Научная статья на тему 'Интерактивный формат построения образовательного процесса в высшей школе'

Интерактивный формат построения образовательного процесса в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСКУССИЯ / КЕЙС ЗАДАНИЯ / HIGHER EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / DISCUSSION / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва О.Н., Васина О.Н.

Современная дидактика существенно обогащена введением в педагогический процесс интерактивных подходов к построению образовательного процесса. Неоднозначность применяемых терминов в «дидактическом поле» предполагает обсуждение методологических подходов к их классификации и осмыслению. В статье охарактеризована практика использования интерактивных технологий; приведены примеры авторских интерактивных кейс-заданий эколого-ориентированного содержания. Целостное системное и систематическое применение подобных дидактических средств в образовательном процессе высшей школы стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует совершенствованию культуры мышления, Возможна экстраполяция заданий в педагогический процесс среднего профессионального образования. Обсуждаемая проблема внедрения в образовательный процесс высшей школы интерактивных методов и приёмов обучения предполагает стимулирование преподавателей к осознанному владению терминологией, общение на едином «педагогическом» языке, а также новые подходы к оценке качества преподавания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарёва О.Н., Васина О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ARRANGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL

The modern didactics is substantially enriched by the introduction into the teaching process of interactive approaches to arranging the educational process. The ambiguous nature of terms applied in “the didactic field” entails the discussion of methodological approaches to their classification and comprehension. The article characterizes the practice of applying interactive technologies, gives the examples of author’s interactive case studies in the field of environmental protection. Substantial, system and systematic application of such didactic means in the educational process of higher school encourages students’ thinking, promotes thinking culture improvement. Extrapolation of tasks into the pedagogical process of vocational education is also possible. The analyzed problem of implementation of interactive methods and teaching techniques into the educational process of higher school contemplates encouragement of teachers to deliberate mastering of terminology, to communication in a uniform “pedagogical” language, as well as new approaches to teaching quality assessment at universities.

Текст научной работы на тему «Интерактивный формат построения образовательного процесса в высшей школе»

УДК 378.0

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОРМАТ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина1

'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»

Аннотация. Современная дидактика существенно обогащена введением в педагогический процесс интерактивных подходов к построению образовательного процесса. Неоднозначность применяемых терминов в «дидактическом поле» предполагает обсуждение методологических подходов к их классификации и осмыслению. В статье охарактеризована практика использования интерактивных технологий; приведены примеры авторских интерактивных кейс-заданий эколого-ориентированного содержания. Целостное системное и систематическое применение подобных дидактических средств в образовательном процессе высшей школы стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует совершенствованию культуры мышления, Возможна экстраполяция заданий в педагогический процесс среднего профессионального образования.

Обсуждаемая проблема внедрения в образовательный процесс высшей школы интерактивных методов и приёмов обучения предполагает стимулирование преподавателей к осознанному владению терминологией, общение на едином «педагогическом» языке, а также новые подходы к оценке качества преподавания в вузе.

Ключевые слова: высшее образование, интерактивные методы обучения, педагогическая технология, дискуссия, кейс задания.

INTERACTIVE ARRANGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL

O. Ponomariova, O. Vas^1

'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme

Abstract. The modern didactics is substantially enriched by the introduction into the teaching process of interactive approaches to arranging the educational process. The ambiguous nature of terms applied in "the didactic field" entails the discussion of methodological approaches to their classification and comprehension. The article characterizes the practice of applying interactive technologies, gives the examples of author's interactive case studies in the field of environmental protection. Substantial, system and systematic application of such didactic means in the educational process of higher school encourages students' thinking, promotes thinking culture improvement. Extrapolation of tasks into the pedagogical process of vocational education is also possible.

The analyzed problem of implementation of interactive methods and teaching techniques into the educational process of higher school contemplates encouragement of teachers to deliberate mastering of terminology, to communication in a uniform "pedagogical" language, as well as new approaches to teaching quality assessment at universities.

Keywords: higher education, interactive teaching methods, pedagogical technology, discussion, case study.

«Социальный заказ» высшей

профессиональной школе актуализировал поиск и использование эффективных способов обучения. Востребованы методы и приёмы преподавания, поощряющие студентов на активное познание и освоение теоретического и практического опыта деятельности. ФГОС высшего образования акцентировал целеполагание на результаты обучения и компетенции, обеспечение индивидуальной образовательной траектории для обучающегося, формирование опыта способов

деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения.

Значительное количество публикаций свидетельствует об активном внедрении в высшей школе технологий, форм и методов, ориентированных на поощрение

самостоятельности, мотивации обучающихся к приобретению знаний и умений [1;3;5].

