УДК 378
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-23
О. Н. Пономарёва, А. А. Целыковских, О. Н. Васина, И. И. Грачёв
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. В высшем образовании востребованы разнообразные по формату контрольно-оценочные материалы, позволяющие определить не только «знаниевую» и «умениевую» составляющую профессиональных компетенций, но и комплекс отдельных параметров общекультурных компетенций (способность к социальному взаимодействию на основе моральных и правовых норм, способность к созданию в коллективе отношений сотрудничества, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению и др.). Таким потенциалом обладают задания для дискуссий, кейс-задания, педагогические тесты, которые можно первоначально использовать в текущем контроле в форме предъявления заданий для работы в малых группах, а в промежуточном контроле предложить индивидуально. Цель работы - сконструировать разнообразные виды эколого-ориентирован-ных заданий для высшего военного образования.
Материалы и методы. Представлены авторские формулировки заданий широкого спектра применения, апробированные в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей и военных специалистов. Все предложенные задания выполнены по канонам составления кейс-заданий.
Результаты. Предложены оригинальные типы заданий для осуществления интерактивного преподавания и текущего контроля качества подготовки в высшей военной школе. Варианты контрольно-измерительных материалов целесообразно включить в фонд оценочных средств вуза для определения «остаточных» знаний по экологии на этапе промежуточного контроля.
Выводы. В статье приведены примеры контрольно-оценочных материалов эколого-ориентированного содержания в высшей военной школе, которые являются разнообразными вариантами оценивания работы обучающихся в малых группах (текущий контроль). Предложенные задания могут быть использованы индивидуально на этапе промежуточного контроля. Универсальность заданий позволяет применять их в большом диапазоне эколого-ориентиро-ванных учебных дисциплин («Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Экологические основы природопользования»), внеаудиторной работе курсантов и слушателей в системе подготовки военнослужащих в преддверии Года экологии-2017 в Российской Федерации.
Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, экологически ориентированные дисциплины, контрольно-оценочные материалы, интерактивные методы преподавания, тест, кейс-задания.
O. N. Ponomariova, A. A. Tselykovskikh, O. N. Vasinа, 1.1. Grachiov
MONITORING MATERIALS OF THE ECOLOGY-ORIENTED CONTENT OF EDUCATION AT HIGHER MILITARY SCHOOLS
Abstract.
Background. In higher education there is a strong demand for a variety of assessment types, which enable us to evaluate not only knowledge and skills, but also
a complex of separate characteristics of general cultural competences (social interaction and team work skills, level of thinking, ability to generalize and analyze, critical thinking, etc.). Discussions, case-studies, pedagogical tests, given to students for formative assessment of group and individual work, enable us to effectively assess students' skills. The research objective is to work out various types of ecology-oriented tasks for higher military education.
Materials and methods. The article presents authors' suggestions of tasks of a wide range of applications that have been tested in the system of training and advanced training of teachers and military specialists. These tasks were prepared using the method of case-study.
Results. The authors offer original tasks for interactive teaching and monitoring of the quality of training at higher military school. The researchers recommend to include their variants of test materials into the set of assessment tools of universities to determine the "residual" knowledge in ecology at the stage of intermediate control.
Conclusions. The article contains examples of the test materials in ecology for higher military schools. These materials are variants of assessment of students' work in small groups (current control). The proposed tasks can be used for intermediate control. These tasks are universal, allowing you to apply them in a wide range of eco-oriented disciplines ("Life safety", "Chemistry", "Ecological bases of nature management"), out-of-class work cadets in the system of military training in anticipation of the Year of ecology-2017 in the Russian Federation.
Key words: higher education, military higher education, ecology-oriented subjects, monitoring materials, interactive teaching methods, test, case-study.
Российское военное образование всегда чутко реагирует на социально-политическую обстановку в мире. Для обслуживания новых видов вооружений и военной техники нужен специально подготовленный корпус военных специалистов, которые компетентны (в том числе) в сфере обеспечения экологической безопасности. С этой целью Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего военного образования третьего поколения дополнены квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников [1]. Особую актуальность экологическая подготовка военнослужащих приобретает в канун 2017 г. (Указ № 7 Президента РФ о проведении «Года экологии» в 2017 г., подписанный 5 января 2016 г.).
