Научная статья на тему 'Современные аспекты гласности судебного разбирательства и деятельности суда'

Современные аспекты гласности судебного разбирательства и деятельности суда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1615
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLICITY OF TRIAL AND COURTS ACTIVITIES / ГЛАСНОСТЬ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колосович Марина Сергеевна

В работе раскрывается значение гласности в деятельности судов, рассматриваются проблемы совершенствования информации об их деятельности, в том числе в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колосович Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF PUBLIC TRIAL AND ACTIVITIES OF THE COURT

The article reveals the value of the publicity in the activities of the courts, deals with the problems of improving informations on their activities including the Internet.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты гласности судебного разбирательства и деятельности суда»

М.С. Колосович,

кандидат юридических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЛАСНОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА

MODERN ASPECTS OF PUBLIC TRIAL AND ACTIVITIES

OF THE COURT

В работе раскрывается значение гласности в деятельности судов, рассматриваются проблемы совершенствования информации об их деятельности, в том числе в сети Интернет.

The article reveals the value of the publicity in the activities of the courts, deals with the problems of improving informations on their activities including the Internet.

В настоящее время имеется немало проблем, относящихся как к гласности самого судебного разбирательства, так и к информированности граждан о деятельности судов. Об этом свидетельствуют публикации в прессе об отсутствии должного информирования общественности представителями правоохранительных органов о проделанной ими работе по уголовным делам. В последнее время дискуссия получила новый вектор развития. По мнению полномочного представителя Правительства РФ в высших судебных инстанциях М. Ю. Барщевского, информационная политика правоохранительных органов должна измениться. Им отмечено отсутствие в средствах массовой информации (СМИ) соответствующих разъяснений должностных лиц правоохранительных органов по тем или иным вопросам, возникающим у общественности [1].

О недостаточной прозрачности судопроизводства, невозможности получения достоверной информации о судебных заседаниях и принятых на них решениях в свое время говорилось и В. П. Лукиным, считающим, что дефицит гласно-

сти правосудия порождает нарушения процессуальных прав участников судебного процесса, а в конечном итоге затрудняет реализацию конституционного права на судебную защиту [2].

Впервые вопрос о степени информирования общества о деятельности судов получил нормативную регламентацию в ст. 34 Судебника 1497 г., в которой были предусмотрены ограничения распространения информации по делу, способной оклеветать кого-либо. В 1845 г., в соответствии со ст. 61 Уложения о наказаниях, опубликование в прессе информации об осуждении расценивалось как разновидность уголовного наказания. С 1862 г. каждое оконченное судебное решение составлялось и оглашалось публично. Отчеты о движении дел в судебных местах предписывалось опубликовывать, а приговор разрешалось обсуждать частным лицам в юридических журналах (ст. 62, ч. I, ст. ст. 65, 76, ч. II Основных положений 1862 г. [3. — С. 145—174]).

Статья 109 Военно-Судебного Устава [4. — С. 535—637] регламентировала опубликование сведений об уголовных делах, рассматриваемых в

публичных заседаниях военно-судебных мест, однако только в определенных правительством журналах и без права их последующего обсуждения. Другие издания наделялись лишь правом перепечатывания отчетов из указанных изданий, причем без каких-либо изменений, сокращений, дополнений и обсуждений.

Еще одним немаловажным средством обеспечения гласности того времени являлось размещение на двери суда, где планировалось рассмотрение дела, объявления о времени судебного разбирательства (ст. 587 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. (далее — УУС 1864 г.). Более того, список дел, подлежащих рассмотрению с участием присяжных заседателей, публиковался в местных губернских ведомостях заблаговременно и не позже как за две недели до наступления каждого периода заседаний (ст. 588 УУС 1864 г.). За три дня до открытия судебного заседания подсудимому сообщался именной список как судей и прокурора, так и присяжных заседателей (ст. 589 УУС 1864 г.), что обеспечивало своевременность заявления им отводов отдельным участникам судебного разбирательства.

Убийство Александра II обусловило сворачивание судебной реформы 1864 г. Без разрешения председателя суда и потерпевшего опубликование происходящих в суде прений, даже если само судебное заседание было проведено в открытом режиме, было запрещено (ст. 11 закона «О порядке судопроизводства по делам печати» от 12.12.1866 г. [5. — С. 389—391]).