В практике преподавания обычно упоминают две модели организации педагогического процесса. «Пассивная» модель характеризует взаимодействие обучающего и обучающихся, при

котором преподаватель - основное действующее лицо, управляющее ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли «пассивных» слушателей, подчинённых директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. «Активная» модель -взаимодействие обучающихся и преподавателя, при котором обучающиеся уже не пассивные слушатели, а активные участники [2;4;6].

Как известно, термин «активный» был предложен К.Д. Ушинским в XIX в., а в 90-е годы ХХ века в российской дидактике как синоним понятия «активный» стали использовать термин «интерактивный» (приставка «интер-» акцентирует факт межличностного общения в формате «обучающийся-обучающийся»). В XXI веке интерактивность (организация и взаимодействие субъектов педагогического процесса) признаётся диагностическим показателем для определения профессионализма преподавателя [2;6;10].

В перечне разнообразных педагогических технологий интерактивного формата авторы перечисляют [1;7;8]:

- формы организации учебной деятельности (работа в малых группах, парах сменного состава);

- интерактивные методы обучения: игровые (ролевые, сюжетные, дидактические и другие типы игр) и неигровые (дискуссии, дебаты, решение и анализ разнообразных заданий и проблемных ситуаций;

- методические приёмы, в том числе «кейс-стади»/»case study» через «мозговой штурм», «аквариум», «обратную связь», «корзину идей»; «insert», ТАСК-анализ, «понятийное колесо» и др. [6;7;9].

Так, «малая группа» - коллектив из 4 — 6 человек. Группы могут менять состав в зависимости от цели и содержания учебного задания. Сложная интеллектуальная работа предполагает участие в каждой группе «лидера», «генератора идей», «исполнителей», «ведомых». Однако «сильный» (например, «генератор идей») не должен работать за «слабого», важно дать возможность каждому участнику группы высказать собственное мнение в атмосфере уважительного отношения, готовности к сотрудничеству [7]. Работа в группе не означает, что кто-то из студентов может «отсидеться», пока другие работают. Преподаватель, предлагая

задания для обсуждения в группе, требует отчёта о проделанной работе, прежде всего, с тех учащихся, которые имеют тенденцию «прятаться». Важно соблюдать такое условие развивающего эффекта совместной работы как варьирование состава группы, при этом учитывая при создании группы индивидуальные темпы умственной работы, так как в противном случае более «медлительные» обучающиеся (их обычно не очень много), оказавшись в группе с «высокоскоростными», могут утратить интерес к такой форме работы или «выпасть» из темы.

Остановимся на специфике некоторых интерактивных методов и приёмов.

Дискуссия - это диалог и/или полилог, не регламентированный жёсткими рамками, цель которого - обмен мнениями, поиск научных и нравственных представлений, корректировка собственных взглядов по обсуждаемому вопросу. Применение дискуссий проблемно осуществить на лекциях, однако сложный интересный вопрос, предложенный преподавателем, может сподвигнуть аудиторию на общее обдумывание, стимулирует мышление, создавая атмосферу коллективного внимания и готовности познакомиться с точкой зрения отвечающего на спорный вопрос. Практически любая дискуссия может быть дополнена таким методическим приёмами, как «мозговой штурм» и SWOT-анализ.

Впервые широко известный приём обучения «мозговой штурм» был использован в 1945 году в конкретной военной ситуации. Через несколько лет ставший преподавателем офицер применил этот приём в обучении военнослужащих. Современная педагогическая наука признала этот вклад военной дидактики и сделала этот опыт общедидактическим. Перед обучающимися ставят конкретную задачу. Студенты высказывают свои предложения, выдвигают варианты её решения, не оценивая их и не систематизируя. Все высказанные в обсуждении идеи записывают на бумаге, пока мысли, идеи и предложения не заканчиваются. Данный приём хорошо работает, поскольку идеи одного студента активизируют, возрождают ассоциации у остальных. Анализ проведённой работы проводится позднее.

8ЖОТ-анализ - приём (дополнение структуры «мозгового штурма») позволяет анализировать любой аспект, который уместен для обсуждения [факт, процесс, ситуацию, проблемы] по четырём пунктам, см. рисунок 1.

S - сильные стороны изучаемого параметра (англ. strengths - сильный). W - слабые стороны изучаемого параметра (англ. Weaknesses - слабый). W - возможности применения (англ. opportunities - возможности). T - угрозы (опасности) воздействия в будущем (англ. threats - угрозы).

Рисунок 1. -«SWOT-анализ»

S -1)-2).. 3)..

W -1). 2). 3).

W -1). 2). 3).

T -1). 2). 3).

