210
Вестник СамГУ. 2015. № 4 (126)
РЕЦЕНЗИИ
И.К. Андрончев, Ю.Н. Смирнов*
СОЧЕТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ, НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
РЕЦЕНЗИЯ НА КОМПЛЕКСЫ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО КУРСАМ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» И «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ», ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПЕНЗЕНСКИЙ ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В 2012 Г. И В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ И ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ПРАВОСЛАВИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАО В 2010 Г.
Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы, включая Самарский государственный университет, испытывает неподдельный интерес к усилиям, которые предпринимаются для духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе будущих абитуриентов. Нельзя оставаться равнодушными к тому, что собой будут представлять будущие студенты не только по уровню предметной подготовки, но и по своим человеческим и моральным качествам. Вполне понятное внимание к этим вопросам существует и в самой студенческой массе, а также среди всех социальных, этнических, конфессиональных, половозрастных групп населения России и нашего региона.
Имеется четкая политическая воля государственной власти, консенсус большинства политических сил на достижение цели создания здоровой высоконравственной и гражданственно-патриотической основы для будущего нашей страны и нации. Однако достижение этой цели невозможно также без участия гражданского общества, благотворительных и самодеятельных организаций. Положительный пример такого участия являет совместная деятельность Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы в рамках реализации с 2006 г. программы «Святость материнства» и иных проектов, направленных на сохранение, защиту, укрепление семейных ценностей. Поддержка вышеназванных и других общественных организаций, особенно на местах, позволяет мобилизовать для такой работы имеющийся в разных регионах потенциал, в том числе в сфере науки, образования и воспитания.
Этой поддержкой воспользовались в 15 регионах семи федеральных округов, подписав соглашения о сотрудничестве в рамках программы «Святость материнства». В Приволжском округе ими стали Республика Мордовия, Нижегородская и Пензенская области. Опубликованные результаты, полученные в последней, были представлены на нашу рецензию. В соседнем Уральском федеральном округе в рамках такого же сотрудничества была осуществлена работа в Свердловской области, с изданными
* © Андрончев И.К., Смирнов Ю.Н., 2015
индр1нче2 В2ан Ктстантин12ич (and@samsu.ru), и.о. ректора, проф., доктор технических наук, Смирн12 Юрий Ник1лае2ич (smirnov@andex.ru), декан исторического факультета, проф., доктор исторических наук, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Сочетание современной педагогики, народных традиций и общественной поддержки в деле воспитания семейных ценностей 211
материалами которой также удалось познакомиться. Считаем, что рассматриваемые издания пензенских и екатеринбургских коллег по своей актуальности и значимости заслуживают того, чтобы с ними ознакомился широкий круг научно-педагогической общественности.
Вышеупомянутые издания представляют собой комплексы учебной и методической литературы. Они были подготовлены при солидарном участии общественных организаций и профессиональных педагогов, причем среди них были как ученые, так и педагоги-практики.
Отраден тот факт, что ни в одном регионе не работали по предписанному шаблону, а были осуществлены самостоятельные проекты. Тем самым удалось реализовать научный потенциал и педагогический опыт, накопленные в каждом регионе. Были учтены особенности и возможности разных коллективов разработчиков. Все это позволило, не затрачивая времени на освоение пусть и добротных, но не совсем знакомых разработок, осуществленных на других территориях, приступить сразу к их внедрению в тех образовательных учреждениях, с которыми у авторов учебно-методических материалов есть деловые, административные, личные контакты.
Достаточно большое количество и разнообразие научно-практических исследований и соответствующих изданий по сходной тематике облегчает осуществление подобных проектов в пределах названных регионов. Само их наличие и соответствующий анализ будет способствовать более адекватному выбору траекторий, планов, форм, методов, пособий на тех территориях, где процесс выбора или создания близких по разбираемой тематике курсов для общеобразовательных школ продолжается.
Появление сразу нескольких образовательных проектов, поддержанных программой «Святость материнства», и разнообразных изданий в рамках каждого из этих проектов является вполне оправданным. Это отнюдь не свидетельствует о распылении сил регионов и средств общественных организаций, а служит сложению и даже умножению опыта, накопленного на разных территориях, способствует материальной поддержке максимально возможного числа участников, задействованных в разработке необходимых для духовно-нравственного воспитания детей и подростков программ.