Вопреки требованиям Александра III, нашедшим отражение в контрреформах, его современники выступали за расширение гласности, предлагали увеличить в печати число разделов, посвященных вопросам судебного рассмотрения [6]. Такую же позицию занимали и английские правоведы того времени, отмечавшие необходимость опубликования в печати материалов уголовных дел. Они рассматривали свободу печати как способ привлечения народа к отправлению правосудия и как средство реализации гласности. Интересен тот факт, что опубликование в прессе указанной информации до окончательного разрешения дела в суде в Англии в XVIII в. запрещалось [7. — С. 60—61, 63; 8. — С. 133—138].

Несмотря на ужесточение в России правил опубликования в прессе информации об уголовных делах, статья 846 УУС 1864 г. допускала использование СМИ в интересах правосудия. Статья 847 регламентировала размещение в них сведений о розыске определенного лица: данных о

разыскиваемом, его сословии, сведений о совершенном преступлении. Она также указывала на обязанность лиц, знающих о его месте нахождении, сообщить об этом властям.

В советский период развития нашей страны законодатель предоставлял следователю право самостоятельно определять объем публичного оглашения данных, установленных им в ходе предварительного расследования. Кроме того, была предусмотрена ответственность за несанкционированное следователем опубликование этих данных (ст. 118 УПК РСФСР 1922 г., ст.ст. 19—21, 115 УПК РСФСР 1923 г.).

В современных условиях законодатель изменил подходы к пониманию гласности, воспринимая ее не только как открытость судебного заседания (ст. 241 УПК РФ), но и как информированность его участников и общественности о движении уголовного дела посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Более того, в соответствии со ст. 8.1 УПК РФ принципиальным, базовым требованием законодателя является обязанность информирования о внепро-цессуальных обращениях должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, которые поступили в суд по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Помимо реализации гласности судебного разбирательства информированность участников уголовного судопроизводства и общественности воспринимается многими правоведами и как механизм доступности к правосудию [9. — С. 31—56; 10. — С. 25; 11; 12. — С. 91—94; 13. — С. 45—53; 14. — С. 22].

В настоящее время в России возросла потребность в большей информированности о деятельности судов. Реализацией общественного заказа стала Концепция информационной политики судебной системы 2001 г. [15], в которой отмечено, что свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к необходимой информации обеспечивает контроль общественности за ходом судопроизводства, способствует формированию правовой культуры граждан и усиливает воспитательное воздействие судебной власти на общество. Кроме того, предусмотрено создать специальный режим ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может затруднить, а в некоторых случаях сделать невозможным отправление правосудия по делам, причинить невосполнимый материальный, мо-

ральный или физический ущерб участникам судебного процесса.

Следующим шагом законодателя по развитию принципа информированности о деятельности судов стала программа «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы [16].

В соответствии с нею с 2006 г. начал действовать Интернет-портал информационного обеспечения судебной системы — Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на ее распространение.

Вопросам открытости деятельности судов были посвящены также положения федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007—2012 [17] и 2013—2020 годы [18].

Существенный толчок развитию рассматриваемого направления реализации гласности в судопроизводстве дал Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [19], содержащий исчерпывающий перечень информации, подлежащей опубликованию в сети Интернет (ст. 14).

С изданием названного правового акта связано появление таких интернет-ресурсов, как «РосПравосудие», «Судебные и нормативные акты РФ», «Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции», а также «Судебный аналитик», «Онлайн архив судебных решений информационного центра "Гарант"», информационный банк «Суды общей юрисдикции» и др. При этом каждый ресурс отличается своей системой предоставления имеющейся информации, отвечающей требованиям взыскательного пользователя.

Важным ресурсом обеспечения открытости и доступности правосудия стала информационная система, позволяющая лицу без предварительной подготовки и материальных затрат на консультации юристов самостоятельно узнать о структуре суда и вертикали судебной власти, о порядке направления и необходимых реквизитах жалобы (ходатайства), порядке и сроках ее рассмотрения, движении уголовного дела по стадиям уголовного судопроизводства, решении суда по делу и т.д.

