Научная статья на тему 'Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы на современном этапе судебной реформы'

Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы на современном этапе судебной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3261
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ ПРАВОСУДИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ / ДЕПЕРСОНИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ / JUSTICE OPENNESS / JUDICIAL SYSTEM / COURT SESSION / DEPERSONIFICATION OF COURT ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бухарев Антон Викторович

В статье исследованы отдельные способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, такие, как присутствие граждан, представителей организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в открытом судебном заседании, размещение информации о деятельности судов в сети «Интернет », проанализированы актуальные проблемы их реализации. Изучены особенности фиксации хода судебного разбирательства лицами, присутствующими в открытом судебном заседании. Исследованы организационно-правовые аспекты осуществления допуска лиц в залы судебных заседаний, сформулировано научно обоснованное предложение по совершенствованию порядка допуска в здание суда представителей средств массовой информации. Далее в статье проанализированы особенности размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов в сети «Интернет», рассмотрены проблемные вопросы исключения персональных данных из текстов судебных актов, приведены статистические сведения о размещении судебных актов в сети «Интернет». Сделан вывод о том, что деперсонификация публикуемого судебного акта должна осуществляться только по ходатайству лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявленных ходатайств, тексты судебных актов следует размещать на официальном сайте суда в сети «Интернет» в полном объеме. Кроме того, в статье определены перспективные направления развития, направленные на повышение открытости судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring openness and transparency of the judicial system at the present stage of the judicial reform

The article explores some ways to ensure access to information about the activities of the courts, such as the admission of citizens, organization representatives, public authorities and local governments in open court hearing, the placement of information on the activities of courts on the Internet, analyzes the current problems of implementation. There have been examined the features of court hearing fixation by people presented there. The article studies the organizational and legal aspects of the admission of citizens in courtrooms, formulates scientifically substantiated proposals for improving the procedure for mass media representatives admission to the courthouse. Later, the article analyzes the features of placing information on the activities of the court and the texts of judicial acts on the Internet, discusses problematic issues of exception personal data from the texts of judicial acts, the statistical information on the location of judicial decisions on the Internet. It is concluded that depersonification of published court decision must be carried out only at the request of the persons involved in the case, in the absence of a petition, the texts of judicial decisions should be placed on the official website of the court on the Internet in its entirety. Furthermore, the article identifies promising areas of development, aimed at improving the transparency of the judicial system.

Текст научной работы на тему «Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы на современном этапе судебной реформы»

5. Курмашев Н.В. Учение о воле в юридической сделке в советской и современной российской ци-вилистической науке // Вестник гражданского права. - 2007. - № 1.

6. Новицкий И.Б. Римское право. Учебник. 7-е изд. - М.: ТЕИС, 2002. - 310 с.

7. Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. - Душанбе: Дониш, 1983. - 256 с.

8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Пед. Академия наук СССР, 1957. - 328 с.

9. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 272 с.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология

человека: введение в психологию субъективности. - М.: Школа-пресс, 1995. - 384 с.

11. Телюкина М.В. Понятие сделки: теоретический и практический аспекты // Адвокат. - 2002. -№ 8.

12. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. - М.: Юрайт, 2000. - 162 с.

13. Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Труды по гражданскому праву. - М.: Статут, 2001.

14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1998. - 120 с.

УДК 347.97/.99

Бухарев Антон Викторович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

В статье исследованы отдельные способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, такие, как присутствие граждан, представителей организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в открытом судебном заседании, размещение информации о деятельности судов в сети «Интернет», проанализированы актуальные проблемы их реализации. Изучены особенности фиксации хода судебного разбирательства лицами, присутствующими в открытом судебном заседании. Исследованы организационно-правовые аспекты осуществления допуска лиц в залы судебных заседаний, сформулировано научно обоснованное предложение по совершенствованию порядка допуска в здание суда представителей средств массовой информации. Далее в статье проанализированы особенности размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов в сети «Интернет», рассмотрены проблемные вопросы исключения персональных данных из текстов судебных актов, приведены статистические сведения о размещении судебных актов в сети «Интернет». Сделан вывод о том, что деперсонификация публикуемого судебного акта должна осуществляться только по ходатайству лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявленных ходатайств, тексты судебных актов следует размещать на официальном сайте суда в сети «Интернет» в полном объеме. Кроме того, в статье определены перспективные направления развития, направленные на повышение открытости судебной системы.

Ключевые слова: открытость правосудия, судебная система, судебное заседание, деперсонификация судебных актов.

В настоящее время судебная система находится в стадии реформирования. Некоторые изменения уже произошли и коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности, доступность правосудия и повышения уровня их информатизации.

В современных условиях открытость и прозрачность деятельности судебной системы имеют важное значение. Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду [4].

