Научная статья на тему 'Информатизация судов общей юрисдикции'

Информатизация судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13743
1763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED SYSTEM / СУД / COURT / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PERFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Просвирнин Юрий Георгиевич

Рассматриваются процессы информатизации судов общей юрисдикции. Внимание уделено информационным технологиям в деятельности Верховного Суда Российской Федерации, а также становлению и особенностям современного функционирования Государственной автоматизированной системы "Правосудие". Сделаны определенные выводы и предложения по совершенствованию информатизации судов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article processes of information of courts of law are considered. The attantion is given information tecnology in activity of the Supreme Court of the Russian Federation, and also to formation and features of modern functioning of State automate system "Justice". Certain conclusions and offers on improvement of information of courts of law.

Текст научной работы на тему «Информатизация судов общей юрисдикции»

Ю. Г. Просвирнин

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Рассматриваются процессы информатизации судов общей юрисдикции. Внимание уделено информационным технологиям в деятельности Верховного Суда Российской Федерации, а также становлению и особенностям современного функционирования Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Сделаны определенные выводы и предложения по совершенствованию информатизации судов.

К л ю ч е в ы е с л о в а: информатизация, информационные технологии, автоматизированная система, суд, совершенствование.

In article processes of information of courts of law are considered. The attention is given information technology in activity of the Supreme Court of the Russian Federation, and also to formation and features of modern functioning of State automated system «Justice». Certain conclusions and offers on improvement of information of courts of law.

K e y w o r d s: information, the information technology, the automated system, court, perfection.

Информатизация судебной деятельности, понимаемая как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей судебных органов на основе формирования и использования информационных ресурсов, является стратегическим направлением повышения оперативности судопроизводства в России. Основными целями информатизации судебной системы Российской Федерации является повышение эффективности отправления правосудия, сокращение сроков и улучшение качества рассмотрения судебных дел.

Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой информационной системы судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства эта система позволяет руководителям судов, оснащенных соответствующими средствами информатизации, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, нагрузке судей, календарных планах работы судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции и другую справочную информацию.

Работа по информатизации судов общей юрисдикции началась в середине прошлого века. В 1994 г. Совет судей в постановлении от 19 октября 1994 г. «О компьютеризации судов»1 поручил президиуму Совета судей РФ изучить предложения о возможных путях решения указанной проблемы, поступившие от управления информатизации Министерства юстиции РФ.

Компьютерная техника, начавшая поступать в суды, в первую очередь предназначалась для ведения баз данных правовой информации и судебной статистики. Затем ее функции расширились, появилась возможность работы президиума Совета судей, областных и равных им судов с интегрированным банком данных НЦПИ «Фонд» через ресурсы сети Интернет, а в дальнейшем - информационноправовое обеспечение судов общей юрисдикции (базы данных «Эталон», «Фонд» в сети Интернет), сбор, обработка, хранение, передача судебной статистики, внед-

1 Опубликовано в машиночитаемом виде НТЦ «Система». © Просвирнин Ю. Г., 2012

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

237

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

рение и сопровождение автоматизированных технологий судебного делопроизводства.

Задачи информатизации судов стали включать разработку отраслевого стандарта базы данных судебного делопроизводства и статистики. На основе этого стандарта ставилась задача организовать создание программных приложений судебного делопроизводства и статистики2. Такие программы были созданы по ряду организационных направлений судебной деятельности3. В настоящее время разработаны основополагающие документы по стратегии информатизации судов, в том числе Положения об организации и порядке обеспечения функционирования комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы (ГАС) Российской Федерации «Правосудие» с учетом формирования единой информационной инфраструктуры судов Российской Федерации4.

ГАС «Правосудие» предназначена для хранения, обработки и использования как открытой, так и закрытой информации, в том числе представляющей государственную тайну. Исходя из условий обеспечения доступа к информационным ресурсам, банкам и базам данных, в ней сформированы три контура документооборота. Подобное построение системы обеспечивает реализацию политики информационной безопасности, определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на ее распространение.

