Научная статья на тему 'Информационно-правовая политика России в сфере судебной деятельности: теоретические основы и вопросы реализации'

Информационно-правовая политика России в сфере судебной деятельности: теоретические основы и вопросы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНЫЕ АКТЫ / ИНТЕРНЕТ / INFORMATION AND LEGAL POLICY / INFORMATION / JUDICIAL ACTIVITIES / JUDICIARY / JUDICIAL ACTS / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярославцев С. Ф., Ярославцева С. В.

В статье раскрывается понятие информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности как важнейшей составляющей государственной правовой политики. Со ссылкой на нормативные правовые акты проанализировано современное состояние информационноправового обеспечения судебной деятельности в Российской Федерации. Обозначены отдельные направления совершенствования процессов информатизации в сфере судебной деятельности, а также проблемы, тормозящие их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information and legal policy of Russia in the judicial field: theoretical bases and implementation issues

The concept of information and legal policy in the judicial field as an important component of the state legal policy is revealed in the article. Basing on laws and regulations, the current state of information and legal support of the judicial activities in the Russian Federation is analyzed by the authors. Some areas of information processes improvement in the judicial field are denoted and the problems hindering their development are mentioned.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовая политика России в сфере судебной деятельности: теоретические основы и вопросы реализации»

ИНфОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В сфере СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ

С.ф. Ярославцев

(заместитель начальника отдела координации научных исследований и внедрения передового опыта Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук; 8 (3452) 59-84-97)

С.В. Ярославцева

(помощник судьи Арбитражного суда Тюменской области; [email protected])

В статье раскрывается понятие информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности как важнейшей составляющей государственной правовой политики. Со ссылкой на нормативные правовые акты проанализировано современное состояние информационноправового обеспечения судебной деятельности в Российской Федерации. Обозначены отдельные направления совершенствования процессов информатизации в сфере судебной деятельности, а также проблемы, тормозящие их развитие.

Ключевые слова: информационно-правовая политика, информация, судебная деятельность, судебная власть, судебные акты, Интернет.

Информационно-правовая политика Российского государства в сфере судебной деятельности направлена на повышение уровня эффективности судопроизводства внутри судебной системы, а также на открытость судебной власти перед участниками судебных процессов и всей заинтересованной общественностью. При этом информационно-правовая политика в сфере судебной деятельности является одним из направлений информационно-правовой политики Российского государства, предметом правового регулирования которой выступают отношения по формированию и использованию информационно-правового поля и информационно-правовых технологий, возникающие при рассмотрении дел российскими судами всех уровней.

Проявлением информационно-правовой политики в государстве является реализация особо значимых для общества интересов, а именно обеспечение гарантии справедливого, законного, беспристрастного и как можно более скорого правосудия. Таким образом, правовая политика, направленная на решение столь важных вопросов, должна являться одним из главных звеньев государственной правовой политики. Реализация мер информационно-правовой политики должна обеспечи-

вать выполнение государством одной из важнейших функций - функции по обеспечению законности и стабильности в государстве, способствовать повышению уровня доверия граждан к судебной системе и к государству в целом.

Поскольку по отношению к понятию информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности понятие правовой политики является родовым, то для характеристики последнего воспользуемся подходом Н.И. Матузова, который рассматривает правовую политику как комплекс целей, мер, задач, программ, установок. При этом имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти [1, с. 77]. По его мнению, «разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу - одна из неотложных задач современной юридической науки» [1, с. 75].

Таким образом, применительно к понятию «информационно-правовая политика государства в сфере судебной деятельности» под правовым пространством сле-

дует понимать комплекс целей, мер, задач, программ, установок, направленных на урегулирование информационно-правовых отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия и выполнения иных возложенных на нее задач российской судебной властью. При этом итогом реализации такого комплекса правовых средств должно стать значительное снижение поступления в суды необоснованно заявляемых исков, повышение качества принимаемых судебных актов, исключение ситуаций вынесения судьями заведомо неправосудных решений и - как следствие - повышение уровня доверия граждан к судебной системе, направленность спорящих сторон на разрешение конфликтных ситуаций исключительно правовыми средствами, что соответственно приводит к повышению уровня социальной и экономической стабильности в государстве.

