педагогические науки
Гордиенко Татьяна Петровна, Мезенцева Анна Игоревна МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ...
УДК 378:81'276(075.8)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧНСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2018
Гордиенко Татьяна Петровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Российская Федерация, Симферополь, Учебный пер., 8, tatgordienko@gmail.com) Мезенцева Анна Игоревна, старший преподаватель Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С. Нахимова (299028, Российская Федерация, Севастополь, ул. Дыбенко, д. 1а, anna87-05.86@mail.ru)
Аннотация. В данной статье описывается модель формирования конкурентоспособного специалиста технического профиля в процессе изучения иностранного (английского) языка. В качестве цели предлагаемой модели является формирование конкурентоспособного будущего специалиста технического профиля на занятиях по иностранному языку. Основой модели является компетентностный подход, также применяются коммуникативный, деятель-ностный, социокультурный, лингвострановедческий, лингвокультурологический, этнографический, социокультурный и межкультурный подходы. Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Задача формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля - умение вести коммуникацию в устной и письменной формах на профессиональном иностранном языке. В целях эффективного формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля предложены 4 этапа: мотивационно-целевой; функционально-содержательный; методологический; деятельностный; критериально-диагностический. Разработанная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля состоит из следующих блоков: - мотивационно-целевой блок; - методологический блок; - функционально-содержательный блок; - деятельностный блок; - критериально-диагностический. Основные принципы построения модели отвечают требованиям к формированию личности и к языковой подготовке, которые следует учитывать при определении требований педагогического процесса: отражение содержания профессиональной деятельности в реальном педагогическом процессе; реагирование на изменения, организационных, образовательных, технологических, экономических условий; повышение эффективности педагогического процесса. В процессе разработки модели были содержательно; представлены все аспекты целей образования и средних; цели; профессионального развития.
Ключевые слова: модель, модель формирования, конкурентоспособный специалист, специалист технического профиля, иностранный язык, формирование специалиста, цель модели, основа модели, цель обучения, моделирование, задача формирования, эффективное формирование, будущий специалист.
THE MODEL OF THE FORMATION OF A COMPETITIVE SPECIALIST IN THE TECHNICAL PROFILE BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
© 2018
Gordienko Tatyana Petrovna, doctor of pedagogical sciences, professor Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russian Federation, Simferopol, Student per., 8, tatgordienko@gmail.com) Mezentseva Anna Igorevna, senior teacher Black Sea Higher Naval School named after P.S. Nakhimov (299028, The Russian Federation, Sevastopol, st. Dibenko, 1а, anna87-05.86@mail.ru)
Abstract. This article describes the formation of a competitive specialist model of the technical profile in the process of studying the foreign (English) language. The goal of the proposed model is the formation of a future competitive technical specialist with the help of foreign language classes. The basis of the model is the competence, communicative, activity-oriented, sociocultural, linguistic-cultural, linguistic, ethnographic, sociocultural and intercultural approaches. The main goal of the training is the formation of the communicative competence of the students. The task of forming the competitiveness of the future technical specialist is the ability to communicate in oral and written forms in a professional foreign language. In order to effectively shape the competitiveness of the future technical specialist, four stages are proposed: motivational-target; functionally-substantial; methodological; activity; criterial and diagnostic. The developed model of formation of competitiveness of the future specialist of a technical profile consists of the following blocks: - motivational and target block; - methodological unit; - functional-content block; - activity block; - criterial and diagnostic. The basic principles of the model construction meet the requirements for the individual formation and for language training, which should be taken into account when determining the requirements of the pedagogical process: the reflection of the content of professional activity in the real pedagogical process; response to changes, organizational, educational, technological, economic conditions; increase the effectiveness of the pedagogical process. In the process development, the models were meaningful; all aspects of the goals of education and secondary are presented; goals; professional development.
Keywords: the model of the formation, a competitive specialist, the technical profile, means of a foreign language, formation of a specialist, the purpose of the model, the basis of the model, the goal of training, modeling, the task of formation, effective formation, the future specialist.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопрос о формировании конкурентоспособного специалиста предписывается условиями сегодняшнего общества. Конкурентоспособность это - степень уровня развития этого общества.
