УДК 159.922.6
Г. П. Редя
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ
Аннотация. В статье исследуются особенности ценностных ориентаций участников образовательного процесса (старшеклассников, их родителей и учителей) в школах, где преподается курс «Семьеведение», по сравнению со школами, где этот курс не изучается. Показано, что ценностные ориентации и социальные установки участников образовательного процесса в школах, где ведутся уроки «Семьеведения», соответствуют ценностям семьи традиционного типа с главенством мужчины, который отвечает за все стороны семейной жизни и активно влияет на воспитание детей.
Ключевые слова: личностные ценности в сфере семейной жизни, социальные установки, культурообразующая функция школы, процесс социализации.
Abstract. In article investigate features of valuable orientations of pupils of 10-11 classes which are engaged in system of an additional education of children, in comparison with their contemporaries trained only in comprehensive schools. It is shown that for system of personal values of the senior pupils, who visiting various out-of-school activities, are typical their big consistency and the big maturity.
Keywords: expectations of the meaning of life, terminal values, tool values, establishments of an additional education of children as socialisation institute.
В последнее время внимание общественности все больше привлекает проблема профилактики социального сиротства. Соглашаясь с необходимостью акций, направленных на помощь каждому конкретному ребенку, каждой конкретной семье, находящейся в кризисе, или беременной женщине для предотвращения отказа от ребенка, можно утверждать, что в настоящее время созрела необходимость в более активной первичной профилактике сиротства.
Резкие изменения в патриархальном укладе российского общества, произошедшие после Октябрьской революции, идеология советского образа жизни, пропаганда обязанностей женщины быть «строителем коммунистического общества», а также бытийные реалии (ранний отрыв детей от матери: помещение детей в ясли с 3-6 месяцев, пребывание детей в воспитательных учреждениях в течение рабочей недели) привели к изменению ценности материнства в нашей стране. Нарушилась связь между поколениями, утратились традиции воспитания детей с раннего возраста, когда закладываются основы человеческой эмоциональности, формируется детско-родительская привязанность [1].
Вторая сторона проблемы - роль отца в воспитании ребенка. Она в нашем обществе традиционно принижается. Ответственность за ребенка, за семью не является ведущей чертой мужского характера. Практика семейного консультирования позволяет утверждать, что общей чертой большинства случаев, связанных с распадом семей, является безответственность мужчин, их самоустраненность от семейной жизни.
Именно поэтому созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном
цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в этом случае получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджета, в этот же цикл можно включить и основы воспитания сознательного отцовства и материнства. Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может решить еще одну острую проблему - научить вести переговоры и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, о роли жены или мужа, матери или отца и принимать ответственные решения во взрослой жизни, а родителям - снова задуматься о том, какую огромную роль играет семья в жизни ребенка [2].
Два года более 40 школ г. Пензы и Пензенской области работают по программе «Семьеведение». Оценка эффективности любой внедряемой образовательной программы не просто полезна, она необходима. Во-первых, она позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно. Во-вторых, для того чтобы быть объективной, оценка эффективности не должна делаться авторами программы, она должна проводиться участниками образовательного пространства: учителями, учащимися и родителями учащихся.
Существует как минимум три вида оценки эффективности:
- оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;
- оценка процесса внедрения образовательной программы;
- оценка влияния образовательной программы на участников образовательного пространства.
Методы оценки эффективности - это беседа, наблюдение, интервью, фокус-группа и анкетирование.
Анкетирование наиболее широко использовалось для оценки эффективности образовательной программы, так как этот метод позволяет собрать наибольшее количество информации в стандартном виде от большого количества участников опроса в кратчайший срок. Поэтому были разработаны анкеты для педагогов, учащихся и родителей учащихся, а затем сопоставлялись результаты, полученные в школах, где в течение двух лет преподается курс «Семьеведение», с аналогичными данными, полученными в тех школах, где этот предмет не изучается [3].
