Научная статья на тему 'Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий'

Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3067
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / LEGAL REGULATION / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южаков Владимир Николаевич, Ефремов Алексей Александрович

Исследуются современное состояние и перспективы совершенствования правового регулирования государственного управления в сфере стимулирования развития информационных технологий, в том числе для формирования цифровой экономики в Российской Федерации. На основе анализа российского законодательства определены ключевые элементы правового механизма государственного управления в сфере стимулирования развития и внедрения технологий в различных областях. Изучение документов стратегического планирования и информационного законодательства позволило обосновать ряд предложений по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой области. В частности, нужно законодательно закрепить положения о стимулировании развития информационных технологий, выявлении и устранении правовых и организационных барьеров их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Южаков Владимир Николаевич, Ефремов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the current state and prospects for improving the legal regulation of public administration in the sphere of stimulating the development of information technologies, including formation of a digital economy in the Russian Federation. Based on the analysis of the Russian legislation, key elements of the legal mechanism of public administration in the sphere of stimulating the development and introduction of technologies in various fields that can be used to stimulate the development of information technologies are identified. The analysis of the documents of strategic planning and information legislation made it possible to substantiate a number of proposals for improving the legal regulation in the sphere under consideration, including legislative provisions for stimulating IT development, identifying and eliminating legal and organizational barriers to their development, and measures to stimulate it.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий»

В. Н. Южаков, А. А. Ефремов

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*

Исследуются современное состояние и перспективы совершенствования правового регулирования государственного управления в сфере стимулирования развития информационных технологий, в том числе для формирования цифровой экономики в Российской Федерации. На основе анализа российского законодательства определены ключевые элементы правового механизма государственного управления в сфере стимулирования развития и внедрения технологий в различных областях. Изучение документов стратегического планирования и информационного законодательства позволило обосновать ряд предложений по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой области. В частности, нужно законодательно закрепить положения о стимулировании развития информационных технологий, выявлении и устранении правовых и организационных барьеров их развития.

Ключевые слова: государственное управление, информационные технологии, правовое регулирование, цифровизация, цифровая экономика

Информационные (информационно-коммуникационные, информационно-телекоммуникационные) технологии (далее - ИТ) массово проникают во все сферы экономики и государственного управления. Текущий период развития ИТ имеет общее название цифровизации (англ. digitalization) и отличается от предшествующих этапов развития и применения ИТ дополнением «аналоговых» ИТ «цифровыми», формированием их новых, «прорывных» направлений развития и видов, их «сквозным» внедрением во все сферы деятельности, в том числе экономической, а также формированием глобальных цифровых платформ.

Развитие информационных технологий и его стимулирование как задача государственного управления требуют соответствующего нормативного правового регулирования.

Новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, относит к числу приоритетов создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне, формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной

* Статья подготовлена на основе научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках государственного задания РАНХиГС 2017 г.

сферы. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на «создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами». Однако отставание России от стран-лидеров цифровизации продолжает усиливаться.

В частности, снизилось место Российской Федерации в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства ООН -с 27-го в 2014 г. до 35-го в 2016 г. (URL: http:// unpan.org), по Индексу развития ИКТ Международного союза электросвязи - с 38-го в 2011 г. до 43-го в 2016 г. (URL: http://www.itu. int/en/ITU-D/Statistics) и по Индексу цифровой конкурентоспособности - с 40-го в 2016 г. до 42-го в 2017 г. (URL: https://www.imd.org/uupload/ IMD.Wcc/PDFSource/RU_digital.pdf).

Одной из причин отставания являются действующие механизмы государственного управления, ориентированные на отраслевое внедрение информационных технологий, а не на устранение «сквозных» ограничений, создава-

емых правовым регулированием в сфере развития информационных технологий, а также стимулирование такого развития.