Сформированная в общеобразовательной школе жизненная позиция «пассивного созерцания» приводит к тому, что порой курсанты военных вузов не осознают глубину разрушительной стороны своей настоящей и будущей деятельности. Особенность профессиональной деятельности военнослужащих предполагает многообразные варианты воздействия на окружающую среду, в «острых» ситуациях вплоть до негативной. Это обстоятельство повышает значимость таких компетенций будущих офицеров, как экологическая грамотность, способность и готовность обеспечить экологическую безопасность страны, включая организацию безопасности воинской службы и экологическое воспитание личного состава. По роду службы офицер имеет функциональные обязанности по принятию решений в области природопользования. В условиях мирного времени экологическая деятельность офицеров в профессиональном ракурсе предполагает:
- максимальное снижение влияния военной деятельности на окружающую среду;
- организацию и осуществление воспитания подчинённых в области экологического образования.
В контексте вышесказанного профессионально-экологическая подготовка курсантов является обязательной. Эта подготовка выпускника военного вуза имеет междисциплинарный характер, поскольку собирает воедино разнообразные компетенции с инженерно-технической, управленческой и воспитательной «начинкой» (общекультурные - ОК; общепрофессиональные -ОПК; профессиональные - ПК; военно-профессиональные - ВПК). Выпускник российского военного вуза по специальности 17.04.00 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» в перечне компетенций имеет те, которые можно назвать «экологическими»: ОК-1; ОК-3; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ВПК.ОП-З; ВПК.ОП-5; ВПК.ОП-6; ВПК.П-7; ВПК.П-11; ВПК.П-14 [1, 2].
В связи с вышесказанным остро встаёт вопрос о возможности организации и проведения контроля усвоения курсантами экологического содержания военного образования. Поэтому нами были разработаны параметры контроля качества экологической подготовки курсантов, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Контроль качества эколого-ориентированного обучения в военном вузе
ЧТО контролируем («мониторим») ПАРАМЕТРЫ контроля качества подготовки (ЧТО и КАК «измеряем»)
Объект контроля «Экологические» компетенции, содержащие следующие элементы: знания, умения, навыки (ЗУН); сформированные стереотипы поведения; развиваемые способности, сформированные волевые усилия личности.
Формы контроля Качественный и количественный контроль: 1) отметка в баллах (пяти-, стобалльная система); «зачёт - незачёт»; освоен/не освоен; 2) психодиагностические показатели имеют самостоятельную прогностическую ценность (анализ, интерпретация результатов наблюдения).
Виды контроля в образовательном процессе Входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль; промежуточная аттестация по учебной дисциплине; аттестация по профессиональному модулю; квалификационный экзамен; дипломная работа (по профилю специальности); проективные методики психодиагностики.
Цель и функции контроля Мотивация, стимулирование, сбор первичных данных -оценивание; коррекция, отметка; резюме (суждение о достижении/недостижении результата подготовки).
Результат обучения/ достижения курсантов Измерение ЗУН, определение личностного рейтинга; компоненты (количественные и качественные) портфолио курсанта.
Как мы уже говорили выше, формируемые у обучающихся военного вуза «экологические» компетенции (табл. 2) являются интегративным результатом освоения нескольких учебных дисциплин (УД) - «Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Экология» и др. Тем более важным является определение показателей их сформированности.
Таблица 2
Показатели сформированности «экологических» компетенций (на основе включённого наблюдения в интерактивном режиме обучения)
Обучающийся/курсант Да Нет
1. Умеет выделить и оценить «ключевые линии» в задании. Да Нет
2. Умеет организовать работу в группе по решению (стандартной/нестандартной экологической) ситуации. Да Нет
3. Демонстрирует логическое мышление при решении ситуаций. Да Нет
4. Демонстрирует аргументированность и обоснованность проведённого анализа ситуации. Да Нет
5. Демонстрирует рассудительность и здравый смысл в высказываниях. Да Нет
6. Показывает (демонстрирует в поведении, репликах и высказываниях) способность выйти за пределы обсуждаемой задачи. Да Нет
7. Применяет (демонстрирует в поведении, репликах и высказываниях) имеющиеся данные и ресурсы. Да Нет
8. Демонстрирует знания экологических последствий ситуации. Да Нет
9. Умеет поддержать позитивный психологический микроклимат в группе для решения учебной ситуации. Да Нет
10. Умеет принять нужное решение (в дискуссии, кейсе). Да Нет
Примечание. Полученные по этой таблице данные можно использовать для оценивания уровня сформированности ОК военного специалиста по ОК-5, ОК-6, ОК-7 [1, 2].
