Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования конкурентоспособности педагогического коллектива'

Моделирование процесса формирования конкурентоспособности педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ И СРЕДОВЫЙ ПОДХОДЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / MODELING / INTEGRATIVE AND ENVIRONMENTAL APPROACH / COMPETITIVE SPECIALISTS / TEACHING STAFF COMPETITIVE / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE COMPETITIVENESS OF THE TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамидовна, Иваненко Нина Андреевна

Цель данной статьи направлена на раскрытие особенностей моделирования формирования конкурентоспособности педагогического коллектива. В статье представлено описание интегративного и средового подходов как основы моделирования формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа в рамках компетентностной парадигмы профессионального образования. В статье приведена структурно-функциональная модель формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа, включающая следующие блоки: теоретико-методологический, функционально-целевой, содержательный, технологический, результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF FORMATION COMPETITIVENESS PEDAGOGICAL STAFF

The purpose of this article is aimed at the disclosure of details of modeling the formation of the competitiveness of the teaching staff. The article describes an integrative and environmental approach as the modeling framework formation of competitiveness of teaching staff within the Technical College of competence paradigm of vocational education. The article presents the structural and functional model of the competitiveness of the teaching staff of technical college includes the following blocks: theoretical and methodological, functional and targeted, informative, technological, productive.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования конкурентоспособности педагогического коллектива»

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

УДК 378

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Р.Х. Гильмеева, Н.А. Иваненко

Аннотация. Цель данной статьи направлена на раскрытие особенностей моделирования формирования конкурентоспособности педагогического коллектива. В статье представлено описание интегративного и средо-вого подходов как основы моделирования формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа в рамках компетентностной парадигмы профессионального образования. В статье приведена структурно-функциональная модель формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа, включающая следующие блоки: теоретико-методологический, функциональноцелевой, содержательный, технологический, результативный.

Ключевые слова: моделирование, интегративный и средовый подходы, конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособность педагогического коллектива, структурно-функциональная модель формирования конкурентоспособности педагогического коллектива.

MODELING OF FORMATION COMPETITIVENESS PEDAGOGICAL STAFF

R.H. Gilmeeva N.A. Ivanenko

Abstract. The purpose of this article is aimed at the disclosure of details of modeling the formation of the competitiveness of the teaching staff. The article describes an integrative and environmental approach as the modeling framework formation of competitiveness of teaching staff within the Technical College of competence paradigm of vocational education. The article presents the structural and functional model of the competitiveness of the teaching staff of technical college includes the following blocks: theoretical and methodological, functional and targeted, informative, technological, productive.

Keywords: modeling, integrative and environmental approach, competitive specialists, teaching staff competitive, structural and functional model of the competitiveness of the teaching staff.

В научно-педагогической литературе встречается достаточное количество исследований, посвящённых разработке модели формирования конкурентоспособности специалистов, студентов, будущих преподавателей (А.А. Ангеловский, Л.А. Бодьян, О.В. Душкина и др.). О.В. Душкина, к примеру, исследует целевой, деятельностный и контрольнорезультативный, а также компоненты, отражающие профессиональную направленность, знания, умения, навыки и профессиональные качества [4, С. 170.].

Структурно-функциональную модель формирования конкурентоспособности студентов вуза А.А. Ангеловский рассматривает как сложную, целостную и многоуровневую динамическую систему, включающую в себя такие взаимосвязанные блоки, как: образовательная и организационная деятельность, а также деятельность по формированию и развитию личностных качеств конкурентоспособного специалиста [1, С. 51].

Модель формирования конкурентоспособности выпускника, определяемой спецификой его профессиональной подготовки, изучалась

Л.Д. Бодьян, которой разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности студентов технических вузов [3, С. 24.]. Данная модель основана на принципах контекстно-модульного подхода, она способствует мотивации личностной и профессиональной активности, а также актуализации постоянного саморазвития и самореализации студентов технического вуза.

Т.Ю. Мельниченко выделены основные элементы модели по формированию конкурентоспособности студентов педагогического факультета: опорные и вновь приобретаемые экономические знания будущего специалиста, методы репродуктивной и творческой практической деятельности в процессе изучения социокультурного блока общего образования; творческие умения и приемы работы будущего специалиста по перестройке учебного материала для формирования его конкурентоспособности [6. С. 22].

Представляя модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях профессионально-экологического образования, Р.А. Кривцов относит её компоненты к трем

237

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

функционально взаимосвязанным уровням: аксиологический, сводящийся к формированию личной позиции студента на его профессионально-экологическую будущую деятельность; онтологический, включающий модульное содержание; технологический, определяющий готовность студентов к обучению, технологическую организацию процесса обучения, педагогические условия эффективного обучения конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда [5. С. 29].

Общность групп по формированию конкурентоспособности в профессиональной подготовке выпускников вуза рассмотрена В.И. Андреевым. В разработанной им «идеальной модели» конкурентоспособной личности внимание акцентируется на следующих профессионально и социально значимых личностных качествах: группе мотивов и ценностных ориентаций, нравственных и гражданских качествах, интеллектуальных и деловых качествах, особенностях характера и поведения, коммуникативных способностях, организаторских способностях, «само»способностях и «са-мо»процессах [2].

В основу моделирования формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа в рамках ком-петентностной парадигмы профессионального образования нами заложены интегративный и средовой подходы.

