом (образовательным процессом или его составляющими);
3) характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;
4) подбираются с учетом структуры реализуемого процесса.
Опираясь на эти признаки, нами были выделены организационно-педагогические условия,
способствующие формированию социокультурной компетенции ИВС в образовательном пространстве высшего военного командного училища. В целом их можно подразделить на два больших блока: организационный и собственно педагогический.
1. Организационный блок условий отражает совокупность основополагающих идей и требований, определяющих идеологию формирования социокультурной компетенции у ИВС в период обучения на подготовительном курсе военной высшей школы. Эти идеи прослеживаются в концепции, принципах, целеполагании, нормативных документах, рабочих учебных программах и методической документации, обеспечивающей обучение ИВС русскому языку.
В данный блок включены следующие условия, способствующие освоению социокультурной компетенции ИВС:
1.1 на уровне организации самостоятельной работы:
а) четкое соблюдение соотношения заданий для самостоятельной работы ИВС и норм времени, отводимых на выполнение этих заданий; наличие графика самостоятельной работы и его соблюдение как ИВС, так и преподавателями;
б) соблюдение соотношения времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу (1:3). Такое соотношение основывается на дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности курсантов;
в) соответствие заданий, выдаваемых ИВС для самостоятельной работы, трем уровням сложности - репродуктивному (тренировочному), реконструктивному и творческому.
Подобное конструированиепедагогическогопроцесса обучения ИВС значительно расширяет возможности педагогической среды в плане формирования ориентации на социокультурный контекст обучения, позволяет ИВС вырабатывать для себя определенный
242
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Савельева Анастасия Валентиновна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
алгоритм построения любого вида коммуникативной и учебной деятельности с применением русского языка. Реализация указанных выше условий позволит ИВС более точно осмыслять цели учебной деятельности, самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, планировать работу и корректировать результат. Введение этих условий служит основой повышения активности и учебной самостоятельности ИВС;
1.2 на уровне технологического и методического сопровождения процесса обучения ИВС необходимо выделить следующие педагогические условия:
а) моделирование образовательного процесса подготовки ИВС в контексте социокультурного подхода;
б) наличие четких методических указаний, содействующих изучению русского языка в разрезе дисциплин подготовки и тесной связке с освоением социокультурных компонентов русской культуры;
в) определение целей, средств, трудоемкости, сроков выполнения, форм контроля и самоконтроля результатов освоения социокультурной компетенции в процессе изучения русского языка, в том числе и в самостоятельной деятельности;
г) регулярный контроль (с помощью компьютерных технологий и без них) освоения социокультурной компетенции в процессе изучения русского языка как иностранного при выполнении различных аудиторных и внеаудиторных занятий;
д) доступная система индивидуальных консультаций преподавателей, сопровождающая формирование социокультурной компетенции;
е) применение технических средств обучения и электронных образовательных ресурсов для активного контроля и самоконтроля результатов формирования социокультурной компетенции и темпов освоения русского языка.
2. Педагогические условия отвечают за развитие самой системы формирования социокультурной компетенции и представлены, прежде всего, технологическим инструментарием (методами, технологиями и методиками) работы с ИВС. Он включает:
2.1 в направлении формирования мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям как компоненту социокультурной компетенции:
а) вооружение ИВС методами учебной работы, содействующими постоянному расширению и углублению социокультурной компетенции, её применению в учебной деятельности и ценностному осмыслению;
б) формирование у ИВС познавательной мотивации через вовлечение их в решение задач, связанных с необходимостью применения социокультурной компетенции, в том числе и во внеучебной деятельности;
в) индивидуализация обучения с применением банка индивидуальных заданий для СРС, средств обратной связи, базы тренировочных, обучающих и контролирующих программ разной степени трудности, выполняемых с помощью компьютеров и электронных средств обучения;
г) разработка и применение дифференциальных критериев оценки освоения социокультурной компетенции;
2.2 в направлении операционального применения социокультурной компетенции в практической деятельности:
а) включение дидактических единиц социокультурной направленности в содержание учебных дисциплин ИВС и особенное усиление программы по русскому языку как иностранному социокультурными компонентами, разнообразными и нетрадиционными для практики военной высшей школы формами и методами преподавания. Например, в рамках изучения русского языка на подготовительном курсе рассматриваются и сравниваются культурные традиции России и родных стран ИВС, интерпретируется значение народной