В настоящее время российское общество приходит к пониманию, что для России в первую очередь важен «человеческий ресурс», а потом уже природный. Так же для нашей страны важен уровень конкурентоспособности специалистов в каждой сфере. И данный уровень конкурентоспособности будет определять как
экономическое, так и социальное развитие российского общества. Всё это указывает на то, что в современном российском обществе на главное место выходит формирование профессионализма у будущих специалистов, стремления овладевать знаниями на протяжении всей жизни, а также формирование развития личности. Конкурентоспособный специалист должен постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы соответствовать современным кадровым требованиям, то есть он должен знать свои сильные стороны, опираясь на них в работе, и слабые стороны, над которыми нужно работать. Это значит, что будущий конкунтоспособный специалист
Gordienko Tatyana Petrovna, Mezentseva Anna Igorevna THE MODEL OF THE FORMATION OF A COMPETITIVE .
pedagogical sciences
должен стараться развиваться, самосовершенствоваться, а, прежде всего, стремиться к высокому качеству результатов труда. Будущий конкунтоспособный специалист должен обладать желанием к успеху, воле к победе, чувством ответственности за свою работу. В настоящих условиях современного российского общества существует потребность в креативной, конкурентоспособной личности. И эта потребность будет только возрастать в условиях меняющегося общества.
Необходимо отметить, что качество образования -это основа деятельности образовательной организации высшего образования (ООВО), а показателем данного качества выступает конкурентоспособность студента (будущего специалиста). Следовательно, формирование конкурентоспособности должно быть основой всей образовательной деятельности.
Конкурентоспособность студента (будущего специалиста) - это совокупность важных как социальных, так и профессиональных показателей личности. Мы полагаем, что, формирование конкурентоспособности будущего специалиста (студента) положительно влияет на формирование его личностных и профессиональных качеств.
Для решения вопроса о формировании конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля ООВО применяется моделирование.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Моделирование как метод исследования нашел свое отражение во многих научных трудах, таких ученых как В. Г. Афанасьев, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, А. Н. Кочергин, А. Я. Найн и др. Проанализировав научную литературу можно сказать, что моделирование рассматривается как метод опосредованного изучения объекта, у которого исследуется не сам объект, а промежуточная модель.
Формирование цели статьи. Цель статьи состоит в построении модели формирования конкурентоспособного специалиста технического профиля средствами иностранного языка.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Конкурентоспособность будущих специалистов технического профиля ООВО необходимо рассматривать как базу профессионального формирования личности. Моделирование здесь - это метод, при помощи которого формируют конкурентоспособность будущего специалиста технического профиля. Построение модели - это результат моделирования. При создании модели формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля ООВО нужно помнить, что существует общее и узкое понятия модели, которые берут во внимание особенности деятельности будущего специалиста.
Много работ современных соотечественников-исследователей посвящены разработке модели формирования конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля ООВО (А. А. Вербицикий, В. В. Краевский, М. И. Митина, Р. Петрунева, и др.).
Исследователь А.Н. Дахин пишет, что «модель - это логически последовательная система соответствующих элементов, включающая цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [1]. Педагогическая модель выполняет такие функции: «- идеального или рабочего образца для управленческого процесса; - образца для сравнения, сопоставления, определения правильности избранных форм, средств и методов управления; -наглядности содержания, организации и развития процесса обучения и познания; - проверки правильности и полноты теоретических и практических творческих знаний и умений» [1]._
В педагогических исследованиях понятие «модель специалиста» описывается исследователем Е.В. Яковлевой. Она говорит о модели «как о сложной, многомерной категории, включающей следующие компоненты: профессиограмму, профессонально-должност-ные требования, квалификационный профиль» [1].
Разработанная нами модель выступает как цель формирования конкурентоспособности будущего специалиста средствами иностранного языка. При ее разработке мы основываемся на общих основах моделирования. Согласно им мы определили следующие параметры модели:
- модель должна включать компоненты, которые положительно влияют на качество профессиональной деятельности;
- модель должна иметь структуру, которая легко диагностируется и контролируется на всех стадиях работы с обучающимися;
- модель должна обеспечивать не только контроль за процессом формирования конкурентоспособности специалистов, но и возможность активного вмешательства для коррекции процесса.
Формирование конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля с педагогической точки зрения состоит из цели, содержания, форм, методов и технологий, педагогических условий и результатов, которые формируют систему.
Что касается образовательных организаций высшего образования можно выделить следующие принципы моделирования конкурентоспособности будущих специалистов:
1. 1. Цель моделирования - обучение иностранному языку профессионально направленному.
2. Создание креативной атмосферы в процессе обучения.
3. Повышение эффективности обучения согласно индивидуальным способностям обучающихся и их желанием изучать иностранный язык.
4. Выражение важности иностранного языка для профессиональной деятельности.
5. Простота и доступность изучения иностранного языка.
Педагогическое моделирование состоит в разработке новой педагогической системы. Большинство авторов выделяет в структуре педагогических моделей целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки [2, с. 111].
Выделим главные составляющие модели формирования конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля: опорные и вновь приобретаемые знания будущего специалиста, методы креативной практической деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Считаем, что процесс построения модели формирования конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля необходимо разделить на этапы: 1. Определить цель моделирования. 2. Привести компоненты структуры процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста технического профиля. 4. Рассмотреть процесс формирования профессиональных компетенций в динамике. 5. Определить этапы контроля и коррекции для получения оптимального результата на выходе [3].
