Научная статья на тему 'МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЗИТЬ К РЕАЛЬНОСТИ МЕТОДОЛОГИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВУНЦ ВМФ'

МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЗИТЬ К РЕАЛЬНОСТИ МЕТОДОЛОГИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВУНЦ ВМФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / METHODOLOGY OF MILITARY PROFESSIONAL TRAINING / TRAINING FACILITIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов Константин Борисович, Попов Виталий Павлович, Карамышев Святослав Игоревич

Рассмотрен путь формирования военно-профессиональных компетенций выпускников ВМПИ, обучаемых по радиотехническим специальностям, в вопросах функционирования системы освещения обстановки ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титов Константин Борисович, Попов Виталий Павлович, Карамышев Святослав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRING IT AS CLOSE TO REALITY AS POSSIBLE METHODOLOGY OF MILITARY TRAINING OF GRADUATES OF THE NAVAL POLYTECHNIC INSTITUTE MILITARY EDUCATIONAL

The way of formation of military professional competencies of graduates of the VMPI VUNTS of the Navy «Naval Academy», who are trained in radio engineering specialties, in the functioning of the Navy situation lighting system is considered.

Текст научной работы на тему «МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЗИТЬ К РЕАЛЬНОСТИ МЕТОДОЛОГИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВУНЦ ВМФ»

К.Б. ТИТОВ,

B.П. ПОПОВ,

C.И. КАРАМЫШЕВ

K.B. TITOV, V.P. POPOV, S.I. KARAMYSHEV

МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЗИТЬ К РЕАЛЬНОСТИ

BRING IT AS CLOSE TO REALITY AS POSSIBLE

МЕТОДОЛОГИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВУНЦ ВМФ

METHODOLOGY OF MILITARY TRAINING OF GRADUATES OF THE NAVAL POLYTECHNIC INSTITUTE MILITARY EDUCATIONAL

Сведения об авторах: Титов Константин Борисович - начальник кафедры интегрированных систем боевого управления кораблём Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-vmii@mil. ru);

Попов Виталий Павлович - заместитель начальника кафедры интегрированных систем боевого управления кораблём Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 2 ранга (г. Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-vmii@ mil. ru);

Карамышев Святослав Игоревич - начальник группы технической защиты информации службы защиты государственной тайны Военно-морского политехнического института (ВМПИ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан-лейтенант (г. Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-vmii@mil. ru).

Аннотация. Рассмотрен путь формирования военно-профессиональных компетенций выпускников ВМПИ, обучаемых по радиотехническим специальностям, в вопросах функционирования системы освещения обстановки ВМФ.

Ключевые слова: образовательная технология, методология военно-профессиональной подготовки, учебно-тренировочные средства, образовательный процесс.

Information about the authors: Konstantin Titov - head of the Department of integrated systems command and control ship of the naval Polytechnic Institute VUNTS Navy «Naval Academy», captain 1st rank, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-vmii@mil. ru);

Vitaly Popov - Deputy head of the Department of integrated combat control systems of the ship of the Naval Polytechnic Institute of the VUNC Navy «Naval Academy», captain of the 2nd rank (St. Petersburg.. E-mail: vunc-vmf-vmii@mil. ru);

Svyatoslav Karamyshev - head of the technical information protection group of the state secret protection service of the Naval Polytechnic Institute (VMPI) VUNTS of the Navy «Naval Academy», Lieutenant commander (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-vmii@mil. ru).

Summary. The way of formation of military professional competencies of graduates of the VMPI VUNTS of the Navy «Naval Academy», who are trained in radio engineering specialties, in the functioning of the Navy situation lighting system is considered.

Keywords: educational technology, methodology of military professional training, training facilities, educational process.

В основе построения системы подготовки выпускников ВМПИ «лежат документы: федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (КТ ВПП). На основе данных документов строится основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) подготовки по конкретной военной специальности, формирующая цели и задачи обучения.

