Научная статья на тему 'Содержание понятия «Профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в контексте компетентностного подхода в образовательно-научном процессе'

Содержание понятия «Профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в контексте компетентностного подхода в образовательно-научном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / UNIVERSITY STUDENTS' COMPETITIVENESS / COMPETITION / COMPETITIVE PERSONALITY / CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Сергей Николаевич

Рассматривается понятие «профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в педагогических исследованиях: раскрыто и уточнено понимание содержания конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF THE NOTION "UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETITIVENESS" IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL AND RESEARCH PROCESS

The notion "university students' professional competitiveness" is analyzed in pedagogical research works. The comprehension of competitiveness content is revealed and specified in pedagogical research works.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в контексте компетентностного подхода в образовательно-научном процессе»

УДК 378.14 ББК 4481.44

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ

С.Н. Ярошенко Челябинский государственный университет

THE MEANING OF THE NOTION “UNIVERSITY STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETITIVENESS” IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL AND RESEARCH PROCESS

S. Yaroshenko Chelyabinsk State University

Рассматривается понятие «профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в педагогических исследованиях: раскрыто и уточнено понимание содержания конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность студентов вуза, конкурентоспособная личность, содержание.

The notion “university students’ professional competitiveness” is analyzed in pedagogical research works. The comprehension of competitiveness content is revealed and specified in pedagogical research works.

Keywords: competition, university students’ competitiveness, competitive personality, content.

Понятие «конкурентоспособность» рассматривается в контексте экономических, политических и других общественных наук. В настоящее время особую значимость это понятие приобретает с педагогической точки зрения. В связи с интеграцией в рыночную экономику системы образования образовательный продукт (выпускник техникума, колледжа, вуза) рассматривается с точки зрения его конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому вопрос о понимании содержания конкурентоспособности студентов в их дальнейшей профессиональной деятельности, а также вопрос о качестве профессиональной подготовки становятся актуальными в педагогических исследованиях.

Большинство авторов, изучающих понятия «конкурентоспособность», «конкурентоспособность студентов вуза» и «профессиональная конкурентоспособность», научно обосно-

вано раскрывают их содержание. При этом под содержанием в широком смысле слова мы понимаем «единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё» [10, с. 743].

Однако общепринятой точки зрения в понимании данных понятий нет.

Следовательно, на данном этапе научного изучения профессиональной конкурентоспособности студентов вуза важен аналитический, систематизированный взгляд, выделяющий существенные признаки данного понятия, что позволило бы дать ему более точное определение. Также нужно учитывать такой момент, что немногие педагогические исследования посвящены изучению «профессиональной конкурентоспособности студентов вуза». Это работы О.В. Душкиной [7] и Е.В. Потаповой [11].

Вышеперечисленные понятия взаимосвязаны. Поэтому целесообразно рассмотреть их содержание, выявляя между ними различия и существенное общее.

Анализируя содержание понятия «конкурентоспособность», в первую очередь мы отталкиваемся от общего понимания данного слова в различных толковых словарях. Так, конкуренция - это соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ [10, с. 290]. А конкурентоспособный - способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [10, с. 290].

Понятие «конкурентоспособность» с педагогической точки зрения рассматривалось следующими авторами: A.A. Ангеловским [1], Ж.И. Айтугановой [3], JI.A. Бодьян [4], А.П. Быковой [5], С.Б. Давыдовой [6], О.В. Душкиной [7], Т.В. Колгуриной [8], Е.В. Максимовой [9], Е.В. Потаповой [11], Л.С. Шикиной [12] и др.

Большинство учёных (Ж.И. Айтуганова [1], Л.А. Бодьян [4], Т.В. Колгурина [8], Л.С. Ши-кина [12] и др.) раскрывают «конкурентоспособность студентов вуза» как интегративное свойство личности, состояние личности, характеристику личности или интегративное лично-стно-профессиональное качество. Например, JI.C. Шикина данное понятие характеризует как «интегративное свойство личности, проявляющееся в стремлении к собственному стилю поведения, творчеству и самостоятельности, к смене видов деятельности, освоению новых профессий, к обладанию рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни и нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы; в умении легко адаптироваться в системе социальных отношений, а также быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, проявляя при этом компетентность в разрешаемой ею проблеме» [12, с. 4].

Похожая точка зрения отражена в работах A.A. Ангеловского [1], Е.В. Максимовой [9] и других. Они понимают конкурентоспособность выпускника вуза как интегральное качество или характеристику личности.

Таким образом, один из существенных признаков понятия «конкурентоспособность студентов вуза» связан с тем, что конкурентоспособность отражает не отдельное свойство или качество личности, а определённую социально и профессионально значимую совокупность личностных характеристик.

Не менее распространённое понимание содержания конкурентоспособности студентов

вуза в педагогических исследованиях (В.И. Андреева [2], А.П. Быковой [5], Е.В. Потаповой [11] и др.) связано с пониманием конкурентоспособности как определённой совокупности личных и профессиональных способностей. Так, по мнению В.И. Андреева, «конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [2, с. 26]. Более точно выражает в определении данный взгляд А.П. Быкова, говоря о том, что конкурентоспособность специалиста «основана на совокупности различных способностей (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных) и сформированности умений реализовать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности и повседневных отношений» [5, с. 4].