В соответствии с этими данными была разработана модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля средствами иностранного языка (рисунок 1).
В качестве цели предлагаемой модели является формирование конкурентоспособного будущего специалиста технического профиля на занятиях по иностранному языку.
Основой модели является компетентностный подход, также применяются коммуникативный, деятельност-ный, социокультурный, лингвострановедческий, линг-
158
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Гордиенко Татьяна Петровна, Мезенцева Анна Игоревна МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ...
вокультурологический, этнографический, социокультурный и межкультурный подходы.
Рисунок 1 - Блоки модели
Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, то есть включает:
- знание каким образом и в каких ситуациях употреблять иностранный язык в зависимости от профессиональных целей.
- знание различий деловой речи от разговорной, устной от письменной.
- умение читать и понимать тексты научно-профессиональной тематики.
- умение поддерживать разговор при низкой лексической и грамматической базе.
При использовании коммуникативного подхода в обучении иностранному языку происходит отработка навыков диалога либо полилога [4-17]. В данной ситуации преподаватель исполняет роль советчика-помощника. На занятиях используются методы обучения: проекты, доклады, ролевые и коммуникативные игры, коммуникативные упражнения, дискуссии и т.д.
Задача формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля - умение вести коммуникацию в устной и письменной формах на профессиональном иностранном языке.
Мотивами формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля выступают: познавательная мотивация к обучению; интеллектуально-развивающая мотивация; коммуникативная мотивация; эмоционально-ценностная мотивация; мотивация престижа; идентификационная мотивация; материально-практическая мотивация.
В целях эффективного формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля нами предложены 4 этапа:
1. Мотивационно-целевой;
2. Функционально-содержательный;
3. Методологический;
4. Деятельностный;
5. Критериально-диагностический.
Таким образом, разработанная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля состоит из следующих блоков:
- мотивационно-целевой блок, включающий цель (формирование конкурентоспособного будущего специалиста технического профиля с помощью дополнительных знаний по иностранному языку), задачи (отработка профессиональных умений; приобретение дополнительных знаний по иностранному языку по специальности; применение полученных знаний и умений на практике) и мотивы формирования конкурентоспособности будущего специалиста технического профиля, описанные выше.
- методологический блок, представленный обоснованием коммуникативного, деятельностного, социокультурного, лингвострановедческого, лингвокульту-рологического, этнографического, социокультурного, межкультурного подходов; определением принципа
сознательности, принципа активности, принципа наглядности, принципа доступности, принцип прочности, принципа систематичности формирования конкурентоспособности будущего инженера.
- функционально-содержательный блок, включающий образовательную, развивающую и воспитательную функции. Единство этих функций является принципом педагогической деятельности. Основа образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира), умений, навыков, и умением использовать их на практике.
- деятельностный блок, предполагающий этапы формирования конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля, включающий виды (по общности осваиваемого обучающимися содержания образования, по форме событийных ситуаций взаимодействия, по особенностям учебных занятий), формы (пассивные, активные, интерактивные (бинарная лекция, брифинг,вебинар, видео-конференция, видео-лекция, виртуальный тьюториал, групповая дискуссия, дебаты, деловая игра, дискуссия, диспут, имитационные игры, интервью, интерактивная лекция, информационно-проблемная лекция, кейс-метод, коллективные решения творческих задач, коллоквиум, коучинг, круглый стол, метод обучения в парах, методика «дерево решений», метод «мозгового штурма», метод портфолио, моделирование производственных процессов и ситуаций, обратная связь, обсуждение в группах, передача полномочий, проблемная лекция, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, публичная презентация проекта, работа в малых группах, разработка проектов, ролевая игра, творческое задание, тренинг) и методы (устное изложение материала (объяснение грамматического материала), практическая работа, упражнения, самостоятельная работа, контрольно-оценочные методы (проведение самостоятельных, контрольных работ) формирования конкурентоспособности будущего инженера.
Основные принципы построения модели отвечают требованиям к формированию личности и к языковой подготовке, которые следует учитывать при определении требований педагогического процесса:
- отражение содержания профессиональной деятельности в реальном педагогическом процессе;
- реагирование на изменения, организационных, образовательных, технологических, экономических условий;
- повышение эффективности педагогического процесса.
В процессе разработки модели были содержательно представлены все аспекты целей образования и профессионального развития. Идея развития - диалектический; аспект концептуальных основ модели конкурентоспособного специалиста. Через него обеспечивается развитие профессиональной мобильности; продвижение обучающихся на новые этапы развития познавательных, профессиональных, личностных качеств. Только на этой широкой основе возможно формирование конкурентоспособного специалиста, являющееся «сложным, интегрированным, многогранным качеством» (А. П. Беляева).
