УДК 371.128.3 (0.82.2)+316.356.2 (0.75)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУРС «СЕМЬЯ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
О. Н. Пономарёва
Пономарёва Ольга Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-математического образования, Институт регионального развития Пензенской области, Россия
E-mail: o lga-vi ktoria2 010@yandex.ru
Охарактеризован опыт региональной системы образования Пензенской области в сфере гендерного подхода в образовании. Представлен региональный проект «Семьеведение», содержащий материалы, предназначенные для построения педагогического процесса с дошкольного возраста. Отмечено, что книга для учителя «Семья. Семейные ценности» содержит материалы, которые можно использовать в профессиональной деятельности классного руководителя учащихся 9-11 классов, куратора студенческих групп в начальном (нПО) и среднем (СПО) профессиональном образовании. Описаны способы педагогического влияния в преподавании элективного курса, отмечена главная стратегия курса «Семья. Семейные ценности» - воздействие на их жизненные установки, на их отношение к проблемам пола, к проблемам семьи и брака. Приведены примеры интерактивных методов и приёмов преподавания курса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в широкой школьной практике
Ключевые слова: обучение школьников, элективные курсы, интерактивные методы обучения, семейные ценности.
Введение
Съезд учителей Пензенской области (23. -24.01.2013) прошел под девизом «Наша главная задача - подготовить человека к реальной жизни». Одна из задач деятельности образовательных учреждений - воспитывать будущих родителей. Существующие в обществе представления об отличительных чертах мужчин и женщин («маскулинность» и «феминность») усваиваются юным поколением в каждодневном общении в семье, общении по интересам, в образовательных учреждениях, под влиянием СМИ и др. В исследованиях педагогов, психологов, социологов отмечено, что традиционные ценности - семьи, детско-родительские, полоролевые, супружества - в современном российском обществе существенно трансформированы, нередко подменены «образцами» массовой субкультуры.
Содержание программы элективного курса «Семья. Семейные ценности»
Общепризнано, что целенаправленное влияние на развитие личности оказывает определённым образом построенный педагогический
процесс, и поэтому образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. В Пензенской области с 2008 г. реализуется региональный проект «Семьеведение», в рамках которого с 2011 г. действует «Родительский университет» [1].
Региональный проект «Семьеведение» -«сквозной», содержащий материалы, предназначенные для: детей, начиная с дошкольного возраста, учащихся начального, среднего и старшего звена школы; воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей.
Элективный курс «Семья. Семейные ценности» для учащихся 9-11 классов - своевременный ответ на социальный заказ. Этот курс имеет методическую поддержку в виде программы и подробных методических рекомендаций для учителя по каждой теме курса [2]. Книга для учителя «Семья. Семейные ценности» содержит материалы, которые можно использовать в профессиональной деятельности классного руководителя учащихся 9-11 классов, куратора студенческих групп в начальном (НПО) и среднем (СПО) профессиональном образовании.
Содержание программы элективного курса «Семья. Семейные ценности» соответствует логическому продолжению разговора с обучающимися о развитии личности, создании семьи в соответствии с программой обучения старшеклассников и студентов НПО и СПО обществознанию и основам безопасности жизнедеятельности; он способствует реализации гендерного подхода в образовании.
Проблема гендерной социализации личности поднята в значительном количестве работ. Мы понимаем термин «гендер» как социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Ген-дерные роли формируются в ходе социализации. Гендерная идентичность человека связана с тем, что он понимает под словами «быть женщиной» или «быть мужчиной». Авторский коллектив элективного курса придерживается основной идеи гендерного подхода в образовании:
- учёта специфики влияния на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (набора предметов, содержания, методов обучения, организации школьной жизни, педагогического воздействия и др.);
- создании условий воспитания юношей и девушек, в которых развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт.
В программу регионального элективного курса «Семья. Семейные ценности» не вошли темы сексуального просвещения, так как мы считаем их отдельным направлением в воспитании, дискуссионным на сегодняшний день. По нашему мнению, этим должны заниматься врачи или психологи, достаточно компетентные в этих вопросах.