ГАС «Правосудие» - это комплексная информационная система судебного делопроизводства по гражданским, уголовным (в том числе с присяжными заседателями), административным делам судов общей юрисдикции, предназначенная для автоматизации деятельности как районных и областных судов, так и военных судов, позволяющая обеспечить: документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с ГПК, УПК, КоАП РФ, другими законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции; создание единого полного банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений; оперативное предоставление полной и достоверной информации о нагрузке судей и аппарата суда, качестве их работы, о движении дел при помощи удобных и легких в использовании средств; создание информационно-технической основы для обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства по делам; автоматическое формирование статистической отчетности о деятельности

2 См.: Постановление Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 170 «О реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». Опубликовано в машиночитаемом виде НТЦ «Система».

3 См.: приказы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 68 «Об организации эксплуатации, сопровождения и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». Опубликованы в машиночитаемом виде НТЦ «Система» ; от 16 февраля 2007 г. № 20 «Об эксплуатации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» ; постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. № 220 «О ходе реализации мероприятий по эксплуатации в федеральных судах общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и поддержании информационных ресурсов». Опубликовано в машиночитаемом виде НТЦ «Система».

4 Утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2010 г. № 197. Опубликовано в машиночитаемом виде НТЦ «Система».

238

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

Ю. Г. Просвирнин

судов общей юрисдикции как за утвержденные, так и за произвольные временные интервалы.

Указанная автоматизированная система состоит из нескольких подсистем.

«Административное управление» - информационно-аналитическая поддержка управленческой деятельности на базе корпоративной сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей судов и Судебного департамента, а также АРМ помощников-аналитиков. Подсистема включает в себя программно-информационный комплекс со сводными данными судебной статистики, отчетными данными по всем аспектам обеспечения деятельности судов, справками с оценкой эффективности работы судов и органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечиваются анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития судов и системы Судебного департамента во взаимодействии с соответствующими функциональными подсистемами ГАС «Правосудие». Программно-информационный комплекс подсистемы содержит экспертные оценки по проблемным вопросам с выявлением ситуаций, требующих принятия безотлагательных управленческих решений. В ней также имеется электронный справочник руководителей судов и Судебного департамента, обеспечивающий оценку динамики результатов их деятельности и сравнительный анализ эффективности работы отдельных судов (подразделений Судебного департамента).

«Организационное обеспечение» - подсистема информационной поддержки задач, связанных с организационным обеспечением деятельности судов и органов Судебного департамента. В подсистеме организуется обобщение данных контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживаются в актуальном состоянии справочные данные о пользователях судебной информационной инфраструктуры. Эти данные включают в себя наименования судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, факс, электронную почту, каталог доступных информационных ресурсов и другую служебную информацию.

«Право» - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Судебное делопроизводство и статистика» - подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций и обеспечения санкционированного доступа к информации банка со стороны различных категорий пользователей.

Кроме того, существуют такие подсистемы, как «Видеоконференцсвязь», «Судебная экспертиза», «Документооборот», «Ведомственная статистика Судебного

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

239

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

департамента», «Кадры», «Обучение», «Общественные связи», «Финансы», «Материально-технические ресурсы», «Обращения граждан», «Международно-правовое сотрудничество», «Судейское сообщество» и др.

В ГАС «Правосудие» включены также типовые функционально-технологические подсистемы: информационно-справочная, интернет-портал ГАС «Правосудие», отображения информации коллективного пользования, система обеспечения безопасности информации, а также обеспечивающие подсистемы: связи и передачи данных, управления и контроля функционирования, обеспечения эксплуатации сервисного обслуживания, обучения кадров.

Достаточно активно стала развиваться информатизации Верховного Суда РФ, которая осуществляется на основании Концепции информатизации Верховного Суда РФ, утвержденной приказом Председателя Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. № 13-П. Она является основополагающим документом политики Верховного Суда в сфере его информатизации в рамках судебной системы Российской Федерации, позволяющим планировать на долгосрочную перспективу мероприятия по совершенствованию и развитию автоматизированной информационной системы (АИС) Верховного Суда в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг., а также по проектам Мирового банка реконструкции и развития «Поддержка судебной реформы», другим проектам и программам с бюджетным и внебюджетным финансированием.

Основой информатизации Верховного Суда РФ является АИС, которая представляет собой совокупность информационных ресурсов и комплексов средств автоматизации функциональных подсистем, сетей связи и передачи данных, используемых Верховным Судом.