Пензенские коллеги избрали названием своей дисциплины «Семьеведение». Оно присутствует в заголовках программ, учебных и методических пособий, рабочих тетрадей, авторами-составителями которых стали канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ Е.Ф. Купецкова, канд. психол. наук. Г.П. Редя, канд. пед. наук И.Ф. Смирнова. Материалы к урокам («книга для учителя») составлены О.Н. Пономаревой, О.Н. Васиной, О.М. Филатовой и опубликованы под названием «Семья. Семейные ценности». Последнее название, возможно, было бы более приемлемо для всего курса, который охватывает и дошкольное воспитание, и работу с учащимися 1—11 классов. Этот заголовок выглядит более понятным самим детям, особенно младших возрастов. К тому же дисциплина под названием «Семьеведение» ассоциируется у значительной части научно-педагогического сообщества с учебным курсом для высшей школы, читаемым для будущих специалистов социальной работы.
Впрочем, само по себе понятие «Семьеведение» достаточно широкое. Оно может быть использовано с определенными уточнениями для предлагаемого школьного предмета, тем более что тот изучается в школах Пензенской области уже несколько лет. Там ведется и подготовка учителей по этому предмету. Накопившиеся традиции и опыт его преподавания следует уважать. В качестве школьного предмета курс направлен на разъяснение самых основополагающих вопросов: что такое семья, как подойти к осознанному созданию семьи, как подготовиться к материнству и отцовству и т. п. Полагаем, что с освоением этих принципиальных положений не будет трудностей у учащихся Пензенской области, где такая трактовка «Семьеведения» уже прочно при-
212
И.К. Андрончев, Ю.Н. Смирнов
вилась, особенно если умело использовать наработанный педагогами, наглядно и хорошо изданный учебный материал. Судя по всему, не возникает трудностей и в отношении продвижения курса под предложенным названием на другие территории. Например, он активно внедряется в школы Республики Татарстан.
Нет принципиальных возражений против охвата этим курсом и дошкольных учреждений, и всех классов (с 1 по 11) общеобразовательной школы, как это заложено в рецензируемой программе. Правда, возникает вопрос. Сможет ли предмет, занимающий в годовом расписании только 8 часов, достигнуть систематического усвоения всеми учащимся и сформирует ли у них устойчивые компетенции? Не будучи специалистами по школьной дидактике и методике, не будем настаивать на этих сомнениях, сложившихся по опыту педагогической работы в учебных заведениях другого уровня. Конечно, многое зависит от подготовки учителя, чего нельзя проследить только по рецензируемым учебно-методическим текстам. Оставляем методические вопросы на усмотрение составителей учебных планов для конкретного региона и специалистов по организации работы общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.
Если же отвлечься от дидактических подробностей и сосредоточиться на основном содержании рецензируемых изданий, то материал в пензенских пособиях и для учителей, и для учеников изложен весьма последовательно, методически выверено, с учетом возраста учащихся. Представленные в изданиях материалы собраны и выютроены на основе четкой логики, устоявшихся и доказавших свою плодотворность педагогических принципов, хорошим языжом и в доступной форме. Все это дополняется эмоционально насыщенными фольклорными и литературными текстами, примерами на темы семейных отношений и ценностей. Особо удачной стоит признать подборку текстов «Святые жены Древней Руси» в книге для учителя «Семья. Семейные ценности».
Более насыщенным традиционными смыслами и ценностями предстает учебно-методический комплекс по курсу «Нравственные основы семейной жизни», подготовленный в Екатеринбурге. В этом его сильная сторона, хотя, как и в пензенских изданиях, при написании данного комплекса были учтены все современные требования педагогической науки и информационного продвижения. Учебные пособия по курсу, хрестоматии и методические рекомендации для учителя не только весьма содержательны, красиво и привлекательно изданы, но и имеют мультимедийный вариант. Для современных школьников, да и для многих учителей это обстоятельство является немаловажным, если разработчики курса хотят привлечь к нему как можно более внимания. Такая цель быша успешно достигнута в этом учебно-методическом комплексе, разработанном на основе информационно-образовательных технологий ИНФОНДа под научным руководством кандидата экономических наук В.Д. Скоробогатова.
