Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как основа формирования конкурентоспособности студентов вуза'

Коммуникативная компетентность как основа формирования конкурентоспособности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Сергей Николаевич

В статье дается понятие «конкурентоспособности» студентов с позиции их коммуникативной компетентности. Рассматриваются разные точки зрения ученых на эту проблему и акцентируется внимание на конкурентоспособности как процессе управления субъектом своими преимуществами, и как интегральном качестве личности, и как социально-ориентированной системе способностей, свойств и качеств личности, характеризующих её потенциальные возможности в достижении успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как основа формирования конкурентоспособности студентов вуза»

диплома о профессиональной переподготовке (разработчик программы - старший преподаватель кафедры журналистики ЧелГУ А. С. Сумская). Данная программа, реализуемая на факультете журналистики ЧелГУ, не имеет себе аналогов в Уральском Федеральном округе. Для нашего исследования она интересна прежде всего потому, что предназначена для подготовки менеджеров СМИ (телепродюсеров).

Список литературы

1. Бондаренко, Е. А. Технологии в сфере медиакультуры : метод. пособие [Текст] / Е. А. Бондаренко. - М., 2001.

2. Гельмонт, А. М. Телевидение в школьном образовании [Текст] / А. М. Гельмонт, Д. И. Полторак. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 135 с.

3. Зазнобина, Л. С. Стандарт медиаобра-зования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начально-

го общего и среднего общего образования / Л. С. Зазнобина // Медиаобразование / под ред. Л. С. Зазнобиной. - М. : Изд-во Москов. ин-та пов. квалификации работников образования, 1996.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М., 1998. - 256 с.

5. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Рус.яз., 1992. - 740 с.

6. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 230 с.

7. Федоров, А. В. Медиаобразование и ме-диаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

8. Федоров, А. В. Технологии медиаобра-зования в школе и вузе [Электронный ресурс] / А. В. Федоров. - http://edu.of.ru/mediaeducation/ default.asp?ob_no=823.

С. Н. Ярошенко

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье дается понятие «конкурентоспособности» студентов с позиции их коммуникативной компетентности. Рассматриваются разные точки зрения ученых на эту проблему и акцентируется внимание на конкурентоспособности как процессе управления субъектом своими преимуществами, и как интегральном качестве личности, и как социально-ориентированной системе способностей, свойств и качеств личности, характеризующих её потенциальные возможности в достижении успеха.

Ключевые слова: компетентностный подход, конкурентоспособность студентов, коммуникативная компетентность, личность, общение.

Сегодня с позиции компетентностного подхода рассматривают решение многих педагогических вопросов. Не является исключением и проблема формирования конкурентоспособности студентов.

Компетенция, по определению С. И. Ожегова, означает:

1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;

2) круг чьих-нибудь полномочий, прав [6. С. 288].

Компетентностный подход в первую очередь должен согласовываться с результатами образования. С этой позиции понимания ком-

петентностного подхода нам близка точка зрения Д. А. Иванова. Компетентностный подход, акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях [3. С. 13].

Как педагогическое понятие «конкурентоспособность» рассматривается многими исследователями. Исследования этого понятия и процесса его формирования как качества специалиста мы находим в работах В. И. Андреева, А. А. Ангеловского, О. В. Душкиной, Е. В. Максимовой, Л. М. Митиной, В. А. Оганесова,

В. И. Шаповалова, Д. В. Чернилевского и других. Данные учёные показывают сложность и многогранность этого понятия. К сожалению единого понимания «конкурентоспособности» в педагогической науке нет, что в конечном итоге затрудняет или приводит к неоднозначности формирования специалиста, обладающего данным качеством.

«Конкурентоспособность» рассматривали и как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами, и как интегральное качество личности, и как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, характеризующих её потенциальные возможности в достижении успеха. С нашей точки зрения, так как конкурировать человек может и как личность, и как профессионал (работник), корректнее говорить о профессиональной конкурентоспособности, подразумевая под этим достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.