Целью информатизации Верховного Суда РФ является создание принципиально новой системы и современной формы организации деятельности судей и работников аппарата Верховного Суда, направленных на повышение эффективности всех видов обеспечения деятельности Верховного Суда на основе информационнотелекоммуникационных технологий. Указанная цель напрямую связана с общими целями совершенствования судебной системы Российской Федерации - такими, как: совершенствование судопроизводства и повышение доступа к правосудию; повышение эффективности работы судей и работников аппарата Верховного Суда; обеспечение единства судебной системы в информационной сфере; обеспечение высокого уровня открытости судов для населения и организаций.

Для достижения указанных целей информатизации Верховного Суда РФ обеспечивается решение следующих основных задач:

1) сокращение сроков рассмотрения судебных дел, а также заявлений, жалоб граждан и организаций на основе комплексного использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи, интернет-технологии, технологии электронного делопроизводства, технологии обработки и хранения больших объемов данных и других компьютерных технологий;

2) повышение эффективности процессов судебного делопроизводства, обработки данных судебной статистики;

3) повышение оперативности информационного взаимодействия Верховного Суда с Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, прокуратурой, Федеральной службой исполнения наказаний Минюста России, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

240

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

Ю. Г. Просвирнин

4) повышение качества информационного обеспечения административно-управленческих процессов Верховного Суда с созданием современных методов информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

5) комплексное обеспечение информационной безопасности и защиты информации АИС Верховного Суда;

6) обеспечение финансовых и материально-технических условий для повышения производительности и надежности комплексов средств информатизации, модернизации и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в соответствии с требованиями, предъявляемыми к АИС;

7) повышение квалификации судей и работников аппарата Верховного Суда по эффективному использованию новых информационных технологий.

Создание АИС Верховного Суда стало возможным благодаря внедрению и, начиная с 1994 г., широкому распространению информационных компьютерных технологий во всех подразделениях Верховного Суда. Современный этап развития автоматизированного судопроизводства в Верховном Суде характеризуется ежегодным увеличением объема и качественного многообразия рассматриваемых дел и материалов с использованием информационно-компьютерных технологий.

К основным системам АИС относятся:

1. Автоматизированная система судебного делопроизводства Верховного Суда РФ - имеет принципиальные отличия от систем остальных судов общей юрисдикции. Эти отличия вызваны определенной спецификой работы Верховного Суда. В данном случае речь идет о достаточно больших объемах информации. Для обработки подобных массивов данных необходимо соответствующее аппаратное, общесистемное и прикладное программное обеспечение.

В настоящее время АИС Верховного Суда включает функциональные подсистемы практически во всех подразделениях: Управление делами (документооборота и делопроизводства), Отдел проверки судебных решений в порядке надзора, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Кассационная коллегия, Президиум, Управление анализа и обобщения судебной практики, группа обработки статистических данных, Управление по работе с законодательством, Управление кадров и государственной службы.

Существующие средства информатизации в сфере общего документооборота и делопроизводства Верховного Суда были нацелены на решение управленческих, а также на организацию информационно-правового обеспечения деятельности Суда с использованием справочных правовых систем («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»).

2. Локальная вычислительная сеть (ЛВС) комплекса зданий Верховного Суда - представляет собой кампусную сеть с восемью территориально разнесенными кроссовыми центрами, объединяющими вычислительные ресурсы семи корпусов. Основная цель применения многоуровневой архитектуры при построении локальных сетей Верховного Суда - это обеспечение высокой надежности и масштабируемости (возможности расширения или перестройки сети с минимальными затратами), а также высокой производительности АИС.

Особенностью ЛВС Верховного Суда является наличие двух основных уровней топологии (ядро и уровень доступа) с выделенной серверной фермой и магистральными соединениями, построенными на основе волоконно-оптической линии связи.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

241

16. Заказ 3

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

3. Подсистема проведения дистанционных судебных процессов на основе технологии видео-конференц-связи.

В соответствии с п. 3 ст. 376 УПК РФ «осужденный, содержащийся под стражей и заявивший о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы или представления на приговор, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо изложить свою позицию в режиме удаленного присутствия с использованием систем видео-конференц-связи». Ежедневно только в Верховном Суде в среднем проводится около 40 судебных процессов в режиме видео-конференции с территориально-распределенными исправительными учреждениями страны, большинство которых находятся за тысячи километров от залов судебного заседания.