Целью анкетирования было выявление мнений основных участников образовательного процесса - учителей, учащихся и родителей - относительно широкого спектра вопросов, касающихся их отношения к ценностям сферы семейной жизни. Подобное соотнесение видения особенностей образовательной ситуации с этих трех разных позиций представляется нам достаточно принципиальным моментом, поскольку расхождение во мнениях участников образовательного процесса позволяет выявить противоречия в тех социальных установках, которые определяют основной круг социально-психологических проблем в образовательной ситуации, связанной с преподаванием курса «Семьеведение». Фиксация этих противоречий принципиально важна, так как в педагогической практике они могут быть осмыслены и использованы как «исходные противоречия», позволяющие совершенствовать содержание образовательной программы. В этой связи понимание и учет различий
в видении проблем, касающихся семьи, позволяет строить развивающий педагогический сценарий образовательной ситуации.
В анкетировании приняли участие 233 старшеклассника, 98 учителей, и 122 анкеты заполнили родители учащихся. Изучают «Семьеведение» 134 опрошенных старшеклассника, преподают этот курс 47 учителей, 57 родителей знают, что их дети изучают «Семьеведение».
Первый вопрос анкеты был направлен на выяснение тех жизненных ценностей, которые являются для опрашиваемых наиболее значимыми. С этой целью респондентов в ходе опроса просили выбрать из предложенного списка три наиболее значимые для них жизненные ценности.
Распределение ответов по выборке представлено в табл. 1.
Таблица 1
Оценка значимости различных жизненных ценностей у учащихся, родителей и учителей, не участвующих и участвующих в изучении курса «Семьеведение» (в процентах от опрошенных)
Учащиеся Родители Учителя
не изучающие «Семьеведение» (п = 99) изучающие «Семье-ведение» (п = 134) детей, не изучающих «Семьеведение» (п = 65) детей, изучающих «Семьеведение» (п = 57) школ, где не ведется «Семьеведение» (п = 51) школ, где ведется «Семьеведение» (п = 47)
Интересная работа 50,9 50,9 54,3 32,9 64,3 66,7
Семья 63,2 100 100 100 92,9 100
Здоровье 61,4 50,0 85,7 95,7 100 66,7
Материальное благополучие 59,6 25,6 34,3 41,5 42,9 19,6
Общественное признание 8,8 26,5 0 9,0 3,7 13,2
Личная свобода 7,0 29,6 1,1 6,7 3,7 1,0
Порядок, законность 8,8 21,0 1,1 5,0 21,5 9,0
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, во всех трех подвыборках достаточно близко оценивается значимость таких ценностей, как семья, здоровье, интересная работа, материальное благополучие.
По сравнению со взрослыми у старшеклассников большую значимость имеют такие ценности, как материальное благополучие, общественное признание, личная свобода. У взрослых же существенно большей ценностью, чем у старшеклассников, выступает здоровье. Отличительным моментом для учителей является большая ориентация по сравнению с другими на такую жизненную ценность, как порядок и законность.
Анализ различий в ценностных ориентациях родителей показывает, что отцы более ориентированы на такую ценность, как семья - 100 % (у матерей -
85,8 %) и материальное благополучие - 66,7 % (у матерей - 1,9 %), интересная работа - 63,1 % (у матерей - 45,5 %). Матери же более ориентированы на здоровье - 90,0 % (у отцов - 80,5 %).
Среди учащихся определенные различия в ориентации на те или иные жизненные ценности наблюдаются между юношами и девушками. Для деву-
шек существенно более значимыми оказываются материальное благополучие (77,8 % против 41,4 % у юношей). У юношей же более значимыми являются такие ценности, как здоровье (90,0 % против 31,9 % у девушек), личная свобода (11,1 % против 2,9 % у девушек).
В целом анализ полученных данных у учителей, родителей и учащихся показывает, что девушки ближе к отцовским ценностям (материальное благополучие), юноши - к материнским (здоровье).
Остановимся на результатах, полученных на выборке, участников образовательного процесса, задействованных в изучении курса «Семьеведение».
