Научная статья на тему 'Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления'

Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / DIDACTIC MEANS / HIGHER EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATIONAL METHODS AND TECHNIQUES / CASE-METHOD / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY / PERSONALITY’S ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Ольга Николаевна, Васина Ольга Николаевна, Смышляев Михаил Владимирович

Актуальность и цели. Мировая высшая профессиональная школа в настоящее время находится в состоянии энергичного поиска и внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных способов обучения. Это обстоятельство продиктовано повышением требований к качеству образования. Поскольку современная дидактика как наука об обучении сегодня значительно обогащена введением дидактических интерактивных средств обучения в целостный педагогический процесс, в высшем образовании востребованы материалы экологического содержания для организации и проведения интерактивного обучения. Цель охарактеризовать практику использования дидактических средств на материалах эколого-ориентированного содержания при организации и проведении интерактивного обучения в образовательных организациях высшего образования для развития критического мышления. Материалы и методы. В качестве дидактических средств и материалов для развития критического мышления представлены авторские разработки интерактивных заданий экологического содержания и методические приемы их реализации. Результаты. Проанализированы и систематизированы методы и методические приемы развития (стимулирования, совершенствования) критического мышления обучающихся: «Кластер», «Корзина понятий, идей» «SWОТ-анализ», «ТАСК-анализ» и другие методы и приемы эколого-ориентированного содержания; приведена их дидактическая характеристика. Выводы. В статье охарактеризована практика использования дидактических интерактивных средств и материалов экологического содержания, показаны методические приемы стимулирования (развития, совершенствования) критического мышления, приведены образцы авторских интерактивных заданий, которые условно можно рассматривать в координатах «мышление» и «взаимодействие». Целостное, системное и систематическое применение подобных дидактических средств в образовательных организациях высшего образования стимулирует мыслительную деятельность и способствует совершенствованию культуры мышления обучающихся. Возможна экстраполяция заданий в педагогический процесс среднего профессионального образования.Background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Ольга Николаевна, Васина Ольга Николаевна, Смышляев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present time, the world higher school is actively searching for the most efficient educational techniques to be implemented in the educational process. Such circumstances are caused by raised standards of educational quality. As long as modern didactics as a science about education is significantly enriched nowadays with didactic interactive educational means introduced in the integral pedagogical process, the higher education will be in demand for ecology-related materials intended for preparation and delivering of interactive training. The goal of the study is to characterize the practice of using ecology-related didactic means when arranging and conducting interactive training at universities to develop critical thinking. Materials and methods. To represent didactic means and materials for critical thinking development the authors have introduced personally developed interactive ecology-related tasks and techniques of implementation thereof. Results. The article analyzes and systematizes methods and techniques of critical thinking development (stimulation, improvement) in students: “Cluster”, “Basket of notions, ideas”, “SWOT-analysis”, “TACK-analysis” and other methods and techniques of ecology-focused content, as well as describes the didactic characteristic thereof. Conclusions. The article defines the practice of using didactic interactive ecology-related means and materials, displays techniques of stimulation (development, improvement) of critical thinking, gives examples of the author’s interactive tasks that can be conditionally considered in the scope of “thinking” and “interaction”. Integral, system and systematic implementation of such didactic means at universities stimulates the intellectual activity and promotes enhancement of student’s thinking culture. The tasks can fit the pedagogical process at vocational educational institutions.

Текст научной работы на тему «Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления»

УДК 378.0

DOI: 10.21685/2072-3024-2017-3-18

О. Н. Пономарева, О. Н. Васина, М. В. Смышляев

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Мировая высшая профессиональная школа в настоящее время находится в состоянии энергичного поиска и внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных способов обучения. Это обстоятельство продиктовано повышением требований к качеству образования. Поскольку современная дидактика как наука об обучении сегодня значительно обогащена введением дидактических интерактивных средств обучения в целостный педагогический процесс, в высшем образовании востребованы материалы экологического содержания для организации и проведения интерактивного обучения. Цель - охарактеризовать практику использования дидактических средств на материалах эколого-ориентированного содержания при организации и проведении интерактивного обучения в образовательных организациях высшего образования для развития критического мышления.