Способы педагогического влияния в преподавании элективного курса:
- воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых учащиеся оказываются перед выбором способа действия;
- поощрение, активизирующее мотивацию учащихся к самопознанию и освоению данного курса;
- подражание нравственному идеалу (литературному или киногерою, учителю, национальному герою и др.);
- отказ от назидательного тона и нотаций;
- создание проблемной ситуации и поиск путей её разрешения.
Данный курс не предусматривает оценивания (оценки нашим школьникам поставит их будущая жизнь). Смысл этих уроков - гражданское становление старшеклассников, их нравственное обогащение, готовность к самостоятельной личной жизни. Уроки по этому курсу отличаются от обычных: речь идёт о личном, сокровенном, и при этом имеющем вечное непреходящее значение для каждого ученика [1]. Перед учителем стоят задачи в преподавании этого курса: найти нужный тон в общении с учениками, избежать назидательности, создать психологическую атмосферу для коллективного поиска истины и анализа событий и фактов. Преподаватель, ведущий курс, должен иметь тесную связь с учителями литературы, обществознания, ОБЖ, биологии, с классными руководителями.
Главная стратегия курса «Семья. Семейные ценности» - не только информирование учащихся, но и воздействие на их жизненные установки, на их отношение к проблемам пола, семьи и брака. Введение курса вызвано практическими требованиями не только просвещения школьников по тем или иным вопросам, но и формирования у них конкретных позитивных установок, касающихся семейной жизни. Это тесно связано с усвоением определённой системы ценностей, поэтому мы полагаем, что задача воздействия на мировоззрение более значима, чем простое информирование о семейных отношениях. Важно в процессе преподавания суметь оказать воздействие на процесс личностного становления школьников. Преподавание предполагает усвоение этических норм в целом, что является одной из сторон процесса развития личности, которое в 15-17 лет протекает
особенно интенсивно, и поэтому именно здесь важно правильно организовать педагогическую работу.
В программу курса «Семья. Семейные ценности» включены разделы: личность, общество, семья; межличностные отношения; дружба, любовь, культура поведения влюблённых; брак и семья; основы семейных отношений; семья и дети.
В структуре уроков по данному курсу: рассказы учителя; задания-ситуации и примерные варианты ответов учащихся (интерактивный вариант построения урока); упражнения для тренинга; «Азбука народной мудрости» (пословицы, поговорки, афоризмы как варианты кейс-заданий и проблемных ситуаций); элементы психодиагностики; резюме учителя; домашние (в том числе и опережающие) задания.
Традиционные методы и приёмы преподавания элективного курса: рассказ, беседа, сообщения учащихся, образец способа действия.
Интерактивные методы и приёмы преподавания предполагают в качестве ориентира работу в малых группах с последующим обсуждением: дискуссию, дебаты, анализ конкретных ситуаций (кейс-задания), решение проблемных заданий, ролевое проигрывание ситуаций, дидактическая игра, «Азбуку народной мудрости», синквейн, восстановление рукописи, тренинговое упражнение, эссе. Для тех преподавателей, кто работает в обсуждаемом «пространстве» элективного курса, а также для педагогических работников, чьи профессиональные интересы связаны с курированием учащихся старше15 лет, приводим примеры, которые можно применять и отдельно, например, на классных часах по соответствующей тематике.
Пример 1. Афоризмы как проблемные задания для развития критического мышления. Тема: Личность и самовоспитание. Задание для работы в малых группах. Чьё мнение вам наиболее близко? Какое высказывание вы взяли бы себе как вектор саморазвития?
«При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя» (Конфуций).
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» (Конфуций).
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый лёгкий; путь личного опыта - это самый тяжёлый» (Конфуций).
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата» (Шота Руставели).
«Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» (Шота Руставели).
Пример 2. Кейс-задания - интерактивный неигровой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями;
оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.
Тема: Семейный микроклимат. Психология супружеской совместимости.
Кейс-задания (работа в малых группах). Вспомните главные правила построения добрых взаимоотношений. Каким вырастет человек, во многом зависит от того, в какой семье он родился. Сформулируйте правила здоровых супружеских отношений (семья как школа любви для воспитания детей).