Правила составления SWOT-анализа: разделить лист бумаги, на котором удобно работать (или доску), на четыре части и озаглавить их: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы; составить списки. Сильные и слабые стороны решения идеи (предлагаемой концепции) зачастую воспринимаются как внутренние факторы, а возможности и угрозы -как внешние. Как только эти области определены, различные группы могут работать по этим результатам, например: «Что мы можем сделать, чтобы минимизировать угрозы, которые мы выявили?». Данный приём можно применить по ходу обсуждения в групповой работе при рассмотрении темы «Научные революции: сущность, основные особенности и роль в развитии науки» или темы «Наука: благо или зло?». Название темы - в центре листа (тетради), ниже рисуем таблицу из четырёх квадрантов и заполняем их. После заполнения матрицы SWOT-анализа следует презентация в учебной группе.

Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) рассматривают как:

- задание, в котором отражено имевшее место реальное событие; нужно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее;

- намеренно сконструированные данные с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы и т.п. [4-6].

Цель кейса - найти решение разнообразных ситуаций (событий), случившихся или потенциально способных возникнуть. Для анализа могут быть предложены следующие типы ситуаций (кейс-заданий):

- ситуация-иллюстрация (закономерности, механизмы, следствия);

- ситуация-проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии);

- ситуация-оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо

критически проанализировать принятое решение);

- ситуация-размышление (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам) [7-9].

Приведём примеры эколого-

ориентированных кейсов из нашей практики.

КЕЙС № 1. Существует представление о том, что рыбы-прилипалы способны существенно влиять на курс судов, к которым они присасываются. Например, Плиний Старший объяснял смерть императора Калигулы именно тем, что ко дну его корабля во время морского сражения прикрепились эти рыбы. Верно ли это представление, почему? Возможно, рыбам выгодна остановка судна?

Примерный вариант ответа. Прилипалы не способны вызвать остановку судна, даже если рыб будет много. Для них остановка судна не только не выгодна, но и губительна, поскольку они питаются планктоном, двигаясь в прикреплённом состоянии с открытым ртом. Кроме того, от движения зависит и дыхание рыб-прилипал.

КЕЙС № 2 (ситуация-иллюстрация).

Инструкция. Определите правильность представленных ниже утверждений («да» или «нет»). Обоснуйте свой выбор.

Кейс № 2а. Бактерии, размножающиеся при температуре выше +100° С, могут жить возле горячих источников на дне океана.

Примерный вариант ответа: да. Такие бактерии обнаружены именно на значительной глубине (на дне океана), так как из-за высокого давления при такой температуре вода не кипит.

Кейс № 2б. Хищники и паразиты часто полезны для популяций.

Примерный вариант ответа: да. Конкуренция и хищничество снижают скорость роста популяций, испытывающих эти влияния, но этот эффект не обязательно вреден, если рассматривать его с точки зрения выживания популяции на протяжении длительного времени или с точки зрения её эволюции. Отрицательные

взаимодействия фактически могут ускорить естественный отбор, приводя к возникновению новых адаптаций. Хищники и паразиты могут быть полезны для популяций, не имеющих механизмов саморегуляции для предотвращения перенаселения, следствием которого могло бы быть самоуничтожение таких популяций.

КЕЙС № 3 (ситуация-проблема). Бабушка поила коз. Она носила воду в оцинкованном ведре из колодца. Вода показалась бабушке очень холодной, и она решила её подогреть. Поставила ведро на газ и занялась другими делами, а про воду-то и забыла. Когда бабушка вспомнила про воду, та уже частично выкипела. Разбавив горячую воду холодной, она напоила козочек. Через две недели бабушка была удивлена: внутри ведра на дне появилась ржавчина.

Какое объяснение вы дадите данному происшествию?

Что значит «оцинкованное» ведро?

Примерный вариант ответа. Коррозия (от лат. соггоъю - разъедание) - процесс разрушения металлов в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. Цинкование - 1) процесс нанесения цинка или его сплавов на металлическое изделие для придания поверхности физико-химических свойств стойкости, сопротивления коррозии; 2) распространённый и экономичный процесс защиты железа и его сплавов от коррозии.

При нагревании в воде цинк начинает реагировать с водой. Антикоррозийное покрытие разрушается. Сильное нагревание испытывает цинк на дне ведра. Через некоторое время на дне ведра, где цинковое покрытие было разрушено, стало подвергаться коррозии железо. Поэтому на дне ведра и образовалась ржавчина.

КЕЙС № 4 (ситуация-оценка). На территории, окружающей взрослую плодоносящую ель, число всходов маленьких ёлочек может достигать 700 -900 штук на десять квадратных метров. Через двадцать лет на этой площади останется 2 - 3 молодые ели. Что произойдёт с остальными? Какое значение имеет подобное явление?

Примерный вариант ответа. Остальные молодые ели погибнут или на стадии всходов, или позже, по мере взросления.

КЕЙС № 5 (ситуация-размышление).