При этом законодателем установлены ограничения по размещению в сети Интернет сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифициро-

вать его личность (персональных данных), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; служебных сведений, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна); сведений, связанных с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведений, связанных с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведений о сущности изобретения, о полезной модели или промышленном образце до официальной публикации информации о них, других сведений [20, 33].

Балансируя между публичными интересами и юридической защищенностью личности, законодатель занят выстраиванием системы правообес-печительных мер, одной из которых является создание надежного механизма сохранения конфиденциальности информации. Гарантом невмешательства государства в частную жизнь, преобладания частных интересов над публичными выступает Конституция РФ.

Необходимо сказать и о некоторых перегибах в связи с этим. Вызывает недоумение стремление некоторых судов к обезличиванию данных обо всех участниках судебного разбирательства. Так, непонятно, чем руководствовался судья, скрыв при опубликовании решения идентифицирующие данные не только о подсудимом, но и о судье, прокуроре, защитнике, потерпевшем, дате принятия решения и номере уголовного дела [21].

Нелепость сложившейся ситуации придает тот факт, что, не прикладывая особых усилий, при помощи информации, извлеченной из ресурсов того же сайта, автор смогла установить номер уголовного дела, данные судьи и подсудимого, дату вынесения приговора. Аналогичная информация по делу была найдена и при обращении к ресурсу «Судебные и нормативные акты РФ».

Отсутствие на портале информации о защитнике подсудимого, а также прокуроре, поддерживающем в суде государственное обвинение, необъяснимо. Обезличивание данных создает иллюзию и у общественности, и у должностных лиц правоохранительных органов, принявших участие в судебном заседании, об их безнаказанности и отсут-

ствии индивидуализации возможного общественного порицания. Интересно, что другими судами страны практика обезличивания участников судебного разбирательства не поддерживается.

Между тем анализ информационных ресурсов показал отсутствие единства в выполнении судами вышеназванных предписаний. Например, сайт Московского городского суда в сравнении с аналогичными ресурсами других судов имеет сложную систему доступа к расписанию судебных заседаний и вынесенным решениям по уголовным делам. Кроме того, обращение к ГАС, позволило выявить случаи предоставления неточной и несвоевременной информации. Так, при обращении к сайту Алтайского краевого суда автор не смогла найти информацию о зале судебного заседания по уголовному делу №2-11/2016, рассмотрение которого на момент обращения к сайту шло уже два часа. Более того, данная информация отсутствовала во всех 150 объявлениях о назначенных к слушанию делах. При этом хотелось бы отметить сложность рассматриваемого дела, связанного с совершением преступления экономической направленности и участием значительного количества подсудимых (5 человек). Осложняют ситуацию неоднократные жалобы адвокатов разных субъектов России на факты изменения места и времени судебного заседания без внесения соответствующих поправок на информационном портале и без предварительного уведомления об этом сторон.

Вывод о несвоевременности доведения информации о судебном заседании можно сделать и при обращении к сайту Центрального районного суда Калининградской области, разместившему объявление об онлайн трансляции судебного заседания по уголовному делу №1 -101/2016 только через 30 минут после запланированного начала заседания [22].

Между тем трансляция в Интернете судебных заседаний выступает новым средством реализации гласности судебного разбирательства. Еще в 1995 г. американская общественность с интересом следила за трансляцией телеканалом CNN длившегося более 9 месяцев судебного разбирательства по уголовному делу «People vs. Simpson» по обвинению О. Джея Симпсона в убийстве своей бывшей жены и её приятеля. В настоящее время американская модель гласности правосудия стала реальностью и для наших судов.

Вступившие в силу в 2003 г. положения ГПК РФ позволили с разрешения суда трансляцию судебного заседания по радио и телевидению (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ). С 2007 г. аналогичное право было

закреплено в ч. 3 ст. 24.2 КоАП РФ, а затем в ч. 5 ст. 11 и ч. 5 ст. 144 КАС РФ [23]. К сожалению, в указанных кодексах не нашлось места для закрепления соответствующей процедуры.

