В. Н. Южаков, А. А. Ефремов
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Цели исследования - выявление правовых и организационных барьеров для цифровизации и цифровой трансформации образования в Российской Федерации и выработка предложений по совершенствованию стратегического планирования и правового регулирования в данной сфере. На основе сравнительно-правового, структурного и функционального анализа проведена апробация предложенной ранее авторской методики выявления указанных барьеров, ключевой особенностью которой выступает ее ориентация на выявление правовых и организационных барьеров для цифровизации не только самого образовательного процесса, но и жизненного цикла образовательной организации в целом.
Выявлены и систематизированы ключевые правовые и организационные барьеры для цифровизации российского образования, обоснован вывод о том, что в настоящее время сохраняется значительное число барьеров не только для цифровизации, но и для первичной информатизации в данной отрасли. Обоснованы предложения по совершенствованию стратегического планирования и правового регулирования, направленные на устранение выявленных барьеров и формирование правовых условий для цифровизации и, в перспективе, цифровой трансформации российского образования.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, образование, организационные барьеры, правовое регулирование, правовые барьеры, цифровая трансформация, цифро-визация
Процессы цифровизации и цифровой трансформации стали общемировым трендом, охватывают практически все социально-экономические отношения, в том числе в сфере образования. В частности, в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из национальных целей названо «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды».
Вместе с тем достижение данной цели сопряжено не только с внедрением, использованием (применением) и развитием в рамках образовательного процесса современных прорывных цифровых информационных технологий (далее - прорывные цифровые технологии), но и с устранением правовых и организационных барьеров для их внедрения и использования. Во многом это обусловлено тем, что в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, а также в планах мероприятий по ее реализации налицо несогласованное использование категорий «ба-
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках государственного задания РАНХиГС 2018 г.
рьеры» и «ограничения». Говорится о том, что барьеры и ограничения могут быть «правовыми», «регуляторными», «законодательными», «организационными» и т. д., но при этом нормативное содержание каждого из этих видов не определяется, равно как не проводятся различия между барьерами и ограничениями.
Например, План мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», утвержденный Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 18 декабря 2017 г., предусматривает формирование предложений по корректировке (при необходимости) нормативных правовых актов и нормативно-технических требований (в том числе международных), устраняющих барьеры международного научно-технического сотрудничества для проведения опережающих исследований и разработок по направлениям «сквозных» технологий.
В свою очередь утвержденный той же Правительственной комиссией 9 февраля 2018 г. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» предусматривает анализ законодательных, социальных, экономических и других барьеров, препятствующих притоку компетент-
ных в областях цифровой экономики иностранных специалистов в Российской Федерации.
Однако системно данные планы, а также паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. № 9, не ориентированы на устранение правовых и организационных барьеров для цифровизации в образовании.
В контексте нашего исследования представляет интерес проект «Цифровая школа», запуск которого предполагается в рамках национального проекта (программы) «Развитие образования». Проект предусматривает актуализацию к 2019 г. соответствующей нормативно-правовой базы и разработку стандартов (целевых моделей) цифровой школы, в том числе создания и функционирования, информационного наполнения сайтов и иных информационных систем образовательных организаций. В 2021 г. должна начать функционировать информационная система «Цифровая школа» («Цифровая образовательная организация») на основе технологий больших данных, облачного хранения информации и искусственного интеллекта для обеспечения полного электронного документооборота деятельности образовательных организаций.
Однако проект паспорта национального проекта (программы) «Развитие образования» не определяет, в отношении каких стадий жизненного цикла образовательной организации и какие прорывные цифровые технологии будут применяться, каковы показатели реализации указанных мероприятий. То же самое можно сказать о федеральном проекте «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования», который также предполагает создание в 2019 г. государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда», включающей онлайн-курсы.