Взаимосвязывающим компонентом разработанной модели является результат как инструмент, создающий упорядоченное взаимодействие между всеми компонентами, оказывающий организационное влияние на все этапы формирования конкурентоспособного специалиста технического профиля средствами иностранного языка.
- критериально-диагностический блок, представленный критериями (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показателями (дополнительные знания, умения и навыки по иностранному языку, необходимые при коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональ-
Gordienko Tatyana Petrovna, Mezentseva Anna Igorevna pedagogical
THE MODEL OF THE FORMATION OF A COMPETITIVE ... sciences
ной деятельности) сформированное™ конкурентоспособности будущего инженера.
Остановимся на показателях сформированности конкурентоспособности будущего инженера. Это - дополнительные знания по иностранному языку, необходимые при коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности, т.е. знания, умения и навыки, которые выходят за пределы стандартной программы ООВО по иностранному языку. Выделим следующие:
1. Уметь прочитать текст, статью и т.п. по специальности и понять о чём он или она;
2. Уметь прочитать текст, статью и т.п. по специальности и составить резюме прочитанного;
3. Уметь составить аннотацию к научно-технической статье, тексту;
4. Уметь правильно перевести научно-техническую литературу по специальности;
5. Уметь пользоваться техническими словарями;
6. Умение подготовиться к собеседованию на иностранном языке;
7. Уметь презентовать себя, свои навыки и способности, рассказать о своих достижениях;
8. Умение составить резюме, краткую автобиографию, написать сопроводительное письмо;
8. Умение подготовить презентацию и речь по теме своего исследования;
10. Умение написать деловое письмо на различные темы.
Перечисленные знания, умения и навыки позволяют специалисту технического профиля обучиться профессионально-направленному иностранному языку, как следствие свободно войти в иноязычное профессиональное пространство, найти своё место в мировом научно-техническом пространстве.
Данная модель направлена на формирование готовности к иноязычному профессиональному общению. Сущностью модели формирования конкурентоспособности будущего инженера в процессе изучения иностранного языка является единство и взаимосвязь всех ее компонентов.
Для внедрения предложенной модели в образовательный процесс образовательной организации высшего образования преподавателю необходимо выполнить ряд педагогических условий: поэтапное усложнение материала; применение ТСО; погружение в практико-ориенти-рованную среду.
В данной модели реализованы организационно-педагогические условия: 1. Целевая личностно-ориенти-рованная иноязычная деятельность студентов на основе организации интегративного обучения, применения авторской системы творческих упражнений по будущей профессии студентов; 2. Повышение мотивационно-стимулирующего компонента обучения будущих инженеров; 3. Направленность самостоятельной работы студентов-будущих инженеров в условиях личностно-деятельностного обучения при выполнении комплекса нестандартных профессиональных задач.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Разработанная модель представляет собой целостную систему, цели, задачи, содержание, формы и методы которой определялись подготовкой будущих инженеров, направленной на формирование высокой конкурентоспособности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26. С. 23
2. Бездетко О.В. Формирование готовности студентов дошкольного факультета к осуществлению развивающей функции в педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. Наук. Магнитогорск, 2001. 144 с., с. 111
3. Кутузов А. В. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов в военном вузе при 160
изучении специальных дисциплин. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С.103-106.
4. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингво-культурология. М.: Гносис, 2002. 281 с., с. 36
5. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с., с. 37-47
6. Ясаревская О.Н., Ясаревская Д.П. Использование технологии продуктивного чтения при обучении иностранному языку студентов направления IT // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 121-124.
7. Кузьмина В.Д. Практическое применение студентами знаний по иностранному языку в современном языковом пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 17-19.
8. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 335 с., с. 96
9. Малова Н.В. Дидактический потенциал средств записи и распознавания речи в преподавании иностранного языка студентам института культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-260.
10. Смирнова Е.В. Межкультурная коммуникация в практике преподавания иностранного языка в аспекте отображения английского каламбура // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 29-31.
11. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с., с. 166
12. Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. С. 22-27., с. 22
13. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 102-106.
14. Раскачкина Е.В., Варникова О.В. Цель обучения иностранному языку студентов технического вуза как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 5965.
15. Прошина А.В., Андрюхина Н.В. Как заставить исправление ошибок работать при обучении иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 21-23.
16. Byram M. Investigating Cultural Studies in Foreign Language Teaching. Clevedon: Multilingual Mateers, Ltd., 1991. P. 8-17., р. 8
17. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранного языка (языковой вуз): дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 475 с., с. 179
Статья поступила в редакцию 03.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)