Как видно из представленных в таблице данных, во всех трех подвы-борках имеется сходство в приоритете такой жизненной ценности, как семья. Несмотря на это сходство, каждая из них имеет свои ценностные доминанты. Так, для учащихся по сравнению со взрослыми оказываются более значимыми такие ценности, как общественное признание, личная свобода, порядок и законность. Для учителей по сравнению с родителями и школьниками более значимыми оказывается интересная работа. Родители чаще по сравнению с другими выделяют такую ценность, как материальное благополучие.
Итак, при анализе ценностных ориентаций школьников можно увидеть, что семья является наиболее значимой ценностью для большинства из них. Характер проведенного анкетирования позволяет рассмотреть отношение учащихся к семье более детально.
Анализ семейных планов старшеклассников показывает, что подавляющее большинство из них «не собираются спешить с таким серьезным делом, как брак» (77,2 %). Лишь 5,2 % старшеклассников собираются вступить в брак в ближайшее время, причем среди школьников, изучающих «Семьеве-дение», таких ответов нет совсем.
Анализ отношения школьников к нормам, регулирующим брачные отношения, показывает существенные различия между школьниками, изучающими «Семьеведение» и не изучающими этот предмет. Эти различия отражены в табл. 2.
Таблица 2
Мнение школьников, изучающих «Семьеведение» и не изучающих этот предмет, о необходимости регулирования брачных отношений (в процентах от опрошенных)
Не изучающие «Семьеведение» (n = 99) Изучающие «Семьеведение» (п = 134)
Получить согласие родителей 29,8 100
Зарегистрировать брак б3,2 73,3
Совершить соответствующий религиозный обряд 19,3 20,9
Исполнить требования национальных традиций (свадьба, выкуп невесты и др.) 5,3 8,1
Я не считаю необходимым для себя какое-либо оформление отношений 33,4 0
В обеих подвыборках значительная доля старшеклассников считает для себя необходимым регистрацию брака при принятии решения о совместной
жизни. Однако, как видно из представленных в таблице данных, практически все старшеклассники, изучающие «Семьеведение», считают, что, приняв решение о совместной жизни, им необходимо согласие родителей (против
29,8 %), а также в этой подвыборке совсем нет тех, кто не считает необходимым для себя какое-либо оформление отношений (против 33,4 %).
Полученные в ходе анкетирования данные дают возможность сопоставить мнения родителей, учителей и учащихся относительно значимых для опрашиваемых ценностей в семейной жизни. С этой целью опрашиваемых просили отметить, какие аспекты семейной жизни они считают наиболее важными для себя лично.
Результаты ответов на этот вопрос учащихся, родителей и учителей, не участвующих и участвующих в изучении курса «Семьеведение», представлены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение ответов учащихся, родителей и учителей, не участвующих и участвующих в изучении курса «Семьеведение», на вопрос «Что в браке является для Вас лично наиболее важным?» (в процентах от опрошенных)
Учащиеся Родители Учителя
не изучающие «Семьеведение» (п = 99) изучающие «Семьеведение» (п = 134) детей, не изучающих «Семьеведение» (п = 65) детей, изучающих «Семьеведение» (п = 57) школ, где не ведется «Семьеведение» (п = 51) школ, где ведется «Семьеведение» (п = 47)
Теплые, искренние отношения, взаимопонимание в семье 100 100 71,4 100 78,6 76,5
Сходство интересов супругов 35,1 33,3 14,3 53,1 35,7 11,8
Четкое распределение обязанностей между супругами 24,6 0 42,9 0 58,8 3,5
Поддержка супругами друг друга 22,8 31,0 51,4 68,0 71,4 82,9
Сексуальная гармония супругов 7,0 10,7 11,4 6,1 0 11,8
Забота о воспитании детей 22,8 53,3 51,4 50,0 22,9 52,9
Из представленных в таблице данных видно, что значимость такого аспекта семейной жизни, как теплые, искренние отношения, оценивается наиболее высоко во всех выборках опрашиваемых. Вместе с тем следует отметить, что среди учащихся четкое распределение обязанностей между супругами и поддержка супругами друг друга оцениваются как менее значимые аспекты семейной жизни, в отличие от родителей и учителей.
