Научная статья на тему 'Моделирование конкурентоспособности выпускников вуза'

Моделирование конкурентоспособности выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / FORMING THE MODEL OF STUDENTS’ COMPETITIVENESS / MODEL / MODELING / MODEL OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Сергей Николаевич

Моделирование рассматривается как метод формирования конкурентоспособности специалиста, анализируется содержание и отбор основных компонентов универсальной модели формирования конкурентоспособности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING UNIVERSITY GRADUATES’ COMPETITIVENESS

Modeling is considered as a method of forming specialist’s competitiveness. The content and the selection of main components of a universal model of forming students’ competitiveness are analyzed.

Текст научной работы на тему «Моделирование конкурентоспособности выпускников вуза»

ББК Ч481.00+Ч48128 УДК 378.01

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

С.Н. Ярошенко

Челябинский государственный университет

MODELING UNIVERSITY GRADUATES’ COMPETITIVENESS

S. Yaroshenko Chelyabinsk State University

Моделирование рассматривается как метод формирования конкурентоспособности специалиста, анализируется содержание и отбор основных компонентов универсальной модели формирования конкурентоспособности студентов.

Ключевые слова: модель, моделирование, модель специалиста, формирование модели конкурентоспособности студентов.

Modeling is considered as a method of forming specialist’s competitiveness. The content and the selection of main components of a universal model of forming students’ competitiveness are analyzed.

Keywords: model, modeling, model of a specialist, forming the model of students ’ competitiveness.

Конкурентоспособность специалиста является важнейшим проявлением его профессиональной деятельности. В связи с интеграцией в рыночную экономику системы образования образовательный продукт (выпускник вуза) рассматривается с точки зрения его конкурентоспособности на рынке труда.

Актуальность проблемы определяется преобразованием системы профессионального образования, одной из целей которой является подготовка конкурентоспособного специалиста, то есть обладающего способностью достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.

По мнению В.И. Андреева, «конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [2, с. 26].

Понятие «конкурентоспособность» является интегральным, состоящим из множества признаков. Один из существенных признаков

этого понятия связан с тем, что конкурентоспособность как интегральное качество личности выпускника отражает не отдельное свойство или качество, а представляет определенную социально и профессионально значимую совокупность личностных характеристик.

На наш взгляд, формируя конкурентоспособность студента, мы в том числе положительно влияем на его качественную сторону личностно-профессионального развития.

Для решения различных педагогических проблем, в том числе и проблемы формирования конкурентоспособности студентов-выпускников вуза, применяется моделирование.

Конкурентоспособность выпускников вуза можно рассматривать как основу профессионального становления личности. Моделирование при этом выступает как метод формирования конкурентоспособности.

Процесс формирования конкурентоспособного выпускника неразрывно связан с моделированием. Моделирование является методом научного исследования этого процесса. С помощью этого метода идет «построение» реально существующих предметов и явлений конструируемых объектов.

Теория и методика профессионального образования

Сущность моделирования как метода познания процесса формирования конкурентоспособности хорошо раскрыта в педагогическом словаре: «Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными методами. С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому» [8, с. 146].

Моделирование как метод научного исследования какой-либо проблемы широко распространен в педагогических исследованиях. С точки зрения В.И. Михеева, это «объясняется многообразием его гносиологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте - модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом - педагогом-исследователем и предметом исследования» [9, с. 119].

Результатом моделирования является построение модели. При разработке модели формирования конкурентоспособности студентов нужно учитывать, что существует как общее понимание модели, так и специфичное, учитывающее особенности определенной деятельности будущего специалиста.

В общем понимании модели как понятия мы отталкиваемся от определения энциклопедического словаря: «Модель (фр. modele, от лат. modulus - мера, образец) - образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия. В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления („оригинала“ данной М.), используемый в качестве его „заместителя“, „представителя“» [7, с. 741].

Учитывая то, что наше исследование педагогическое, важно раскрыть понимание модели именно с педагогической точки зрения. Исследований о применении модели в педагогике достаточно, однако, на наш взгляд, наиболее характерные признаки определения понятия «модель» в педагогическом аспекте хорошо раскрыты в педагогической энцикло-

педии. «Под моделью, - пишет В. А. Штофф, -понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». Модель - это образец для последующего воспроизведения в управлении развитием профессионального творчества учителя, а также исследования сложных пси-холого-педагогических проблем» [9, с. 116].