Для формирования правового механизма государственного управления в сфере стимулирования развития ИТ целесообразно учитывать опыт выявления и устранения административных барьеров для развития бизнеса, которые осуществлялись с 2004 г. в рамках административной реформы, а также опыт устранения правовых ограничений для использования ИТ при оказании электронных государственных услуг [Бачило 2012; Богдановская 2011; Данилин 2004; Добролюбова 2017; Семилетов 2011; Полякова 2011]. Устранение административных барьеров предусматривается и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Впервые задача сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности при проведении государственной политики развития предпринимательства была определена в Указе Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Конкретные показатели снижения издержек бизнеса на преодоление административных барьеров были впервые определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

В настоящее время устранение административных барьеров предусматривается в 22 государственных программах, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Определение сути и классификация административных барьеров достаточно подробно изложены в экономической науке. По мнению А. А. Аузана и П. В. Крючковой, административные барьеры представляют собой установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке и которые вводят платежи за прохождение бюрократических процедур [Аузан, Крючкова 2001]. Д. В. Ушаков под административными барьерами предлагает понимать препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у хозяйствующих субъектов, создаваемые отдельными группами должностных лиц органов исполнительной власти, связанные со злоупотреблением или превышением своих полномочий при проведении ими контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов; в процессе возникновения и дей-

ствия таких барьеров ухудшается благосостояние общества [Ушаков 2005].

В экономической науке административные барьеры классифицируются, как правило, на:

административные барьеры при входе предпринимателя на рынок;

административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки;

административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля, делопроизводства, многочисленные формы обязательной отчетности [Ситников 2017: 54].

Отставание России от стран-лидеров цифровизации продолжает усиливаться

В юридической научной литературе административные барьеры рассматриваются как избыточные административные процедуры (действия) [Агамагомедова 2017: 81-82].

Стимулирование развития технологий достаточно часто упоминается в российском законодательстве. Мы проанализировали соответствующие положения Трудового кодекса РФ и других федеральных законов и выявили правовые формы (элементы механизма) такого стимулирования (см. таблицу).

В указанных нормативных правовых актах стимулирование развития технологий закрепляется как:

направление или задача государственной политики;

принцип регулирования отношений в определенной сфере;

полномочие Правительства РФ или иных органов государственной власти;

направление (форма) поддержки научно-технической и инновационной деятельности;

задача института развития в определенной сфере, создание которого предусматривается соответствующим федеральным законом.

Следует отметить, что в Федеральном законе «О промышленной политике» данные элементы правового механизма стимулирования развития технологий отражены наиболее полно, что отмечается и в научной литературе [Фатьянов 2018].

Стимулирование развития различных технологий предусматривается также в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г.

Таблица

Элементы механизма стимулирования развития технологий в законодательстве РФ

Федеральный закон Положение о стимулировании развития технологий Элемент механизма стимулирования

Трудовой кодекс РФ «Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: ...проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей... разработку и внедрение безопасных техники и технологий» (ст. 210) Основное направление государственной политики

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты.» (п. 5 ст. 163) Применение коэффициентов к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе коэффициента 0 -после внедрения на объекте наилучших доступных технологий

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» «Правительство Российской Федерации. осуществляет. стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» (ст. 21) Полномочие Правительства РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (утрачивает силу с 1 января 2018 г.) «Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: .стимулирование. применения энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса» (п. 1 ст. 3) Общий принцип регулирования тарифов и надбавок

Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Основными задачами единого института развития. являются: .стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве» (п. 2 ст. 3 ФЗ № 161; п. 3 ст. 2 ФЗ № 225) Основная задача единого института развития в жилищной сфере

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» «Задачами промышленной политики являются: .стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности. обеспечивать. внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий» (п. 2 ст. 4) Задача промышленной политики

«Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности. может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем: .стимулирования деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям; стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве» (ст. 12) Форма государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики

№ 176, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.

В отличие от приведенных в таблице законов, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -ФЗ № 149) согласно его ст. 1 регулирует отношения, возникающие при применении информационных технологий.

При этом среди принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 3 ФЗ № 149) предусмотрен лишь один, имеющий непосредственное отношение к ИТ: принцип технологической нейтральности. Он звучит так: недопустимо устанавливать в нормативных правовых актах какие-либо преимущества применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не закреплена федеральными законами.

Согласно ст. 12 ФЗ № 149 государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных названных Федеральным законом;

развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;

обеспечение информационной безопасности детей.

При этом государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном

языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Таким образом, базовый Закон в сфере информационных отношений ориентирует государственное управление исключительно на применение информационных технологий, а стратегическое планирование сводит к участию в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий.

В этих условиях актуальным является определение правового механизма государственного управления в сфере стимулирования развития ИТ. По нашему мнению, государственное управление в сфере стимулирования развития ИТ представляет собой управленческую деятельность органов государственной власти, направленную на предотвращение, выявление и устранение барьеров (препятствий), а также создание стимулов для развития информационных технологий.