Материалы и методы. В качестве дидактических средств и материалов для развития критического мышления представлены авторские разработки интерактивных заданий экологического содержания и методические приемы их реализации.

Результаты. Проанализированы и систематизированы методы и методические приемы развития (стимулирования, совершенствования) критического мышления обучающихся: «Кластер», «Корзина понятий, идей» «SWOT-ана-лиз», «ТАСК-анализ» и другие методы и приемы эколого-ориентированного содержания; приведена их дидактическая характеристика.

Выводы. В статье охарактеризована практика использования дидактических интерактивных средств и материалов экологического содержания, показаны методические приемы стимулирования (развития, совершенствования) критического мышления, приведены образцы авторских интерактивных заданий, которые условно можно рассматривать в координатах «мышление» и «взаимодействие». Целостное, системное и систематическое применение подобных дидактических средств в образовательных организациях высшего образования стимулирует мыслительную деятельность и способствует совершенствованию культуры мышления обучающихся. Возможна экстраполяция заданий в педагогический процесс среднего профессионального образования.

Ключевые слова: дидактические средства, высшее образование, экологическое образование, компетенция, педагогические технологии, интерактивные методы и приемы обучения, кейс-метод, технология развития критического мышления, экологическая культура личности.

O. N. Ponomariova, O. N. Vasin^ M. V. Smyshlyaev

ECOLOGY-RELATED DIDACTIC MEANS TO DEVELOP CRITICAL THINKING

Abstract.

Background. At the present time, the world higher school is actively searching for the most efficient educational techniques to be implemented in the educational

process. Such circumstances are caused by raised standards of educational quality. As long as modern didactics as a science about education is significantly enriched nowadays with didactic interactive educational means introduced in the integral pedagogical process, the higher education will be in demand for ecology-related materials intended for preparation and delivering of interactive training. The goal of the study is to characterize the practice of using ecology-related didactic means when arranging and conducting interactive training at universities to develop critical thinking.

Materials and methods. To represent didactic means and materials for critical thinking development the authors have introduced personally developed interactive ecology-related tasks and techniques of implementation thereof.

Results. The article analyzes and systematizes methods and techniques of critical thinking development (stimulation, improvement) in students: "Cluster", "Basket of notions, ideas", "SWOT-analysis", "TACK-analysis" and other methods and techniques of ecology-focused content, as well as describes the didactic characteristic thereof.

Conclusions. The article defines the practice of using didactic interactive ecology-related means and materials, displays techniques of stimulation (development, improvement) of critical thinking, gives examples of the author's interactive tasks that can be conditionally considered in the scope of "thinking" and "interaction". Integral, system and systematic implementation of such didactic means at universities stimulates the intellectual activity and promotes enhancement of student's thinking culture. The tasks can fit the pedagogical process at vocational educational institutions.

Key words: didactic means, higher education, ecological education, competence, pedagogical technologies, interactive educational methods and techniques, case-method, critical thinking development technology, personality's ecological culture.

Предвидеть - значит управлять. Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Блез Паскаль (1623-1662)

Вынесенные в эпиграф данной статьи два афоризма французского ученого Б. Паскаля (естествоиспытателя, математика, философа, литератора) можно с уверенностью отнести к характеристике таких известных современной психолого-педагогической науке понятий, как «опыт познавательной деятельности» (ОПД) и «критическое мышление» (КМ). Два афоризма можно экстраполировать на доказательство значимости:

- экологических знаний (прим.: экология - наука системная и прогностическая, законы экологии позволяют «разворачивать» алгоритм последующих событий развития ситуации в экосистемах);

- законов дидактики (известно, что, решая задачу и получив готовый ответ, мы впоследствии, вновь решая эту задачу, не можем вспомнить верный ответ, в то время как мучительные размышления и поиск путей решения впоследствии позволяет достаточно быстро решить идентичные задания).

Сверхзадача, всегда сопровождающая деятельность обучающего (учителя, преподавателя, наставника, офицера), - «зажечь» обучающегося (вспомним про «факел, который нужно зажечь»). Всегда педагог ищет такие средства обучения, которые помогут сделать каждое занятие захватывающе интересным, полезным, эффективным, результативным [1-4].