Многие исследователи конкурентоспособности студентов - выпускников обращают внимание на развитие коммуникативной компетентности как одного из её основных компонентов. Так, например, Е. В. Максимова для эффективного развития конкурентоспособности студентов вуза, выделяет следующие ключевые компетенции: межкультурная, профессиональная, информационная, социальной ответственности и в том числе коммуникативная, рассматривая её как межличностное общение, профессиональное и межпрофессиональное взаимодействие с учётом релевантных культурных образцов [5]. По мнению Е. В. Максимовой, развитие конкурентоспособности зависит от формирования умений и навыков межличностного общения, навыков социальной ответственности и определённых личностных способностей у специалиста.

Другой автор, Е. В. Потапова, напрямую не подчёркивает коммуникативную компетентность как составную часть конкурентоспособности, но выделяет в ней личностный компонент, который проявляется в таких качествах как инициативность, ответственность, самостоятельность и в том числе коммуникабельность [7].

Анна Павловна Быкова под понятием «конкурентоспособность специалиста» представляет собой сложное личностное качество, осно-

ванное на совокупности способностей (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных) и сфор-мированности умений реализовать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности и повседневных отношений. То есть, как и другие авторы изучающие проблему конкурентоспособности, Быкова обращает внимание, в том числе и на развитие коммуникативных способностей у специалиста [1].

Так же Ольга Викторовна Душкина, рассматривая качества конкурентоспособного человека, среди прочих выделяет коммуникативность [2].

По мнению Д. В. Чернилевского и Н. В. Борисовой одним из базовых элементов конкурентоспособности является профессиональные качества, связанные с умениями и навыками и способами деятельности. То есть умения устанавливать контакты, проводить переговоры, диагностировать, мотивировать, регулировать конфликты; это навыки по эффективному личному поведению в условиях конкуренции, применении социокультурных технологий; а также деятельность по представлению и передачи информации, постановки целей, генерированию идей и т. д. [9]. Здесь мы видим также значительную роль коммуникативных качеств.

Таким образом, значительная часть исследователей (конкурентоспособности студентов вуза) подчёркивает коммуникативный компонент в структуре конкурентоспособности специалиста или в качестве способностей, или личностных качеств, или как ключевую компетентность.

С нашей точки зрения конкурентоспособность студента вуза должна включать именно коммуникативную компетентность как результат профессионального обучения.

В определении содержания коммуникативной компетентности мы придерживаемся точки зрения Ю. П. Расторгуевой. Коммуникативная компетентность - это компетентность, основывающаяся на знаниях закономерностей, принципов и техник общения, - интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика, сложное системно-организованное, актуальное, формируемое личностное качество человека, позволяющее ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности [8].

Таким образом, коммуникативная компетентность в первую очередь связана с процессом общения. Под общением мы понимаем - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [4. С. 213].

Обобщая педагогические исследования, по проблеме формирования конкурентоспособности студентов вуза мы видим, что коммуникативная компетентность играет не просто важную роль, а основополагающую в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста. Поэтому о коммуникативной компетентности мы можем говорить как об основе формирования конкурентоспособности студентов вуза.

Список литературы

1. Быкова, А. П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Быкова, Анна Павловна ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. -Саратов, 2005. 23 с.

2. Душкина, О. В. формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Душкина Ольга Викторовна. - Липецк, 2001.

3. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании [Текст] : проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие / Д. А.

Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М. : АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

4. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. М. Г. Ярошевского, А. В. Петровского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Максимова, Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Максимова. - Оренбург : Оренбург. гос. ун-т, 2005. - 19 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

7. Потапова, Е. В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Потапова Елена Васильевна ; Рос. междунар. акад. туризма. - М., 2007. - С. 27.

8. Расторгуева, Ю. П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по социальной работе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. П. Расторгуева. - Краснодар, 2007. - 24 с.

9. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.