Инструкция. Вам предложено несколько пословиц и поговорок. Какая экологическая закономерность (взаимосвязь, взаимозависимость и т.п.) отражена в изречениях? Предложите своё понимание ситуации.

Примерный вариант ответа. Например, пословица «Весной что рекой прольёт - капли не видать; осенью ситцем просеет, а воду хоть

ведром черпай» даёт возможность охарактеризовать влажность воздуха как абиотический фактор, проиллюстрировать его оптимальные и пессимальные значения для жизнедеятельности организмов, взаимодействие с другими абиотическими факторами (весной вода быстро испаряется с поверхности почвы благодаря сравнительно высокой температуре воздуха и прогреванию почвы, тогда как осенью этого не наблюдается). Преподаватель может предложить продолжить обсуждение: «Как следует учитывать эти особенности в сельскохозяйственном производстве?».

Рассмотренные интерактивные

методы/приёмы обучения при включении в структуру семинаров и практических занятий способствуют тому, что обучающиеся совершенствуют умения и навыки, коммуникативные и интерактивные

(трансперсональные), позволяющие успешно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; совершенствуют умения

самообразования по самостоятельному поиску необходимой информации для решения проблем; развивают опыт эмоционально-ценностного отношения.

Достоинства интерактивного формата: возможность построения образовательного процесса в исследовательски-аналитическом ключе; развитие навыков коллективного общения; проявление синергетического эффекта («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие» и др.

Недостатки (сложности): требуют высочайшей предметной и методической квалификации разработчиков и опыта преподавательского состава.

Таким образом, современная дидактика как наука об обучении обогащена введением интерактивности в целостный педагогический процесс. Образовательный процесс ориентирован на скоординированную работу «преподаватель-обучающийся» и «обучающийся-обучающийся». Постепенно исключается доминирование какого-либо участника педагогического процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом

взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Представляемый опыт из практики преподавания может быть тиражирован в образовательном процессе средней

профессиональной и высшей школы по военным и гражданским специальностям. Приводимые в

статье примеры могут быть использованы в значительном диапазоне эколого-

ориентированных учебных дисциплин («Экология», «Экологические основы

природопользования», «Безопасность

жизнедеятельности», «Химия» и др.) на занятиях в системе высшего и среднего профессионального образования.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие; сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 82 с.

3 Джуринский А.Н. «Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы»: монография /

A.Н. Джуринский. - М.: Прометей; 2017. - 186 с.

4. Конова Е.А., Поллак Г.А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case study / Е.А. Конова, Г.А. Поллак // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - Серия: Образование. Педагогические науки. - Выпуск № 3. -Том 5. - 2013. - С. 93-97.

5. Коритчук В.В. Пути совершенствования подготовки курсантов специального факультета по дисциплине «Экология»: сборник научных статей /

B.В. Коритчук, В.А. Романов, И.А. Санникова // Молодёжь. Образование. Наука / Сборник научных статей XII Межд. НПК студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных; общая редакция: О.В. Варникова, О.Н. Пономарёва, И.И. Грачёв, В.А. Худяков. - 2017. - С. 183-187.

6. Пономарёва О.Н., Целыковских А.А., Васина О.Н., Грачёв И.И. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания в высшем

военном образовании / О.Н. Пономарёва, А.А. Целыковских, О.Н. Васина, И.И. Грачёв //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3(39). - С. 220-230.

7. Пономарёва О.Н., Васина О.Н., Колесова Е.В. Экология: учеб.-метод. пособие для преподавателей / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Е.В. Колесова; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. - 222 с.

8. Романов В.А. Профессиональное образование в вузе: научный взгляд / В.А. Романов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 2. - Т. 1. - С. 57-61.

9. Смирнова М.С. Кейс-технологии в образовательном процессе: от школы до магистратуры [Электронный ресурс] / М.С. Смирнова // Интерактивная наука. - 2016. - Вып. 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-ot-shkoly-do-magistratury

10. Шурыгин С.В. Профессиональная компетентность преподавателя военного вуза: разработка учебно-методических документов при подготовке к занятиям [Электронный ресурс] / С.В. Шурыгин, О.Н. Пономарёва, И.И. Грачёв // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27628

Сведения об авторах:

Пономарева Ольга Николаевна (г. Пенза, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, филиал ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала А.В. Хрулева» в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт, e-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru

Васина Ольга Николаевна (г. Пенза, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Общая биология и биохимия», Пензенский государственный университет, e-mail: onvasina@yandex.ru

Data about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O. Ponomariova (Penza, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of department «Humanities and socioeconomic subjects», Penza branch of Military Academy of Logistics named after A.V. Khrulev, Penza Artillery Engineering Institute, e-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru

O. Vasinа (Penza, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of department «General biology and biochemistry», Penza State University, e-mail: onvasina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.