диплома о профессиональной переподготовке (разработчик программы - старший преподаватель кафедры журналистики ЧелГУ А. С. Сумская). Данная программа, реализуемая на факультете журналистики ЧелГУ, не имеет себе аналогов в Уральском Федеральном округе. Для нашего исследования она интересна прежде всего потому, что предназначена для подготовки менеджеров СМИ (телепродюсеров).
Список литературы
1. Бондаренко, Е. А. Технологии в сфере медиакультуры : метод. пособие [Текст] / Е. А. Бондаренко. - М., 2001.
2. Гельмонт, А. М. Телевидение в школьном образовании [Текст] / А. М. Гельмонт, Д. И. Полторак. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 135 с.
3. Зазнобина, Л. С. Стандарт медиаобра-зования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начально-
го общего и среднего общего образования / Л. С. Зазнобина // Медиаобразование / под ред. Л. С. Зазнобиной. - М. : Изд-во Москов. ин-та пов. квалификации работников образования, 1996.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М., 1998. - 256 с.
5. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Рус.яз., 1992. - 740 с.
6. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 230 с.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование и ме-диаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.
8. Федоров, А. В. Технологии медиаобра-зования в школе и вузе [Электронный ресурс] / А. В. Федоров. - http://edu.of.ru/mediaeducation/ default.asp?ob_no=823.
С. Н. Ярошенко
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье дается понятие «конкурентоспособности» студентов с позиции их коммуникативной компетентности. Рассматриваются разные точки зрения ученых на эту проблему и акцентируется внимание на конкурентоспособности как процессе управления субъектом своими преимуществами, и как интегральном качестве личности, и как социально-ориентированной системе способностей, свойств и качеств личности, характеризующих её потенциальные возможности в достижении успеха.
Ключевые слова: компетентностный подход, конкурентоспособность студентов, коммуникативная компетентность, личность, общение.
Сегодня с позиции компетентностного подхода рассматривают решение многих педагогических вопросов. Не является исключением и проблема формирования конкурентоспособности студентов.
Компетенция, по определению С. И. Ожегова, означает:
1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;
2) круг чьих-нибудь полномочий, прав [6. С. 288].
Компетентностный подход в первую очередь должен согласовываться с результатами образования. С этой позиции понимания ком-
петентностного подхода нам близка точка зрения Д. А. Иванова. Компетентностный подход, акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях [3. С. 13].
Как педагогическое понятие «конкурентоспособность» рассматривается многими исследователями. Исследования этого понятия и процесса его формирования как качества специалиста мы находим в работах В. И. Андреева, А. А. Ангеловского, О. В. Душкиной, Е. В. Максимовой, Л. М. Митиной, В. А. Оганесова,
В. И. Шаповалова, Д. В. Чернилевского и других. Данные учёные показывают сложность и многогранность этого понятия. К сожалению единого понимания «конкурентоспособности» в педагогической науке нет, что в конечном итоге затрудняет или приводит к неоднозначности формирования специалиста, обладающего данным качеством.
«Конкурентоспособность» рассматривали и как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами, и как интегральное качество личности, и как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, характеризующих её потенциальные возможности в достижении успеха. С нашей точки зрения, так как конкурировать человек может и как личность, и как профессионал (работник), корректнее говорить о профессиональной конкурентоспособности, подразумевая под этим достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.
Многие исследователи конкурентоспособности студентов - выпускников обращают внимание на развитие коммуникативной компетентности как одного из её основных компонентов. Так, например, Е. В. Максимова для эффективного развития конкурентоспособности студентов вуза, выделяет следующие ключевые компетенции: межкультурная, профессиональная, информационная, социальной ответственности и в том числе коммуникативная, рассматривая её как межличностное общение, профессиональное и межпрофессиональное взаимодействие с учётом релевантных культурных образцов [5]. По мнению Е. В. Максимовой, развитие конкурентоспособности зависит от формирования умений и навыков межличностного общения, навыков социальной ответственности и определённых личностных способностей у специалиста.
Другой автор, Е. В. Потапова, напрямую не подчёркивает коммуникативную компетентность как составную часть конкурентоспособности, но выделяет в ней личностный компонент, который проявляется в таких качествах как инициативность, ответственность, самостоятельность и в том числе коммуникабельность [7].
Анна Павловна Быкова под понятием «конкурентоспособность специалиста» представляет собой сложное личностное качество, осно-
ванное на совокупности способностей (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных) и сфор-мированности умений реализовать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности и повседневных отношений. То есть, как и другие авторы изучающие проблему конкурентоспособности, Быкова обращает внимание, в том числе и на развитие коммуникативных способностей у специалиста [1].
Так же Ольга Викторовна Душкина, рассматривая качества конкурентоспособного человека, среди прочих выделяет коммуникативность [2].
По мнению Д. В. Чернилевского и Н. В. Борисовой одним из базовых элементов конкурентоспособности является профессиональные качества, связанные с умениями и навыками и способами деятельности. То есть умения устанавливать контакты, проводить переговоры, диагностировать, мотивировать, регулировать конфликты; это навыки по эффективному личному поведению в условиях конкуренции, применении социокультурных технологий; а также деятельность по представлению и передачи информации, постановки целей, генерированию идей и т. д. [9]. Здесь мы видим также значительную роль коммуникативных качеств.
Таким образом, значительная часть исследователей (конкурентоспособности студентов вуза) подчёркивает коммуникативный компонент в структуре конкурентоспособности специалиста или в качестве способностей, или личностных качеств, или как ключевую компетентность.
С нашей точки зрения конкурентоспособность студента вуза должна включать именно коммуникативную компетентность как результат профессионального обучения.
В определении содержания коммуникативной компетентности мы придерживаемся точки зрения Ю. П. Расторгуевой. Коммуникативная компетентность - это компетентность, основывающаяся на знаниях закономерностей, принципов и техник общения, - интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика, сложное системно-организованное, актуальное, формируемое личностное качество человека, позволяющее ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности [8].
Таким образом, коммуникативная компетентность в первую очередь связана с процессом общения. Под общением мы понимаем - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [4. С. 213].
Обобщая педагогические исследования, по проблеме формирования конкурентоспособности студентов вуза мы видим, что коммуникативная компетентность играет не просто важную роль, а основополагающую в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста. Поэтому о коммуникативной компетентности мы можем говорить как об основе формирования конкурентоспособности студентов вуза.
Список литературы
1. Быкова, А. П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Быкова, Анна Павловна ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. -Саратов, 2005. 23 с.
2. Душкина, О. В. формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Душкина Ольга Викторовна. - Липецк, 2001.
3. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании [Текст] : проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие / Д. А.
Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М. : АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
4. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. М. Г. Ярошевского, А. В. Петровского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
5. Максимова, Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Максимова. - Оренбург : Оренбург. гос. ун-т, 2005. - 19 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
7. Потапова, Е. В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Потапова Елена Васильевна ; Рос. междунар. акад. туризма. - М., 2007. - С. 27.
8. Расторгуева, Ю. П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по социальной работе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. П. Расторгуева. - Краснодар, 2007. - 24 с.
9. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.