Список литературы:
1. Артемьева Ю. А. Правосубъектность участников налоговых правоотношений //Экономика - 2012. - №. 4. - С. 128-133.
2. «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме»: приказ Федеральной налоговой службы РФ от 04.07.2014 г. № ММВ-7-3/353@ (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 г. № 33922) // Рос. газ. - 2014. - 24 сентября. - N 217.
3. «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска»: решение Думы г. Иркутска от 31.08.2005 г. № 004-20-160175/5 (ред. от 25.06.2014 г.) // Иркутск официальный. - 2014. - 28 ноября. - N 61.
4. Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в элек-
тронной форме: приказ МНС России от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 // Рос. газ. - 2014. - 24 сентября. - N 217.
5. Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц: приказ МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 // Рос. газ. - 2004. - 30 марта. - N 64.
6. Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@ // Рос. газ. - 2011. - 23 сентября. - N 213.
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В _ЮРИДИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
Прудиус Елена Витальевна
Канд. юридических наук, адвокат №77/756, г. Москва
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ: Широкое применение информационных средств и информационных технологий во всех сферах деятельности человека, существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для изменения экономического, политического и культурного жизни людей. Особое значение в этих условиях приобретают процессы правовой информатизации. Для развития любого цивилизованного государства правовая информированность граждан является одним из приоритетных факторов. В области правовой информатизации внедрение информационных технологий в правовую систему требует активного международного сотрудничества. Обращения граждан в Европейский Суд по правам человека свидетельствуют о том, что граждане и субъекты предпринимательской деятельности, сегодня испытывают трудности при получении информации в сфере правосудия.
ABSTRACT: The widespread use information technologies creates important preconditions for the change in the economic, political and cultural life of the people. For the development of any civilized state the legal awareness of citizens is one of the priority factors. In the field of legal informatization introduction of information technologies in the legal system requires international cooperation.
Ключевые слова: информационные технологии, юридическая деятельность, правосудие, правовая система, государство, граждане, Европейский Суд по правам человека
Keywords: information technology, legal activity, justice, legal system, government, citizens, European Court of Human Rights
Информатизация общества тесно взаимосвя- мбит / с., уменьшив затраты на внедрение новей-занная с внедрением информационных технологий ших технологий за счет интеграции и унификации во все сферы общественной и государственной национальных программ[2]. Современный этап жизни. Россия, как и Европейский Союз так же информационной революции в мире обусловлива-активно внедряют информационные технологии, о ет формирование новой информационной пара-чем свидетельствует Директива 2014/61 / ЕС дигмы по изучению социально-политических и Европейского Парламента и Совета Европейского правовых явлений. Под влиянием информацион-Союза от 15.05.2014 г., которая предусматривает ных технологий меняются и политико-правовые меры, направленные на развертывание высокоско- институты, политические отношения, формы по-ростных сетей электронной связи, что позволит литического и информационного воздействия на обеспечить к 2020 году доступ для всех европей- общество и общественное сознание; свое место цев к высокоскоростному интернету, более 30 уверенно занимает власть информации. Информа-
ционные механизмы общественного контроля, или система идейно-политической гегемонии, за последние десятилетия приобрели такое значение, что их называют информационной властью. Нужно отметить, что проблема информационной власти пока не получила должного развития и концептуализации в рамках правовых исследований. Частично это объясняется тем, что информационная власть как социально-политический, информационный и правовой феномен стал предметом анализа относительно недавно, и то только в рамках политической науки. В то же время, события в мире, использование информационных средств в качестве ключевого инструмента воздействия на массовое сознание поставили вопрос о необходимости правового регулирования информационной сферы, прежде всего регулирование информационных правоотношений. На этом пути важным становится обращение внимание на феномен информационной власти именно с позиций юридической науки, выработки предложений правового характера[3]. Надо учитывать, что использование информационных технологий в деятельности государственных и местных органов является предметом административно-правового регулирования как разновидность поведения физических и юридических лиц. В то же время информационные технологии взаимодействуют, превращают и организуют движение информационных ресурсов. Понятие «информационная система» (как система, объединяющая по каналам передачи данных созданные информационные ресурсы, сохраненные и обрабатываемые на компьютерах с соблюдением требований информационной безопасности) - это организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах человеческой деятельности, точнее отражает сущность информационных процессов в деятельности органов власти. Информационные технологии являются составной частью информационного пространства, а использование информационных технологий служит средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационное пространство может быть объектом управленческого воздействия со стороны органов государственного управления. Основные структурные элементы информационного пространства - это информационный ресурс, информационные технологии и информационные системы, направленные на обеспечение информационных потребностей общества и государства. Объектом государственного управления могут быть информационные технологии, информационные сети и системы, информационный ресурс, поскольку информационное пространство, является сложным динамическим образованием, может иметь объекты и связи, которые сложно, а порой и невозможно выявить и учесть при планирования и реализации управляющих воздействий. По мнению А. В. Манойло, основные структурные элементы информационного пространства - это субъ-