В педагогической энциклопедии выделяют, помимо общего понятия модели, три модели: «модель воспитания гражданственности», «модель педагогическая» и «модель специалиста». При анализе проблемы формирования конкурентоспособности студента-выпускника нас интересует содержание последних двух моделей («модель педагогическая» и «модель специалиста»). Каждая из этих моделей выполняет различные функции. Так «модель педагогическая», по мнению Л.Н. Трубиной, выполняет следующие функции:

«- идеального или рабочего образца для управленческого процесса;

- образца для сравнения, сопоставления, определения правильности избранных форм, средств и методов управления;

- наглядности содержания, организации и развития процесса обучения и познания;

- проверки правильности и полноты теоретических и практических творческих знаний и умений» [9, с. 117].

В понимании «модели специалиста» единой точки зрения нет. Данное понятие рассматривают и с психологической точки зрения (Е.А. Климов), и с педагогической. В педагогических исследованиях понятие «модель специалиста» раскрывает Е.В. Яковлева, говоря о ней «как о сложной, многомерной категории, включающей следующие компоненты: профессиограмму, профессонально-должност-ные требования, квалификационный профиль» [9, с. 117].

В литературе выделяют две модели специалиста высшей квалификации: модель специалиста узкого и широкого профиля. При разработке специалиста первого типа (узкого профиля) предусматривают его подготовку к определенному типу деятельности. «В модели специалиста широкого профиля учитываются не только требования, предъявляемые к выполнению конкретных видов деятельности, но и целый комплекс интегральных требований:

ролевых, психофизиологических, личностных» [9, с. 117].

Более точное понимание существенных компонентов «модели специалиста» связано с применением полученных знаний в новых ситуациях и прогнозированием ее главных функций: описательной, конструктивной, эвристической.

Исходя из описательной функции модели формирования конкурентоспособности студента важно понять, из каких существенных компонентов, элементов или блоков она состоит.

Исследованием структурных компонентов модели формирования конкурентоспособности специалиста занимались многие ученые: О.В. Душкина, А.А. Ангеловский, Л.А. Бодьян и др.

Большинство исследователей выделяют следующие компоненты.

О.В. Душкина, например, анализирует целевой, деятельностный, результативный или контрольно-результативный, а также компоненты, отражающие профессиональную направленность, ЗУНы и профессиональные качества [4].

А.А. Ангеловский, рассматривая процесс формирования конкурентоспособности студентов в вузе как сложную, многоуровневую педагогическую систему, определяет основными компонентами цель, содержание, организационные формы, методы и результаты. А структурно-функциональная модель формирования конкурентоспособности студентов вузов рассматривается А.А. Ангеловским как сложная, целостная и многоуровневая динамическая система, включающая в себя взаимосвязанные блоки: образовательную и организационную деятельность, а также деятельность по формированию и развитию личностных качеств конкурентоспособного специалиста [1].

Модель формирования конкурентоспособности выпускника во многом определяется спецификой его профессиональной подготовки.

Л. А. Бодьян разработала и апробировала структурно-функциональную модель развития конкурентоспособности студентов технического вуза. Данная модель включает: структурно-целевой, функциональный, содержательно-результативный и методический (организационный) блоки [3]. Модель основана на принципах контекстно-модульного подхода; способствует мотивации личностной и профессиональной активности, актуализации

постоянного саморазвития и самореализации студентов технического вуза.

Т.Ю. Мельниченко выделяет четыре основных элемента модели формирования конкурентоспособности студентов педагогического факультета. Это - опорные и вновь приобретенные экономические знания будущего специалиста, а также методы его репродуктивной и творческой практической деятельности в процессе изучения социокультурного блока общего образования; творческие действия (умения и приемы работы) будущего специалиста по перестройке учебного материала и формированию конкурентоспособности; этапы и уровни приобретения студентами соответствующих экономических знаний, направленных на формирование профессионального умения - конкурентоспособности; способы действий и состояние практической готовности к выработке конкурентоспособности [6].

Р.А. Кривцов, представляя модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях профессионально-экологического образования, соотносит ее компоненты с тремя функционально взаимосвязанными уровнями этой модели. Это - аксиологический уровень (формирование личной позиции студентов на профессионально-экологическую будущую деятельность), онтологический (модульное содержание), технологический (готовность студентов к обучению, технологическая организация процесса обучения, педагогические условия эффективного обучения студентов и как результат конкурентоспособный специалист, востребованный на рынке труда) [5].