Базовый Закон в сфере информационных отношений ориентирует государственное управление исключительно на применение информационных технологий

Государственное управление в сфере стимулирования развития ИТ реализуется через стратегическое планирование, правовое регулирование и правоприменение, в том числе оказание соответствующих государственных услуг, государственную поддержку развития ИТ, собственно через управление развитием ИТ.

На уровне стратегического планирования вопросы развития и внедрения ИТ неоднократно упоминались не только в стратегиях, но и в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2009-2012, 2016 гг.

Чтобы оценить реализацию посланий в этой части, а также определить текущее состояние стратегического планирования в сфере стимулирования развития ИТ на отраслевом и региональном уровне, мы провели анализ соответствующих положений документов стратегического планирования РФ (стратегий развития отдельных отраслей и территорий, государственных программ). Данные положения были классифицированы нами по следующим группам (назовем их элементами «типовой повестки» развития ИТ):

определение развития и (или) применения (внедрения) ИТ в качестве одной из целей, устанавливаемых документом стратегического планирования;

фиксация развития и (или) применения (внедрения) ИТ как задачи, устанавливаемой документом стратегического планирования;

закрепление развития и (или) применения (внедрения) ИТ в числе показателей достижения целей, устанавливаемых документом стратегического планирования;

оценка (анализ) рисков развития и (или) применения (внедрения) ИТ;

оценка (анализ) правовых барьеров развития и (или) применения (внедрения) ИТ;

оценка (анализ) организационных барьеров развития и (или) применения (внедрения) ИТ;

наличие в документах положений, устанавливающих стимулы развития и (или) применения (внедрения) ИТ.

На основе статистической оценки данных элементов мы выявили ряд проблем государственного управления в сфере стимулирования развития ИТ на уровне документов стратегического планирования:

большинство документов ориентировано не на развитие, а на применение ИТ и масштабное создание новых государственных информационных систем (ГИС);

между разноуровневыми документами стратегического планирования недостаточно взаимосвязи в части определения целей развития ИТ, между показателей развития ИТ;

практически отсутствует определение рисков и правовых ограничений развития ИТ, недостаточно четко определены организационные ограничения и стимулы развития ИТ;

стимулы развития ИТ сведены к налоговым льготам и импортозамещению.

Необходимо отметить, что новая программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает, в том числе, формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). По этому направлению предполагается:

создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;

снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;

выработка комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;

принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;

формирование политики по развитию цифровой экономики на территории ЕАЭС, гармонизации подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС;

создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Однако в «дорожной карте» данной Программы основное внимание уделяется выявлению и устранению препятствующих развитию цифровой экономики требований по использованию исключительно бумажного документооборота или устаревших технологий при формировании, сборе и обработке информации, совершении юридических значимых действий.

По нашему мнению, выявление правовых ограничений (барьеров) для развития и внедрения ИТ должно основываться на анализе жизненного цикла организации, инновационного цикла ИТ, жизненного цикла продуктов и услуг на основе данной ИТ. Подобный подход позволит учитывать также иные ограничения, к которым, по нашему мнению, можно отнести следующие:

Имеются ли нормативные требования по использованию конкретной информационной технологии (системы) на конкретном этапе указанных выше циклов? Можно ли использовать «сквозные» технологии на всех этапах циклов?

Имеется ли законодательный запрет на рекламу данного товара (данной работы или услуги) онлайн? Какие цели преследует этот запрет (на основе анализа текста самого НПА или сопроводительных документов к нему при принятии)? Можно ли достичь цели запрета иным образом?

Имеется ли законодательный запрет на реализацию данного товара (данной работы или услуги) онлайн? Какие цели преследует данный запрет (на основе анализа текста самого НПА или сопроводительных документов к нему при принятии)? Можно ли достичь цели запрета иным образом?

Имеется ли законодательный запрет на сбор или передачу данных при использовании данного товара / услуги? Какие цели преследует этот запрет (на основе анализа текста самого НПА или сопроводительных документов к нему при принятии)? Можно ли достичь цели запрета иным образом?

