JLTj
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В .С . ИВАНОВСКИЙ V.S . IVANOVSKY
В ПРИОРИТЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
THE COMPETENCE PATTERN AS A PRIORITY
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВЕК ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
IMPROVING THE QUALITY OF LOGISTICS EDUCATION IN THE AGE OF RAPID DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY
Сведения об авторе. Ивановский Владимир Сергеевич — начальник Военной академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулева, генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор (Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье освещаются основные положения концепции развития современного военного образования в Военной академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулева. Рассматриваются традиционные компоненты военного образования и предлагаются инновационные компоненты. Делается вывод о необходимости сочетания традиции и инноваций в военном вузе XXI века.
Ключевые слова. Качество образования, электронные образовательные ресурсы, система непрерывного профессионального образования военных специалистов, инновационные методики и формы обучения.
Information about the author. Vladimir Ivanovsky — Chief of the Military Logistics Academy named after General of the Army A.V. Khrulyov, Lieutenant-General, D. Sc. (Tech.), Professor (St. Petersburg, E-mail: [email protected])
Abstract. The article highlights the basic concept of the development of modern military education at the Military Academy of the Material and Technical Maintenance Named by General of the Army A.V. Khrulev. The paper reviews the traditional components of military education and offers innovative components; concludes the need to combine tradition and innovation in military high school of the XXI century.
Keywords. Quality of education, electronic educational resources, a system of continuous professional education of military specialists, innovative methods and forms of training.
В связи с реальными и потенциальными угрозами безопасности Российской Федерации Президент России и руководство страны уделяют самое пристальное внимание повышению обороноспособности нашего государства, развитию Вооруженных Сил в целом и военного образования в частности.
Добиться требуемого качества подготовки выпускников можно только в процессе постоянного, планомерного и целеустремленного воздействия на всех уровнях обучения, обеспечивающих формирование общекультурных, профессиональных и военных компетенций .
Сегодня в академии мы организовали и осущест-
вляем образовательный процесс в рамках существующей нормативно-правовой базы В соответствии с этим Министром обороны утвержден новый Устав академии, поданы документы на переоформление Лицензии на право ведения образовательной деятельности и Свидетельства о государственной аккредитации
Была принята и в настоящее время в полной мере реализуется программа развития академии на период до 2020 года . Эта программа в полной мере учитывает особенности образовательного процесса в ввузе в век интенсивного развития информационных технологий .
Так, в соответствии с требованиями Министра обороны в академии осуществляются программные мероприятия по внедрению в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, которые включают: электронные библиотеки, электронные учебники (рис. 7), фото- и видеоматериалы, интерактивные модели, электронные тренажеры и т.д.
В академии создается единая электронная библиотека, которая позволит объединить локальные электронные библиотеки как наших институтов (внутренний сегмент), так и других профильных высших учебных заведений (внешний сегмент) в единое информационное пространство по открытым и закрытым каналам связи . Должностные лица органов военного управления, соединений,воинских частей и организаций МТО также смогут получать необходимую информацию .
Создание единой электронной библиотеки Военной академии МТО позволит на 30-40 % сократить время поиска информации специалистам МТО ВС РФ .
Мероприятия, которые необходимо выполнить для создания единой электронной библиотеки академии:
Единый стандарт электронного учебника
Требования к структуре электронного учебника
1. Текстовая часть
2. Иллюстрационная часть
3 . Математическая и аналитическая зависимость
4. Анимация
5 . Мультимедийная часть
6. Тестовые задания
7 . 3Р-декомпозиция
Рис. 1. Формирование электронной образовательной среды
1. Создание межвузовской сети единой электронной библиотеки академии, для этого необходимо зарезервировать каналы системы связи общего пользования
2. Создание каталогов электронных документов и оцифровка печатных документов (более 1 млн наименований учебников и учебно-методических материалов) .