Интегративный подход в формировании конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа проявляется в: интеграции учебно -воспитательной, научно -методической и исследовательской деятельности преподавателей колледжа; профессиональном и межпрофессиональном взаимодействии членов педагогического коллектива колледжа с коллективами других образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, профессионального сообщества.

Необходимость опоры на средовой подход в формировании конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа обусловлена тем, что средовой подход ориентирован на создание определенной позитивной конкурентной среды, направленной на эффективное формирование конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа. При этом главной методологической линией остаётся опосредованное корпоративной средой управление становлением и развитием личности в педагогическом коллективе колледжа.

В качестве цели предлагаемой нами модели является формирование конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа.

Задачами формирования конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа являются следующие:

- формирование корпоративной компетенции членов педагогического коллектива колледжа;

- интеграция учебно-воспитательной, научно-методической и исследовательской деятельности преподавателей колледжа;

- создание непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей колледжа;

- организация системы наставничества в колледже;

- систематическая диагностика и коррекция уровней сформированности конкурентоспособности педагогического коллектива колледжа.

В содержание конкурентоспособности педагогического коллектива мы закладываем личностный, профессиональный и межпрофессиональный компоненты ее сформированное™.

В целях эффективного формирования конкурентоспособности педагогического коллектива нами предложен алгоритм данного процесса, включающий в себя три этапа: информационно-репродуктивный этап, предполагающий формирование когнитивной основы конкурентоспособного сознания и поведения членов педагогического коллектива; активнопоисковый этап, предполагающий развитие и активизацию конкурентоспособного сознания и поведения членов педагогического коллектива. Данный этап характеризуется устойчивым творческим отношением к работе в коллективе; интенсивно-креативный этап, предполагающий совершенствование и реализацию конкурентоспособного поведения членов педагогического коллектива в разноплановых ситуациях.

Таким образом, разработанная структурнофункциональная модель формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа включает в себя следующие блоки:

- теоретико-методологический, представленный обоснованием интегративного и сре-дового подходов; определением принципов: диалогичности, корпоративности, транспарентности и динамичности;

- функционально-целевой, включающий цель (повышение и поддержание конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг) и задачи (формирование корпоративной компетенции членов педагогического коллектива колледжа; интеграция учебно-

238

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

воспитательной, научно-методической и исследовательской деятельности преподавателей колледжа;

- содержательный, представленный совокупностью личностного, профессионального и межпрофессионального компонентов конкурентоспособности педагогического коллектива, а также их составляющими: мотивационная, когнитивная и деятельностная;

- технологический, предполагающий сово-

купность этапов формирования конкурентоспособности педагогического коллектива технического колледжа: информационно -

Литература:

1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Ангеловский. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.

2. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр информ. технологий, 2004. - 468 с.

3. Бодьян, Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Бодьян. - Магнитогорск, 2009.

4. Душкина, О.В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Душкина. - Липецк, 2001.

5. Кривцов, Р.А. Формирование конкурентоспособного специалиста в процессе профессиональноэкологического образования в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Кривцов. - Н. Новгород, 2008.

6. Мельниченко, Т.Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста при изучении экономики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Мельниченко. - Калуга, 2004.

репродуктивный, активно-поисковый, интенсивно-креативный;

- результативный: определение критериев сформированное™ конкурентоспособности

педагогического коллектива технического колледжа (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и их показателей.

Данная модель направлена на повышение и сохранение конкурентных преимуществ педагогического коллектива при прогнозировании, постановке и решении стратегических задач колледжа.

References:

1. Angelovskij, A.A. Formirovanie

konkurentosposobnosti studentov v processe

professional'noj podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / A.A. Angelovskij. - Magnitogorsk, 2004. - 24 s.

2. Andreev, V.I. Konkurentologija. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti / V.I. Andreev. - Kazan': Centr inform. tehnologij, 2004. -468 s.

3. Bod'jan, L.A. Razvitie konkurentosposobnosti studentov tehnicheskogo vuza na osnove kontekstno-modul'nogo podhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / L.A. Bodjan. - Magnitogorsk, 2009.

4. Dushkina, O.V. Formirovanie

konkurentosposobnosti studentov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij torgovo-jekonomicheskogo profilja: dis. ... kand. ped. nauk / O.V. Dushkina. - Lipeck, 2001.

5. Krivcov, R.A. Formirovanie

konkurentosposobnogo specialista v processe

professional'no-jekologicheskogo obrazovanija v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / R.A. Krivcov. - N. Novgorod, 2008.

6. Mel'nichenko, T.Ju. Formirovanie

konkurentosposobnosti budushhego specialista pri izuchenii jekonomiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / T.Ju. Mel'nichenko. - Kaluga, 2004.

Сведения об авторах:

Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, e-mail: rimma.prof@mail.ru

Иваненко Нина Андреевна, (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогии и психологии профессионального образования Российской академии образования», преподаватель, отделение СПО в ИАНТЭ КГТУ им. Туполева - «Технический колледж», e-mail: nina.ivanienko@mail.ru

Data about the authors:

Gilmeeva R.H. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE, e-mail: rimma.prof@mail.ru

Ivanenko N.A. (Kazan, Russia), a graduate student FGBNU «Institute of pedagogy and psychology provocational education of the Russian Academy of Education», the teacher, the separation of open source software in IANTE KSTU. Tupolev - «Technical College», e-mail: nina.ivanienko@mail.ru

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.