мудрости пословиц, поговорок, объясняется значение современных норм социокультурного взаимодействия и общения. При этом социокультурными дидактическими единицами выступают понятия «культура», «традиция», «Родина», «народное творчество», «народные промыслы» и др. При изучении технических разделов военных дисциплин кратко дается информация о значении того или иного оружия в военных действиях и связанных с ними исторических событиях, политических деятелях того периода и биографии военных деятелей нашей страны. Чаще в практике преподавания используется диалоговый подход, беседа на заданную тему с социокультурным контекстом, полилоги в коллоквиумах по вопросам традиций русского языка, размышления об особенностях употребления профессиональной лексики;
б) разработка специальных тематических заданий, требующих от ИВС культурологической подготовки, погружения в особенности языка и русской культуры. В этом реализуется управление педагогическим процессом формирования социокультурной компетенции, поскольку социокультурная составляющая не может быть исключена из целостного процесса обучения, должна прослеживаться во всех видах деятельности. Например, в рамках изучения истории и русского языка как иностранного ИВС получают задания по разработке проектов, посвященных представлению современного облика России, значение определенных исторических событий в развитии нашей страны, сопоставлению ценностей и норм морали в России и их родных странах и т. п.;
в) обеспечение разнообразного промежуточного и итогового контроля (собеседование, тестирование, проектные работы), в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов. Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях усвоения отдельных тем по русскому языку и пробелов в формировании социокультурной компетенции с целью внесения корректив в содержание индивидуальных и подгрупповых занятий ИВС;
г) обеспечение построения междисциплинарных связей в ходе обучения на подготовительном курсе и последующим специализированным изучением профильных дисциплин. За счет обеспечения ИВС комплексом лингвистических, социолингвистических и профессионально-коммуникативных знаний, встроенных междисциплинарно в целостный процесс обучения, можно повысить их иноязычную подготовку и максимально сориентировать на усвоение социокультурной компетенции;
д) формирование универсальных учебных действий, применение которых доступно в процессе всей военной подготовки при изучении любых дисциплин на русском языке и в социокультурном контексте нашей страны: умения определять адекватную учебную задачу в той или иной учебной ситуации; умения оценивать и соотносить учебную задачу со своими конкретными потребностями и интересами в области изучения русского языка как иностранного; умение самостоятельно (или пользуясь советом преподавателя) подбирать соответствующие средства для решения учебной задачи; умение определять необходимый / ожидаемый результат в связи с решением учебной задачи.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Совокупность представленных организационно-педагогических
условий значительно оптимизирует процесс формирования социокультурной компетенции ИВС и может быть описана с точки зрения выделения критериев сформированности последней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Петренко Е.Е. Особенности работы с курсантами дальнего зарубежья. Специфика обучения носителей тоновых языков (на примере групп из Лаоса, Камбоджи)».// Материалы учебно-методического сбора
Savelyeva Anastasia Valentinovna pedagogical
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ... sciences
«Повышение качества подготовки иностранных военных специалистов в военном вузе» в ОАБИИ (10.10.2017) // Официальный сайт ВА МТО: http://vamto.net/news/ uchebno-metodicheskiy-sbor-povyshenie-kachestva-podgotovki-inostrannykh-voennykh-spetsialistov-v-voe. html
2. Чехова С.Э. Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. М.: Еврошкола, 2004.
5. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Ин. языки в школе. 2001. № 4. С. 12-18
6. Ek van J. Threshold Level 1990 / J. van Ek,J. L. M. Trim. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.
7. Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения 02.11.2017).
9. Ярцева И.К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж , 2009.
10. Жежера Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.
11. Красильникова Е.В. Лингводидактический аспект обучения лексике русского языка ИВС в вузах Мин-ва обороны РФ // Вестник Костромского гос. унив-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2014.- №4. - С. 135-137.
12. Пенно М.А. Реализация самообразовательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения иностранных языков) // ИСОМ. - 2015. -№5-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7realizatsiya-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti-kursantov-voennyh-vuzov-na-primere-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.10.2017).
13. Чухлебова И.А. Обучение иностранных военнослужащих научному стилю речи русского языка: Дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2007. - 217 с.
14. Липина Е.А. Применение аутентичных фильмов как способ оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. №2-2. С.69-71.
15. Лошак Г.П., Савилова И.П. Роль аутентичных учебных материалов в реализации компетентностного подхода к обучению иностранным языкам // Концепт.-2014. - №8. - С. 21-25.
16. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.
17. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 24 с.
18. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
19. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 244
357 с.
20. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
21. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 279-282.
22. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. С.143-152.
23. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
Статья поступила в редакцию 09.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)