3 . Заключение договоров с профильными высшими учебными заведениями, библиотекой Академии наук, с Президентской библиотекой имени Б .Н . Ельцина и издательством «Лань» и «Айбукс» по обмену информацией .
В образовательных стандартах третьего поколения и выше, в приказе Министра обороны № 670 2014 г. четко определены результаты образования (рис. 2), которые представляют собой: 1) результаты обучения по дисциплинам и практикам, воплощенные в оценке соот-
ветствующих знаний, умений, навыков; 2) результаты освоения основной образовательной программы — суть оценки общекультурных, профессиональных и военных компетенций .
Переход от оценки знаний к оценке компетенций для выпускника академии означает его «СПОСОБНОСТЬ» успешно выполнять поставленные задачи по своему предназначению; для вуза означает пересмотр учебных планов и образовательных программ, включение в традиционные образовательные технологии инновационных компонентов
Нами предлагается для магистров МТО, подготовка которых осуществляется по образовательным стандартам третьего поколения, ввести в образовательный процесс следующие изменения:
1. Для специальности управления тыловым обеспечением ввести:
Результаты обучения по дисциплинам, и практикам - знания, умения, навыки -ТРАДИЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты освоения образовательной программы - компетенции -ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рис. 2. Традиционные и инновационные компоненты военно-образовательного процесса
• специализацию «Управление МТО войск (сил)» (для штабов объединений)
• модуль «Организация и управление аут-сорсинговыми проектами. Заключение сервисных договоров (предложений, услуг)»;
• модуль «Организация работы системы учета энергоресурсов»;
2 . Для специальности техническое обеспечение:
• объем дисциплины «Эксплуатация ВВТ» увеличить на 36 часов;
• в модуль «Восстановление ВВТ» включить раздел «Техническая разведка с применением БПЛА»;
3. Для специальности транспортное обеспечение:
• ввести дисциплины: «Мобилизационная подготовка транспорта» и «Организация воинских, морских и речных перевозок» в количестве 72 часов;
4. Для всех специальностей:
• увеличить на 10 % тематику дисциплин «Материально-техни-
ческого обеспечения» в мирное время;
• ввести модуль «Материально-техническое обеспечение войск (сил) при выполнении задач за пределами РФ»;
• включить в дисциплину «Теория военного управления» занятия по изучению ГИС «Оператор» (географическая информационная система для ВС РФ);
• проводить командно-штабные военные игры совместно с другими ввузами МО РФ;
• ввести программу дополнительного образования «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» (реализация требований Федерального закона № 44) .
Наряду с подготовкой слушателей предлагается осуществлять изменения по следующим направлениям подготовки курсантов:
• дополнительно разработать многоуровневое выпускное тактико-специальное учение, где курсанты в зависимости от уровня образования занимают должности от командира роты (начальника службы бата-
^ 1 = 1 =г нь *: 1г;
; 1 1 ГФ^Г Я
льона) до командира отделения (начальника мастерской, столовой и др ) по единому замыслу в единой тактической обстановке;
• внедрить в образовательном процессе новые прикладные обучающие программы при подготовке специалистов МТО;
• обеспечивать обучающихся индивидуальными электронными средствами обучения (персональные мобильные устройства, планшеты) с пакетом учебно-методических материалов на период обучения
В целях повышения качества подготовки и оценки сформированности военно-профессиональных компетенций у обучающихся, проведения слаживания всех звеньев управления МТО и проверки реальности проведенных расчетов предлагается планировать и проводить КШУ с магистрами одновременно с проведением тактико-специальных учений с курсантами высшего и среднего профессионального образования и тактико-специальных занятий с младшими специалистами учебных центров (батальонов)
При проведении занятий с курсантами в последние годы широко применяются инфор-мационно-коммуникацион-ные и инновационные технологии . Одной и таких методик является методика повышения уровня сложности выполняемых профессиональных действий на занятиях практической направленности При проведении занятий предусматривается применение
учебных заданий: типовых, неопределенностного типа; повышенной сложности и творческих
Сущность данной методики заключается в последовательном усложнении учебных заданий, в переходе от действий по кафедральным шаблонам к действиям в условиях неопределенности среды и психофизиологической нагрузки, к действиям по решению сложных профессиональных проблем, к действиям в условиях полной неопределенности и повышенной сложности Данный подход позволяет развивать критическое (на младших курсах) и творческое (на старших курсах) мышление курсантов, а также их субъектные качества — нервно-психическую устойчивость, инициативу, самостоятельность, готовность к выполнению поставленных задач во что бы то ни стало, веру в свои силы .