Как отмечает В.М. Боер, теория информационно-правовой политики государства представляет собой новое перспективное научное направление, возникшее на основе общей теории права и государства, теории информатизации, кибернетики, широкого использования достижений научнотехнической революции в области информационных технологий [2, с. 2].

По мнению указанного ученого, информационно-правовая политика государства представляет собой целенаправленную политико-правовую деятельность по формированию высокого уровня правовой культуры общества, соответствующей объективно существующей системе социально-экономических отношений. Она основана на теории информационноправовой политики, которая представляет собой комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение правовых реалий настоящего и прогнозируемой перспективы по обеспечению прогрессивного развития общества. Другими словами, она представляет собой высшую, самую развитую форму организации научного знания, дающего целостное представление о закономерностях, существенных связях в области правовой действительности, обеспечивающей жиз-

неспособность общества на пути прогрессивного развития.

Информационно-правовая политика вместе с данной теорией призвана обеспечить переход к информационному обществу на основе формирования информационной культуры как свода правил поведения, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества [2, с. 4].

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее понимание дефиниции «информационно-правоваяполитика государства в сфере судебной деятельности»: это совокупность целей, мер, средств, задач, программ, установок, направленных на повышение информированности граждан о деятельности судебной власти, на повышение доступности и открытости судопроизводства для участников судебных процессов и иных заинтересованных лиц, а также на качественное преобразование подходов к осуществлению правосудия судами посредством использования достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий.

При этом основным моментом, определяющим возможность формирования и реализации информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности, на наш взгляд, является волеизъявление государства на открытость и доступность органов судебной власти для всех заинтересованных в этом лиц и всего общества в целом. Иными словами, в таком волеизъявлении государства прослеживается его заинтересованность в повышении уровня правовой культуры общества, уровня правосознания, его стремление к укреплению авторитета судебной власти, представляющей одну из ветвей государственной власти.

По мнению В.Н. Путило, государственная политика не должна идти впереди права, то есть политическая целесообразность обязана обладать и качеством правовой необходимости [3, с. 127].

Считаем, что указанное замечание вполне справедливо, однако имеются основания предполагать, что такое теоретическое положение не всегда будет согласовываться с практикой, поскольку, например,

Юридическая наука и правоохранительная практика обязательность применения информационных технологий при формировании массивов правовой судебной информации имеет ряд особенностей, выходящих за рамки императивных указаний закона. В частности, закрепленная в нормах обязательность опубликования всех судебных актов судами Российской Федерации всех уровней на сегодняшний день не может быть реализована в полной мере, поскольку для этого необходимо соответствующее материальное, информационно-техническое и кадровое обеспечение органов судебной власти.

Объективное отсутствие технической возможности реализации поставленной перед судами задачи информировать широкие круги общественности обо всех принимаемых решениях (определениях, постановлениях) может свести на «нет» исполнение норм права, закрепляющих обязанность судов производить размещение такой информации на общедоступных информационно-правовых ресурсах.

В связи с этим информационно-правовая политика государства в сфере судебной деятельности в настоящее время не может в полной мере отождествляться с правовой политикой, представляющей совокупность правовых средств.

Между тем сегодня можно с уверенностью говорить о том, что реализация направлений информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности является одной из приоритетных задач государства, направленных на развитие процессов демократизации в обществе, повышение открытости судебной власти и гласности судопроизводства. Об этом свидетельствуют изданные в последнее десятилетие законы и подзаконные нормативные акты.

Одним из первых в числе таких нормативных правовых актов было принято постановление Совета судей Российской Федерации от 16.11.2001 № 60 «О Концепции информационной политики судебной системы» [4], согласно которому Концепция информационной политики судебной системы Российской Федерации является выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи,

принципы и основные направления работы в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.

Согласно Концепции, непосредственно под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганду идей правосудия, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации.

Кроме того, Концепцией определены такие основные направления реализации информационной политики судебной системы, как: создание системы информационного обеспечения судебной власти, структурирование и объединение ее ресурсов в информационной сфере, приоритетное разрешение в ней общих проблем всех ветвей судебной власти; создание систем автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных пользователей - юристов, представителей науки, средств массовой информации и т.д.; нормативно-правовое регулирование взаимоотношений судов и средств массовой информации и другие.