Следуя данной точке зрения, на наш взгляд, в содержании «профессиональной конкурентоспособности студентов вуза» нужно отражать не просто совокупность способностей, а в первую очередь те из них, которые способствуют достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

Одна из первых работ, обращающая внимание на профессиональную конкурентоспособность студентов, - это исследование

О.В. Душкиной. Она приходит к выводу, что можно выделить различные виды конкурентоспособности: социальную, коммуникативную, перцептивную, управленческую, профессиональную и другие. Названные виды конкурентоспособности находятся в прямой зависимости от видов деятельности, которую они характеризуют. Но, учитывая, что деятельность будущего специалиста, студента-выпускника, прежде всего, связана с профессиональной деятельностью, то, на наш взгляд, корректнее говорить (в соответствии с видом данной деятельности) о профессиональной конкурентоспособности студентов.

Таким образом, профессиональную конкурентоспособность студентов ученые не только констатируют как отдельный вид конкурентоспособности, но и раскрывают его содержание.

Так, в работе Е.В. Потаповой «Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебнопроизводственной практики» содержание профессиональной конкурентоспособности сту-

Теория и методика профессионального образования

дентов рассматривается как «высокий уровень способности к овладению профессиональными знаниями, умениями и качествами специалиста, позволяющими оперативно и успешно решать производственные задачи и определяющими его компетентность в профессиональной сфере деятельности в соответствии с требованиями международного туристского рынка» [11, с. 5].

В исследовании О.В. Душкиной «Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля» профессиональная конкурентоспособность понимается как:

- совокупность профессиональных умений человека как субъекта деятельности, его способность практического использования этих умений в профессиональной деятельности;

- форма исполнения профессиональной деятельности, обусловленная глубоким знанием содержания своего труда, а также соответствия этого труда профессионально важным качествам личности, её самооценки, отношения к труду;

- уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления;

-сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно, обладание человеком способностью и умением выполнять трудовые функции [7, с. 79].

В данном определении, в первую очередь, подчёркиваются профессиональные знания, умения, мастерство и форма исполнения профессиональной деятельности, но также сохраняется и общий признак понятия «конкурентоспособность» - это определённая совокупность личностных качеств, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Исходя из теоретического анализа выше перечисленных определений, мы видим, что большинство исследователей в определении как конкурентоспособности студентов, так и профессиональной конкурентоспособности отводят значительную роль профессиональным знаниям, умениям, навыкам и совокупности профессионально значимых личностных качеств. На наш взгляд, вкладывая в содержание понятия «профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» определённые профессиональные знания, умения и навыки, нужно исходить из компетентностного под-

хода, т. е. говорить о том, что конкурентоспособность в профессиональной деятельности должна быть основана на профессиональной компетентности.

Это обусловлено тем, что компетентност-ный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенных профессиональных знаний, а на результате образования, то есть способности человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях, где показатели профессиональной компетентности наиболее точно отражают результат образования: общая совокупность необходимых знаний, умений, навыков; умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; знание возможных последствий определённых действий; практический опыт; результат труда человека; критичность мышления, а также индивидуаль-но-психологические качества.

Следующий признак, отражающий содержание профессиональной конкурентоспособности, связан с наличием определённых индиви-дуально-личностных качеств. При этом важен не столько их перечень, сколько способность мобилизации личностных ресурсов с целью выстраивания стратегии и тактики профессиональных действий в конкурентной борьбе.

Обобщая перечисленные признаки понятия «профессиональной конкурентоспособности студентов вуза», мы приходим к собственному пониманию понятия «профессиональной конкурентоспособности». С нашей точки зрения, наиболее точно раскрывает его содержание следующее определение. Профессиональная конкурентоспособность студентов -это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.

Таким образом, на наш взгляд, понятие «профессиональная конкурентоспособность» включает следующие признаки:

- совокупность индивидуально-личност-ных качеств, способствующих достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции;

- мобилизация ресурса индивидуальноличностных качеств, позволяющего реализовать эти качества в различных изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности и повседневных отношений с целью выстраивания стратегии и тактики профессиональных действий в конкурентной борьбе;

- профессиональная компетентность, ак-

центирующая внимание не на сумме усвоенных профессиональных знаний, а на результате образования - способности человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях.

Литература

1. Ангеловский, A.A. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / A.A. Ангеловский. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2004. - 24 с.

2. Андреев, В.И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И Андреев. - Казань: Центр информационных технологий, 2004. -468 с.

3. Айтуганова, Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ж.И. Айтуганова. — Казань: Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования, 2003. - С. 19.

4. Бодъян, Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Бодъян. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2009. — С. 24.

5. Быкова, А.П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /А.П. Быкова. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского, 2005. - С. 23.

6. Давыдова, С. Б. Формирование конкурентоспособного специалиста-менеджера на основе компетентностного подхода в вузах

культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Б. Давыдова. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. - С. 24.

7. Душкина, О.В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Душкина. - Липецк, 2001. -С. 170.

8. Колгурина, Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вуза физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Колгурина. - СПб., 2003. -173 с.

9. Максимова, Е.В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Максимова. - Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. ун-та, 2005. -19 с.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

11. Потапова, Е.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Потапова. - М.: Изд-во Рос. междунар. акад. туризма, 2007. — С. 27.

12. Шикина, Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.С. Шикина. - Казань: Изд-во Татарского гос. гум.-пед. ун-та, 2006. — 24 с.

Поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.