Комплект контрольно-оценочных материалов (КОМ) по УД должен содержать узконаправленные (отражающие «нюансы» конкретной УД и специальности подготовки) и междисциплинарные, метапредметые задания (жизнь «преподносит» задачи вовсе не из комплекта оценочных средств вуза) [2]. Заметим, что экологическая ориентированность компетенций, требуемых как итог подготовки военного специалиста, присуща не только УД из естественно-научного цикла подготовки, но и гуманитарным, социально-экономическим дисциплинам [2, 3].
Изменение вектора результатов подготовки в военном профессиональном образовании с «квалификаций» на «компетенции» предполагает трансформацию педагогического процесса, в том числе совершенствование методики преподавания конкретных учебных дисциплин с целью достижения обозначенных во ФГОС результатов.
Совершенствование образовательного процесса в современной военной школе характеризует применение интерактивных методов обучения, специфика которых заключается в том, что в них интегрируются процедуры пе-
редачи (образовательного) опыта и процедуры фиксирования результатов его усвоения:
- игровых (ролевые, сюжетные, дидактические, квест-ситуации / компьютерные игры и др.);
- неигровых (дискуссии, дебаты, «аквариум», «case study» и др.) [2, 3].
Приставка «интер-» акцентирует наличие межличностного общения
в системе «преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся». Охарактеризуем некоторые интерактивные методы обучения, которые позволяют кроме «знаниевой» составляющей собрать информацию о поведенческих аспектах формируемых «экологических» компетенций (см. табл. 1, 2). Одним из наиболее распространенных является дискуссия.
Дискуссия - метод обучения, выстроенный в формате доверительного (по отношению ко всем участникам) обмена мнениями. Такое свободное обсуждение возможно только в случае авторитетности фигуры преподавателя, уважения его как Личности и профессионала. Именно в таком формате построения занятия может происходить коррекция научных, этических и ценностных представлений, взглядов, воззрений, преодолеваются ошибочные позиции обучающихся, формируется установка на принятие чужого, отличного от «нашего» мнения. Дискуссии могут проходить в разных вариациях, включая высокий уровень проблемности; режим «пинг-понг» (вопросно-ответный формат); направленный диалог; коллективные способы обучения (обучение в парах сменного состава) и др.
Применение дискуссий требует от преподавателя высокого уровня владения предметом и виртуозной организации педагогического процесса. Например, эвристическая беседа и создание условий для активного обсуждения на семинарском занятии требует от преподавателя тех же профессиональных умений, которыми владеют ведущие телевизионных «talk show». Только результат правильно проведённой дискуссии в учебной аудитории не бывает столь публичен (если занятие не записано на видео), но всегда становится очередным «кирпичиком», который создаёт «фундамент» личности. Чаще преподаватели проводят обучение в монологическом формате, поскольку межсубъектный диалог/ полилог требует высочайшей культуры мысли и слова и обучающего, и обучающегося. Монолог преподавателю более привычен, нежели «неудобный», с проблемно прогнозируемым результатом вопросно-ответный полилог. В режиме дискуссии (которая используется со времён Древней Греции как одна из базовых форм обучения, плеяда величайших педагогов прошлых веков блистательно ею владела) роль преподавателя может варьироваться от ведущей до второстепенной, «закадровой». Но всегда успех и удовлетворённость от обсуждения участниками дискуссии в значительной мере зависит от уровня общей культуры преподавателя, его кругозора и энциклопедичности подготовки. Может быть, умение «размышлять вслух», выслушивать доводы собеседника и находить «ядро» в том числе помогло ученику Аристотеля (по мнению современников отменно владевшего этим способом обучения) стать великим полководцем А. Македонским.
Тематика дискуссий эколого-ориентированного содержания:
1) военные действия в прошлом, настоящем и будущем: суть и формат (сущность - борьба за ресурсы, в том числе и человеческие; формат войн меняют наука и технологии. Например, создание ядерного оружия и
стратегических ядерных сил определили историю и геополитику нынешнего времени) [4];
2) репродуктивные стратегии человечества: миф или реальность?