Примерный вариант ответа учащихся: здоровые супружеские отношения включают:
1) сопереживание, способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте; предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга;
2) поддержка; вдвоём вы способны на многое;
3) умение принимать человека таким, какой он есть;
4) компромисс: умение уступать друг другу;
5) признание; уважение и благодарность;
6) приспособляемость: умение меняться, если того требуют обстоятельства;
7) любовь; нежную заботу друг о друге;
8) верность: преданность друг другу, недопустимость измены;
9) умение слушатьи прислушиваться друг к другу;
10) юмор: смех поддерживает физическое и психологическое здоровье;
11) желание: чувственные отношения необходимо поддерживать;
12) доверие, которое даёт чувство безопасности и уверенности;
13) нежность; чуткое отношение друг к другу;
14) совместное времяпрепровождение: нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
Пример 3. Дидактическая игра. Тема: Куль -тура общения. Черты характера, необходимые для полноценного общения.
Дидактическая игра «Портрет идеального друга». Инструкция (задание для работы малых групп). Составьте список качеств:
1) которые вы считаете главными для идеального друга (подруги);
2) несовместимых с дружбой;
3) которыми обладает ваш лучший друг (подруга) и которыми обладаете вы, и они делают вас привлекательными для ваших друзей.
Примерный вариант ответа учащихся:
1) дружба развивается и крепнет только при наличии нравственных качеств: глубокой взаимной заинтересованности делами и жизнью друг друга; полным доверием, основанным на честности и искренности в высказываниях и делах; взаимной поддержке и помощи в решении трудных жизненных задач, в радости и горе; преданности и верности в дружбе, сочетающихся
с бескорыстием; взаимной требовательностью, вытекающей из чувства ответственности и заботы друг о друге;
2) несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, предательство; мешают дружбе вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, нерешительность, чванливость, равнодушие, лень и другие недостатки.
Пример 4. Ролевое проигрывание ситуаций. Тема: Культура поведения влюблённых. Взаимовоспитание. Нравственность и здоровье. Ролевое проигрывание ситуаций. «Скрытая опасность». Предлагаемую игру следует проводить только в том случае, если у учителя установлены очень доверительные отношения с классом, а учащиеся показывают достаточный уровень «взрослости» суждений.
Задачи: показать на модели как быстро распространяются болезни, передаваемые половым путём; проиллюстрировать, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.
Материалы: стаканчики с водой по количеству учащихся, крахмал, йод.
Инструкция проведения.
1. На столе учителя стоят одноразовые стаканчики с водой по количеству учеников в классе. До урока учитель-ведущий в один из них (если учеников меньше 15 человек) или в два добавляет крахмал, затем раздаёт их всем участникам; вода символически обозначает кровь, с которой может передаваться инфекция.
2. Учитель предлагает всем на две минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками «тусовки», на которой все ведут себя свободно; здесь считается нормой вступать в интимные отношения с людьми, которых вы только что узнали. Чем больше у вас контактов
- тем прочнее положение в «тусовке».
3. Учащиеся свободно перемещаются по классу, в это время нужно вступить в «интимный контакт» с наибольшим количеством людей, что символизируется переливанием небольшого количества воды из одного стакана в другой.
4. Через две минуты «тусовка» заканчивается. Учитель сообщает, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным.
5. Ведущий спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно это знать, учитель должен убедить учащихся пройти «тест» на инфициро-ванность.
6. После этого учитель, проходя по классу, капает в стаканчики йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается.
7. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь
- почти во всех.
8. Затем учитель обсуждает с классом те эмоции, которые ученики испытали, увидев окрашенную воду, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.
Пример 5. Дебаты - интерактивный неигровой метод обучения, представляет собой формализованный спор по определенным правилам. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументировано защитит свою позицию.
Тема: Мать и отец - первые воспитатели. Задание для работы в малых группах. Какие качества прививает отец сыну/дочери?