В систему видео-конференц-связи судебного производства включены: Верховный Суд, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды, исправительные учреждения и колонии Федеральной службы исполнения наказаний России. Внедрение и практическое использование технологий видео-конференц-связи в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации убедительно показали повышение эффективности затрат времени, финансовых и человеческих ресурсов, увеличение количества рассматриваемых дел за заданный интервал времени, сокращение сроков рассмотрения дел. Технология видео-конференц-связи представляет собой инструмент, позволяющий реализовать конституционные права граждан в правовом поле страны со значительной экономией государственных средств за счет удаленного присутствия осужденных в судебном процессе в реальном масштабе времени.

4. Автоматизированное рабочее место (АРМ).

Существуют АРМ для более двадцати категорий должностных лиц (администраторов баз данных, секретарей канцелярий, консультантов, работников различных отделов и др.). Они создаются также для таких функциональных участков, как формирование статистических сведений и аналитических материалов; электронный банк судебных документов; регистрация и протоколирование движения документов; публикация различных сведений; электронная справочная Верховного Суда.

АРМ, входящее в состав функциональных компонентов автоматизированного делопроизводства, оснащается средствами работы с единой сетевой базой данных в виде экранных форм для ввода информации и процедур-запросов к базе данных, предназначенных для реализации функций соответствующего должностного лица, связанных с регистрацией, разработкой и хранением документов, а также получением информационных справок и статистических отчетов.

5. Автоматизация процессов судебного делопроизводства.

Анализ состояния автоматизированных рабочих мест судей и работников аппарата Суда, непосредственно связанных с автоматизированным судебным делопроизводством Верховного Суда, позволил определить основные направления совершенствования организационного, нормативно-правового и методического обеспечения деятельности судей и работников аппарата Верховного Суда по доступу к ресурсам АИС Верховного Суда в процессе решения их функциональных задач.

Принятие в промышленную эксплуатацию ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции обеспечивает взаимодействие АИС Верховного Суда и ГАС «Правосудие». Это крайне важно при реализации функции взаимообмена данными в электронном виде между Верховным Судом и областными и равными им судами.

242

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

Ю. Г. Просвирнин

6. Электронный банк данных судебных документов.

Электронный банк данных судебных документов Верховного Суда представляет собой информационно-поисковую систему с централизованным хранилищем текстовых данных и образов документов в виде графических файлов.

7. Подсистема судебной статистики.

Подсистема, осуществляющая сбор статистических данных и формирование статистической отчетности о деятельности судебных коллегий Верховного Суда, имеет прямую и обратную связи с комплексом средств автоматизации проверки судебных решений в порядке надзора, с канцелярией первых инстанций судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам, Судебными коллегиями по гражданским и по уголовным делам (и отдельно с судебным составом по административным делам в части рассмотрения административных дел), Кассационной коллегией, Военной коллегией, Президиумом Верховного Суда, Отделом контроля и исполнения решений (в части обращения Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека).

Кроме того, подсистема судебной статистики должна быть интегрирована с автоматизированными системами «Электронный банк судебных документов» и «Справочная система Верховного Суда».

8. Автоматизированная справочная система Верховного Суда РФ.

Справочная система предназначена для сосредоточения всей информации,

зарегистрированной по судебному и общему делопроизводству всех подсистем, работающих в Верховном Суде в рамках одного интерфейса.

Учитывая то, что пользователями данной информации являются все судьи и работники аппарата Суда, интерфейс системы строится с учетом следующих требований: простота использования; применение технологии тонкого клиента; наличие перекрестных ссылок, по которым предоставляется справочная информация из всех подсистем в рамках вопроса, интересующего пользователя; возможность предоставления не только справочной информации по делам и жалобам, но и статистико-аналитической.

9. Информационно-справочные киоски и табло отображения информации о назначении слушаний по судебным делам Верховного Суда РФ.

Данные модули автоматизированной системы судебного делопроизводства Верховного Суда создаются с целью самостоятельного получения информации гражданами.

Киоски и табло размещаются в холлах Верховного Суда, имеют связь с действующими в реальном масштабе времени базами данных для того, чтобы посетитель в любой момент мог получить справку о состоянии, стадии нахождения и результатах рассмотрения любого вопроса, который в данный момент или ранее был рассмотрен Верховным Судом. При этом интерфейс программного обеспечения должен быть интуитивно понятен и прост в использовании, посетитель самостоятельно, не привлекая работников канцелярий, должен получить нужную ему информацию.