екты, которые реализуют массовое информирование и генерируют большие и значимые информационные потоки[5, 73-78]. Исследуя информационно-психологическое пространство (что является разновидностью общего понятие «информационное пространство»), указанный автор отмечает, что среди объектов информационно-психологического пространства целесообразно выделить: общественное сознание; частную сознание индивида; информационную инфраструктуру; информационные и психологические ресурсы[5, 86-88]. Информационная сфера страны одновременно является сферой реализации государственной информационной политики и объектом управляющего воздействия. Сложная структура этого явления предполагает возможность осуществления управляющей чего влияния на отдельные объекты, которые тоже выступают структурными элементами информационной сферы. В то же время использование информационных технологий представляет собой связующее звено, которое объединяет всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере, поскольку использование информационных технологий в деятельности государственных и местных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений.
Подчеркнем, что существуют программные средства, с которыми обязательно должен работать специалист в области правоведения. В частности, работа в правовой сфере связана с использованием большого количества документов и картотек. Итак, для юриста чрезвычайно полезно умение быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения. Важным является освоение программ узкоспециализированной направленности, когда специалист уже хорошо знаком с ПК, свободно владеет основными программными интерфейсами и, что самое главное, видит возможности прикладного использования компьютерной техники и программного обеспечения в своей будущей профессии. Юрист должен уметь пользоваться электронными справочниками, экспертными и информационно-поисковыми (универсальными и специализированными) системами. И, конечно обязательным в программе подготовки юриста является изучение основ практической работы в компьютерных сетях, в частности, освоение Интернета. Овладение общими методами информатики (информационным анализом, моделированием и алгоритмизацией) беспрекословно способствует повышению профессиональной способности к выполнению правоведческой деятельности и, в частности, расширению спектра: аналитических умений за счет освоения системно-информационного подхода к анализу окружающей действительности, общественных явлений и процессов (в том числе и законотворческих) гностических умений, связанных прежде всего с
овладением основным методом информатики -моделированием (данный метод, безусловно, полезен в профессиональном аспекте (анализ правовой ситуации, предвидения результата - прогнозирование), так и в плане совершенствования учебного процесса за счет эффективного использования моделей как инструмента познания на профильно-ориентированных занятиях) конструктивных умений путем формирования алгоритмического и операционного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных (рациональных) решений. В подавляющем большинстве случаев эффективность деятельности юриста зависит от того, насколько четко он может построить алгоритм (логическую последовательность) своих действий: что делать при определенных обстоятельствах, в какой последовательности, какими должны быть промежуточные и конечный результат и тому подобное; ориентационных умений, связанных с мировоззренческим значением курса информатики; рефлексивных умений, которые в первую очередь определяются спецификой работы с компьютером, требует постоянного анализа взаимодействия с компьютером и результативности собственных действий; информатических умений, которые определяются, прежде всего, способностью к использованию возможностей компьютера как средства обработки значительных объемов информации [4, 117-118]. Качественным примером применения информационных технологий и использования информационных систем в юридической деятельности является судебная система. Судебная информация имеет специфический характер и связана со следующими видами информации: персональные данные, сведения, составляющие государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну. В силу неоднородности конфиденциальной информации в сфере деятельности судебной системы отдельные авторы предлагают дифференцировать правовые режимы указанной информации на режим персональных данных и режим служебной тайны. Выделение режима персональных данных основывается на особый уровень правового регулирования. В режиме служебной тайны функционирует конфиденциальная информация о деятельности государства и общества судов общей юрисдикции, технологии, методологии принятия решений (служебная информация ограниченного распространения), а также конфиденциальная информация, поступившая в суды от физических и юридических лиц [6, 41]. С целью обеспечения граждан и организаций достоверной судебной информации, с учетом внедрения в суды общей юрисдикции автоматизированных информационных систем, актуальна задача классификации судебной информации. Участвуя в информационном обмене суды общей юрисдикции с одной стороны, являются производителями и распространителями судебной информации, с другой - массовыми потребителями правовой информации и потенциальными пользователями новых информационных технологий судебной информации. Средством повышения