3) что выделило вид Homo sapiens sapiens среди всего живого на планете и вывело конкурентные отношения вида на уровень военных действий? (человечество научилось передавать через поколения из страны в страну сведения об изобретённых жизнеобеспечивающих технологиях, которые позволяют выжить, снижают смертность. По мнению учёных, мы - техногенная цивилизация, они определяют противостояние - обретение и употребление жизнеобеспечивающих технологий, которыми не обладает противник - военных, управленческих, производственных, социальных, чтобы навязать ему свою волю) [4];
4)развитие человечества: интенсивное или экстенсивное? В чём перспектива выживания для отдельной страны, народа? (единого мнения нет. С. П. Капица отмечал, что, несмотря на растущий срок обучения новых поколений, входящих в профессиональную жизнь, биологические и социальные ограничения уже не позволяют эффективно применять колоссальные объёмы вновь создаваемой и получаемой информации. Образование становится главенствующим стратегическим ресурсом, обеспечивающим адаптабельность населения к новым условиям существования. Вспомним фразу Бисмарка о том, что войну выигрывают священник и школьный учитель) [4].
Метод кейс-стади (кейс от англ. «case» - случай, ситуация; метод анализа ситуаций, метод ситуационного обучения) основан на применении в качестве задания ситуаций (инженерных, воспитательных, экономических, управленческих, экологических и др.). Обучающиеся сначала анализируют предложенную ситуацию, придумывают и предлагают возможные решения, затем выбирают наиболее подходящее из них, хотя в отдельных случаях единственно правильного решения может и не быть.
Цель кейса - найти решение разнообразных ситуаций (событий), случившихся или потенциально способных возникнуть:
- событие-выбор (есть ряд готовых решений, в том числе и неправильных, нужно выбрать правильное);
- событие-иллюстрация (показ закономерности, механизмов, следствия);
- событие-проблема (характеристика подлинной ситуации, для которой требуется найти выход или сделать вывод о его отсутствии);
- событие-опровержение (нужно доказать несостоятельность какой-либо идеи);
- событие-оценка (ситуация уже имеет благополучный исход, требуется провести критический разбор найденного решения);
- событие-упражнение (наработка опыта через применение информации профессионального характера, а также умение работать с публицистической и научной литературой, справочниками) [2, 3].
Системное и систематическое применение кейс-заданий в образовательном процессе способствует формированию, развитию и совершенствованию у обучающихся разнообразных качеств личностных (профессиональных), в том числе:
- умений и навыков межсубъектного общения для успешного взаимодействия и принятия коллективного решения;
- умений презентовать себя и собственный опыт деятельности;
- умений и навыков экспертного характера;
- умений и навыков деятельности в автономном режиме для нахождения информации и разрешения проблемы [2].
«Раскручивание» ситуации кейс-задания направлено на развитие самостоятельной познавательной активности курсантов для поиска решения. Алгоритм «раскручивания» кейса выстроен на принципах, характеризующих специфику изучаемой учебной дисциплины:
- ведущей роли теории изучаемой науки («Почему?»);
- эффективности-результативности («Что сделано неверно?»);
- нормосообразности, в том числе соблюдение техники безопасности («Допустимо ли так выполнить?»);
- экономизации деятельности («Какое решение примете вы?»).
Приведём примеры кейсов эколого-ориентированного содержания.
Кейс № 1. Осенью 2004 г. весть о нештатной ситуации на Балаковской
АЭС быстро распространилась в близлежащих регионах. В аптеках районов, граничивших с Саратовской областью, местные жители раскупили настойку йода. Самые мнительные жители, чтобы из организма вывести радиоактивный йод, добавляли настойку в молоко и пили его. Результат - сильнейшие химические ожоги пищевода, отравление организма. Предложите выход из ситуации. Правильно ли поступили жители, употребляя настойку йода с пищей?
Справка: йод крайне ядовит. Смертельная доза - 3 г. Отмечают тяжелейшие поражения почек, сердечно-сосудистой системы. Если йод попадает через лёгкие, фиксируют такие симптомы, как головная боль, надсадный кашель, ринит вплоть до отёка лёгких. Если йод попадает через пищу и воду, отмечают общую слабость, головную боль, подъём температуры, рвоту, диарею и др. Поражение почек проявляется через кровь в моче уже через сутки, а через двое возможен отказ работы почек, миокардит. Если не лечить, больной погибает.
Примерный вариант ответа.