На эффективность использования информационно-технических ресурсов с одновременной реализацией основополагающих принципов прозрачности и открытости правосудия обращено внимание в соответствующем указе Президента РФ [24]. Правительство РФ обязывалось до 01.11.2013 представить в установленном порядке необходимые предложения о возможности трансляции судебных заседаний с использованием сети Интернет и публикации отчетов о них (п.п. «ф» п. 2).

В рамках реализации данного указа Министерство юстиции РФ запланировало разработку предложений о внесении соответствующих изменений в законодательство [25]. Практически одновременно с указом была нормативно определена возможность трансляции в Интернете заседания президиума Суда по интеллектуальным правам [26].

Продолжая политику доступа общественности к решениям судов и их деятельности, Верховный Суд РФ разрешил трансляцию судебных заседаний в режиме реального времени, отмечая, что «Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции (далее — суды) способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду». При этом им было указано на данную процедуру не как на самостоятельное средство реализации гласности судебного разбирательства, а как на вспомогательное средство, призванное компенсировать недостаточную вместимость зала судебного заседания (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 №35 [27]).

Высший Арбитражный Суд РФ, напротив, рассматривал трансляцию судебного заседания как средство реализации гласности судебного разбирательства и в целях исключения случаев нарушения фундаментальных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина запретил транслирование в случае его проведения в закрытом режиме (п.п. 6, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №61 [28]).

Следующим шагом стало решение судейского сообщества об определении единого порядка проведения трансляций судебных заседаний посредством сети Интернет, в том числе путем обеспечения защиты персональных данных участников судопроизводства и иной конфиденциальной информации [29].

В 2015 г. политику расширения открытости судебных заседаний продолжил Конституционный Суд РФ, разрешивший транслирование своих заседаний в Интернете (ст. 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [30]).

Должные изменения не были внесены в УПК РФ, нормы которого в настоящее время регламентируют лишь проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки судебного заседания (ч. 5 ст. 141 УПК РФ). Это не стало препятствием для трансляции судебных заседаний по рассмотрению уголовных дел не только при разрешении дела по существу, но и при разрешении ходатайств об избрании меры пресечения. Представляется, что отсутствие должной процессуальной регламентации транслирования судебных заседаний может привести к нарушению прав и законных интересов его участников.

Например, Центральным районным судом г. Калининграда при рассмотрении уголовного дела №1-68/2016 по обвинению М. Д. Круглова [31] в прямом эфире были оглашены данные не только о подсудимом, но и о потерпевшем, его месте жительства, банковской карте и т.д.

Осознавая важность сохранения конфиденциальности информации по уголовному делу, суды самостоятельно принимают меры, ограничивающие открытость транслирования судебных заседаний в прямом режиме. Это можно видеть на примере онлайн-транслирования в сети Интернет судебного заседания по разрешению ходатайства по уголовному делу №1 -102/2016 об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого И. А. Зелендинова. Оно прерывалось на время оглашения конфиденциальных данных предварительного расследования [32]. Применение данных ограничений транслирования возможно и при рассмотрении уголовного дела по существу, однако, учитывая открытость судебных заседаний, думается, что данная мера сохранения конфиденциальности лишь временно купирует проблему, а не разрешает ее.

Подводя итог, можно отметить позитивность процессов регламентации доступа общественности к информации о деятельности судов, одновременно отмечая отсутствие единообразия практики применения этих норм. Кроме того, автор

вынуждена констатировать чрезмерную активность некоторых судов, создающих преграды доступности к информации о своей деятельности. Транслирование судебных заседаний, являясь важным средством реализации гласности судебного разбирательства, не имеет в настоящее время должной процессуальной регламентации, что создает возможность нарушения прав участников судебного разбирательства и препятствует сохранению конфиденциальности информации, содержащейся в уголовном деле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обвинители считают ниже своего достоинства объясняться с обществом : интервью М. Ю. Барщевского радиостанции «Вести БМ» 09.03.2016 [Электронный ресурс]. — Шр://га&о-vesti.ru/ (дата обращения: 09.03.2016).

2. Закон сильнее власти: доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год (Москва, 9 февраля 2007 г.) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-пра-вовой системы «Гарант».

3. Основные положения преобразования судебной части в России : Высочайшее утверждение Александра II от 29.09.1862 №38761 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том XXXVII. Отделение 2. 1862 г. — Спб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1865.