эффективности информационного обмена в судебной системе являются информационные технологии. При этом обеспечение эффективного правосудия в судах предусматривает включение современных информационных технологий как непосредственно в процедуру осуществления правосудия, так и в деятельности по его обеспечению. Конструируя понятие «информационные технологии», законодателю не удалось дать определение, что объясняет с достаточной степенью теоретической ясности значение указанного института. Поэтому на основе имеющегося законодательного понятия, а также определений, встречающихся в научно-методической литературе, можно сказать, что в судебной системе информационные технологии представляют собой «совокупность технических, программных, математических, организационных средств и методов, обеспечивающих в сфере деятельности судов общей юрисдикции поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление, распространение судебной информации» [1, 70]. Основной причиной такой деятельности является предоставление информации в максимально полном, достоверном объеме, а главный принцип функционирования системы судов общей юрисдикции - принцип доступности информации, следует из принципа гласности судебного разбирательства. Обоснованность принятия судебных решений зависит от того, насколько информация, что лежит в основе таких решений, соответствует требованиям относимости и допустимости. Информация, которая является предметом судебного исследования должна быть переведена в актуальную и доказательную форму. Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В связи с изменениями социально-экономической обстановки в государстве, увеличением количества судебных дел, расширением возможностей обжалования в суде не правомерных действий должностных лиц информационная нагрузка на суды растет с каждым годом.
Вывод: Достижения в сфере компьютерных технологий и телекоммуникаций, массовая компьютеризация и развитие эффективных информационных технологий привели на пороге третьего тысячелетия к качественному изменению информационной составляющей развития сфер производства, науки, социальной жизни. Информация, тесно связана с управлением и организацией, превратилась в глобальный ресурс человечества, многократно увеличивая его потенциальные возможности во всех сферах жизнедеятельности. Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации юридической деятельности, предусматривает использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего роста, интенсификации всех уровней юридического процесса, повышению его эффективности и качества, подготовку специалистов к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отноше-
нии) жизни в условиях информатизации общества. В системе государственных органов и в управленческих процессах информационные технологии выступают соединительными звеньями, обеспечивает взаимодействие и интеграцию всех уровней и элементов системы и выполнения ею (и ее институтами) всех основных функций. Механизмы использования информационных технологий имеют административно-организационные, административно-правовые и информационно-коммуникационные составляющие. Особенность административно-правовой составляющей механизма использования информационных технологий в сфере государственного управления состоит в том, что он пока на этапе своего формирования. Внедрение современных информационных технологий обеспечивает целостность информационной сферы, развивается согласно определенным закономерностям. Если игнорировать закономерности развития информационной сферы, то снижается действенность решений уменьшается эффективность внедрения информационных систем в работу органов власти, возникает необходимость реформирования системы управления. Информационное обеспечение качественно и эффективно реализуется только в условиях наличия достаточного административно-правового регулирования использование информационных технологий. Разработка и внедрение административно-правового регулирования использования информационных технологий способствуют переходу к новой общественной формации - информационного общества. Таким образом, использования информационных технологий в юридической деятельности неразрывно связано с развитием общества и информатизацией общества, обеспечивая эффективное государственное управление на всех уровнях.
Список использованных источников
1. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. - М.: Издательство «НОРМА», 2000. - 640 с.
2. Директива 2014/61 / ЕС Европейского Парламента и Совета от 15 мая 2014 о мерах, направленных на уменьшение затрат на развертывание высокоскоростных сетей электронной связи / Официальный вестник Европейского Союза L.155 / 1 23.5.2014. UA. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://www. nkrzi. gov.ua/index.php?r=site/index&pg= 104&language=uk
3. Дюк Вячеслав Анатольевич, Флегонтов Александр Владимирович, Фомина Инга Константиновна Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №138. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/primenenie-tehnologiy-intellektualnogo-analiza-dannyh-v-estestvennonauchnyh-tehnicheskih-i-gumanitarnyh-oblastyah (дата обращения: 21.08.2016).
4. Информационные технологии в юриспруденции : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай, И. С. Дубровин, Н. Х. Сафиуллин] ; под ред. С. Я. Казанцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
5. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях / А. В. Ма-нойло. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.
6. Соколова О. С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов // Современное право. - 2005. -№ 8. - С. 40 - 45.