Одним из уровней подготовки военных специалистов МТО является дополнительное профессиональное образование, которое является важным звеном в организации непрерывной подготовки специалистов МТО
Законченный цикл подготовки специалистов МТО в соответствии с карьерно-об-разовательной траекторией офицера с полной выслугой лет будет состоять из последовательного чередования обучения в системе образовательных учреждений и службы в войсках За 37 лет офицерской службы период обучения может составить 8-10 лет (до 10 циклов повы-
шения квалификации за весь период службы) .
Для поддержания системы непрерывной подготовки в актуальном состоянии в академии разработаны 98 программ дополнительного образования специалистов МТО (переподготовка к новому виду деятельности и повышение квалификации) .
С целью повышения качества подготовки специалистов МТО предлагается создать Институт дополнительного профессионального образования путем объединения факультетов переподготовки и повышения квалификации академии и институтов (ВА МТО, ВИ (ИТ), ВИ (ЖДВ и ВОСО)) в единый образовательный организм, что приведет к укрупнению групп обучающихся и совершенствованию качества переподготовки и повышения квалификации специалистов МТО по дополнительным профессиональным программам.
На сегодняшний день назрела настоятельная необходимость разработки инди-
видуальных программ целенаправленной подготовки выпускников-слушателей (курсантов) к выполнению поставленных задач на планируемой должности. Такая специализированная подготовка должна осуществляться на последнем курсе обучения в академии .
Кроме того, академия постоянно разрабатывает новые программы переподготовки и повышения квалификации, отражающие последние новации и изменения в материально-техническом обеспечении ВС РФ .
Одним из важнейших направлений развития и совершенствования системы военного образования в академии является интеграция образовательной и научной деятельности
Центральной фигурой процесса интеграции науки и образования является преподаватель Использование в учебном процессе новых научных знаний, полученных самим преподавателем на учениях, конференциях, в
Методическая подготовка на кафедрах (
^ Монографии, НИР^___^
^ Адъюнктура
Подготовка по программам ДПО
Профессионально-должностная подготовка
Повышение квалификации в форме стажировки
Научно-практические конференции
Школа начинающих преподавателей
Командно-штабные учения, полевые занятия
Самообразование педагога через электронную информационную образовательную среду (выполнение индивидуальных заданий)
Рис. 3. Система подготовки научно-педагогического состава
ходе научно-исследовательской деятельности и реализованных в учебно-методических комплексах, позволяет слушателям, курсантам овладевать передовыми знаниями, развивает у них креативное мышление.
В настоящее время в академии выстроена и функционирует система подготовки научно-педагогических кадров (рис. 3) .
Она включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий планомерно в течение года обучать начинающего педагога основам образовательной деятельности, повышать педагогическую квалификацию опытных преподавателей, осуществлять методическую подготовку профессорско-педагогиче-ского состава на кафедрах. В этой подсистеме образовательной системы академии нами предлагается увеличить количество часов, выделяемых на повышение квалификации при прохождении стажировки в войсках, участии в КШУ и на полевых занятиях, а также ввести новый вид деятельности — самообразование педагога через электронную информационную образовательную среду путем выполнения индивидуальных заданий
Предлагаемые мероприятия позволят поднять на более высокий уровень качество подготовки преподавательского состава .