В целях реализации Концепции информационной политики судебной системы постановлением Президиума Верховного Суда РФ 24 ноября 2004 г. утверждено Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции [5].

Согласно названному Положению Интернет-сайты управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации созданы для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информа-

ции о деятельности районных, городских, гарнизонных военных судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, реализации механизмов общественного доступа к информации о правосудии, создания механизмов информационного взаимодействия с гражданами, а также для решения иных задач в области информационной политики судейского сообщества России.

При этом в Положении отмечается, что работа Интернет-сайтов управлений (отделов) Судебного департамента должна строиться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Федеральным законом от 27 июля

2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. № 60 «О Концепции информационной политики судебной системы».

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа

2007 г. № 96 были утверждены Методические рекомендации по ведению официальных Интернет-сайтов управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации [6], разработанные в соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие») и базирующиеся на основных принципах организации работы по формулированию целевых задач и выстраиванию типовой структуры Интернет-сайтов судов общей юрисдикции.

Можно сказать, что с этого времени началась деятельность судебной системы

по созданию сайтов судов общей юрисдикции, а затем по модернизации с целью увеличения объемов размещаемой информации и улучшению пользовательских интерфейсов.

Большим достижением в сфере регламентации общественных отношений, связанных с реализацией направлений информационно-правовой политики в сфере судебной деятельности и с повышением открытости судебной власти, явилось принятие Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [7] (далее - Федеральный закон № 262-ФЗ), вступившего в силу с 1 июля 2010 года.

В данном Законе обобщены и систематизированы основные принципы и подходы, которые были ранее изданы на уровне вышеуказанных подзаконных актов, а также введены новые положения, направленные на регулирование отношений, связанных с доступом к информации о деятельности судов.

Согласно статье 4 вышеуказанного Закона, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

В статье 6 Федерального закона № 262-ФЗ перечислены способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, среди которых: присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; размещение информации о деятельности судов Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества; ознакомление пользователей информацией с находящейся в архивных фондах информацией о деятельности судов; предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

Особым случаем является обеспечение доступа к информации о деятельности судов посредством сети «Интернет», поскольку именно данный способ является наиболее доступным и позволяет с минимальными затратами времени знакомиться с судебной информацией различных судебных органов, в том числе территориально отдаленных, неограниченному кругу лиц: как участникам судебных процессов, так и иным лицам, заинтересованным в получении такой информации.

Статьей 10 Федерального закона № 262-ФЗ разъясняется, что суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае если суд общей юрисдикции (районный суд, гарнизонный военный суд, мировой судья) не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Рос-

сийской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции.

В довольно объемной по своему содержанию статье 14 Федерального закона № 262-ФЗ содержится перечень, согласно которому в сети «Интернет» на официальных сайтах судебных органов размещается информация о деятельности судов. Важным моментом является то, что данная статья предписывает судам размещать, в том числе, сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информацию о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию, с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное (с учетом особенностей соответствующего судопроизводства); тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел.

Как показывает практика, именно данная информация наиболее востребована участниками процесса и иными заинтересованными лицами. В частности, размещение текстов судебных актов, результатов их обжалования, обобщений и обзоров по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел влияет на предсказуемость результата рассмотрения дел определенных категорий, соответственно, ознакомившись с имеющейся в суде практикой, потенциальные истцы имеют возможность грамотно обозначить свою правовую позицию при подаче иска в суд, сократив тем самым время судебного разбирательства, либо отказаться от намерения подавать иск, по которому перспектива проиграть дело очевидна.

В целях реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2009 № 71 утвержден Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет» [8], приказом Верховного Суда РФ от 18.06.2010 № 10-П утвержден Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации [9], постановлением Президиума Совета судей РФ в от 27.01.2011 № 253 утвержден Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции [10].