10. Веб-портал Верховного Суда РФ - это справочно-информационная система, предназначенная для предоставления информационно-телекоммуникационных услуг работникам судов и общественности о различных сферах деятельности Верховного Суда, процессах, происходящих в Российской Федерации в части реформирования судебной системы, предоставления информации о ходе рассмотрения дел Верховным Судом.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

243

16;

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

Информация поступает на веб-портал из систем судебного делопроизводства, электронного банка данных судебных документов в реальном масштабе времени в ограниченном режиме, регламентируемым руководящими документами в области открытости информации судебной системы. При этом должны соблюдаться требования о неразглашении сведений, влияющих на ход судебного разбирательства или ущемляющих интересы заинтересованных сторон. В целях обеспечения безопасности в данном случае информация поступает из копий баз данных.

11. Автоматизированная подсистема протоколирования судебных заседаний Верховного Суда РФ.

Автоматизированная система протоколирования «Фемида» установлена и эксплуатируется во всех залах судебных заседаний Верховного Суда. Эта подсистема интегрирована с делопроизводством и обеспечивает: цифровую звукозапись всех событий в зале суда с привязкой к хронологии событий и возможностью дальнейшего воспроизведения в различных режимах, полную и точную фиксацию судебных заседаний с сохранением на сеть или DVD/CD-диски; объективную и качественную регистрацию событий, происходящих в зале суда, и работу секретарей в рамках единой системы делопроизводства Верховного Суда, а также создание протокола как во время судебного процесса, так и после него; предоставление секретарю удобного инструмента для составления текстового протокола в цифровом виде, в режиме реального времени - «конструирование» протоколов судебных заседаний.

Существуют и другие автоматизированные подсистемы документооборота и делопроизводства Верховного Суда РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ имеет мощную, многоуровневую систему, позволяющую широко внедрять информационные технологии в Верховном Суде и предоставлять качественно новые возможности для информационно-телекоммуникационной поддержки деятельности руководства Верховного Суда, судей и работников аппарата Верховного Суда. Причем она тесно связана с ГАС «Правосудие» и предусматривает обеспечение единства подходов к разработке методов и средств информатизации, внедрению электронного документооборота по трем основным направлениям:

1) информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества;

2) информатизация системы Судебного департамента;

3) создание интегрированной сети средств информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития ГАС «Правосудие»5.

Вместе с этим принятие Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» возложило принципиально новые обязанности на суды и систему Судебного департамента, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона), приема обращений граждан в электронном виде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».

5 См.: Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75. Опубликована в машиночитаемом виде НТЦ «Система».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

244

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

Ю. Г. Просвирнин

Изменения технических решений ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения, расширения состава программно-технических средств (информационные киоски, системы хранения публичной информации) позволили приступить к реализации данных норм Федерального закона в установленный срок. Однако в настоящее время требуется расширение возможностей использования ГАС «Правосудие» с учетом накопленного опыта применения в части снижения трудоемкости ввода и обработки информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.

Следует также отметить разработанные Судебным департаментом предложения по модернизации и дальнейшему развитию информатизации судов общей юрисдикции с целью формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей и формированию электронных архивов судов на базе ГАС «Правосудие», которые нашли отражение в проекте концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 20132017 годы6.

Кроме того, по поручению Правительства РФ Министерством юстиции РФ подготовлен проект федерального закона для установления правового режима электронного документа и обеспечения его юридической значимости в органах судебной власти и прокуратуры, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде, затрагивающий вопросы, связанные с деятельностью судов при осуществлении правосудия.

Законопроектом предусматривается возможность использования в ходе судопроизводства в качестве письменных доказательств электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, а также установления порядка оформления в электронном виде процессуальных документов, удостоверенных аналогичным образом.

В связи с изложенным предлагается разработку концепции модернизации и развития информатизации судов общей юрисдикции завершить в 2012 г. в виде Концепции формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей на базе ГАС «Правосудие» на 2013-2017 гг.

6 Постановление президиума Совета судей РФ от 5 декабря 2011 г. № 285 «О разработке проекта концепции модернизации и дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции на период 2012-2016 годов». Опубликовано в машиночитаемом виде НТЦ «Система».

Просвирнин Юрий Георгиевич,

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Воронежского государственного университета

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.