При этом информатизация сферы образования по-прежнему находится на довольно низком уровне. Например, по данным Рособ-рнадзора, в 2017 г. только 84 из 1600 российских вузов выполнили требования, предъявляемые к сайту образовательной организации и информации, которая должна там содержаться. У 10 % вузов нарушений оказалось свыше 30 %. 319 образовательных организаций не были представлены официальными сайтами или же их ресурсы должным образом не функционировали1.
1 Рособрнадзор рассказал, сколько вузов выполнили требования к сайтам // РИА Новости. 2017. 14 дек. URL: https://ria.ru/society/20171214/1510906 825.html (дата обращения: 05.06.2018).
В исследованиях, посвященных перспективам цифровой трансформации в Российской Федерации [Dobгolyubova, Alexandгov, Yefгe-mov 2017], говорится о необходимости устранения правовых и организационных барьеров как о факторе успешности цифровой трансформации в отдельных отраслях. Однако в научных публикациях, посвященных вопросам цифро-визации и цифровой трансформации образования [Омарова 2018; Тульчинский 2017], в том числе его инновационным методам [Мальчико-ва, Пивоварова, Кузьмин 2017], нейросетевому образованию [Дятлов 2017], трансформации университета в условиях цифровой экономики [Барабанова, Трофимов, Трофимова 2018], проблемы выявления и устранения барьеров для проведения цифровизации или цифровой трансформации, как правило, не рассматриваются. Исследования административных барьеров в сфере образования проводились еще до появления современных тенденций к его циф-ровизации [Административные барьеры 2006], а позднее административисты сфере образования практически не уделяли внимания [Административные процедуры 2011].
Представляется, что решению задачи выявления и устранения правовых и организационных барьеров в сфере цифровизации образования может быть полезна созданная нами [Ефремов 2018] методика выявления правовых и организационных барьеров цифровизации.
Однако для целей настоящего исследования нужно сделать несколько предварительных терминологических уточнений.
Информатизация отрасли образования -это целенаправленное совершенствование работы с информацией (ее сбором, хранением, передачей, обработкой, применением и т. д.) в рамках как образовательного процесса, так и в целом деятельности образовательной организации.
Цифровизация отрасли образования - это ее информатизация на основе замещения аналоговых технологий работы с информацией прорывными информационными технологиями (далее - ИТ), цифровыми технологиями (далее - ЦТ).
Прорывные информационные (цифровые) технологии - это обработка больших объемов данных, облачные вычисления, технологии искусственного интеллекта в рамках отрасли образования (см. Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденную Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203).
Цифровая трансформация отрасли образования - это качественное изменение как самого
образовательного процесса, так и образовательной деятельности на основе освоения прорывных информационных (цифровых) технологий.
Правовые барьеры в сфере цифровой трансформации отраслей экономики - это положения нормативных правовых актов, ограничивающие разработку, создание, внедрение, применение (использование) цифровых технологий:
а) на всех этапах существования организации (от ее создания до ликвидации или реорганизации);
б) на всех этапах инновационного цикла, включая фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработку (проектирование), производство, потребление (использование);
в) на всех этапах жизненного цикла товаров, работ или услуг (в данном контексте образовательных), включая их разработку (проектирование), производство, транспортировку, хранение, реализацию, использование (эксплуатацию), утилизацию;
г) на всех этапах (стадиях) информационного цикла, охватывающего поиск, сбор, хранение, использование, изменение, передачу (распространение, предоставление, доступ), уничтожение информации.
Организационные барьеры в сфере цифровой трансформации отраслей экономики -это практики и механизмы государственного управления и организационного управления, в том числе стратегического планирования, приводящие к ограничениям в разработке, создании, внедрении, применении (использовании) информационных технологий на всех стадиях указанных циклов.
Выявление правовых и организационных барьеров для цифровизации в образовании в соответствии с нашей методикой включает в себя следующие шаги:
систематизация «повесток цифровизации» отрасли;
выявление потенциала, фактического состояния, рисков внедрения и применения (использования) ЦТ в соответствующей отрасли;
уточнение возможных типов отраслевых барьеров;
выявление отраслевых барьеров на уровне а) документов стратегического планирования РФ и субъектов РФ (организационные барьеры), б) законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ (правовые барьеры).