В частности, п. 3.4 Регламента, утвержденного постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253, установлено, что на сайте суда размещаются в полном объеме тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в том числе: тексты судебных актов, вынесенных по гражданским делам, возникающим из публичных правоотношений, в частности по делам об оспаривании нормативных правовых актов и о защите избирательных прав; тексты вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по делам, рассмотренным в порядке части 3 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; тексты вступивших в законную силу судебных актов, содержащих требование об их опубликовании через конкретное средство массовой информации в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

При этом в целях защиты информации, не подлежащей разглашению, пунктом 3.5 Регламента определено, что не подлежат размещению на сайте суда тексты судебных актов, вынесенных по делам:

затрагивающим безопасность государства; возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, разрешаемых в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанные нормативные правовые акты свидетельствуют о пристальном внимании государства к проблемам информационно-правового обеспечения деятельности судов, участников процесса и иных заинтересованных лиц. Информационноправовая политика государства в сфере судебной деятельности направлена на повышение эффективности работы судов и их информационной открытости.

Об этом свидетельствуют и положения Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от

20.09.2012 № 1735-р [11].

Согласно данной Концепции, внедрение в деятельность судебной системы современных информационных технологий является одним из основных мероприятий Программы до 2012 года, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, реализацию конституционного права на судебную защиту, оптимизацию сроков рассмотрения дел и споров, сокращение количества не завершенных производством дел и исключение случаев утраты документации, повышение качества и эффективности работы аппаратов судов, а также на создание условий для удобного и быстрого доступа к информации.

Кроме того, в соответствии с Концепцией, по итогам реализации Программы до 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции, арбитражных судах и в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему федеральных судов общей юрисдикции, составило 72 518 единиц, в единую информационную систему арбитражных судов - 14 000 единиц.

Таким образом, достижения в сфере реализации направлений информационноправовой политики государства в сфере судебной деятельности очевидны, но нельзя не признать, что процессы по информационно-правовому обеспечению судебной системы ведутся недостаточно быстро и эффективно, в частности, судебные акты «выгружаются» не все и недостаточно оперативно из-за отсутствия соответствующего материально-технического оснащения, профессионально подготовленных для данной сферы кадров, а также большой загруженности судей и работников аппаратов судов.

Данный факт отмечается и в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», в которой указывается, что реализация мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.

Кроме того, в рамках разработки мероприятий по переходу к юридически значимому электронному документообороту требуются подготовка и принятие закона, закрепляющего возможность подписания судебных актов при помощи электронной

цифровой подписи для судей арбитражных судов.

Все вышеперечисленное, а также реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» по созданию «мобильного правосудия», «электронного правосудия», внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят упростить доступ граждан к правосудию, обеспечить качественную и эффективную работу судов, повысить информационную открытость судебной системы в Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что реализация целей и задач информационно-правовой политики Российского государства в сфере судебной деятельности на сегодняшний день - одно из наиболее активно развивающихся и значимых направлений деятельности судебной власти, в осуществлении которой заинтересованы и государство, и судебные органы, и участники судебных процессов.

1. Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: НОРМА, 2003.

2. Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России: Теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб.,1998.

3. Социология права: учеб. пособие / под ред. В.М. Сырых. М.: Юстицинформ, 2001.

4. О Концепции информационной политики судебной системы: постановление Совета судей РФ от 16.11.2001 № 60. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс. Судебная практика».

5. Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации: утв. постановлением Президи-

ума Верховного Суда РФ от 24.11.2004. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс. Судебная практика».

6. Об утверждении Методических рекомендаций по ведению официальных Интернет-сайтов управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.08.2007 № 96. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Версия Проф».

7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: федер. закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ: ред. от 18.07.2011 // Рос. газ. 2008. 26 дек. № 265; КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. 2012. Вып. 18.

1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.

8. Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет»: приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2009 № 71: ред. от 14.02.2011. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс. Версия Проф».

9. Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации: утв. приказом Верховного Суда РФ от 18.06.2010 № 10-П: ред. от 30.12.2011 (вместе с Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте

Верховного Суда Российской Федерации в сети «Интернет», Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации, Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации, Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по сети «Интернет»). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Версия Проф».

10. Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции: постановление Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253: ред. от 24.03.2011. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Версия Проф».

11. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»: распоряжение Правительства РФ от

20.09.2012 № 1735-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. 10 янв. № 40. Ст. 5474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.