Целесообразно также выработать постоянно действующий механизм выявления таких правовых ограничений. Он может быть основан на

внедрении специальной методики выявления и устранения правовых и организационных барьеров развития ИТ в действующие процедуры оценки регулирующего воздействия, а также оценки фактического воздействия и мониторинга правоприменения.

Таким образом, на основе проведенного анализа предлагаем следующие возможные направления совершенствования правового регулирования государственного управления в сфере стимулирования развития ИТ.

В части формирования правового механизма государственного управления в сфере стимулирования развития ИТ:

определить стимулирование развития ИТ как принцип (требование) государственного управления и регулирования в ст. 12 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

закрепить предотвращение, выявление и устранение правовых и организационных барьеров как цели государственного управления в сфере развития ИТ в ст. 12 указанного выше Федерального закона;

включить показатели развития ИТ в число прогнозных показателей в Правилах разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1234;

дополнить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588, пунктами, предписывающими при разработке программ определить цели, задачи, показатели оценки рисков, меры по выявлению и устранению барьеров и формированию стимулов развития ИТ.

В части выявления и устранения административных (правовых и организационных барьеров) развития ИТ:

дополнить нормативные правовые акты Правительства РФ и Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия специальной методикой выявления и устранения административных (правовых и организационных барьеров) развития ИТ;

дополнить нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, Минюста России и Минэкономразвития России о мониторинге правоприменения и оценке фактического воздействия специальной методикой выявления и устранения административных (правовых и организационных) барьеров развития ИТ.

В части формирования стимулов развития ИТ:

определить (в рамках проекта федерального закона «О нормативных правовых актах») правовые условия, основания и порядок проведения правовых экспериментов и введения специальных правовых режимов на этапах разработки и внедрения ИТ («регуляторные песочницы»);

определить в Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ИТ и информационные системы как объекты соглашений о ГЧП (МЧП), а условия оборота объектов интеллектуальной собственности -как условия соглашений о ГЧП (МЧП);

законодательно закрепить меры по налоговому и организационному стимулированию цифровизации (внедрения ИТ), т. е. стимулировать не только производителей ИТ (предложение), но и организации, внедряющие ИТ (спрос).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Агамагомедова С. А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 79-88.

Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73-88.

Бачило И. Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М., Юрид. изд-во «ЮРКОМ-ПАНИ», 2012. 280 с.

Богдановская И. Ю. Понятие электронного государства: правовые аспекты // Информационное общество и социальное государство. М.: ИГП РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. С. 45-55.

Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.: Инфра-М, 2004. 334 с.

Добролюбова Е. И. Совершенствование правового регулирования информационного обеспечения государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 24-28.

Семилетов С. И. Законодательная база строительства электронного государства в РФ // Информационное общество и социальное государство. М.: ИГП РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. С. 170-188.

Ситников А. О. Сущность и классификация административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса // Научный альманах. 2017. № 7-1. С. 52-57.

Полякова Т. А. О правовом обеспечении юридической значимости результатов оказания услуг в электронном виде // Информационное общество и социальное государство. М.: ИГП РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. С. 56-68.

Ушаков Д. В. Административные барьеры и издержки их преодоления в малом предпринимательстве: дис. . канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2005. 198 с.

Фатьянов А. А. Правовое обеспечение стимулирования развития промышленного потенциала в Российской Федерации // Правовое администрирование в экономике / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. С. 143-165.

Владимир Николаевич Южаков - доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). 119571, Российская Федерация, Москва, пр. Вернадского, 82-84, корпус 9. E-mail: yuzhakov-vn@ranepa.ru.

Алексей Александрович Ефремов - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). 119571, Российская Федерация, Москва, пр. Вернадского, 8284, корпус 9. E-mail: efremov-a@ranepa.ru.

Directions of Improvement of Legal Regulation in the Field of Development of Information Technologies Stimulation

The article analyzes the current state and prospects for improving the legal regulation of public administration in the sphere of stimulating the development of information technologies, including formation of a digital economy in the Russian Federation. Based on the analysis of the Russian legislation, key elements of the legal mechanism of public administration in the sphere of stimulating the development and introduction of technologies in various fields that can be used to stimulate the development of information technologies are identified. The analysis of the documents of strategic planning and information legislation made it possible to substantiate a number of proposals for improving the legal regulation in the sphere under consideration, including legislative provisions for stimulating IT development, identifying and eliminating legal and organizational barriers to their development, and measures to stimulate it.