«Зонами поиска» здесь являются цифровиза-ция соответствующей отрасли в целом, уровни (этапы) развития ИТ, направления ЦТ (развитие технологии обработки больших объемов дан-
ных; технологии облачных вычислений; искусственного интеллекта); отдельные универсальные и отраслевые приложения ЦТ (создание и ведение специализированных информационных систем в сфере образования, использование в образовательном процессе больших объемов данных, технологий искусственного интеллекта и т. п.).
Поиск правовых и организационных барьеров был проведен в отношении каждого этапа жизненного цикла образовательной организации, образовательного процесса на всех уровнях его правового регулирования, в том числе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, подзаконных правовых актов РФ и субъектов РФ. В результате было выделено три типа барьеров (в рамках которых, в свою очередь, существуют как правовые, так и организационные барьеры):
барьеры информатизации образования (наиболее типичны здесь нормативно установленные требования о предоставлении, использовании или хранении бумажных носителей различных документов, о личном присутствии при совершении каких-либо действий);
барьеры цифровизации образования (запреты на использование ЦТ либо отсутствие нормативно определенного порядка их использования);
барьеры цифровой трансформации образования (изменение порядка создания и деятельности образовательной организации, образовательного процесса).
Необходимо отметить, что выявление барьеров последнего типа в значительной мере носит прогнозный характер, ориентированный на будущее правовое регулирование [Тихомиров 2018].
Анализ законодательства РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актов и документов стратегического планирования в сфере образования позволил выявить наличие следующих организационных барьеров в этой сфере.
Так, в документах стратегического планирования федерального уровня главный организационный барьер - это ориентация на создание и развитие российского цифрового образовательного пространства при незакрепленности конкретных задач, мероприятий, целевых индикаторов и показателей в отношении ЦТ в государственной программе «Развитие образования».
В свою очередь на уровне законодательства субъектов РФ обнаруживается сразу несколько организационных барьеров.
Во-первых, налицо фрагментарность самой этой законодательной среды. Так, лишь в неко-
торых субъектах РФ государственные программы развития образования предусматривают совершенствование:
цифрового образования (один субъект РФ -Ханты-Мансийский автономный округ - Югра);
цифровой образовательной среды (шесть субъектов РФ - Республика Карелия, Удмуртская Республика, Республика Саха - Якутия, Брянская и Ленинградская области, г. Москва);
цифровых образовательных ресурсов (19 субъектов РФ);
технологий открытых данных (восемь субъектов РФ - Республики Башкортостан, Коми, Северная Осетия - Алания, Забайкальский край, Астраханская, Курская, Московская и Мурманская области);
искусственного интеллекта (один субъект РФ - Республика Северная Осетия - Алания);
облачных вычислений (пять субъектов РФ -Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Астраханская, Белгородская и Мурманская области),
Во-вторых, в них нет положений о цифро-визации или цифровой трансформации отрасли образования в целом.
В-третьих, не определены конкретные показатели внедрения и применения (использования) ЦТ.
К правовым барьерам на уровне федерального законодательства об образовании нужно отнести ориентацию на традиционное информационное обеспечение и отсутствие правового регулирования применения прорывных ЦТ в сфере образования.
На уровне законодательства субъектов РФ, помимо общей ориентации на традиционную информатизацию (т. е. информационное обеспечение существующих отношений в сфере образования, но без применения прорывных ЦТ), барьером является также фрагментарность закрепления элементов механизма правового регулирования применения ИТ в целом.
Так, принципы применения ИТ закреплены в законодательстве 15 субъектов РФ;
обязанность образовательных учреждений по обеспечению открытости и доступности информации - в семи субъектах РФ;
полномочия исполнительных органов государственной власти в сфере образования, в том числе в отношении ИС - в 34 субъектах РФ;
правовой режим ИС в образовании - в одном субъекте РФ, электронных образовательных ресурсов - в трех субъектах РФ, электронного обучения - в одном субъекте РФ.