В науке об обучении понятие «средства обучения» до настоящего времени нередко истолковывают довольно в широком диапазоне, что объясняется семантикой слова «средство» в русском языке, и потому можно встретить разнообразные классификации средств обучения. Одна из них приведена на рис. 1.

Рис. 1. Типология средств обучения

В широкой практике в перечень средств обучения включают разнообразные дидактические материалы (тексты, упражнения, кейс-задания и др.). Общепризнаны базовые функции средств обучения (в том числе и дидактических материалов):

- информационная (сообщение разнообразных видов сведений);

- дидактическая (обучающая, способствующая организации и осуществлению образовательного процесса в целом);

- контрольная (оценивающая). Каждая из этих функций обладает комплексом потенциальных свойств.

В этой статье, сопровождаемой афоризмов Б. Паскаля (иллюстрирующим накопление ОПД и развитие мышления обучающихся), мы приводим в качестве дидактических средств интерактивные задания экологического содержания. Все презентуемые задания разработаны, апробированы и внедрены в систему подготовки специалистов в высшем военном образовании и непрофильном высшем образовании в гражданском вузе [1, 2].

Достижению познавательных целей обучения (экологии, экологически-ориентированных учебных дисциплин - развитие прогностических умений, умений мыслить самостоятельно, постигать сущность причинно-следственных взаимосвязей в отношениях между процессами и явлениями, протекающими в природе, и др.) способствуют такие методические приемы, как сравнение, моделирование, составление аналитических схем, анализ эколого-социальных проблем, анализ экспериментов и наблюдений исследовательского характера, математические расчеты, которые можно вводить в различные виды активной и самостоятельной деятельности учащихся [1-5].

Попутно отметим, что в перечне педагогических подходов, способствующих развитию КМ, авторы перечисляют следующие:

- формы организации учебной деятельности (работа в группах, парах сменного состава);

- методы обучения (интерактивные (анализ проблемных ситуаций-кейсов, дискуссии и др.); практические - упражнения, сравнение и интерпретация графических и табличных данных и др.);

- методические приемы: «Корзина идей»; «Интеллектуальная карта» (схема «Кластер»), "Insert" (маркировка текста), «ТАСК-анализ», «ПОПС-фор-мула», «Понятийное колесо», «Синквейн», «Круги на воде» и др. [2, 5].

Понятие «критическое мышление» обозначает: а) познавательную деятельность человека, содействующую осознанно относиться к получаемой информации; б) ответственность за собственные решения. Целевые установки -совершенствование умений и навыков мышления обучающихся, которые востребованы в профессиональной и личной сфере [5].

Дидактические характеристики образовательного процесса, именуемого «технология критического мышления», приведены в табл. 1.

Таблица 1

Дидактические характеристики стимулирования (развития, совершенствования) критического мышления обучающихся

Этапы «включения» критического мышления Психолого-педагогические аспекты обучения Методические приемы реализации

Вызов - Актуализация имеющихся знаний (обращение к опыту познавательной деятельности, опора на междисциплинарные связи в обучении); - стимулирование интереса к получению новой информации; инициация актуальности изучаемого (формирование интереса -«зачем мне это надо?», «где это пригодится?», «сколь профессионально значима информация?»); - постановка собственных целей изучения темы «Кластер» «Мозговой штурм» «Корзина (понятий, идей)» «Фишбоун» «Найти соответствие» «Круги по воде»

Реализация смысла - Получение новой информации (в том числе из текста, таблиц, рисунков, схем, карт, видеофрагментов и др.); - анализ полученной информации; - систематизация вновь узнанного; - «встраивание» в имеющийся «багаж» познавательного опыта и опыта способов деятельности «Кластер» «Бортовой журнал» "Insert" «Зигзаг» «ПОПС-формула»

Рефлексия - Размышление, оценивание, сравнение (соотнесение, сопоставление) прежних и новых сведений; - «зарождение» обновленного смысла, новых идей, обновленных ценностных ориентаций, «нового знания»; корректировка взглядов обучающихся; - вырабатывание и формулирование новых вопросов (определение круга проблем) о природе осваиваемого; - формирование и формулировании собственной личностной позиции (концепции, точки зрения); - формулирование (постановка) самим обучающимся новых целей обучения (освоения профессии) «ТАСК-анализ» «Кластер» «Синквейн» "Insert" «Корзина идей» «ПОПС-формула» «Эссе»