Key words: information technology, legal regulation, digitalization, digital economy, public administration

References

Agamagomedova S. A. Administrativnye bar'ery pri prokhozhdenii tamozhennogo kontrolya: ponyatie, vidy i sposoby preodoleniya [Administrative Barriers for Customs Control: Concept, Types and Overcoming Methods], Zhurnal rossiiskogo prava, 2017, no. 6, pp. 79-88. Doi: 10.12737/article_59240 adf82f695.44623408.

Auzan A., Kryuchkova P. Administrativnye bar'ery v ekonomike: zadachi deblokirovaniya [Administrative Barriers in Economy: the Tasks of Unblocking], Voprosy ekonomiki, 2001, no. 5, pp. 73-88.

Bachilo I. L. Gosudarstvo i pravo XXI v. Real'noe i virtual'noe [State and Law in XXI Century. A Real and a Virtual One]. Moscow, Yurid. izd-vo «YuRKOMPANI», 2012. 280 p.

Bogdanovskaya I. Yu. Ponyatie elektronnogo gosudarstva: pravovye aspekty [The Concept of e-Government: the Legal aspects]. Informatsionnoe obshchestvo i sotsial'noe gosudarstvo [Informational Society and Social State]. Moscow, IGP RAN, IPO «U Nikitskikh vorot», 2011, pp. 45-55.

Danilin A. V. Elektronnye gosudarstvennye uslugi i administrativnye reglamenty: ot politicheskoi zadachi k arkhitekture «elektronnogo pravitel'stva» [Electronic State Services and Administrative Regulations: From a Political Task to an Architecture of Electronic Government]. Moscow, Infra-M, 2004. 334 p.

Dobrolyubova E. I. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya informatsionnogo obespecheniya gosudarstvennogo upravleniya [Improvement of Legal Regulation of Information Support of Government], Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2017, no. 2, pp. 24-28.

Fat'yanov A. A. Pravovoe obespechenie stimulirovaniya razvitiya promyshlennogo potentsiala v Rossiiskoi Federatsii [Legal Provision for Promotion of Developing the Industrial Potential in the Russian Federation]. Tikhomirov Yu. A. (ed.) Pravovoe administrirovanie v ekonomike [Legal Administration in Economy]. Moscow, Yustitsiya, 2018, pp. 143-165.

Polyakova T. A. O pravovom obespechenii yuridicheskoi znachimosti rezul'tatov okazaniya uslug v elektronnom vide [On the Legal Provision of Legal Significance of Results of Service Delivery in the Electronic Form]. Informatsionnoe obshchestvo i sotsial'noe gosudarstvo [Informational Society and Social State]. Moscow, IGP RAN, IPO «U Nikitskikh vorot», 2011, pp. 56-68.

Semiletov S. I. Zakonodatel'naya baza stroitel'stva elektronnogo gosudarstva v RF [The Legislative Base for Building an e-Government in the RF]. Informatsionnoe obshchestvo i sotsial'noe gosudarstvo [Informational Society and Social State]. Moscow, IGP RAN, IPO «U Nikitskikh vorot», 2011, pp. 170-188.

Sitnikov A. O. Sushchnost' i klassifikatsiya administrativnykh bar'erov v razvitii malogo i srednego biznesa [The nature and classification of administrative barriers in development of small and medium business], Nauchnyi al'manakh, 2017, no. 7-1, pp. 52-57. Doi: 10.17117/na.2017.07.01.052.

Ushakov D. V. Administrativnye bar'ery i izderzhki ikh preodoleniya v malom predprinimatel'stve: dis. ... kand. ekon. nauk [Administrative Barriers and Costs of Their Overcoming in Small Business: a candidate of economical sciences thesis]. Saint-Petersburg, Sankt-Peterburgskii gos. un-t ekonomiki i finansov, 2005. 198 p.

Vladimir Yuzhakov - Doctor of philosophical sciences, professor, director of Public Management Technologies Center AERI, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow). 119571, Russian Federation, Moscow, Vernadskii ave., 82-84, building 9. E-mail: yuzhakov-vn@ranepa.ru.

Alexey Yefremov - Candidate of juridical sciences, associate professor, leading researcher of Public Management Technologies Center AERI, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow). 119571, Russian Federation, Moscow, Vernadskii ave., 82-84, building 9. E-mail: efremov-a@ranepa.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 04.09.2017

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.