С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспече-

нии доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», установивший как сам процесс организации доступа к сведениям о работе судебной системы, так и ключевые правила организации доступа к указанным сведениям. В данном Законе приведено определение информации о деятельности судов, названы основные принципы, указаны способы обеспечения доступа к информации, установлена форма предоставления такой информации, а также четко определены права пользователей информации.

Закон закрепляет различные способы для обеспечения доступа к информации о деятельности судов: 1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в открытом судебном заседании; 2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; 3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной

© Бухарев А.В., 2015

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3. 2015

207

сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»); 4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях; 5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов [2].

Присутствие граждан, представителей организаций в открытых судебных заседаниях необходимо признать одним из наиболее значимых способов организации доступа к информации. Указанный способ обусловлен применением ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации, предусматривающей открытое рассмотрение и разрешение дел во всех судах [1].

В этой связи необходимо отметить, что предусмотренные законом положения об открытости деятельности судебной системы время от времени не исполняются. В частности, бывают случаи, когда руководство суда не допускает лиц, имеющих намерение присутствовать на судебном разбирательстве, в зал судебного заседания под различными предлогами: отсутствие свободных мест и т.д. Урегулирование указанных ситуаций необходимо осуществлять в пользу обеспечения доступа к информации. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 13.12.2012 № 35 указал, что не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) [4].

По общему правилу разбирательство дел во всех судах открытое. Проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом (часть 2 статьи 10 ГПК РФ, часть 2 статьи 241 УПК РФ).

В то же время наличие в деле сведений, относящихся к частной жизни участвующих в деле лиц, не является безусловным основанием для принятия судом решения о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Судам, при решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву обеспечения права лица на неприкосновенность частной жизни, надлежит принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений.

Также следует обратить внимание на то, что федеральное законодательство не предусматривают обязанность лиц, присутствующих в открытом судебном заседании и фиксирующих его ход в письменной форме и (или) с помощью средств

аудиозаписи, уведомлять суд и получать у него разрешение на фиксацию хода судебного разбирательства в данных формах.

К письменной форме фиксации хода судебного разбирательства относятся, в том числе, ведение непосредственно в сети «Интернет» текстовых записей, осуществляемых с помощью компьютерных и иных технических средств, а также зарисовки судебного процесса.

Однако фотосъемка, видеозапись, киносъемка, а также трансляция по радио и (или) телевидению хода судебного разбирательства могут осуществляться исключительно с разрешения суда [4].

Порядок доступа лиц в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения, устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов. Так, правила пребывания посетителей в Ленинском районном суде города Костромы устанавливают, что допуск в здание суда представителей средств массовой информации, а также внесение в здание суда усилительной и радио-, теле-, кино-, фотоаппаратуры осуществляется при предъявлении представителями СМИ служебных удостоверений с разрешения председателя суда или его заместителя [9]. Причем подобная практика допуска в суды представителей СМИ распространена повсеместно: в судах Пензенской [6], Тамбовской [7], Тверской области [8]. Таким образом, доступ журналистов в суд по сравнению с остальными гражданами оказывается ограничен вследствие того, что им необходимо получить специальное разрешение председателя суда, который по своему, не имеющему четких критериев усмотрению определяет, кого допустить на слушания. В то же время в постановлении Пленума Верховного Суда отмечено: «Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг, не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности, по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям, не предусмотренным законом» [4]. На основании изложенного, в целях обеспечения равного доступа к информации о деятельности судов, необходимо внести изменения в соответствующие правила пребывания посетителей, определив, что допуск в здание суда представителей средств массовой информации в целях присутствия в открытом судебном заседании, фиксации хода судебного разбирательства осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений, допуск в здание суда в иных целях, а также внесение в здание суда радио-, теле-, кино-, фотоаппаратуры произ-

водится с разрешения председателя суда или лица, его замещающего.

Открытость и гласность судопроизводства позволяет всем заинтересованным лицам, присутствующим в судебном заседании, отслеживать законность осуществления правосудия, снижает вероятность коррупционной составляющей судебного разбирательства, и потому является гарантированным условием соблюдения справедливости.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является ее размещение в сети «Интернет». Интерес представляют особенности размещения в сети Интернет текстов судебных актов. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия, а тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.01.2011 № 253 утвержден Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент). Согласно Регламенту ответственный работник аппарата суда в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводит деперсонификацию текстов судебных актов и (или) исключение из них сведений ограниченного доступа. Согласно Регламенту деперсонифи-кация - это исключение из текста судебного акта персональных данных. Регламентом установлен примерный перечень персональных данных участников судебного процесса, подлежащих исключению из объема сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов, размещаемых на сайте суда [5].