В настоящее время в образовании реализуется так называемый компетентностный подход, означающий, что выпускник по окончании ВУЗа должен быть готов к самостоятельному выполнению заданных функций (способен самостоятельно решать задачи в области профессиональной деятельности), основанных на его знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе обучения. В соответствии с данным подходом функции связующего звена между ФГОС, КТ ВПП и ОПОП выполняет компетентностная модель выпускника (КМВ).

Конкретизация КМВ проводится через рабочие программы учебных дисциплин и практик, тематические планы, фонды оценочных средств, методические разработки кафедр и т.п. Данные документы призваны раскрыть содержание обучения, порядок формирования компетенций, а также необходимый набор учебно-тренировочных средств, необходимых для формирования практических навыков обучаемых.

Можно утверждать, что реализация КМВ осуществляется при помощи образовательной технологии.

В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, а целью применения технологии является создание заданной про-

дукции соответствующего качества. При этом выделяют три взаимодействующие части в любой технологии:

первая - идеология (принцип деятельности);

вторая - орудия труда (приспособления для деятельности);

третья - материальные объекты (сырьё, материалы, комплектующие).

Применительно к образовательной деятельности технология формируется из следующих компонент (см. рис. 1):

- методология подготовки;

- технические средства обучения (включая учебно-тренировочные средства);

- кадровый потенциал (обучающиеся и преподавательский состав).

Под методологией подготовки в данном случае понимается система принципов, способов организации и построения деятельности (теоретической и практической) обучаемых и преподавательского состава. Учебно-тренировочными средствами (УТС) являются технические средства, используемые в процессе обучения и практической подготовки личного состава, предназначенные для формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по управлению военной техникой и войсками (силами).

В системе военно-профессиональной подготовки УТС являются технической основой процесса подготовки выпускников. Эффективность такой подготовки зависит от наличия в образовательной организации УТС, соответствующих области будущей профессиональной деятельности выпускников, и от методологии их использования.

Ряд специалистов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» отмечают, что степень соответствия УТС состоянию области профессиональной деятельности выпускников не только определяет содержание подготовки, но и стимулирует методическую и научную деятельность образовательной организации. По этой причине в работе рассматривается такая составляющая образовательной технологии, как методология военно-профессиональной подготовки с использованием УТС, и не затрагиваются вопросы системы подготовки обучаемых, в целом, профессиональной подготовленности преподавательского состава, реализующего методологию.

Формирование методологии использования УТС для практической подготовки обучаемых должно производиться на основе следующих исходных данных:

1) состав обучающихся;

2) цели и задачи подготовки;

Рис. 1. Компоненты образовательной технологии

Рис. 2. Условная архитектура и решаемые задачи ПАК функциональной СОО «Алеврит»

A ОТ i штаг

3) содержание подготовки;

4) формы и способы подготовки;

5) требования к составу и функциям средств подготовки.

Исходя из предназначения выпускников ВМПИ, рассматривается методология военно-профессиональной подготовки курсантов радиотехнических специальностей, которая формирует основу компетентности будущего специалиста радиотехнической службы ВМФ.

Ряд научно-исследовательских работ, проведённых в ВМПИ, позволил сформулировать задачи развития военных специальностей и, как следствие, переформулировать текущие требования к практической подготовке выпускников. Данные требования оказывают непосредственное влияние на методологию военно-профессиональной подготовки с использованием УТС, которая должна обеспечить:

- соответствие содержания учебно-тренировочных задач будущей профессиональной деятельности;

- максимально возможное соответствие отрабатываемых действий реальным;

- отработку действий в разнообразных по целям и задачам ситуациях, в том числе в нештатных;

- проведение достаточного числа упражнений за период обучения для формирования устойчивых навыков;

- действия обучаемых в составе боевых расчётов;

- формирование должного уровня компетентности выпускников в соответствии с функционалом их первичных должностей и должностей на ступень выше;

- создание условий для развития у обучаемых командных навыков;

- создание увлекательности образовательного процесса.