5 % спиртовой раствор йода используют для обработки эпителия около раневой поверхности, но никогда не принимают внутрь. Химические вещества-соединения йода и крахмала, йода и других высокомолекулярных соединений (Бетадин, Йодинол, Йокс и др.) - щадящие антисептики. Однако лечение возможно осуществлять только на основе данных анализа крови по гормонам щитовидной железы.
В организме человека йод - обязательный компонент состава в тирео-идных гормонов, производимых щитовидной железой. Эти гормоны (Ь-тиро-ксин, трийодтиронина и др.) влияют на рост, развитие, обмен веществ. Отсутствие или недостаток йода в рационе (что типично для некоторых местностей) приводит к заболеваниям (эндемический зоб, кретинизм, гипотиреоз). В связи с этим к поваренной соли, поступающей в продажу в местностях с естественным геохимическим дефицитом йода, с профилактической целью добавляют йодид калия, йодид натрия или йодат калия (йодированная соль). При лечении заболеваний, связанных с недостатком йода в организме, врач назначает пациенту содержащие йод соединения в виде лекарств. Для замены радиоактивного йода надо было принимать соединения йода - йодиды, а не
5 % раствор. В настоящее время по лечебным показаниям самым эффективным и экономически целесообразным считают препарат йод-актив.
Кейс № 2. Во время экскурсий по Москве и Санкт-Петербургу зрители поинтересовались у экскурсовода, почему так неприглядны памятники, покрытые зеленовато-голубым налётом. Экскурсовод ответила: «Это же благородная патина!».
Что такое патина? Что входит в её состав? Какой химический процесс формирует патину? Могут ли подобные процессы быть в настоящее время? Как можно уберечь военную технику от патины?
Примерный вариант ответа.
Патина - плёнка/налёт на меди и её сплавах. Естественная патина - оксидно-карбонатная плёнка, которая под действием экологических факторов (влажности воздуха, содержания кислорода, температуры и др.) появляется на поверхности изделий декоративных (монеты, металлическая посуда, барельефы, памятники) или технических (контакты, разъёмы). Она имеет (как все соединения меди II) зеленовато-голубой цвет. Искусственная патина -покрытие, создаваемое нанесением специальных составов (имитация «под старину»). Процедура «чистки» старинного изделия, освобождение его поверхности от продуктов коррозии, в том числе от патины (обработка растворителями, кислотами, абразивами, комплексообразователями и др.), зачастую сильно повреждают изделие. Реставраторы предупреждают, что слой благородной патины следует укреплять.
Кейс № 3. Все знают, насколько важно для сохранения здоровья употреблять чистую воду. Курсанты были на экскурсии на водоочистительной станции. Там посетили лабораторию и видели, какие виды анализов воды производят. Их заинтересовал анализ на остаточный хлор. Для него берут раствор йодида калия с крахмальным клейстером. Лаборант сказала также, что дома остаточный хлор в воде можно обнаружить по посинению йодкрах-мальной бумажки.
Что это за бумажка? Как с её помощью определить остаточный хлор в воде или наличие хлора в атмосфере? Как лаборант определила остаточный хлор?
Примерный вариант ответа.
Хлор более сильный галоген, чем йод, и вытесняет его из солей. Свободный йод при действии на крахмал даёт синюю окраску. Йодкрахмальная бумага пропитывается раствором йодида калия и крахмалом. В обычном состоянии это белый листок. Во влажной среде, в присутствии хлора происходит химическая реакция:
2К1 + С12 = 12 + 2КС1.
В лаборатории по интенсивности посинения крахмала определяют количество остаточного хлора, используя специальный прибор и таблицу. Если остаточного хлора много, то его добавляют в воду меньше.
Использование предлагаемых контрольно-оценочных материалов (КОМ) является своеобразным «дидактическим ответом» на «вызовы времени». Наибольший эффект КОМ оказывают при их системном и систематическом использовании в образовательном процессе.
Достоинства представленных в статье КОМ (созвучны с кардинальными линиями развития педагогики в ХХ1 в. и совершенствованием военного образования):
- имеют значительный потенциал конструирования педагогического процесса в исследовательско-аналитическом формате;
- развивают и совершенствуют многофункциональные умения и навыки результативного межсубъектного общения в команде;
- обладают синергетическим эффектом (за счёт интеграции/«наложе-ния» процедур взаимодействия в команде, в том числе когда догадка одного становится ступенькой к открытию для другого участника группы, по цепной реакции включая личностные ресурсы для решения задачи, и др.);
- способствуют созданию ситуации успеха и др.