Функции критического мышления, позволяющие мониторить достижение результатов формирования общекультурных, общепрофессиональных, а нередко и отдельных профессиональных компетенций во всех ФГОС высшего образования, следующие:

- определение собственных приоритетов в индивидуальной и профессиональной жизни;

- принятие личной ответственности за собственный выбор;

- формирование умений и навыков анализа и оценивания ситуации;

- прогнозирование последствий развития ситуации (и собственных действий в ней);

- повышение уровня культуры работы с информацией;

- совершенствование культуры диалога (взаимодействий) в коллективной деятельности.

Охарактеризуем некоторые методические приемы развития КМ.

Прием "Insert" - «Маркировка» (Interactive Noting System Effective Reading and Thinking - система «заметок» для эффективного чтения и размышления. Прием предназначен для освоения и усвоения сведений из разнообразных текстов. По мере прочтения текста обучающийся ставит значки, осуществляя «правку» (к примеру, символы «+», «-»; «V»; «?» и т.п.). Маркировке подвергают отдельные абзацы, предложения в тексте или документе:

- знак «галочка» (V) может обозначать сообщение, которое вызывает интерес, стимулирует желание узнать подробнее;

- знак «плюс» (+) отмечает впервые встречаемую (новую) информацию;

- знак «минус» (-) сигнализирует либо о сложности понимания, либо о несогласии с существующими у обучающегося представлениями;

- знак «NB» - «обрати должное внимание», «обязательно запомни»;

- знак «двойная галочка» (W) отмечает в тексте фрагмент, который вызывает сомнение и требует дополнительных знаний;

- знак «вопрос» (?) выделяет в тексте непонятное, требующее добавочного разъяснения и др. Обучающиеся могут «наработать» свой собственный «арсенал» таких значков-пометок.

Прием «SWOT-анализ» - обсуждение события (факта, процесса, ситуации, проблемы). Составление SWOT-анализа: на листе бумаги нарисовать квадрат, поделить его внутри на четыре части, каждую часть озаглавить в соответствии с пунктами анализа и «наполнить» соответствующие списки: 1) сильные позиции (S - от англ. strengths - сильный; 2) уязвимые позиции (W - от англ. weaknesses - слабый); 3) возникающие возможности (O -от англ. opportunities - возможности); 4) угрозы (T - от англ. threats - угрозы).

S - 1)... 2)... 3). W - 1). 2). 3).

O - 1). 2). 3). T - 1). 2). 3).

Обозначаем анализируемую тему (военное образование): «Экологический фактор - оружие?». Рисуем таблицу из четырех квадрантов и заполняем их.

Каждая группа курсантов, ориентируясь на текст (задачника, хрестоматии и др.), обсуждает и обменивается мнениями по новым сведениям, выделяет сильные и слабые стороны воздействия того или иного экологического фактора как возможного экологического оружия, выдвигает гипотезы о возможностях и угрозах (опасностях) воздействия анализируемого экологического фактора. Завершает этот методический прием заполнение матрицы SWOT-анализа и презентация результатов группы в учебном отделении. Принято рассматривать сильные и слабые стороны решения ситуации как факторы, определяющие проблему изнутри, а возможности и риски (угрозы) -как внешние. Выявив эти четыре фактора, сформированные группы приступают к детальному рассмотрению (разрешению) обнаруженных условий (факторов), например: «Что следует предпринять для минимизации выявленных рисков?».

Кейс-задания способствуют более глубокому пониманию сущности изучаемой экологической тематики, развивают приемы умственной деятельности обучающихся (логические операции от анализа до научного прогнозирования). Мы считаем высоким результатом действенности интерактивных методов и приемов в обучении появление обратной реакции в форме «кейс-квинтэссенций» (своеобразный концентрированный «мыслительный экстракт»). Главное отличие таких кейсов - они созданы в форме вопросов самими обучающимися (в данном случае - курсантами) в результате осмысления изучаемой темы (события, факта и др.) в процессе самой дискуссии на занятии. Как правило, кейс-ситуации такого плана вызывают живейшее обсуждение, поскольку могут быть продолжением дискуссий, которые возникли накануне во время самоподготовки к занятиям:

1) Начало ХХ1 в. ознаменовалось многочисленными природными катаклизмами. В числе примеров - таяние древних льдов Антарктики и Антарктиды или снег в Африке и Саудовской Аравии в мае-июне 2017 г., июньские снегопады в Мурманске, Казани, Москве. Можно ли считать эти природные факты «ответом» Природы на действия людей?