Примерный вариант ответа учащихся:
качества, которые воспитывает отец у сына: мужское достоинство; рыцарское отношение к женщине; умение брать на себя ответственность; способность к труду; и множество других качеств, присущих настоящему мужчине;
качества, которые воспитывает отец у дочери: гармоничность; самопринятие; уверенность в себе; женское достоинство; интуитивно дочь выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа.
В учебном процессе используют педагогические приёмы, требующие применения «иллюстративного» материала. Так рубрика «Азбука народной мудрости» как составная часть урока призвана [2]:
- обеспечить передачу учащимся исторически сложившейся системы знаний и убеждений коренного населения данной местности по сохранению и приумножению положительного опыта семейных взаимоотношений;
- помочь каждому ученику осознать опыт своей семьи и опыт своего народа;
- стимулировать сознательное и активное участие школьников в обретении собственного жизненного опыта построения добрых отношений в семье.
Условия активного овладения учащимися знаниями, которые сохранены в народных традициях, и их трансформации в убеждения [1, 2]:
- фактическая достоверность, научная ценность знаний, подтверждённая практикой человеческой деятельности; связь этих знаний, сохранённых предыдущими поколениями, с жизненной практикой и личным опытом учащихся;
- активный способ овладения предлагаемой информацией путём вовлечения самих учащихся в поиск, обсуждение, пропаганду и апробацию на практике. Использование дидактических материалов «Азбука народной мудрости» имеет информационную, интерпретационную и проблемную направленность. Информационная составляющая предполагает ознакомление учащихся с содержанием конкретного текста к изучаемой теме урока; интерпретационная функция заключается в раскрытии дополнительных межпредметных аспектов (прежде всего, мировоззренческого);
проблемная направленность осуществляется благодаря специальной форме подачи материала в виде проблемных ситуаций, кейс-заданий.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 20.10.2011 №№ 657-рП «Об объявлении 2011/2012 учебного года «Годом Родительского Всеобуча в Пензенской области» в целях создания условий для повышения психолого-педагогической грамотности родителей. URL: http://www.penza.ru/kdnpnzregru/ kdninfo/peanreditvseobuch657rp.doc (дата обращения: 26.06.2013).
2. Семья. Семейные ценности : кн. для учителя / под ред. О. Н. Пономарёвой. М. ; Пенза, 2012. 234 с.
Educational Technology: Regional Course «Family. Family Values»
Olga N. Ponomariova
Institute of Regional Development of the Penza region 40, Popova, Penza, 440049, Russia E-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru
Described the unique experience of the system of education of Penza region in the sphere of the gender approach. Represented by the regional project «Family-know», containing materials, intended for the construction of the pedagogical process with pre-school age. Noted that the teacher's book «The Family. Family Values» contains materials that you can use in the professional activity of the class teacher of the students of 9-11 grades, curator of student groups in professional learning education. Describes the ways of pedagogical influence in elective course. Awarded the main strategy of the course by choice - the impact on their attitudes, effect on their attitude to the problems of family and marriage. Examples of interactive methods and techniques of learning of the course. Applied aspects of the problem under investigation can be implemented in the wider school practice. Key words: training of schoolchildren, elective courses, technology of interactions in learning, family values.
References
1. Rasporjazhenie Pravitel'stva Penzenskoj oblasti ot 20.10.2011 № 657-rP «Ob objavlenii 2011/2012 ucheb-nogo goda «Godom Roditel skogo Vseobucha v Penzenskoj oblasti» v celjah sozdanija uslovij dlja povyshenija psihologo-pedagogicheskoj gramotnosti roditelej (Order the Goverment of the Penza region from 20.10.2011 № 657-rR «About the annancement of the 2011/2012 academic year the «Year of Perental Education in the Penza region» in order to create conditions for improvement of psychological and pedagogical skinses of parents). Avalable at: http://www.penza.ru/kdnpnzregru/kdninfo/peanreditvs-eobuch657rp.doc (accessed 26 June 2013).
2. Sem'ya. Semeynye tsennosti: Kniga dlya uchitelya (Family. Family values. The book for a teacher). Ed. by O. N. Pon-omareva. Penza, 2012. 234 p. (in Russian).