Сформулированные требования вызвали необходимость совершенствования существующей методологии применения УТС в образовательном процессе путём применения качественно новых

форм формирования практических навыков обучаемых, таких, как:

- переход от выполнения отдельных упражнений с использованием УТС к решению военно-профессиональных задач на УТС;

- увеличение времени на формирование устойчивых практических навыков за счёт перехода от повторения действий к продолжительному выполнению военно-профессиональных задач;

- переход от моделирования обстановки на средствах подыгрыша к дополнению реальной обстановки моделями учебных объектов;

- внешний аудит за формированием компетенций со стороны заказчика кадров путём оценки качества решения военно-профессиональных задач и сформированности командных навыков;

- повышение напряжённости решения учебных задач и ответственности за результат их решения.

В основу данных требований легли наиглавнейшие направления совершенствования образовательной деятельности, сформулированные в методических указаниях главнокомандующего ВМФ образовательным организациям ВМФ, а именно:

- обеспечить содержание подготовки на основе опыта применения ВМФ;

- обеспечить режим подготовки, максимально приближённый к условиям прохождения военной службы;

- обеспечить готовность к выполнению выпускниками обязанностей по должностному предназначению без существенной дополнительной подготовки.

Результатом поиска решения стала разработанная и одобренная радиотехнической службой главного командования ВМФ «Концепция создания в ВМПИ учебно-боевого берегового информационного поста (БИП-УБ)», предполагающая развёртывание в институте учебно-боевого элемента системы управления, а также интеграцию его как в систему освещения обстановки (СОО) ВМФ, так и в образовательный процесс.

В качестве технической составляющей БИП-УБ, в данном случае УТС, выбран программно-аппаратный комплекс (ПАК) функциональной системы освещения обстановки (ФСОО) «Алеврит», предназначенный для информационной, модельной и графической поддержки решения типовых функциональных задач должностными лицами органов управления СОО ВМФ (см. рис. 2).

Выбор технической составляющей обоснован возможностью:

- практического изучения принципов построения и функционирования серийного современного образца ВВСТ;

- теоретического изучения существующей организации построения и функционирования СОО ВМФ;

- получения реальной объектовой информации о различных видах обстановки через соответствующие сегменты существующей СОО ВМФ и по дополнительным каналам связи;

- моделирования учебных тактических ситуаций на фоне реальной обстановки (дополнение реальной обстановки учебными моделями различных объектов) и использования их для оценки, прогнозирования развития событий и выработки решений по управлению процессами освещения обстановки;

- сопряжения с компьютерными тренажёрными комплексами для использования в качестве имитатора учебной тактической обстановки, а также рядом образцов ВВСТ, используемых в учебном процессе;

- решения учебных задач проблемно-ориентированного моделирования и оптимизации СОО ВМФ;

- использования функционала ПАК «Алеврит» для формирования у курсантов командных навыков и навыков работы в СОО ВМФ;

- использования незначительных финансовых затрат, по сравнению с другими образцами ВВСТ, для реализации инновационного подхода в образовании.

В качестве организационной составляющей БИП-УБ выбрана структура, приближённая к организации информационного центра СОО ВМФ {см. рис. 3). По аналогии с реальным пунктом управления формируется дежурная смена (боевой расчет) в составе дежурного офицера (из числа преподавательского состава) и дежурных операторов наблюдения (из числа курсантов), которая

обеспечивает несение вахтенным способом круглосуточное решение эксплуатационных и информационно-расчётных учебных задач с использованием ПАК «Алеврит», например:

- поддержание образца ВВСТ в заданной степени готовности путём проведения соответствующих осмотров, регламентных работ, оперативного ремонта при выходе из строя отдельных функциональных элементов;

- сбор, обработку, анализ и отображение информации о реальной обстановке в зоне ответственности, в реальном масштабе времени;

- представление формализованных донесений об обстановке в текстуальном и графическом формате должностным лицам ВМПИ и по запросу вышестоящим органам военного управления (начальнику радиотехнической службы ВМФ);

- расчёт текущих параметров функционирования СОО ВМФ и прогнозирование влияния условий внешней среды на функционирование средств обнаружения (ожидаемые дальности действия гидроакустических и ра-

диолокационных средств, влияние метеоусловий на функционирование СОО ВМФ, выработка решений по наращиванию информационного поля и т.п.);

- мониторинг за функционированием источников информации, расположенных на постах береговой системы наблюдения ВМФ;

- ведение эксплуатационной и вахтенной документации;

- повышение интереса курсантов к процессу обучения через решение военно-профессиональных задач.