2) «Для победы - все средства хороши». Актуально ли данное выражение в современном мире, когда ухудшается и состояние природной среды, и отношения между странами достаточно напряженные? Как ориентироваться в этом мире, какие приоритеты предпочесть:

а) «Победа любой ценой»;

б) «Сохранение Природы для будущих поколений»?

3) Мы часто слышим: «Деградация экосистем». А может это просто система стремится к оптимуму, приспосабливаясь к новым условиям, а деградация, скорее всего, происходит в человеческой популяции, которой становится сложнее с каждым днем приспосабливаться к новым условиям? Можно ли рассматривать как деградацию вспышки онкозаболеваний или новых вирусных инфекций?

4) В рамках сохранения окружающей среды и Природы как целостной системы создаются экологические более чистые топлива (например, ЕС04) или альтернативные источники энергии. Приемлемо ли это для деятельности Вооруженных сил России?

5) Может ли новый виток «гонки вооружений» или «кнут» в форме ядерного оружия стать «перезагрузкой Мира» или это будет «конец Планеты»?

Приводимые в статье примеры могут быть использованы в значительном диапазоне эколого-ориентированных учебных дисциплин («Экология», «Экологические основы природопользования», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия» и др.) на занятиях в системе высшего и среднего профессионального образования [4].

Библиографический список

1. Пономарева, О. Н. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентиро-ванного содержания в высшем военном образовании / О. Н. Пономарева, А. А. Це-лыковских, О. Н. Васина, И. И. Грачев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 220-230.

2. Пономарева, О. Н. Экология : учеб.-метод. пособие для преподавателей / О. Н. Пономарева, О. Н. Васина, Е. В. Колесова ; под общ. ред. О. Н. Пономаревой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 222 с.

3. Привалов, А. Н. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева,

B. А. Романов // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 4. - С. 169-183.

4. Фалина, О. И. Приемы развития критического мышления: возможности использования в преподавании дисциплин различных циклов / О. И. Фалина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 21. -

C. 17-21. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56337.htm (дата обращения: 25.06.2017).

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

References

1. Ponomareva O. N., Tselykovskikh A. A., Vasina O. N., Grachev I. I. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2016, no. 3 (39), pp. 220-230.

2. Ponomareva O. N., Vasina O. N., Kolesova E. V. Ekologiya: ucheb.-metod. posobie dlya prepodavateley [Ecology: teaching aid for educators]. Penza: Izd-vo PGU, 2017, 222 p.

3. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I., Romanov V. A. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2017, vol. 19, no. 4, pp. 169-183.

4. Falina O. I. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological online journal "Concept"]. 2016, vol. 21, pp. 17-21. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56337.htm (accessed June 25, 2017).

5. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. Saint-Petersburg: Piter, 2000, 512 p.

Пономарева Ольга Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок); член-корреспондент Российской экологической академии (РЭА); член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО); почетный работник высшего профессионального образования РФ

E-mail: [email protected]

Ponomariova Olga Nikolaevna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of humanities and socioeconomic subjects, Penza Artillery Engineering Institute (Penza-5, garrison town, Russia); corresponding member of the Russian Ecological Academy (REA); corresponding member of the International Education Sciences Academy (IESA); honorary worker of Higher Professional Education

Васина Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Vasi^ Olga Nikolaevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of general biology and biochemistry, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Смышляев Михаил Владимирович

курсант, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок)

E-mail: [email protected]

Smyshlyaev Mikhail Vladimirovich Student, Penza Artillery Engineering Institute (Penza-5, garrison town, Russia)

УДК 378.0 Пономарева, О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления / О. Н. Пономарева, О. Н. Васина, М. В. Смышляев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 3 (43). - С. 174-181. Б01: 10.21685/2072-3024-2017-3-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.