Другими словами, в законах субъектов РФ затронуты только отдельные аспекты правового регулирования цифровизации образования, в то
время как необходима ее системная нормативная институционализация.
Кроме того, на этом уровне выявлены отсутствие правового регулирования применения ЦТ и механизмов оценки их влияния на образование при разработке нормативных правовых актов; фрагментарность правового регулирования проведения экспериментов в сфере образования. Правовое регулирование экспериментальной деятельности в сфере образования предусматривается в законах об образовании только семи субъектов РФ (например, в законе г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», законе Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»). Причем положение о том, что экспериментальная
В законах субъектов РФ затронуты только отдельные аспекты правового регулирования цифровизации образования, в то время как необходима ее системная нормативная институционализация
деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ, содержится только в законе Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае».
На уровне подзаконных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ выявлено значительное число барьеров, которые относятся не собственно к цифровизации, а к информатизации как ее этапу. В первую очередь это наличие требований об использовании бумажных носителей или одновременном использовании бумажных носителей и электронной формы при:
изменении уставов образовательных организаций (в четырех субъектах РФ - Республике Адыгея, Республике Дагестан, Оренбургской и Ростовской областях устав при его утверждении представляется на бумажном и электронном носителях);
составлении смет образовательных организаций (один субъект РФ - в соответствии с приказом Минобрнауки Алтайского края от 13 марта 2018 г. № 8-П «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства образования и науки Алтайского края и краевых казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края» смета Министерства и бюджетные сметы под-
ведомственных ему казенных учреждений составляются на бумажном носителе);
согласовании контрольных цифр приема в образовательные организации (три субъекта РФ - Краснодарский край, г. Москва, Оренбургская область. Например, в силу приказа Департамента культуры г. Москвы от 29 апреля 2015 г. № 278 «О порядке проведения публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета города Москвы» прошитая и пронумерованная заявка с приложениями подается на бумажном носителе в запечатанном конверте в одном экземпляре);
предоставлении субсидий образовательным организациям (четыре субъекта РФ - Архангельская, Новосибирская, Ульяновская и Сахалинская области. Например, в соответствии с приказом Минобразования Сахалинской области от 9 марта 2017 г. № 3.12-22 «Об утверждении административного регламента „Предоставление субсидии частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях"» документы подаются в Министерство на бумажных носителях);
организации и проведении конкурсов образовательных организаций (три субъекта РФ -Воронежская, Свердловская и Ульяновская области. Так, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 3 августа 2017 г. № 559-ПП «Об утверждении Положения о конкурсе среди некоммерческих организаций, реализующих образовательные программы технической направленности» документы на бумажном носителе формируются в папки);
предоставлении грантов образовательным организациям (три субъекта РФ - Республика Коми, Мурманская и Сахалинская области. Например, по постановлению Правительства Мурманской области от 30 марта 2018 г. № 145-ПП «О конкурсе на получение грантов на реализацию программ повышения качества образования школами Мурманской области с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях» для участия в конкурсе на получение гранта школа подает заявку с приложенной к ней программой повышения качества образования общеобразовательной организации на бумажном носителе);
проведении электронного мониторинга (один субъект РФ - в соответствии с приказом Мин-обрнауки Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2010 г. № 375 «Об организации электронного мониторинга реализации основных направ-
лений модернизации образования в Кабардино-Балкарской Республике» лица, ответственные за представление информации по основным направлениям модернизации образования, в соответствии с планом мероприятий по проведению мониторинга подают заполненные отчетные формы на бумажных носителях и несут персональную ответственность за правильность данных);
аттестации, повышении квалификации и переподготовке педагогических работников (два субъекта РФ - Республика Дагестан и Чеченская Республика. Например, в силу приказа Минобр-науки Чеченской Республики от 6 июня 2014 г. № 652-п «Об утверждении Административного регламента государственной услуги „Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чеченской Республики"» все документы представляются на бумажных носителях в формате А4 в печатном виде);
оказании финансовой поддержки работникам и учащимся, проведении конкурсов работников и учащихся (девять субъектов РФ - Республики Алтай, Башкортостан, Владимирская, Калининградская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Саратовская области и Республика Крым. Так, в соответствии с приказом Минобразования Пензенской области от 24 апреля 2018 г. № 141/01-07 «О проведении областного конкурса педагогических работников образовательных организаций Пензенской области „Учитель года Пензенской области"» документы представляются в оргкомитет конкурса на бумажном носителе).