Из таблицы видно, что оппозиция «взаимопонимание - распределение обязанностей» задает два полюса ориентаций, характеризующих два типа семейных взаимоотношений. Первый тип основан на представлении о «теплом» типе взаимоотношений, второй - на «холодном», функциональном. Можно
отметить, что подавляющее большинство респондентов (в том числе все дети) ценностно ориентировано на представление о семье как типе взаимоотношений, где реализуются «теплые, искренние отношения», основой которых является взаимопонимание. Ориентация же на семью как на структуру, основанную на четком распределении обязанностей, более выражена у учителей и немного меньше у родителей.
Результаты ответов относительно значимых для них ценностей в семейной жизни у учащихся, родителей и учителей, участвующих в изучении курса «Семьеведение», также представлены в табл. 3.
Из приведенных в таблице данных видно, что ценность теплых, искренних взаимоотношений в семье в этой выборке возросла у учащихся и их родителей. Снизилась, фактически исчезла во всех подвыборках такая ценность, как четкое распределение обязанностей между супругами. У старшеклассников повысилась значимость такой ценности, как забота о воспитании детей.
Полученные данные позволяют проследить динамику смены оценки значимости различных ценностей семейной жизни у старшеклассников в зависимости от изучения курса «Семьеведение».
Остановимся теперь на соотнесении декларируемого поведения в семье в выборке учащихся, родителей и учителей, не участвующих в изучении курса «Семьеведение». Результаты ответов на вопросы анкеты дают много подтверждений тому, что большинство норм поведения, одобряемого взрослыми респондентами, соответствует статусу «работающей матери». Главенство в такой семье не зависит от экономического вклада супругов, и, как правило, именно женщина в такой семье распоряжается деньгами (92 % опрошенных педагогов, 60 % родителей считают, что «жена имеет полное право самостоятельно делать крупные покупки, даже если деньги в семье зарабатывает муж»). Однако больше половины старшеклассников придерживаются норм поведения, соответствующих семье традиционного типа с главенством мужчины, который отвечает за финансы («женщина в семье должна отвечать за мелкие ежедневные покупки, а решения о крупных тратах должен принимать мужчина»). Соответственно, 86 % педагогов и 89 % родителей не согласны с тем, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает». Так же считают 65 % старшеклассников. Жена может иметь собственные профессиональные интересы (92 % педагогов, 51 % родителей и 84 % школьников считают, что «карьера жены так же важна, как и карьера мужа»), не обязана «слушаться» мужа (57 % педагогов, 77 % родителей и 67 % старшеклассников согласны, что «при выборе одежды женщина не обязана учитывать вкусы мужа»). В то же время материнские обязанности остаются безусловным приоритетом для женщины, имеющей маленького ребенка («родившая ребенка женщина должна на время оставить работу и мысли о карьере», -так считают 78 % учителей, 54 % родителей и 70 % школьников). Тот факт, что семейные обязанности - центр жизненной стратегии женщины, уже не является очевидным для респондентов («в семье женщина должна заниматься домом и детьми, а мужчина зарабатывать» - 57 % ответов педагогов, 43 % ответов родителей и 89 % школьников), предназначение же мужчины в семье расплывчато и второстепенно (поэтому «женщина способна воспитать сына без отца» - 71 % ответов учителей и 57 % ответов родителей, правда, 58 % школьников считают иначе: «в семье без отца мальчик не может развиваться нормально»).
«Бытовые обязанности супруги все-таки должны делить поровну» (78 % ответов учителей, 66 % ответов родителей и 58 % старшеклассников). «Даже не очень хорошие отношения в семье не оправдывают супружескую измену» (78 % ответов учителей, 91 % ответов родителей и 79 % ответов школьников), хотя «на измену одного из супругов можно закрыть глаза, если это не стало известно в обществе» (86 % ответов педагогов, 71 % ответов родителей и 61 % ответов старшеклассников).