В научной среде многие исследователи критикуют деперсонификацию судебных актов, указывая на ее бессмысленность и даже абсурдность. Так отмечается, что деперсонализация судебных актов значительно затрудняет ознакомление с их текстами, поскольку из них исключаются полезные сведения, и, следовательно, текст судебного решения становится абсолютно нечитаемым.

По сути, в результате деперсонализации происходит обессмысливание значительной части информации, изложенной в судебных актах, которые представлены на сайтах судов. Этот показатель отличается по разным категориям дел, но наибольшему искажению подвергаются гражданские дела. Согласно результатам последнего исследования, значимые для дела данные в гражданских делах удалены почти в половине случаев (46%), из уго-

ловных дел удалены значимые для понимая существа дела данные в 26% случаев [10].

Деперсонификация судебных актов также привела к появлению следующего проблемного вопроса - значительному увеличению нагрузки работников аппарата суда, ответственных за указанное направление деятельности. Как следствие, районные суды публикуют судебные акты непостоянно и неполно. Так, по результатам обобщения практики исполнения судами в 2013 году и первом полугодии 2014 года требований по обеспечению доступа к информации о деятельности судов, треть судебных решений по гражданским делам публикуются на сайтах районных судов с опозданием, около 20% не публикуются вообще [11]. Таким образом, в результате введения деперсонификации судебных актов, реализация принципа открытости судебной власти отчасти сведена к абсурду, стремление сделать судебные решения более доступными по факту приводит к их частичному или полному обессмысливанию.

Однако следует согласиться с тем, что на законодательном уровне должны содержаться гарантии для защиты персональных данных при опубликовании текстов судебных актов [12]. Поэтому вполне обоснованным представляется предложение о деперсонификации публикуемого судебного акта только по ходатайству лиц, участвующих в деле. При отсутствии заявленных ходатайств, тексты судебных актов размещаются на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме.

Таким образом, несмотря на возникающие трудности при размещении информации о деятельности судов в сети «Интернет», опубликование судебных актов на официальных сайтах открывает широкие возможности для граждан и организаций, поскольку способствует обеспечению единства судебной практики, стимулирует к более ответственному подходу судей при оформлении принимаемых ими решений (постановлений), а также позволяет обеспечить максимальную гласность, открытость и прозрачность судебной власти.

При анализе перспективных направлений развития в области открытости деятельности судов, прежде всего, следует обратить внимание на Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Среди приоритетных задач указанной Программы обозначена такая, как обеспечение открытости и доступности правосудия. Решить поставленную задачу призван комплекс мероприятий по информатизации судебной системы и внедрению современных информационных технологий. Программа к числу таких мероприятий относит:

- повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирова-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

209

ния хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видео-конференцсвязи;

- создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид [3].

Эффективная реализация указанных мероприятий позволит не только решить проблемы доступа граждан к информации о деятельности судов, но и поднять уровень открытости всей судебной власти, сделать процедуру принятия решений прозрачной для общества, а также повысить социальную ответственность судей и работников аппарата суда.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч.1). - Ст. 6217.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 1. -Ст. 13.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.12 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Российская газета. - 2012. - № 292. - 19 декабря.

5. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.01.2011 № 253 «Об утверждении регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции» // СПС «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство».

6. Постановление Совета судей Пензенской области от 01.11.2012 «Об утверждении правил пребывания посетителей в Пензенском областном суде, районных (городских) судах г. Пензы и Пензенской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://luninsky.pnz.sudrf.ru/modules. php?name=norm_akt&id=30 (дата обращения: 25.04.2015).

7. Приказ Управления Судебного департамента в Тамбовской области от 12.04.2012 № 19 «Об утверждении правил пребывания посетителей в районных (городских) судах Тамбовской области, Тамбовском гарнизонном военном суде». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sud24. tmb.sudrf.ru/modules.php?name=norm_akt&id=32 (дата обращения: 25.04.2015).

8. Приказ председателя Тверского областного суда «Об утверждении правил пребывания посетителей в судах общей юрисдикции Тверской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oblsud.twr. sudrf.ru/modules.php?name=information&rid=9 (дата обращения: 25.04.2015).

9. Приказ председателя Ленинского районного суда города Костромы от 20.02.2012 № 30 «Об утверждении правил пребывания посетителей в Ленинском районном суде г. Костромы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://leninsky. kst. sudrf. ru/modules.php?name=docum_sud&rid=16 (дата обращения: 25.04.2015).

10. Абсурдность и юридическая несостоятельность деперсонализации судебных актов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.ru/ review/view/66359 (дата обращения: 25.04.2015).

11. Непечатный приговор // Ведомости. -2014. - № 228 (3732). - 8 декабря. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/artide/807541/nepechatnyj-prigovor (дата обращения: 25.04.2015).

12. Чижов М.В. Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - М., 2013. - С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.