4. Военно-Судебный Устав от 15.05.1867 г. №44575 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том ХШ. Отделение 1. 1867. — Спб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1871.

5. О порядке судопроизводства по делам печати : закон Российской империи от 12.12.1866 №43978 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том ХЫ Отделение 2. 1866 г. — Спб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1868.

6. Нос А. Русские судные дела : беседа. Книга 1. — М. : Типография А. И. Мамонтова и К°, 1871.

7. Миттермайер К. Ю. А. Уголовное судопроизводство в Англии, Шотландии и Северной Америке. — М. : в типографии Грачева и комп., 1864.

8. О судоустройстве / Соч. Бентама. — Спб. : Въ типографш правительствующаго Сената, 1860.

9. Абросимова Е. Б. Судебная власть: транспарентность или конфиденциальность? // Проблемы транспарентности правосудия : монография. — М. : ЛексЭст, 2005.

10. Добровлянина О. В. Правовое регулирование гласности судебного разбирательства в российском уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — №1.

11. Комментарий к ст. 11 АПК РФ // А. Н. Гуев. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ. 2-е изд. 2009 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

12. Макарова З. В. О гласности уголовного судопроизводства // Законы России: опыт, анализ, практика. — М. : Буквовед, 2010.

13. Малешин Д. Я. Концепция реформы открытости правосудия // Законодательство. — 2006. — № 5.

14. Мацинина Н. В. Гласность: понятие и процесс : автореф. дис. ... канд. фил. наук. — Ростов-на-Дону, 1991.

15. О Концепции информационной политики судебной системы : постановление Совета судей РФ от 16.11.2001. — №60. [Электронный ресурс] — Доступ из справ. -правовой системы «Консуль-тантПлюс».

16. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы : постановление Правительства РФ от 20.11.2001 №805 (ред. от 06.02.2004) // Собрание законодательства РФ. — 03.12.2001. — №49. — Ст. 4623.

17. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007—2012 годы : постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 (ред. от 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ. —2006. — №41. — Ст. 4248.

18. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2013—2020 годы : постановление Правительства РФ от 27.12.2012 №1406 (ред. от 22.11.2013) // Собрание законодательства РФ. —2013. — №1. — Ст. 13.

19. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — №52 (ч. 1). — Ст. 6217.

20. Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции : постановление Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 №253 (ред. от 24.03.2011) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Приговор мирового судьи судебного участка № 116 Центрального района г. Волгограда от 29.01.2015 по уголовному делу

№1-4/2016. [Электронный ресурс]. — URL: http://116.vol.msudrf.ru/modules.php? name= sud_ delo&op=sd&number=63230372&delo_id=1540006 (дата обращения: 09.03.2016).

22. Сайт Центрального районного суда г. Калининграда. [Электронный ресурс]. — URL: http://centralny.kln.sudrf.ru/mod-ules.php? name =press_dep&cop=1&did=395 (дата обращения: 09.03.2016).

23. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —2015. — №10. — Ст. 1391.

24. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — №19. — Ст. 2338.

25. План деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2013—2018 годы. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. О внесении изменений в Регламент арбитражных судов Российской Федерации : постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №33 // Вестник ВАС РФ. — 2012. — №8.

27. Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 №35 // Российская газета. — 2012. — 19 дек.

28. Об обеспечении гласности в арбитражном процессе : постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №61 (ред. от 04.04.2014) // Вестник ВАС РФ. — 2012. — №12.

29. Об организационно-правовых мероприятиях, проводимых в рамках формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей : постановление Совета судей РФ от 23.05.2013 №304. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

30. О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации : решение Конституционного Суда РФ от 02.07.2015. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

31. Онлайн трансляция судебного заседания по уголовному делу 1-68/2016. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Ywa8dMrPn1Y (дата обращения: 0 1.04.2016).

32. Официальный сайт Октябрьского районного суда г. Белгорода. [Электронный ресурс]. — URL: http://oktiabrsky.blg.sudrf.ru/modules.php7na-me=press_dep&op=1&did=612 (дата обращения: 01.04.2016).