В семьях современных детей сохраняются контроль, обеспечивающий безопасность детей, а также уважение к старшим и взаимопомощь поколений. Так, 100 % учителей, 69 % родителей и 63 % старшеклассников считают, что «родители обязаны объяснять детям свои решения», 57 % опрошенных взрослых и 81 % школьников полагают, что «ребенок должен развиваться свободно, а не так, как ему предписывают родители». Однако «родители должны контролировать круг общения своего ребенка» (92 % учителей, 86 % родителей и 65 % старшеклассников). Взрослые считают, что «ребенок должен согласовывать с родителями, как тратить заработанные им деньги» (78 % учителей и 89 % родителей придерживаются этого мнения). Но старшеклассники с этим не согласны: 81 % считают, что, «если ребенок сам зарабатывает деньги, он вправе тратить их так, как считает нужным». 100 % учителей, 74 % родителей и 65 % школьников считают, что «дети, собираясь жениться, должны получить благословление родителей».
Результаты соотнесения декларируемого поведения в семье в выборке учащихся, родителей и учителей, участвующих в изучении курса «Семьеведение», дают примерно ту же картину. В общем, в этой выборке респонденты выше оценивают нормы поведения, соответствующие семье традиционного типа, с главенством мужчины, который отвечает за финансы («женщина в семье должна отвечать за мелкие ежедневные покупки, а решения о крупных тратах должен принимать мужчина» - считают 79 % учителей, 88 % родителей и 89 % старшеклассников) и активно влияет на воспитание детей («в семье без отца мальчик не может развиваться нормально» - считают 76 % учителей, 64 % родителей и 59 % школьников). Кроме того, в этой выборке более согласованы нормы, регулирующие детско-родительские отношения. Так, 75 % старшеклассников согласны с взрослыми в том, что «ребенок должен согласовывать с родителями, как тратить заработанные им деньги».
Сделанные выводы согласуются с результатами, полученными в ходе проведения фокус-групп.
Все опрошенные респонденты указывают на необходимость и желательность введения в школе специального предмета, целью которого являлось бы повышение компетентности старшеклассников в сфере семейных отношений. Из существующих в школьной программе учебных предметов, в рамках которых затрагиваются проблемы семейной жизни, чаще всего отмечают обществознание, биологию, литературу. При этом в оценках факторов, влияющих на повышение компетентности старшеклассников в сфере семейной жизни, художественная литература, по мнению школьников, занимает одно из последних мест.
В общем и целом проведенное исследование дает основания утверждать, что введение в школьную программу предмета «Семьеведение» позволит значительно повысит компетентность всех участников образовательного процесса в сфере семейной жизни. Анализ отзывов учителей, родителей
и старшеклассников, изучающих курс «Семьеведение» в школах г. Пензы и Пензенской области, позволяет утверждать, что знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
В результате ознакомления с содержанием курса школьники узнают об основных этапах динамики семейных отношений и типичных для каждого этапа проблемах, с которыми сталкивается семья; об основных психологических механизмах, связанных с влиянием родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка; осваивают приемы саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.
Список литературы
1. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : Издательский Дом «Грааль», 2000.
2. Редя, Г. П. Психологические аспекты преподавания курса «Семьеведение» в школе / Г. П. Редя // Четвертые Ковалевские чтения : матер. научно-практич. конф. (12-13 ноября 2009 г.). - СПб., 2009. - С. 325-327.
3. Купецкова, Е. Ф. Семьеведение: программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. Ф. Купецкова, Г. П. Редя, И. Ф. Смирнова. -Пенза, 2007. - 223 с.
Редя Галина Павловна
кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет
Redya Galina Pavlovna Candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University
E-mail: [email protected]
УДК 159.922.6 Редя, Г. П.
Ценностные ориентации участников образовательного процесса в школах / Г. П. Редя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 3 (15). - С. 94-101.