Полагаем, чтобы устранить организационные барьеры для цифровизации в сфере образования, необходимо предусмотреть в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него проектов (программ) задачи, мероприятия, целевые индикаторы в отношении не только цифровизации образовательного процесса (внедрение онлайн-курсов), но и применения ЦТ в управлении образованием, в деятельности образовательных организаций. Соответствующие задачи, мероприятия, целевые индикаторы и показатели должны быть декомпозированы и включены в государственные программы развития образования субъектов РФ.
Для устранения правовых барьеров для циф-ровизации в сфере образования целесообразно внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» следующие изменения:
а) при закреплении правовых возможностей для цифровизации и цифровой трансформации определить:
принципы применения ЦТ в управлении образованием, деятельности образовательной организации и образовательном процессе;
механизм оценки влияния внедрения и применения ИТ путем педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов в сфере образования;
порядок и условия проведения экспериментов по внедрению ЦТ в управление образованием, деятельность образовательной организации и образовательный процесс, в том числе методики оценки их эффективности;
б) в рамках организации управления в сфере образования предусмотреть:
возможности и порядок межмашинного взаимодействия информационных систем в сфере образования;
переход от «бумажного» лицензирования и государственной аккредитации к автоматизированному мониторингу и анализу размещенной на сайте образовательной организации информации («цифровая контрольно-надзорная деятельность»);
запрет на представление документов в сфере образования одновременно на электронном и бумажном носителях (с сохранением исключительно электронного документооборота);
в) в сфере организации образовательного процесса предусмотреть переход от традиционных документов об образовании к цифровому портфолио личности (с внесением соответствующих изменений в трудовое законодательство и законодательство о государственной службе).
Реализация указанных предложений, а также формирование постоянно действующего механизма выявления правовых и организационных барьеров для цифровизации в ходе нормотворче-ского процесса (например, при проведении педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов) и последующего мониторинга применения действующих нормативных правовых актов позволит осуществить цифровизацию и цифровую трансформацию сферы образования более эффективно.
Список литературы
Dobrolyubova E., Alexandrov O., Yefremov A. Is Russia Ready for Digital Transformation? // Digital Transformation and Global Society. Communications in Computer and Information Science. Vol 745. Revised materials of the Second international conference DTGS 2017 (St. Petersburg, June 21-23, 2017) / ed. by Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A. Cham: Springer, 2017. P. 431-444.
Административные барьеры: одиннадцать препятствий в работе школы // Первое сентября. 2006. № 17.
Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. 320 с.
Барабанова М. И., Трофимов В. В., Трофимова Е. В. Цифровая экономика и «Университет 4.0» // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 1. С. 178-184.
Дятлов С. А. Э-нейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. 2017. № 8. С. 91-95.
Ефремов А. А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45-56.
Мельникова Н. С., Пивоварова Д. М., Кузьмин Е. В. Исследование инновационных методов цифровой трансформации в области образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3. С. 131-135.
Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 78-83.
Тихомиров Ю. А. Юридическое прогнозирование: науч.-практ. пособие. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2018. 168 с.
Тульнинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.
Владимир Николаевич Южаков - доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). 119571, Российская Федерация, Москва, пр. Вернадского, 82-84, корпус 9. E-mail: [email protected].