Недостаток КОМ: требуют высокой предметной и методической квалификации разработчиков и преподавателей.
Охарактеризованные примеры КОМ можно отнести к ориентации деятельности военного вуза на персонализацию подготовки курсантов (не только оценивают знания, но и определяют личный рейтинг, комплектуют портфо-лио и др.).
Список литературы
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 17.04.00 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» (квалификация «специалист») : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 51 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 № 20354). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 112901/ (дата обращения: 28.05.2016).
2. Евдокимова, О. В. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации : моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв ; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 320 с.
3. Пастухова, Л. А. Некоторые проблемы экологического образования курсантов в военном вузе и возможные пути их решения / Л. А. Пастухова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - Вып. 11. -С. 86-91.
4. Малинецкий, Г. Г. Войны будущего и современная наука / Г. Г. Малинецкий // Молодёжь. Образование. Наука : сб. ст. Х1 Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных (г. Пенза, 27 января 2016 г.) / под общ. ред. О. В. Варниковой, О. Н. Пономарёвой, И. И. Грачёва, В. А. Худякова. - Пенза : Филиал ВА МТО, Пензенский арт. инж. ин-т, 2016. - С. 9-38.
References
1. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spe-tsial'nosti) 17.04.00 «Strelkovo-pushechnoe, artilleriyskoe i raketnoe oruzhie» (kvalifi-katsiya «spetsialist»): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.01.2011 № 51 (Zaregistrirovano v Minyuste RF 31.03.2011 № 20354) [On approval and adoption of the Federal state educational Standard of higher professional education for the program 17.04.00 "Small arms, cannon, artillery and rockest weapons": the order of the Ministry of Education and Science of Russia from 17.01.2011 № 51 (Registered in the Ministry
of Justice of Russia on 31.03.2011 № 20354)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112901/ (accessed May 28, 2016).
2. Evdokimova O. V., Ponomareva O. N., Grachev I. I. Formirovanie obshchekul'turnykh kompetentsiy v voennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii: monogr. [Formation of general cultural competences at higher military educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2015, 320 p.
3. Pastukhova L. A. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of Immanuel Kant Baltic Federal University]. 2011, iss. 11, pp. 86-91.
4. Malinetskiy G. G. Molodezh'. Obrazovanie. Nauka: sb. st. XIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov, ad"yunktov, molodykh prepodavateley i uchenykh (g. Penza, 27yanvarya 2016 g.) [Youth. Education. Sciences: proceedings of XI International scientific and practical conference of students, postgraduate students, young teachers and scientists (Penza, 27th January 2016)]. Penza: Filial VA MTO, Penzenskiy art. inzh. in-t, 2016, pp. 9-38.
Пономарёва Ольга Николаевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5); член-корреспондент Российской экологической академии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почётный работник высшего профессионального образования РФ
E-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru
Целыковских Александр Александрович доктор военных наук, профессор, заместитель начальника академии по учебной и научной работе, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва
(Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная Макарова, 8)
E-mail: vatt@mil.ru
Васина Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: onvasina@yandex.ru
Ponomariova Olga Nikolaevna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of humanities and socioeconomic subjects, Penza branch of Military Academy of Material Support named after army general A. V. Khrulev, Penza Artillery Engineering Institute (Penza-5, Russia);
corresponding member of the Russian Ecological Academy, corresponding member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia
Tselykovskikh Aleksandr Aleksandrovich Doctor of military sciences, professor, deputy director for academic affairs and research, Military Academy of Material Support named after army general A. V. Khrulev (8 Makarova embankment, Saint-Petersburg, Russia)
Vasi^ Olga Nikolaevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of general biology and biochemistry, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Грачёв Иван Иванович
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной и научной работе, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5); почётный работник высшего профессионального образования РФ
E-mail: paii@mil.ru
Grachiov Ivan Ivanovich Candidate of engineering sciences, associate professor, deputy director for academic affairs and research, Penza branch of Military Academy of Material Support named after army general A. V. Khrulev, Penza Artillery Engineering Institute (Penza-5, Russia);
Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia
УДК 378 Пономарёва, О. Н.
Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания образования в высшей военной школе / О. Н. Пономарёва, А. А. Целыковских, О. Н. Васина, И. И. Грачёв // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). -С. 220-230. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-3-23