Несмотря на специфику профессиональной подготовки выпускников вуза, модель формирования их конкурентоспособности имеет общие группы, которые можно рассматривать как компоненты «идеальной модели».

В разработанной «идеальной модели» конкурентоспособной личности В.И. Андреев акцентирует внимание на определенных профессионально и социально значимых качествах личности, которые разбиты на следующие группы: мотивы и ценностные ориентации, нравственные качества, гражданские качества, интеллектуальные и деловые качества, особенности характера и поведения, коммуникативные способности, организаторские способности, «само»-способности и «само»-процессы [2].

Анализируя вышеперечисленные модели формирования конкурентоспособного специа-

Теория и методика профессионального образования

листа различного профиля, можно выделить как общие структурные компоненты (целевой и результативный), так и специфичные компоненты модели, отражающие особенности профессиональной подготовки по определенной специальности. К ним можно отнести следующие компоненты модели: содержательный и деятельностный.

Однако следует заметить, что каждый из названных компонентов модели формирования конкурентоспособности специалиста имеет как общее, так и специфичное проявление при формировании конкурентоспособного специалиста определенного профиля.

На наш взгляд, необходимо определить универсальную структуру модели конкурентоспособного специалиста, которая была бы эффективна при подготовке студента любой специальности, с учетом того, что конкретная специфика профессиональной подготовки студентов была бы заложена в самом структурном компоненте универсальной модели.

Компонентами такой универсальной модели формирования конкурентоспособного специалиста, по нашему мнению, должны быть:

- целевой, в котором обосновывается главный смысл формирования конкурентоспособ-

ного специалиста на основе социального заказа и профессиональных требований, а также имеет определенные личные качества и способности, позволяющие ему успешно вести конкурентную борьбу в профессиональной деятельности;

- методологический, раскрывающий основные методологические подходы и принципы формирования конкурентоспособности выпускников вуза;

- содержательный, отражающий организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного специалиста, личностно и профессионально значимые качества и способности, а также компетенции и ЗУНы, необходимые ему для успешной профессиональной деятельности;

- деятельностно-процессуальный, раскрывающий основные этапы формирования конкурентоспособного специалиста, а также методы, средства и формы, реализуемые через комплекс педагогических условий эффективного формирования модели конкурентоспособного специалиста;

- результативно-оценочный, в котором отражаются критерии, показатели и уровни сформированности конкурентоспособности студента-выпускника.

Структура универсальной модели формирования конкурентоспособного выпускника вуза

Все компоненты должны иметь вертикальную связь, а результативно-оценочный и целевой компоненты - обратную взаимосвязь для возможного сравнения прогноза, сопоставления намеченного и конечного результата формирования, а также его последующей корректировки.

Схематически это представлено на рисунке.

Данные компоненты модели формирования конкурентоспособности студентов носят обобщенный характер, поэтому их реализация в определенной модели будет корректна лишь в том случае, если каждый из компонентов будет раскрывать специфику формирования конкурентоспособности студента с учетом его профессиональной подготовки (специальности, направления), а если мы говорим о модели формирования конкурентоспособности специалиста широкого профиля, необходимо учитывать обобщенные требования, предъявляемые к выполнению конкретных видов деятельности, а также комплекс интегральных требований: ролевых, психофизиологических, личностных.

Литература

1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Ангеловский. -Магнитогорск, 2004. - 24 с.

2. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития

конкурентоспособности / В.И. Андреев. -Казань: Центр информ. технологий, 2004. -468 с.

3. Бодьян, Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук/Л.А. Бодьян. -Магнитогорск, 2009. - С. 24.

4. Душкина, О. В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: дис. . канд. пед. наук / О.В. Душкина. - Липецк, 2001. - С. 170.

5. Кривцов, Р.А. Формирование конкурен-

тоспособного специалиста в процессе профессионально-экологического образования

в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Р.А. Кривцов. - Н. Новгород, 2008. - С. 29.

6. Мельниченко, Т.Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста при изучении экономики: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.Ю. Мельниченко. - Калуга, 2004. - С. 22.

7. Новый Энциклопедический словарь. -М.: Большая Рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2008. - 1456 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с.

9. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Издат. дом «Восток», 2003. - 274 с.

Поступила в редакцию 28 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.