Алексей Александрович Ефремов - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). 119571, Российская Федерация, Москва, пр. Вернадского, 82-84, корпус 9. E-mail: [email protected].
Legal and Organizational Barriers of Digitalization of Education in the Russian Federation
The aim of the study is to identify the legal and organizational barriers to digitalization and digital transformation of education in the Russian Federation and to develop proposals for improving the startup planning and legal regulation in this area. The study presents the authors' method of identifying the barriers. The main feature of this methodology (based on the comparative-law method and structural and functional analysis) is its focus on identifying the legal and organizational barriers to digitalization not only of the educational process itself, but also of the life cycle of the educational organization as a whole.
The key legal and organizational barriers to digitalization for education were identified and systematized. It was concluded that there remains a significant number of barriers not only to digitalization, but also to primary informatization in the field. The authors substantiate proposals for improvement of strategic planning and legal regulation, aimed at eliminating the identified barriers and forming of legal conditions for digitalization and, in the long term, the digital transformation of Russian education.
Keywords: informatization, information technology, education, organizational barriers, legal regulation, legal barriers, digital transformation, digitalization
References
Administrativnye bar'ery: odinnadtsat' prepyatstvii v rabote shkoly [Administrative Barriers: Eleven Barriers to School], Pervoe sentyabrya, 2006, no. 17.
Barabanova M. I., Trofimov V. V., Trofimova E. V. Tsifrovaya ekonomika i «Universitet 4.0» [Digital Economy and University 4.0 Model], Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii, 2018, no. 1, pp. 178-184.
Dobrolyubova E., Alexandrov O., Yefremov A. Is Russia Ready for Digital Transformation?, Alexand-rov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., et. al. (eds.) Digital Transformation and Global Society. DTGS 2017. Communications in Computer and Information Science, Cham, Springer, 2017, vol. 745, pp. 431-444.
Dyatlov S. A. E-neirosetevoe obrazovanie v tsifrovuyu epokhu: teoriya i praktika [E-neural Network Education in the Digital Age: Theory and Practice], Innovatsii, 2017, no. 8, pp. 91-95.
Khabrieva T. Ya., Marcou G. (eds.) Administrativnye protsedury i kontrol' v svete evropeiskogo opyta [Administrative Procedures and Control in the Light of European Experience], Moscow, Statut, 2011, 320 p.
Mal'chikova N. S., Pivovarova D. M., Kuz'min E. V. Issledovanie innovatsionnykh metodov tsifrovoi transformatsii v oblasti obrazovaniya [Studying the Innovative Methods of Digital Transformation in the Field of Education], Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2017, no. 3, pp. 131-135.
Omarova S. K. Sovremennye tendentsii obrazovaniya v epokhu tsifrovizatsii [Modern Trends in Education in the Era of Digitalization], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 2018, no. 1, pp. 78-83.
Tikhomirov Yu. A. Yuridicheskoe prognozirovanie [Legal Prognostication], Moscow, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2018, 168 p.
Tul'chinskii G. L. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: vyzovy vysshei shkole [Digital Transformation of Education: High School Challenges], Filosofskie nauki, 2017, no. 6, pp. 121-136.
Yefremov A. A. Otsenka vozdeistviya pravovogo regulirovaniya na razvitie informatsionnykh tekhnologii: mekhanizmy i metodika [Assessing the Impact of Legal Regulation on the Development of Information Technologies: Mechanisms and Methods], Zakon, 2018, no. 3, pp. 45-56.
Vladimir Yuzhakov - doctor of philosophical sciences, professor, director of Public Management Technologies Center AERI, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow). 119571, Russian Federation, Moscow, Vernadskiy ave., 82-84, building 9. E-mail: [email protected].
Alexey Yefremov - candidate of juridical sciences, associate professor, leading researcher of Public Management Technologies Center AERI, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow). 119571, Russian Federation, Moscow, Vernadskiy ave., 82-84, building 9. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 09.10.2018
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 10.12.2018