33 Ярмонова Е. Н. Административно-правовое обеспечение защиты информации ограниченного доступа в судах общей юрисдикции : дис. ... канд. юрид. наук. — Воронеж, 2011.

REFERENCES

1. Obviniteli schitayut nije svoego dostoinstva obyyasnyatsya s obschestvom : intervyu M. YU. Bar-schevskogo radiostantsii «Vesti FM» 09.03.2016 [El-ektronnyiy resurs]. — http://radiovesti.ru/ (data obrascheniya: 09.03.2016).

2. Zakon silnee vlasti: doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Ros-siyskoy Federatsii za 2006 god (Moskva, 9 fevralya 2007 g.) [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Garant».

3. Osnovnyie polojeniya preobrazovaniya sudebnoy chasti v Rossii : Vyisochayshee utverjdenie Aleksandra II ot 29.09.1862 №38761 // Polnoe so-branie zakonov Rossiyskoy Imperii. Sobranie vtoroe. Tom XXXVII. Otdelenie 2. 1862 g. — Spb. : Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii, 1865.

4. Voenno-Sudebnyiy Ustav ot 15.05.1867 g. №44575 // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii. Sobranie vtoroe. Tom XLII. Otdelenie 1. 1867.

— Spb. : Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii, 1871.

5. O poryadke sudoproizvodstva po delam pechati : zakon Rossiyskoy imperii ot 12.12.1866 №43978 // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii. Sobranie vtoroe. Tom XLI. Otdelenie 2. 1866 g. — Spb. : Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Im-peratorskogo Velichestva Kantselyarii, 1868.

6. Nos A. Russkie sudnyie dela : beseda. Kniga 1. — M. : Tipografiya A. I. Mamontova i K°, 1871.

7. Mittermayer K. YU. A. Ugolovnoe sudopro-izvodstvo v Anglii, SHotlandii i Severnoy Amerike.

— M. : v tipografii Gracheva i komp., 1864.

8. O sudoustroystve / Soch. Bentama. — Spb. : Vy tipografii pravitelstvuyuschago Senata, 1860.

9. Abrosimova E. B. Sudebnaya vlast: transpar-entnost ili konfidentsialnost? // Problemyi transpar-entnosti pravosudiya : monografiya. — M. : LeksEst, 2005.

10. Dobrovlyanina O. V. Pravovoe regulirovanie glasnosti sudebnogo razbiratelstva v rossiyskom

ugolovnom protsesse // Aktualnyie problemyi ros-siyskogo prava. — 2015. — №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kommentariy k st. 11 APK RF // A. N. Guev. Postateynyiy kommentariy k Arbitrajnomu protsessu-alnomu kodeksu RF. 2-e izd. 2009 g. [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Garant».

12. Makarova Z. V. O glasnosti ugolovnogo su-doproizvodstva // Zakonyi Rossii: opyit, analiz, praktika. — M. : Bukvoved, 2010.

13. Maleshin D. YA. Kontseptsiya reformyi ot-kryitosti pravosudiya // Zakonodatelstvo. — 2006. — № 5.

14. Matsinina N. V. Glasnost: ponyatie i protsess : avtoref. dis. ... kand. fil. nauk. — Rostov-na-Donu, 1991.

15. O Kontseptsii informatsionnoy politiki sudebnoy sistemyi : postanovlenie Soveta sudey RF ot 16.11.2001. — №60. [Elektronnyiy resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant-Plyus».

16. O federalnoy tselevoy programme «Razvitie sudebnoy sistemyi Rossii» na 2002—2006 godyi : postanovlenie Pravitelstva RF ot 20.11.2001 №805 (red. ot 06.02.2004) // Sobranie zakonodatelstva RF.

— 03.12.2001. — №49. — St. 4623.

17. O federalnoy tselevoy programme «Razvitie sudebnoy sistemyi Rossii» na 2007—2012 godyi : postanovlenie Pravitelstva RF ot 21.09.2006 №583 (red. ot 01.11.2012) // Sobranie zakonodatelstva RF. —2006. — №41. — St. 4248.

18. O federalnoy tselevoy programme «Razvitie sudebnoy sistemyi Rossii» na 2013—2020 godyi : postanovlenie Pravitelstva RF ot 27.12.2012 №1406 (red. ot 22.11.2013) // Sobranie zakonodatelstva RF. —2013. — №1. — St. 13.

19. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti sudov v Rossiyskoy Federatsii : federal-nyiy zakon ot 22.12.2008 №262-FZ (red. ot 21.12.2013) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2008.

— №52 (ch. 1). — St. 6217.

20. Ob utverjdenii Reglamenta organizatsii razmescheniya svedeniy o nahodyaschihsya v sude delah i tekstov sudebnyih aktov v informatsionno-tel-ekommunikatsionnoy seti «Internet» na ofitsialnom sayte suda obschey yurisdiktsii : postanovlenie Pre-zidiuma Soveta sudey RF ot 27.01.2011 №253 (red. ot 24.03.2011) [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant-Plyus».

21. Prigovor mirovogo sudi sudebnogo uchastka № 116 TSentralnogo rayona g. Volgograda ot 29.01.2015 po ugolovnomu delu №1-4/2016. [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://116.vol.msudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=

63230372&delo_id=1540006 (data obrascheniya: 09.03.2016).

22. Sayt TSentralnogo rayonnogo suda g. Kali-ningrada. [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://cen-tralny.kln.sudrf.ru/modules.php?name=press_ dep&op=1&did=395 (data obrascheniya: 09.03.2016).

23. Kodeks administrativnogo sudoproizvod-stva Rossiyskoy Federatsii ot 08.03.2015 №21 -FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. —2015. — №10. — St. 1391.

24. Ob osnovnyih napravleniyah sovershenstvo-vaniya sistemyi gosudarstvennogo upravleniya : ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 №601 // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2012. — №19. — St. 2338.

25. Plan deyatelnosti Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii na 2013—2018 godyi. [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».

26. O vnesenii izmeneniy v Reglament arbitra-jnyih sudov Rossiyskoy Federatsii : postanovlenie Plenuma VAS RF ot 22.06.2012 №33 // Vestnik VAS RF. — 2012. — №8.

27. Ob otkryitosti i glasnosti sudoproizvodstva i o dostupe k informatsii o deyatelnosti sudov : post-anovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 13.12.2012 №35 // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — 19 dek.

28. Ob obespechenii glasnosti v arbitrajnom protsesse : postanovlenie Plenuma VAS RF ot

08.10.2012 №61 (red. ot 04.04.2014) // Vestnik VAS RF. — 2012. — №12.

29. Ob organizatsionno-pravovyih meropriyati-yah, provodimyih v ramkah formirovaniya sovremen-noy informatsionnoy i telekommunikatsionnoy infra-strukturyi edinogo informatsionnogo prostranstva federalnyih sudov obschey yurisdiktsii i mirovyih sudey : postanovlenie Soveta sudey RF ot 23.05.2013 №304. [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant-Plyus».

30. O vnesenii izmeneniy v Reglament Konstitut-sionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii : reshenie Kon-stitutsionnogo Suda RF ot 02.07.2015. [Elektronnyiy resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Kon-sultantPlyus».

31. Onlayn translyatsiya sudebnogo zasedaniya po ugolovnomu delu 1-68/2016. [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Ywa8dMrPn1Y (data obrascheniya: 01.04.2016).

32. Ofitsialnyiy sayt Oktyabrskogo rayonnogo suda g. Belgoroda. [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://oktiabrsky.blg.sudrf.ru/mod-ules.php?name=press_dep&op=1&did=612 (data obrascheniya: 01.04.2016).

33. Yarmonova E. N. Administrativno-pravovoe obespechenie zaschityi informatsii ogranichennogo dostupa v sudah obschey yurisdiktsii : dis. ... kand. yurid. nauk. — Voronezh, 2011.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колосович Марина Сергеевна. Докторант адъюнктуры. Кандидат юридических наук, доцент. Волгоградская академия МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. 8 (902) 380-00-88.

Kolosovich Marina Sergeevna. Doctoral candidate. Candidate of Law, Assistant Professor. Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya Str., 130. Tel. 8 (902) 380-00-88. Ключевые слова: гласность судебного разбирательства и деятельности суда. Key words: publicity of trial and courts activities. УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.