В курсе «Нравственные основы семейной жизни» не обходятся стороной ни психологические, ни социальные, ни экономические, ни политические, ни демографические, ни иные стороны семейных отношений. Обильный материал изданий по этому курсу строится на широкой базе теоретического и эмпирического материала. При этом важнейшей составляющей именно этого рецензируемого курса стали традиционные православные ценности. Не случайно, что разработчики курса имеют или сан священника, как иерей Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, или пребытают в иноческом чине, как монахиня Нина (Крыпина), кандидат психологических наук. Координатором проекта выступила И.В. Королькова, руководитель учебного отдела Екатеринбургской епархии РПЦ. При этом религиозные факторы ни в коей мере не вытячиваются, никак не могут задеть детей из инаковерующих или неверующих семей. Православная традиция российской семьи предстает в этом издании прежде всего в своем этическом, культурном и историческом значении для нации и государства.
Сочетание современной педагогики, народных традиций и общественной поддержки в деле воспитания семейных ценностей 213
Разработанный в Екатеринбурге курс отличается глубиной и цельностью. Этому способствует то, что он рассчитан полностью на старшеклассников. На него предусмотрено 32 часа в 10 классе и даже в сложнейшем и перегруженном 11 классе отводится 30 часов. Для каждого класса вытущены экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением и отдельной книгой методических рекомендаций для учителя.
В обоих учебно-методических комплексах, вышедших в Пензе и Екатеринбурге, авторы в полной мере учли то обстоятельство, что проблемы, возникающие в семье и предусматривающие как правовое, так и нравственное регулирование отношений, являются одними из самых важных по общественной значимости. Сбережение этих ценностей рассматривается обоими коллективами авторов как важнейшая национальная задача. Радует и тот факт, что значительное место в рецензируемых изданиях уделено взгляду на разные стороны семейныгх отношений со стороны народной культуры.
Не выпытает возражений логика и структура изложения, четко и наглядно выделенная в оглавлении и подзаголовках. Во многом облегчают работу учителей и учеников разного рода указатели, списки литературы. В целом представленные издания, безусловно, являются ценныш вкладом в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ и дошкольныгх учреждений. Они сами, как и оказанная разработчикам поддержка со стороны Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, заслуживают только самой высокой оценки и благодарности со стороны научно-педагогической общественности.
Не претендуя на полноту и всесторонность отзыта о рецензируемых изданиях, тем не менее выразим уверенность в том, что и те их стороны, которые не получили здесь должного освещения, наверняка вызовут также положительный отклик со стороны специалистов. Накопленный опыт может быпь использован в новык проектах духовно-нравственной направленности. Вполне целесообразным является подключение к этим новым проектам в данной сфере специалистов по социально-гуманитарным предметам из различных вузов. Это позволит заранее скоординировать решение отдельных проблем при подготовке в школах тех студентов, которыш в будущем предстоит работать в сферах школьного, дополнительного внешкольного или дошкольного образования. Привлечение специалистов из разных уровней школы, в том числе из высшей, будет способствовать также более адекватному и доброжелательному восприятию курсов по основам семейной жизни в широком кругу родителей тех учеников, для который: эти курсы предназначены.
I.K. Andronchev, Yu.N. Smirnov*
COMBINATION OF MODERN PEDAGOGICS, NATIONAL TRADITIONS AND PUBLIC SUPPORT IN RE OF TRAINING OF FAMILY VALUES
REVIEW ON THE COMPLEXES OF EDUCATIONAL AND RECOURSE BOOKS ON COURSES «FAMILY STUDIES» AND «MORAL FOUNDATIONS OF FAMILY LIFE», PREPARED BY PENZA INSTITUTE OF DEVELOPMENT OF EDUCATION IN 2012 AND AS PART OF COLLABORATION OF EKATERINBURG DIOCESE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND LABORATORY OF PEDAGOGICS OF ORTHODOXY OF THE URAL BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES IN 2010
* Andronchev Ivan Konstantinovich (and@samsu.ru), Acting rector, Professor, Dr. of Engineering Science, Smirnov Yuriy Nikolaevich (smirnov@andex.ru), Dekan of Historical Faculty, Professor, Doctor of Historical Science, Samara State University, 443011, Samara, 1, Academic Pavlov Street, Russian Federation.