При такой организации дополнительно могут быть решены задачи:

- обеспечение военно-профессиональной практики курсантов, обучающихся по специальностям радиотехнического профиля подготовки путём несения дежурства по освещению обстановки, техническому (зрительному при наличии возможности) наблюдению за обстановкой в зоне ответственности БИП-УБ;

- отработка курсантами навыков выполнения функций должностных лиц постов береговой

Рис. 3. Концепция организационной структуры БИП-УБ

системы наблюдения ВМФ в ходе обучения в институте;

- формирование у офицерского состава и обучающихся соответствующих командных навыков, приобретение (совершенствование) ими необходимых навыков эксплуатации элементов и подсистем СОО ВМФ;

- резервирование технических средств береговых информационных постов ВМФ путём использования БИП-УБ в качестве запасного пункта управления СОО ВМФ;

- обеспечение теоретической и практической подготовки должностных лиц органов управления СОО ВМФ к эксплуатации и применению по назначению ПАК «Алеврит» в системе дополнительного профессионального образования;

- использование БИП-УБ специалистами ВМФ для проведения занятий по специальной(радиотехнической) подготовке;

- проведение показных, контрольных, зачётных, а также состязательных учебных мероприятий, обеспечивающих оценку теоретических знаний и практических навыков как обучаемых, так и подготавливаемых расчётов органов управления СОО ВМФ.

Перспективой наращивания БИП-УБ является интеграция его с ситуационным центром «Освещение обстановки и управление комплексной тренировкой», в котором учебная тактическая обстановка (основанная на реальной) размножается и передаётся в качестве исходной на другие места проведения занятий (тренажёрные комплексы, образцы ВВСТ, классы научных исследований), обеспечивая тем самым их комплексирование в единую информационную среду (см. рис. 4).

Новизна сформулированной методологии заключается в применении инновационного подхода при реализации компетентностной модели выпускника за счёт активного использования в процессе подготовки задач военно-профессиональной деятельности и использования УТС, основанных на образцах ВВСТ из числа объектов профессиональной деятельности выпускника.

Для института наиболее ожидаемым результатом применения вышеуказанной методологии следует считать интеграцию военного образования и боевой подготовки ВМФ. Ведь именно боевая подготовка является первым элементом военно-профессиональной деятель-

ности, с которым сталкиваются выпускники по прибытию на корабли и в подразделения ВМФ, и от их готовности самостоятельно освоить этот вид деятельности зависит как процесс становления на первичных должностях, так и их дальнейший карьерный рост.

Стоит отметить и такие важные ожидаемые инновационные результаты, как:

- активное вовлечение в образовательную деятельность заказчика кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение привлекательности института для абитуриентов;

- поэтапный переход к более сложным моделям применения УТС, например, апробация элементов проведения распределённой военно-морской игры в масштабах ВМПИ;

- совершенствование учебно-материальной базы.

Таким образом, совершенствование методологии использования УТС в ВМПИ обеспечит повышение качества выполнения кадрового заказа, а также совершенствование технологии обучения и воспитания специалистов ВМФ, престиж военно-морского образования.

Рис. 4. Концепция наращивания БИП-УБ для проведения учебных занятий, распределённых тактических игр и тренировок

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрасов, С. И., Некрасова, Н.А Философия науки и техники: тематический словарь.- Орёл: ОГУ. 2010.

2. Военная дидактика: учебник / под общ. ред. В. Г. Михайловского. - М.: Изд-во МО, 2005.

3. Ильин, ВА.,Пахомов, Е.С. Методология создания тренажёрных средств для оперативной и тактической подготовки органов управления и военных специалистов. Тезисы докладов научно-деловой программы Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018», круглый стол «Актуальные вопросы тренажёрной подготовки органов управления и военных специалистов. Пути повышения качества тренажёрной подготовки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.