В целях обеспечения выполнения мероприятий по повышению эффективности образовательного процесса, в соответствии с оргштатными
изменениями Генерального штаба в Военной академии материально-технического обеспечения проведены организационные мероприятия в пределах имеющейся численности. В 2015 году введены командный факультет (Тыла и ЖДВ), факультет (Технического и транспортного обеспечения), научная рота, отдел (Образовательных информационных технологий и обработки данных) и другие подразделения
Необходимо подчеркнуть, что качество образовательного процесса нельзя рассматривать без создания нормальных бытовых условий при организации учебного процесса В настоящее время в академии емкость казармен-но-жилищного фонда, учебных аудиторий, столовых обеспечивает 100 % потребность .
В соответствии с планом развития академии, учитывая планируемую численность набора обучающихся в 20162017 годах, пиковая нагрузка будет достигнута к 1 сентября 2017 года . Начиная с 1 сентября 2016 года появляется дефицит фондов академии .
Для решения данной проблемы уже сегодня заключен государственный контракт по реконструкции в Петергофе общежития на 300 человек. В Пензенском артиллерийском инженерном институте спланировано строительство в 2016 году казармы под размещение 600 курсантов. В Омском автобронетанковом инженерном институте предполагается строительство казармы под размещение 1150 чел . и учебно-лаборатор-
ного корпуса на 60 классов.
Таким образом, мы работаем на перспективы и для людей Выполнение спланированных мероприятий по развитию основных фондов академии позволит обеспечить и создать условия для обучения, организации питания и жилищно-бытовых нужд для размещения личного состава с учетом наборов 2016 и 2017 годов .
Максимально интенсивно используется полевая база академии (полигон в г Луга)
В лабораториях полигона осуществляется военно-научное сопровождение двух опытно-конструкторских работ, связанных с созданием семейства арктических технических средств материального обеспечения и технических средств полевого хлебопечения, которые в ближайшей перспективе планируется принять на оснащение арктических бригад . Одновременно научными коллективами академии совместно с органами военного управления Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и предприятиями промышленности проводится значительная работа по созданию таких перспективных образцов технических средств, как:
— система помывки личного состава в полевых условиях с применением инновационных технологий нагрева, подачи и дозирования воды;
— мобильный автономный комплекс заправки авиации при ее базировании на временно оборудованных аэродромах
В 2014-2015 году на полигоне г. Луга проводились отборочные соревнования специалистов Западного военного округа . В мае 2015 года на этой же базе был организован Всероссийский конкурс «Армейский запас — 2015» . Подготовка к данным мероприятиям способствовала развитию учебно-материальной базы полигона
Мероприятия подобного типа спланированы и в филиалах академии. В следующем году в филиале г. Омска будет проводиться международный конкурс «Рембат», в Пензенском институте состоится международный конкурс специалистов по ремонту ракетно-артиллерийского
вооружения — «Мастер-оружейник»
Выделенные лимиты под данные мероприятия будут способствовать развитию фондов институтов, влияющих на качество военного образования
Таким образом, академия МТО как военно-учебное заведение века интенсивного развития информационных технологий опирается в своем развитии, с одной стороны, на все лучшее, что представляет собой традиционный опыт подготовки военных кадров; а с другой — на инновационные компоненты военно-образовательных систем (рис. 4).
К числу образовательных инноваций следует отнести
переход от традиционной знаниево-навыко-уменче-ской модели военного образования к компетентностной . Компетентностная подготовка специалистов МТО создает условия для личностно ориентированного образования, для актуализации в стенах военного вуза потенциальных возможностей курсантов и слушателей Вместе с тем она порождает и определенные проблемы
Мы уверены, что в ходе решения образовательных проблем учтем весь накопленный положительный опыт подготовки военных кадров А самое главное — приложим все усилия, чтобы найти пути разрешения этих проблем сегодня .